Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 523219 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2989
  • Репутация: +545/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию

30 ноября 2023 г. 23:03

30 ноября 2023 года в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию среди студентов выпускного курса духовных школ и теологических подразделений вузов. Святейший Владыка обратился к участникам встречи с Первосвятительским словом.

Рад встретиться с вами, братья.

Вы достигли определенных результатов в изучении богословия. Вы выиграли эти соревнования, и у каждого из вас открывается возможность восходить от силы к силе, используя дарования, которые Господь вам дал, и знания, которые приобретаются во время учения. Конечно, никто не должен «программировать» свою карьеру — это очень опасно в духовном смысле, а, кроме того, у каждого жизнь может сложиться по-разному. Иногда она сопровождается такими скорбями и трудностями, что дерзкие планы не реализуются. Вот почему православный человек всегда уповает на волю Божию, но вместе с тем — и это естественно — он должен учитывать свои возможности, проектируя свою жизненную траекторию.

Тот факт, что вы оказались победителями олимпиады, свидетельствует о наличии у вас интеллектуальных способностей, которые, конечно, необходимо сочетать с усердием, со способностью работать систематически и ограничивать себя во многом, потому что без самоограничения невозможно творческое развитие. Всегда человек, идущий вверх, должен от чего-то отказываться. Альпинист не может иметь избыточный вес. Если идешь в гору, но у тебя избыточный вес, — ты упадешь, ногу сломаешь, еще что-то случится. Так и в целом ряде видов спорта — человек должен держать себя в форме. Вот и в нашей с вами области, в той, которую мы избираем, — служение Церкви требует самоограничения. Могу сказать по собственному опыту: служение Церкви нередко сопровождается большими трудностями и проблемами, но все эти трудности и проблемы легко преодолеваются, если у человека твердые убеждения — в первую очередь, в правильности выбранного им пути. Вот поэтому я в первую очередь желаю вам крепкой веры и уверенности в том, что путь, который вы избрали, правильный. Что это путь, который принесет вам и милость Божию, и Божественную поддержку.

Теперь бы хотел коснуться проблем, которые связаны с общим развитием человеческой цивилизации, с тем, что сейчас происходит в сфере науки, технологий, общественных отношений. За последние десятилетия во всех этих сферах произошли совершенно грандиозные перемены, и проблемы, которые сегодня встают, во времена моей молодости — да и не только молодости, но и зрелого возраста — могли бы восприниматься как сюжеты фантастической литературы. Кто говорил, например, о такой теме, как искусственная смена пола? Никому и в голову не приходило, что пол можно изменить. А сейчас это происходит. Разве это не пастырский вызов для нас? Конечно, пастырский вызов, как и многие другие искушения, которые несет в себе научно-техническая цивилизация.

Пастырское служение, на мой взгляд, — самое великое и самое радостное дело. Только это нужно ясно осознать умом и воспринять сердцем. Это служение может придавать огромные внутренние силы, это мощный парус, только нужно его правильно поставить, чтобы сила благодати Божией наполнила его, как ветер. Я часто прибегаю к этому сравнению, когда говорю о сочетании Божественного и человеческого. Человек — это парус, а ветер — это Божественная благодать. Можно парус поставить так, что корабль не сдвинется с места, даже если ветер будет очень сильный. А можно даже при незначительном ветре так расположить парус, что парусное судно будет идти.

Мы с вами — наша воля, наше образование, наше целеполагание — это парус. А ветер — это сила благодати Божией. Если мы опираемся только на техническую сторону, то будем просто стоять на месте и никуда не двигаться. Но если мы уверены в том, что главная задача — наполнить благодатью Божией паруса, которые мы создаем нашим образованием, нашей жизнью и многими другими факторами, — то мы, несомненно, будем двигаться по правильному курсу, очень динамично и радостно. Хотя плавание всегда сопровождается рисками. Парусное судно может быстро идти при сильном ветре, но возникают большие проблемы, связанные с управлением судном, оно и перевернуться может. Человеческий фактор всегда присутствует, даже когда благодать Божия воздействует на человека.

Вот поэтому формирование условий для развития, то есть получение образования, обретение некой мудрости, очень важно. Но все это не будет работать, особенно для тех, кто посвящает себя служению Церкви, если опять-таки не будет дуновения Божественной благодати. Тогда мы будем выглядеть как повисшие паруса во время штиля.

Когда человек выбирает себе жизненную траекторию, которая не соответствует Божиему замыслу, это всегда греховно и опасно. Но ведь и с такими людьми вы будете встречаться, кто-то из них придет к вам на исповедь и будет говорить о своей проблеме. Легко сказать: «Ты грешник, никакого спасения тебе не будет». Но может, у этого человека последняя надежда, что священник ему что-то скажет. Поэтому нужно уметь говорить с людьми, убеждения и образ жизни которых не соответствуют нашим убеждениям и нашему образу жизни. Потому что не праведники имеют нужду в спасении, а грешники.

Чем дальше мы идем по историческому пути, тем больше возникает проблем, которые вчера казались вовсе не существующими. И для того чтобы не сбиться с пути, мы должны очень твердо стоять в вере, в своих убеждениях, кто бы нам что ни говорил: что мы отсталые, мы вчерашний день и так далее. Это мы уже проходили — в советское время сам факт принадлежности к Церкви вызывал подобную общественную реакцию. Вы пережитки прошлого, так нас называли в школе, в том числе и меня, потому что я не скрывал своей религиозности и не вступал в пионеры. Не по политическим соображениям, а потому что присутствие в этой организации предполагало отказ от Церкви, от веры. И мне так же говорили: «У тебя нет будущего, что же ты делаешь?»

Это были 60-е годы, когда вождем был Никита Сергеевич Хрущев. На XXII съезде Коммунистической партии принимают программу: к 1980 году должна быть построена научно-техническая база коммунизма. И у нас в школе висел плакат: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». А что это означало? Это в первую очередь означало борьбу с религией. Ведь невозможно в коммунизм войти с такими «предрассудками», это же общество избранных, которые идут к светлому будущему, опираясь исключительно на идеологические ценности, и никакой религии здесь быть не может. То есть мы были запрограммированы если не на физическое уничтожение, то на то, чтобы быть изгоями общества, без всякой перспективы. Никаких институтов, университетов для таких людей; а священников — ограничивать во всем, прижимать, облагать сумасшедшими налогами, как это было с моим отцом-священником. Если я сейчас приведу цифры, вам это ничего не скажет, — потому что деньги совершенно другие. Но тогда хороший советский автомобиль «Победа» стоил 16 000, а налог был 120 000 рублей. Сам факт поступления в семинарию означал для окружавшего нас мира, что этот человек либо душевнобольной, либо скрытый враг, с которым нужно бороться.

Касаюсь исторической темы, чтобы и вам сказать: внешние условия, в которых Церковь пребывает, меняются. Сегодня условия очень благоприятные: и власти расположены к Церкви, и Президент у нас человек православный, и священники могут ходить в рясе по улице, никто ничего не скажет, и в школы мы пришли, и в университеты. То есть открыты все возможности, и вы должны быть готовыми к тому, чтобы все эти возможности использовать, а это требует подготовки — интеллектуальной, культурной, духовной, образовательной. Но вместе с тем всегда нужно помнить, что ситуация может измениться; а вот изменить своему призванию никак нельзя.

Вывод из всего того, что я говорю, следующий. Ваша подготовка требует не только знаний, не только интеллектуального совершенствования. Вы должны становиться духовно сильными людьми, воспитывать в себе способность сопротивляться, способность идти против течения. Все так — а я не так; все пионеры — а я не пионер; все говорят, что Бога нет, — а я говорю, что Бог есть. В наше время сами обстоятельства заставляли нас вырабатывать эту способность к сопротивлению. Сейчас ничего подобного нет, но это не значит, что во всем будет полное благоприятствование. И вы можете попадать в ситуацию, в какие-то компании сверстников, которые будут с удивлением взирать на ваш выбор и задавать вам каверзные вопросы.

Поэтому необходима выработка твердой убежденности в правоте выбранного вами пути. Чтобы никакие соблазны, никакие искушения, никакие разговоры о «загубленной жизни» вас не поколебали. Встали на этот путь — не надо оборачиваться вспять. Вот тогда Господь благодатью Своей наполнит ваши паруса, так что корабль, на котором вы пересекаете море жизни, будет идти быстро, уверенно, доставляя вам самим несомненное глубокое удовлетворение.

И вот еще что хотелось бы сказать. Вы победили в олимпиадах, а значит, Господь одарил вас некими способностями. Ни в коем случае эти способности нельзя зарывать, а иначе — сугубый грех. Если человек с ограниченными способностями не может чего-то достигнуть — ничего не поделаешь, Господь ограничил его возможности, он объективно не в состоянии делать то, что делают другие. Но поелику вы победители олимпиады, стало быть, Господь вам многое дал, а кому много дано, с того много и спросится. Поэтому вы сразу, со студенческих лет, настраивайте себя к тому, что ваше обучение не должно ограничиваться программой — этого недостаточно. Нужно всегда себя нагружать чем-то дополнительно: кто-то изучает языки, кто-то углубляется в какой-то предмет помимо программы. Другими словами, важно хорошо учиться, получать образование, заботиться о своем развитии — интеллектуальном и, конечно, духовном.

И здесь, может быть, самое главное. Нет ничего труднее, чем воспитывать свою волю. Бывают замечательно талантливые люди, мне приходилось с такими встречаться, а с кем-то учиться вместе. Исключительно способный человек, думаешь: какое же будущее его ждет. А встречаешь через некоторое время — пьяница. Спился. Как же такое могло произойти? Умный, интеллигентный, перспективный человек превратился в несчастного алкоголика. Упаси Бог, чтобы эта тема была для вас актуальна, но на этом примере хочу показать, что возможны обстоятельства, которые будут влиять на вас так, что вы опустите руки и перестанете идти, как я всегда говорю в проповедях, вперед и вверх. Вот вектор нашей жизни — вперед и вверх. Вперед — это динамика общекультурного развития, которая так необходима; а вверх — это укрепление своей духовной составляющей.

Не буду вас долго утомлять. Еще раз хочу сказать, что ваше пастырское служение будет проходить в непростое время, хотя простых времен не бывает. Вам придется сталкиваться с такими вызовами, с которыми предыдущие поколения не сталкивались, и это всегда будут вызовы вашей вере. Конечно, есть разные способы, средства, возможности отвечать на такие вызовы. Мы знаем, что многие западные конфессии, к сожалению, демонстрируют либеральный подход и отклонение от нормы не связывают с грехом. Но Православная Церковь говорит, что это грех. Поэтому, с одной стороны, требуется пастырская осмотрительность и любовь к человеку, кем бы и каким бы он ни был. С другой стороны, необходима верность тем принципам и тем нравственным постулатам, которые содержатся в Евангелии. И никто не может гарантировать вам легкую жизнь, потому что вы встали на путь борьбы. Как никто не может гарантировать легкую жизнь молодому человеку, который идет учиться в военное училище, потому что самим фактом поступления в военное училище он поставляет себя в ситуацию, когда от него могут потребовать отдать свою жизнь. Без этого нельзя идти в военное училище. Вот то же самое — и в семинарии. Вы поставляетесь в ситуацию, когда вся ваша жизнь должна быть отдана Господу, когда никаких двусмысленностей и компромиссов быть не может. Вы должны иметь действительно сильную веру, очень ясное понимание того, что выбранный вами путь — это и есть путь вашей жизни. И тогда, несомненно, Господь будет надувать Своей благодатью ваш парус и обеспечивать движение вперед и вверх, как я сказал. Но самое главное — вы будете получать внутреннюю радость, потому что быть священником — это большое счастье. Тот, кто это счастье не чувствует, находясь в сане, — плохой священник. Поэтому всем вам желаю быть счастливыми, иметь мирный, спокойный дух и благодарить Господа за тот путь, который вы избрали. На этом и закончу. Спаси Господи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6081655.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2989
  • Репутация: +545/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию

30 ноября 2023 г. 23:55

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы победителей I и II Общероссийских олимпиад по богословию. Встреча прошла 30 ноября 2023 года в Москве.

— Ваше Святейшество, диакон Евгений Тимофеев, студент 2-го курса магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии. Хотел, пользуясь возможностью, поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за возможность принять участие и в олимпиаде, и в данной встрече. Конечно, для меня как для студента Санкт-Петербургской духовной академии очень ценно обратиться с вопросом к Вам, к нашему ректору, с вопросом, который, наверное, связан с судьбой всех духовных школ, не только нашей, а именно с изменением ситуации касательно количества студентов в духовных школах. Ни для кого не секрет, что в связи с теми или иными испытаниями, в том числе эпидемией коронавируса, количество прихожан и поступающих в духовные академии несколько изменилось. Сейчас ситуация несколько лучше, но так или иначе, если сравнивать с ситуацией, скажем, Вашего ректорства или ректорства 90-х годов, количество студентов, конечно, значительно ниже. Как Вы, Ваше Святейшество, оцениваете данную тенденцию? Значит ли это, что сегодня духовные школы должны расширять свою перспективу? Или же наоборот, они должны сконцентрироваться на подготовке пастырей среди тех студентов, которые сегодня приходят в духовную школу?

— Когда Вы говорите о «расширять перспективу», могли бы уточнить, что Вы имеете в виду?

— Ваше Святейшество! Сегодня мы знаем, что духовные школы имеют возможность очень тесно взаимодействовать со светскими университетами. И когда проводится вступительная кампания, информация о наборе абитуриентов размещается во всех известных средствах массовой информации. Там сообщается о документах, необходимых для поступления, о том, какие знания необходимы. Складывается картина, что духовная школа стоит перед выбором. Нужно ли ей стараться вовлечь как можно большее количество верующей молодежи в свои ряды? Или же она должна остаться школой в первую очередь пастырей — тех, кто выбрал для себя главным служением в жизни быть священником?

— Постараюсь как-то все это преломить через свое понимание ситуации. Вы знаете, я из тяжелого советского прошлого, когда у нас было много учащихся не потому, что был колоссальный напор желающих поступить в семинарию в Петербурге, а потому что семинарий было очень мало. Естественно, что со всей огромной страны православная молодежь как-то распределялась по школам, в том числе и в Петербург приезжали. Хотя власти пытались ограничивать прием украинцев, я как ректор с этим боролся, и у нас учились мальчики с Украины, из Белоруссии и, конечно, из Петербурга. Тогда высокий конкурс объяснялся, в первую очередь, очень небольшим количеством учебных заведений. Но и тогда он не был огромным, ведь священническое служение — очень особенное. Есть области знания и искусства, которые привлекают небольшое количество абитуриентов. Не потому, что учебных заведений этого профиля мало, а потому что мало людей, готовых идти по этому пути. И некоторые учебные заведения не страдают от переизбытка абитуриентов, ну, а мы тем более.

Еще раз хочу сказать: мы идем против течения. Мы как Церковь идем против течения, а ведь плыть по течению легче. Многие понимают: если я становлюсь священником, это сильно меняет мой образ жизни, а еще спутницу жизни нужно найти такую, которая была бы готова разделить со мной эту жизнь. Поэтому есть много факторов, которые препятствуют тому, чтобы обучение в семинарии было массовым. Оно всегда будет элитным. Но главное, чтобы это была действительно элита, чтобы это были люди сильные духом, убежденные в своем выборе. Вот если у нас будут такие студенты, такие пастыри, то, может быть, мы возместим некое количественное сокращение за счет качества пастырской работы.

Но все равно невозможно сравнить нынешнюю ситуацию с советской — ни по количеству храмов на душу населения, ни по количеству священников, ни по количеству студентов. Но у нас не было никого пессимизма, разве что у меня как у ректора порой бывало тяжелое чувство, когда власти запрещали принять талантливого молодого человека с высшим образованием. За него приходилось биться. Иногда удавалось пробить эту стену, а иногда сам абитуриент отступал, видя, в какую турбуленцию он попал, — не получается и не получается…

Обстоятельства жизни могут быть очень суровыми для Церкви, но это не значит, что они должны снижать уровень преданности нашему выбору служить Господу, служить Церкви. Чем больше трудностей, тем больше необходимы энтузиазм, сосредоточение сил. Сокращается количество студентов — мы должны максимально мобилизоваться, мы должны получить хорошее образование, мы должны показать молодежи, что такое Церковь, мы должны показать им новое лицо Церкви. Мы должны обеспечить интерес молодежи к Церкви — это наша задача. Тогда мы обретаем внутреннюю энергию, и надо идти по этому пути — замечательному жизненному пути, говорю вам на основании своего опыта.

Я ведь не знал, что я буду Патриархом, верно? Кто мог знать? Готовил себя к тому, что буду приходским священником, но мне всегда хотелось остаться в академии и преподавать. Однако тогдашние власти удалили меня из Ленинградской академии и послали в Смоленск, с тем чтобы я и не приезжал в Питер. Потому что были напуганы ситуацией, когда много образованных ребят после университета стали поступать в академию. И обстоятельства тогда были куда труднее, чем сейчас.

Поэтому хочу еще раз сказать всем: да не смущаются сердца ваши, веруйте в Господа — и вперед! А трудности — без них никак нельзя. Самое главное, чтобы мы сами не создавали себе трудности.

— Ваше Святейшество, благословите, студент магистратуры Московской духовной академии Черкашин Илья. В первую очередь хотелось бы присоединиться к словам моего коллеги и поблагодарить Вас за то, что Вы благословили проведение олимпиады. И скажу, что в олимпиаде была важна, пожалуй, не только сама возможность проверить свои знания, но и возможность увидеть таких же своих собратьев из всех регионов России. Это действительно было очень ценно и очень дорого. И теперь хотелось бы задать Вам вопрос — на самом деле ответ на него Вы уже частично озвучили. Недавно я встретил мысль о том, что написание хорошей научной работы требует не только технических умений и знаний, но и некоторой научной интуиции. То есть человеку мало уметь писать — нужно еще понять, о чем написать. Нужно уметь тонко чувствовать проблематику и улавливать актуальные вопросы, которые требуют своего разрешения. И в связи с этим мне хотелось бы задать Вам вопрос. Поскольку Вы Предстоятель Церкви и видите картину трудностей, с которыми сталкивается Церковь, более объемно и более детально, чем любой из нас и даже чем любой из наших преподавателей, — какие основные направления научной работы Вы могли бы нам указать? Где можно потрудиться сейчас, чтобы это было полезно Церкви? Какие области богословского знания нуждаются в особенной разработке?

— Мне, конечно, трудно давать какие-то рекомендации, но на уровне интуиции скажу. Нужно заниматься выработкой ответов на вопросы, возникающие в сознании современного человека, который задумывается о том, есть Бог или Его нет. В наших терминах это апологетика, но не такая апологетика, к которой мы привыкли. Эта апологетика должна предполагать, в первую очередь, формирование своих собственных убеждений. Апологет, который пишет апологетические тексты, а сам сомневается — это не апологет. А собственные религиозные убеждения формируются не только потому, что мы получаем богословское образование.

В наше время — конечно, под давлением властей — некоторые профессора богословия, к сожалению, публично отрекались от веры. Был такой Александр Осипов, профессор нашей академии, который прекрасно преподавал Ветхий Завет. Он был священником, но не мог служить, потому что второй раз женился. И вот власти подтолкнули его к измене, потому что на него был компромат. А до Второй мировой войны он жил в Эстонии, до того, как там установилась Советская власть, и я собственными глазами читал один из написанных им текстов. Это было рассказ о паломничестве православной эстонской молодежи на Валаам, когда Валаам входил в территорию Финляндии. И пишет он следующее: «Мы плыли по холодным водам Ладожского озера на пароходе под красным знаменем со свастикой, и это вселяло в нас чувство уверенности в нашем будущем». Одно предложение! А потом этот человек оказался на территории Советского Союза, да еще и в академии преподавал. Я не могу поверить в то, что никто из тогдашних органов власти не припомнил ему эту цитату. А за нее могло быть все что угодно, вплоть до обвинений в измене Родине и коллаборационизме, расстрел или 25 лет тюрьмы. И вот профессор Осипов отрекается от всего. Правда, в нем и до того произошел душевный надлом, ведь он не мог служить ввиду второго брака. Но мой покойный брат, который в то время учился в академии, присутствовал на последней лекции профессора Осипова. А он прекрасно читал лекции и закончил в тот раз примерно такими словами: «А теперь давайте поразмышляем о Церкви. С чем Церковь можно сравнить? Церковь можно сравнить с утесом, который стоит посреди бушующего моря. Какие удары волн, какая сила стихии, и кажется, ну как может устоять этот утес? Он непременно должен рухнуть, но он никогда не рухнет, потому что его держит сила Божия».

На этом Осипов закрыл книжечку, попрощался, вышел из академии, а на следующий день в печати появилось его отречение от Церкви. Можете себе представить? Он же мог не говорить эти пафосные слова. Но в этот пафос он вложил очень многое, и по крайней мере наше поколение восприняло это как свидетельство того, что ему были поставлены жесточайшие условия. А дальше, конечно, он сам, попав в этот круг предательства, уже никак не мог из него выскочить или затормозить движение. Еще в его жизни случилось так, что женился он на какой-то молоденькой девушке, комсомолке, и она ему тоже задала жару по поводу его религиозных убеждений. В конце концов он превратился в воинствующего атеиста, каким он не был, когда уходил из академии, и стал человеком ужасно озлобленным.

Вот пример того, что призвание может быть очень ярким, сильным, а потом разрушиться под влиянием обстоятельств. Мы живем в эпоху, когда никто не требует от вас отречения, но общее развитие современной цивилизации будет бросать вам вызовы, один за другим, не менее опасные, чем те, о которых Осипов говорил. Вам будут говорить: ну, где ваш Бог? Вот это не так, это не так, это не так, это не так... И здесь потребуется мужество — не меньше, чем у наших предшественников и людей моего поколения, которые столкнулись с тяжелейшим давлением атеистической власти, но выдержали. А те, кто оказался, к сожалению, предателем, плохо закончили свою жизнь.

Поэтому что я хотел бы сказать? Твердость и убеждение! Самое главное — уверенность в правильности выбранного вами пути. Никогда в этом не сомневайтесь. Если есть сомнения — лучше сейчас уйти. Но если идете до конца, то идите, несмотря на трудности. А трудности будут, искушения будут, соблазны будут, особенно когда молодой человек, семинарист, неудачно женился, и у супруги другие взгляды на жизнь: «ну вот, опять ты в Церковь», еще что-то… Но это совсем другая тема, очень важная — тема выбора спутницы жизни.

В любом случае, даже если кто-то монашество примет, вызовы со стороны внешнего мира всегда будут обращены к человеку, который встает на путь служения Господу. Но, как сказано, взявшись за плуг, не оборачивайся вспять.

— Благодарю Вас за ответ.

(Протоиерей Максим Козлов) Ваше Святейшество, можно ли, если у Вас есть еще несколько минут, попросить двоих-троих студентов рассказать об их опыте получения духовного образования? Потому что периодически мы отчитываемся на Высшем Церковном Совете, но это другой формат, а вот теперь они бы сказали, что они думают, что было хорошо, что легло на сердце, а в чем они ощущают неполноту.

— Только, пожалуйста, объективно. Картинку не надо рисовать, меня интересует объективный взгляд. Что хорошо, что не очень хорошо, а что, может, совсем плохо.

— Ваше Святейшество, благословите. Диакон Илия Соколов, Екатеринбургская духовная семинария. Так получилось, что по Божией воле я служу в поселке, и то, о чем Вы говорили, это столкновение с жизнью, в деревне ощущается гораздо сильнее. Потому что люди не смотрят на твои знания — они смотрят на твою жизнь, на то, как ты чинишь свой автомобиль, как ты гуляешь с ребенком, как ты общаешься с супругой на улице или в магазине. Отец Максим задал интересный вопрос: какие знания мне пригождались в моем служении? Даже на уровне диаконского служения, на уровне преподавания во взрослой и детской воскресных школах; владыка Евгений благословил еще молодежной работой заниматься в самом Екатеринбурге. В первую очередь это Священное Писание и знание традиций, знание Предания. Причем Священное Писание, когда ты его любишь, знаешь, понимаешь. То есть не интеллектуальные знания, а именно практика жизни по Священному Писанию, как говорится в первом псалме, когда поучаешься в Писании день и ночь. Это в первую очередь. А во вторую очередь — это опыт жизни. Опыт жизни с Богом, опыт жизни в Церкви, опыт послушания, опыт духовного окормления. И тут тоже возникает вопрос, насколько семинария может подготовить к этому человека. Потому что пока складывается ощущение, что семинарская программа дает начатки знаний, и человек может их потом развить в соответствии со своими стремлениями, со складом характера, с теми послушаниями, которые ему назначаются. Но вот что бы я отметил — это знание Священного Писания и опыт церковной жизни, опыт жизни в соответствии с Преданием Церкви. Такие два столпа, которые пригождаются. И могу сказать, что удается говорить с людьми. По общению с молодежью я чувствую запрос на слышание слова Божия, потому что Церковь дает ответ на предельные вопросы. Современный мир убегает от предельных вопросов, он их не ставит, а Церковь имеет в себе возможность отвечать на такие вопросы.

— Вы не задали вопрос, но Вы очень хорошо выступили. Спасибо Вам.

— Ваше Святейшество, благословите. Сыскин Марк, Перервинская семинария. Когда мы поступали в семинарию в 2017 году, мы с ребятами обсуждали видео отца Георгия Максимова, в котором он говорил о проблеме незрелости семинаристов, о том, что в семинарию поступают сразу же после школы. Он приводил в пример советскую практику, когда в семинарию старались брать только после армии, если была возможность отслужить. А есть отцы, которые говорят, что, напротив, не надо юному человеку, еще не окрепшему, идти в армию, потому что там он может испортиться. Но, учась в семинарии, я видел, что по большей части скорби и искушения преследуют именно неокрепшие души тех, кто пришел после школы. С «тертыми калачами», кто после армии, все стабильнее и проще. Можете ли Вы как-то прокомментировать данную дилемму? Спасибо.

— Здесь нет никакой дилеммы, просто у каждого свой путь. Вот я в армии не служил — не знаю, как-то странно получилось. Я всегда чувствовал себя здоровым человеком, а когда пошел на медкомиссию, мне говорят: «Вам надо лечь в больницу». «Почему?» «У вас очень плохо с сердцем». Думаю: Господи, Боже мой, как же так? Лег, и мне диагностировали какие-то изменения в сердце. Мне пришлось какое-то время лежать в больнице, из-за этого в армию я не пошел, хотя никогда не чувствовал, что у меня сердце по-настоящему болит. Может, Господь как-то так оградил, не знаю. Но был реальный диагноз, была назначена целая комиссия. Вот мне кажется, что невозможно человека поместить в какое-то прокрустово ложе, ведь у каждого своя жизнь, свой опыт веры, свой уровень культуры, понимания самого себя и окружающего мира. Поэтому на вопрос, который Вы задаете, не может быть общего ответа, это все очень связано с индивидуальностью.

Еще раз хочу сказать, что у меня был свой жизненный путь. Я рано стал взрослым. Хотя я жил в семье священника, у нас была прекрасная семья, все было благополучно, но лет в пятнадцать я пришел к родителям и сказал, что хотел бы уйти из дома и жить самостоятельно. Отец служил тогда не в самом Питере, его перевели в Красное Село — сейчас это уже часть города, а тогда был районный центр. Там мы жили, отец был настоятелем храма. Мама в слезы, когда я сказал: «Я вернусь в нашу городскую комнату, буду жить один, пойду работать и закончу вечернюю школу». Я упорно обрабатывал родителей, они поняли, что сломить сопротивление сына невозможно и решили поехать в Псково-Печерский монастырь к старцу Афиногену — был такой замечательный старец. Мама, конечно, вся расстроенная, папа тоже. А мы регулярно ездили в монастыри — и в Пюхтицкий монастырь, и в Печоры на каникулах. И спрашивают у старца: «Как нам поступить? Он упорно хочет уйти из дома, но ему пятнадцать лет, мы живем в Красном Селе, а он в городе будет один, еще попадет в какую-то компанию». Старец покачал головой: «Ничего вам не могу сказать, придите дня через два-три». Приходят, а он их встречает на крылечке своего домика — в светлом подрясничке, такой сияющий — и говорит: «Как вам этот мальчик сказал, так и делайте». Закрыл дверь и ушел. Мама в слезы — ну как мальчишку пятнадцати лет отправить жить одному в большом городе? А папа говорит: «Но мы же спросили старца. Он три дня нам не отвечал, значит, молился, и что-то ему Господь открыл». И меня отпустили, я стал жить самостоятельно. Пошел работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, выучился на картографа. Жил один, вначале на очень маленькую зарплату — у меня был рубль в день. На рубль в день вообще-то жить было невозможно, но я жил. А потом, когда стало уже три рубля в день, я считал себя богатым человеком. Прошел через все это и в семинарию поступил.

Это не значит, что и вам нужно сейчас пожить на рубль в день или на эквивалентную сумму, не знаю, в десять или сто рублей. У каждого свой путь. Но у меня путь был такой, и ведь он тоже был отмечен неким Божественным присутствием. Старец не мог ответить сразу, но он ответил, и все получилось. Во-первых, работая в геологической экспедиции и обучаясь на картографа, я попал в коллектив очень интеллигентных старых петербуржцев, православных людей, с которыми я ходил и в филармонию, и в театры. Мы-то бедненько жили, нам не до этого было, а они приучили меня к петербургской культуре. В общем, это был очень важный фактор моего воспитания, хотя и через семейный кризис, когда мальчишка решил из дома уйти.

Поэтому на каждом рука Божия. Только очень важно, чтобы мы умели предавать себя в руки Божии, молиться и просить у Господа водительства. А когда своих сил не хватает, обращаться к духовно опытным людям, как в случае, о котором я рассказал. У каждого свой путь, но очень важно, чтобы этот путь сопровождался Божественным присутствием в нашей жизни. А это уже зависит от нас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6081778.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2989
  • Репутация: +545/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

2 декабря 2023 г. 15:14

2 декабря 2023 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем имя одного из самых выдающихся иерархов и богословов за всю историю Русской Церкви. Действительно, святитель Филарет явил огромную мудрость и словом своим, и всей жизнью своей. Говоря современным языком, это был выдающийся интеллектуал, человек просвещенный, блестяще владевший письменным и устным словом, а также поэтическим даром, что особенно ярко проявилось в его поэтической переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным. Владыка действительно поражал своей образованностью, интеллигентностью, остроумием, способностью быть близким к любому человеку — и к высокому сановнику, и к братьям-архиереям, и к священникам, и к простому народу. А потому и был окружен любовью, почтением и уважением со стороны и царствующих лиц, и аристократии, и той прослойки образованных людей, которые позже стали называться интеллигенцией, и духовенства, и самого простого народа. Почему же именно так относились к святителю люди? Потому что святитель был очень одарен от Бога, но свои дары он не зарыл в землю — он их развивал, причем через развитие собственных способностей вносил огромный вклад в осуществление важнейших перемен в церковной жизни.

А перемены назревали. Например, до святителя Филарета Священное Писание было в обиходе нашего народа только на славянском языке. Можно себе представить крестьянина, который еле-еле читать умел и пытался уразуметь славянскую Библию. Что-то он понимал, что-то совсем не понимал. И святитель берется за огромный труд, с тем чтобы перевести слово Божие на русский язык. Конечно, не все это воспринимали с восторгом, но он прозревал необходимость — пастырскую, катехизическую, миссионерскую необходимость — того, чтобы русский народ имел слово Божие на своем разговорном языке, чтобы каждое слово Священного Писания было понятно людям. Святитель сделал это, и перевод Священного Писания на русский язык сыграл огромную роль в укреплении веры в нашем народе, пробуждении интереса к слову Божию, к сознательному восприятию церковной проповеди.

Но святитель понимал также, что просто перевести слово Божие на русский язык недостаточно, ведь в Библии не содержится систематическое изложение догматов православной веры. Догматы вытекают из слова Божия, но в Библии они не сформулированы, а люди должны знать, во что они верят. Святитель берется за очень сложный труд — создать книгу, которая помогла бы понять учение Церкви, понять, что такое догматы, что они означают для жизни христианина и какой должна быть его духовная жизнь. Все это святитель решил представить в очень кратком тексте, написанном просто, чтобы каждый мог его понять. Чтобы интеллигент не отвернулся со снисходительной улыбкой, мол, это не для меня, но и простолюдин не отвернулся, сказав «ничего не понимаю». Поэтому святитель написал книгу, которая называется Катехизис, то есть краткое изложение православной веры, сформулированное в виде вопросов и ответов. И эта книга до сих пор живет. По этой книге до сих пор получают первоначальные знания о вероучении, в том числе учащиеся духовных школ. Она совсем не устарела, она очень понятна, и в ней в очень кратком изложении дается вся догматика Православной Церкви. Один только этот труд мог бы вписать имя святителя в историю, потому что с этой книгой и началось реальное воцерковление нашего народа, уже не на уровне бытовом. Да, все ходили в храм, заказывали молебны и панихиды, но не каждый понимал глубину богослужения, не каждый понимал смысл библейских текстов, и уж, конечно, абсолютное большинство простого народа, да что говорить, и многие представители просвещенного класса не в полной мере знали вероучение Церкви. Пространный катехизис православной веры стал настольной книгой как для обучающихся в духовных школах, так и для каждого человека, который стремиться узнать, что такое православная вера, чему она учит, к чему призывает и что от меня как православного человека требуется, если я считаю себя верным сыном или дочерью Церкви. Таким образом, вклад святителя Филарета в духовное образование нашего народа ни с чем сравнить невозможно.

Известно также, что святитель был убежденным сторонником освобождения крестьян от крепостной зависимости, а ведь эта позиция не совпадала с позицией абсолютного большинства привилегированного класса, помещиков, чье материальное благополучие основывалось на том, что у них были крестьяне. Многие и представить не могли, как вообще страна будет существовать, если крестьян отпустить: «да разбегутся они! а кто землю будет пахать? а кто урожай собирать? не выдержит огромная страна такой реформы…» Но святитель Филарет прозревал и то, что свободный труд человека на земле будет более эффективным, чем крепостное право, и всячески содействовал его отмене, написав замечательный манифест по этому поводу.

Вот таким был угодник Божий — глубоким богословом, искренним пастырем, человеком, озабоченным судьбой своей страны. В наше время сказали бы «хорошим политиком», но к нему это слово никак не применимо, при всем том, что он активно участвовал в жизни страны и, несомненно, влиял на людей во власти, определявших жизнь государства. Святитель был исключительно предан своему делу, верен архиерейской присяге и одновременно был человеком огромного таланта, больших знаний и доброго, чуткого, отзывчивого сердца.

Мы стоим в Храме Христа Спасителя, а ведь идея его строительства принадлежала святителю Филарету. И ныне святитель почивает мощами в этом соборе, и какое же счастье иметь его святые останки нам, всем тем, кто любит этот храм, кто приходит сюда вознести горячие молитвы за Отечество нашего, за Церковь нашу и молится рядом с гробницей великого Божиего угодника, по мысли которого и храм сей был создан, и многие великие свершения имели место в жизни народа, Церкви и государства по его замыслу, по его слову, движимые его волей и его огромным влиянием на тех, кто в то время обладал властью.

Молитвами святителя Филарета да хранит Господь землю нашу, да ограждает ее от врагов и супостатов. Молитвами святого угодника Божиего да укрепляет Господь единство Церкви нашей, долженствующей быть неделимой, где бы она ни находилась — в России, на Украине, в Белоруссии или других странах, потому что это единая Церковь, существование которой сохраняло веру православную на огромных пространствах Евразии. Молитвами святого угодника Божия да хранит Господь и вразумляет всех делателей в области богословских наук и церковного просвещения, а также наших пастырей, несущих ответственность за проповедь, обращенную к народу, с тем чтобы она была благочестивой, мудрой и одновременно актуальной, затрагивая души, сердца и волю наших православных современников, а, может быть, не только православных. Молитвами святителя Филарета да хранит Господь Московскую епархию, город и область, и сей святой храм. Его молитвами да хранит всех нас Господь в мире, любви и единомыслии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6082181.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2989
  • Репутация: +545/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России

7 декабря 2023 г. 16:50

7 декабря 2023 года в гостиничном комплексе «Даниловский» в Москве прошло юбилейное заседание Межрелигиозного совета России.

Дорогие братья — главы и представители традиционных религиозных общин России, уважаемые гости!

Вот уже 25 лет минуло с того момента, когда основные религиозные объединения нашей страны приняли решение создать Межрелигиозный совет России — организацию, которая помогает поддерживать диалог и представлять интересы верующих в отношениях с государством и обществом. Должен сказать, что за эти 25 лет ничто не омрачило наших отношений: никем не понуждаемые, в совершенно спокойной обстановке мы находили возможность едиными устами и единым сердцем осмыслять те проблемы, с которыми сталкивались не только страна, общество, но и религиозные организации, и вырабатывать совместные решения.

Это было не самое простое и довольно неспокойное время: различные силы пытались посеять рознь в российском обществе, внести раскол по религиозному и национальному признаку, используя для этого в том числе и квази-религиозный радикализм и квази-религиозную мотивацию. Однако во многом именно благодаря взаимопониманию религиозных лидеров удалось избежать поляризации общества, лишить всякой перспективы возникающие радикальные течения, которые претендовали на то, чтобы владеть умами и сердцами, по крайней мере, значительной части верующих нашей страны.

Можно долго перечислять предпринятые за прошедшее время инициативы и заявления Межрелигиозного совета России. Но я хотел бы обратить внимание не на их количество, а на результаты, которые стали особенно очевидными в наше время. И здесь у нас с вами есть немало поводов для удовлетворения.

Так, учрежденный по инициативе Межрелигиозного совета России День народного единства стал признаваемым и одобряемым большинством наших соотечественников праздником. Это реальный вклад в важную сферу общественной жизни, потому что с праздниками связаны, в том числе, размышления о жизни страны. Праздник всегда является поводом для консолидации людей, объединения вокруг общих идеалов. Проявления терроризма, с которыми столкнулось наше общество, были направлены на то, чтобы разделить народ, а получилось наоборот: они стали одним из факторов, содействующим еще большему единству наших людей в борьбе с этим злом.

Сообща поддержав закрепление в Конституции нашего Отечества слова «Бог», мы, религиозные лидеры России, открыли перспективы для утверждения традиционных ценностей в государственной политике. Пользуясь возможностью, от всего сердца благодарю вас, дорогие братья, за проявленное в минувшие годы единство и желание вместе трудиться для достижения общих целей на площадке Межрелигиозного совета России!

Тем не менее, в последние годы мы столкнулись с новыми испытаниями. Пандемия коронавируса серьезно повлияла на нашу жизнь. Немало людей стали жертвами этой эпидемии. Мы были вынуждены принимать сложные решения и ограничивать доступ верующих в храмы в период обострения инфекции. Несмотря на известные трудности, духовенству традиционных религий удалось найти новые формы духовного попечения о верующих: в условиях изоляции и в инфекционных отделениях больниц. Беспрецедентных масштабов достигло добровольческое движение, члены которого помогали наиболее уязвимым в это сложное время.

События в мировой политике привели к обострению военных конфликтов, связанных со стремлением некоторых государств к доминированию. Результатом их действий явились, в частности, вооруженные противостояния на Украине и на Святой Земле.

Особой болью в сердце отзывается трагическая ситуация на Украине. Российские воины сегодня сражаются, в том числе, за наше право свободно исповедовать свою веру и воплощать в жизни веками сохраняемые нашими народами традиции. Мы видим, какие изменения сейчас происходят в украинском законодательстве — отмечу, вопреки воле большинства украинцев. Эти изменения находят свое место от попыток запрета канонической Церкви до предложений по легализации так называемых однополых союзов, проституции и наркотиков. Очевидно, что все это направлено на окончательное разрушение традиционного общества и входит в противоречие с позицией традиционных религий, в том числе присутствующих на Украине.

Наши недруги не останавливаются перед попытками разжигания конфликтов на этнической или религиозной почве. Недавние беспорядки в Дагестане стали явным тому подтверждением. Все религиозные лидеры страны однозначно осудили эти противоправные действия, инспирированные экстремистами на фоне обострения палестино-израильского противостояния.

Иерусалим был и остается священным городом для христиан, мусульман и иудеев. Святая Земля — это место, где происходили главные события в отношениях между Богом и человечеством. Наша страна исторически тесно связана с ближневосточным регионом и населяющими его народами. Вспыхнувший там вновь вооруженный конфликт не может не влиять на наши общины. Верующие в России близко к сердцу воспринимают кровопролитие и гибель мирного населения с обеих сторон, категорически не приемлют террористические методы противостояния в этой войне

Наша позиция, направленная на защиту традиционных ценностей, право народов на самобытность, находит понимание и поддержку во многих странах мира, особенно в тех, которые не относятся к так называемому «коллективному западу». И потому мы сегодня призываемся к тому, чтобы продолжать развивать межрелигиозное взаимодействие — в том числе за пределами нашей страны — со всеми, кто готов на равноправной основе такие отношения поддерживать.

Мы также столкнулись с проблемой интеграции трудовых мигрантов в российское общество. Наша страна не должна превратиться в конгломерат национальных анклавов, в которых будут проживать люди, не знающие русский язык, историю и традиции народов России. Важно подумать о более тесном сотрудничестве в этой области на площадке Межрелигиозного совета России.

Религиозные лидеры страны призваны вносить вклад в укрепление единства российского общества, являя пример дружбы и согласия. Уверен, что накопленный нами и нашими предками опыт построения мира между религиями будет и далее служить благополучию и процветанию всего нашего общества.

В завершение своего выступления я бы хотел подчеркнуть, что Русская Православная Церковь как одна из основательниц Межрелигиозного совета России будет и далее трудиться на благо дружбы и братского общения представителей традиционных религий. В нашем общем деле, я думаю, мы все объединяемся вокруг общего целеполагания — укрепления межрелигиозного, межнационального мира. В этой работе в нашем лице вы, дорогие братья, найдете единомышленников и партнеров.

Поздравляю всех вас с 25-летием со дня основания Межрелигиозного совета России!

Предлагаю после выступлений уважаемых участников сегодняшней встречи рассмотреть и принять итоговое согласованное заявление, в котором будет выражена согласованная, солидарная позиция по наиболее острым вопросам религиозной и общественной жизни России.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/6082965.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2989
  • Репутация: +545/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Знаменском храме при Главном управлении МВД России по г. Москве

10 декабря 2023 г. 15:20

10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими Воротами при Главном управлении МВД России по г. Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство и Ваше Преосвященство! Уважаемый Владимир Александрович! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня особый день. Мы имеем возможность совершить Божественную литургию в этом древнем храме, а икона «Знамение» Пресвятой Богородицы связана с особыми событиями в истории средневековой Руси. К сожалению — а речь идет о XII веке — то было время раздробленности страны. Каждое удельное княжество считало себя суверенным государством, отстаивало всеми правдами и неправдами свои интересы, вступало в междоусобную брань с другими княжествами, и тем самым Русское государство настолько ослаблялось, что становилось легкой добычей для тех, кто пытался овладеть им из-за рубежа.

Семь русских князей во главе с Суздальским князем Андреем Боголюбским решили овладеть Новгородской землей и подступили к стенам города. И архипастырь, и духовенство, и весь верующий народ обратили свой взор к Пречистой Преблагословенной Царице Небесной и горячо молились, потому что с военной точки зрения не было никаких шансов удержать город, спасти его от разграбления, а Новгород был город богатый, с большим объемом торговли с зарубежными соседями, и, конечно, являл собой очень желанную цель. Наверное, так бы и произошло, но и князь, и святитель Иоанн, и все духовенство, понимая, что нет сил обороняться и спастись, все свое упование возложили на Господа и Его Пречистую Матерь и горячо молились перед образом «Знамение». И удивительно — враг ушел от стен Новгорода!

Такие будто бы совершенно необъяснимые события вошли в историю, потому что для тех людей причины спасения города были вполне понятны. Все знали, что это произошло не от силы человеческой, не от силы рати, не от мудрости князя, но милость Божия спасла город и народ. Потому и икона называется «Знамение». А что такое знамение? Это знак, но также и знамя победы, знак победы. Это знак великого Божественного вхождения в человеческую жизнь, в человеческую историю, когда Господь отвечает на искренние молитвы людей подлинно верующих, кто ни минуты не сомневается в том, что они к Богу обращаются, а не совершают некий обряд. И этот исторический факт является наглядным свидетельством того, что побеждаются естества уставы, то есть побеждается естественное течение жизни. Обычно побеждает сильнейший, тот, у кого сила, а здесь закон естества повержен. Чем повержен? Вторжением Бога в человеческую жизнь.

Но ведь подобные примеры можно приводить до бесконечности. А наша победа в Великой Отечественной войне? Я не говорю о времени, когда мы уже стали сильными и почувствовали, что можем побеждать врага. А когда враг стоял у Ленинграда, когда враг стоял в прямой видимости от Москвы? Если соотнести военный потенциал наступавшего противника с оборонительным потенциалом наших войск, то станет ясно, что мы во многом уступали. Я живу недалеко от места, где до сих пор сохраняются окопы и остатки оборонительных укреплений; это совсем недалеко от Москвы, в Переделкино. Люблю гулять по этому лесу, смотреть на окопы и размышлять: Господи, что же отделяло Москву от этой мощи, от чудовищной военной машины, победившей всю Европу? Но ведь выстояли, и отошел враг от стен Москвы! Полководцы, очевидно, связывали победу со своими талантами, способностями; так же и войскам объявлялось: «ваше мужество», «ваша сила». Действительно, под лежачий камень вода не течет, и если бы не подвиг и мужество, то и победы бы не было. Но сама-то победа была чудом Божиим!

Вот и нам иногда кажется, что какие-то большие важные дела происходят, потому что мы такие сильные и все можем. Отчасти, может, так и есть. Но когда мы наши дела соединяем с горячей молитвой, с искренней верой, тогда и обретаем мы победы и на поле брани, и в устроении нашей внутренней жизни. И хотя многие ополчишася на нас, как мы молимся в особой молитве, обращая к Господу прошение о спасении России от нашествия иноплеменных, — верим, что не победит враг, покуда мы будем соединять нашу человеческую силу — военную, политическую — с силой Божией. А соединение этих сил — в нашей вере и нашей молитве.

Знаю, что абсолютное большинство военнослужащих, особенно тех, кто находится в зоне боевых действий, — люди верующие. Когда-то я спрашивал одного из ветеранов: вы же все были партийные — как же вы в Бога верили, почему зашивали в гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», который вам мать дала? А он отвечал: в окопах, перед лицом врага не бывает неверующих. Никто не скажет: «я атеист», перед тем как идти навстречу смерти, потому что там обнаруживается всё, вся конечная правда.

Несмотря на существующие скорби, мы живем в благополучное время. Но это благополучие не должно нас отдалять от Бога — наоборот, мы должны благодарить Господа за каждый прожитый день, за то, что мы живем в реально свободной стране. Таких стран я насчитал всего пять, может, чуть больше, ведь все остальные не являются реально свободными. Но мы живем в реально свободной стране и должны благодарить Господа за все это. Молиться за Отечество наше, за нашего Верховного главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, православного человека, ясно сознающего огромную ответственность, которая возложена на него свыше. Мы должны молиться и за воинов наших, и за тех, кто оберегает страну не только от врагов внешних, но и от всякого беспорядка, правонарушений и всего того, что может привести к междоусобице, если не будет остановлено силой, которую сегодня представляют наши братья, здесь присутствующие.

Поэтому сегодня мое особое слово к вам. Да хранит вас Господь на этом верном и правильном пути защиты Отечества на самом важном рубеже — на рубеже внутреннем, где, как мы знаем из истории, чаще всего и происходят беды, за которыми следуют события, сотрясавшие всю нашу национальную жизнь. Да помогает вам Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6083447.html