Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 593671 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3095
  • Репутация: +571/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

13 октября 2024 г. 14:41

13 октября 2024 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Преосвященство! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим днем. Этот день помогает воскресить в памяти те времена, когда совершал свое служение мой отец. Те времена, которые были отмечены тяжелейшими гонениями на Русскую Православную Церковь. Те времена, когда каждый честный священник, да и вообще каждый верный Господу человек непременно проходил через тюремные заключения и ссылки.

Так случилось и с моим дедом, который прошел 47 тюрем и множество ссылок, но остался верен Господу. Так произошло и с моим родителем, который чуть ли не накануне свадьбы был арестован. И когда мама пошла выяснять судьбу моего отца в так называемый «Большой дом», о которым все наслышаны, и пришла в кабинет следователя — как она потом вспоминала, человека с какими-то бездонными, ничего не выражающими глазами, — он сказал ей: «Знаешь что, девочка, забудь своего избранного, он не вернется оттуда, куда мы его отправили». Тогда мама с удивлением сказала: «Так он же не осужденный, он же подследственный!» А дело было в «Большом доме» на Литейном проспекте, и следователь сказал: «Давай подойдем к окну». Подошли к окну, ходят люди по Литейному проспекту, он показывает пальцем и говорит: «Вот те, кто ходит, — подследственные, а кто у нас — уже осужден».

И отец отправился в ссылку. Мало было надежды на то, что он вернется. Он прошел тюрьмы и лагеря в Колымском крае, но вернулся несломленным — наоборот, приобретшим огромный жизненный опыт и многое сделавшим для облегчения участи заключенных. Он как хороший специалист организовал там создание так называемого учебного комбината, в котором готовились высококвалифицированные рабочие, и обрел большое уважение среди заключенных и даже среди тех, кто возглавлял эти так называемые исправительные лагеря.

А потом трудные годы блокады, работа военпредом в Нижнем Новгороде, тогдашнем Горьком. Отец участвовал в приемке танков Т-34, был очень нужным специалистом. Все это было очень трудно и ответственно, потому что всякая поломка танка во время боя обращала гнев, в первую очередь, на тех, кто осуществлял военную приемку. А по законам военного времени таких людей чаще всего расстреливали. Поэтому ответственность была огромной, но отец прошел достойно это служение Родине.

И вот после войны отец принял решение стать священником. Пошел к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, рассказал ему обо всем. Владыка задумался и сказал: «Ну, Михаил Васильевич, подумайте. У Вас квартира на Васильевском острове, у Вас жена молодая, у Вас ребенок родился. Может, Вам как-то повременить, ведь неизвестно, как повернется Ваша судьба?» Но папа сказал, что очень просит его рукоположить, и рукоположение совершилось. В течение ряда лет он служил на Смоленском кладбище, с которым у меня связаны самые теплые воспоминания, потом в Преображенском соборе. Но затем начались хрущевские гонения, и он был выслан из Ленинграда в Красное Село, которое тогда не было, как сейчас, частью города. И это тоже был очень важный опыт и для него, и для всей семьи.

Вспоминая отца, вспоминая многих, кто вместе с ним служил, я еще и еще раз благодарю Господа за то, что в те трудные времена для нашей Церкви Он давал нашему духовенству силы достойно совершать свое служение, не бояться тех, кто делал все для того, чтобы они насмерть напугались и, если не ушли из Церкви (как некоторые и уходили, причем непременно похулив веру и Церковь), то, по крайней мере, замолчали, сделались безразличными или осторожными в отношении своего призвания. Ничего подобного не случилось ни с моим отцом, ни со многими другими. Они очень достойно прошли те времена, передав веру своей пастве, а если говорить о семейных отношениях, то и детей своих воспитали в вере православной и верности Церкви. Поэтому я с большой благодарностью вспоминаю отца Михаила, матушку Раису, маму мою, всю ту атмосферу, которая была создана в нашем доме и направлена на достойное воспитание нас, детей; и с благодарностью вспоминаю всех, кто прошел и тюрьмы, и лагеря, но остался верным Господу и Церкви.

Эти времена мы, конечно, храним в своей семейной памяти, но как важно, что и во всей Церкви сейчас вспоминаются имена новомучеников и исповедников Церкви нашей. Непременно нужно помнить подвиг этих людей, которые не так уж отдалены от нас по времени. Тех, кто мужественно защищал Церковь, кто не боялся ни тюрем, ни лагерей, ни поношения, ни нищеты — потому что нередко такие люди были обречены на нищету. Не боялись ничего, но защищали Церковь, служили Господу и тем самым передали веру следующему, то есть моему, поколению. А наш долг, людей старшего поколения, сегодня передавать веру, любовь к Церкви, любовь к святыням, любовь ко всей великой традиции нашей Церкви, мученицы и исповедницы, новому поколению православных людей. Верю, что этот подвиг, эти испытания, страдания наших отцов и праотцев не могут пройти просто так, как уходит облако от порыва ветра и исчезает из вида. Не может быть такого забвения этого подвига, всех этих страданий. Они непременно должны сохраниться в памяти народной, а через эту память содействовать укреплению веры нынешнего поколения чад нашей Церкви, православных людей Русской земли.

Да помогает нам Господь сохранить веру. Да помогает Он так верить в Господа, чтобы споспешествовали вере нашей добрые дела, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). А чтобы было так, надо, чтобы вера наша была не на периферии нашего сознания, не на периферии нашей жизни, как некоторые говорят: «Вот все сделаю, ремонт или уборку в доме, а потом будет время, и в церковь пойду». Никогда не надо так говорить! Нужно помнить, что посещение храма, молитва, воспитание детей в православной вере — это не десятый, не двадцатый пункт повестки дня, но это первый и самый важный пункт, от которого зависит наше благополучие в земной жизни и, конечно, в жизни вечной.

Да помогает всем нам Господь хранить веру православную, любовь к Отечеству, воспитывать в этой вере нашу молодежь и хранить те заповеди, которые ценой жизни сохраняли наши благочестивые родители. Их молитвами пред Господом да хранит Господь нынешнее поколение православных людей земли Русской. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6165137.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3095
  • Репутация: +571/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

18 октября 2024 г. 14:48

18 октября 2024 года, в день памяти святителей Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Нижегородский и Арзамасский! Дорогие высокие представители государственной власти! Братья и сестры!

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, вообще должен быть Днем города Москвы. Но, к сожалению, в новейшее время в общественном сознании отсутствует эта связь времен и понимание того, что ведь не все важное и полезное совершается при жизни нынешнего поколения. Не было бы предыдущих поколений, не было бы героизма, не было бы жертвенности, не было бы служения Отечеству — может быть, и нынешнее поколение было бы совсем не таким, и Бог знает, было бы вообще это поколение.

В свое время, когда я учился в школе, нам была задана такая тема сочинения: «В неразрывной связи поколений — бессмертие нашего народа». Я написал это сочинение, хорошую оценку получил, но сам задумался: а можно ли только смену поколений связывать с бессмертием? А люди, которые от нас ушли и уже не работают на смену поколений — разве они потеряны в нашей памяти? Разве они не работают до сих пор на Отечество свое, на воспитание каждого последующего поколения? Они там, у Бога, они вне земной жизни, но их пример, их жизненный подвиг остается примером и подвигом, которые воспитывают и вдохновляют — или, по крайней мере, должны воспитывать и вдохновлять — всякое последующее поколение русских людей.

Вспоминая о великом событии перенесения Первопрестольной кафедры Русской из Владимира в Москву, мы должны ясно понимать: если бы это не произошло, если бы святитель Петр оставил свою кафедру во Владимире, то и великий князь остался бы во Владимире, и никогда Москва не стала бы столицей. А что это означает? Это означает, что именно память святителя Петра и должна быть Днем города. Говорю об этом, но не все слышат. Не было бы Петра, не была бы Москва столицей! Услышьте меня, пожалуйста! Даже вне зависимости от того, православные вы или не православные, верующие или неверующие, вы же вспоминаете выдающихся политических, военных деятелей прошлого. Так надо помнить и святителя Петра, его великое свершение, без которого Москва осталась бы в лучшем случае областным центром, а, может быть, даже районным.

Москва стала столицей великой страны, и основу этому положил именно святитель Петр, который основал Успенский собор — кафедральный собор всея Руси. Он заложил фундамент. Он не дожил до освящения этого собора, но без его инициативы не было бы Успенского собора, а значит, и Кремль не был бы местом священным и никогда бы не стал центром духовной и политической жизни нашей страны.

Напоминаю тем, кто забыл или не знает этого, в том числе и во власти сущим: может, надо подумать о том, чтобы память митрополита Петра, благодаря которому Россия стала столичным городом, отмечалась не только в Церкви, но и народ отмечал бы этот праздник, общество наше отмечало? Действительно, в неразрывной связи поколений — бессмертие нашего народа. А если разрывается память поколений, то и народ подвергается опасности исчезновения. Потому что сила нации не только в достижениях сегодняшнего дня. Сила нации в том, что в ней хранятся ценности — духовные, материальные и культурные ценности — предыдущих поколений, которые нынешние поколения актуализируют и делают ценностями сегодняшнего дня.

Дай Бог, чтобы эти слова, эти мысли помогли бы и властям понять, что такие дни, как сегодняшний, не должны в праздновании своем ограничиваться Церковью и богослужением, но непременно должны сопровождаться всенародным празднованием. По-настоящему этот день и должен быть Днем Москвы, потому что, еще раз повторю: если бы не было решений святителя Петра, то и Москва никогда бы не стала столицей нашего Отечества.

Поскольку теперь слова Патриарха не ограничиваются храмом, но через средства массовой информации достигают широкого круга людей, хотел бы, чтобы это услышали и московские власти, и наша общественность, и вообще мыслящие люди, которые, несомненно, сознают важность преемства поколений, преемства ценностей и преемства всего того, что формирует силу нации. Дай Бог, чтобы было так.

Святитель Петр действительно совершил исторически важное деяние: Москва стала кафедрой святителей всея Руси, а затем и местом пребывания главы русского государства. И, по милости Божией, если исключить петербургский период в истории нашего Отечества, в основном Москва и была центром духовной и политической жизни страны и сейчас таковой является.

Молитва моя о том, чтобы народ наш не забывал ни истории, ни тех великих духовных подвигов, которые совершались на земле Русской и которые во многом сформировали ценности нашего народа, лучшие черты нашего национального характера. Дай Бог, чтобы эта связь поколений, это понимание истории играли бы и сегодня важную воспитательную роль, воздействуя на умы и сердца нынешних поколений русских людей и, конечно, тех поколений, которые придут нам на смену.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю нашу от всякого врага и супостата! Да укрепляет Господь веру в сердцах русского народа и всех народов России, которые составляют Церковь Русскую, да помогает всем нам с упованием на волю Божию и Его помощь идти по тому историческому пути, который предназначен и народу нашему, и нашей великой столице — городу Москве. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6166153.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3095
  • Репутация: +571/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

20 октября 2024 г. 14:09

20 октября 2024 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы г. Смоленска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Исидор! Сердечно приветствую Преосвященных владык, духовенство, представителей власти, всех вас, мои дорогие прихожане, особенно молодежь!

Всегда с особым чувством вступаю под своды этого храма. 25 лет жизни было отдано Смоленской епархии. Когда, вступив на Патриарший престол, я имел встречу с нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, он поинтересовался и как-то по касательной спросил меня: «Вы, кажется, в Смоленске служили. А сколько лет?» Я говорю: «25». Пауза. «25? У нас светских, — говорит, — иногда нужно поработать рабочим, колхозником, чтобы «украсить» биографию. Чтобы потом говорили: он не только во власти был, но он из «простых», он еще где-то работал! Но 25 лет — это не «украшение» биографии».

И это действительно так. Однако для меня пребывание здесь было созиданием моей души, укреплением моей веры, воспитанием меня в пастырской ответственности. С огромной благодарностью вспоминаю 25-летнее пребывание в граде Смоленске и с любовью вспоминаю и духовенство, которое окружило меня поддержкой и любовью, и всех вас, мои дорогие, всех прихожан, которые приходили на службы, слушали мои проповеди, окружали меня любовью и заботой. Наверное, нигде, кроме этого храма, я не чувствую такой близости ко всем вам. Потому что именно в очень непростые и для Церкви, и лично для меня годы Господь сподобил меня быть архипастырем Смоленским, молиться в этом святом храме, взаимодействовать и сослужить — и в трудах, и в богослужениях — с духовенством и чувствовать поддержку смолян.

Эти годы — нечто очень существенное в моей жизни. До того не бывало так, чтобы архипастыри из Смоленска становились Патриархами Московскими и всея Руси. А Господь сподобил меня, недостойного, именно от этих святых мест, от этого кафедрального собора, исполненного присутствием чудотворного образа Богоматери, от этой молящейся общины взойти на Патриарший престол. А потому ничто и никогда не изгладит из моей памяти 25 лет жизни и служения в городе Смоленске.

Ну, а сейчас, посещая этот храм и взирая на всех вас, я с радостью отмечаю, что все труды, которые совершались здесь мною вместе с духовенством, вместе с вами, мои дорогие прихожане, продолжаются. Совершенствуется церковная жизнь, открываются приходы, развиваются различные направления внебогослужебной деятельности, в том числе работа с молодежью, что, еще и еще раз скажу, является лично для меня приоритетным. Потому что от воспитания молодежи зависит не только будущее Церкви, но и, можно смело сказать, будущее страны нашей. Дай Бог, чтобы вся та духовная сила, вся та духовная потенция, которая в этом месте сконцентрирована через великий исторический опыт смолян, через святыню, здесь пребывающую, через молитвы у этой святыни многих и многих паломников со всея Руси, — пусть эта духовная сила укрепляет и нынешнее поколение смолян, и во власти сущих, и простых людей, духовенство наше и всех, кто любит Родину, любит Смоленский край и готов трудиться во благо и Отечества нашего, и Церкви нашей, и этого дивного Смоленского края.

Верю, что Господь приклонит милость, потому что уж очень много скорбей пережил этот край и много крови было пролито на этом месте защитниками Родины и Церкви. А такие подвиги и такие жертвы никогда не проходят даром. Они всегда отображаются в людях, наследующих тем, кто принес эти жертвы. И дай Бог, чтобы милость Божия в ответ на страдания, скорби и жертвы смолян изливалась сегодня на всех вас — и на власти, и на духовенство, и на народ, и на молодежь нашу.

Смоленск всегда остается и в моем разуме, и в сердце, исторгнуть эту память просто невозможно. Потому что, если бы не было опыта жизни и служения в Смоленске в тяжелейшие годы, то, наверное, и не состоялся бы Патриарх Кирилл. Поэтому огромная благодарность земле Смоленской, духовенству, всему верующему народу, и молюсь о том, чтобы Господь никогда не отступал Своей милостью и любовью от этого великого героического края земли нашей, чтобы Царица Небесная через икону Одигитрии простирала над смолянами Свой Небесный Покров, чтобы сила благодати, исходящая от чудотворного Смоленского образа Божией Матери, укрепляла всех вас.

А пожелание такое: в первую очередь храните веру православную, в нейже наше спасение, основа нашего национального сознания, источник нашего патриотизма и любви к большой и малой родине. Вера православная — это то, что сформировало наш народ и нашу страну, и никакие силы, которые сегодня пытаются разрушить страну и нападают на Церковь нашу, не могут и не должны возыметь никакого успеха. Их атаки должны быть отражены, как наши героические предшественники отражали полки иноплеменных, хотящих захватить и погубить единый народ наш.

Вот такие мысли приходят, когда посещаешь героическую Смоленскую землю, когда соприкасаешься со святынями земли Смоленской, наипаче с чудотворным образом Одигитрии, и когда встречаешься со всеми вами, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры. И да поможет всем нам Господь, еще раз хочу сказать, хранить веру православную, любовь к Отечеству, любовь к малой родине и трудиться во благо Церкви и страны нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6166702.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3095
  • Репутация: +571/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Новодевичьем ставропигиальном монастыре г. Москвы

26 октября 2024 г. 14:55

26 октября 2024 года в праздник Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Новодевичьем ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. В этом году отмечается 500-летие основания обители. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокочтимая матушка! Дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю Вас, матушка, за добрые слова. Благодарю и за все то, что происходит сегодня в этой исторической обители, за ее благоукрашение, за правильное, с точки зрения канонов, церковной дисциплины и благочестия, ведение жизни обители. И, конечно, благодарю всех паломников и прихожан, которые не оставляют это святое место, но находят здесь утешение.

Юбилей, который мы сегодня празднуем, относит нас к далеким временам, когда не все просто было на земле Русской. Тогда было принято решение, чтобы именно здесь был заложен монастырь, и состоялось перенесение святыни Смоленского града, града-защитника, града-щита Отечества, потому что эстафету духовной обороны — а, может быть, не только духовной, потому что в то время монастырские стены были крепостными стенами, — и подъяла на себя эта святая обитель.

Для меня как для человека, 25 лет жизни которого связаны со Смоленской землей, посещение сей святой обители — это особое событие, сопровождающееся особыми чувствами. Действительно, героический Смоленск, щит Родины, принимал на себя страшные удары со стороны западных агрессоров, тех, кто стремился войти в Россию, расчленить Россию, а самое главное, оторвать ее от Православия. И невероятно мужественными были те, кто защищал стены Смоленска, сознавая в полной мере, что они защищают не только крепость — они Родину свою защищают.

Но и потом, когда во многом сия святая обитель восприняла и смысл, и значение Смоленска — града-щита, — мы с этой обителью всегда связывали и связываем особые молитвы о Родине нашей, о народе нашем, о Церкви нашей, о хранении Отечества нашего в безопасности, об ограждении от всяких нашествий иноплеменников, междоусобной брани и всего прочего, что долгое время терзало землю Русскую, мешало ее развитию. А в конце концов, когда все это было преодолено, страна наша стала великой страной, той, которую мы знаем и сегодня.

Связь Смоленска с этой святой обителью для меня как для человека, который 25 лет жизни посвятил Смоленску, всегда сопровождается трогательными воспоминаниями. Совсем недавно я был в Смоленске, молился перед чудотворным образом, вспоминал очень непростые годы своего служения там, радовался тому, как сохраняется вера православная, как развиваются все стороны церковной жизни. А сегодня имею возможность, на фоне тех чувств, которые пережил в Смоленске, прийти и в эту святую обитель, с такими же чувствами совершить в ней богослужение, молиться перед святынями и вспоминать историю этой обители. И, конечно, еще и еще раз возносить Господу молитвы благодарственные за спасение страны нашей в самые тяжкие времена, за сохранение Церкви нашей в единстве и, конечно, за сохранение нашего монашеского братства и сестричества.

Вот и сегодня Новодевичий монастырь, находящийся в центре России, в столице, в мегаполисе, должен с особым тщанием нести то служение, которое возлагается на монашествующих. Монастырь — это место спасения, место уединения, и, несмотря на то что он находится в центре большого города, таковым он и должен и оставаться. Недаром вокруг монастырей, в том числе городских, возводились стены — не только чтобы ограждать от нашествия иноплеменников, но чтобы эти стены сохраняли особый духовный мир монашествующих. Живя за этими стенами и взирая на них, каждый монашествующий должен помнить, что сегодня это некие символы ограждения от умерщвления монашеской жизни, прекращения духовных подвигов, сокращения молитв — всего, что не соответствует умонастроению, которое было присуще на протяжении столетий нашим инокам и инокиням, подвижникам и подвижницам духа.

Поэтому моя первая просьба к сей святой обители, к Вам, матушка игумения, к сестрам, чтобы вы помнили об этом непременном вашем долге — совершать молитву. А второй долг — с любовью, а не с надмением принимать паломников. Никогда не смотрите на паломников сверху вниз! Всегда старайтесь войти в их трудности, их скорби, поддержать молитвой. Обители действительно должны быть местом исцеления, духовными лечебницами, что, может быть, невозможно полностью реализовать в приходских храмах. Но здесь сочетание монашеских традиций с любовью сестер и должно возгревать в людях это чувство прикосновения к родному духовному дому, к лечебнице духовной.

Роль монастырей в мегаполисах невероятно велика. Именно потому что в мегаполисах, как нигде в других местах на земном шаре, более всего развиваются соблазны, пороки, и люди чаще всего отдаляются от Церкви и от веры. Потому что слишком много здесь иных целеполаганий, которые не имеют отношения к самому главному — к определению человеком смысла его жизни. А эти иные целеполагания, как ложные маяки, могут завести в пропасть, в пучину, а если сравнивать с морскими путешествиями, посадить на такую мель, ударившись о которую, человек пострадает, может быть, на всю оставшуюся жизнь. Миссия наших городских монастырей — в особом молитвенном подвиге, в особом хранении монашеской дисциплины, в особой любви и вниманию к паломникам — и должна быть подлинным украшением обители. Поэтому призываю еще раз всех вас, дорогие мои матушки и сестры, к мирному, доброму и спасительному пребыванию в обители. Прошу помнить всегда и об обязательствах, которые на вас возложены Самим Господом через ваши обеты, через сам факт присутствия вас в обители. Еще раз скажу: кому больше дано, с того больше и спросится (Лк 12:48).

Благодарю все московские обители за их труд, за хранение монашеского духа, за большую помощь, в первую очередь молитвенную, которая оказывается мне как Патриарху, возглавляющему град Москву и Церковь Русскую. Надеюсь, что и дальше так и будет проходить жизнь в наших обителях.

Еще раз поздравляю Вас, матушка игумения, и всех сестер со знаменательным событием и всем вам, мои дорогие, желаю милости от Господа и Спасителя, здравия душевного и телесного и — еще раз подчеркну — хранения веры православной, несмотря ни на какие искушения и соблазны. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6169260.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3095
  • Репутация: +571/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VIII Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом

30 октября 2024 г. 14:48

30 октября 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось открытие VIII Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом. К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Сергей Викторович! Дорогие соотечественники! Братья и сестры!

Сердечно приветствую участников и гостей VIII Всемирного конгресса российских соотечественников, которые собрались сегодня здесь, в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя, а также тех, кто участвует в этом собрании по удаленной связи. Наш форум уже многие годы собирает людей, объединенных искренней любовью к России, ее культуре, ее духовным традициям. Вы встречаетесь, чтобы поделиться своим пониманием ситуации, в которой находятся соотечественники, их радостями, скорбями, проблемами, существующими в русском зарубежье. И, конечно, такая встреча содействует укреплению личных связей, которые могут быть очень важным фактором, содействующим нашим усилиям по поддержанию наших соотечественников.

Полагаю, у всех нас общая миссия — передать великое наследие, которое нам досталось от наших предков, следующим поколениям. Конечно, центральную роль играет духовное и культурное наследие нашего народа, все самое важное и лучшее, что мы приняли от наших предков. Ныне мы переживаем весьма сложный исторический периоды, и каждый это чувствует, понимает. Когда говорю об этом и употребляю слово «мы», в каком-то смысле слово «мы» — это весь земной шар, весь род человеческий. Потому что в любом уголке нашей планеты люди действительно сталкиваются с такими вызовами, которые даже представить себе не могли предыдущие поколения. А непростая ситуация требует от нас осознания особой личной ответственности за судьбу нашей Родины.

За три года, прошедшие со времени проведения VII Всемирного конгресса соотечественников, произошли многие судьбоносные изменения. Страны исторической Руси проходят сегодня через тяжелые испытания, когда внешние силы стараются многими способами разделить исторически единый народ, отменить русскую культуру, оторвать людей от православных корней, уничтожить наше историческое наследие, а значит, лишить нас и общего будущего.

В трудные времена как никогда ощущается потребность в вере, в помощи свыше. Достаточно вспомнить время Великой Отечественной войны — страна безбожных пятилеток, закрытых храмов, порушенных святынь; казалось бы, с «религиозными предрассудками» покончено навсегда. И что же? Руководитель страны обращается к народу и не находит других слов, но произносит церковное приветствие: «Дорогие братья и сестры!» Не «дорогие товарищи» — дорогие братья и сестры! Это были правильные слова, потому что они исходили не из идеологии, не из требований политического момента, но из глубин нашей общей истории. И эти слова действительно достигли сердец тех, кто слушал выступление Сталина.

Сегодня многое делается для того, чтобы наши люди, живущие за рубежом, могли сохранять тесную связь с Родиной, культурную и духовную. И для меня как для Патриарха особенно приятно сказать, что пастырское окормление нашего зарубежья осуществляется сегодня на очень высоком уровне. Наши общины действуют без малого в ста странах мира, где несет служение почти 2000 священников. Вопреки русофобской пропаганде зарубежные храмы наполняются большим количеством верующих, ищущих духовную опору в Русской Православной Церкви. В современных реалиях наши заграничные приходы представляют собой уникальные и подчас единственные площадки для общения, взаимодействия и консолидации как русскоязычных соотечественников, так и дружественно настроенных местных жителей, всех тех, кто отождествляет себя с православной русской традицией.

Православная вера всегда была духовным оплотом нашего народа. Она и путь спасения отдельного человека, и реальная сила, которая объединяет людей и помогает им в трудных обстоятельствах поддерживать друг друга. Кроме того, вера сохраняет историческую связь, преемственность поколений. И в связи с этим нельзя не упомянуть о значении семьи, которая, будучи важнейшим общественным институтом, играет ключевую роль в воспитании детей, формировании их мировоззрения, ценностных приоритетов и, конечно, отношения к вере. В наше время очень распространено весьма вредное, пагубное заблуждение, будто детям не нужно рассказывать о Боге, не надо учить их заповедям, молитвам, не надо читать им Евангелие, приводить в храмы на богослужение и так далее. Якобы вырастут — и сами во всем разберутся. Подобное нередко говорится под предлогом заботы о детях, с неким лукавством, якобы «уважением к их свободному выбору», чем на самом деле маскируется собственное безразличие к вере и духовной жизни, отсутствие интереса к реалиям самой жизни.

Однако очевидно, что человек живет и формируется в культурной среде. И если он с детства он не слышал живой человеческой речи, то ни на каком языке такое существо не заговорит — это будет Маугли. Дети не смогут разобраться в том, чему они непричастны. Велика опасность, что жить они будут без Бога, что их жизненные ценности и ориентиры будут связаны отнюдь не с христианством и высокими нравственными идеалами, а с прагматическими устремлениями, поиском выгоды, комфорта и приоритетом материального начала. Согласитесь, что подобные ценности не только входят в противоречие с тем, что мы называем национальным духовно-культурным кодом нашего народа, но и затрудняют человеку путь к спасению и, я бы сказал, очень затрудняют чувствовать себя сопричастным великому общему наследию, всему тому, чем живет Родина.

Дети порой способны не хуже нас, взрослых, разбираться в вере, постигать ее истинное значение, размышлять о ней. В этом я не раз убеждался лично. Именно от детей и молодежи мне доводилось слышать очень глубокие вопросы о Боге, о вере, заданные при этом с большой заинтересованностью. Обучая своих детей вере, передавая им духовный опыт поколений, прививая им любовь к России, ее истории, культуре и традиции, мы тем самым укрепляем ценностный фундамент нашего народа, помогаем нашим детям обрести твердую нравственную опору. А ведь это вложение в будущее нашего народа.

Беседуя с зарубежным духовенством и проживающими за границей прихожанами наших храмов, стараюсь напоминать им о том, что на них возложена великая ответственность представлять Церковь и нашу страну среди людей, которые зачастую мало или совсем ничего не знают о Православии, а свое впечатление о России черпают из отравленных русофобией средств массовой информации. Вот почему важно, чтобы приходы, общины соотечественников не превращались в замкнутые и самодостаточные сообщества, но всегда были открыты ко всем, кто желает соприкоснуться с красотой нашей веры, с богатейшим культурным наследием Родины. Но и нам в свою очередь нужно лучше знать историю, литературу, поэзию, музыку, религиозные традиции тех стран, где соотечественники живут. Такое взаимное узнавание может дать полезные всходы на ниве дружбы и сотрудничества. Подтверждением этого тезиса служит тот факт, что сегодня многие иностранцы стремятся переехать в Россию, где ищут убежище от либеральной общественной морали. Происходящее свидетельствует о том, что будущее за теми, в ком живет крепкая вера, которая дает человеку возможность сохранить свою духовную целостность, свою способность обеспечить живую преемственность поколений. Действительно, наблюдается этот процесс — люди переезжают в Россию, и когда разговариваешь с такими семьями, выясняется, что в первую очередь причиной тому является страх за будущее детей. Рассказывают о том, чему их учат в школах, какие им прививаются идеи — совершенно страшные с точки зрения человеческой морали, а тем более православной веры. И вот, опасаясь, что такое обучение разрушит духовный, культурный, национальный код ребенка, родители не просто забирают их из школы, но уезжают из этих стран и возвращаются на Родину.

Я убежден, дорогие мои, что наша общая задача — не только бережно хранить память о Родине, ее великом прошлом, но и активно участвовать в созидании ее завтрашнего дня. Наши общие усилия или, как мы говорим на церковном языке, соборные усилия — это ведь то, что даже в советское время пытались воспитывать в людях, называя коллективизмом. А слово «соборность», «собрание» в первую очередь предполагает единство. Не может быть собрания, если люди чужды, если они противны друг другу, если у них разные целеполагания, — тогда собрание превращается в арену столкновения человеческих страстей и место конфликтов.

Конечно, существуют разного рода конфликты между людьми. Помимо семейных конфликтов, которые были, есть и, наверное, будут до скончания века, потому что грех никуда не уходит из человеческой души, существуют конфликты, которые определяются неуспешностью в профессиональной деятельности, сомнениями в справедливости отношения со стороны окружающих, многими другими обстоятельствами. То есть конфликты — это нечто постоянное. Но ведь жить в постоянном конфликте нельзя, конфликт разрушает. Поэтому, если конфликтам не будет противопоставлено желание преодолевать их всеми возможными способами, созидать единство — а я бы сказал, соборное единство нашего народа, — то конфликты могут стать очень опасной и разрушительной силой. Поэтому, когда Церковь призывает к миру душевному, к миру с самим собой, к миру в семье, к миру в обществе, к миру в государстве, она не произносит дежурные слова — этот призыв исходит из самой природы Церкви как силы, объединяющей людей.

Уверен, что даже внешние обстоятельства во многом содействуют тому, что люди, которые еще вчера, может быть, сомневались в необходимости общего соборного делания, направленного на благо страны, сегодня все больше и больше осознают свою личную ответственность за судьбу Родины. Дай Бог, чтобы это чувство ответственности было присуще абсолютному большинству наших людей. Потому что за ответственностью о судьбе Родины должны последовать и мысли, и дела. Сегодня страна нуждается в том, чтобы мы были вместе, как, может быть, никогда за последние десятилетия — для того чтобы Россия оставалась подлинно суверенной, подлинно независимой, подлинно свободной страной, самостоятельно определяющей путь своего цивилизационного развития. И да будет так! Всех вас сердечно приветствую!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6170453.html