Мне понравилась притча из книги по системным расстановкам Хеллингера:
Из книги Берта Хеллингера «ПОРЯДКИ ЛЮБВИ»
Религиозная феноменология
Перейдем с уровня философии и психотерапии в другое, более глубокое измерение, в рамках которого человек познает, что он находится во власти некоего более широкого Целого, которое он должен признать как общеохватывающее Наивысшее. Это измерение можно назвать религиозным или духовным уровнем бытия. Тем не менее и по отношению к этому уровню я сохраняю феноменологическую позицию, держась без намерений и страха, без какого-либо предвзятого мнения — просто наблюдая за тем, что возникает.
Следующий рассказ поясняет значение такой феноменологической позиции для религиозного познания и практики.
Возвращение
Родившись, мы автоматически попадаем в какую-то определенную семью, определенную страну и культуру и с детства нам сообща¬ют о каком-то определенном человеке, который был идеалом, на¬ставником и религиозным вождем этой культуры. С детства мы чувствуем тоску и глубокое желание стать такими же, каким был этот идеал.
Представим, что у кого-то возникает желание присоединиться к группе единомышленников. Этот человек много лет упражняется в дисциплине, следует за идеалом и в конце концов становится та¬ким, как он, — думает и говорит, чувствует и желает, как этот идеал. Однако он чувствует, что ему все же чего-то не хватает и поэтому отправляется в дальний путь, чтобы постараться в полном одиночестве, вдали ото всех преодолеть последний заслон.
Его путь лежит мимо старых, уже давно заброшенных садов. Только дикие розы все еще цветут в них и высокие деревья по-прежнему каждый год приносят плоды, которые просто опадают на землю, потому что некому собирать их.
После садов начинается пустыня, и в скором времени путника охватывает какая-то непонятная пустота. Он чувствует себя так, будто для него нет разницы, в каком направлении двигаться, а все образы и картины, которые он время от времени видит перед собой, воспринимаются как пустые.
Путник продолжает идти куда глаза глядят, и когда он уже совсем перестает доверять своим ощущениям, перед ним возникает источник. Этот источник бьет из-под земли и снова быстро впитывается в нее. Но в тех местах, которых достигают его воды, пустыня превращается в рай.
Путник оглядывается вокруг и видит, что к нему приближаются два незнакомца. Эти люди пытались достичь того же, что и он. Они одновременно склонились над источником, выпили одной и той же воды и поверили в то, что почти достигли цели. Затем они назвали друг другу свои имена: «Мое имя Будда Гаутама». - «Я зовусь Иисусом Христом». - «А я - пророк Мухаммед».
Наступила ночь, над ними тихо сияли немыслимо далекие вечные звезды. Все трое притихли, и один из них почувствовал, что сейчас он близок к своему идеалу, как никогда прежде. Ему казалось, что он может за краткий миг прочувствовать все то, что чувствовал, познал и испытал его идеал: бессилие, тщетность всего, смирение и то, как он должен был бы себя чувствовать, если бы знал, что такое вина.
На следующее утро путник решил вернуться назад, и ему удалось найти дорогу, выводящую из пустыни. Его путь опять проходил мимо заброшенных садов и закончился у ворот сада, принадлежащего ему самому.
У входа в сад стоял старик, словно ожидавший его возвращения. И старик произнес: «Тот, кто нашел путь назад из такой дали, должен любить цветущую землю и, наверное, знает, что когда все растет, оно одновременно и умирает, и когда оно перестает расти, то служит питанием для другого». «Да, — ответил путник, — я согласен с законом земли». И начал обрабатывать ее.