Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 546625 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

14 мая 2024 г. 15:07

14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, как каждый из нас знает, особый день. Сегодня мы прославляем Воскресшего Господа всей Церковью — и земной, и небесной. С нами сегодня прославляют Воскресшего и те, кто ушел от нас, но, знаем, силой Божией пребывает с Ним и воскреснет, как и все живущие на земле, в последний день. Вот это вселенское, даже более чем вселенское, космическое празднование Пасхи Христовой и совершается в день, который мы называем Радоницей. Потому что, действительно, великая радость и на небе, и на земле о том, что Христос восстал от мертвых и победил диавола. Ибо его дело было мучить и убивать людей, сталкивать их лбами, разрушать семьи, провоцировать войны. Злые деяния диавольские, к сожалению, еще продолжаются, но уже не имеют вселенской космической силы. Все творение Божие уже защищено от тотального господства зла Спасителем, искупившим нас Своей смертью. Но это не значит, что зло не расширяется. И мы, люди XXI века, можем об этом свидетельствовать. Оно проникает туда, куда раньше проникнуть не могло, — в детские души, к тем, кто слаб и болен, кто близок к тому, чтобы покинуть этот мир, но вместо покаяния, смирения и готовности к великому переходу к жизни вечной исполняется злобой, а иногда и кощунственным поруганием Бога. Все это еще есть, но, тем не менее, мы говорим о победе Христа над злом, и эта победа действительно имеет вселенское космическое измерение. И если тот, кто стоит на стороне зла, хочет победить — у него ничего не получится. Локально — да; локально пространственно и локально исторически. И мы знаем, что так и происходит — где-то, в каких-то местах торжествует зло, и люди убивают друг друга. Мы знаем, что в течение истории были разные эпохи, в том числе и на нашей благословенной земле. Но опыт, духовный исторический опыт России свидетельствует, что даже самое страшное торжество диавола, которому, казалось, не будет конца и которому невозможно никак противостоять, в одно мгновение исчезло. Без единого выстрела. Господь просто вошел в нашу историю. Я говорю это в первую очередь о нашей земле Русской, об исторической России.

И вот сегодня мы в Кремле, куда не могла ступить нога православного человека, в том месте, где покоятся выдающиеся отцы и матери нашего народа, цари и царицы, великие князья и княгини. Мы вместе с ними прославляем Господа, и, выйдя из храма, не подвергнемся никаким репрессиям, никакому осуждению. Совсем недавно это и представить было невозможно. И говорю это все к тому, чтобы мы укоренялись в мысли, что не кто иной, а только Господь является Господином истории. Он дает свободу человеку, но в какие-то определенные моменты Он входит в исторический процесс и круто разворачивает его. И уж кому как не нам, людям, столько пережившим в веке XX, не верить в чудодейственное присутствие Господа в человеческой истории!

Ну, а сегодня мы вспоминаем и молимся о всех, кого знаем, родных, близких, о родителях, если таковые скончались, о дедушках, бабушках, прабабушках, прадедушках, о многих, кто стоял в ряду православных людей, в том числе защищая нашу веру. Мы просим Господа, чтобы Он принял в Свое Небесное Царство всех тех, за кого мы сегодня так горячо и искренне молимся, и верим, что эту молитву слышит Господь.

Конечно, нельзя не сказать еще о чем-то очень важном. В течение долгих десятилетий после революции было запрещено говорить что-то хорошее о тех, кто возглавлял наше государство. Исключением был Петр, по понятным причинам — он произвел некую революцию в истории нашего государства. Поэтому те, кто произвел кровавую и страшную революцию, имели в Петре хоть какое-то оправдание тому, что иногда и жестокость необходима, чтобы сменить направление жизни общества и государства. А так-то все, кроме Петра, признавались абсолютно отрицательными историческими персонажами. А теперь и наука, и литература, но в первую очередь Церковь, совершая у этих гробниц поминовение усопших наших государей и государынь, свидетельствуют о том, что они в вере почили, что трудились на благо Отечества своего и что нынешнее поколение русских людей не забывает этого подвига и этого служения.

Сегодняшний день сопрягает эпохи, времена и помогает нам думать не только о дне сегодняшнем, но и вспоминать дни минувшие, пребывая в надежде на Божий промысл, так сильно явивший себя в истории Отечества нашего и нашей Церкви, с тем чтобы Господь и далее вел наш народ и управлял нашим историческим путем. А для того чтобы было так, есть только одно условие: народ, не потеряй веры, не поскользнись еще раз на каких-то обещаниях, на каких-то философских идеях или на каком-то нигилистическом безразличии — на всем том, на чем поскальзывались наши предшествующие поколения! Умудренные историческим опытом, мы должны, стоя перед этими великими гробницами, осознать свою подлинную ответственность и за духовную жизнь народа нашего, и за его исторический путь, дабы, не повторяя ошибок, укрепляемые силой Божией, идти вперед по этой еще никому не известной дороге к будущему, с надеждой на то, что Господь приклонит Свою милость к народу нашему и к Отечеству нашему, как Он неоднократно приклонял сию милость в течение прошедших веков, в течение трудного, но славного исторического пути.

Всех вас, мои дорогие, я приветствую с этим особым пасхальным днем, днем молитвы об усопших, днем воспоминания о прошлом и днем, когда мы к молитве об усопших присовокупляем и нашу молитву о милости Божией и о Его благословении на предстоящий нам всем — и народу, и стране, и каждому из нас — жизненный путь. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6128337.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Послание Предстоятеля Русской Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия

15 мая 2024 г. 11:45

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с посланием в связи с 80-летием со дня преставления Святейшего Патриарха Сергия.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти светлые пасхальные дни, когда мы смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного Жития Вечного начало (канон Пасхи, 7 песнь), вся полнота Русской Православной Церкви молитвенно воспоминает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), 80-летие со дня блаженной кончины которого исполняется 15 мая сего года. Обращаясь мысленным взором к его наследию, мы памятуем о драматичных годах революционного лихолетья, гонениях на Церковь, масштаба которых не знала история христианства, и обновленческих угрозах 1920-1930-х годов — время архипастырского и Патриаршего служения Святейшего Сергия.

Этот период в истории нашего Отечества стал временем репрессий против духовенства, арестов и притеснений верующих, разрушения храмов. Каноническая территория Церкви оказалась разделенной, а миллионы православных людей — отрезанными границами, став гражданами отдельных государств с различными политическими укладами. Из действовавших в нашем Отечестве до революции 80 тысяч храмов к 1941 году открытыми оставались чуть более 3700 храмов, из тысячи монастырей — около шестидесяти. При этом около 3350 храмов находились на присоединенных в 1939-1940 годах западных землях. Это означает, что на территории СССР до 1939 года оставалось немногим более 350 храмов, во многих областях не было ни одного действующего храма.

Что касается священнослужителей, то из 120 тысяч, составлявших клир нашей Церкви, в живых и на свободе к 1941 году оставалось не более 5 тысяч.

В тот драматичный период в раннем советском государстве Церковь была фактически на нелегальном положении. Советскими реформаторами была подорвана система жизнеобеспечения приходской жизни, под угрозу существования была поставлена система высшей церковной власти, закрыты духовные школы, монастыри. Цель этих действий — прекращение архиерейских и иерейских хиротоний.

Атеистическая пропаганда достигла своего апогея. Глумление над верой стало постоянной темой статей и карикатур во многих периодических изданиях, а некоторые журналы и газеты специально создавались для этих целей. Таковыми были журналы «Революция и церковь», «Атеист», «Вавилонская башня», «Безбожник», «Юные безбожники», «Антирелигиозник». Тираж одной газеты «Безбожник» в 1931 году составил 500 тысяч экземпляров. Специально создаваемые организации устраивали травлю и поношение верующих, проводили кощунственные акции, пародировавшие религиозные обряды и Таинства.

В 1920-1930-е годы политические власти целенаправленно провоцировали церковные расколы, поддерживали искусственно создаваемые обновленческие структуры. Такая разрушительная религиозная политика, прикрывавшаяся модными в то время секулярно-либеральными и атеистическими лозунгами, к сожалению, находила отклик не только у иностранных политических сил, но и со стороны некоторых представителей Поместных Церквей.

В этих катастрофических условиях русской жизни перед будущим Патриархом Сергием стояла единственная задача — сохранить Церковь. Он понимал, что историческая судьба Церкви будет зависеть исключительно от того, сохранятся ли апостольская преемственность, канонический церковный строй, чистота православной веры.

Этот подход определил его поступки и решения. Этим объясняется борьба Патриарха Сергия с обновленчеством, попечение о сохранении преемственности канонических рукоположений и противостояние современным ему духовно опасным богословским концепциям в то время, когда, казалось бы, отвлеченные богословские темы должны были отойти на второй план. Святейший Сергий боролся с влиянием на православную мысль веяний богословского модернизма, юридизма, различных форм гностицизма. Он мыслил Церковь как Тело Христово (1 Кор. 12:27), в котором обе части — небесная и земная — составляют неделимое единство.

Именно поэтому, сопротивляясь влиянию секулярно-атеистического государства на вероучение Церкви, Патриарх Сергий последовательно выступал за легализацию и формализацию отношений с государством и политической властью, понимая, что Церковь является Царством не от мира сего (Ин. 18:36), не имеет истока в политике, но не отделена от людей и потому неизбежно связана с общественными и государственными процессами.

Не одно десятилетие западные советологические круги искусственно политизировали фигуру Патриарха Сергия, стремясь представить его деяния в искаженном виде, чтобы выбить звено из церковной традиции и поставить под вопрос историческую преемственность и каноничность нашей Церкви. Как в годы Холодной войны, так и сегодня, это вызвано антироссийскими политическими целями — попытками нарушить согласие между Церковью и народом, армией и государством, создать новые болезненные социальные и духовные кризисы в нашей стране.

Прошедшие годы с убедительностью показали несостоятельность этих попыток исторической дискредитации Святейшего Сергия, ибо свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Патриарх Сергий был духовным продолжателем дела своего прославленного предшественника — святителя Тихона (Беллавина), приняв от него всю полноту попечения о сохранении Православия, апостольской преемственности и каноничности. В рамках этой общей линии трудов двух Патриархов необходимо рассматривать и восстановление канонического Патриаршего уклада, и отстаивание духовной независимости Церкви перед лицом государственного атеистического строя.

Эпоха Святейшего Сергия ознаменовалась решением ряда важнейших церковных задач. Произошел исторический поворот в церковно-государственных отношениях, Русская Церковь, несмотря на продолжавшиеся сложности, притеснения и новые витки гонений приобрела официальный статус в советской России.

Своими трудами Патриарх Сергий подготовил Церковь ко второму восстановлению Патриаршества в XX веке, которое произошло в 1943 году, ознаменовав окончательное завершение синодального периода русской церковной истории. И несмотря на то, что притеснения и гонения на Церковь не прекратились, они были существенно замедлены и ослаблены, в России стало доступным получение духовного образования, начался процесс восстановления монастырской жизни.

Святейший Сергий стал личностью, остановившей разрушительный обновленческий проект, начатый либеральной интеллигенцией еще в конце XIX века и продолженный после революции большевиками в России и некоторыми эмигрантскими силами на Западе. Обновленческие процессы в тот период сотрясали все мировое Православие, и не все Поместные Церкви смогли выйти из него без потерь. В немалой мере это обусловлено тем, что на пути преодоления этих средостений у них не было явлено подвижников, равновеликих Святейшим Патриархам Тихону и Сергию.

Благодаря усилиям и воле Патриарха Сергия Русская Церковь во время Великой Отечественной войны оставалась вместе со своим народом и со своей земной Родиной, деятельно являя осуществление непреходящих слов Спасителя мира: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Патриарх Сергий заложил действующий до сегодняшнего дня принцип административного церковного устройства, эффективность которого показали прошедшие десятилетия.

Доведя свои деяния до логического завершения, Святейший Сергий покинул земной мир, сохранив Церковь и оставив прочный фундамент, на который продолжает опираться Ее земная жизнь до сегодняшнего дня.

Пришло время с уверенностью засвидетельствовать, что Патриарх Сергий осуществлял свою миссию, стоя на недвижимом камне веры (Мф. 7:24). Он видел историческое бытие Церкви Бога живаго, столпа и утверждения истины (1 Тим. 3:15) в большой исторической перспективе, соотнося свои решения с далеким будущим и доказав, что его главным делом была победа, победившая мир, — вера наша (1 Ин. 5:4)

Изучать жизнь и наследие Патриарха Сергия особенно актуально в наши дни, когда наш народ и Русская Церковь вновь столкнулись с серьезными духовными и международными нападками. Как и 80 лет назад, мы вновь стоим перед необходимостью защищать церковное Предание, историческую преемственность и каноническое единство Церкви. Это требует не только верности церковным канонам, но и внимания к деяниям подвижников, проповедовавших нам слово Божие (Евр. 13:7) и сохранивших церковное единство в эпоху гонений и реформаторских угроз. Без сомнения, одним из таких подвижников в минувшем XX веке является Патриарх Сергий (Страгородский).

http://www.patriarchia.ru/db/text/6128394.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю жен-мироносиц после Литургии в Георгиевском соборе в Одинцове Московской области

19 мая 2024 г. 15:54

19 мая 2024 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня память святых жен-мироносиц — тех женщин, которые, подобно апостолам, сопровождали Спасителя. В то время, конечно, не было особого различия между апостолами и этими женами — они все были рядом со Христом. Они слышали Его слова, они служили Ему чем могли — наверное, женщины особенно, обеспечивая какие-то бытовые потребности, но и не только. Это был самый близкий круг Спасителя, это были Его друзья, близкие люди. И все они стали Его служителями, свидетелями о Его Воскресении и посланниками, несущими это свидетельство о Воскресении в мир. Апостол — это и есть посланник; вот так же посланницами были и жены-мироносицы.

Во время земной жизни они окружали Спасителя, создавая минимальные благоприятные условия для общения с самым близким кругом людей. Однако если об апостолах мы много всего знаем, то служение равноапостольных мироносиц как бы остается в тени — но это если ссылаться только на письменные источники. А в памяти Церкви этот подвиг равноапостольных жен хранится.

Потому неслучайно это пасхальное воскресенье посвящено им. Мы вспоминаем об их подвиге, об их вере, об их служении Господу и Спасителю. И знаем, какими мужественными оказались эти святые жены, когда все апостолы, кроме Иоанна Богослова, в страхе разбежались, опасаясь, что и они могут подвергнуться преследованиям со стороны тех, кто допрашивал и истязал Спасителя, а потом и к кресту Его пригвоздил. А вот жены-мироносицы не испугались. Они были все время со Спасителем, шли вместе с Ним на Голгофу и стояли около креста. И можно себе представить эту улюлюкающую, кричащую, пышущую звериной злобой толпу и этих женщин — слабых и одновременно таких мужественных и сильных!

Служение жен-мироносиц, подобно служению святых апостолов, не пресеклось. Служение святых апостолов продолжилось в служении епископов, архиереев, а через них — и священнослужителей. А служение жен-мироносиц продолжается в Церкви до сего дня и тоже никогда не пресекалось, потому что это служение людям добрыми делами во имя Христово. Это подлинное продолжение служения мироносиц. И в то время, когда наша страна оказалась в плену атеистической власти, когда многие люди боялись в храм ходить, исповедовать свою веру, кто наполнял наши храмы так же, как они сегодня наполнены? Женщины! Они ничего не боялись. Они не боялись, что их уволят с работы, что им вынесут порицание. Они приходили, молились, помогали в церкви, они действительно продолжали служение равноапостольных учениц Спасителя, исполненных апостольского дерзновения и силы Духа.

Это служение наших жен-мироносиц в трудные годы атеизма мы никогда не должны забывать. Я уж не говорю о том, что благодаря женщинам сохранялась вера в семье: детей крестили, продолжалась благодатная жизнь в нашем народе. И потому всем этим женщинам, которые сохранили веру в семьях во времена безбожных гонений XX века, мы также должны отдавать дань и благодарить их за мужество и силу, которое привело к сохранению веры и к тому, что в нынешнее время, когда нет никаких притеснений и гонений, Церковь Христова умножается и укрепляется.

Удивительный подвиг мироносиц и сегодня осуществляется по-разному. Женщины, помимо того, что наполняют наши храмы, очень многое делают для организации церковной жизни. На них сегодня держится практически все религиозное образование — воскресные школы, различного рода кружки, молодежная работа, ведь чаще всего именно женщины возглавляют эти направления церковной жизни. И, пользуясь этой возможностью, я хотел бы принести всем вам, мои дорогие сестры, благодарность за апостольские труды, которые вы сегодня несете и в своих семьях, и в приходских общинах, укрепляя веру Христову в нашем народе и укрепляя жизнь наших приходов.

Это служение ни в коем случае не должно пресечься. Вот почему важно развивать систему религиозного образования в наших приходах, в воскресных школах, работать в системе образования, чтобы вера православная сохранялась в людях и чтобы грядущие поколения, восприняв веру Христову от поколений предыдущих, были способны понести эту веру в будущее, неведомое для нас, еще до конца непонятное. Много проблем и угроз самому существованию рода человеческого сейчас существует, но верим, что милостью Божией Господь продлит и человеческую историю, и служение мироносиц непременно будет очень и очень востребовано.

Вспоминая память святых жен-мироносиц, принося благодарность нашим современным женам-мироносицам — приходским активисткам, женщинам, молодым девушкам, тем, кто сегодня активно принимает участие в церковной жизни, хочу всех вас поблагодарить и призвать к дальнейшему продолжению этих трудов. Потому что без этого служения ослабнет Церковь. Она не может существовать без служения священнического, но она также не может реально существовать и восполняться новыми членами, и продолжать свое странствие в истории без этого особого труда жен-мироносиц, верующих христианок, воспитывающих в вере своих детей, влияющих положительно на своих мужей и укрепляющих во многом жизнь наших приходов.

Да поможет всем вам Господь, мои дорогие сестры, именно так продолжать свое служение, помня, что вы не просто прихожанки, то есть те кто приходит в храм и уходит, но вы действительно служители Божии, потому что вы несете это служение в своих семьях, в рабочих коллективах, там, где вы сегодня находитесь и где вы не стесняетесь проповедовать и словом, и что самое главное, добрым делом веру в Господа и Спасителя нашего. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с замечательным праздником — с памятью святых жен-мироносиц. И еще раз испрашиваю у Господа помощи в поддержании служения наших мирян и особенно мирянок и выражаю надежду, что это служение не пресечется, но будет восходить от силы к силе, принося добрые плоды в первую очередь в духовном просвещении наших детей, молодежи, а значит, и нашего общества. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6130040.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

22 мая 2024 г. 15:29

22 мая 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний праздник в честь святителя Николая является исключительно русским. Ни в Греции, ни в других Православных Церквах, кроме тех, которые связаны с нами общей традицией, этот день не отмечается. Для греков так называемое перенесение мощей из Малой Азии, из того места, где они были положены, в итальянский город Бари было событием не радостным, а катастрофическим. Потому что местные христиане не отдали останки святителя Николая по доброй воле — мощи были похищены купцами, которые приехали из Венеции по торговым делам. Узнав, что в этом месте почивают мощи святителя Николая, купцы решили их похитить и перевезти в свой город, с тем чтобы и паломников стало больше, и город прославился. И все это им удается — они похищают святые мощи и перевозят на запад, в город Бари.

Как же скорбели те, кто привык поклоняться святыне на прежнем месте! Действительно, ничего доброго в этом похищении не было. Но вот в катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, есть замечательное определение того, что есть Промысл Божий. Среди прочего святитель говорит: Промысл заключается в том, что Господь даже дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям. И это определение святителя Филарета точно соответствует событию, которое мы сейчас празднуем. Не просто дурной — преступный поступок привел к добрым последствиям. Почему? А потому что мы знаем, что произошло с Малой Азией. Мы знаем, как не осталось там от христианства камня на камне — все было уничтожено представителями другой монотеистической религии, которые безжалостно истребляли все христианские памятники и всякую память о христианской культуре; и, конечно, если бы мощи остались в Малой Азии, то не осталось бы ни мощей, ни даже памяти о них. А вот перемещение криминальным путем, по злой человеческой воле мощей святителя Николая в город Бари по определению Промысла Божия привело к очень добрым последствиям: мощи остались целы, и почитание их не пресеклось.

Святитель Николай не очень почитается в греческих церквах — конечно, почитание есть, но совсем не так, как в России. Может быть, еще и потому, что его мощи были украдены, что вызвало очень негативные чувства у верующих людей. Но вот в России этот праздник, Вешний Никола, стал одним из самых почитаемых. Это праздник радостный, приближающийся по масштабам празднования к двунадесятым. И почитание святителя Николая в России такое, что в каждом православном доме, вместе с иконами Спасителя и Божией Матери, — всегда образ угодника Божия.

Промыслом Божиим святитель Николай имеет особое попечение о земле Русской. Ведь не случайно у нас такое его почитание. Не было бы ответа от святителя Николая народу нашему — и почитания бы не было, и иконы бы его не висели почти в каждом православном доме. Но по Промыслу Божиему все так сложилось, и праздник, который не отмечается на православном Востоке, стал одним из самых любимых в нашей Русской Православной Церкви.

И сегодня святитель Николай через этот праздник с нами. Всякий раз, когда люди собираются в дорогу, они молятся святителю Николаю, веря в то, что он помогает путешественникам, сохраняет от всяких бед и возвращает домой в мире и здравии. Святителю Николаю мы молимся и в болезнях, и в тяжких жизненных обстоятельствах. Это как бы не очень логичное с точки зрения церковной истории почитание стало очень важным для русских людей. А если бы не было ответа на наши молитвы святителю и чудотворцу Николаю, в том числе и при воспоминании перенесения его мощей в град Бари, если бы люди не чувствовали помощи от великого угодника, то, наверное, не было бы и почитания святителя Николая — такого, какое есть сейчас.

Святитель Николай, покинув Восток, в то время православный, удивительным образом вернулся на Восток через Россию. И когда наши православные братья задают нам вопрос, а откуда такое почитание именно этого события перенесения его останков на Запад, в Бари, мы отвечаем: никаких особенных церковных указаний по поводу этого празднования никогда не было, это стихийное празднование, исходящее от нашего народа. Люди сердцем почувствовали, что за этим событием — что-то важное для народа нашего и, наверное, для каждого, кто почитает святителя и чудотворца Николая.

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Очень большой импульс к возрождению почитания святителя Николая на Западе придали массовые паломничества русских людей. Вначале западные христиане не вполне понимали, почему мы так празднуем этот день и почему такое огромное число паломников стекается в Бари. Но когда осознали, то и они стали — не в той мере, конечно, как на Руси, но тем не менее торжественно, особенно в самом Бари, — праздновать этот день.

Но для нас это все вторично, а первичен наш опыт общения со святителем Николаем. Он действительно отвечает на молитвы людей, а потому стал любимым святым в Церкви нашей. И как важно сейчас, в годину испытаний, обращать к нему наши молитвы и просить святого угодника Божиего, чтобы он ходатайствовал пред лицом Божиим о той земле, о том народе и о той Церкви, в которой, как ни в одном другом месте в мире, почитается его святое имя! Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого, кто с верой и надеждой на его помощь обращает к нему свои молитвы. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6130959.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3029
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 мая 2024 г. 13:33

24 мая 2024 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Высокие представители государственной власти! Братья и сестры!

Всех вас сердечно благодарю за молитвы, особенно в этот день, когда мы вспоминаем святых, которые особым образом потрудились на ниве, уготованной им Господом. Так, что их труды на века отобразились и отображаются, а надеемся, и до скончания века будут отображаться в облике нашего народа, укрепляя в вере православной и помогая устремляться к реальным ценностям духовной жизни.

А все остальное временно, преходяще. Меняются времена, меняются нравы, меняются моды, меняются обычаи, но духовные ценности — те, которые даны свыше, — не меняются. А сколько было попыток отказаться от них или таким образом видоизменить, чтобы оставалась только некая внешняя форма, а содержание исчезло! Но ведь ничего не получилось ни за тысячелетия, ни за десятилетия минувшего XX века.

Все это свидетельствует о том, что дело, которое совершали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, — это не их личное дело. Они были проводниками божественной мудрости, они были подлинно апостолами, посланниками Божиими. И Церковь Христова в своей совокупности, в нашем общем делании епископата, духовенства и мирян, а также и в личной работе каждого священнослужителя, призвана продолжать это апостольское служение.

Сегодня оно совершается с неменьшими трудностями, чем во времена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И если тогда в центре внимания был вопрос преодоления языческих предрассудков и разного рода ересей, то сегодня вопрос стоит таким образом, что от нашей церковной деятельности зависит — по крайней мере, на той земле, за которую мы несем ответственность перед Богом и перед историей, — будущее веры православной, а значит, будущее той системы ценностей, в которых только и может по-настоящему развиваться человеческая личность.

Страшный опыт построения «счастливого общества без Бога» в веке ХХ показал нам, что никакая политическая власть, какой бы сильной она ни была, никакое военное могущество, никакие силы научные, технические, культурные неспособны привести людей к спасению. Все, что я перечислил, в лучшем случае может содействовать этому делу, но никак не способно совершить великое преображение человеческой души. Это совершается только благодатью Божью. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, дабы никто не хвалился, учит нас апостол Павел (Еф. 2:8-9).

Я хотел бы поблагодарить в первую очередь наш епископат, духовенство и весь верующий наш народ за хранение веры православной, за верность Церкви, за готовность продолжать то великое дело, которое совершали наши благочестивые предки. В этот день я хотел бы публично еще раз выразить сердечную благодарность главе нашего государства Президенту Владимиру Владимировичу Путину, православному человеку, не стесняющемуся своей принадлежности к Церкви, по-настоящему являющегося членом Церкви, а не просто потому, что значительная часть народа с доверием относится к верующим политикам. Совсем нет! Этот человек действительно несет в себе определенный духовный заряд, потому что питается от благодати, которую Господь передает через Церковь Своему народу. Поэтому у меня особое чувство благодарности к нашему Президенту, который действительно во многом содействовал укреплению церковной жизни в нашем народе за последние десятилетия и, конечно, своим примером очень способствует тому, чтобы вера православная укреплялась в нашем народе.

Хотел бы также поблагодарить Правительство Российской Федерации за то, что сейчас, как никогда в прошлом, решаются проблемы, которые находятся в повестке дня Правительства и Церкви и разрешаются в этом диалоге между Церковью и государством. Многое делается. Как изменился ландшафт нашей образовательной работы! Не буду всего перечислять, но ведь это чудо Божие. Преподавание «Основ православной культуры», работа с детьми, с молодежью, и все это происходит, конечно, усилиями верующего нашего народа, но при несомненной поддержке нашего государства, возглавляемого Владимиром Владимировичем Путиным.

Другими словами, мы с вами живем в благоприятное время, и дай Бог, чтобы это время продолжилось как можно дольше. Но из истории мы знаем, что времена меняются, как меняются и человеческие нравы. И вот здесь-то как раз и высвечивается подлинное предназначение Церкви. Времена могут меняться, политические взгляды могут меняться, политическая философия может меняться, а Церковь призвана продолжать дело спасения людей, свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, нести эту весть своему народу — детям, молодежи, людям разного рода, разного положения, — потому что именно с этой вестью и связано реальное, подлинное благополучие человека. И уж как наглядно показала нам эту взаимозависимость трагическая история народа нашего в веке XX!

Еще раз хотел бы поблагодарить и власть имущих, и вас, мои дорогие владыки, и все наше духовенство, и всех вас, дорогие братья и сестры, за те труды, которые мы все вместе совершаем во благо Церкви и Отечества. Молитвами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей славянских народов, да укрепляет Господь веру православную в нашем народе до скончания века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6131504.html