Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 537540 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа в Валаамском монастыре

11 июля 2023 г. 14:40

11 июля 2023 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог соблюдает нас от смерти, чтобы мы имели возможность творить добрые дела». Если вдуматься, святитель связывает саму жизнь человека с совершением добрых дел. И действительно, если нет добрых дел, теряется смысл жизни.

Слова святителя должны поразить нас в самое сердце. А мы добрые дела совершаем? Чаще всего — если и совершаем, то где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: случилось так, вот и сделали доброе дело. А по-настоящему, по-христиански, по Божиему закону доброделание вместе с верой должны быть в центре человеческой жизни. Если не делаешь добрых дел, ты медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Потому что вера реализует себя только через добрые дела в отношении ближних своих, а если добрых дел нет, что же тогда вера для такого человека?

Произношу эти слова, обращаясь не только к мирянам, но и к монахам. Монашествующие погружены в литургическую жизнь, у них свой ритм жизни, свои заботы. Так, может, и нам, монашествующим, нужно время от времени спрашивать себя: а какие добрые дела я сегодня сделал? Литургию отслужил, молебен, панихиду, исповедь принял — а доброе дело, хоть одно, сделал? Помог кому-то, протянул руку помощи, откликнулся, может быть, на тяжкие страдания?

Действительно, если нет добрых дел, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий. И если будем почаще вспоминать эти слова, то и жизнь станет совсем другой — у монашествующих, у мирян, у духовенства, у всех нас. Жизнь наполнится содержанием, которое угодно Богу. А то, что мы совершаем в суете, решая административные или политические вопросы, — все это обращается в сор, абсолютно не нужный для нашей вечной жизни, если нет добрых дел.

Христианин, не совершающий добрых дел, теряет свое призвание. Но ведь с него особый спрос! Человек неверующий об этом не думает, его разум и сердце где-то далеко, и как такого Бог будет судить, мы не знаем. А вот как нас Господь будет судить, мы знаем точно, ведь мы всему научены — и в первую очередь тому, что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).

Доброделание необходимо для спасения. Но доброделание необходимо еще и для того, чтобы жизнь становилась лучше, чтобы она была более спокойная, мирная, чтобы из жизни уходили конфликты, противоречия и та самая борьба, которую безбожная философия провозгласила неким двигателем истории, но которая на самом деле разрушает человеческие жизни и делает людей врагами.

Господь дарует нам великий закон жизни — закон любви. И если это чистая и светлая любовь, то чаще всего она ведет к браку, благословленному Богом. А если человек не вступает в брак, как, например, монашествующие? На кого должна изливаться любовь наша, любовь людей одиноких? На паству, на тех, кто к нам приходит. И нужно относиться с большим вниманием и заботой к каждому верующему человеку, который подходит на исповедь, который обращается за советом. Не отмахиваться, какими бы усталыми мы ни были, и помнить, что это наш прямой долг, наша прямая обязанность, за что Господь с нас и спросит.

В добрых делах проявляется человеческая натура. Некоторые делают добрые дела с легкостью, я встречал таких людей. Мало чему научены, в Бога верят, но, может быть, даже в церковь ходят нерегулярно — а по природе настолько добры, что совершают очень много добрых дел. Когда от сердца, от природы своей человек совершает добрые дела — значит, такого человека Господь посетил. Ну, а если нет этого дара? Его надо в себе воспитывать. Начиная с самого малого — не проходить мимо тех, кто нуждается, кто в скорби, кому необходимо хотя бы доброе слово, уж не говоря о добром деле. Иными словами, если мы хотим быть учениками Господа и Спасителя, хотим идти по пути, который Он указал, то вера наша должна споспешествоваться делами.

Вот тогда вера будет крепкой, но, самое главное, через это доброделание мы почувствуем Божие присутствие в нашей жизни. Мы Господа почувствуем, ведь это Он научил нас доброделанию. Это Его учение, Его слова, и мы, совершая добрые дела, действительно становимся Его учениками, а Он — нашим Учителем и Спасителем. Поэтому не может быть близости к Богу, не может быть никакого спасения, если мы не совершаем добрых дел.

И да поможет всем нам Господь, в большом и в малом. Если начальник повыше, то с него особый спрос. Иногда государственные деятели не думают, что чем выше забрался, тем больше с тебя и спросят, не как с простого человека. Потому что ты рискнул взять на себя ответственность за народ, и если ты эту ответственность не реализуешь, не совершаешь добрые дела, то никакие погоны, никакие звания, никакое высокое служебное положение не поможет. Лучше пониже опустись, тогда и ответственности пред Богом будет меньше.

Ну ведь это касается не только тех, кто обладает властью и может совершать добрые дела по отношению к огромному количеству людей. Конечно, принятие правильных законов, осуществление политики, направленной на духовное и материальное благополучие людей, на воспитание молодежи в духе, неразрывно связанном с крепкой верой, а значит, и с добродетелью — все это задачи и задания для тех, у кого власть. Ну, а у кого нет власти? Им совсем не проще, потому что, как говорят, бес в мелочах, в повседневности. И если мы в повседневности не имеем навыка совершать добрые дела, если в повседневности нам кажутся совершенно обыденными и вообще не имеющими отношения к греху такие явления, как пустословие, зависть, осуждение, то, может быть, и никакие дела не помогут, потому что всё это грехи, которые действительно разрушают нашу душу.

Пребывая в монастыре, как-то особенно представляешь себе, какие же по-настоящему добрые дела совершались на этой святой земле иноками. Помимо того, что на Ладожском озере, в таком непростом климате, был создан столь величественный монастырь, — сколько любви, сколько утешения получали и, надеюсь, и сегодня получают люди, посещая это святое место! И, конечно, какая же ответственность на монашествующей братии — ведь те, кто приходит сюда, в святую обитель, нередко вас со святыми отождествляют, не представляя, что же может быть больше вашего подвига. Все это определяет огромную ответственность вашу, братия, пред Богом, пред Церковью, пред верующими людьми. Так будьте достойны того призвания, к которому Господь вас привлек силой благодати Своей.

Радуюсь многому, что я вижу в Валаамской обители. Благодарю сердечно владыку наместника и всю братию за труды, которые вы несете. Обитель благоукрашается, и народу не становится меньше, хотя мы прошли через трудности, связанные с ограничением в передвижениях. Действительно, есть такие, кто отвык от храма Божиего, в некоторых приходах наблюдается спад посещаемости, но такого спада я не увидел здесь, на святой Валаамской земле. И дай Бог, чтобы было так, чтобы никакие внешние обстоятельства не лишали нас любви Божией и не отторгали нас от общения с нашим Господом и Спасителем.

Еще раз хотел бы сердечно поблагодарить всех — и владыку наместника, и монашествующих, и многочисленных прихожан за участие в сегодняшнем богослужении и за любовь к этой святой обители.

Вот замечательный драгоценный образ преподобного Макария Унженского, который мне где-то подарили. Но я подумал, что такой образ не стоит оставлять в келье, а потом задался вопросом: куда же его тогда направить? Почему-то Господь положил на душу Валаам, вот я и привез вам в подарок этот прекрасный образ преподобного Макария. Его молитвами да хранит Господь братию и всех, кто приходит с верой и любовью в эти святые стены. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6041714.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла после Литургии в соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга

12 июля 2023 г. 13:19

12 июля 2023 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости г. Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, губернатор сего города! Уважаемый Дмитрий Федорович! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всегда с особым чувством я совершаю богослужение в этом историческом кафедральном соборе — первом кафедральном соборе, откуда пошла как епархия Санкт-Петербургская, так и сам град Петров. Это историческая сердцевина нашего города, и, конечно, неслучайно, что именно в этом храме на протяжении всех столетий бытия Санкт-Петербурга всегда совершались богослужения — как в дни радости, так и в дни скорби.

Знаем, как много потерпел церковный Санкт-Петербург в годы лихие, в годы победившего безбожия, как много было закрыто храмов — на весь Петербург, с окраинами, действовали только тринадцать... Но как переполнены были тогда храмы, где совершалась Божественная служба! Никогда не забуду воспоминаний детства. Мой отец служил в Спасо-Преображенском соборе, и на Пасху, и не только на Пасху я, конечно, в обязательном порядке был в этом храме. Вся площадь вокруг Преображенского собора в пасхальную ночь была заполнена народом! Храмов не было, а вера была крепкой. И эта крепкая вера и помогла нам пройти через годы лихолетья, сопряженные для Церкви с огромными рисками и огромными испытаниями.

Церковь наша выдержала эти испытания. Когда говорю «Церковь», имею в виду не только епископат и духовенство — это весь народ Божий. А народу доставалось сполна, особенно если кто-то из православных людей занимал более или менее заметное общественное положение. Если о его вере узнавало начальство, такому человеку грозило лишение всякой возможности продвигаться по службе, а иногда и изгнание с работы. И эти трудные годы, конечно, не прошли без духовных последствий.

Но теперь мы должны благодарить Бога за время, в котором мы живем. Мы должны благодарить Господа за власти и воинство наши, которые в основном состоят из православных верующих людей. Сегодня у России реализуется такой огромный духовный потенциал и есть такая огромная духовная сила, что верим: никакие внешние и тем более внутренние проблемы не смогут сокрушить ни Отечество наше, ни Церковь нашу.

Но для того чтобы было так, чтобы отразить опасности переживаемого нами времени, нам нужно набираться сил. Несомненно, там, где вера Христова процветает, там, где люди с благоговением и страхом Божиим приходят в храм, — там всегда будет цель, на которую направлена сила диавольская, сила безбожная, как бы она сегодня ни называлась и в какие бы одежды ни рядилась. Поэтому так необходимо духовное бодрствование, способность и духовно, и интеллектуально защищать свою веру, нести проповедь своему народу, всем, кто готов слушать эту проповедь, слова мудрости и духовной силы.

Я радуюсь тому, как возрастает уровень произнесения проповедей и в Петербурге, и вообще во всей нашей Церкви. Это очень важно, потому что сегодня нас слушают люди, которые способны критически оценивать наши слова. А для того чтобы слово было убедительным, чтобы оно открывало путь ко спасению, слово должно привлекать к себе не только внимание, но и доверие людей. Вот дай Бог, чтобы сегодня и слово наше, и жизнь наша были достаточно сильны для того, чтобы защитить православную веру, защитить наши святыни, сохранить великое предание, которое мы получили от наших благочестивых предков и в котором содержится подлинное Божественное откровение, потому что Церковь и является хранительницей этого откровения.

Пусть благословение Божие пребывает над градом Петровым, над Церковью, зде пребывающей, и над всеми вами, мои дорогие братья и сестры. Да хранит Господь власти и весь наш народ. Еще и еще раз от всего сердца поздравляю вас с подлинным праздником города Петербурга — с празднованием дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их предстательством пред Богом да хранит Господь северную столицу Руси. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6041871.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре

16 июля 2023 г. 14:28

16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. В этот день отмечалось 10-летие возрождения обители. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

С радостью посещаю древнейшую обитель, где спасаются сестры, и чувствую, что благодать Божия присутствует на этом месте. Потому что многое за короткий срок произошло, обитель возродилась, и чисто визуально все это ощутимо. Но самое главное, как мне кажется, — возродилась монашеская жизнь, и сюда приходят, посвящают свое служение и всю свою жизнь Господу те, кто действительно через обеты отдает себя Спасителю нашему. Именно в этом — ценность монастырской жизни.

Служение монашествующих — это бескомпромиссное служение. Если служение церковных людей в миру может сопровождаться в той же мере заботой о семье, о близких и родных, о материальном благополучии, то те, кто переступает порог обители, полностью отрицаются от всех этих дел. По крайней мере, именно такая монашеская жизнь является спасительной. А когда остаются многие попечения о земной жизни, тогда имеет место некая дихотомия, то есть разделение человеческой природы и, что самое главное, рассредоточение внимания. Тогда монашеской жизни наносится огромный ущерб, а человек, ступивший на путь служения Господу в монашеском звании, несомненно согрешает. Вот об этом нужно помнить всегда.

Иногда облечение в монашеские одежды, участие в монастырской жизни сосредоточивает наше внимание на важных, но не главных делах. Например, на том, чтобы строго соблюдать пост. Конечно, это важно! Но это не самое главное. Если при каких-то обстоятельствах, грубо не нарушая, дать себе послабление ввиду, может быть, некоего нездоровья, то, несомненно, Господь любовью Своею покрывает такой проступок. Но ведь монашествующий, вступая на путь служения, обещает Богу быть Ему верным, и, если раскрыть несколькими словами смысл монашеских обетов, то это полное посвящение себя Господу. И никакие другие вопросы, особенно связанные с личной жизнью, не могут господствовать, поглощать внимание монашествующего, отвлекать его от самого главного.

В этом-то и ценность монастырского бытия. Потому что монашествующий, живя в миру, конечно, неспособен оградить себя от всех тех вызовов, которые мир обращает к верующему человеку. А пребывание в обители создает благоприятные условия для полного посвящения себя Господу, для исполнения обетов, для беззаветного служения Церкви Христовой.

Я бы особенно подчеркнул важность монашеской жизни в крупных городах и таком мегаполисе, как Москва. За монастырской оградой бушует современная жизнь, со многими проблемами и скорбями, со страданиями и радостями людей. Но эта бушующая за стенами обители жизнь ни в коем случае не должна врываться внутрь монастырской ограды. И это особенно важно понимать монашествующим, которые вступили в городские обители.

Вот и на вашей святой обители также лежит эта ответственность и обязанность — стать духовным оазисом, где люди, и пребывающие в монашеском звании, и посещающие монастырь, чувствовали бы совершенно особую духовную атмосферу. Молитвенную, пронизанную любовью и заботой — теми самыми идеалами и ценностями, которые проповедует христианство и которые в первую очередь должны отображаться в монашеском житии.

Еще раз хочу сказать: если кто по немощи упустил что-то в исполнении монашеского правила, то покроет Господь Своей любовью. А вот если упустит, как я нередко говорю, по окамененному нечувствию самое главное — милость и любовь, если перестанет видеть приоритетом именно такое служение, такой монашествующий сугубо ответит пред Господом.

Знаю, что в этой обители делается очень многое для того, чтобы монашеские добродетели осуществлялись в полной мере, чтобы обитель служила ближним и дальним. Хотел бы сказать еще и об особом служении игумении Ксении, которая возглавляет Правовое управление Московской Патриархии. Несмотря на монашеские обеты и монашеское облачение, игумении Ксении приходится входить в гущу проблем, которые окружают по внешнему контуру церковную жизнь, бороться за права Церкви, защищать ее интересы. Конечно, эта брань отличается от традиционного монашеского служения, но нужно вспомнить пример Пересвета и Осляби. Там брань была даже не интеллектуальная, находящаяся в плоскости права, — там речь шла о самом бытии страны нашей. И преподобный Сергий благословил иноков идти на бой — не виртуальный, реальный бой, — с тем чтобы они, обнажив мечи свои, дали пример воинству Дмитрия Донского, вооружили духовной силой и способностью отразить страшного врага.

Вспоминаю сейчас Пересвета и Ослябю, чтобы подчеркнуть — в наше время, слава Богу, этот подвиг не совершается с мечом в руке. Но нередко приходится вступать в очень серьезные дискуссии, а нередко и в борьбу за право Церкви осуществлять свое служение в полноте, иметь для этого всё необходимое — и школы, и приюты, и больницы. Чтобы мы могли действительно и словом, и делом нести народу нашему свидетельство о любви Христовой. Именно на этом поле и возникают, в том числе, и юридические проблемы, к решению которых имеет прямое отношение ваша игумения.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, матушка, за эти труды, а всех сестер — за молитвенное бдение и труды, которые они несут, как я уже сказал, в центре мегаполиса, утверждая тем самым идеал иноческого служения и провозглашая этот идеал перед теми, кто, может быть, и не имел никакого представления о монашеской жизни до первого соприкосновения с обителью.

Пусть Господь хранит сей монастырь, Вас, матушка игумения Ксения, всех сестер и всех, кто с верой, надеждой и молитвой посещает эту обитель, испрашивая у Господа благословения на свою жизнь и на свои труды.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6042582.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

18 июля 2023 г. 12:58

18 июля 2023 года, в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы торжественно, соборно прославляем память святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Ему принадлежат замечательные слова: «Воззрением на Пресвятую Троицу препобеждать рознь мира сего». Преподобный сказал об этом, от сердца воздыхая ко Господу о состоянии, в котором тогда находилась Русь. Как, может быть, немногие, он осознавал всю пагубность пленения, в котором оказалась наша страна. И хотя это пленение, по сравнению с другими оккупациями, которые позднее имели место, наносило, может быть, меньше вреда основам духовной жизни народа, тем не менее сам факт зависимости от иной силы, находящейся за пределами страны, был чрезвычайно опасен.

И Преподобный молитвами своими, благословением Дмитрию Донскому и многими другими деяниями, а наипаче воспитанием целого поколения иночествующих, из которых затем и архиереи были воздвигнуты, содействовал тому, чтобы вместе с благочестием возрастало и наше национальное самосознание. Тогда это было крайне необходимо, потому что — еще раз подчеркну — от независимости Отечества зависело само существование не только страны, но и Церкви. Вот почему святой преподобный Сергий почитается, конечно, в первую очередь в Церкви Русской Православной, нашей с вами Церкви, но также и в светском, ученом мире, сознающем историческую важность деяний Преподобного.

К сожалению, в наше время из-за коварства человеческого, предательства, желания угодить неким далеко отстоящим от нашей страны политическим силам Русь снова разделилась. Уповать приходится только на то, что сохраняется, хотя и недостаточно ярко выраженное и недостаточно, на мой взгляд, прочное единство Русской Православной Церкви. И сегодня те же силы, которые стремились разделить страну и народ наш, делают все для того, чтобы оторвать Православную Церковь на Украине от Полноты Русской Православной Церкви. Что-то им удалось сделать коварным путем, через учреждение расколов, разделений; и как все это напоминает борьбу атеистической власти, пришедшей к управлению страной в послереволюционное время! Ведь и тогда безбожная власть видела опасность в единстве Русской Православной Церкви и инспирировала разного рода расколы и разделения. Но по милости Божией все эти раскольничьи группы, внешне казавшиеся сильными, могущественными, куда более превосходящими по влиянию подлинную, истинную Русскую Православную Церковь, оказались колоссами на глиняных ногах и рухнули сразу, как только исчезла государственная поддержка.

Верим, что так будет и с нынешними разделениями: как только исчезнет политическая поддержка раскола, Церковь Святой Руси вновь воссоединится. Мы же все молимся, чтобы наступили эти времена. Ведь речь идет не о каких-то политических концепциях, не о политических целях, а о восстановлении справедливости. Подобно тому как не о политической силе Руси заботился преподобный Сергий, молясь о единстве Русского государства, так и мы сегодня ни о каких политических целях не помышляем, но молимся о восстановлении прочного духовного единства всей Руси, которая выражалась бы в единстве Русской Православной Церкви, канонически объединяющей всех православных людей исторической Руси.

Будем молиться об этом, трудиться и верить, что Господь приклонит милость Свою, и эти времена неблагополучные уйдут в прошлое, как уходили все неблагополучные времена, а Русь Святая Православная выйдет из всех испытаний еще более сильной и окрепшей. Но хочу еще раз подчеркнуть: наша брань, по словам апостола, не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). А потому и наше упование о единстве Церкви нашей и народа нашего не может осуществляться исключительно политическими действиями, но в первую очередь изгнанием духов поднебесных, что под силу только Церкви Божией, что под силу нашей с вами соборной молитве. И будем молиться, чтобы дело преподобного Сергия и сегодня явилось всему народу нашему нераздельному и Церкви нашей Русской, чтобы единство снова стало для нас нормой нашей совместной жизни и чтобы Церковь, храня себя от всяких расколов и разделений, утверждала веру православную во благополучие духовное и во спасение всего народа исторической Руси.

Всех вас сердечно поздравляю с праздником! Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, да хранит Господь Русь Святую и веру православную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6043035.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года

19 июля 2023 г. 17:00

19 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с основным докладом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

С последнего Архиерейского Собора прошло уже почти 6 лет. В этот срок вошел и тот период, когда мы были почти лишены возможности встречаться по причине противоковидных ограничений. Тем более радостно встретиться сегодня для обсуждения насущных вопросов церковной жизни в сердце Святой Руси, у мощей великого чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Твердо верю, что обстоятельства, препятствующие сегодня части наших собратьев прибыть в Москву, будут преодолены и у нас будет возможность объединиться с ними в общей молитве и соборной дискуссии.

 

Несмотря на переживаемые непростые времена, Церковь милостью Божией живет; она верит обетованиям своего Основателя — Господа нашего Иисуса Христа, что врата адова ее не одолеют (см. Мф. 16:18), и уверенно несет свое благодатное служение в мире.

Из радостных событий, произошедших после Архиерейского Собора 2017 года, вспоминается, среди прочих, восстановление единства с Матерью-Церковью Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Благим свидетельством единения вокруг заповедей Спасителя о милосердии к ближнему стали самоотверженные труды многих людей, в том числе церковных волонтеров и прихожан наших храмов, их помощь страждущим во дни распространения коронавирусной инфекции, а также в последние полтора года, связанные с появлением беженцев, и, конечно, ведением военной операции.

На общеправославном уровне нельзя не отметить преодоление многолетнего разделения на Балканах. Божиим благоволением и благодаря мудрости иерархов, священнослужителей и мирян удалось урегулировать нестроения, связанные со статусом православных епархий на территории Северной Македонии посредством восстановления общения, а затем и провозглашения Архиерейским Собором Сербского Патриархата автокефалии Македонской Православной Церкви — древней Охридской Архиепископии.

 

Благодарение Господу, даже в условиях существенных ограничений деятельности в 2020 и 2021 годах Церковь продолжала укрепляться. Выросло число храмов, увеличилась численность духовенства. По состоянию на 1 января 2023 года штатное духовенство Русской Православной Церкви включало 41 409 клириков, в том числе 36 516 пресвитеров, 4 893 диакона. Таким образом, с 2009 года клир увеличился на 10 134 человека, а с последней публикации общецерковной статистики в 2019 году — на 895 человек. Численность духовенства росла не так быстро, как в прошлые годы. Это обусловлено ситуацией 2020-2021 годов, когда скончались многие наши собратья — больше, чем в иные годы, а возможности для совершения хиротоний, в том числе архиерейских, были ограничены.

 

В Русской Православной Церкви сегодня 40 895 храмов или иных мест, в которых совершается Божественная литургия. С 2019 года их число выросло на 2 246, а с 2009 года — на 11 632. Приблизительно в 75% храмов литургия совершается не реже одного раза в неделю.

Действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. Всего с 2019 года число монастырей увеличилось на 26, а с 2009 — на 172.

Сегодня в Русской Православной Церкви 402 архиерея, что на 25 архиереев больше, чем на момент проведения Собора 2017 года и на 202 больше, чем в начале 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 295, то есть на 2 больше, чем в 2017, и на 146 больше, чем в 2009 году. Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 324 епархии, то есть на 21 больше, чем в декабре 2017 года, и на 165 епархий больше, чем в 2009 году.

За этими сухими цифрами стоит реальное развитие епархиальной и приходской жизни, информацию о которой я получаю в том числе в беседах со священнослужителями, а также с мирянами самого разного рода занятий — от высоких чиновников и предпринимателей до рядовых людей, и конечно, от вас, дорогие собратья-архипастыри. Из этого общения, а также из опыта визитов в епархии, могу твердо свидетельствовать: церковная жизнь жительствует, несмотря на все трудности.

 

Досточтимые владыки, мы уже не первый год переживаем тревожные времена. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), — сказал Господь. В истории Церкви были, конечно, времена еще более тяжелые, чем нынешние, но — по обетованию Основателя Церкви, Спасителя нашего Господа Иисуса Христа — врата адова не одолеют Церковь (ср. Мф. 16:18). Спасительное служение Церкви на протяжении всей ее истории сталкивалось с враждебной силой, которая изобретала и изобретает все новые способы противоборства евангельской миссии, используя человеческие страсти: честолюбие, алчность, малодушие, зависть. К сожалению, и некоторые из тех, кто называют себя служителями Божиими, оказались несвободными от влияния духов злобы поднебесной (срав. Еф. 6:12), подтолкнувших их к разрушению церковного единства. Я имею в виду, в первую очередь, антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине, открывшие путь к церковным нестроениям и к многолетним, а сегодня особенно тяжелым гонениям на православных христиан на территории Украины.

Эти деяния, принесшие беды всему Православию, совершенно не случайно пришлись на время, когда мы с неведомой нынешнему молодому поколению силой слышим о войнах и военных слухах (ср. Мк. 13: 7). Мы знаем слова Спасителя, что не следует ужасаться этому. Но по-человечески понятна тревога людей, и нам, архипастырям, необходимо иметь рассуждение о наших действиях в нынешних условиях.

 

В своем докладе на собрании Московской епархии в декабре прошлого года мне уже довелось поделиться размышлениями о том, что наблюдаемые сегодня военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта. В обстоятельствах, с которых этот конфликт начался, мы видим несомненное религиозное измерение: иррациональную ненависть к исповедующим Православие народам. Именно эта ненависть стала причиной агрессии против Югославии в 90-х годах прошлого века. Именно этой ненавистью обусловлено бесцеремонное вмешательство западных государств в жизнь стран, народы которых являются носителями Православия. Это вмешательство выражалось и выражается в экономическом и политическом шантаже, в организации так называемых цветных революций.

К сожалению, одним из орудий борьбы против Православия стал Константинопольский Патриархат. Его ведущие иерархи в течение длительного времени при поддержке сторонних для Церкви политических сил и по их наущению готовились расторгнуть единство Православия, вели тайные переговоры и плели интриги. Речь идет о деяниях и о событиях пятилетней давности, а по нынешним временам это уже большой срок, но, поскольку мы не собирались с 2017 года, полагаю необходимым о них напомнить.

Мы сознавали, какой ущерб каноническим устоям Церкви, ее единству могли нанести планируемые Константинополем самочинные действия. Русская Церковь делала все возможное, чтобы церковное единство сохранилось. В августе 2018 года я посетил Стамбул. Конечно, даже тогда у меня не было уверенности, что наш разговор остановит Константинопольского Предстоятеля, но я все же счел необходимым лично донести до Патриарха Варфоломея объективную картину положения на Украине. Патриарх Варфоломей предпочел ничего не услышать и осенью 2018 года, поправ священные каноны, вторгся на Украину, чтобы «упразднить» иерархию Украинской Православной Церкви и легализовать раскол, предоставив ему мнимую автокефалию. В сентябре 2018 года в Киев приехали непрошеные константинопольские «экзархи». Наш Священный Синод был вынужден принять решение о прекращении поминовения Предстоятеля Константинопольского Патриархата и о невозможности сослужения с его иерархами, предупредив об угрозе разрыва евхаристического общения. Но Синод на Фанаре 11 октября 2018 года заявил об «отмене действия» собственных исторических решений о передаче Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, а также о так называемом восстановлении в священных степенях предводителей раскольнических групп, с которыми вступил в общение. И с глубокой скорбью мы были вынуждены принять решение о невозможности продолжения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, как того и требуют каноны.

Все последующие усилия Фанара и его внешних кураторов ушли на то, чтобы получить поддержку других Поместных Православных Церквей. Спустя немалое время от Предстоятелей Элладской, Александрийской и Кипрской Церквей удалось добиться нужных Константинополю решений, принятых под жестким давлением внешних по отношению к Церкви лиц, с использованием этнофилетической аргументации, с грубыми нарушениями установленных соборных процедур. Характерно, что в Александрийской Церкви соборного обсуждения украинского вопроса не было вовсе, а в двух других Церквах, о которых я сказал, опубликованные соборные или синодальные заявления носили размытый и двусмысленный характер.

Необходимо ясно понимать: влиятельные мировые политические силы, враждебные по отношению не только к России и Православию, но и, как можно теперь судить, к христианскому мировосприятию в целом, ставили и ставят перед собой задачу более широкую, чем только духовная изоляция украинского народа, его противопоставление братскому и предельно близкому в духовном отношении народу русскому, с которым он вместе составляет единую православную цивилизацию, восходящую к эпохе Святой Руси. Другая и более глобальная цель заключается в том, чтобы разорвать или предельно ослабить духовные связи между нашим восточнославянским православным миром и православным сообществом Средиземноморья и Ближнего Востока. Еще одна задача, решаемая ныне враждебными Православию силами, состоит в том, чтобы воспрепятствовать сохранению христианских основ колыбели современной цивилизации — Европы. Другими словами, делается все, чтобы разрушить Православие, а в конечном счете — уничтожить все христианское наследие в принципе.

 

Приходится признать, еще раз хочу об этом сказать, что отчасти задача внести разделения среди православных была решена. Раскол, инициированный Константинопольским Патриархом Варфоломеем, крайне затруднил духовное общение Русской Церкви со значительной частью греческого православного мира. Это, конечно, заметно ослабило голос православного свидетельства в современном мире, — что, по-видимому, и нужно было идеологам и заказчикам раскола. Однако полностью достигнуть поставленной цели врагам Церкви не удалось. Даже в греческом Православии немало оказалось мужественных иерархов, священников, богословов, которые не признали беззаконного деяния Константинополя, не вступили в общение со схизматическими лжецерковными лидерами, именующими себя митрополитами и епископами. Пусть Господь укрепляет силы всех, кто сегодня стоит за правду и противостоит расколу Вселенского Православия!

Большинство Поместных Церквей ясно показало нежелание признавать как новосозданную из раскольников организацию, так и стоящую за этим деянием «новую экклезиологию» Константинопольского Патриархата, которая сегодня еще будет предметом нашего рассмотрения.

 

Смута, посеянная Фанаром, принесла горькие плоды и, в частности, привела к открытым гонениям на Украинскую Православную Церковь со стороны государственной власти. Вскоре после вторжения Константинополя на Украину стали приниматься дискриминационные законы в отношении канонической Православной Церкви, распространялась клевета в средствах массовой информации, нагнеталась нетерпимость и ненависть к Украинской Православной Церкви. С применением грубой силы беззаконно захватывались и захватываются храмы. Проводились и до сих проводятся обыски в храмах, а также по месту жительства иерархов и клириков. Духовенство подвергалось и подвергается грубому давлению посредством унизительных допросов со стороны специальных служб, давлению экзальтированной толпы, зачастую объединявшей раскольников с самыми экзотическими язычниками и людьми, вообще чуждыми всякой веры.

Эти гонения приобрели новый размах с начала 2022 года. Мы увидели аресты и избиения служителей Божиих, кощунство над святынями. Возбуждены и продолжаются судебные процессы против нескольких архиереев. Умножились случаи изгнания из храмов православных общин. Древняя Киево-Печерская лавра находится под угрозой закрытия. Ее главные храмы — Успенский собор и Трапезная церковь — изъяты у Украинской Православной Церкви, в них действуют раскольники. Один за другим изымаются корпуса монастыря. Наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел после трехмесячного пребывания под домашним арестом под надуманными предлогами и с опорой на лживые обвинения заключен в следственный изолятор. Владыка, которому 62 года, страдает тяжелыми заболеваниями, включая сахарный диабет. Его жизнь под угрозой. Прошу всех вас, дорогие братья, особо молиться о нем. Он сегодня является исповедником, остающимся верным своей архиерейской присяге и единству наших Церквей. Несколько дней тому назад я направил Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам ряда иных христианских церквей, руководителям международных и правозащитных организаций1 письма, в которых призвал адресатов обратить внимание на происходящие гонения на Украинскую Православную Церковь и принять все возможные меры для защиты митрополита Павла от беззаконного преследования. Совершенно очевидно, что украинские власти приступили к ликвидации канонической Украинской Православной Церкви, не обращая никакого внимания на так называемые европейские ценности, которые предполагают, в том числе, свободу вероисповедания и уважение прав человека. Возникает вопрос: как отнесутся к случившемуся европейские правители и правозащитные организации? С нетерпением, хотя и не без сомнения, ожидаем реакции с их стороны.

Еще раз хочу сказать, что в настоящий момент речь идет о войне против Православия, потому что все это не может не ослаблять Вселенское Православие. Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским Патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определенные компромиссы. Мы видим, как в этом году та же модель, что в Эстонии, выстраивается в Литве. Светские власти Латвии, вдохновившись ситуацией у соседей, решили пойти даже дальше и сами провозгласили лже-автокефалию Латвийской Церкви. Пожалуй, до такого бы не додумался и Фанар, хотя именно его примеру попрания канонической правды и подражают новые гонители Православия.

Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населенные русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях. Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013-2014 годах. Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной Церкви.

Будем же, братья, молиться о всех верных чадах, о единстве Русския Церкви ревнующих, да укрепит Господь их в духе братолюбия и от бед избавит. И да запретит Он раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Его, яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергнет, как мы молимся сегодня во всех храмах в особой молитве о Святой Руси. Помолимся о тех иерархах, священнослужителях и мирянах, кто, будучи гонимы украинским государством, претерпевая поношения, подвергаясь арестам, мужественно хранят верность единству нашей Церкви, отстаивают переданный нам Отцами Церкви канонический строй. Сугубо же, повторюсь, помолимся о находящемся в заключении Преосвященном митрополите Павле. Возгласим ему «Многая лета!»

 

В связи с этой темой коснусь некоторых практических вопросов.

Одним из последствий действий, предпринятых против Православия и церковного единства, стал ряд канонических нестроений. В частности, мы видим, что в ряде епархий и приходов на тех территориях, где государства оказывают давление на Церковь, прекратилось поминовение имени Патриарха, предусмотренное канонами. На недопустимость подобных действий указал Священный Синод в своих определениях от 29 мая и 7 июня прошлого года. Безусловно, мне очень дорога укрепляющая мои силы молитва обо мне всей церковной полноты: епископата, клира и паствы. Но сейчас речь не идет о каких-либо личных переживаниях или о личной преданности нынешнему носителю Патриаршего сана. Речь идет о заповеданном нам Господом сохранении церковного единства, одним из внешних выражений которого в соответствии с канонами и с многовековой традицией является поминовение за богослужением Предстоятеля Поместной Православной Церкви. Прекращение такого поминовения является открытой дверью к сползанию в раскол. Священнослужители вправе не исполнять беззаконных требований отказаться от поминовения Патриарха, а миряне правомерно ожидают от своего духовенства, что оно будет совершать такое поминовение и хранить единство Церкви.

В нынешних обстоятельствах у некоторых верных чад Православной Церкви возникает болезненный вопрос: можно ли причащаться, молиться в храмах, где Патриарха не поминают, действенны ли тут таинства? В Московскую Патриархию поступает много писем по этому поводу. Скажу так: если есть возможность ходить на службы в храм, где духовенство сохраняет верность каноническому порядку поминовения Предстоятеля Церкви, следует ходить именно в такой храм. Если же такой возможности совсем нет, то, пока Церковь не вынесла соборное суждение об отпадении тех или иных архиереев и священнослужителей в раскол, таинства, совершаемые теми, кто стал жертвой шантажа или кому не хватило мужества или совести хранить этот канонический порядок, остаются действенными. При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей.

 

Еще один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой. Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии.

Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха. Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка. В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения.

Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия.

Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.

За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объемом в 568 миллионов рублей. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи.

Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненых, требующих стационарного лечения в Москве. Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах.

С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом.

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населенные пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов.

Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно.

Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить.

 

Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда. Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации. Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтеры. Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств. Поддерживаю эти дела. Да будут они благословлены Богом!

Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих ее людей, которые были им обмануты. Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костер войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наемников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт.

Этот конфликт уже повлек многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви!

Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих.

Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить ее единый народ (из молитвы о Святой Руси).

Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжелых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства.

Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от нее людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы (срав. Еф. 5:11).

 

Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе.

Именно с этих позиций мы, епископы, которым вверено быть «блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), сегодня должны выстраивать диалог со всеми — с собратьями-архипастырями, с духовенством и прихожанами, а также с теми, кто пока считает себя внешним по отношению к Церкви.

Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим (ср. 1 Пет. 5:3), а в евангельской простоте подавать пример и вдохновлять паству быть последователями Господа Иисуса, являть соответствующий пример миру. Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведенное в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане. Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении. Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей.

Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией.

 

В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни.

Мы должны давать себе отчет в том, что с точки зрения современного молодого человека все менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьезную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения.

Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви.

Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения. Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии.

Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением (см. 1 Пет. 3:15) и на языке, понятном и доступном современному человеку. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями (см. 1 Тим. 4:7), под которыми, по толкованию блаженного Феодорита Кирского, апостол Павел понимал «лживое перетолкование закона и неблаговременное его хранение».

В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизацию духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении.

 

Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было еще 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю. К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убежден, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса.

Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчеркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи»2. Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объема служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьей. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно! Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей.

Сложности в семьях духовенства порой обусловлены неполной готовностью будущих клириков, а также их жен и детей к служению Церкви. Епархиальным архиереям полезно знакомиться с настроением семьи кандидата в клир, дабы заблаговременно предупреждать ситуации, когда супруга и домочадцы не готовы понести подвиг священнослужения мужа и отца.

Важно, чтобы подготовка к семейной жизни будущего священнослужителя начиналась с семинарской скамьи, к примеру, через внеурочные и неформальные беседы с опытными семейными пастырями, разъясняющими, какие сложности могут ждать семейных клириков, как их избежать или, если они возникнут, — как их преодолевать. Подобные братские беседы следует проводить и с молодыми, недавно рукоположенными священнослужителями.

Знаю, что во многих епархиях ведется активная работа по оказанию материальной и социальной поддержки священно- и церковнослужителям, вдовам священников и сиротам, престарелым клирикам, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Выражаю благодарность тем архипастырям, кто проявляет внимание к нуждам своего клира. Каждый епархиальный архиерей должен быть твердо уверен, что проживающие во вверенной ему епархии многодетные клирики, а также пожилые заштатные священнослужители, вдовицы и сироты духовенства не испытывают какой-либо постоянной, долговременной нужды. Если архипастырь по небрежному отношению к этой своей обязанности не знает о сложном материальном положении тех, о ком ему надлежит заботиться, или тем паче, зная о подобной ситуации и имея возможность облегчить бремя нуждающихся, пренебрегает такой возможностью, то ему придется отвечать за это перед Самим Богом, не говоря уже о прямой ответственности перед Священноначалием.

Упомянув о священнослужителях, оставляющих сан самовольно, должен также сказать и о тех, которые извергаются из священного чина по причине совершения ими безнравственных поступков, несовместимых со служением у престола Господня. К сожалению, клирики порой становятся даже фигурантами публичных скандалов, а иногда и уголовных дел. То, что это происходит хоть и достаточно редко, но чаще, чем ранее, вполне объяснимо. Во-первых, священнослужителей стало намного больше и, следовательно, даже если доля безответственных клириков не изменилась, их количество в абсолютном исчислении могло вырасти. Во-вторых, резонанс от скандальных дел стал сильнее — такова специфика современного информационного пространства. Более того, общество очень болезненно и остро — порой даже избыточно болезненно и остро — реагирует на малейшие действительные или мнимые несоответствия поведения и жизни служителей алтаря Господня проповедуемым ими евангельским идеалам. В-третьих, мы не можем игнорировать тот факт, что дух обмирщения действует в том числе на священнослужителей.

Речь сейчас идет вовсе не о том, что священники должны жить в какой-то изоляции от общества. К примеру, нет необходимости понуждать духовенство везде ходить в подряснике, а жен клириков — в платьях «до пят». В наше время священнику в некоторых обстоятельствах бывает уместнее носить аккуратную партикулярную одежду. Не следует осуждать священника, если он, к примеру, пойдет в бассейн со своими детьми или в театр с друзьями и будет там находиться в соответствующей одежде. Но в любой ситуации поведение и речь священнослужителя ни в коем случае не должны компрометировать клирика. На иерейском кресте выгравированы слова апостола Павла: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (см. 1 Тим. 4:12). Это напоминание о том, что священник всегда и везде призван являть чистое и доброе житие, которое не менее важно для проповеди Евангелия, чем умудренное слово.

Священнослужитель вполне вправе обустраивать свой быт достойным образом, однако это не должно превращаться в образ жизни, по материальному уровню демонстративно контрастирующий с образом жизни паствы. Не должно быть вычурной и раздражающей роскоши. Тем более в нынешнее время, когда вся страна предпринимает усилия и ограничивает себя, жертвуя ради ближних. Неприемлемо и надменное поведение клирика. Тем более священнослужитель должен блюсти себя от поступков, явно несовместимых со священным саном.

Дорогие владыки, прошу всех вас прислушаться к следующим моим словам: все сказанное мною в полной мере касается каждого архиерея. Ошибки, бытовые грехи, недостатки есть у каждого. Каждый имеет возможность каяться в них и трудиться ради своего исправления. Это путь любого христианина. Но если кому-то показалось, что Патриарх и Священный Синод будут терпеть публичные поступки, наносящие урон Церкви, или поведение, причиняющее ущерб пастве, то это не так. И вы видели, что полтора года тому назад Священному Синоду и Высшему Общецерковному Суду пришлось принять довольно строгие решения в отношении нескольких заблудившихся собратьев в архиерейском сане.

Все мы надеемся на Божие снисхождение к нам грешным. Поэтому следует помнить и о милости и снисхождении к подчиненным. Клирики должны видеть в правящем архиерее в первую очередь любящего и мудрого отца, а не судию и карателя. Тем более образ Доброго Пастыря, Которому должен подражать епископ как наследник апостолов, несовместим с грубым администрированием, высокомерным обращением с духовенством и паствой, с «византийской» напыщенностью, «тыканьем» в адрес священнослужителей или посторонних людей, особенно в адрес тех, кто старше по возрасту. Сказанное, кстати, относится и к тем, кто составляет ближайшее окружение архиерея. Их поведение в отношении людей должно быть безукоризненным; это относится и к келейникам, и к иподиаконам. И архиерею необходимо строго за этим следить.

Призываю вас, дорогие владыки, быть скромными при посещении приходов. Полностью должна быть оставлена в прошлом бытовавшая порой ситуация, когда такое посещение воспринималось клиром и прихожанами как «стихийное бедствие», как стрессовая ситуация и превращалось для прихода в источник расходов, создающих трудноустранимую «дыру» в бюджете. Приезд архипастыря должен быть радостным, ободряющим, вдохновляющим событием в жизни общины, разрешающим ее трудности, в том числе порой материальные.

Когда в 2011 году начинался процесс разукрупнения епархий, основная задача заключалась в том, чтобы архиереи получили возможность быть ближе к духовенству и пастве, а церковная жизнь на местах активизировалась за счет доступности правящего архиерея и его бо́льшей вовлеченности в то, что происходит на уровне благочиний и приходов. Это актуально и поныне. При этом, разумеется, не было и нет цели путем увеличения архиерейского корпуса усилить финансовую нагрузку на приходы. Отчислять средства на епархиальные и общецерковные нужды — это уставная обязанность каждой общины, но эти отчисления не должны превращаться в непосильное бремя, осложняющее материальное положение приходов. Не должны отчисления становиться и средством давления на неугодного настоятеля. Жалобы по этому поводу порой поступают в Московскую Патриархию и становятся поводом для самых серьезных проверок, а порой — и кадровых решений.

 

Дорогие собратья-архипастыри, прошу передать мою искреннюю и глубокую благодарность всем священникам, диаконам, семейным, монашествующим, достойно совершающим свое служение, а также семьям нашего белого духовенства, так или иначе разделяющим с главами своих домашних церквей (ср. 1 Кор. 16:19) их труды на благо Церкви.

http://www.patriarchia.ru/db/text/6043547.html