Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 570255 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарх Кирилл: Мы приветствуем любые посреднические миссии, которые направлены на преодоление трагического конфликта на Украине и скорейшее установление справедливого мира

29 июня 2023 г. 20:40

29 июня 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Конференции католических епископов Италии кардиналом Маттео Дзуппи, прибывшим в Россию со специальной миротворческой миссией по поручению Папы Римского Франциска.

Во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков).

Кардинала Маттео Дзуппи сопровождали Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Джованни Д'Аньелло, советник Апостольской нунциатуры в Российской Федерации монсеньор Петр Тарнавски, сотрудник Государственного секретариата Ватикана монсеньер Пауль Бутнару, вице-президент Общины святого Эгидия профессор Адриано Роккуччи.

Предстоятель Русской Православной Церкви сердечно приветствовал высокого гостя, отметив, в частности: «В то время, когда возникли очень большие проблемы в отношениях между Россией и Западом, когда мы сталкиваемся как с большим напряжением в сфере политических отношений, так и с реальными угрозами возникновения крупного мирового вооруженного конфликта, очень важно, чтобы все силы, которые заинтересованы в сохранении мира и справедливости, объединялись для того, чтобы предотвратить такое возможное развитие событий».

При этом Святейший Патриарх указал на то, что у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви имеется опыт взаимодействия, в том числе, на фоне очень неблагоприятного политического климата: «В условиях "холодной войны" наши Церкви имели регулярные и взаимополезные контакты, в контексте которых, в частности, рассматривались вопросы, которые беспокоили наши народы». В этой связи Святейший Патриарх Кирилл упомянул положительную роль Общины святого Эгидия, которая в весьма непростых обстоятельствах, связанных с «холодной войной», продолжавшейся большую часть второй половины XX века, поддерживала активные связи с Русской Православной Церковью.

«Думаю, что и в нынешних условиях, которые также отмечены многими рисками и многими опасностями, Церкви могут совместными усилиями предотвратить негативное развитие политических обстоятельств и послужить делу мира и справедливости», — выразил уверенность Святейший Владыка.

В свою очередь, кардинал Маттео Дзуппи передал Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу приветствие от Папы Римского Франциска.

Упомянув интенсивность диалога во времена "холодной войны", гость подчеркнул, что в нынешней сложной ситуации диалог должен не останавливаться, а быть еще более интенсивным. «Как христиане мы должны помочь друг другу, чтобы понять, как поступать, — уверен кардинал Маттео Дзуппи. — Перед лицом объективных трудностей этого времени мы должны понять, что Господь просит нас делать. И мы очень рады сегодня, что можем слушать Вас и решать имеющиеся вопросы».

Святейший Патриарх Кирилл высказал солидарность с мыслью, что в то время, когда возникает особое напряжение в отношениях между странами и народами, Церкви не должны уходить в сторону — они должны принимать участие в работе, которая направлена на примирение, на развитие и установление более прочных отношений и самое главное – на развитие взаимопонимания. «Если страны и народы понимают друг друга, то и реальная политика выстраивается с учетом интересов стран и народов. Очень важно, чтобы в это непростое время христианские общины Востока и Запада участвовали в процессе примирения», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Ситуация на Украине крайне болезненна лично для меня, — сказал Святейший Владыка. — Я возглавляю Православную Церковь, паства которой находится как в России, так и на Украине, и в других странах. И потому страдания украинского и русского народа глубоко ранят мое сердце. Именно поэтому уже с 2014 года во всех наших храмах мы возносим особые, сугубые молитвы за мир на Украине. Мы употребляем и будем употреблять все средства, чтобы этот страшный конфликт закончился как можно скорее, чтобы было как можно меньше жертв».

Собеседники сочли особо важным в сложившейся ситуации сконцентрироваться на разрешении гуманитарных вопросов.

Кроме того, Святейший Патриарх Кирилл проинформировал высокого представителя Папы Франциска о гонениях, которым подвергаются общины, духовенство и верующие канонической Украинской Православной Церкви.

Стороны договорились о дальнейшем поддержании контактов.

По завершении встречи собеседники обменялись памятными подарками.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/6039238.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово после вечернего богослужения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

1 июля 2023 г. 23:39

Вечером 1 июля 2023 года, в канун Недели 4-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Сердечно приветствую и радуюсь, что имел возможность в этом очень близком моему сердцу кафедральном соборе совершить Божественную службу и благословить всех, кто желал подойти под благословение.

Калининград — это особое место для всей нашей Родины и особое место для Русской Православной Церкви. Хорошо помню, с какими трудностями Церковь наша делала здесь свои первые шаги. Как мало было людей православных, да и те отвыкли от посещения храма; как непросто проповедовать слово Божие, когда по глазам чувствовалось, что не все понимают и не все готовы принять эту проповедь! Но то была не духовная смерть, а некий сон, летаргия, спровоцированная жизненным укладом, который сформировался в государстве, объявившем себя атеистическим. Особенно здесь, на западном порубежье, в Калининграде — городе, который долгое время был закрыт для посещения без особых пропусков.

Вспоминая то время, благодарю Господа за многих людей, с которыми Он меня здесь свел. Вспоминаю священнослужителей — к счастью, большинство из них здравствует, но кто-то нас покинул. Вспоминаю и добрых мирян, которые помогали мне в непростом служения в Калининграде. А когда сегодня видел всех вас, подходящих под елеопомазание, я очень радовался тому, что ко мне подходили люди намного- моложе меня, те, кто представляет уже совершенно новое поколение россиян. И как же радуется душа, когда видишь светлые лица, исполненные веры и благочестия!

Очень важно, чтобы вера православная не ослабевала в нашей жизни, в жизни каждого человека. Сегодня христианским убеждениям бросается тяжелейший вызов, связанный с безбожным развитием цивилизации на Западе. Когда формируются так называемые ценности, которые таковыми не могут быть по определению, потому что ценности — это то, что соответствует воле Божией, то, что соответствует Его замыслу о мире и человеке. А все то, что противоречит Божественному замыслу, — это не ценности, но диавольское искушение, это ложь, обман и погибель.

И сегодня, когда стираются грани между государствами и народами, когда люди входят в тесное соприкосновение друг с другом, когда и на нас, особенно здесь, на калининградской земле, оказывается мощное влияние извне, — как же мы должны дорожить всем тем, что подарил нам тысячелетний духовный опыт нашего народа! То, что закреплено в жизни Церкви, в ее проповеди, то, что действительно идет наперекор некоему течению, которое сейчас захватывает все больше и больше людей.

Сегодня быть христианином означает быть человеком мужественным, не поддающимся соблазнам, внушениям, способным отстаивать свою веру и свою жизненную позицию. Действительно, еще совсем недавно мы жили в атеистическом обществе, и власть, особенно в определенные периоды времени, открыто выступала против Церкви. Даже ставились некие временнЫе границы существования Церкви, после которых должно было наступить время полного безбожия. Но все это было невозможно осуществить только по одной причине — потому что все эти замыслы шли против народа, против его веры, против сложившихся под влиянием православной веры ценностей. И мы знаем, что идеология, стремившаяся разрушить Православие, ушла, а Церковь осталась. И это яркий пример того, как люди немощные, но укрепляемые силой Божественной благодати, одерживают победу над теми, кто силен, но кто лишен благодати.

Но ныне наступили времена не менее сложные, а в каком-то смысле еще более лукавые; и сегодня от православного христианина требуются не только мужество и твердость, но и мудрость, способность различать духов. Потому что и дух бесовский нередко рядится в ангельские одежды, и зло пытается представить себя в светлых ангельских ризах. А способность различать духов приходит не от прочтения книг, хотя и от этого тоже, но в первую очередь от реального духовного опыта, который мы приобретаем через молитву, через общение с Господом, через причастие Святых Христовых Таин, когда мы принимаем Тело и Кровь во исцеление души и тела. А это значит, что не только телесные недуги, но и душевные слабости и искушения испепеляются Божественной благодатью, подаваемой через Святое Причастие. При условии, что мы не причащаемся автоматически, не относимся формально к своей вере, но пытаемся жить по Божиему закону, выстраивая такие отношения с ближними и дальними, каковые проистекают из нашей христианской ответственности и наших христианских убеждений.

Хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, хранить веру в сердце — но так, чтобы вера не превращалась в некую этнографическую или культурную ценность. Вера — это не этнография и не культура. Вера — это то, что соединяет человека с Богом. И вера живет только тогда, когда человек соединяется в молитве с Богом, когда возникает двустороннее движение: мы возносим к Богу молитвы, а Господь отвечает нам, не в громе и молнии, но во многих знаках, которые нужно уметь различать, выделять из общего потока, в который погружен человек, идущий по своему жизненному пути. И вера становится живой только тогда, когда мы по этой вере живем. Особенно важно не забывать Божий храм, ведь именно храм — это место особого духовного сосредоточения и сопротивления духам злобы, потому что здесь через молитву даруется нам благодать, способная укреплять наши силы душевные и телесные и сопротивляться всякому злу. Поэтому воскресное посещение храма, воскресная Божественная литургия — это обязанность христианина, если он хочет быть христианином по-настоящему, если он, обращаясь к Богу с молитвой, желает получить ответ на свою молитву. Посещение храма не может быть от случая к случаю — это должно быть реальной потребностью.

Опять вспоминаю трудные времена, когда религия, вера изгонялись из жизни нашего народа, а храмы все равно были переполнены, и это, конечно, приводило в смущение и даже негодование тогдашних правителей, которые не могли понять, в чем же дело. Пропаганда работает, атеистическая идеология проникла во все сферы жизни, а люди идут и идут в храмы. И не понимали идеологи, что люди идут потому, что там живой источник, почерпая из которого, человек становится духовно сильнее, мудрее, обретает крылья, поднимающие его над греховной повседневностью. Сегодня посещение храма не связано ни с какими трудностями, ни с какими опасениями, так что и политики, и общественные деятели, и рабочие, и жители села, люди разных званий и профессий, могут ходить в храм без всяких опасений. Поэтому сегодня особая ответственность на всех нас — не оставлять себя без храмовой молитвы, посещать храм по возможности каждое воскресенье или, по крайней мере, хотя бы один-два раза в месяц. Именно в молитве, в храме совершаемой, мы обретаем особую силу и мудрость. В храме нам являются мысли, которые помогают разрешить сложные проблемы, в том числе семейные — в отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми. Господь в ответ на молитву и веру дает эти добрые, правильные мысли. И священники, принимающие исповедь, нередко слышат от верующих рассказы о том, что Господь ответил на их молитвы, и эти свидетельства действительно важны для укрепления веры тех, кто такого свидетельства еще не имеет.

От всего сердца желаю всем вам, мои дорогие, хранения веры и особо призываю воспитывать детей и внуков в вере православной. Взрослые в ответе за детей, за молодежь. Вот почему я настаиваю на том, чтобы развивалась работа с детьми и молодежью в Церкви. По милости Божией здесь, в Калининградской епархии, многое сделано и делается для того, чтобы было так. Сегодня мы должны всем миром налечь на эту проблему, с тем чтобы наша молодежь не погибла под натиском зловредной, безбожной, греховной агитации — через разного рода образы, символы, так называемые произведения искусства и литературы. Только духовное сопротивление искушениям, соблазнам, греху и способно спасти сегодня человека. А если говорить о стране, о народе, то что же может оградить человека от разорения духовного и душевного, как не молитва и горячая вера?

Еще раз хочу сказать, что с особенным чувством произношу эти слова здесь, на западном порубежье России. И моя молитва о том, чтобы хранилась вера православная здесь, в Калининградской области, чтобы храмы наполнялись верующими, чтобы воспитывалась в христианском духе наша молодежь, наши дети, чтобы народ становился духовно сильным, способным сопротивляться тем соблазнам, источником которых являются не так уж далеко отстоящие от нас географические регионы. Да помогает Господь всем нам хранить веру православную и Русь Святую! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6039868.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме равноапостольных Константина и Елены в Калининграде

2 июля 2023 г. 16:53

2 июля 2023 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Константина и Елены в Калининграде. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Хотел бы поблагодарить Вас за добрые слова, которые были только что сказаны, и за труды, которые Вы несете в Калининградской епархии.

Вспоминаю это место, совершенно пустынное; и когда мне сказали, что здесь желательно построить храм, было даже некоторое смущение, потому что никаких строений вокруг не было. Но храм был заложен и, как видим, построен. Замечательная архитектура, внутреннее убранство — все это свидетельствует о том, что храм построен по вере людей, тех, кто здесь живет.

Так, собственно говоря, возродилась — впрочем, не возродилась, поскольку если возродилась, значит, что-то было до того, — чудом Божиим родилась Калининградская епархия, а теперь и Калининградская митрополия. Трудно было представить, что в этом городе, где не было ни одного места поклонения Богу, — имею в виду Калининград, — возникнет и получит развитие такая богатая, всесторонняя, глубокая духовная и церковная жизнь. Не является ли свидетельством силы Божией возникновение Православной Церкви на калининградской земле, опустошенной войной и десятилетиями безбожия, где отсутствовали всякие места для молитвы? И никакая человеческая сила, даже самая могущественная на планете, не может противостоять Божественному Промыслу, не может противостоять Божественной силе.

А что же нам делать для того, чтобы опираться на эту Божественную силу? Чтобы частица этой силы помогала нам в больших и малых делах? Нужно делать то, что мы делаем, — верить в Господа и молиться Ему. Молиться искренне, с глубокой верой, не по обычаю, как это иногда бывает. И вера людей, их молитва действительно совершила многие чудеса в Калининграде и во всей Калининградской области. Самый западный, самый отдаленный от исторических духовных центров Руси край ныне процветает верой народа, который здесь живет, благочестием и усердием духовенства, в том числе трудами владыки архиепископа Серафима.

Эта общая работа на духовное благо людей несомненно приносит замечательные результаты, свидетелем которых я становлюсь всякий раз, когда посещаю калининградскую землю, служу в том или ином храме или монастыре. И когда соотношу в памяти своей то, что было на этом месте, и что стало, не могу не обратиться ко Господу с великими словами: слава Тебе, Господи, за все! За радости, но и за скорби.

Что греха таить, через многие скорби мы прошли здесь, создавая епархию, строя храмы. Не все было легко и просто, но скорби преломились благодатью Божией в великую радость, которую я испытываю как человек, первым из представителей иерархии Русской Церкви ступивший на калининградскую землю и увидевший все то, что здесь происходило. Отсутствовали всякие признаки религиозности, не было храмов и монастырей, прохожие с удивлением взирали на меня, потому что я шел в рясе и тем самым возбуждал невероятное внимание и любопытство.

А теперь — еще раз хочу сказать — вижу цветущий духовный сад. Калининградская земля наполнилась храмами, есть здесь и монастыри, а самое главное — благочестивый верующий народ. И мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые, и среднего возраста — то есть так, как и должно быть в Церкви Божией. И покуда будут на земле сей люди хранить веру православную, молиться Богу, то, несмотря на непростые внешние обстоятельства, все будет во благо, по Промыслу Божиему. И не надо ничего страшиться. Мы, православные люди, должны быть здесь. Здесь живут люди, которые поверили в Господа, которые наполняют Божии храмы; и потому из многих служений Церкви здесь, на калининградской земле, Церкви Божией выпадает особое служение — заботиться о духовном состоянии народа, чтобы каждый любил свою землю, любил Россию, сознавал себя православным, русским, россиянином и чтобы никому и в голову не приходила мысль покидать эти места.

Призываю благословение Божие на всех вас, мои дорогие. Храните веру православную, храните любовь к Отечеству, посещайте Божий храм, воспитывайте в православной вере детей. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы по нашему небрежению, маловерию или, как говорится в молитве, окамененному нечувствию следующее поколение не восприняло от нас эстафету православной веры. Молодые должны ее воспринять и стать еще более ревностными, чем мы, еще более убежденными, еще более сильными, в том числе в защите своей веры и своего Отечества.

Пусть Господь хранит землю калининградскую, Церковь, зде пребывающую, Вас, владыка архиепископ, все духовенство и верующий наш народ от всяких напастей видимых и невидимых. Да укрепляет Он всех в вере православной, в любви к Отечеству и да помогает всем нам, каждому на своем месте, оставаться верными Христу, а через это — исполнять все, что мы должны исполнять как граждане России, дабы труды наши служили подлинному благу Отечеству и народа нашего. Благословение Божие пусть пребывает над сем градом, над всей калининградской землей и над Церковью, пребывающей на этой земле. И да прославится через ваши труды, мои дорогие, святое и преблагословенное имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6039953.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы

7 июля 2023 г. 15:27

7 июля 2023 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бог идеже хощет, побеждается естества чин (богородичен 4-й песни канона Андрея Критского) — эти слова дивным образом были явлены и при рождении святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. По всем правилам человеческого естества он не мог родиться от пожилой женщины; его рождение произошло вопреки законам, по которым осуществляются рождение и передача жизни от одного поколения к другому. Пророк и Предтеча действительно родился чудесным образом, от пожилой женщины, и понятно, что само это рождение уже указывало на особое предназначение угодника Божия. Он первый среди всех, кто стоит после Спасителя и Его Пречистой Матери, и мы видим предстояние Богородицы и Иоанна Предтечи в деисусном чине как свидетельство об особом месте этого дивного угодника Божиего и великого пророка в духовной жизни всего рода человеческого.

Когда мы находимся в трудных жизненных обстоятельствах, нам иногда кажется, что ничего исправить невозможно. Особенно если течением событий управляют некие силы, намного нас превосходящие, то мы как бы не можем вырваться и чаще всего плывем по течению, перестав даже думать, хоть и знаем, что это течение греховно и может привести к погибели души. Но, задавая себе вопрос: «а что же я могу сделать?», отвечаем: «да ничего не могу, обстоятельства превышают мои силы». Так мы отвечаем и в тех случаях, когда речь идет о чем-то важном, даже эпохальном.

Например, видя потрясения, которые совершились в истории нашего Отечества в веке ХХ, многие говорили: «а что можно сделать?» Казалось бы, непреодолимая сила привела к распаду великой страны, к почти полному уничтожению Церкви, и наверняка даже верующие говорили: «что же можно сделать перед лицом этой силы?» Хотя были и те, кто не склонял голову и боролся до конца, чаще всего погибая в этой борьбе, становясь через мученическую смерть сопричастными лику святых, прославленных в Царствии Небесном. И ныне мы им молимся — мученикам, исповедникам Церкви Русской, тем, кто пошел против законов естества, против логики тогдашней жизни. Они вступились за Христа, за Церковь, боролись против закрытия храмов, боролись с инспирированными властями расколами и чаще всего заканчивали жизнь мученически. С точки зрения стороннего наблюдателя эти люди — неудачники: боролись, страдали, жизнь свою положили, а своего не достигли… Но все эти размышления абсолютно неправильные, потому что они исходят из материалистического восприятия истории. А мы, верующие люди, знаем, что история не ограничивается материальными процессами; это особая, как сказали бы философы, метаистория — та, что выходит за границы исторического процесса здесь, на земле.

Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн был именно таким человеком. Он вышел за границы своей эпохи, он стал Предтечей Спасителя, он пророчествовал о том, о чем люди и помыслить не могли. Это было настолько невероятным для тогдашнего поколения даже верующих и благочестивых иудеев, что большинство не приняли Христа. И довели Его до страшных страданий и крестной смерти только потому, что слова Спасителя нарушали логику жизни тех «великих и славных» — таковыми они казались современникам, — кто не принял Христа и распял Его на Голгофе.

Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн являет пример всем нам, часто теряющим веру под натиском жизненных обстоятельств, под натиском современной псевдокультуры, новых обычаев, да мало ли по каким другим причинам. Мы теряем веру, может быть, еще и потому, что не имеем ясных свидетельств о том, что вера действительно преобразует человеческую жизнь. Но не имеем таких свидетельств не потому, что их нет, а потому что мы недостойны их видеть по своему маловерию и, как я уже говорил, окамененному нечувствию.

Поэтому мы должны укрепляться в вере, празднуя сегодня рождение святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, вспоминая его жизненный путь и многие чудеса на нем явленные. Действительно, Пророк и Предтеча явился вне всякой логики и законов бытия, жил так, как никто другой не жил, ушел в пустыню, отказался от обычной пищи, питался насекомыми и медом диких пчел, но прожил достойно, осуществив свою миссию — быть Предтечей Господа и Спасителя нашего.

Нам иногда кажется, что все происходящее вокруг совершенно не соответствует нашим религиозным убеждения и принадлежит некоему иному миру. Миру могущественному, технически и научно оснащенному, которому не смеют противоречить даже самые сильные и мудрые. Да и мы не противоречим, за единственным исключением — если этот мир призывает нас отказаться от Бога и от Спасителя. Вот тогда мы делаемся юродивыми, то есть безумными для мира, но верными учениками Господа и Спасителя. Верными, как был верен Богу Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн; как были верными святые мученики и исповедники, совсем недавно жизнь свою отдавшие за Господа и Спасителя нашего.

И да поможет нам Господь, по молитвам Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, сохранять веру и благочестие при любых обстоятельствах. Если нужно — идти против течения, но никогда не предавать Того, Кто ради нас принял страдания и смерть, даруя нам спасение и жизнь вечную. Молитвами святого Пророка и Предтечи Иоанна да укрепляет Господь веру нашу и да помогает нам достойно пронести через всю жизнь наше христианское призвание. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6040859.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3068
  • Репутация: +558/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице после Литургии в Иоанновском монастыре на Карповке

9 июля 2023 г. 16:37

9 июля 2023 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали повествование (Мф. 8:28-9:1), которое светские исследователи и атеистические критики Нового Завета часто воспринимали как некую несуразицу и по этому поводу всячески злорадствовали. Никто из них не ставил перед собой серьезный вопрос: что же в действительности означает это повествование об изгнании бесов из человека и вселении их в животных?

А ведь речь шла о спасении человека, одержимого бесами. И важность этого повествования прежде всего в том, что Господь нам говорит со всей определенностью: бесы существуют. О Боге философы еще как-то размышляют, но уж бесов никак не признают. По всей вероятности, это самая великая победа диавола: он убедил людей в том, что его не существует. А сегодняшнее Евангелие утверждает: существует, да еще как существует! И только по милости Божией были изгнаны страшные бесы из обычного человека, который лишился способности жить рядом с остальными людьми.

Что же с ним произошло? Я хотел бы охарактеризовать это очень современными словами: он находился под внешним управлением. Сегодня все знают, что такое внешнее управление: это когда сильные управляют слабыми. Если у кого-то не хватает компетенций, знаний, денег, то появляется некто, кто будет им управлять. Это бывает на уровне национальных экономик, на уровне мировой экономики, и не только экономики, но и политики, когда сильный приглашается управлять слабыми. И внешнее управление приводит к разным последствиям, но не будем углубляться в эту несвойственную для проповеди тему и обратимся к духовной составляющей повествования, которое мы сегодня слышали. Господь изгоняет бесов, обладающих реальной силой; Евангелие свидетельствует о том, что бесовская сила не только существует, но и способна катастрофически влиять на поведение человека, его разум, волю, чувства. И если так было во времена Нового Завета, то кто может утверждать, что сегодня этого не существует? Разве не осуществляется и сегодня внешнее управление по отношению к сознанию человека?

Для этого используются мощные средства, каждый может их перечислить: и псевдоискусство, и псевдонаука, и многое иное, что сегодня используется для того, чтобы убедить человека в том, что Бога нет и никаких бесов нет. И это самое важное для беса, чтобы управлять людьми, — чтобы никому в голову не пришло, что он под внешним управлением. Несчастный не может понять, что в его жизни происходит — неудача за неудачей, ошибка за ошибкой. Он начинает путаться, искать причинно-следственные связи — но ничего не получается. Вроде из семьи хорошей, образование хорошее, коллеги неплохие — а все в жизни не ладится.... Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что существует внешнее управление людьми, в том числе со стороны темной силы. Представляю, как сейчас отреагируют на мои слова те, кто находится под воздействием темной силы. Но мы готовы к этой критике, потому что за нами слово Божие — самая великая сила.

Какие же выводы мы с вами, мои дорогие, должны сделать из сегодняшнего повествования? Ни при каких обстоятельствах не отдавать душу свою тому, кто может получить над нами внешнее управление. А какими средствами это достигается? Соблазнами. Один человек соблазняется деньгами и ничего другого не видит в жизни, как только деньги зарабатывать. Неважно какими средствами — главное иметь как можно больше иметь средств, все остальное вторично. Иногда такие люди приводят высокие аргументы, связанные, например, с необходимостью развивать экономику, но в конце концов все оборачивается тем, что человек попадает во власть денег и ради них готов пойти даже на преступление. А разве мало сегодня экономических преступлений?

Но ведь человека закабаляют и мысли, и стереотипы поведения — на это работает огромная индустрия, особенно через средства массовой информации. Наша благословенная страна еще как-то оберегает себя, да и то не в полной мере. А что же творится в мире! Все эти стереотипы поведения, стереотипы мысли, некие модели поведения формируются через средства массовой информации, через кинематограф, через телевидение, когда последние оказываются под контролем той самой бесовской силы, которая вселилась в свиней.

Поэтому наша брань, как говорит апостол Павел, не против плоти и крови, но против властей, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). И что же нам делать, чтобы не попасть в рабство? В первую очередь, крепко хранить веру, потому что слово Божие — это критерий истины. Именно отталкиваясь от слова Божия, каждый человек может ответить на самые сложные жизненные вопросы, сказав: это хорошо, а это плохо. И мы устоим, покуда будет в нашем сознании, в нашем сердце этот критерий, Божие слово и молитва наша ко Господу. Ведь что означает молитва? Молитва — это просьба Господу ограничить нашу свободу. Мы просим Его: сделай так. А это значит, Господь должен вторгнуться в нашу жизнь, в каком-то смысле ограничить нашу свободу и сделать так, чтобы мы поступили по Его воле. Молитва — это и есть передача своей воли, своей свободы в руки Божии.

И когда мы совершаем такую трансформацию своих мыслей, своего поведения, когда Господь действительно становится управителем нашей жизни, она становится другой. То, что еще вчера казалось важным, ради чего нужно было бороться и ломать копья, сегодня, когда человек обретает мудрость во Христе, он измеряет с высоты обретенного духовного опыта и взирает на повседневность совершенно другими глазами, предотвращая в своей духовной жизни искушения и, как следствие, грехопадение.

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что бесовская сила может вторгаться в жизнь человека и управлять его поведением, но одновременно это повествование помогает нам понять, что мы должны делать, чтобы эта сила никогда нами не управляла. Мы должны верить в Бога — искренне, сердечно. Мы должны призывать Его в молитве, особенно когда мы стоим перед выбором. Мы должны стать людьми действительно религиозными, а слово «религия», как известно, означает связь человека с Богом. Так вот, если будет эта связь, если будет замкнута цепь, соединяющая человека с Богом, с высочайшей мудростью Божественной, то у человека вырастают крылья и он обретает способность преодолевать скорби, коллизии, проблемы повседневной жизни.

Всему этому мы научены через повествование об изгнании бесов, и дай Бог, чтобы никакая бесовщина не овладевала ни нашим умом, ни нашим сердцем, ни нашей волей. Знаем, что в истории нашего народа были такие страшные моменты, когда народ впадал в безумие. Об этом мы читаем в исторических текстах, написанных свидетелями революции. Действительно, люди словно с цепи сорвались, разрушили все, что только могли разрушить. В первую очередь веру, затем государство, нравственность, мораль, семейные отношения… С каким трудом потом пришлось все это восстанавливать! И, конечно, Господь милость Свою приклонил к России, так что ныне мы преодолели страшные последствия прошлого века и перед нами открывается перспектива движения и вверх, к Богу, и вперед, по пути улучшения человеческого бытия.

Итак, наученные сегодняшним словом Божиим, мы должны дать такой ответ: не поддаваться бесовскому наваждению, которое может являться в идеях, в философии, в кинематографе, в разного рода других инструментах воздействия на человеческий разум, человеческую психику. Мы должны защищать свой внутренний суверенитет от порабощения диаволом. Но никакими мыслями и даже никакими усилиями воли со всем этим не справишься — очень важно жить в Церкви, причащаться Святых Христовых Таин, исповедовать перед Господом свои грехи и, конечно, совершать дела милосердия, то есть жить так, как нам Господь велит. И тогда вокруг нас возникнет эта мощная духовная броня, способная оградить нас от всякого диавольского искушения.

Да помогает всем нам Господь укрепляться в вере, благочестии, мудрости, чистоте, жить по заповедям Божиим, насколько это в наших силах. Но самое главное — хранить веру православную, через которую мы в молитве соединяемся с Господом. И если будет так, то у России замечательное будущее. Мы надеемся на это, мы молимся Господу и просим, чтобы Его благодатью укрепился народ наш, Отечество наше и каждый, кто с верой и надеждой обращает к Спасителю свою молитву. Храни вас всех Господь! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6041201.html