Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531924 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6497
  • Репутация: +4165/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #410 : 30 Декабря, 2017, 12:26:32 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече Президента России В.В. Путина с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

1 декабря 2017 г. 18:04
1 декабря 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил перед участниками заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С ответным словом к главе государства обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Братья-архипастыри!
Сегодня историческое событие: глава Российского государства посетил юбилейный Архиерейский Собор, посвященный 100-летию восстановлению Патриаршества в нашей Церкви. Собор, который ставит и решает очень важные злободневные вопросы, связанные с духовной жизнью человека, его благополучием, с его нравственным и этическим здоровьем. Собор, который не уклоняется от решения сложных тем, в том числе связанных с нашей историей. Очень надеюсь, что решения этого Собора помогут нашей Церкви, в диалоге с обществом, двигаться вперед, в том числе решая проблемы, которые сегодня стоят перед народом.
В год 100-летия известных революционных событий невозможно уклониться от анализа прошлого, и, пользуясь случаем, что в Зале церковных соборов вместе с нами глава государства, я хотел бы сказать несколько слов о сложном пути развития церковно-государственных отношений. В царской России Церковь была государственной, во главе ее был император, а управлялась Церковь бюрократической администрацией, именуемой обер-прокурорством Святейшего Правительствующего Синода. В преддверии революции лучшие умы как Церкви, так и государства стали задумываться о роли Церкви в российском обществе и о том, что нужно сделать для того, чтобы сделать эту роль более очевидной. В очень непростое время, примерно за год до революции 1905 года, тогдашний премьер-министр Витте обратился к государю императору с докладной запиской, в которой указал, что одна из причин потери влияния Церкви на народ заключается в том, что между Церковью и высшей государственной властью, Церковью и народом есть некая бюрократическая прослойка, — имея в виду бюрократическую государственную институцию. Действительно, не существовало прямого диалога Церкви с высшей государственной властью, и без вмешательства государства не осуществлялся прямой диалог Церкви со всем обществом.
После революционных событий, когда были провозглашены принципы отделения Церкви от государства, казалось, что государство устранится от того, чтобы играть столь опасную для целостности государства и народа роль, отделяя Церковь от возможного прямого диалога с народом. Но произошло совсем не то: буквально с первых дней существования новой власти, уже через особые институции, включенные в спецслужбы тогдашнего советского государства, начались попытки формировать ту же политику, что была до революции, а именно согласовывать назначения, контролировать все, что происходит на уровне высших церковных решений. Другими словами, вмешиваться в церковную жизнь, преследуя конкретные цели, причем в то время к общегосударственным интересам активно подключились интересы идеологические.
А когда в 1990-е годы произошли перемены и Церковь ясно заявила, что не должно быть никаких бюрократических прокладок, нашлись горячие головы среди наших тогдашних революционеров. Предлагалось даже создание министерства по делам религии, и некоторые из известных людей, принимавших активно участие в политических переменах, не только хотели, но даже предлагали свои кандидатуры в качестве новых обер-прокуроров.
Хотел бы Вас сердечно поблагодарить за то, что в нынешней России не существует никаких бюрократических прокладок. Осуществляется диалог между Патриархом и Президентом, высшей церковной властью и соответствующими министерствами и ведомствами. По всей вертикали нашей жизни ведется прямой диалог, который дает возможность Церкви формулировать свое понимание происходящего в стране, в народе, обращать внимание на такие темы, как общественная нравственность, социальная жизнь, экологические проблемы, нравственное измерение проблем внешней и внутренней политики. Все это формирует в обществе ясное понимание самостоятельной позиции Церкви. И самое, может быть, важное — то, что эта позиция основывается на тех же нравственных принципах, на которых сегодня основывается и наше законодательство. Эти принципы вырастают из нашей духовной, нравственной традиции, которая сегодня государством российским не оспаривается.
Нет ничего более серьезного и важного, чем нравственный консенсус в обществе. Если есть консенсус вокруг главных нравственных ценностей, то гармонично формируются все общественные отношения — создается приемлемое для людей законодательство и политическая практика соответствует интересам народа.
В том, о чем я сейчас говорю, — Ваша большая личная роль. Я благодарю Вас за диалог, который мы с Вами осуществляем, за диалог, который осуществляют руководители министерств и ведомств с соответствующими профильными организациями и структурами Русской Православной Церкви, и за ту атмосферу открытости, в которой сегодня живет наше общество. Думаю, что именно эта открытость будет залогом непременных успехов нашего Отечества в ближайшем и отдаленном будущем.
От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви я хотел бы пожелать Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, долгих лет жизни, крепкого здоровья, помощи Божией в той высокой миссии, которую Вам через волеизъявление людей поручил Господь. Именно так мы понимаем то, что происходит в истории людей: свободная воля людей сочетается с Божественным промыслом. Пусть Господь хранит Вас.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6497
  • Репутация: +4165/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #411 : 30 Декабря, 2017, 12:27:32 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заключительном торжественном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

2 декабря 2017 г. 17:47
2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заключительное торжественное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам заседания с приветственным словом.
Ваши Святейшества и Блаженства, дорогие Предстоятели Поместных Православных Церквей! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Ваши Высокопреподобия и Преподобия, представители духовенства города Москвы! Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы вступили в завершающую стадию Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Последнее заседание носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения. Первые жертвы среди священнослужителей, начало которым положила мученическая смерть священника Иоанна Кочурова в Царском Селе, были совершены до избрания Святейшего Патриарха Тихона. Поэтому Святейший в полной мере сознавал, какой жребий уготован ему, когда услышал весть о избрании его на Патриарший престол, и мы знаем, что предчувствия Святейшего, к сожалению, оправдались. Все его недолгие семь лет служения на Патриаршей кафедре были годами исповедничества. Не только потому, что каждый день он рисковал жизнью, не только потому, что он лишался свободы, но потому, что он ежедневно получал свидетельства о зверствах, творимых над иерархами и клиром Русской Православной Церкви, о жертвах среди наших мирян. Он получал свидетельства о разрушении храмов и монастырей, о разрушении тысячелетней православной традиции нашего народа. Он получал известия о том, как власть, борясь с Церковью, не только наносит ей удары извне, но и пытается изнутри разрушить единство, инспирируя церковный раскол.
Святейший Патриарх не дожил до того времени, когда Церковь обрела хотя бы относительную возможность открыто совершать свое служение. Он не увидел и славу нашей Церкви, и возрождение нашего народа, духовное возрождение, но мы знаем, что с небес он видит все, и, будучи прославлен в лике святых, молится за нашу Церковь и за весь наш народ.
Я выражаю сердечную благодарность Предстоятелям Поместных Православных Церквей и представителям тех Церквей, главы которых по объективным причинам не смогли прибыть в город Москву, за участие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, за участие в наших юбилейных торжествах. Мы воспринимаем, дорогие братья, ваш приезд в Москву как проявление вашей братской любви, вашей солидарности со всем долгим и трагическим путем, которым Русская Церковь прошла в ХХ веке. Мы принимаем вас с особой любовью и уважением, с осознанием того, что и Церкви, которые вы возглавляете, в течение истории проходили через тяжелые обстоятельства. А некоторые из Церквей, представленные зде Предстоятелями, и ныне проходят через тяжелейшие испытания, связанные с жертвами, с потерей членов Церкви. Мы молимся, чтобы Господь сохранил все наши Церкви в единстве, чтобы, несмотря на внешние, порой очень сложные, противоречивые обстоятельства, вся Полнота Церкви сохраняла осознание необходимости блюсти как зеницу ока церковное единство. В единстве наша сила, через единство мы проявляем солидарность со всеми, кто страждет, в едином Теле Церкви Христовой.
Еще раз сердечно приветствую всех вас, дорогие братья, прибывшие на наши юбилейные торжества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6497
  • Репутация: +4165/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #412 : 30 Декабря, 2017, 12:28:30 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в храме Московского епархиального дома

3 декабря 2017 г. 23:18
3 декабря 2017 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в канун дня 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в храме исторического Московского епархиального дома в Лиховом переулке. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец ректор! Дорогие учащие и учащиеся, братья и сестры!
С совершенно особым чувством я взошел сегодня в этот храм, где проходил исторический Собор 1917-1918 годов, 100-летие которого мы празднуем, и где было принято решение о восстановлении Патриаршества в нашей многострадальной Церкви, не имевшей в течение двух веков законного канонического возглавления. Сегодня, когда ученые рассуждают о трагедии, постигшей нашу страну в революционное лихолетье, в числе причин разрушения страны, государственности, народной жизни нередко называют и церковное неустройство. В самом деле, еще до революции 1905 года лучшие умы, и государственные, и церковные, сознавали, что искажение канонического устройства Церкви — это не просто ошибка управления, а нечто куда более опасное. Ведь если Церковь управляется канонически неверно, то это означает отнюдь не плохо организованное делопроизводство, но то, что управление Церковью осуществляется вне апостольской традиции.
Мы знаем, что во многих церковных общинах на Западе в результате Реформации епископальный строй оказался вообще разрушен, — когда по лекалам тогдашней политической мысли сформировалась система церковного управления, когда новомодные юридические идеи, связанные с разделением властей, стали проникать и в христианские сообщества. Однако величайшая ошибка всех тех преобразований была явлена не сразу, — только теперь, наблюдая за религиозной жизнью Запада, мы видим, что самыми уязвимыми, самыми слабыми оказались общины, которые отказались от канонического устроения на основе апостольского предания. А если оценивать уровень религиозности в странах, где большинство принадлежало к этим общинам, то сейчас там живет наибольшее количество людей, вообще разорвавших всякие связи с религией и живущих вне всякого Божественного нравственного закона.
Трудно сказать, какими соображениями руководствовался государь император Петр I, когда искусственно переносил на русскую землю этот самый что ни на есть неудачный опыт управления церковной жизнью. Только чудом, только реальным Божественным присутствием в жизни Церкви можно объяснить то, что с нашим народом и с нашей Церковью не произошло то, что случилось в результате реформации с Церквами на Западе. Несмотря на разрушение канонического управления, Церковь жила внутренней автономной жизнью, хотя, конечно, потеряла очень многое. И самое, может быть, важное — она была лишена возможности открыто говорить с народом, давать собственный комментарий к происходящему в общественной жизни, в мире культуры, в мире церковно-государственных отношений, откликаясь на проблемы, которые стали как снежный ком нарастать после 1825 года. В конце концов произошло то, что произошло. Когда нам говорят: «Церковь не смогла», мы со смирением отвечаем: «Да, не смогла. Но не смогла именно потому, что в самый сложный момент истории, связанный с ростом новых разрушительных идей, Церковь была лишена возможности прямого диалога с обществом и с народом».
А теперь можно задать вопрос, на который, конечно, не существует ответа: «А что было бы, если бы здесь, в этом здании, в этом помещении, не было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества?» Ведь и здесь раздавались голоса, что не нужно восстанавливать Патриаршество, что это идет вразрез с общим развитием политической мысли, что это некий ригоризм, некое восстановление давно утраченного, что это подорвет принцип соборности, разрушит соборное начало в Церкви. И мы знаем, что вначале именно так говорили известные богословы и церковно-политические деятели. Но по милости Божией гром революции многим помог задаться вопросом: «А что будет, если в этих условиях во главе Церкви не будет Патриарха?». Поэтому решение было принято уже при подавляющем превосходстве тех, кто стоял за восстановление Патриаршества.
Но если продолжить эти размышления в сослагательном наклонении, то можно сделать вывод, что если бы не было Патриарха, то навряд ли сохранилась бы и Церковь, потому что в самые тяжелые моменты гонений, притеснений, разрушений храмов единственную надежду люди связывали с тем, что во главе Церкви есть Патриарх. Он предстоит Богу в молитвах, и он несет особую личную ответственность, — при всем уважении к соборному началу в Церкви, — за то, что происходит с народом Божиим.
Мы знаем, что Святейший Патриарх Тихон очень скоро был лишен реальной власти. Но вот еще одно свидетельство особой силы Патриаршего служения: лишенный власти, он продолжал оставаться Предстоятелем Церкви, ее центром. Достаточно было задать единственный вопрос: «Вы в «тихоновской» Церкви или в обновленческой», чтобы узнать, на какой стороне православный христианин. И мы знаем, что абсолютное большинство было вместе с Патриархом Тихоном — и когда он был фактически отстранен от власти, и даже когда он умер, потому что по милости Божией не произошел отказ от решений Поместного Собора и никто не заявил об отмене соборного постановления, которое предполагало избрание Патриарха. Вначале Местоблюститель митрополит Петр, а когда стало очевидным, что владыка Петр не может нести Патриаршее служение в качестве Местоблюстителя, — его заместитель и преемник митрополит Сергий (Страгородский) — в условиях отсутствия Патриарха фактически совершали Патриаршее служение.
Поэтому, когда мы говорим, что празднуем столетие восстановления Патриаршества, мы утверждаем историческую правду. Но если мы скажем, что Патриаршество было вновь восстановлено в послевоенное время, это не будет соответствовать правде. Потому что восстановленное в 1917 году, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях.
И сегодня наша молитва святителю Тихону, чтобы он не оставлял свое наследие — град Москву и Церковь Русскую, также проходящую через непростые исторические обстоятельства. Опираясь на Архиерейский Собор, опираясь на многие институции, созданные в нашей Церкви, через которые выражается ее соборный голос, Патриарх имеет возможность с великой надеждой взирать в будущее, сознавая, что все те духовные силы, которые сегодня раскрепощены и служат великому святому делу провозглашения Евангелия народу нашему, сегодня способны и сохранить единство, и защитить Мать-Церковь. Я просил бы, чтобы эти последние слова каждый из вас принял и умом, и сердцем, потому что соборность проявляется не только в коллегиальном обсуждении проблем, но и в общей ответственности за судьбу Церкви. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6497
  • Репутация: +4165/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #413 : 30 Декабря, 2017, 12:29:58 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского, в Храме Христа Спасителя в Москве

4 декабря 2017 г. 14:04
4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского, в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное богослужение. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения со словом.
Ваши Блаженства, досточтимые Предстоятели Поместных Православных Церквей! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
В сей торжественный день, когда по воле Божией благой и совершенной (Рим. 12:2) Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей собрались в Первопрестольном граде Москве, в Храме Христа Спасителя, мое сердце преисполнилось духовной радостью от того, что вкупе с народом Божиим мы имели возможность принести Бескровную Жертву благодарения о всех и за вся. Поистине, то была вселенская Божественная литургия, союзом любви соединившая людей разного возраста, звания, положения, живущих в различных странах, но принадлежащих к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Особую признательность хотел бы выразить всем высоким гостям, возглавившим делегации Поместных Церквей и своим участием усугубившим радость торжеств, посвященных 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви — события сколь значимого, столь и судьбоносного. Я весьма ценю братские чувства и высказанные добрые пожелания, молитвенную поддержку и видимое свидетельство православного единства, столь убедительно явленное в сии благословенные дни нашего общения и причащения из единой Чаши Христовой.
Ныне вспоминая историческое событие — восшествие на Московский Патриарший престол святителя Тихона — и воздавая должное его исповедническому служению, пришедшемуся на время богоборчества, полагаю справедливым выразить благодарность Церквам-Сестрам за неизменную солидарность с Русской Православной Церковью, претерпевшей в минувшем ХХ веке жесточайшие гонения.
Одному Богу ведомо, сколько было сделано и пережито нашей Церковью за это время, исполненное многих скорбей и испытаний. Главным для Неё было и остается — служение Богу и людям. А это значит, что Она и впредь будет сохранять апостольское преемство и иерархический строй, безбоязненно возвещать евангельскую Истину, откликаться на вопрошания современников и давать на них пастырские ответы, сообразуясь с наставлением апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).
Окидывая ныне мысленным взором минувшее столетие, мы благодарим Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа за вся, яже о нас бывшее: за годы притеснений и духовного возрождения, за радость пребывания в лоне Святой Церкви и страданий за Имя Христово, за обретение для Царства Небесного ищущих спасения душ человеческих, за дар молитвенного общения и утверждения церковного единства.
Отрадно видеть сколь щедро Господь изливает Свои милости на Русскую Православную Церковь, на всех нас, ее смиренных служителей, вдохновляемых примером славных предшественников и с усердием исполняющих многоразличные послушания, прилагающих усилия к тому, чтобы слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7).
Миссия Церкви нелегка и ответственная. Но на протяжении веков она, водительствуемая Святым Духом, неустанно возвещает даже до края земли (Деян.1:8) благую весть о Том, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6) – о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе.
За последние годы, Богу содействующу, в добром сотрудничестве клира и паствы, людей церковных и светских, при поддержке жертвователей и благотворителей немало было сделано для развития религиозной жизни на всем пространстве пастырской ответственности Московского Патриархата. Однако было бы большой ошибкой полагать, что этого уже достаточно. Мы сделали лишь только то, что, по слову Божиему, должны были сделать (Лк. 17:10).
Рад свидетельствовать о благоуспешном завершении Архиерейского Собора, работа которого предшествовала нынешнему торжеству. Выражаю  сердечную благодарностьПреосвященным архипастырям нашей Церкви, в духе братской любви потрудившимся и внесшим свой вклад в благое соборное делание.
СегодняГосподь призывает нас к новым неленостным трудам, ждет от нас вдохновенного служения, пламенного благовестия и обильных дел любви. Потрудимся со тщанием в единомыслии и мире (2 Кор. 13:11), уповая на Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую.
Предстательством Богоотроковицы Марии, празднование Введения во храм Которой ныне мы молитвенно совершаем, да дарует нам Господь все благое и потребное для дальнейших совместных трудов и деяний во славу Его Пресвятого Имени, на пользу Церкви и Ее верных чад. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6497
  • Репутация: +4165/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #414 : 30 Декабря, 2017, 12:31:02 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на праздничном концерте в честь 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви

4 декабря 2017 г. 19:25
4 декабря 2017 года в Большом зале Государственного Кремлевского дворца в Москве состоялся праздничный концерт по случаю 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся вместе в этом прекрасном зале на концерт, посвященный знаменательной юбилейной дате в истории нашей Церкви ― столетию восстановления в ней Патриаршества.
За минувшие дни, во время торжеств, приуроченных к этой памятной дате, было сказано немало верных слов о событиях вековой давности.
Поместный Собор, избравший митрополита Тихона Патриархом, во многом стал церковным отражением непростой и противоречивой социально-политической ситуации, сложившейся в обществе к лету-осени 1917 года. На улицах происходили революционные события, совершался слом тысячелетней российской государственности. И состав участников Собора отражал палитру царивших в то время настроений.
Однако, вопреки всем страстям, страхам и человеческим несовершенствам, действием Духа Святого была явлена Божественная сила, которая становится очевидной именно на фоне человеческой немощи. Это дает нам возможность еще раз осознать себя причастными к великому действию Господня Домостроительства, совершаемого посредством Соборного начала ради спасения верных.
Избрание на Московский Патриарший престол святителя и исповедника Христова Тихона было, несомненно, действием промысла Божиего, явленного в годину нелегких испытаний. Это хорошо понимали многие участники Поместного Собора 1917 года, о чем говорят сохранившиеся документы, запечатлевшие горячие дискуссии, ведшиеся соборянами по этому вопросу.
Будущий священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Царевский, произнес, в частности, следующие пламенные слова: «Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой... Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви личность, которая собрала бы живые народные силы».
Упоминание о наступлении времен подвига было совсем не случайным. По сути Собор пророчески предвозвестил наступление тяжких скорбей для Русской Церкви и всего нашего народа. И в решении о восстановлении Патриаршества нельзя не видеть руку Господню, направляющую корабль церковный по верному пути.
Судьбоносное решение было принято не просто в обстановке политического хаоса и социальной напряженности. Оно почти совпадает с пришедшими в Москву известиями о первых случаях мученической кончины за веру Христову. 13 числа в Царском Селе под Петербургом был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров, ставший первой жертвой начинавшихся безбожных гонений, а 17 ноября Собор принимает историческое Деяние о восстановлении Патриаршества.
Это злодейское убийство произошло еще до возведения святителя Тихона на Патриарший престол, но ощущение надвигающейся страшной бури было общим для всех деятелей Поместного Собора. Потому так пронзительно, сильно и убедительно звучат слова того, кому выпал жребий возглавить Церковь в революционное лихолетье: «Весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: "Плач, и стон, и горе", и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину!»
Патриарх Тихон действительно явил образ истинного архипастыря Христова: твердость в обличении неправды, стойкость в испытаниях, милость к кающимся, неизменная готовность к печалованию о страждущих, ревность в молитве о народе Божием ― все эти черты отличали первого в новейшей истории Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Показательно, что восстановление Патриаршества, совершившееся век назад, на переломе эпох, оказалось неразрывно сопряженным с восстановлением регулярности проведения Соборов, которые фактически были упразднены государственной властью вместе с институтом Патриаршества. И это также неслучайно. Именно Патриарх призван быть блюстителем принципа церковной соборности. И столетие Поместного Собора, возведшего на престол Первосвятителей Московских Патриарха Тихона, было ознаменовано Архиерейским Собором, завершившимся несколько дней назад, на котором был принят целый ряд важных документов, являющихся ответом Церкви на требования времени.
Сегодня все мы живо ощущаем молитвенное заступничество и ходатайство пред Престолом Господа и Царя славы многочисленного сонма мучеников, исповедников и страстотерпцев Христовых, кровь свою пролиявших во свидетельство Евангельской истины. Мы верим, что во многом благодаря их воздыханиям и неослабному дерзновению Бог приклонил к нам Свою милость. Мы имеем счастливую возможность совместными усилиями Патриарха, епископата, клира, благочестивых мирян, государственных властей стран исторической Руси, здоровых общественных сил созидать достойную жизнь и благополучное будущее наших народов.
Но мы не должны забывать главного урока истории, который в очередной раз подтверждает непреложную истину: невозможно строить жизнь любого государства и общества вопреки вечным нравственным заповедям, противостоя благой и совершенной воле Божией и вытесняя веру на периферию общественной жизни. В таком случае над людьми сбываются слова Священного Писания: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).
Дай Бог всем нам никогда не забывать этого урока, всегда уметь видеть действие Промысла Господня в событиях истории и стремиться во всем следовать вечным божественным установлениям ради нашего блага, блага наших стран и народов, во славу Пресвятой и Нераздельной Троицы.
Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей