Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 834769 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре

1 августа 2023 г. 15:36

1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Монашествующих, которые были прославлены в лике святых, мы называем преподобными. И в этом слове, однокоренном со словом «подобие», — величайшая Божественная тайна. Подобный кому? Богу! Преподобный — тот, кто уподобился Богу. И возникает вопрос: как же человек может сделаться подобным всемогущему Богу? Если рассуждать рационально, никакого ответа на этот вопрос найти невозможно. Ответ на него люди находят не с чьих-то слов, не в чьей-то мудрости, но прикасаясь к жизни тех, кто стал подобен Богу, — преподобных.

Таким был и старец Серафим. Всем известно, что в детстве с ним произошла большая беда. Он мог бы разбиться насмерть, но остался жив. И вот этот слабый человек, инвалид, принимает на себя особый подвиг. Казалось бы, он сам нуждался в помощи окружающих, но уходит в лес один, согбенный, слабый, тем самым подчеркивая: человек живет не силой других людей, опираясь на власть, деньги и все прочее, на что люди обычно уповают в жизни своей, но настоящая сила исходит от Бога.

И для Бога нет различий, здоровый ты или больной, успешный или неуспешный. Потому что Бог дает Свою силу, которую мы называем благодатью, не в ответ на наши человеческие заслуги. Не потому что военный дослужился до маршала, не потому что рабочий стал директором, не потому что простой человек стал депутатом и дипломатом. Все это для Бога не имеет никакой ценности; ценность для Бога — то, что происходит в нашей душе. И судить нас будут не по тому, какую карьеру мы сделали, не по тому, какие доходы у нас были. Судить нас будут по заповедям Божиим — исполнили мы их или не исполнили. А если кто-то скажет: «да я и заповеди эти не очень-то знаю»? Господь сделал так, что каждый, даже не зная заповедей, имеет внутренний инструмент, который может настроить на жизнь по заповедям. И этот инструмент — наша совесть, если мы не сжигаем ее небрежением, постоянно повторяющимися грехами, цинизмом, безбожием.Когда мы отклоняемся от правильного курса, на горизонте которого — святость и спасение, совесть нам об этом напоминает. Именно поэтому спасаются не только люди книжные, не только знающие Писание, но и те, кто Писание не знает, но живет по совести, то есть по голосу Божию, который звучит в его сердце, побуждая уклоняться от зла и служить добру.

А если вернуться к преподобному Серафиму — как я уже сказал, немощному, слабому, полному неудачнику с человеческой точки зрения? Что мы видим? Мы видим, как благодать превращает самого слабого человека в богатыря. Давайте представим: молиться на камне в одиночестве, в лесу. Хотя бы часик постоять на коленях, не подстилая что-нибудь мягкое и теплое, — ничего не получится! А старец стоял многие дни и ночи — вот зримый образ того, как благодать Божия превращает даже самого слабого человека в богатыря, дает ему огромную силу духа, смелость, дерзновение, мужество.

Разве не этим же отличались святые мученики, которые, будучи брошены на арену римского цирка, не боялись при виде разъяренного зверя и спокойно встречали приближающуюся гибель? Никто ведь не падал на колени перед императором и зрителями, никто не просил о пощаде. А иногда это были целые семьи — муж, жена, дети, — и, взявшись за руки, они не отступали перед лицом страшной смерти. Это и есть непобедимая сила, которая даруется действием Божественной благодати.

Собственно говоря, почему и мы все собрались здесь сегодня? Кто-то скажет: «Ну, обычай такой». Но обычаев много, а вот стоять на жаре под палящим солнцем — какой это обычай? Какой-нибудь циничный человек еще и пальцем у виска покрутит, мол, они там с ума посходили, наверняка на скорой увозят одного за другим. Но мы стоим. Почему? Да потому что благодать Божия с нами, сила Божия, которую чувствуем, которой питаемся, которая помогает нам жить.

А преподобный Серафим? Он тоже сегодня с нами, иначе и быть не может. Он в своей обители. Он радуется всему тому, что видит. Он радуется тому, что народ наш вышел из плена безбожия, который, казалось, установился на века. В 1922 году началось так называемое изъятие ценностей, то есть ограбление Церкви якобы в пользу голодающих. Что там до голодающих дошло, никто не знает, а вот музеи западные забиты нашими иконами и драгоценной утварью. Все туда вывозилось, а те, кто «радел» о голодных, набивали деньгами свои карманы. А что было потом? А потом сама жизнь стерла их с лица земли, все были наказаны, и никто не порадовался ограблению Церкви Божией, потому что все пошло прахом.

К чему я это говорю? Именно к тому, дорогие мои отцы, братья и сестры, что нет ничего более важного в жизни человека, чем стремление жить с Богом. Это невероятная сила, невероятное богатство. Это то, что наполняет нашу жизнь подлинным смыслом. Не теми смыслами, которые сегодня одни, завтра другие, как то было при смене идеологии или политических режимов, но тем смыслом, который сопровождает от рождения до смерти, если сам человек стремится этим смыслом жить.

Этому нас учит Церковь, этому учат своим примером и своими чудесами святые угодники. И мы получаем исцеление от болезней, мы укрепляемся физически и духовно, мы проходим такие жизненные испытания, какие было бы невозможно пройти, если бы не благодать Божия, подаваемая, в том числе, и по молитвам святых угодников. И покуда будет храниться вера православная в народе нашем, Россия непобедима. Нет такой силы, которая может сломить православную нашу страну, и опыт исторический это показал. А легкой добычей иноземных сил мы становились тогда, когда от Бога отказывались. Вплоть до того, что враг стоял у стен Москвы. Так было под Москвой, так было и под родным для меня Ленинградом, когда казалось, что настал конец, что врага невозможно остановить, ведь он у ворот Кировского завода, это уже черта города, до Дворцовой площади — 20 минут на хорошей машине. Но не проехали они этих нескольких километров! Наш верховный правитель понял: что-то надо делать. Никакими линиями обороны не остановить эту орду, во много превосходившую нас и по вооружению, и по организации, да и по всему. Тогда и началось обращение людей к Богу, и враг был остановлен, да как остановлен! Так, что потом его погнали до самого Берлина!

Вспоминая все эти исторические события и дивные чудеса, которые по молитвам святых угодников и по вере наших отцов и дедов были ниспосланы Отечеству нашему, мы должны и сегодня, находясь в достаточно спокойных и комфортных условиях, помнить о том, что именно сила Божия спасает человека. Не счет в банке, не положение на служебной лестнице, а именно сила Божия, которая простирается на нас в ответ на нашу веру. Если верим, то и Господь с нами. А не верим — живи как хочешь, живи своей жизнью; но мы знаем, как тяжело человеку жить без веры.

Поздравляя вас всех с сегодняшним особым днем, я молитвенно желаю каждому хранить веру православную в сердце, стараться жить так, как учит нас Господь. Трудно, конечно, но ведь постараться-то можно! Просто взять и постараться! Если любим лишнее говорить, удержать язык от зла. Ведь мы любим осуждать, особенно когда делать нечего, — так вот, в этот самый момент, как только начинаются такие посиделки, сказать себе: стоп, это не для меня! Особенно хотел бы подчеркнуть, что этот грех весьма распространен в женских обителях. Не говорю об этом святом месте, но в женских обителях такое встречается. Поэтому нужно блюсти себя от злых помыслов, от пустословия и непременно стараться делать добрые дела. И если нет ответа на вопрос, а что доброго я сделал, значит, нужно откорректировать свою жизнь, взять под контроль свои поступки. Ведь, собственно говоря, именно этим и должен жить верующий человек.

А если говорить вообще о спасении, то никакой силой человеческой спастись невозможно. И никакими добрыми делами спастись невозможно — не хватит этих дел, чтобы уравновесить наши грехи. Поэтому учит нас слово Божие: благодатью вы все спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился (см. Еф. 2:8-9). Живя так, мои дорогие братья и сестры, мы можем и должны стяжать спасение, которое всенепременно сделает нас счастливыми и в этой жизни, даже если чего-то материального нам будет не хватать. Но что самое главное — эта жизнь поможет нам, молитвами святых угодников, предстательством пред Господом святого преподобного Серафима Саровского, открыть дверь в Царствие Небесное. Для всех это возможно — даже для тех, кто тяжело согрешил, но нашел в себе силы покаяться, оставить грех и начать жизнь по-новому.

Дай Бог, чтобы молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского Господь наставил каждого из нас на путь истинный и укрепил на этом пути, чтобы могли мы стяжать мирную, спокойную, счастливую жизнь здесь, но, более всего, Царствия Небесного в жизни вечной. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, сию святую обитель и всех, с верой и молитвой призывающих Его святое имя! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6047334.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

19 августа 2023 г. 17:10

19 августа 2023 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Каждый православный христианин знает, что это за праздник и какое событие Церковь вспоминает в этот день. Но скажем то, о чем, может быть, многие не задумываются. Господь преобразился в славе пред святыми Своими учениками и апостолами. Почему же Он не сделал этого раньше? Почему не в самом начале, когда Он выходил на проповедь и призывал к Себе апостолов, — почему бы Ему тогда не преобразиться во славе, чтобы они точно знали, что проповедуют Христа, Мессию? Чтобы они действительно относились к каждому Его слову как к слову Божественному? Может быть, тогда и Иуда не предал бы Спасителя? Может быть, и многие другие события протекали бы иначе, силой Божией?

Но Господь этого не сделал. Он преобразился в славе пред учениками Своими в преддверии Своих страданий. Потому что сознавал и, более того, точно знал, как Всевидящий, что если не укрепить веру апостолов, то они могут не выдержать страшных соблазнов и искушений, связанных с Его страданиями. Забудут о чудесах, забудут о словах великих, насмерть перепугаются и отрекутся — ведь так и произошло с одним из апостолов. Но Господь являет им Свою славу, чтобы, видя Его распинаемым, они, как сказано, страдание уразумели вольное и миру проповедали, что Он Христос, Сын Божий.

Вот для этого и потребовалось ученикам увидеть Христа во славе. Своего Учителя, Который внешне был таким же, как они, Который так же, как они, ходил по пыльным галилейским и иудейским дорогам, испытывал жажду и всяческую нужду. В Этом равном им Человеке надо было узреть Мессию, Спасителя мира. Потому и потребовалось чудо, такое скоротечное, как блеск молнии, — увидеть на мгновение Христа иным, Тем, Кто Он есть, Сыном Божиим, пребывающим во славе.

И это событие происходит, и Господь Спаситель является в окружении давно ушедших из мира пророков. Является во славе и дарует апостолам свидетельство о Своей Божественной силе. И мы знаем, что апостолы остались верны Спасителю. Конечно, в какой-то момент все перепугались, разбежались, и даже апостол Петр, самый ревностный, и тот стал кривить душой, только бы его не арестовали вместе с Учителем. Но все-таки веру в Спасителя они сохранили и связь со своим Учителем не прервали! И, может быть, во многом именно потому, что видели Его Божественную славу в день Преображения.

А если перенести это событие в нашу с вами жизнь? Как много у нас соблазнов, искушений, которые переключают наше сознание, переориентируют его от Бога, от Христа, от Спасителя, от молитвы в мир, где мы живем, где происходит множество событий больших и малых, хороших и плохих. Мы вовлечены во всю эту круговерть земной жизни, и как же она нас затягивает! Иногда даже православные люди времени не находят, чтобы в храм зайти. Кто-то мне рапортовал с внутренним удовлетворением: знаете, я каждую Пасху и Рождество в храм прихожу! Ну какой же ты православный, если только на Пасху и на Рождество в храм приходишь? И что же нужно сделать для того, чтобы люди и в храм Божий приходили, и слово Божие читали, и старались жить по Божиему закону?

Господь нас не сподобил нового Преображения, и этого Преображения не будет до Его второго славного и страшного Пришествия. Но тогда закончится история, исчерпаются все возможности изменить жизнь к лучшему, тогда мы предстанем пред Господом как Судьей, а не как милостивым Учителем. Вот для того чтобы в этой жизни мы сумели скорректировать свое движение по этому пути, чтобы мы осознали всю важность пребывания в вере и Богообщения в молитве, Господь и даровал апостолам, а через них и нам всем это замечательное событие Его Преображения.

Мы не видим сейчас Господа во славе, нам этого не дано, но мы верим в свидетельство апостолов, которые письменно запечатлели удивительный опыт общения с преображенным Спасителем в окружении двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илии. Казалось бы, сомкнулись времена, но на самом деле апостолы были восхищены из этой физической реальности мира и были там, где нет времени и нет пространства; они видели то, чего не могли видеть человеческим взором, — они видели Христа во славе. И, пораженные этим событием, отошли с горы, где произошло это событие, с твердой верой. И как нужна была им эта вера, когда через короткое время они увидели Спасителя поверженным, оскверненным, оболганным, слабым, несущим на Себе крест, а затем и висящим на кресте вместе с разбойниками! Но, пройдя через опыт Преображения, они уже не могли предать Спасителя; на это оказался способен только Иуда-предатель. Да, страха ради иудейска, как говорит слово Божие (Ин. 19:38), они вначале разбежались, но потом снова собрались вокруг своего Учителя и остались Ему верными даже до смерти.

Для нас это повествование важно вот чем. Господь, как я уже сказал, дает и нам возможность встретиться с Ним в этой жизни через молитву, через причащение Святых Христовых Таин, через наш собственный, может быть, не очень богатый, но реальный духовный опыт. И для того чтобы мы не теряли веру, для того чтобы суета мира нас не поглотила, для того чтобы мы помнили, что Господь явится судить живым и мертвым, нам даруется празднование Преображения Его, запечатленное в церковном календаре и ежегодно отмечаемое особо торжественно в этот день. И мы с вами, собравшись, прославляем Христа преображенного перед учениками, Христа, явившего свою Божественную славу, Христа, в Которого мы верим не просто как в Учителя и Мудреца, а как в нашего Спасителя и Бога. Мы верим, потому что было Преображение, а затем и Воскресение, и Вознесение Спасителя, которым Он запечатлел Свою Божественную природу, явил всем нам Свою Божественную силу, а значит, и образ того, что обращение к Нему, молитва к Нему, вера в Него есть вера в Бога, а молитва есть обращение к Творцу и Вседержителю, к Тому, в чьей деснице все творение, весь космос, весь мир и душа каждого человека. И, укрепляемые этой верой, давайте в жизни своей быть максимально сильными духовно и никогда не терять связи с Господом. А эта связь — еще раз скажу — в первую очередь даруется нам через молитву, через посещение Божиего храма, через причащение Святых Христовых Таин. У нас так много средств, которые соединяют нас с Воскресшим Спасителем, и какое же безумие отвергать эти возможности, эти средства — иногда просто по неведению, забвению и, как я часто говорю, по окамененному нечувствию, по неспособности увидеть, понять и сердцем принять Господа и Спасителя нашего!

Сегодня праздник Преображения Господня должен отразиться преображением в наших сердцах. Конечно, мы неспособны в одночасье изменить нашу жизнь, мы неспособны преобразиться во мгновение ока, как преобразились апостолы в лучах Божественного Преображения, но мы должны помнить, что преображение — это наша задача. Каждый день мы должны посвящать тому, чтобы становиться хотя бы на какую-то маленькую дистанцию ближе к Богу, а значит, лучше и душой, и всею жизнью своею. Сегодняшний праздник требует от нас этого движения навстречу Господу и Спасителю нашему, преобразившемуся во славе и через Преображение даровавшему всем нам великую надежду на спасение через общение с Ним и молитву, которая, достигая Божественного Престола, дарует нам жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6050256.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице после Литургии в скиту Соловецкой обители на Секирной горе

20 августа 2023 г. 18:39

20 августа 2023 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, попразднство Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня Вознесенского скита Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря на Секирной горе. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка наместник Порфирий! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я всегда посещаю это место и совершаю Божественную литургию. Но сегодня еще ярче в моем сознании, в моей памяти все, что связано с этим местом в истории нашей семьи. И если обобщить всю эту историю, можно точно сказать, что от пребывания здесь моего блаженнопочившего деда, иерея Василия, зависело, в том числе, и появление меня на свет. Ведь если бы он не вынес всех этих истязаний, пыток, страданий, если бы надломился, если бы погиб, то пресекся бы его род. Но он вынес всё — и страдания, и пытки; и в этом месте он возносил молитвы ко Господу, хотя здесь не было храма. Здесь особым образом его жизнь оказалась связанной с владыкой Аркадием (Остальским), позже замученным в Бутово. Они проходили по одному делу, в результате которого владыка Аркадий получил еще пять лет тюрьмы и, как я уже сказал, не вышел из Бутово. А деду была присуждена не менее грозная казнь и наказание — 27 суток пребывания на Секирной горе, в этом изоляторе.

Чтобы было ясно, что означал этот приговор, достаточно сказать, что самые сильные выдерживали две недели — дольше было невозможно. Но большинство людей умирало раньше, потому что заключенные должны были в этих холодных водах связывать плоты из деревьев, которые рубили здесь же. Плоты направлялись на экспорт, а связывали их полуживые голодные люди, которые пребывали здесь в заключении, а потом из этих холодных вод в сентябре, даже начале октября — можно себе представить, что это было, — поднимались сюда, в эти нетопленные стены. Как я уже сказал, самые сильные выдерживали в течение не более двух недель, а дед возьми да и выживи.

И когда те, кто держал его в заключении, поняли, что произошел какой-то особенный случай, его не стали возвращать в основную усадьбу, то есть в Соловецкую обитель. Потому что он мог рассказать о том, что происходило на Секирке, а это была информация совершенно секретная, она не должна была распространяться, в том числе среди заключенных. И, может быть, именно этот режим сохранения тайны и спас моего деда, которого отсюда направили в Кемь, после чего, как вспоминал дед, он прошел семь ссылок и 47 тюрем. Вообще, современному человеку трудно представить, что это такое. И ведь это не современные тюрьмы — то было самое страшное время репрессий, когда попасть в тюрьму, даже без смертного приговора, часто означало, что человек никогда из этой тюрьмы не выйдет.

Мой благочестивый дед, сильный духом и физически, прошел через все эти страдания, пытки, испытания, и уже в очень почтенном возрасте решил принять священный сан. Хорошо помню разговор с моим отцом — его сыном, — когда дед изъявил желание рукоположиться в священники. А для того чтобы получить некое благословение, он почему-то решил всенепременно встретиться с Патриархом Алексием. Конечно, это могло быть и без Патриаршего участия, но дед, прошедший лагеря и тюрьмы, имел моральное право испросить у Патриарха благословение на этот шаг. Они встретились в Чистом переулке, и потом дед рассказывал, присущим ему языком, «как мы, внучок, сидели с Патриархом коленка в коленку», то есть совсем близко и рядом. «И когда я ему сказал, что начинаю слепнуть, что нет возможности находиться в деревне Уса-Степановка на Северном Урале, что уже не хватит сил ходить по десять километров, чтобы причащать людей, тогда Святейший Алексий ответил: “Вы, отец Василий, сделали все, что должны были сделать для Церкви и даже больше. Благословляю Вас вернуться к матушке в Ваш дом”».

Дед всегда с особым почтением, с трепетом вспоминал этот разговор с Патриархом и делился с нами, внуками своими, воспоминаниями о пребывании в заключении. По его свидетельству могу сказать, что прохождение через Секирную гору, которое не закончилось смертью, было абсолютным исключением из правил. Люди либо умирали здесь от холодной воды, от переохлаждения; либо при малейшем нарушении их наказывали страшной казнью. Здесь есть лесенка, которая ведет к озеру, — она была без всяких перилец, я еще застал это, когда в первый раз приехал на Соловки. Так вот, нарушившего дисциплину привязывали к бревну и бросали с этой лесенки, и 120 метров человек летел по лестнице, так что внизу был уже не человек, а просто разбитое физическое тело. Вот такие страшные страдания, казни, пытки претерпевали ни в чем неповинные люди, в том числе наши иерархи и священники.

Поэтому Секирная гора — это не просто исторически важное место. Это наша российская Голгофа, это место почитания наших новомучеников и исповедников. И прошу всех, особенно тех, кто здесь служит, вспоминать в молитвах иерея Василия, деда моего, который, чудом пройдя через все эти страшные испытания, оказался жив и таким образом мне подарил жизнь.

Но, кроме моих личных воспоминаний, с этим местом действительно связано много такого, что, несомненно, вошло в нашу историю, историю новомучеников и исповедников. Это место, где никогда не должны предаваться забвению великие имена наших новомучеников. За этим местом всегда должен быть достойный уход. И то, что я сегодня вижу, — прекрасно отреставрированный храм, радует мое сердце. Это место должно быть очень ухоженным, оно должно быть одним из самых важных при посещении Соловецкого архипелага, потому что с Секирной горой связан особый мученический подвиг тех, кто был в заключении в Соловецком лагере. Действительно, сюда можно сегодня прийти, помолиться, уединиться, вспомнить о наших великих предшественниках. Это место духовного успокоения и место, где можно действительно аккумулировать духовные силы для прохождения жизненного подвига, вразумляться, соприкасаясь с житиями тех, кто украсил небосклон нашей Церкви мученическим подвигом.

Пусть Господь благословляет всех входящих в этот храм, пусть дает силу каждому, кто соприкасается с памятью новомучеников и исповедников, каким-то образом попытаться самим актуализировать их подвиг. А что это означает? Это значит поставить себе очень важный вопрос: а я на что способен? На что я способен ради защиты веры? Сегодня же никто в тюрьму не тянет — от чего тогда защищать? От врага не меньшего, чем тогда. Тогда был враг, можно сказать, языческий — гонители, хулители; враг видимый, с которым ясно, как бороться. А вот сегодня не менее грозная опасность — духовное, нравственное разложение людей, в том числе через псевдокультуру, уже фактически языческую культуру, через выработку определенных стандартов жизни, связанных с ложно понимаемой темой прав и свобод человека. Сегодня христианину нужно бороться с очень многим, по крайней мере в своей личной жизни противостоя искушениям, соблазнам и оставаясь верным Христу. И тот, кто соприкасается с этими искушениями и соблазнами, кто вступает в борьбу за свою жизнь и в этом веке, и в веке будущем, для укрепления сил может и, думаю, должен вспоминать это святое место. Вспоминать великий подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, ихже молитвами да хранит Господь державу Российскую, народ наш, Церковь нашу и всех людей, с верою притекающих к имени Господа и Спасителя нашего, ища душевного мира и спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6050830.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

21 августа 2023 г. 15:38

21 августа 2023 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении из послания к Коринфянам (2 Кор. 5:10-15) апостол Павел учит нас, что наш долг не себе угождать, а служить Господу и Спасителю. Это достаточно радикальные слова, ведь если мы проанализируем свою жизнь, свое целеполагание, поразмышляем, ради чего живем, зачем работаем, зарплату получаем, зачем строим дома, зачем обзаводимся семьей и так далее, то за многими, может быть, красивыми словами всегда будет обнаруживаться личная заинтересованность и желание человека. Человек хочет жить лучше, это его право, и этому посвящается большая часть нашего времени. Но мало кто готов пренебречь своими возможностями, правами, желаниями, устремлениями — часто весьма благородными — с тем чтобы время, здоровье, силы посвятить другим, а не самому себе.

Призыв апостола, о котором я только что сказал, как бы идет против логики человеческой жизни. Как можно не жить для самого себя? Наверное, одних апостольских слов было бы недостаточно, чтобы этот призыв реально осуществлялся на протяжении всей христианской истории. А ведь исполнение этой заповеди порой требовало не просто самоотречения, но и мученичества, исповедничества. Когда люди не только отказывались от благополучной жизни, но и саму свою жизнь ставили под угрозу. Или ограничивали свои возможности, желания плоти, помещая себя в такие сложные условия, которые требовали невероятных усилий — не только чтобы победить самого себя, но даже просто выжить.

Подвижничество на Соловках связано именно с таким особым подвигом самоотречения. Это сейчас мы прилетаем сюда на комфортабельных воздушных судах или приплываем по морю, мало чем рискуя, останавливаемся в гостиницах, никак себя не утруждая и не ограничивая — и слава Богу, что так! Но ведь те, к кому мы сегодня обращаемся в молитве, чьим останкам поклоняемся, — они-то шли навстречу неведомому, в самый что ни есть медвежий уголок! Неизвестно, что их ждало, помимо тяжелого климата, но святые угодники совершили этот замечательный духовный подвиг. И они показали всем нам, что могут и даже должны быть у каждого такие цели и задачи, которые требуют не только восьмичасового рабочего дня, не только отказа от неких комфортных условий, но иногда и самого дорогого — жизни.

И мы знаем, что это особенно актуально, когда речь идет о защите Родины. Сегодня мы с вами в таких условиях, о которых я сказал, а там идет вооруженное столкновение с противниками России — я бы сказал, с глобальными противниками России. Там погибают наши братья и сестры, и мы не должны о них забывать, мы должны просить у Господа помощи для них в наших молитвах и, чем можем, помогать сами.

Благодарю всех, в том числе молодежь, которая здесь сегодня присутствует, за то, что они доставляют многое, что необходимо для наших военнослужащих и для страждущих мирян. Ведь такая солидарность необходима не только для тех, к кому мы обращаем свою милость, — она необходима для нас самих, она возвышает душу, она действительно помогает нам многое пересмотреть в своей жизни и устремиться к тому, что в этой жизни является самым главным. А самым главным является спасение души, потому что тело истлеет в могиле, а душа бессмертна. И для того чтобы бессмертная душа имела радость общения с Богом, мы должны делать здесь многие добрые дела. Не как пятый или десятый пункт повестки дня, а как первоочередную задачу, потому что, если не делаем добрых дел, то, по слову Божию, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), то есть пустота. И никакие наши достижения в каких-то глобальных и возвышенных сферах, которые не сопровождаются свершением добрых дел, не имеют ценности в глазах Божиих.

Посещая Соловки, особенно понимаешь, как это было важно, когда здесь устанавливалась монашеская жизнь. Ведь много людей посещали эти места, оказывали поддержку инокам и действительно способствовали не просто укоренению здесь монашеской жизни, но и созданию совершенно дивного места. Соединение Божественного творения с творением рук человеческих и создало удивительно гармоничное, исполненное красоты и духовной силы явление — Соловецкую обитель, и каждый, кто сюда притекает с молитвой, должен подумать о многом. О своей жизни, о своих жизненных приоритетах, о том, так ли правильно все идет. Отрешиться от забот о карьерном росте или материальном обогащении, потому что для Бога это абсолютно ничто. Это здесь играет какую-то роль, а Господь будет нас спрашивать не о том, какое мы место занимали в обществе или какой была наша карьера. Он будет спрашивать о совсем другом — о том, что знает каждый из нас. И для того чтобы иметь там благоприятный ответ, мы должны здесь воспитывать самих себя, свою душу, свое мировоззрение, наполняя его любовью — любовью к Родине, любовью к семье своей, любовью к ближним и дальним и особенно заботой о тех, кто в нашей любви и заботе нуждается, — о больных, инвалидах, сиротах. Ведь этим всегда была сильна наша страна, и сегодня по милости Божией возрождается служение милосердия, с привлечением многих небезразличных, совестливых людей, действительно желающих сделать благо для ближних, для нуждающихся.

Обращаясь к вам, мои дорогие братья, насельники сей обители, хочу сказать, что жизнь на Соловках отличается особым духовным богатством. И если кто-то этого не чувствует, то лишь потому, что нечто внутри препятствует духовному зрению. Но знаю, что тысячи людей приезжают на Соловки помолиться — именно потому, что видят духовную красоту и чувствуют присутствие Божественной благодати.

Хочу сказать и о вашей совершенно особой ответственности за паломников. Помните — это не какое-то дополнение к вашим иноческим послушаниям, а приоритетное служение, потому что от вашего с ними общения во многом зависит их будущее духовное развитие или отсутствие такового. Всякий раз спрашивайте себя: а что еще я не сделал, что должен был сделать? Может быть, не прочитал что-то из того, что непременно должен был прочитать? Может быть, мои проповеди становятся шаблонными и повторяющимися? Может быть, мне не хватает мудрости ответить на вопрошания паломников? Вот для того чтобы восполнить какие-то возможные и свойственные человеку недостатки, нам очень важно действительно обновлять наше призвание — через чтение Священного Писания, святоотеческих творений и, конечно, через личный, живой, искренний опыт молитвы. Ведь в молитве обновляются все наши религиозные чувства, потому что молитва — это и есть сила, созидающая религиозное чувство. Само слово «религия» и означает связь, то есть связь человека с Богом. А связь эта осуществляется через молитву.

Будем просить Господа, чтобы обитель сия продолжала оставаться местом духовных подвигов, местом особенно горячей молитвы и за Родину, и за воинство, и за народ наш, за монашествующих, зде пребывающих, и, конечно, за самих себя. Пусть никогда не оскудевает здесь сила молитвы. Пусть никогда не становится слабее огонек того духовного подвига, который приняли на себя монашествующие. Потому что от духовной энергии, которая здесь присутствует, во многом зависит и духовное состояние паломников, а в каком-то смысле, поскольку молитесь вы и за весь наш народ, о всех и за вся, и благополучие Отечества нашего.

Молитвами святых Соловецких угодников да хранит Господь место сие, да хранит Он братию в мире, в любви, в единомыслии, в чистоте, в способности, размышляя о своем духовном состоянии и подвергая его критическому анализу, постоянно устремляться вперед и вверх, как я часто об этом говорю. У монашествующих особенно ярко должна быть выражена эта возвышающая их динамика духовного развития. И, завершая свои слова, хотел бы пожелать всем — и вам, мои дорогие братья, Преосвященным владыкам, представителям власти, всему нашему народу в лице паломников — крепкой веры, любви к Богу и Отечеству и способности творить добрые дела по завету святых угодников. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6051159.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +594/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2023 г. 15:25

28 августа 2023 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Всех вас сердечно поздравляю с престольным днем главного храма всея Руси. День Успения Пресвятой Богородицы — это главный Богородичный праздник, и неслучайно, что именно в честь Успения назывались на Руси многие кафедральные соборы. И этот собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, и он действительно является духовным центром всея Руси.

Мы знаем, что сейчас непростое время, когда силы зла пытаются разорвать единство Святой Руси. Они хорошо сознают, что это невозможно сделать, пока сохраняется единство Церкви Русской. Вот почему удары были нанесены в первую очередь по Церкви. Был создан кукольный, безблагодатный раскол на Украине, и сделано это только для того, чтобы разорвать духовное единство всея Руси. Но знаем, что довести до конца у них не получилось. Страдают наши люди, верные Православию, верные канонам, страдает верный епископат, но глубоко убеждены, зная по опыту нашей страны, прошедшей нечто подобное в послереволюционные годы: никакая политическая группа не способна сокрушить Церковь! Она лишь подтачивает тем самым собственные силы и в конце концов разрушается; и доказательством тому — безбожная революция в нашей стране, с последовавшими гонениями и притеснениями.

Ярким свидетельством победы Церкви силой Божией, а не силой человеческой является и этот кафедральный собор всея Руси. К нему и подойти в облачении было невозможно, он словно навеки был оторван от нашей Церкви, но сегодня он снова является главным храмом всея Руси, и мы совершили именно здесь Божественную литургию.

История Церкви, история народа нашего учит, что те, кто восстает против Бога, кто бросает вызов Божиему деланию, Божиему Промыслу, Церкви Христовой, никогда не одерживают победы. Никогда! Победа может быть только временная — у одних подольше, у других поменьше; но конец всегда один и тот же. Верим, что и сегодня те, кто создает и провоцирует расколы на Украине, кто надеется укрепить свои политические позиции, ожидая поощрения от сильных мира сего, находящихся далеко от Украины, не добьются своего.

Верность Церкви всегда сопровождается скорбью, страданиями — начиная с первых лет христианства. Ведь мученики, исповедники тоже страдали за Церковь, за ее единство, за возможность прославлять Господа и Спасителя, и мы знаем, что на крови этих мучеников Господь создал Церковь Свою. А что это означает? То, что Церковь становится сильнее, когда появляются мученики. Потому что они, явив благочестие жизнью и страданиями своими, возносят молитву пред лицом Божиим, которая возвращается от Бога к людям, укрепляя их духовную жизнь.

Вот и сегодня наша молитва — о наших страждущих братьях на Украине. Верим, что все эти гонения пройдут и раскольнические структуры рухнут, как это произошло и в нашей стране. Только необходимо терпение нашим братьям, сестрам, епископату, духовенству, и мы все призваны молиться за них в своих личных молитвах, молитвах церковных, памятуя, что от их верности Господу, от их способности нести поношения и скорби зависит сохранение истинной Православной Церкви на земле Украины. В этом историческом кафедральном соборе всея Руси особенно остро чувствуется скорбь наших братьев и сестер, но одновременно присутствие в этих стенах требует от нас особой молитвы, дабы сила Божия защитила нашу Церковь и наш благочестивый народ.

Еще и еще раз хотел бы возблагодарить Господа за тех из епископата нашей Церкви, кто сохраняет и мужество, и верность, за духовенство, монашествующих и весь благочестивый украинский народ. А всей нашей Церкви сегодня необходима особая духовная сила, чтобы молитвами своими пред лицом Божиим мы приклонили милость Его ко всем нам — к Церкви Русской, к народу нашему, к нашему духовенству и монашествующим, к молодежи нашей. Чтобы Его благодать укрепляла наши немощные человеческие силы и делала нас способными быть хранителями веры православной, защитниками единства Церкви и чадами любящего нас Бога и Отца.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Ее молитвами да хранит Господь Церковь Русскую, народ наш и всех, кто с верой и надеждой обращается к Ее святому имени. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6054210.html