Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 536960 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с государственными и общественными деятелями мусульманских стран

20 мая 2023 г. 14:50

20 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Болгарскую исламскую академию, где встретился с государственными и общественными деятелями мусульманских стран.

Хотел бы сердечно приветствовать всех, кто здесь присутствует. Вижу господина Хамида Хавали, который сидит напротив меня, и вспоминаю моего брата аятоллу Тасхири, с которым мы были очень дружны и с которым когда-то начинали очень глубокий диалог. До сих пор вспоминаю аятоллу Тасхири как человека мудрого, очень открытого к диалогу, дружба с которым оставила очень светлый след в моей душе.

В течение своей жизни я имел возможность встречаться со многими представителями ислама в разных странах. И должен сказать: благодарение Богу, что и во время холодной войны, в период сложных отношений между СССР и западными странами, мы, представители Советского Союза, никогда не чувствовали никаких отрицательных чувств в отношении нас со стороны мусульман. С одной стороны, холодная война, едва ли не на грани полномасштабного конфликта, с другой стороны, всесторонний диалог с мусульманским миром, с верующими людьми, с которыми у нас много общего. И еще раз хочу сказать, что аятолла Тасхири сыграл очень важную роль в моем открытии тех сторон ислама, которые были мне неведомы. Поэтом, обращаясь к Вам, дорогой брат Хавали, хотел бы еще раз вспомнить замечательного человека — аятоллу Тасхири — и его роль в развитии отношений между Русской Православной Церковью и исламом.

Рад возможности поделиться со всеми вами некоторыми размышлениями о современных проблемах, а также обменяться мнениями по актуальным вопросам повестки дня. Мы с вами живем в очень сложное время, хотя простых времен не бывает. Была холодная война, страшная конфронтация Востока и Запада, потом наступила разрядка, время больших надежд. Теперь снова серьезные проблемы в международных отношениях, и, к сожалению, уровень конфронтации между Востоком и Западом не только не снижается, но и продолжает расти.

Только что закончилась пандемия коронавирусной инфекции, а человечество столкнулось с новыми глобальными вызовами и испытаниями — серьезным геополитическим и экономическим кризисом, какого мир не знал уже много лет. Вообще, следует философски оценить эту удивительную историю кризисов. Все развитие западной цивилизации, а потом и восточноевропейской, было направлено на прогресс науки и техники, на повышение уровня потребления. Также и в Советском Союзе все было направлено на развитие науки и техники, государство ставило задачу построить коммунизм, то есть такое справедливое общество, где нет ни богатых, ни бедных, где «каждому — по потребностям», и считалось, что ресурсов достаточно, чтобы эти потребности удовлетворять. Были различные теории, которые захватывали умы миллионов людей, но в конце концов все это прошло, и сегодня, когда прошлая конфронтация уже утратила актуальность, возникают новые геополитические и экономические проблемы.

Я много размышлял над тем, для чего вообще Всевышний проводит нас через такие испытания. Ведь Бог есть любящий Отец, милостивый и милосердный, — почему же Он их допускает? И в эти трудности оказываются вовлечены не только народы, но и религиозные лидеры, так что они не всегда в состоянии совместно влиять на свою паству и вести ее в нужном направлении — к миру, согласию и всеобщему благополучию. А ведь если говорить о религиозных лидерах, то мы несем двойную ответственность. Не только за свои общины, хотя, конечно, за свои общины в первую очередь, но и, не побоюсь этого сказать, за весь мир. Среди повсеместной пропаганды греха, межнациональной вражды, войн, конфликтов, нетерпимости друг к другу только религиозные лидеры сохраняют некий потенциал к примирению и к возможности влиять через свою паству на весь мир, с тем чтобы действительно установились мир и согласие.

Задолго до всех нынешних событий я говорил, и говорил не раз, о том, что возведенный в культ антропоцентризм, — то есть философская идея, поставляющая человека в центр бытия, причем не человека, освобожденного от греха, а именно человека греховного, такого, как есть, — неминуемо ведет мир к деградации. Мы видим сейчас грандиозный прогресс науки, техники, технологий, коммуникаций — а что происходит с личностью? Можем ли мы сказать, что человек становится лучше? Мы, пастыри, которые лицом к лицу встречаются с людьми и знают их душу, — никто из нас не может сказать, что человек становится лучше.

Тогда возникает вопрос: что же такое прогресс? Это новые машины, механизмы, технологии? Но ведь все это для человека! А если человек не становится лучше, значит, цивилизация идет по какому-то неправильному пути.

Однако элиты так называемых «цивилизованных» стран возомнили себя людьми первого сорта и решили, что они могут не только строить мир без Бога и без Его заповедей, но и влиять на то, чтобы эти убеждения становились действительно глобальными. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев ответил на вопрос, что произойдет, если не будет веры в Бога. Если Бога нет, то все дозволено. Тогда человек может делать все что угодно, совершать любые грехи и преступления, и никакие идеологии его не удержат. Мы, наблюдавшие попытки построения коммунизма в Советском Союзе, имеем такой опыт: даже чрезвычайно мощная и как бы гуманная идеология, влиявшая на массы людей, не смогла изменить природу человека.

А сегодня мир стоит фактически перед лицом катастрофического конфликта, и некоторые называют это третьей мировой войной. Не берусь утверждать, так ли это, но, действительно, накопился такой потенциал конфронтации, что у человечества не останется перспективы выживания, если для разрешения сложившихся противоречий будет применяться оружие массового уничтожения. Мы должны напомнить — когда я говорю «мы», имею в виду и христиан, и мусульман, — что Бог не в силе, а в правде. Бог благоволит людям, если они хранят в своих сердцах благоговение перед Ним. И нельзя просить Бога, чтобы Он был милостивым к нам, если мы не склоняемся пред Богом, если мы не принимаем Его закон, если мы не живем по Его заповедям.

В этом смысле сотрудничество России с исламским миром сегодня приобретает очень важное значение и некое новое измерение. Мы становимся сегодня особенно близки, потому что наши народы исповедуют близкие духовно-нравственные ценности. Мы не разделяем навязываемые Западом нормы общественного поведения и морали. Мы не желаем признавать грех нормой, потому что это идет вразрез с самими основами нашего национального бытия и противоречит духовно-нравственным ценностям и традициям, которые проистекают из наших религиозных убеждений и которые испокон веков определяли жизненный уклад наших народов.

Но ведь эта жизненная позиция, эта точка зрения, которую я сейчас вкратце изложил, не воспринимается в мире очень многими, особенно теми, кто претендует на глобальное господство. Россия не разделяет западный взгляд на развитие человеческой цивилизации, и, видимо, наша альтернативная позиция и стала причиной того, что сейчас против России идет настоящая гибридная война. Понятно, что шла война, когда был коммунизм, когда в Советском Союзе и на Западе были совершенно разные политические и экономические системы. А сейчас? И там, и там свободная экономика; и там, и там одинаковые принципы избрания руководителей, то, что мы называем демократией. Почему же сейчас такая озлобленность? Так вот, мне кажется, что война, в которую сегодня вовлечена Россия, — это война прежде всего за человеческие души, за право сохранять свою духовную и культурную идентичность. Мы не хотим жить так, как живут они. Мы не хотим легализовать «браки» между лицами одного пола. Мы не хотим, чтобы с детства разрушалось нравственное начало через «половое воспитание». Поэтому мы как цивилизация бросаем вызов Западу. Но у нас есть надежда на то, что мы не единственная цивилизация, которая не желает идти по греховному пути развития. Мы видим потенциальных друзей и единомышленников в исламской цивилизации, и я надеюсь, что и представители ислама способны опознать в русском Православии и в русских православных людях своих единомышленников.

Что же касается борьбы против нас, то для этого используется широкий арсенал средств: ложь в СМИ, клевета в соцсетях, «цветные революции». Название-то какое: «цветная революция»! А ведь на самом деле это государственный переворот, это незаконный захват власти, это экстремизм и терроризм.

Очевидно, что ответ на эти вызовы не должен ограничиваться сиюминутным реагированием на возникающие проблемы. Наша главная, стратегическая задача — это воспитание нашей молодежи; и ключевую роль здесь, конечно, играет духовное просвещение и качественное религиозное образование. Оно является главным инструментом в деле профилактики экстремизма и утверждения традиционных духовных и нравственных ориентиров в жизни общества.

Я очень рад сегодня беседовать с вами в Бóлгарской исламской академии — ведущем центре мусульманского образования в России. Здесь созданы прекрасные условия, приглашаются авторитетные преподаватели из разных стран. Мы сейчас видели, как замечательно оборудовано это учебное заведение. И немаловажно, что здесь действует Центр межрелигиозного диалога, и православное духовенство, православные ученые принимают участие в мероприятиях Академии. Это не только отражает подлинный дух межрелигиозного взаимодействия в России, но и играет значительную роль в воспитании молодежи, которая учится относиться с глубоким уважением к представителям иных религиозных традиций. Знаю, что в Татарстане православные и мусульмане вместе организовали попечение о больных и нуждающихся во время недавней эпидемии коронавируса. Это замечательный пример успешного сотрудничества христиан и мусульман в деле осуществления Божией заповеди о любви к ближним.

Уверен, что дальнейшее развитие и расширение взаимодействия между Православием и исламом, в том числе в академической сфере, поможет нам эффективно противостоять искушениям, вызовам, соблазнам современности. Христиане и мусульмане имеют огромный духовный, творческий и культурный потенциал, для того чтобы защитить свое право жить в соответствии с Божиими заповедями, а через это — нести людям мир и справедливость. Сторонники секулярной безбожной идеологии давно действуют по принципу «разделяй и властвуй». И потому, если мы будем противостоять им поодиночке, то не преуспеем. Если же православно-мусульманский диалог даст мощный совместный ответ на этот вызов, то мы сможем, несомненно, отстоять наши духовные и нравственные ценности. Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча действительно послужит дальнейшему развитию, а диалог православных и мусульман будет приобретать все большую и большую значимость в жизни наших религиозных общин и тем самым еще более укреплять наши исторически добрые отношения.

Сердечно благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6029134.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Казанском соборе г. Казани

21 мая 2023 г. 17:17

21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Богородицком монастыре г. Казани. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Я всегда с особым чувством приезжаю на землю Татарстана, и особенные чувства связаны с посещением этого собора. Сам факт строительства такого величественного собора на татарстанской земле свидетельствует об очень многом. Во-первых, конечно, о вере православных людей, их горячей вере. Ведь если бы не было веры, если бы не собирались люди в переполненных храмах, если бы большинство русских людей, живущих здесь, и, конечно, не только русских, не принадлежали Православию, то, наверное, и не было бы здесь сегодня этого собора. Потому что Господь дает нам возможность собираться для молитвы в храмах настолько больших и прекрасных, насколько видит стремление людей к Нему.

А если нет стремления людей к Богу, то, даже если и построят прекрасный храм, он не будет наполняться. И мы знаем, что во многих городах мира величественные храмы стоят пустые. Правда, эти храмы не являются православными, но вера-то христианская! Европа-то была христианской и в каком-то смысле считала себя более христианской, чем варварская Россия, где и православные, и мусульмане, и Бог знает кто. Всегда смотрели на нас сверху вниз, а мы никогда ни на кого сверху вниз не смотрели — мы просто жили в соответствии с тем, чему научил нас Господь. И заповеди о любви друг к другу обернулись здесь, на русской земле, замечательным братством народов, принадлежащих к разным этносам и разным вероисповеданиям.

Ярким выразителем именно этой особенности России является земля Татарстана. Здесь живут люди разной веры — в гармонии, в согласии, в уважении, без всяких конфликтов, и не по принуждению, а потому что православным и мусульманами в Татарстане и в голову не может прийти, чтобы ссориться друг с другом.

И в этом уникальный пример России для всего мира. Сейчас, в условиях так называемой глобализации, идут напряженные поиски того, как примирить народы, как обеспечить их совместное проживание. Потому что глобализация стирает границы, происходит перемещение людей по всей земле, особенно в Европе и Америке, представители разных религий вступают в контакт, и, что греха таить, не везде эти контакты осуществляются мирно. Еще раз хочу сказать, что Татарстан, Россия — это великий пример для объединяющегося мира, где в соприкосновение входят различные религии и различные человеческие убеждения.

Но вот что очень важно и что нужно помнить. Соприкосновение религий не означает их взаимного ослабления и взаимного проникновения — настолько, чтобы каждая из них теряла свою подлинность, свою идентичность. Ничего подобного не происходит там, где разные религии исповедуют искренне верующие люди. Это невозможно, если каждый дорожит своей верой, но, исходя из постулатов своей религии, устраивает отношения с иноверцами таким образом, чтобы не приносить им вреда.

В этой жизненной мудрости и содержится, может быть, основа, фундамент всей нашей общенациональной российской жизни. Потому что иначе все могло бы закончиться междоусобными бранями, как это бывало и до сих пор во многих местах бывает. Еще раз хочу сказать: мы должны дорожить великим наследием наших предков и вспоминать добром всех священнослужителей, как православных, так и исламских, которые много сделали для того, чтобы укрепить добрые отношения здесь, на этой замечательной земле.

В этот день я хотел бы еще и еще раз вспомнить Преосвященного владыку митрополита Феофана, который был моим близким помощником по работе в Москве, с которым мы вместе проходили через очень большие трудности. Достаточно назвать тяжелейший 1993 год. Вы помните, какое напряжение возникло между представителями разных ветвей власти, что проецировалось очень опасно и на весь народ. И тогда владыка, будучи моим заместителем, вместе со мной участвовал в примирении сторон. Противоречия были настолько глубинные, эмоции настолько жесткие с обеих сторон, что, если бы не участие Церкви, то неизвестно, сохранилась бы наша страна в том виде, в каком она сейчас существует. Церковь нашла правильные слова, которые сняли эту угрозу, и еще раз хочу сказать, что благодарю Бога за то, что вместе со мной был тогда владыка Феофан, и мы вместе с ним трудились для успокоения страстей и для примирения враждующих сторон, вступивших в непримиримый конфликт.

Вспоминая владыку Феофана, хотел бы всех вас попросить всегда помнить его в своих святых молитвах. Потому что для тех, кто перешагнул границу между земной жизнью и вечностью, нет ничего, что было бы для них важно, и нет ничего с нашей стороны, чем мы могли бы им помочь, как только наша молитва. Память человеческая тоже необходима, потому и памятники ставим; но если память не сопровождается молитвой, она мало что может сделать для тех, кто ушел из этого мира. А молитвенная память — это самый драгоценный дар усопшим. Вот почему Церковь так трепетно и с таким благоговением поминает усопших. Это лучшая возможность запечатлеть их память в наших сердцах и в нашем сознании. Молитва за усопших — это великая традиция Православия, которая имеет огромное духовное и даже культурное значение, потому что связывает нынешнее поколение с предыдущими.

Вспоминая владыку Феофана, я хотел бы поблагодарить всех, кто хранит его память. Поминайте наставников ваших (Евр. 13:7), учит нас Писание, а пример владыки Феофана для многих может служить наставлением. И верим, что Господь по молитвам Церкви и по трудам покойного владыки принял его в Свои Небесные селения.

Еще и еще раз хотел бы выразить благодарность Вам, владыка митрополит, за Ваши труды. Вы достойно продолжаете дело, которое совершал владыка Феофан. Вы пастырь, нашедший правильные слова и совершающий правильные деяния, с тем чтобы Вас принял с любовью народ, который хранит здесь православную веру. Хотел бы пожелать Вам помощи Божией, успехов в Ваших пастырских трудах, а всему клиру Татарстанской митрополии — быть всегда способными отвечать на вопрошания людей, нести им слово Божие, которое было бы актуальным, которое бы действительно воспринималось их сознанием и сердцем. Проповеди, которые повторяют дореволюционные тексты, сегодня неприемлемы, и те, кто так проповедует, никогда не достигнут человеческих сердец и человеческого ума. Проповедь должна нести в себе Божию правду и помогать людям в определении своего места в этом очень непростом современном мире, а самое главное — укрепляться в вере и сознании того, что именно вера открывает для человека врата Божественного Царства.

Пусть Господь хранит вас всех, мои дорогие, а вы храните веру в сердцах, живите в мире и согласии со своими мусульманскими братьями и сестрами, не допускайте возникновения междоусобных конфликтов, потому что все это недостойно христианина, как недостойно и верного мусульманина. Татарстан действительно являет пример добрых межнациональных отношений и крепкой веры, чему я являюсь свидетелем всякий раз, когда посещаю эту землю. Пусть все это и далее укрепляется, возрастает и приносит обильные добрые плоды для всех вас! Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6029478.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Храме Христа Спасителя

22 мая 2023 г. 14:16

22 мая 2023 года, в день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских, города, где он жил и где был похоронен, в город Бари в Италии.

В Пространном катехизисе, написанном митрополитом Филаретом, мощи которого пребывают в этом храме, — в той самой книге, в которой кратко излагается вся наша православная вера, — написано, что промысл Божий есть то, что даже плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям.

Слова святителя Филарета прямо относятся к празднуемому нами событию. Ведь что на самом деле произошло? Приехали некие люди из Италии, похитили мощи святителя Николая и увезли их. Можете себе представить, какую скорбь, какие страдания испытывали верующие? Это событие было воспринято как преступление, но, если бы не дурной поступок, то последствия были бы страшные. Потому что вскоре Малая Азия была оккупирована нехристианами, и на этой территории установился политический режим, тесно связанный с иной верой. Новые власти в Малой Азии не стеснялись в средствах, разрушая святыни, притесняя христиан, и что было бы, если бы не дурной поступок, который, по слову святителя Филарета, обратился к добрым последствиям? Не было бы честных мощей святителя Николая, которые сегодня почивают в граде Барском.

Русь Святая, Церковь наша, наш православный народ особо почитает святителя Николая. Как известно, на дни празднования святителя большие паломнические группы направляются в Италию, где совершаются торжественные богослужения у его мощей. Мне довелось совершать там богослужение в эти дни, и я запечатлел в своем сердце совершенно особое состояние души — и своей собственной, и множества паломников, — когда действительно ощущаешь Божественную благодать, исходящую от святых мощей, и чувствуешь, что святитель и чудотворец Николай слышит наши молитвы и отвечает на них.

Так событие с точки зрения человеческого закона преступное — кража мощей, назовем всё своими именами, — обратилось к добрым последствиям, которыми питается сегодня весь православный мир. И православные христиане, и христиане Запада, почитая святителя и чудотворца Николая, возносят пред его мощами свои молитвы.

Конечно, святитель Николай особо почитается в России. Казалось бы, Россия, северная страна, вдали и от Малой Азии, и от Италии, — почему же именно здесь святитель так почитается? Ведь до сих пор во многих благочестивых семьях в красном углу — иконы Спасителя, Божией Матери и святителя Николая; мне часто приходилось такое видеть и в городских квартирах, и в деревенских домах. Почему так? Да потому что святитель Николай слышит наши молитвы. Он великий угодник Божий, он действительно чудотворец, и, как произошло с его мощами, так и в нашей жизни трудные обстоятельства нередко обращаются в добрые последствия.

Но чтобы у нас была надежда на помощь чудотворца Николая, нам необходимо сохранять живую веру в помощь святителя и обращать к нему свои горячие молитвы. А он, физически отдаленный от нас, пребывает своей милостью, силой своего предстательства пред Господом и на нашей земле, потому что, еще раз хочу подчеркнуть, нигде в мире святитель Николай не почитается так, как на русской земле.

Его молитвами пред Господом, его предстательством да сохранит Господь землю Русскую, особенно сейчас, в этих трудных обстоятельствах, несущих в себе многие потенциальные угрозы. Но знаем, что силой веры и, надеемся, силой государства Российского эти угрозы будут сняты, и Русь Святая не потерпит тяжелых последствий. Но чтобы этот конфликт, который, к сожалению, захватил землю Русскую, прошел без последствий, мы должны усердно молиться Господу. Чтобы Он приклонил милость Свою к державе Российской, ко всей Руси, ведь речь идет о междоусобной брани на Святой Руси. Чтобы Господь вразумил начальствующих, даровал силу воинам, но, самое главное, прекратил сию междоусобную брань. И верим, что по молитвам святого угодника многое может быть совершено ко благу, для того чтобы мир был справедливым и чтобы в результате прекращения кровопролития люди, вовлеченные в этот конфликт, могли жить в мире, единомыслии, тем паче, что многие из нас объединены верой.

Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой обращается к святому угоднику и чудотворцу Мирликийскому. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6029627.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 мая 2023 г. 17:00

24 мая 2023 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот день, когда совершается торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя и я имею возможность в окружении братьев-архипастырей и верующего народа вознести ко Господу благодарность за те милости, которые Он на меня излиял, я с особой остротой чувствую ответственность, которая лежит на Патриархе. Все годы моего Патриаршего служения проходили в относительно благополучных условиях. Всякое бывало, приходилось, да и сейчас приходится преодолевать проблемы и скорби, но, тем не менее, Церковь наша стала единой, как, может быть, никогда в XX веке. Конечно, остается скорбь о тех, кто разделен с нами на земле Украинской, но верим, что и этот конфликт, спровоцированный радикальными политическими силами, будет преодолен, и Церковь наша, сохранившая единство, еще сможет сказать свое важное пастырское слово, обращаясь к народу всея Руси.

Мне же хотелось бы выразить сердечную благодарность Президенту нашей страны и в его лице — всем власть имущим. Особые слова благодарности всему епископату нашему, который поддерживает меня в несении Патриаршего креста, который единомыслен со своим Предстоятелем и в новых условиях исторического бытия Церкви достойно осуществляет все предначертания, сделанные Поместным Собором и актуализируемые Соборами Архиерейскими.

Действительно, то, что сегодня происходит в Русской Православной Церкви, не происходило никогда, и мы должны вознести за это благодарение Господу. А я как Предстоятель должен поблагодарить и всех вас, мои дорогие собратья-архипастыри, а в вашем лице — все духовенство нашей Церкви и весь верующий народ.

Действительно, очень многое было сделано, и это наполняет мое сердце радостью. Учреждены новые епархии, созданы митрополии, открыты учебные заведения, активизировалась социальная работа на всех уровнях, начиная от общецерковного — на уровне митрополий, епархий, — и до уровня приходов и монастырей. Это означает, что Церковь наша во всей полноте всерьез, с огромным вниманием и ответственностью отнеслась к новым проблемам, которые перед ней встали. Именно благодаря этому соборному деланию нам и удается отвечать на вопрошания и проблемы текущего момента.

Хотел бы особенно поблагодарить наших иерархов, ведь раскольнические тенденции, опасные для Церкви, обычно возникают внутри епископата. Так было и в древности, во времена Вселенских Соборов, так было и в недавней нашей истории в веке XX, и, наверное, кто-то хотел бы, чтобы так было и сейчас. Но весь епископат объединен идеями, мыслями, чаяниями, надеждами, которые были сформулированы Поместным и Архиерейскими Соборами, и каждый на своем месте достойно совершает свое служение, за что я еще и еще раз хотел бы поблагодарить всех вас, мои дорогие владыки, а в вашем лице — весь епископат Церкви нашей.

Моя благодарность и к московским, и к местным властям — в вашем лице мы сегодня находим поддержку, которая осуществляется без всякого конфликта с основными конституционными нормами, определяющими взаимоотношения Церкви и государства. Но и в рамках этих норм совершается много добрых дел, направленных на то, чтобы действительно укреплялась духовная жизнь нашего народа, а вместе с тем возрастала и любовь к Отечеству, и любовь друг ко другу.

Дай Бог, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, чтобы в это судьбоносное время, которое выпало на нашу долю, мы нашли достойный ответ на все трудности и проблемы, которые перед нами стоят. Хотел бы призвать благословение Божие на всех нас — народ наш, Церковь нашу, епископат, духовенство, чтобы милость Божия не покидала нас, чтобы вера Христова укреплялась в сердцах людей, чтобы еще более ответственным становилось служение архиереев и духовенства, чтобы еще более укреплялось благочестие в нашем народе и чтобы никакие перипетии, трудности и проблемы века настоящего не могли поколебать великой, святой и спасительной миссии Русской Церкви, направленной на духовное здоровье народа, на укрепление единства всей нации, на развитие взаимодействия Церкви с государственными и общественными институтами.

Да помогает нам всем Господь идти этим путем, не опасаясь и не устрашаясь грозных явлений века сего. С нами Бог и Божия сила! А если с нами Бог, то кто против нас? Но для того чтобы Господь был с нами, еще и еще раз скажу: сильной должна быть наша вера, дерзновенным должно быть наше служение, дабы через слово и дело, совершаемое Церковью, укреплялась духовная жизнь нашего народа.

Молитвами святых Кирилла и Мефодия, от которых мы получили нашу письменность, которые стали духовными прародителями земли Русской, да укрепит нас Господь в дерзновенном апостольском служении, которое мы призваны совершать вслед за равноапостольными учителями Словенскими. Аминь.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6030216.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение»

25 мая 2023 г. 14:33

25 мая 2023 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Деяниях святых апостолов удивительный момент в истории пришествия в мир Спасителя — Его Вознесение на небо — описывается в очень человеческих, понятных категориях (Деян. 1:1-12). Святые апостолы, конечно, изумились, когда увидели возносящегося к небу Учителя. Но вот некто, явившийся им, говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» Господь возносится — непостижимое, чудесное событие; и вдруг такие простые слова: «Ну что же вы смотрите?» А дальше все разъясняется: «Сей Иисус, Который сошел к вам с неба, Который пришел в вашу жизнь, — таким же образом, как Он сейчас возносится на небо, снова придет к вам».

Свидетельство о том, что Господь снова придет, что Он вознесся на небо на время, так вдохновило учеников, что они с радостью, воспевая славословия, покинули гору Елеонскую. Наверное, кто-то ждал, что это случится через несколько дней, может быть, к какому-то празднику, но со временем ожидания скорого возвращения прошли. И Церковь всегда отказывалась от того, чтобы определять время пришествия Спасителя, а когда появлялись некие лжеучителя, которые утверждали, что Господь придет тогда-то и тогда-то, Церковь выступала против подобных лжепророчеств, потому что никто не знает времени, когда Господь явится во славе.

Но это не отменяет самой веры христиан во второе пришествие Господа и Спасителя. А второму пришествию, как свидетельствует учение Церкви, будут предшествовать трудные времена — времена искушений, времена измены Спасителю, времена помрачения сознания людей настолько, что сама вера в Бога будет исключена из их жизни. Как утверждал литературный классик, «человек — это звучит гордо», не поясняя, в чем же смысл этой гордости. Но это человекопоклонение, проникая через разные языческие культы, а потом и через безбожную идеологию, стало разрушать и духовную жизнь нашего народа.

Ныне по милости Божией в народе нашем происходит духовное отрезвление от всех тех ложных учений, заблуждений, которые на какое-то время буквально парализовали сознание людей, заставили их отказаться от веры отцов, от той огромной духовной и культурной традиции, которая питала жизненными соками наш народ, которая действительно возбуждала в народе нашем самые светлые и сильные чувства вплоть до самопожертвования, до положения жизни своей во благо ближнего и во благо Отечества.

Времена, о которых сказали ангелы Божии апостолам, что Христос придет так же, как Он возносится ныне на небо, в какой-то момент наступят, никто не знает когда. Но незнание времени второго пришествия должно держать каждого христианина в состоянии некоего духовного трезвления, способности постоянно отвечать на вопрос, где добро, а где зло. Потому что и сегодня зло нередко рядится в ангела светла (см. 2 Кор. 11:14) и смешивает в сознании людей фундаментальные принципы человеческого бытия настолько, что и различия между добром и злом уже не найти. Бог дал свободу, но что же это за выбор в пользу зла? Это выбор, который ведет человека к гибели, а человеческое общество — к разрушению.

Вот и сегодня мы переживаем особое время нашей истории, которое требует непременной мобилизации всех духовных сил. И как важно сегодня подкреплять нашу жизненную позицию, наши убеждения не только неким политическим прагматизмом, но, в первую очередь, нашими религиозными убеждениями! Мы должны оставаться на светлой стороне истории, на той стороне, которая отрицает превращение греха в одну из допустимых альтернатив человеческого поведения. Нет больше понятия греха в светской философии, а есть вариативность человеческого поведения, то есть человек свободен, и единственное, чего он должен бояться, — это нарушение государственных законов. А разрушение семьи, предательство в браке, отказ от воспитания детей? По какому государственному закону судится в таком случае человек? Он может судиться только по закону совести и по Божественному закону. И Церковь сегодня, как и всегда, но сегодня, может быть, с особенной силой призывает жить по совести: даже если ты не знаешь Священного Писания, если ты человек нерелигиозный, то, по крайней мере, живи по совести. Потому что совесть есть не результат эволюции человеческого сознания, а результат того, что человек есть Божие творение, и никакой эволюцией невозможно объяснить готовность к самопожертвованию. Эволюция предполагает борьбу сильного за выживание, но это закон джунглей, по которому страшно жить. А христианская вера, вошедшая, в том числе, в законодательство, предлагает людям жить не по закону джунглей, а по закону жизни.

И дай Бог, чтобы так устраивалась сегодня наша жизнь, несмотря на тяжелые внешние обстоятельства, через которые мы проходим. Но может быть, прохождение нас как страны, как народа через эти трудные обстоятельства также свидетельствуют о том, что мы на светлой стороне истории? Ведь действительно ополчились многие на Русь Святую — давайте подумаем, а почему? Не потому ли, что мы всё менее походим на тех, кто живет в иных местах, где происходит полное смешение греха и добродетели и, как уже сказано было, вообще исчезло понятие греха?

Сегодняшний день обращает наш взор к будущему, о котором мы знаем через слово Божие, — к явлению Господа и Спасителя, грядущего совершить Свой справедливый суд над каждым из нас. Действительно, праздник Вознесения должен устремлять наш духовный взор в то эсхатологическое будущее, когда каждый из нас предстанет пред лицом Божиим и ответит за свою жизнь. И суд тот будет абсолютно справедливым и неподкупным и предопределит вечное бытие душ наших.

Да поможет нам Господь, укрепляясь в вере православной, возрастать и в способности сопротивляться искушениям и греховным соблазнам века сего. Обращение сегодня множества людей наших к вере православной дает уверенность в том, что Господь не оставил милостью Своею землю Русскую, и верим и надеемся, что Его благим и совершенным промыслом наша историческая жизнь будет зависеть и от нашей веры, и от благочестия, и от нашей молитвы, и от нашей способности совершать добрые дела. И да поможет каждому из нас Господь не сбиться с этого единственно спасительного пути. Да поможет Господь Отечеству нашему в эти времена испытаний сохранить себя, свои идеалы, верность вере своих предков и ту духовную самобытность, которую сегодня многие стремятся ослабить, но которая связывает нас, как якорь, не только с историей гражданской, но и с историей священной, в центре которой всегда была борьба добра со злом, греха с человеческой злобой. И дай Бог, чтобы в этой борьбе, по сути эсхатологической, мы как народ Божий, как Церковь Христова оставались всегда на светлой стороне истории — той стороне, которая питается божественной мудростью и вдохновляется божественной благодатью.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня! Милостью Вознесшегося Спасителя и мы с вами да укрепляемся в вере, благочестии и чистоте. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6030663.html