Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 591426 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече Президента РФ В.В. Путина с представителями религиозных объединений России

25 октября 2023 г. 23:43

25 октября 2023 года в Екатерининском зале Кремля прошла встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с представителями религиозных объединений России. Во встрече принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После выступления В.В. Путина к главе государства и ко всем собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.  

Благодарю Вас, Владимир Владимирович, за инициативу провести эту встречу, за слова, которые Вы сейчас к нам обратили. Действительно, это очень своевременная и нужная инициатива.

Конечно, особую озабоченность сегодня вызывает у многих конфликт, который с новой силой вспыхнул в Восточном Средиземноморье. На протяжении столетий к этому региону было приковано внимание верующих всех авраамических традиций. Иерусалим был и остается священным городом для христиан, для иудеев и для мусульман. Территория Палестины, Израиля — это Святая Земля, на которой происходили важнейшие события мировой истории, прежде всего непосредственно связанные с общением Бога и человека.

Исторически Россия поддерживает самые тесные связи со Святой Землей, стремится сохранять там русское присутствие, история которого исключительно богата фактами и событиями. Многочисленные письменные свидетельства, а также культурные артефакты указывают, что паломничество в Иерусалим было одним из наиболее желанных и значимых событий в жизни благочестивых русских людей.

Именно обеспечение самой возможности посещения Святой Земли широкому кругу наших соотечественников было одной из главных целей учреждения более 140 лет назад решением Императора Александра III Императорского Православного Палестинского Общества. Эта организация, несомненно, внесла значительный вклад в поддержку палестинского народа, прежде всего в образовательной и социальной сферах. Создавались школы, приюты, больницы, т.е. осуществлялась очень значительная благотворительная деятельность, направленная на поддержание местного населения.

Отрадно, что сегодня традиционные взаимосвязи России и Святой Земли продолжают развиваться. Хотел бы особенно отметить, что наше государство стремится поддерживать исторически сложившиеся связи и традиции, а также культурное взаимодействие со странами и народами Ближнего Востока.

Наша нынешняя встреча проходит в очень непростое время, хотя не знаю, бывают ли простые времена. Сегодня в мире разворачивается множество конфликтов. Их следствием становится появление новых угроз мирному сосуществованию народов и стран, разрушаются дружественные, добрососедские отношения, испытываются на прочность устоявшиеся связи представителей различных культур и религий, потому что и религии также втягиваются в эти конфликты.

События последних недель вызывают наибольшее опасение, потому что затрагивают сложнейший вопрос соотношения и взаимодействия двух древних авраамических религий — ислама и иудейства. Хотел бы выразить признательность Вам как Президенту Российской Федерации, государственному руководству России за последовательную миротворческую позицию в связи с проблемами урегулирования ближневосточного конфликта. Трудно сказать, что было бы на Ближнем Востоке, если бы не эта миротворческая роль России, и только слепой может не видеть того, что именно от этой роли во многом зависит стабильность и спокойствие, насколько это возможно, на Святой Земле.

Искренне убежден, что у нас, представителей разных религий России, у государственных властей и общественности имеется общая заинтересованность в том, чтобы межрелигиозный и межкультурный диалог служил созиданию мира и достижению согласия. Мы все хотим, чтобы отношения между верующими традиционных религий были взаимоуважительными и доброжелательными. Для этого у нас есть необходимые прочные основания в виде нравственного консенсуса, общего понимания, чтó есть добро и чтó есть зло. Вот это фундаментальный момент. У нас в каком-то смысле общая система нравственных ценностей, конечно, окрашенная в некие культурные, конфессиональные тона, но по сути различение добра и зла в наших религиях одно и то же.

Религии не должны служить делу ненависти, призывы к которой звучат сегодня, к сожалению, от радикальных религиозных групп. Думаю, все присутствующие здесь духовные лидеры согласятся с утверждением, что идеи человеконенавистничества никак не могут ассоциироваться с религией. Более того, по своей внутренней природе эта идея есть несомненное порождение врага рода человеческого — диавола, который ненавидит добро.

Мы, лидеры традиционных религий России, хорошо осознаём весь трагизм происходящего сегодня на Ближнем Востоке, а потому мы не имеем права допустить в нашей стране призывов ко вражде и проявлениям ненависти на религиозной почве. И, слава Богу, за исключением каких-то совсем маргинальных групп ничего подобного в России не имеет места.

Конфликт на Святой Земле не должен отразиться на отношениях между религиозными общинами, в том числе в России. Наши единоверцы видят нас, сидящих сегодня за одним столом, в диалоге друг с другом и с главой государства. Это уникальный пример того, как взаимодействует Российское государство с религиями, представленными на территории России.

Мы вместе свидетельствуем об отсутствии принципиальных разногласий, в том числе по вопросам, связанным с общественной жизнью. Более того, как я уже сказал, у нас много общего в вопросах нравственности, а общим врагом мы считаем грех — подлинное зло, поражающее душу человека. Конечно, светская этика и, тем более, светское право не оперируют понятием «грех», но оперируют понятием «нарушение закона». А грех есть нарушение Божиего Закона, который лежит в основе человеческой нравственности. Именно на основе человеческой нравственности, исторически сформировавшейся во многих культурах, и возникает право. Поэтому существует, конечно, глубинная связь между религиозными ценностями, религиозной верой и правом.

Ныне, к сожалению, имеют место провокационные действия, направленные на усугубление ближневосточного конфликта путем дегуманизации противоположной стороны с использованием информационных ресурсов. Для устранения этой угрозы необходимо широкое и непредвзятое освещение ситуации. Очевидно, что Россия, последовательно отстаивая принцип уважения законных интересов каждой стороны и всемерно поддерживая стремление гражданского населения Израиля и Палестины к утверждению прочного справедливого мира, своей позицией содействует поиску путей прекращения вооруженного конфликта и восстановлению диалога политических оппонентов.

Вместе с тем, невозможно не сказать, что любые удары по гражданским учреждениям и религиозным святыням достойны самого решительного осуждения. Может быть, именно поэтому и подвергаются нередко религиозные объекты таким нападениям, чтобы спровоцировать и ожесточить сердца людей и тем самым сделать конфликт более жестоким. К сожалению, в последние дни было немало новостей подобного рода. Иерусалимская Православная Церковь, которая окормляет христиан, проживающих по обе стороны противостояния, придерживается позиции принципиальной и последовательной: гражданские лица не должны становиться целью вооруженных атак, им необходимо оказывать помощь и поддержку. Хотел бы вместе с Вами, Ваше Превосходительство, а также с братьями, которые сегодня здесь присутствуют и участвуют в этом разговоре, выразить совместную поддержку усилиям Иерусалимского Патриархата, возглавляемого Патриархом Феофилом, и призвать всех не ослабевать в молитвах и в наших дальнейших совместных усилиях по утверждению прочного и справедливого мира на Святой Земле. Святая Земля — это наше общее сокровище, духовное, культурное, историческое, и потому мир на Святой Земле — наша общая ответственность и наша забота.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6071535.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Воскресенском храме на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга

29 октября 2023 г. 17:20

29 октября 2023 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием — освящением храма Воскресения здесь, рядом со Смоленским кладбищем, на Васильевском острове.

Я действительно очень связан со всеми этими местами. Мой благочестивый родитель в 1947 году, оставив высокую светскую должность, принял священный сан. Предполагалось, что он будет направлен тогдашним митрополитом Григорием в самый отдаленный приход Ленинградской епархии — Петровскую Горку. Хуже и представить было невозможно: далеко, транспорта нет. Поэтому митрополит Григорий перед рукоположением пригласил отца и сказал: «У Вас хорошее положение, зарплата, Вы здесь живете, но я вынужден отправить Вас на приход, где сейчас важно возобновить службу. Это Петровская Горка, так что Вам придется сменить Вашу квартиру на Васильевском острове на этот отдаленный приход. Посоветуйтесь со своей супругой, боюсь, она не согласится». Папа не стал советоваться с супругой и сказал: «Как благословите, так и будет. Поеду в Петровскую Горку». Но его рукоположили и назначили сюда, в храм Смоленской иконы Божией Матери, в десяти минутах ходьбы от места, где мы жили. А жили мы на 13-й линии, дом 68, даже квартиру прекрасно помню — № 29. Там прошло все мое детство, да и юность. Уже начав работать — а я продолжал учиться в школе, но совмещал учебу с работой, — я по-прежнему жил в нашей небольшой квартирке, которую наша семья разделяла с семьей сестры моей мамы.

Поэтому все детство связано с этими местами и особенно со Смоленским кладбищем. Сюда мы приходили на службы, а после службы гуляли по кладбищу. Нам рассказывали всякие страшилки, что вечером здесь ходить нельзя, что в склепах живут какие-то опасные люди. Не знаю, может быть, в то время так и было; нас все это захватывало, воображение рисовало страшные картины. Но мы очень любили Смоленское кладбище — и храм, и кладбище, и все эти места. Только всегда с тяжелым чувством проходили мимо храма Воскресения — здесь было какое-то предприятие, мастерские, храм стоял обезглавленный, обезбоженный, как страшный символ того, что произошло с нашей Церковью, с нашим народом. И это так контрастировало с храмом Смоленской иконы Божией Матери, с потоком богомольцев, которые устремлялись к гробнице святой праведной и блаженной Ксении Петербургской! Словно два мира: безбожный, страшный мир, который пытался разрушить всякую веру и символом которого был этот поруганный храм, и буквально рядом — место паломничества, молитвы, свидетельство живой веры нашего народа, которая выражалась, в том числе, в почитании святой блаженной старицы Ксении Петербургской.

Но прошли те времена, и думаю, после всего, что я вам сейчас рассказал, вы можете понять, с каким чувством я сегодня вошел под сень этого храма. Все картины прошлого, детства воскресли в моем сознании — тяжелое время безбожия, притеснений, гонений на Церковь, которых не знает младшее поколение, и даже среднее поколение его не застало, помнят только люди моего возраста. Помню, так называемый уполномоченный Совета по делам религий, чиновник, который был призван контролировать и ограничивать религиозную жизнь, пригласил меня для беседы — в то время я уже был ректором Ленинградской духовной академии. И говорит: «Вы тут неизвестно чем занимаетесь, но Вы не должны забывать: это город трех революций! Так что напрасно Вы свою жизнь со всем этим связали, лучше в институт пойдите». Вот такой был разговор, и это была только часть нашей жизни. А сейчас все до неузнаваемости изменилось, и я потому и вспоминаю, чтобы подчеркнуть, какой колоссальный контраст с тем, что мы видим сейчас. Из мертвых, духовно мертвых восстал наш народ, обратившись к Господу, и сегодня в этом обновленном храме мы совершили Божественную литургию.

Ну а какой урок мы все должны извлечь из нашей истории? Никогда, ни при каких обстоятельствах народ наш не должен отказываться от веры в Господа, от православной веры. Предыдущие поколения людей, которых считали мертвецами, у которых не было никого будущего с точки зрения безбожного общества и безбожной власти, — ведь они выстояли, они передали нам свою веру! В том числе те самые женщины, которые постоянно посещали Смоленское кладбище, наполняли Смоленский храм тогда, когда людям сколько-нибудь известным, занимавшим определенное положение в обществе, делать это уже было нельзя. А мироносицы сохранили веру, передали ее следующим поколениям. Поэтому и воскресают все эти образы в моей памяти, в моем сознании, и я отдаю особую дань уважения, признательности, любви тому самому поколению православных людей, которые были мосточком между дореволюционной богатой духовной жизнью и нашим временем. Они прошли через годы безбожия и сохранили для нас, вразумляя своих детей и внуков, веру православную. А теперь мы имеем то, что имеем, — храмы открываются, строятся, и этот замечательный храм сегодня освящен и возвращен к духовной жизни, которая пресеклась по решению безбожных властей.

Дай Бог, чтобы никогда народ наш не отказывался от веры, никогда не предавал святыни, никогда не шел на поводу новомодных, захватывающих сознание идей, цель которых — отторгнуть человека от Бога. Думаю, наш народ и невозможно отторгнуть, ведь он прошел через страшные горнила испытаний, но вышел победителем. Про нас говорили, что мы умерли, но вот, мы живы (ср. 2 Кор. 6:9). Конечно, очень важно, чтобы сегодня укреплялась вера, и пережитое предыдущими поколениями должно не раствориться в истории, но стать важным уроком для всех нас.

Пусть Господь хранит землю нашу от всякого врага и супостата, от всякого стремления людей устроять жизнь без Бога. Да укрепляется наша любовь к Отечеству, с тем чтобы мы могли передать нашу духовную эстафету будущим поколениям. Молитвами святой блаженной старицы Ксении Петербургской, молитвами всех угодников Божиих, в земле Петербургской просиявших, да хранит Господь град Петров и всю нашу русскую землю, и да помогает нам укрепляться в вере и надежде, совершенствоваться в любви, чтобы продолжить то великое дело, которое совершали наши благочестивые предшественники. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6072409.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Патриаршего совета по культуре, посвященного теме «Роль А.С. Пушкина в формировании русской национальной идентичности»

2 ноября 2023 г. 14:06

2 ноября 2023 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Патриаршего совета по культуре на тему «Роль А.С. Пушкина в формировании русской национальной идентичности». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Хотел бы сказать несколько слов в связи с темой нашего заседания. Речь идет о творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его роли в формировании русской национальной идентичности. Конечно, в этом году особенно следует поговорить о Пушкине, задуматься о его творчестве, о его влиянии на русскую культуру, потому что мы будем отмечать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича. О Пушкине написано десятки, может быть, сотни томов, поэтому очень трудно сказать что-то новое. Но я хотел бы поделиться своими мыслями о творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Наверное, многое в этих мыслях совпадает с вашими, но, возможно, что-то будет представлять для вас интерес; в любом случае, хотелось бы этими мыслями с вами поделиться.

Итак, о великом нашем русском поэте написаны тысячи страниц, многочисленные статьи и монографии, посвященные исследованию его жизни и творчества. Но, взирая на этот колоссальный объем пушкиноведческой литературы, понимаешь, что трудно найти другого деятеля русской культуры, в котором бы сошлось столько парадоксов и противоречий. Для кого-то Пушкин был бунтарем, вольнодумцем, и, наверное, такое понимание Пушкина было очень распространено в значительной части русского общества его времени. Великое всегда видится со стороны, а потому увидеть величие Пушкина в то время было непросто, ведь он был тогда рядом с людьми, и те, конечно, видели его разным, и не только великим. Вот почему, чтобы осознать величие поэта, было действительно необходимо посмотреть на его личность с некоторой исторической дистанции.

Еще раз отмечу: одни видели его бунтарем, вольнодумцем, другие — серьезным религиозным мыслителем и духовным писателем. Эта универсальная и всемирная отзывчивость Пушкина, отмеченная еще Достоевским, удивительном образом сочетается с ярким личностным началом его творчества и в то же время с глубокой укорененностью в русской традиции. «Солнце русской поэзии» — так называл его Владимир Одоевский, по крайней мере, с ним связывают это именование Пушкина. Творчеством Пушкина открывается Золотой век отечественной литературы. Он объявляется «нашим всем», но вдруг оказывается первым в списке на сбрасывание с парохода современности — именно так о явлении Пушкина размышляли некие футуристы, которые овладевали умами нашей интеллигенции в начале века XX. Последнее, впрочем, лишь убедительно подтверждает тот факт, что фигура Пушкина единодушно воспринимается как некий столп русской словесности, как символ национальной культуры и воплощения ее самобытности. Именно поэтому вполне ожидаемо и объяснимо, что разные общественно-политические силы желали видеть Пушкина в своем лагере.

Следует признать, что богатая творческая биография поэта, отражающая тернистые пути его личного духовного возрастания, в немалой степени способствовала такому восприятию. Но вот что совершенно удивительно, и об этом замечательно писал литературовед Валентин Семенович Непомнящий: «Как явление всемирного масштаба Пушкин осознаётся и признаётся лишь теми, кто хорошо знает русский язык и, более того — Россию. Дальше — пропасть: остальной культурный мир лишь уважает его, веря нам на слово». Исследователь делает поразительное наблюдение. Пушкина крайне трудно, если не сказать, почти невозможно адекватно перевести на другой язык и разобрать его творчество на части. Он и впрямь сделан как-то особенно «без швов», как об этом говорил тот же самый Непомнящий в своей статье.

Опять же, интересный культурный парадокс: сделан как-то особенно без швов. Если продолжить мысль Валентина Семеновича, мы приходим к примечательному и весьма важному для нас выводу, что означает незнание Пушкина для русского человека. Это незнание фактически исключает человека из орбиты родной культуры, делает его сторонним, внешним наблюдателем, а если выразиться еще точнее, потребителем, а не носителем русской культурной традиции.

В связи с этим искреннее недоумение вызывают разговоры о том, что Пушкин якобы устарел и его необходимо исключить из школьной программы ввиду непонятности для современного молодого человека. Конечно, язык и выражение исторических реалий со времен Пушкина изменились, и возможны курьезные случаи прочтения произведений XIX века нынешним поколением. Но это свидетельствует лишь о большой востребованности качественно комментированных изданий произведений великих писателей. Это может быть сделано как в популярных сегодня аудио- и видеоформатах, например, в виде цикла просветительских лекций, так и в текстовом варианте с интересными пояснениями. Убежден, что данную задачу необходимо решать, в том числе, и силами Патриаршего совета по культуре.

Вспоминаются выразительные слова Юрия Михайловича Лотмана, с которым мне посчастливилось немало общаться, в том числе и беседовать о Пушкине. У нас с ним было много различных встреч, но я особенно вспоминаю нашу совместную поездку в Рим, когда мы представляли и Православную Церковь, и русскую культуру на одном высоком форуме. Там и познакомились, и подружились. И Юрий Михайлович так говорил о том, о чем мы сейчас размышляем: «История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу. Здесь требуется знание и понимание, чтобы восстановить непрерывность культуры и проникнуть в тексты Пушкина и других наших великих писателей»[1].

Эта мысль Лотмана о непрерывности культуры имеет исключительно важное значение ввиду роли великого поэта в формировании русской национальной идентичности. Поэтому хотел бы остановиться на этом подробнее.

http://www.patriarchia.ru/db/text/6073901.html


Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

4 ноября 2023 г. 13:40

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Пресвященные владыки, отцы, братья и сестры, с этим замечательным праздником, когда мы прославляем Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию пред Ее честным образом Казанским.

Еще и еще раз вспоминаем — хотя память человеческая всего удержать не может — самое главное из истории нашего Отечества, что было связано с непосредственным участием Пресвятой Богородицы в жизни нашей страны. И ведь это не легенды; в том, что касается событий церковных, нет ничего легендарного. Здесь каждый факт многократно проверен как со ссылкой на участников событий, так и по отношению ко всей последующей истории. Нигде память об исторических событиях не сохранялась в столь неповрежденном виде, как в Церкви. Начиная от Рождества Господа и Спасителя, от событий Его жизни, от событий, связанных с Его страданиями и смертью, Церковь хранит, запечатлев в своей исторической, Богом укрепляемой памяти, все то, что имеет непосредственное отношение к делу нашего спасения.

В определенном смысле это можно отнести и к истории нашей страны. Именно Церковь сохраняет не просто воспоминания о событиях, но и то духовное толкование, которым они сопровождались. К сожалению, из нынешних учебников истории это духовное толкование полностью исчезло, нигде в учебниках светских не отображено сакральное измерение нашей истории. Но Церковь является хранительницей благодатного, духовного толкования истории, которое является результатом не человеческой фантазии, но того понимания исторических событий, каковое было присуще их участникам, передано ими сынам, внукам и всем последующим поколениям и, войдя в церковное Предание, прочно в нем сохраняется.

Вот и сегодня события, связанные с чудом от Казанской иконы Божией Матери, мы вспоминаем в контексте нашего богослужения — через прославление Царицы Небесной в песнопениях, через обращение к Ней наших молитв. Вот и сегодня мы молимся Пресвятой Владычице нашей Богородице, чтобы Она не оставила Землю Русскую, как Она не оставляла ее на протяжении тысячелетней истории, чтобы никакой враг не смог разрушить духовное единство нашего народа, чтобы сохранялись неповрежденными рубежи Отечества и чтобы внутри этих рубежей никогда не повреждалась вера православная, никогда не исчезала из умов и сердец наших людей.

Вот тогда мы будем иметь надежду на то, что и сегодня, и завтра, и послезавтра Царица Небесная — вместе с нами и в радостях, и в скорбях наших. Потому что если мы связаны с Ней своей верой и молитвой, то Она ниспосылает нам помощь — каждому, кто с молитвой и верой к Ней обращается, но и всему народу, который, храня веру, обращается к Царице Небесной с молитвой о спасении, о сохранении Отечества нашего от всякого врага и супостата. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6074519.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово об обретенной чудотворной Казанской иконе Божией Матери

4 ноября 2023 г. 12:35

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором рассказал об обретенном чудотворном Казанском образе Божией Матери.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы все являемся свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Божией Матери, Казанского и Московского. Хотя образ был обретен раньше, но он никогда не был представлен людям, а находился в Патриаршей келье, потому что многое нужно было выяснить, перед тем как сказать, что это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев.

Образ датирован 1580 годом — это как раз то самое время. Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль. Знаем, что перед этим образом он молился также, когда должен был начать наступление на Новодевичий монастырь, в то время ставший укреплением польской армии. Другими словами, перед этим образом он молился всякий раз, когда вступал в решительную схватку с польскими интервентами. И знаем, что эти молитвы были услышаны. Царица Небесная простерла Свой Покров, Русская земля была освобождена, и в память об этом величайшем событии князь Пожарский на свои деньги строит на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Этот храм и сейчас существует, но он воссоздан на том же месте, где князем Пожарским был построен первоначальный храм — для того, чтобы поместить в него ту самую икону, перед которой он молился.

А потом икона из этого храма исчезает. Самая распространенная версия — икону украли, и эта идея развивалась в разных вариантах: украли и вывезли за границу, давно перепродали, а может, иконы уже и вовсе нет, или она в глубинах личных коллекций и, наверное, никогда больше не будет явлена миру. Но оказалось, что это не так. Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи.

Благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества. Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви.

Скажу несколько слов о том, как была обретена эта святыня. Конечно, никто не связывал именно эту икону с первоначальным образом. Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкино и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ. Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон. Кто-то называет это не вполне легальным действием, кто-то говорит, что это просто точные копии. Другими словами, у меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский.

Это событие можно назвать историческим. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно. О ней должен узнать наш народ и весь мир. И вот сегодня происходит это событие. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин и который спас наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей общенациональной святыней, и я радуюсь тому, что наконец имею возможность обо всем этом открыто сказать.

Еще раз подчеркну, что не сразу решился открыть эту тайну. Но после тщательнейшего изучения и самого образа, и обстоятельств, связанных с его историей, когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение именно в этом святом храме рассказать нашему народу, всем вам, мои дорогие, а через вас всему миру о великом событии — обретении чудотворного образа Богоматери, которая явилась Спасительницей нашего народа в тяжелейшие моменты истории, когда решался вопрос, быть или не быть Москве, а значит, быть или не быть всему нашему народу и нашей стране.

Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время, и Отечество наше обережет от врагов и внешних, и внутренних, как я часто говорю. Надеюсь, под ее покровом будет проходить мирно и благополучно наша жизнь. Но чтобы было так, еще и еще раз скажем, что есть непременное условие сохранения России, — это сохранение православной веры.

И сейчас я обращаюсь не только к тем, кто в храме, но и к тем, кто крещен, но не воцерковлен, кто называет себя православным, но православным не является ни по образу жизни, ни по молитвам своим, ни по всему тому, что отделяет человека верующего от неверующего. Настало время обновить наше Православие, обновить нашу веру. Не в смысле внешнего обновления, как это делали неудачники-реформаторы, но с точки зрения актуализации веры для каждого из нас и для всего нашего народа. Думаю, настало такое время, и неслучайно дивный чудотворный образ, перед которым молились и Минин, и Пожарский, именно сегодня в этом святом храме является Церкви нашей, народу нашему и всему миру.

Пресвятая Богородица, храни нас, землю Русскую, Церковь нашу, народ наш от всякого врага и супостата! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6074436.html