Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 537936 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, после Литургии в храме священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы

7 мая 2023 г. 14:51

7 мая 2023 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в евангельском чтении (Ин. 5:1-15) представлена достаточно драматичная ситуация. Это столкновение благочестия и добродетели. Несчастный не мог дойти до спасительных вод, через которые люди раз в год получали исцеление, и лежал десятки лет. Лежал потому, что у него не было сил доползти, а надо было непременно первому войти в освящающие человека воды. Но так как у него не было ни сил, ни возможности, то он лежал многие-многие годы, уже теряя, наверное, всякую надежду, что кто-то поможет ему избавиться от недуга.

Хорошо известно, что иудеи, в том числе самые благочестивые, вели себя таким образом, что, защищая свои обрядовые установления, свою законность, одновременно нарушали самую главную заповедь — о любви к Богу и к людям. И такое нарушение одной заповеди — якобы ради исполнения другой — и представлено, в том числе, в сегодняшнем евангельском чтении.

Как же нужно жить для того, чтобы ни ту, ни другую заповедь не нарушать? Очень важно, чтобы любовь к Богу не становилась формальной, требующей исключительно исполнения неких действий. Вот, например, прийти в храм — хорошее действие? Да! Но если наша вера будет этим ограничиваться, то мало чем мы будем отличаться от тех же фарисеев. Вера без дел мертва есть (Иак 2:26), говорит нам слово Божие. Поэтому каждый христианин, который по милости Божией сохраняет веру в сердце, посещает регулярно Божий храм, тем более причащается Святых Христовых Таин, живет духовной жизнью, не может не творить добрых дел. Это аксиома! Пожалуйста, запомните эти слова: христианин не может не творить добрых дел, потому что вера без дел мертва есть. Если мы действительно запомним эти слова, если мы выйдем сегодня из храма с твердым пониманием того, что наша вера, наше посещение храмов мертвы, когда мы не творим добрые дела, то с этими мыслями мы несомненно изменим свою жизнь к лучшему.

Итак, добродетель не является неким приложением к нашей религиозной жизни — она есть непременное условие нашего спасения. Прежде всего вера, потому что без веры мы не можем угодить Богу (см. Евр. 11:6), по слову апостола. Но и дела, без которых вера становится мертвой. И ведь это касается всех нас — и мирян, и священнослужителей. Все мы так привыкаем к тому, что религиозность стала как бы частью нашей культуры, нашей повседневной жизни, что нередко упускаем самое главное — то, что вера без дел мертва.

Поэтому, как я уже сказал, сегодня из храма нужно выйти с убеждением, что все мы должны, каждый из нас должен совершать добрые дела. В меру своих сил — Господь не требует от нас сверхусилий, Он не говорит нам: «Бросьте всё — мужа, жену, детей — и только совершайте добрые дела». Это было бы страшным извращением заповеди Божией, и знаем, что некоторые идут по пути таких извращений, например, разного рода сектанты, которые замыкаются в самих себе, друг другу делают добрые дела, но воюют против всех остальных. Это совсем не тот путь!

Совершение добрых дел ни в коем случае не должно возбуждать в нас чувство полного удовлетворения: мол, я и в храм хожу, и добрые дела делаю, ну, а что еще надо? Такая установка сразу перечеркивает наши добрые дела. Мы не можем сказать, что делаем все, что достаточно для нашего спасения, подобно тому, как говорил фарисей: «Господи, благодарю Тебя, что я такой хороший, и главное, я не такой, как этот мытарь поодаль. Я пощусь, я исполняю обряды — ну и достаточно». Такого рода религиозность хуже всякого безверия. Почему? Потому что у неверующего остается шанс спастись через обращение к вере, и он, став верующим, может обрести дух Христов. А верующие, которые и в храм постоянно ходят, но живут совсем не так, как Господь велит? Этот случай гораздо сложнее, и выйти из такого состояния очень тяжело, потому что создается иллюзия духовного благополучия: «Все в порядке, я не такой, как этот мытарь».

Поэтому, дорогие мои, наша задача заключается в том, чтобы духовно бодрствовать, чтобы внимательно наблюдать за всем тем, что происходит внутри нашей души, отслеживать и мысли, и действия, и, самое главное, сверять нашу жизнь, мысли, действия с тем, чему мы научены словом Божиим. А сегодня мы научены очень важному — как доброе дело помогает человеку спастись. Без того, кто бы взял на себя труд погрузить несчастного в спасительные воды, он не обрел бы исцеления и спасения. Пусть этот образ, который сегодня предлагает нам Святая Церковь, помогает нам с вами укрепляться в вере — той самой вере, которая становится спасительной, если она споспешествуется добрыми делами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6025124.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне

13 мая 2023 г. 17:31

13 мая 2023 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы служили по уставу этого места, и Евангельское и Апостольское чтения были соответствующие (Рим. 8:28-39, Лк. 21:12-27). Но, готовясь к богослужению, я прочитал рядовое апостольское чтение из книги Деяний (Деян. 12:1-11) и подумал, что нужно непременно что-то сказать о написанном в этом отрывке, потому что служение в Бутово и повествование книги Деяний перекликаются и, более того, свидетельствуют о чем-то совершенно неизменном, о том, что сопутствует Церкви от самого ее основания апостолами.

А речь в книге Деяний идет об убийстве святого апостола Иакова. Он первым из апостолов принял мученическую смерть в Иерусалиме, от рук тех, кто увидел в христианстве некий духовный, нравственный вызов всему, что было близким, понятным для людей того времени, что вошло в их образ жизни и с чем они никак не хотели расставаться. Проповедь о Христе была для них сильным вызовом, потому что каждый, кто принимал эту проповедь, мог спросить у них — первосвященников, мудрецов, князей: почему же вы не живете так? А они жили совсем не так, как учил Христос.

Осознав принципиальное расхождение между искаженным ветхозаветным благочестием, не имевшим ничего общего с подлинным благочестием святых праотцев, эти люди, несомненно, увидели в христианской общине некую опасность. Действительно, новая община призывала жить по закону, который принес Моисей, но исполнять его не формально, а по духу, и выразителем такого толкования был, в том числе, и святой апостол Иаков.

Конечно, его убийство стало потрясением для всей христианской общины. Иаков был человеком святым по жизни, он был исполнен любви по закону Нового Завета, он не представлял опасности ни для кого, кроме как для тех, кто желал сохранить свою власть над общиной Иерусалима и вообще над иудейским миром, кто хотел силой удержать избранный народ от принятия Христа и Его спасительных заповедей.

А сколько же потом пролилось крови! И как замечательно, что повествование книги Деяний о мученическом подвиге апостола Иакова положено по церковному календарю на сегодняшний день, когда мы совершаем богослужение здесь, на Бутовском полигоне, где лежат тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей, уничтоженных по большей части лишь потому, что они сохраняли в сердце своем веру в Господа и Спасителя и не шли на поводу безбожной власти!

Поэтому особое чувство наполняет душу, когда молишься у этих могил. Ведь нас от этих мучеников отделяет не такое уж большое время, если сравнить со столетиями, которые прошли после мученической кончины апостола Иакова. В каком-то смысле погребенные здесь — почти наши современники, а значит, их страдания, их мужество, их верность Господу, их смерть, должны быть и для нас очень ясным призывом к тому, чтобы мы сохраняли такую же верность. Несмотря на все те вызовы, несмотря на все те трудности, с которыми сталкивается христианская вера в противостоянии безбожным секулярным ценностям, которые сегодня возводятся в ранг цивилизационных ценностей и в соответствии с которыми принимаются законы, совершенно расходящиеся с христианским пониманием жизни.

Поэтому и от нашего поколения требуются и мужество, и, самое главное, верность Христу. Мы не должны покупаться ни на какие сладкие речи, ни на какие политизированные штампы, которые связывают устройство общества с материальным процветанием, но не содержат в себе ничего, что было бы связано с христианской верой, с великой традицией, в которой был воспитан наш народ, его лучшие представители, засвидетельствовавшие верность Господу своей жизнью и своей смертью.

Каждый раз совершение здесь Божественного богослужения актуализирует все то, что происходило с нашей Церковью на протяжении всей ее истории. И ведь в центре этой истории — исповедание Христа даже до смерти. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: сегодня никто не требует от нас отречения от веры, никто не говорит, что мы будем лишены каких-то прав, если не откажемся от веры, как это было еще совсем недавно. Но сам уклад жизни, само развитие цивилизации потребления страшнее всяких приказов сверху, страшнее всяких законодательных норм, ведь оно проникает в сознание людей, для которых стремление к комфорту, к благополучию чаще всего затмевает любые высокие идеи.

Мы не можем сравнивать себя с новомучениками, и никто не знает, как бы мы себя повели в тех условиях. Но, судя по образу жизни большинства современных христиан, как же мы далеки от тех героев духа, которые в момент смертельного испытания не дрогнули, но остались вместе со Христом! Их пример учит нас духовному бодрствованию. Как бы ни было нам легко и просто, какой бы комфортной ни становилась наша жизнь, мы с вами обязаны помнить о нашем призвании быть верными Христу даже до смерти. А если ослабевают эти мысли, это стремление быть такими, как они, то нужно вспоминать о реальных примерах мученичества и исповедничества. И не только того, что запечатлел апостол Иаков, но и того исповедничества и мученичества, которые запечатлены на страницах нашей недавней истории и видимыми знаками которых являются надгробные холмы здесь, на Бутовском полигоне.

А потому, обращаясь сегодня к мученикам и исповедникам Церкви Русской, мы должны просить их укрепить нашу веру. Укрепить настолько, чтобы вера не отождествлялась лишь с обычаями и традициями, но чтобы вера была живой, сознательной, способной реально оплодотворять нашу жизнь, реально вдохновлять нас на подвиги, в том числе на подвиг служения ближним своим, который в условиях даже относительного комфорта нередко становится невозможным для многих из нас.

Дай Бог, чтобы по крайней мере в малом мы могли походить на тех верных сынов и дочерей Церкви нашей, которые не убоялись принять и скорби, и страдания, сохраняя верность Своему Господу и Учителю, подобно тому, как сохранили верность первые апостолы, в том числе святой апостол Иаков, память которого мы сегодня прославляем. Их молитвами да хранит Господь народ наш, Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас, кто стал на путь служения Господу и исполнения Его Божественных заповедей. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6026616.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее приветствие участникам торжественного принесения Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву

14 мая 2023 г. 09:00

Храм Христа Спасителя.

Эта святыня, неразрывно связанная с историей России, издревле почитается нашим народом, прославляющим заступничество Царицы Небесной, явленное после горячих молитв перед сим дивным образом. Пресвятая Богородица не раз подавала Свою всесильную помощь людям, откликалась на их молитвы в минуты опасности, испытаний и скорбей. Так было в далеком XIII веке, когда Кострома была чудесно спасена от войск ордынских завоевателей. Так случилось в веке XVII, когда после долгого периода Смуты и нестроений в нашем Отечестве Пречистая Дева Мария явила милость и чрез Свой чудотворный Феодоровский образ благословила на царствование первого представителя новой династии — Михаила Романова.

На протяжении трех столетий Феодоровская икона Божией Матери почиталась великой святыней и особой покровительницей Императорского Дома. В честь нее иностранные принцессы, выходя замуж за великих князей и принимая Православие, получали отчество «Феодоровна». К заступничеству Пречистой Владычицы многократно прибегали люди, находившиеся у кормила государственной власти, и неизменно обретали предстательством Божией Матери силы и мудрость.

Несмотря на меняющиеся общественно-политические реалии, мы твердо уповаем на то, что державный покров Царицы Небесной не покинет страну нашу, пока народ хранит верность Ее Божественному Сыну и Его Церкви. «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5) — пусть сии кроткие слова Пресвятой Богородицы, обращенные некогда к служителям на брачном пире в Кане Галилейской, всегда будут духовным напутствием и для нашего народа.

Желаю вам крепости сил, душевного мира и помощи Божией в добрых делах. Благословение Христа Спасителя и Его Пречистой Матери да пребывают со всеми вами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/6024069.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, после Литургии в Храме Христа Спасителя

14 мая 2023 г. 16:40

14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день посвящен встрече Спасителя с самарянкой — евангельскому событию, которое в себе несет много духовных смыслов (Ин. 4:5-42). Многим хорошо известно, что самаряне с иудеями не общались, как и в Евангелии сказано, да и в истории это запечатлено. Два племени были разделены не только культурными отличиями, но у них были, говоря современным языком, очень глубокие богословские расхождения. Самаряне не признавали Иерусалимский храм, они не считали возможным молиться в нем и, отказавшись посещать Иерусалим, молились рядом со своим местом проживания, на высокой горе Гаризим. Там они соорудили жертвенник и возносили молитвы Единому Богу, и расхождение между двумя племенами было настолько глубоким, что положило непреодолимое препятствие для всякого общения.

И можно себе представить удивление самарянской женщины, когда Спаситель, а Он был иудей, заговорил с ней. Она тут же напоминает Ему, что иудеи с самарянами не общаются: зачем же Ты заговорил со мной? Но Господь рассказывает о ее жизни, о том, сколько раз она была замужем, и о том, так ли уж благочестиво она жила. И женщина, пораженная совершенно необъяснимым для нее откровением, поняла, что перед ней Божий человек, и сразу же спросила о том, что более всего волновало самарян: где нам следует молиться — в Иерусалиме, как иудеи, или на нашей горе Гаризим? Господь отвечает, что иудеи правы и молиться надо в Иерусалимском храме, но настанет время, когда ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим не будут молиться, но подлинные поклонники будут возносить молитву Господу в духе и истине.

Трудно сказать, насколько уразумела эти слова самарянка, но они запечатлены в Евангелии и дошли до нас. Для нас эти слова открывают очень многое. Что такое поклоняться в духе? Очень часто про того или другого человека говорят: он действует в духе, и далее называется какое-то авторитетное имя — учителя, вождя, руководителя. Человек, действующий в духе кого-то, продолжает его дело, осуществляет его заветы, его учение. Ну, а что такое истина? Сложнейший вопрос, над которым бились в то время языческие умы и не могли ответить, потому что было много мудрых философов, и у каждого из них — своя школа, каждый настаивал на том, что только он носитель мудрости и истины.

Слова Спасителя, конечно, поразили самарянку, но ведь в этих словах заключалась абсолютная божественная правда: наступит время, когда ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме не будут молиться, считая, что молитва только в этих местах достигает Бога. Отныне подлинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. В духе, то есть будут продолжать дело своего Учителя, ведь когда говорят «он действует в духе», предполагают, что он продолжает чье-то дело. Значит, Господь сказал, что подлинные поклонники будут продолжать Его дело, но, кроме того, сказал и о том, что именно у этих поклонников будет возможность обладать истиной.

Этими последователями Господа были святые апостолы, затем служение апостольское восприняла Церковь, и мы с вами, люди, отделенные от тех событий двумя тысячелетиями, и есть те, в отношении которых Господь дал такое обетование: будут поклоняться в духе и истине.

Но знаем, как на протяжении веков люди отказывались поклоняться в духе и истине. Во-первых, увлекаясь разного рода учениями, философскими взглядами, которые напрочь перечеркивали всякую веру, которые создавали иллюзию непререкаемой истины. В это верили, этому служили, за это боролись, и сколько крови было пролито, в том числе и в нашей многострадальной стране! Но проходит время, и самые, казалось бы, непоколебимые человеческие учения исчезают. Кто-то продолжает в них верить, кто-то продолжает делать то, что заповедали учителя прошлого, но истины в том, что является частным мнением, быть не может. Кто-то верит, а кто-то не верит, кто-то признает, а кто-то не признает. Но истина, о которой сказал Господь, действительно живет. Истина правильного богопочитания, того самого богопочитания, которое открывает людям Царство Небесное. И наследницей этого Божественного промышления является Святая Церковь, Церковь-мученица и исповедница.

Когда мы говорим «Церковь», мы имеем в виду не только духовенство, но и всех верующих, и святых, и грешников, которые через покаяние, через святые таинства желают обрести спасение и идут по трудному пути его обретения. Кто-то спасается, кто-то погибает, но это Церковь, которая еще в глубокой древности была названа Церковью воинствующей. Воинствующей с грехом, воинствующей с ложными идеями, с лживыми идеалами, могущими погубить человеческую душу. Церковь со смирением проносит через тысячелетия свое служение, и если кто-то из иерархов, богословов отступает от православной веры, то Церковь никогда не отступала и не отступает. И не может отступить, потому что в ней живет и действует Святой Дух.

Сегодня у дела Божиего, у того дела, которое Господь вручил Своим последователям, действительно много препятствий, и мы знаем, как время от времени появляются лжеучителя, как пытаются увести мысль человека, с тем чтобы она не связывала идеал жизни с Господом и Спасителем. Но, тем не менее, мы можем и должны исповедовать, что Божественная истина реально присутствует в роде человеческом — через то послание, которое Господь вручил Церкви Своей, то послание, которое Церковь, получив от Христа, передает всему роду человеческому.

И дай Бог, чтобы эта миссия Церкви никогда не пресекалась, чтобы никакие лжеучения, никакие ложные идеалы не сбивали людей с единственного правильного и спасительного пути — того, о котором так кратко и очень символически сказал Господь в беседе с самарянкой: настанет время, когда люди будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе сей, а в духе и истине. Дай Бог, чтобы и мы с вами стали такими поклоняющимися Господу людьми — в духе, то есть продолжателями Его заповедей. Но нельзя принимать веру Христову и не делать добрых дел. Нельзя называть себя православным христианином и не отвечать на призыв Господа, не совершать то, что обязан совершать православный христианин. А ведь истина, которая действительно живет и действует в Церкви Божией, которая, являясь огромной силой, преодолела всевозможные искушения и интеллектуальные соблазны двухтысячелетней истории, тоже с нами.

А что требуется от нас? От нас требуется пребывать в этой истине, сохранять веру в Господа и Спасителя и делать все то, к чему Господь нас призвал. Тогда мы будем подлинными поклонниками и учениками Спасителя, которым не нужно молиться ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, но, пребывая в Церкви Божией, мы будем обретать реальную связь с Учителем и Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. И да хранит Господь веру православную в народе нашем, да укрепляет Он единство нашей Святой Церкви, да вдохновляет народ наш на добрые дела. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6026794.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир»

19 мая 2023 г. 13:42

19 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Татарстан, принял участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», состоявшемся в здании Казанской ратуши.

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый муфтий Татарстана Камиль хазрат! Уважаемые мусульманские духовные лидеры, участники форума!

Сердечно приветствую вас и радуюсь возможности быть сегодня вместе с вами, на благословенной казанской земле, и участвовать в нынешней важной встрече.

Россия имеет очень богатый опыт взаимоотношений с мусульманским миром. С момента создания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» Русская Православная Церковь активно участвует в ее работе.

Наше заседание проходит в Казани. Столица Татарстана — как, пожалуй, никакое другое место в России — зримым образом символизирует плодотворное взаимодействие людей разных убеждений, и православных, и мусульман, на благо нашей страны и нашего народа. В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие. Здесь христиане и мусульмане вместе трудятся для общей пользы.

Хотел бы поблагодарить уважаемого Рустама Нургалиевича Минниханова — Раиса Республики Татарстан — за организацию этого важного мероприятия. Уже стало традицией, что Русскую Церковь в Группе стратегического видения «Россия — исламский мир» представляет глава Казанской митрополии. Много потрудился на этом поприще приснопамятный митрополит Феофан, в настоящее время в состав группы входит присутствующий в этом зале его преемник митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Обращая свой взор на происходящее в мире, мы не можем не замечать печальные последствия грубого вмешательства Запада в дела других стран и, в частности, в дела стран Ближнего Востока. Немногим менее месяца назад исполнилось десять лет с момента похищения террористами митрополитов сирийского города Алеппо — Павла из Антиохийской Православной Церкви и мар Григория Иоанна. Мы до сих пор не знаем, какова участь этих замечательных духовных лидеров. Так называемая «арабская весна» принесла лишь горе и неисчислимые беды народам этих стран, большинство из которых — мусульмане. Разрушение государственности сопровождалось настойчивыми попытками западных сил использовать религиозный фактор, стремлением внести вражду и разделения в общество по религиозному признаку. Все это вызвало всплеск жестокости и насилия, привело к росту террористических актов, исполнители которых прикрывались религиозными лозунгами. Уроки нашей собственной истории и истории других стран с ясностью свидетельствуют о недопустимости такого подхода. Перед нами — и христианами, и мусульманами — стоит задача противостоять экстремизму. В данном контексте деятельность Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» представляет особую ценность и важность.

Московский Патриархат много десятилетий поддерживает братские взаимоотношения с исламскими лидерами и организациями; в последние годы эти контакты значительно активизировались. Отрадно свидетельствовать, что каждая такая встреча проходит в обстановке взаимопонимания. Много лет этим занимается Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В ноябре 2018 года создан Экспертный совет при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром. Это уникальная организация, которая призвана играть важную роль в изучении богословских взглядов и в установлении реального взаимодействия и сотрудничества — как на уровне практическом, когда люди, принадлежащие к Православию и исламу, живут и работают рядом друг с другом, так и на уровне теоретическом, чтобы, сравнивая наши доктрины, делать важные выводы о наличии общих духовных и нравственных ценностей.

В нашей стране существует, как вы знаете, Межрелигиозный совет России. Мы с моими собратьями — лидерами исламских общин — основали его в декабре 1998 года, почти 25 лет назад. Совет помогает лидерам традиционных религий — как православным, так и представителям ислама, иудаизма и буддизма — координировать свою деятельность, сверять позиции по актуальным вопросам, обращаться к властям и обществу от лица наших верующих.

Некоторые мои христианские коллеги на Западе недоумевают и спрашивают: «Почему же вы создали межрелигиозный совет, где представлены православные, мусульмане, иудеи и буддисты? Почему не развиваете отношений по линии взаимодействия с христианскими конфессиями?» Мы, конечно, развиваем и эти отношения, потому что христиане разных конфессий, живущие сегодня в России, занимают близкие к Православию позиции по общественным и политическим вопросам. Но я так отвечаю на заданный вопрос: «На протяжении всей истории мы живем в нашей стране вместе с мусульманами, и этот исторический опыт совместной жизни и сотрудничества способствовал созданию совершенно особой атмосферы доверия и расположенности к диалогу». Еще раз хочу сказать: у нас в России сложились уникальные межрелигиозные отношения; и полагаю, что все мы — и христиане, и мусульмане, и представители других традиционных религий — должны всячески поддерживать сложившуюся традицию этих отношений.

Патриарх является почетным председателем Совета, о котором я сказал. В президиуме Совета православных представляет митрополит Волоколамский Антоний, который сейчас возглавляет Отдел внешних церковных связей, а мусульман — главы основных мусульманских духовных управлений, в том числе здесь присутствующий муфтий Татарстана, уважаемый всеми нами, и представители мусульман Северного Кавказа.

Почему Русская Православная Церковь поддерживает столь тесные отношения с мусульманской уммой в России и за рубежом? Еще раз повторю: потому что наши фундаментальные ценности не просто очень похожи. Православные, как и мусульмане, стремятся поступать так, как Бог велит. Мы предаем себя в руки Божии, и это главная отправная точка. Мы оцениваем себя настолько, насколько наши дела совпадают с волей Божией, и именно это стремление поставлять себя под волю Всевышнего составляет основу нашего бытия. И мы в хорошем смысле консервативны: православные и мусульмане решительно отвергают попытки утвердить грех как некую социальную норму или как один из вариантов человеческого поведения.

Наверное, самое опасное для душ человеческих и вообще для судеб всего мира — это смешение понятий, которое сейчас становится нормой западной цивилизации. Понятие греха ушло, а вместо него внедряется понятие вариативности человеческого поведения. Человеку дается право выбирать варианты своего поведения вне всякой связи с идеей Бога, вне всякой связи с идеей Божественных заповедей. Другими словами, что хочу, то и творю. А есть ли какие-то ограничения? Да, нельзя нарушать светское законодательство, но никаких норм, ограничивающих человеческую вседозволенность на основе нравственных принципов, в современной западной цивилизации не существует.

Этим мы очень от них отличаемся, и еще раз хочу сказать, что православные и мусульмане решительно отвергают опасную апокалиптическую тенденцию, утверждающую, что нравственное беззаконие является одним из возможных вариантов человеческого поведения. Для нас абсолютно неприемлемо противоестественное смешение полов и опаснейшая, разрушительная идеология ЛГБТ. Мы стремимся сохранить традиционный, Богом заповеданный семейный уклад. Чем бы себя ни оправдывало эгоистичное отношение к людям и миру, очевидно, что оно подменяет служение Богу служением страстям, превращающим человека в узника собственных пороков.

Верность духовным идеалам позволяет нам сегодня вместе противостоять изощренной пропаганде индивидуализма и человекопоклонничества, когда человек — это высшая норма, и ему усваивается право самому устанавливать любые законы, соблюдать их или не соблюдать. Православные христиане и мусульмане призваны бережно хранить свои нравственные ценности, следовать идеалам добра, любви, милосердия, справедливости и взаимного уважения. Мы — и христиане, и мусульмане — знаем и исповедуем, что Бог есть истинный Творец мира и Единственный Законодатель. А там, где про Бога забыли, царит зло как норма человеческого поведения.

Вот очень важно понимать: там, где Бог, там Божественная норма, которая помогает нам отличать добро от зла. А где Бога нет, там зло становится одним из вариантов поведения и есть не что иное, как проявление человеческой свободы. Великий русский писатель, оказавший огромное влияние на формирование нашего самосознания, — Федор Михайлович Достоевский — сформулировал эту простую, но очень глубокую мысль: если Бога нет, то все дозволено. «Если нет Бога, то я бог», — говорит один из персонажей его романа «Бесы».

Основы этой модели мышления были заложены еще в эпоху европейского Ренессанса. В светской исторической науке Ренессанс воспринимается как положительное явление, но на самом деле это был очень опасный поворот в развитии западной цивилизации. В Средние века в центре человеческой жизни был Бог. Наверное, многие из вас путешествовали по Западной Европе и видели огромные романские и готические соборы, которые были доминантами в архитектуре средневековых городов. И это же неслучайно! Самые величественные сооружения были храмами, и это свидетельствовало о том, что вера в Бога — в центре жизни людей. Сама готическая архитектура, эти устремленные к небу шпили, свидетельствовала о динамике развития человеческой личности, о том, что целью является Бог, что все устремляется к Богу. Но вот наступил так называемый Ренессанс, то есть Возрождение. Возрождение чего? Возрождение язычества, языческой римской культуры, и вместо готических соборов стали строиться храмы, напоминающие античные сооружения. И кто же стал в центре всего? Если раньше в центре был Бог и к Нему нужно было устремляться, то в это время возникает идея, что в центре всего — человек.

Я уже не раз говорил и скажу еще раз: главный вызов XXI века — это вызов со стороны безбожного секулярного мира. Но сегодня мы, христиане и мусульмане, отталкиваясь от своих религиозных убеждений, можем вместе противостоять этой трагической тенденции развития цивилизации, которая вытесняет Бога из человеческой жизни и навязывает иное мировоззрение, где никакого Бога нет, подобно тому, как это пытались сделать во времена Возрождения.

Чтобы противостоять этому вызову, нам нужна консолидация всех традиционно настроенных сил общества. Если мы не хотим победы зла и установления всемирного культа греха и эгоизма, то должны дать духовный отпор этому вызову. Именно совместные усилия могут остановить мир от саморазрушения, и позвольте сказать, что именно взаимодействие православного христианства с исламом может действительно обеспечить создание этого общего фронта борьбы за выживание человеческой цивилизации.

Завершая свое выступление, хотел бы выразить надежду на то, что Россия и исламский мир будут развивать и расширять свое сотрудничество. Русская Православная Церковь, представляющая интересы миллионов верующих, готова этому всемерно способствовать и открыта к обмену опытом и знаниями. Думаю, что сегодня, в условиях кризиса международных отношений, у нас открывается новая возможность так повлиять на мировую повестку, чтобы забота о сохранении непреходящих нравственных ценностей стала одним из ее приоритетов.

Желаю всем нам, дорогие мои братья, помощи Божией в наших трудах.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6028797.html