Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 591404 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феогносту (Ильницкому), епископу Бронницкому

19 августа 2024 г. 15:47

19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, за Литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Ильницкого) во епископа Бронницкого. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феогноста на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Феогност!

Днесь благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, через возложение рук архипастырских соделала тебя преемником святых апостолов. Дух Утешитель невидимо осенил тебя, преподав Свои дары, и поставил тебя пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Тебе предстоит нести послушание викария и помогать Патриарху в его многообразных трудах, поэтому с особым чувством преподаю тебе сие напутствие. Ты же выслушай его с вниманием и запечатлей в своем сердце, чтобы надлежащим образом совершать архипастырское служение, стараясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Прежде всего имей пред своим мысленным взором пример Господа нашего Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Помни, что епископский сан — это не какое-то личное достижение. Есть много людей, у которых бОльшие достижения, чем у тебя; таких людей не счесть, если посмотреть в масштабах страны, а, может быть, и в масштабах Церкви. Поэтому еще раз скажу: епископский сан — не личное достижение, тем более не какая-то новая административная должность, которая дает особую власть над людьми. Сохрани Бог тебя от этих лукавых мыслей! Архиерейство — это призвание Богом. Здесь действуют две силы — божественная, которая призывает, и человеческая, которая откликается на это призвание. Но, кроме призвания, это и подвиг, требующий самопожертвования и готовности направить все свои силы и таланты на пользу Церкви и во спасение народа Божиего. Я многократно говорил: у архиерея не может быть никаких личных интересов. А если вдруг личные интересы закрадываются, гони их как страшное диавольское искушение. Единственный интерес — это служение и цель, которая стоит перед тобой, вступившим на этот путь.

Сколь высоко архипастырское служение, столь же оно тяжело и ответственно. Об этой высокой ответственности напоминают даже священные одежды, в которые облачается епископ. Святитель Симеон Солунский замечательно раскрывает их символический смысл. Послушай, что пишет сей богослов и учитель Церкви: саккос означает хламиду и вретище. Это не вполне соответствует тому, как современный саккос украшен, но надо помнить его первоначальный смысл, а украшение — это часть той эстетики, которая помогает людям почувствовать себя в храме как в ином мире, где господствует гармония. Омофор, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы, которая возлежит на плечах. А панагия — это печать и свидетельство веры, исповедуемой сердцем (О священных обрядах и таинствах Церкви). Итак, свидетельствует другой выдающийся аскет и подвижник — преподобный Исидор Пелусиот, епископ, будучи образом Христовым, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю (Письмо кóмиту Ермину).

Путь, на который ты вступил сегодня, весьма непрост: он будет наполнен многими трудностями, различными испытаниями и соблазнами, поэтому тебе потребуется крепкая вера, горячая молитва и чуткое сердце для успешного преодоления этих сложностей. Только будучи крепким в вере, можно обращаться за помощью ко Господу. Только имея горячую молитву, можно быть Им услышанным. И только чутким сердцем можно ощутить Его благодать, обильно изливаемую на тружеников Виноградника Христова. Пусть святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси, в честь которого ты был наречен в монашеском постриге, будет для тебя в этом примером. Стремись подражать его благочестию, мужеству и твердости в вере.

Милостью Божией сегодня Церковь имеет возможность свободно совершать свое спасительное служение: заниматься добрыми делами, которые именуются ныне социальной работой, участвовать в воспитании подрастающего поколения, вести диалог с государством и обществом. Но помни, что все эти многообразные труды имеют своей конечной целью главное — свидетельство о Господе Воскресшем. Поэтому, какие бы послушания тебе ни пришлось исполнять, не переставай учить и благовествовать (Деян. 5:42).

Не только словом, но и делом нам необходимо свидетельствовать о своей вере, ибо, как пишет апостол Павел, речь и проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4), то есть — толкует преподобный Ефрем Сирин — в реальных делах (Толкования на послания божественного Павла). Одним из таких важных дел и является совершение добрых дел, сиречь социальное служение. Христиане всегда старались помогать нищим и обездоленным, нуждающимся и страждущим — именно через это можно исполнить важную заповедь о любви к ближнему, укрепить его душевные и телесные силы, дать надежду и направить на поиск истины.

Не забывай и о работе с подрастающим поколением. От того, что мы успеем вложить в умы и сердца молодых людей, зависит будущее не только Церкви, но и страны. К сожалению, сегодня им порою бывает сложно разобраться в жизненных ориентирах и найти правильную опору, потому что много огоньков встречаются на их жизненном пути, но не каждый из этих огней является маяком, ведущим мореплавателя в правильном направлении. Многие из этих огоньков ведут на скалы и рифы, ударяясь о которые, человек либо наносит себе непоправимый вред, либо погибает. Трудно разобраться в жизненных ориентирах, но, пока сорняки не пустили глубокие корни в душе человека, мы должны помогать ему увидеть Бога, посеять в сердце добрые семена веры. Потому что именно сорняки, вырастая в человеческих душах, губят плодоносные ростки, в первую очередь ростки веры и добродетели.

Стремясь быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18), выстраивай добрые отношения с общественными организациями, с органами государственной власти: это тоже важное поле для проповеди, и такое взаимодействие может принести большую пользу для утверждения духовно-нравственных ценностей в жизни нашего народа.

Нести непростое архипастырское служение, рассчитывая только на свои силы, невозможно, поэтому, вдохновляясь словами апостола Павла «всё могу в укрепляющем меня Иисусе» (Флп. 4:13), старайся никогда не оставлять молитвенное правило, как можно чаще совершай Литургию, черпая силы в Святой Евхаристии.

Мысленно взирая на предстоящие тебе труды, помни, что, если хочешь стать достойным архипастырем, ты должен быть целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1:8). Такими словами наставляет апостол Павел своего ученика Тита — с таким же призывом обращаюсь к тебе и я: храни трезвость ума и чистоту сердца, будь во всем честен и внимателен, имей всегда страх Божий и любовь к людям, избегай излишеств, нередко очень опасных, и всем разумением своим стремись ко Господу.

С этим напутствием вручаю тебе жезл епископский, символизирующий, по слову святителя Симеона Солунского, власть Духа, утверждение народа в вере, пасение душ и путеводительство ко Христу. Ныне же, «укрепляясь силою по могуществу славы Его, во всем терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:11), гряди на новое ответственное служение и преподай архиерейское благословение предстоящим людям, молившимся во время твоей хиротонии. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6152144.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

21 августа 2024 г. 17:24

21 августа 2024 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник!

С особым чувством я всегда вступаю на землю, отмеченную подвигами соловецких монахов, старцев, духовным подвигом многих людей. Здесь чувствуется Божие присутствие, да оно и не может не чувствоваться, ведь именно в ответ на Божию благодать и расцветали здесь таким ярким спасительным цветом жизни иноков, которые пренебрегли всеми благами земными и устремились сюда, на холодный Север, чтобы, отрешившись от всего, предать свою жизнь Господу в молитве и посте. Этот подвиг не очень понятен для современных светских людей, особенно если они ограничивают употребление пищи лишь когда врачи или мода это предписывают. Но если человек живет по заповедям Божиим, он ограничивает себя, в том числе, в излишествах пития и пищи и устрояет жизнь свою по Божиему закону. А такая жизнь ограждает человека, в том числе, и от разного рода физических заболеваний.

Удивительным образом, но люди, лишившие себя всех благ, ушедшие в пустыни, где нет достаточного пропитания, где иногда даже с водой непросто, жили очень долго. Любому ученому, который занимается проблемами долгожительства, следует обратить внимание на поразительный исторический опыт подвижников, которые отказывались от всякого рода лекарств, от всякого рода медицинской помощи, от всякого рода диет, но, уходя из мира для того, чтобы быть ближе к Богу, обретали особое долголетие.

Если говорить о благодатном земном долголетии и благополучии, то еще и еще раз нужно сказать, что источником всего является Бог, в том числе и нашей жизни, и нашего долголетия. Это не значит, что мы, современные люди, должны пренебрегать советами врачей или не принимать лекарства — совсем не так! Но это значит, что, делая и то, и другое, мы в первую очередь должны верить в помощь Божию, обращаться к Господу в молитвах и просить Его укрепить наши физические и духовные силы. И, конечно, нужно просить не только о себе, но и обо всем народе, о стране нашей.

Ведь, несомненно, именно в ответ на молитвы неведомого количества православных людей Руси и произошли такие радикальные перемены в нашей исторической жизни, когда от безбожной власти и идеологии Церковь и народ в одночасье обрели возможность открыто, непреткновенно исповедовать свою веру, посещать храмы. Конечно, простые люди всегда это делали, но у людей заметных, занимавших то или иное положение в обществе, внешнее выражение веры всегда сопровождалось большими рисками, и многие посещали храм, только уезжая подальше от места проживания или работы. Эти времена прошли, мы свободно исповедуем свою веру и радуемся тому, что новая эпоха сопровождается, несомненно, и особыми знаками Божиего благоволения.

Вот таким знаком Божиего благоволения было возвращение иконы Святой Троицы в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Выдающееся произведение преподобного Андрея Рублева не только шедевр средневековой иконописи, как о том говорят искусствоведы, — это видимое выражение тайны Святой Троицы. И представить было трудно, чтобы кто-то мог эту тайну изобразить, а преподобный Андрей изобразил, никак не нарушив величайшее значение таинства единого Бога, в трех Лицах являемого.

Мы знаем, что подлинник иконы Святой Троицы был изъят из Троице-Сергиевой лавры и помещен в Третьяковскую галерею. Вспоминаю безбожные годы, в течение которых проходила значительная часть моей жизни, когда всякий раз, посещая Третьяковскую галерею, мы стремились прийти в зал, где находилась «Святая Троица», и помолиться перед этой великой святыней земли Русской. Но сегодня у меня есть возможность точную копию иконы Святой Троицы передать сюда, в Соловецкую обитель. А что это за копия? Непростая — когда чудотворная икона была изъята из Троице-Сергиевой лавры, было принято решение воссоздать этот образ, чтобы не оставалось пустое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. И вот замечательные художники выполнили, казалось бы, невыполнимое по своей сложности дело. Они создали точную копию иконы Святой Троицы — точную не только с художественной точки зрения, но и несущую в себе некую особую благодать. Перед этой иконой, точной копией рублевской «Троицы», из-за невозможности иметь подлинник в Троице-Сергиевой лавре и протекала духовная жизнь многих православных русских людей, посещавших Загорск и молившихся в Троицком соборе.

Потом я обратился к нашему православному Президенту Владимиру Владимировичу Путину с просьбой, чтобы рублевская икона была возвращена в Троице-Сергиеву лавру. Знал, что сама мысль об этом вызывает сопротивление у некоторых представителей искусствоведческого сообщества, которые опасались, что перемещение иконы Святой Троицы повлечет непоправимые последствия. Пугали многим — что слишком большое количество людей собирается в храм на молитву, люди кашляют, потеют, двери постоянно открываются, и не выдержит шедевр, написанный Рублевым, всех этих испытаний. Вот почему и представить было невозможно, что разрешат вернуть икону Святой Троицы, но по указанию нашего православного Президента ее вернули, и она заняла свое достойное место — историческое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Вот тогда передо мной возникла дилемма. Некоторые предлагали, чтобы образ, который тоже стал чудотворным и с которым были связаны все наши молитвы в трудные советские времена, — образ Троицы, находившийся долгое время в иконостасе Троицкого собора, — был помещен в Храм Христа Спасителя, главный храм Русской Церкви. Вначале я так и сделал, и эта копия, долгое время пребывавшая в иконостасе Троицкого собора, была принесена в Храм Христа Спасителя. Но затем подумал, что в Храме Христа Спасителя много святынь — мощи святителя Филарета, другие святыни земли Русской; и Господь посетил меня мыслью — эту чудотворную копию, список иконы Святой Троицы, что находилась в иконостасе Троицкого собора на протяжении всех лет, когда страной правила безбожная власть, привезти сюда, на Соловки. И вот перед вами точная копия иконы Святой Троицы, но не музейная копия, а та, перед которой молились наши отцы, деды, наши учителя, старцы Троицы-Сергиевой лавры, студенты, потом становившиеся архиереями, священнослужителями. Полагаю, что Соловки — это очень правильное место для водворения в храме сем этого замечательного намоленного образа Святой Троицы.

Вручая Вам, владыка, эту святыню, прошу совершать перед ней точно такие же молитвословия, какие совершаются перед подлинником в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Пусть этот образ, уже прославившийся своей, может быть, не такой длинной, но яркой историей, будет отныне святыней нашей замечательной Северной Фиваиды, Соловецкого монастыря, места великих подвигов наших преподобных отцов. Пресвятая Троица, помогай нам! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6152741.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре

21 августа 2024 г. 17:24

21 августа 2024 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник!

С особым чувством я всегда вступаю на землю, отмеченную подвигами соловецких монахов, старцев, духовным подвигом многих людей. Здесь чувствуется Божие присутствие, да оно и не может не чувствоваться, ведь именно в ответ на Божию благодать и расцветали здесь таким ярким спасительным цветом жизни иноков, которые пренебрегли всеми благами земными и устремились сюда, на холодный Север, чтобы, отрешившись от всего, предать свою жизнь Господу в молитве и посте. Этот подвиг не очень понятен для современных светских людей, особенно если они ограничивают употребление пищи лишь когда врачи или мода это предписывают. Но если человек живет по заповедям Божиим, он ограничивает себя, в том числе, в излишествах пития и пищи и устрояет жизнь свою по Божиему закону. А такая жизнь ограждает человека, в том числе, и от разного рода физических заболеваний.

Удивительным образом, но люди, лишившие себя всех благ, ушедшие в пустыни, где нет достаточного пропитания, где иногда даже с водой непросто, жили очень долго. Любому ученому, который занимается проблемами долгожительства, следует обратить внимание на поразительный исторический опыт подвижников, которые отказывались от всякого рода лекарств, от всякого рода медицинской помощи, от всякого рода диет, но, уходя из мира для того, чтобы быть ближе к Богу, обретали особое долголетие.

Если говорить о благодатном земном долголетии и благополучии, то еще и еще раз нужно сказать, что источником всего является Бог, в том числе и нашей жизни, и нашего долголетия. Это не значит, что мы, современные люди, должны пренебрегать советами врачей или не принимать лекарства — совсем не так! Но это значит, что, делая и то, и другое, мы в первую очередь должны верить в помощь Божию, обращаться к Господу в молитвах и просить Его укрепить наши физические и духовные силы. И, конечно, нужно просить не только о себе, но и обо всем народе, о стране нашей.

Ведь, несомненно, именно в ответ на молитвы неведомого количества православных людей Руси и произошли такие радикальные перемены в нашей исторической жизни, когда от безбожной власти и идеологии Церковь и народ в одночасье обрели возможность открыто, непреткновенно исповедовать свою веру, посещать храмы. Конечно, простые люди всегда это делали, но у людей заметных, занимавших то или иное положение в обществе, внешнее выражение веры всегда сопровождалось большими рисками, и многие посещали храм, только уезжая подальше от места проживания или работы. Эти времена прошли, мы свободно исповедуем свою веру и радуемся тому, что новая эпоха сопровождается, несомненно, и особыми знаками Божиего благоволения.

Вот таким знаком Божиего благоволения было возвращение иконы Святой Троицы в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Выдающееся произведение преподобного Андрея Рублева не только шедевр средневековой иконописи, как о том говорят искусствоведы, — это видимое выражение тайны Святой Троицы. И представить было трудно, чтобы кто-то мог эту тайну изобразить, а преподобный Андрей изобразил, никак не нарушив величайшее значение таинства единого Бога, в трех Лицах являемого.

Мы знаем, что подлинник иконы Святой Троицы был изъят из Троице-Сергиевой лавры и помещен в Третьяковскую галерею. Вспоминаю безбожные годы, в течение которых проходила значительная часть моей жизни, когда всякий раз, посещая Третьяковскую галерею, мы стремились прийти в зал, где находилась «Святая Троица», и помолиться перед этой великой святыней земли Русской. Но сегодня у меня есть возможность точную копию иконы Святой Троицы передать сюда, в Соловецкую обитель. А что это за копия? Непростая — когда чудотворная икона была изъята из Троице-Сергиевой лавры, было принято решение воссоздать этот образ, чтобы не оставалось пустое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. И вот замечательные художники выполнили, казалось бы, невыполнимое по своей сложности дело. Они создали точную копию иконы Святой Троицы — точную не только с художественной точки зрения, но и несущую в себе некую особую благодать. Перед этой иконой, точной копией рублевской «Троицы», из-за невозможности иметь подлинник в Троице-Сергиевой лавре и протекала духовная жизнь многих православных русских людей, посещавших Загорск и молившихся в Троицком соборе.

Потом я обратился к нашему православному Президенту Владимиру Владимировичу Путину с просьбой, чтобы рублевская икона была возвращена в Троице-Сергиеву лавру. Знал, что сама мысль об этом вызывает сопротивление у некоторых представителей искусствоведческого сообщества, которые опасались, что перемещение иконы Святой Троицы повлечет непоправимые последствия. Пугали многим — что слишком большое количество людей собирается в храм на молитву, люди кашляют, потеют, двери постоянно открываются, и не выдержит шедевр, написанный Рублевым, всех этих испытаний. Вот почему и представить было невозможно, что разрешат вернуть икону Святой Троицы, но по указанию нашего православного Президента ее вернули, и она заняла свое достойное место — историческое место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Вот тогда передо мной возникла дилемма. Некоторые предлагали, чтобы образ, который тоже стал чудотворным и с которым были связаны все наши молитвы в трудные советские времена, — образ Троицы, находившийся долгое время в иконостасе Троицкого собора, — был помещен в Храм Христа Спасителя, главный храм Русской Церкви. Вначале я так и сделал, и эта копия, долгое время пребывавшая в иконостасе Троицкого собора, была принесена в Храм Христа Спасителя. Но затем подумал, что в Храме Христа Спасителя много святынь — мощи святителя Филарета, другие святыни земли Русской; и Господь посетил меня мыслью — эту чудотворную копию, список иконы Святой Троицы, что находилась в иконостасе Троицкого собора на протяжении всех лет, когда страной правила безбожная власть, привезти сюда, на Соловки. И вот перед вами точная копия иконы Святой Троицы, но не музейная копия, а та, перед которой молились наши отцы, деды, наши учителя, старцы Троицы-Сергиевой лавры, студенты, потом становившиеся архиереями, священнослужителями. Полагаю, что Соловки — это очень правильное место для водворения в храме сем этого замечательного намоленного образа Святой Троицы.

Вручая Вам, владыка, эту святыню, прошу совершать перед ней точно такие же молитвословия, какие совершаются перед подлинником в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Пусть этот образ, уже прославившийся своей, может быть, не такой длинной, но яркой историей, будет отныне святыней нашей замечательной Северной Фиваиды, Соловецкого монастыря, места великих подвигов наших преподобных отцов. Пресвятая Троица, помогай нам! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6152741.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Акулинино Московской области

25 августа 2024 г. 17:00

25 августа 2024 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма Архангела Михаила — Патриаршего подворья в деревне Акулинино городского округа Домодедово Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем, когда мы в этом благолепном недавно построенном храме имели возможность вместе молиться, обращаться с покаянием к Господу, как это всегда бывает, и чувствовать поддержку друг друга. Потому что, когда мы вместе молимся, то даже если кто-то ослабевает в молитве или отвлекается умом, то благодаря тому, что рядом стоящий молится, невидимый духовный огненный столп молитвы возносится к Господу.

Именно поэтому молитва в храме всегда слышится Богом, и Господь отвечает на эту молитву — конечно, по нашей вере. А вера — это часть процесса, который соединяет Бога и человека. Бог, имея власть, может помочь человеку, и когда человек просит Господа с верой, совершаются дивные чудеса Божии, которые нередко даже самому черствому человеку открывают духовные очи и помогают увидеть Божественное присутствие в его жизни.

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 14:22-34) содержится повествование о том, как апостол Петр чуть не утонул. Во время бури Господь подошел по водам к лодке, в которой были Петр и апостолы. Можно себе представить реакцию рыбаков, которые хорошо знают, что такое вода, знают, какие опасности она несет, особенно в непогоду. Видя это чудо — приближающегося по водам Господа, они, конечно, были поражены Его силой. И в ответ на эту Божественную силу, явленную в шествии Спасителя по водам, Петр обращается к Господу и просит Его: дай мне возможность прийти к Тебе по водам. Господь сказал: иди. Вступил Петр на воду и пошел, но как рыбак, понимающий всю опасность того, что происходит, ведь вода, особенно во время шторма, может с легкостью погубить человека, испугался и стал тонуть.

Что же означал этот испуг? Страх перед стихией стал более сильным, чем вера в силу Учителя, Господа и Спасителя. А ведь это очень странно. Спаситель шел по водам, Он не откуда-то с берега сказал: иди ко мне; тогда вроде бы и усомниться можно — Он на берегу, а я здесь, в этой пучине. Но Господь Сам шел по водам, давая знак, что имеет власть над этой стихией, и все равно страх перед стихией мира стал сильнее, чем созерцание Божиего чуда.

Конечно, это повествование имеет отношение к каждому из нас. Ведь все мы верующие люди, молимся, просим Господа, но иногда возникает дилемма: поверить или, может быть, не поверить; с точки зрения веры надо бы так поступить, а с точки зрения якобы здравого смысла — пожалуй, это было бы рискованно... И нередко мы, даже не отдавая себя отчет, поступаем в жизни так, как поступают неверующие, будто бы для нас и Бога нет, и чудес Его нет, будто силы молитвы не существует и будто связи с Богом нет. И это состояние богооставленности — не осознанное, а скорее инстинктивное, когда мы обращаемся за помощью к кому угодно, но реже всего к Богу, и приводит к тому, что возникает опасность нашего потопления — не физического, ведь не о хождении по водам идет речь в нашей жизни, но духовного потопления, когда ослабевает вера, когда Бог уходит куда-то на периферию жизни, когда становится необязательным даже посещение Божиего храма хотя бы раз в неделю, в воскресенье, к чему и апостолы призывали, собирая общину первых христиан в день воскресный.

Иногда мы делаем все что угодно: в магазины пойдем, на некие ярмарки, которые нередко именно в воскресенье открываются, а кое-кто может и ремонт в доме затеять, и уборку, и даже полы мыть. А что это означает? А это означает, что Бог, даровавший нам жизнь, всемогущий Бог — на периферии нашего сознания. Мы в первую очередь отдаем предпочтение тому, что прямо касается нас в этой личной, земной жизни, и оставляем Господа далеко-далеко от нашего внимания. Ну, а бывает и так, как сказала одна моя соседка, когда я еще жил в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, в обычном доме. Она жила рядом и порой заходила поговорить, зная, что я священник. Однажды приходит вся заплаканная и говорит: «Слушай, что ж это происходит? Я всё молилась-молилась, Ксении Блаженной носила-носила свечки, а Ваську моего, вора, взяли да и посадили! Я ж просила — так почему его посадили?» Я говорю: «Ну, Ваську-то посадили за дело». — «Да, конечно, за дело». — «Что ж ты тогда просишь Господа? Ты что, хочешь, чтобы Он Своей милостью покрывал беззаконие твоего Васьки? Пускай Васька посидит, ничего страшного с ним не произойдет, может, ума наберется». Так оно и произошло, но вот пример бытового отношения к Богу, будто Он непременно нам что-то должен. Не зря же мы в храм ходим, а еще и свечечку поставим, и денежку положим, — Он точно нам должен, ну а как иначе??

Господь нам ничего не должен! Мы Ему обязаны своей жизнью, своим здоровьем, своим благополучием, одним фактом мирного неба над головой — можно перечислять до бесконечности, что Бог дарует нам. А в ответ что Он от нас просит? Ничего! Он только просит веры в Него. Потому что как Богу отдавать что-то и даровать что-то, если человек в Него не верит? <span style="font-style: italic;]В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. Не может в злохудожную душу приходить благодать Божия, не может злохудожная душа обретать Божественное благоволение. А если злохудожная душа приносит покаяние и изменяет свою жизнь, то Господь любовью Своей, милостью Своей покрывает все ее грехи, и та обретает надежду на спасение и Божественный ответ на свои молитвы — нередко проистекающие от действительно греховного человека, но все-таки даже эти молитвы, основанные на вере в Бога, становятся спасительными.

Всему этому мы научены сегодняшним евангельским чтением о спасении Петра. Господь спас сомневающегося апостола, но ведь так Он и нас спасает, даже несмотря на наши сомнения, на нашу духовную расслабленность, на нашу немощь. Однако есть одно непременное условие — это вера в Господа. А если не верим, то что нас соединяет с Богом? Ничего. И если нет связи с Богом, то почему Он должен нас спасать? Не будет ли это тем, о чем Он сам сказал:<span style="font-style: italic;] Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут наброситься на вас? (см. Мф. 7:6). Вот поэтому Господь и не помогает тем, кто не верит в Него, отрицает Его, а тем более борется с Ним на разных уровнях — на политическом, на идеологическом или просто на бытовом. Ну, не хочу я верить в Бога — уж слишком много всяких ограничений. Но Господь нас учит сегодня тому, как апостол Петр был спасен, несмотря на свое неверие, в самый, быть может, последний момент, когда уже стал утопать. Вот так у каждого из нас — даже у тех, кто не очень крепко верит в Бога, может быть, не всегда храм посещает, не исполняет других Божественных предписаний, которые Церковь нам дает. У каждого остается надежда на спасающую руку Божию, которую Он протянул утопающему Петру. И каждому из нас Он может протянуть руку, если мы сами этого захотим. Ведь Петр протянул руку Господу, и Тот взял ее в Свою руку. То есть движение это в обе стороны. Движение от Бога к нам Его милостью и щедротами, и от нас к Богу чистой, искренней верой и добрыми делами. И да поможет нам Господь именно так строить свою жизнь, дабы обрести радость и мир в жизни земной и спасение в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6153738.html
« Последнее редактирование: 30 Августа, 2024, 17:45:10 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3094
  • Репутация: +568/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

28 августа 2024 г. 14:07

28 августа 2024 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — это самый главный Богородичный праздник. В исторических столицах Руси, будь то Владимир или Москва, именно в честь Успения освящались кафедральные соборы, которые были не просто кафедральными соборами города, но главными храмами всей страны.

Вот и сегодня Успенский собор в Кремле остается главным храмом всея Руси. Храм Христа Спасителя — это кафедральный собор города Москвы. А Успенский собор — это кафедральный собор всея Руси, в котором совершает богослужения Патриарх всея Руси. Это особая духовная ценность, с которой связано, в том числе, и становление нашего национального самосознания. Успенский собор — это место, где венчались на царство все русские цари. Это место, в котором проходили наиболее важные события — общецерковные и даже общегосударственные. Вот в каких стенах мы с вами совершаем сегодня торжественное богослужение в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Уделом Пресвятой Богородицы именуется Гора Афон. Уделом Пресвятой Богородицы именует себя и Церковь Грузинская. Мы никогда специально не называли Россию уделом Пресвятой Богородицы, но, наверное, нигде в мире нет стольких храмов и обителей, которые посвящены Ее святому имени, где бы с такой силой духовной праздновались эти дни, связанные с почитанием Пресвятой Богородицы и где бы с такой силой обращалась к Пресвятой Богородице молитва.

И знаем, что даже в самые страшные дни нашей истории русский народ, православный народ России никогда не оставлял своей молитвы Царице Небесной и получал помощь и поддержку. Именно так было в трудные, очень трудные исторические периоды, когда Москва, центр Руси, оказывалась в опасности. Так было и в Петербурге, когда страшный враг окружил город, стараясь задушить его голодом, блокадой, болезнями. Люди приходили в храмы и молились Пресвятой Богородице как Матери своей, как Матери Небесной, обращали к Ней свою пламенную молитву, которая исторгалась из сердец, пронизанных огромными страданиями, и Царица Небесная всегда отвечала на такие молитвы.

Сама судьба нашей страны малопонятна, если исключить Божественное измерение в нашей истории. Ну, сколько было врагов! Ни у одного европейского государства, наверное, столько не было. Как много могущественных сил собирались для того, чтобы поработить наше Отечество! И глубоко убеждены все, кто хорошо знает историю, что враги чаще всего были сильнее, чем мы, сильнее, чем Русь, но никогда этим врагам не удавалось разрушить наше Отечество и погубить наш народ.

Почитание Божией Матери осуществляется в первую очередь на уровне каждого из нас, на личном уровне. Мы к Ней обращаемся со своими молитвами, особенно когда трудно, когда требуется помощь свыше. Но, конечно, самое главное — это молитва Церкви, молитва всего верующего народа, который, соединяясь воедино в Святой Евхаристии, обращает свою молитву и к Пресвятой Владычице Богородице. И верим, что эта молитва удерживает от страшных напастей наш народ и нашу страну.

Вот покуда будет так, Русь будет непобедима. И даже в самое страшное время, когда власть оказалась безбожной, когда многие отреклись страха ради от веры православной, Господь не отрекся от страны нашей, и Пречистая Царица Небесная не отняла от с нее Свой Омофор, потому что совершался Божественный промысл об Отечестве в ответ на страдания мучеников, исповедников и в ответ на сильнейшую веру нашего народа, которая, конечно, и была самым главным фактором и главной причиной, почему никакому врагу никогда не удавалось победить и разрушить страну и истребить народ.

Мы с вами живем в благополучное время с точки зрения церковно-государственных отношений. Президент наш Владимир Владимирович Путин — православный человек, молится, не скрывает этого. Очень многие государственные деятели, видные общественные деятели, ученые сегодня могут непреткновенно, ни на кого не оборачиваясь, исповедовать свою веру. Но, конечно, главное чудо — это сохранение веры в народе нашем, и покуда будет так, будет стоять Русь Святая, и сохранится народ наш.

А потому, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы как люди духовные, мы как Церковь должны стоять на страже благополучия Отечества нашего. На самой главной и важной страже — на духовной страже. Ибо если рухнет эта стража, то рухнет и Отечество, и это особенно чувствуется в стенах главного соборного храма всея Руси.

Этот храм был в центре народной жизни, потому что в центре жизни людей были Бог и вера в Господа и Спасителя. И потому все силы мы как Церковь, как духовенство должны обращать на то, чтобы нынешнее молодое поколение осознавало свою причастность к этому великому благодатному Божественному снисхождению, к этому потоку Божественной благодати, спасающему Русь. И не просто осознавало, но и соучаствовало в вере, молитве и добрых делах.

Пусть благословение Божие пребывает над Отечеством нашим, над Президентом нашим, над властями и воинством и, конечно, над Церковью нашей, мученицей и исповедницей, сохраняющей, несмотря на все исторические испытания, веру и верность Господу и почитание Его Пречистой Матери. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6154729.html