Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 596393 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3099
  • Репутация: +575/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

7 января 2025 г. 21:07

Вечером 7 января 2025 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогая молодежь! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно благодарю за молитвы обо мне. Особенно это чувствую, когда мы собираемся в праздники Пасхи и Рождества на торжественную вечерню, где возносятся молитвы о Патриархе и где произносятся в адрес мой слова, которых, может быть, я в полной мере не заслуживаю, но которые действительно служат поддержкой для меня в очень непростом — и это не фигура речи — Патриаршем служении.

Когда Господь призвал меня к этому служению, я в своей речи сказал о том, что служение Патриарха — это несение креста. Могу это повторять каждый день своей жизни, в том числе и в такие праздничные дни. Тогда же я сказал, что этот крест непосильно нести одному человеку, но вместе с Патриархом его несет епископат, духовенство и весь верующий народ. И чем больше я погружаюсь в проблематику, связанную с Патриаршим служением, чем больше задумываюсь о решении возникающих проблем, тем больше убеждаюсь в правоте тех слов. Патриаршее служение может быть плодоносным только тогда, когда вместе с Патриархом это служение несет епископат, духовенство и весь верующий народ.

А совместное служение в первую очередь проявляется в нашем единстве: в единстве во время Евхаристии, когда мы все причащаемся из единой Чаши; в единстве, когда поддерживаем друг друга; в единстве, особенно сейчас, когда помогаем тем, кто страдает от вооруженных конфликтов и многих скорбей, связанных с нарушением обычного ритма жизни.

В связи с этим хочу особенно поблагодарить наших добровольцев, тех, кто, не жалея своей жизни, своего здоровья, уезжает на Донбасс, приносит туда тепло своих сердец, помогает людям в тяжелейших обстоятельствах. Церковь — это община веры, и она живет, покуда сохраняется вера в Господа и Спасителя. Когда вера иссякает, и религиозная жизнь замирает. Но никогда на протяжении двух тысяч лет не было так, чтобы везде и навсегда померкла эта вера. Даже в трудные годы воинствующего атеизма Церковь наша, как это ни странно, скажу смелое слово, процветала. Она не имела возможности социального служения, она не имела возможности обращаться к народу через средства массовой информации, она не имела возможности участвовать в воспитании, образовании детей и молодежи. Но она никогда не оставляла своего призвания быть духовным руководителем своего народа, служить ему верой и правдой во имя Божие.

И, пройдя эти трудные испытания, Церковь наша стала еще сильнее. Не в светском понимании этого слова, не в том, что Церковь обрела некую власть и способность управлять кем-то и чем-то, помимо духовной жизни. А в том смысле, что, несомненно, укрепляется и уже в значительной мере укрепилась вера нашего народа. Чувствую это, посещая учебные заведения и различные светские учреждения, общаясь с молодежью, встречаясь с людьми, которые, может быть, не так часто приходят в храмы, но которые в сердце своем сохраняют веру православную. Но более всего и сердцем, и разумом, и зрением, и слухом я воспринимаю это, когда совершается наша соборная служба, когда я вижу всех вас, мои дорогие, и понимаю, что вы как часть того единого большого целого, что составляет наша Церковь, представляете здесь, на Патриаршей службе, весь наш благочестивый народ.

В вашем лице благодарю всех наших православных верующих людей за их верность Церкви, за добрые дела, которые сейчас совершаются, за то, с каким трепетом, с каким вниманием сегодня относятся наши приходы к воспитанию детей и молодежи. За все это сердечно благодарю и надеюсь, что Господь не лишит нас Своей милости, и пройдут трудности, связанные с ведением военных действий на территории Святой Руси. Знаю, что Господь не посрамит нашу веру, нашу надежду и наше стремление к тому, чтобы укреплялась церковная жизнь, укреплялась вера в людях и чтобы установился прочный и справедливый мир.

Еще раз хотел бы поблагодарить Вас, владыка митрополит, вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за труды, которые мы все вместе несем во благо Церкви нашей и благочестивого нашего народа. И да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу, власти и воинство и весь наш благочестивый народ, укрепляя всех нас в вере и верности Господу, идя по стопам Которого через перипетии нашего исторического бытия, мы сохраняем самое главное, что дает нам надежду на земное благополучие и на жизнь вечную, — нашу веру православную, душу нашего народа. И да будет так на многая и благая лета! Всех вас сердечно поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6189858.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3099
  • Репутация: +575/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2025 г. 16:10

8 января 2025 года, в день попразднства Рождества Христова, праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня Собор Пресвятой Богородицы. Что это означает? Собор — это собрание. Мы вспоминаем и о тех, кто был рядом с Пресвятой Богородицей, — о Ее родственниках по плоти, о тех, кто Ее окружал, о тех, кто о Ней заботился. Это семейный праздник, если говорить о земной, человеческой семье Господа и Спасителя.

Но, чествуя Пресвятую Деву Марию, нельзя не вспомнить о том, как страдание прошло через Ее душу (см. Лк. 2:35). И что удивительно: Матерь Господа выше всех ангелов и архангелов — неужели нельзя было сделать так, чтобы никаких страданий в земной жизни у Нее не было? Оказывается, что нет. Она должна была пройти тем же путем, которым проходит каждый человек, соприкасаясь со скорбями, болезнями, искушениями и страданиями. А от того, как люди проходят все эти жизненные преграды, зависит то, что произойдет после их смерти. Поэтому пример Царицы Небесной, Девы Марии, является для нас очень важным. Он помогает понять, как можно проходить через самые тяжкие страдания, не согрешая, не отказываясь от Бога, не ропща на Него.

Что может сравниться со страданиями Матери, которая стоит рядом с распятым на кресте любимым Сыном? Ведь это не просто смерть — это страшная смерть в муках. Что происходило тогда в Ее сердце, Ее сознании? Даже невозможно себе представить! И действительно может возникнуть вопрос: неужели Господь не мог оградить Свою Мать от этих страданий? Почему Он провел Ее через такие страдания, через которые не проходит абсолютное большинство людей, даже самых грешных? Ответ такой: страдание, скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал; по крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, мы нередко воспринимаем это как вызов. Начинаем бороться, вырабатываем стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, — тем самым заражаясь человеческой неправдой и злобой. На это и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, — чтобы мы возроптали, возненавидели других людей, отреклись от Бога и Его промысла. Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божиему закону.

Когда все хорошо, вроде как нет ни соблазнов, ни искушений, с точки зрения веры в Господа. А когда проходим через скорбь, как часто мы говорим: «Господи, а за что мне все это?» Мы не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а пытаемся ответить на вопрос: «Да что ж такое, почему же я? Ведь сосед ничего такого не испытывает! А я вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать — почему же Господь меня проводит через скорби?»

Ответ очень простой. Если родная по плоти Мать Господа прошла через скорбь, какие могут быть у нас вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никакие! Господь и дал нам пример Своей Матери, Пречистой Преблагословенной Девы Марии, Той, что выше всех ангелов и архангелов, Которую даже эта высота и близость к Богу не оградили от человеческой скорби, человеческих страданий. Причем в отношении Божией Матери эти страдания были воздвигнуты на самую высокую ступень, практически невозможную для испытания и сохранения человеческой личности. Ведь что могло быть тяжелее, чем созерцание мучительной смерти единственного Сына? Но если Господь, еще раз хочу сказать, Мать Свою провел через эти испытания, то как же мы можем роптать на Господа? Ведь мы в большинстве случаев ничего подобного не испытываем.

Только одно мы можем сказать: Господь посылает нам страдания не для гибели. Он соприкасает нас со скорбью не для того, чтобы мы потеряли самих себя или что-то ценное в своей жизни, но чтобы испытать нас на верность. И когда Господь проводит нас через скорби, никогда не надо от Бога отказываться, на Бога роптать, но с доверием к Божественному промыслу проходить через эти скорби и просить Господа, чтобы Он сохранил нас, чтобы скорбь не разрушила наши духовные и физических силы.

Мои пути — не ваши пути, говорит Господь (см. Ис. 55:8). Мы не можем понять, почему Господь нас проводит через те или иные трудные жизненные обстоятельства, но мы должны относиться к Богу с доверием. Потому что, наверное, нам так нужно — испытать нечто тяжелое, чтобы душу свою спасти, а то и преодолеть некие ошибки, которые могут обратиться куда большими скорбями.

Пример Пресвятой Девы Марии, со смирением воспринявшей страшную весть о страданиях и распятии Своего Сына, через сердце Которой действительно прошли стрелы и мечи человеческой ненависти, несправедливости и зла, должен укреплять нас в решимости никогда не роптать на Бога, даже если в нашей жизни возникает нечто трудное, сложное и не до конца понятное. Мы должны всегда сохранять веру в Господа, и, чем труднее нам становится, тем сильнее должна быть наша вера, в том числе в благость Божественного промысла. Нужно воспринимать жизненные трудности как испытания, посылаемые нам от Господа для нашего спасения, для вразумления в этой жизни и для спасения в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6189996.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3099
  • Репутация: +575/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

22 января 2025 г. 15:58

22 января 2025 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником, с днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Великого угодника Божия, который дает нам пример верности архиерейской присяге, пример огромного мужества, силы и способности провозглашать Божию правду даже тогда, когда это провозглашение становится смертельно опасным.

Святитель Филипп повторил подвиг ветхозаветных пророков. Пророки не молчали, они говорили Божию правду, а эта правда очень часто расходилась с тем, что говорили и делали сильные мира сего. Поэтому многие пророки погибли от меча властителей, которые не могли смириться с тем, что кто-то провозглашает правду, невзирая на лица. Но без провозглашения правды были бы потеряны нравственные ориентиры в жизни людей, и неизвестно, существовала бы вообще человеческая цивилизация. Потому что ложь — от диавола, а диавол — это смерть; значит, господство лжи делает человеческое сообщество совершенно нежизнеспособным. Поэтому в каком-то смысле провозглашение Божией правды — это залог, условие существования рода человеческого.

Святитель Филипп обличал грозного царя, выражая свое несогласие с тем, что он убивает людей. Конечно, царь считал насилие одним из средств укрепления монархической власти, преодоления возможных разделений, междоусобиц. В каком-то смысле он стремился к правильным целям, к преодолению внутренних конфликтов в жизни нашей страны, но достигал своих целей ужасными средствами, ценой колоссальных человеческих жертв, и это перечеркивало все его добрые намерения. Его действительно боялись, называли «Грозным», страдали от насилия, и правление царя, который имел якобы доброе намерение добиться консолидации народа, государства, на деле становилось пыткой для людей. Очень многие погибали из-за подозрительности царя, его доверия к тем, кто, наговаривая на кого-то из бояр, преследовали свои личные интересы.

Другими словами, несомненно неправедными были средства, с помощью которых грозный царь созидал единство страны. Потому что там, где смерть, где казни, — там разделение; и всякое единство, которое создается таким образом, не может быть долговременным, прочным и соответствовать убеждениям людей. Вот поэтому святитель Филипп на том месте, на котором я стою сейчас, и отказался благословить царя Иоанна IV. Царь воспринял это как политическую акцию, тем более что святитель принадлежал к древнему боярскому роду Колычевых, а бояре, как известно, сопротивлялись многим действиям царя. Он усмотрел в этом прямой выпад против царской власти, сослав святителя в Отроч монастырь в Твери, а затем дал команду Малюте Скуратову погубить святителя, что Малюта и сделал, задушив святителя в том самом Отроче монастыре.

Вся эта история многому нас учит. Во-первых, она учит нас тому, что насилие, неправда, даже используемые якобы для достижения добрых целей, не может пройти бесследно как для тех, кто это насилие совершает, так и для народа. А разве и в нашей послереволюционной истории не было стремления загнать всех людей — насилием, пытками, заключением — в некое справедливое общество, которое в конце концов построит рай на земле? Ни справедливого общества, ни рая на земле не получилось — но сколько же людей было умучено и убито!

Тяжкая история нашей страны, в том числе события, связанные с умерщвлением святителя Филиппа, и репрессии постреволюционного времени, свидетельствует о том, что не благословляет Господь не только недобрые намерения, как это было в постреволюционные годы, но даже добрые намерения, если они осуществляются злыми, опасными для нравственной природы человека средствами.

Святитель Филипп пал жертвой безрассудных, абсолютно неправомерных действий. И об Иване IV мы вспоминаем как о царе грозном, который, несомненно, и что-то доброе делал, но своей жестокостью запятнал свое имя и свою память. А о святителе мы вспоминаем как о святом человеке, который осмелился благовествовать Божию правду, несмотря на то что провозглашение этой правды грозило для него смертью, что и произошло. Последующая история, а главное, история Церкви нашей, и вынесла суд: митрополит Филипп причислен к лику святых, а Иван IV так и остался в памяти грозным царем, многие действия которого признаются полезными, но нравственная составляющая правления полностью отвергается как принесшая огромные страдания народу. И, может быть, главным из преступлений царя было умерщвление святителя Филиппа.

Вспоминая сегодня эту историю, мы благодарим Бога за то, что живем в другие времена. Вернулась возможность для Православной Церкви открыто совершать свое служение, а людям любых званий — приходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться. Мы с вами действительно живем в особое время, если взять даже всю историю России, включая царские времена, когда империя была православной, но, как уже было сказано, не во всем поспешествовала делу Божиему. А сегодня Господь дает нам особые возможности. Церковь совершенно свободна от какого-либо политического диктата, от какого-либо влияния власти на внутреннюю жизнь Церкви. Еще раз скажу: мы живем тогда, когда и Президент православный, и премьер православный, и в правительстве много глубоко верующих людей, и время благоприятное. Но время — это не вечность, всякие могут наступить времена, а потому, живя в это время благоприятное, мы должны укрепиться в вере. И это в первую очередь ответственность нашей Церкви, нашего духовенства, наших приходских активистов, руководителей наших молодежных организаций — делать все для того, чтобы вера православная укрепилась в наших людях, чтобы никакие потрясения — ни политические, ни социальные, ни мировоззренческие — не могли ослабить дух и силу веры православной в нашем народе. Поэтому, вспоминая все то, что произошло со святителем Филиппом, вспоминая всю тяжелую историю Русской Церкви, особенно в веке XX, мы еще и еще раз должны благодарить Господа за времена наступившие и одновременно понимать: кому больше дается, с того больше и спросится. И если наше духовенство, ограниченное во всем в советское время, могло только совершать богослужения, то сегодня оно обязано, помимо богослужений, делать все для того, чтобы укреплялась вера в нашем народе. Работа с детьми, с молодежью, с нашей интеллигенцией, образовательные, социальные программы Церкви — это не прихоть, это указание на то, как Церковь сегодня должна работать, чтобы не повторять ошибок прошлого, но чтобы использовать время благоприятное для укрепления веры и церковной жизни в нашем народе. Мы все призваны сегодня трудиться очень и очень плодотворно, чтобы, еще раз подчеркну, время благоприятствования для жизни Церкви осуществилось в добрых плодах, способствующих укреплению благочестия и всех нравственных основ жизни нашего народа, его духовного благополучия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6192598.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3099
  • Репутация: +575/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

26 января 2025 г. 15:24

26 января 2025 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило открытие XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую в Храме Христа Спасителя в связи с началом Рождественских чтений.

Это важное событие в жизни нашей Церкви. Если посмотреть на социологический срез участников, то Чтения — практически как часть Поместного Собора. В них участвуют епископат, духовенство, наш актив из мирян, и действительно, хотя мы не называем Чтения Собором, но именно здесь изучают проблемы и выносят суждения, на основании которых выстраивается отношение Церкви к тем или иным проблемам.

Рождественские чтения начинались с образовательных программ, но потом их повестка весьма расширилась. Это, несомненно, новация, которая в каком-то смысле возмещает отсутствие ежегодных Соборов, и, может быть, это правильное возмещение. Потому что Собор является законодательным органом, его решения касаются самых важных тем, связанных с церковной повесткой дня, и должны непременно претворяться в жизнь. А образовательные Чтения, по своему составу равные Собору, не имеют соборного авторитета, и в этом смысле работа Рождественских чтений открывает больше свободы, больше возможностей. И мы знаем, насколько важны сейчас эти Чтения, как они помогают корректировать наши программы, наши установки, развивать, если хотите, некое новое мышление, посредством которого Церковь анализирует происходящее в стране и мире.

Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 4:12-17) содержит в себе тему покаяния, по-гречески «метанойя». Это не просто осознание греха и чистосердечное раскаяние, как нам обычно кажется, — это нечто большее. «Метанойя», если точно переводить с греческого, — это перемена, это такое раскаяние в грехах, которое предполагает перемену. Мы не только говорим «каюсь», не только констатируем факт нашей греховности, нарушения заповедей Божиих, но принимаем на себя обязательства — в меру наших сил, насколько Господь нам в этом поспешествует, — изменять нашу жизнь к лучшему.

В каком-то смысле «метанойя» есть главное измерение духовной жизни человека, потому что без изменения личности, без перемены к лучшему не может быть движения к Царствию Божиему. Если мы стоим на месте, мы деградируем; тем более, если мы откатываемся назад, мы все дальше отступаем от Бога и от Божественной благодати. Вот почему именно с покаянием древняя христианская традиция связывает перемену сознания, перемену мыслей, а вслед за этим — и перемену нашей жизни.

Дай Бог, чтобы так и происходило. Наши Рождественские чтения, еще раз хочу сказать, за невозможностью проведения Архиерейских Соборов ежегодно представляют уникальную возможность совместного осмысления проблем, стоящих перед Церковью, и выработки рекомендаций, которые используются, в том числе, в пастырской практике, влияют на богословскую мысль нашей Церкви и являются, несомненно, очень важным фактором всестороннего развития нашей церковной жизни.

Должен сказать, что ничего подобного в Поместных Православных Церквах, к сожалению, нет. Созываются некие ассамблеи, на которые приглашаются миряне и богословы, и слава Богу, что это есть. Но не припоминаю, чтобы где-то было нечто подобное такого масштаба и такого влияния на богословскую мысль, на церковную жизнь, которое оказывают Рождественские чтения. И благодарим Господа за то, что установилась замечательная традиция проведения этих, я бы сказал, соборных Чтений, то есть соборного осмысления всего, что происходит с нами, с нашим народом, с нашим обществом. И мысли, которые возникают в результате этих дискуссий, несомненно, оказывают благоприятное воздействие и на течение нашей церковной жизни, и на укрепление благочестия и веры в нашем народе.

Именно поэтому я считаю очень важным то, что происходит в контексте работы Рождественских чтений. И дай Бог, чтобы энтузиазм, с которым вы все участвуете в этих Чтениях, мысли, которые возникают у вас и которые вы предлагаете в ходе дискуссий, принимаемые документы и далее вносили важный вклад во всестороннее развитие нашей церковной жизни. Поэтому мое слово, обращенное к вам, — это в первую очередь слово благодарности за ваши инициативы, за вашу активность, за вашу готовность приезжать в Первопрестольный град, чтобы соборно обсуждать проблемы, которые сегодня волнуют нашу Церковь и, в каком-то смысле, весь наш народ.

Пусть благословение Божие в ответ на наши скромные усилия укрепляет веру и благочестие в нашем народе, дает людям возможность еще и еще раз осознать, чтó есть добро, а чтó — зло, не поддаваться на соблазны, на некие интеллектуальные провокации, которые имеют своей целью оторвать человека от Бога, от веры, от Церкви. И очень важно, чтобы именно в недрах Рождественских чтений рождались смыслы, которые укрепляли бы епископат, духовенство и весь верующий народ, обогащая нас и подготавливая к тем диалогам, дискуссиям, которые происходят между Церковью и окружающим нас обществом.

Еще и еще раз сердечно благодарю всех вас за ваши труды, за вашу готовность участвовать в Рождественских чтениях, за привнесение вами того вклада, который каждый из вас совершает, трудясь на этом поприще. Да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и всех, кто верой и правдой служит Церкви и Отечеству, кто твердо и последовательно идет по пути, который Господь нам указал, — по пути к Царствию Божиему, — сопротивляясь соблазнам и греховному влиянию темных сил, отражая всяческое диавольское действие на наш ум, нашу волю и нашу жизнь. Да помогает Господь Церкви нашей, всему нашему благочестивому народу хранить веру православную, следуя богоугодным путем служения народу нашему и государству Российскому. Всех вас, мои дорогие, еще и еще раз приветствую и поздравляю с замечательным событием — открытием Рождественских чтений. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6193552.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3099
  • Репутация: +575/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

28 января 2025 г. 20:00

28 января 2025 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствую. И всякий раз, когда мы все вместе собираемся в этом огромном зале, я как человек, заставший очень трудные времена для жизни нашей Церкви в Советском Союзе, не могу оторваться от воспоминаний. Потому что этот зал был связан с партийными съездами, на которых, в том числе, провозглашались всякие, простите, бредовые идеи о том, что произойдут радикальные перемены в жизни страны и мы достигнем какого-то особого уровня развития, который не предполагает присутствия религии в жизни народа. Именно здесь, с этих трибун, провозглашались подобного рода идеи, которые, будучи озвучены самыми высокими представителями власти, воспринимались народом и нижестоящими руководителями как прямое указание к действиям. Но вот могли бы представить представители власти и те, кто наполнял тогда этот зал, что наступят времена, когда именно здесь, в зале, где проходили партийные съезды, где, в том числе, строились планы по полной ликвидации Церкви, религии, веры в стране, будут проходить такие собрания, как Рождественские чтения? И как не вспомнить слова «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:14)? Наверное, в то время никто даже представить не мог этой картины, которую мы сегодня воспринимаем как торжественную, очень важную, но, в общем-то, практически обыденную. Здесь мы собираемся каждый год для того, чтобы обменяться мыслями, подумать о нашей работе, в первую очередь в области образования, воспитания, и, конечно, всем вместе помолиться. Помолиться о нашей стране, о наших властях православных, о народе нашем, о мире, дабы никакие силы не мешали поступательному развитию нашей страны и нашего народа.

Слово, которое я хотел бы обратить к вам сегодня, будет, конечно, связано с 80-летием Великой Победы, с памятью и духовным опытом поколений.

Мы с благодарностью вспоминаем подвиг наших предков, сумевших не только защитить родную землю и отстоять суверенитет страны, но и победить нацизм, дойдя до самого логова захватчиков, чья преступная идеология овладела умами миллионов людей. Однако выбранная для обсуждения тема затрагивает не только вопрос сохранения исторической памяти, что, безусловно, очень важно, и я об этом не раз говорил. Пять лет тому назад мы с особенным вниманием обратились к этой теме, отмечая 75-летний юбилей Победы[1]. С этой высокой трибуны мне довелось говорить о немалом вкладе Русской Православной Церкви в победу над нацизмом, о подвиге верующих, духовенства и епископата, о важности противостоять попыткам переписать историю и предать забвению страшные и вместе с тем славные страницы Великой Отечественной войны.

Да, несомненно, мы призваны к тому, чтобы хранить благоговейное отношение к подвигу нашего народа, к подвигу наших предков. Народ неблагодарный, впавший в историческое беспамятство и не помнящий родства, обречен на исчезновение. Об этом не думали наши атеистические лидеры, которые отсекали историю от настоящего, которые предавали историю даже не забвению, а сокрушительной критике. Они не понимали, что нельзя с нуля начинать историческое развитие, и ошиблись, потому что та духовная сила, та культура, которая была сформирована предыдущими поколениями, не переставала питать сознание и нравственное чувство и тех людей, которые были призваны партийным руководством к тому, чтобы уничтожить религиозное сознание, религиозную практику и построить атеистическое общество.

Но важно не забывать и о другой стороне вопроса, которая нередко остается в тени торжественных победных реляций. Сбережение памяти обеспечивается по-настоящему сохранением духовного опыта поколений, а этот опыт, в свою очередь, есть не что иное, как передача живой духовной традиции народа. Вот покуда есть эта передача духовной традиции, народ действительно сохраняет огромную духовную силу, способную противостоять самым грозным опасностям.

А почему это именно так, и почему мы задумываемся об этом? Немногим более 200 лет отделяет нас от победы в Отечественной войне 1812 года, и сейчас для многих из нас это в основном просто значимый факт истории. Но на протяжении многих десятилетий XIX и начала XX в. победа в Отечественной войне 1812 года была одним из ключевых культурных символов России. Эта тема оставила глубокий след в общественном сознании и нашла отражение во многих произведениях литературы[2], в живописи[3], в музыкальном творчестве[4], в архитектурных и скульптурных памятниках. Годовщины победы над Наполеоном торжественно отмечались на самом высоком государственном уровне. Всеобщей благодарностью за победу в Отечественной войне должен был стать, как вы знаете, Храм Христа Спасителя в Москве, который строился более 40 лет на народные деньги. В 1883 году храм в присутствии Императорской семьи был, наконец, освящен, что стало выдающимся событием в религиозной, культурной и общественной жизни страны. Но проходит менее 50 лет — и в 1931 году этот прекрасный символ великой победы великого народа был варварски разрушен пришедшими к власти большевиками, для которых народная святыня уже не имела никакого значения. Последующие 70 лет сие святое место пребывало в мерзости запустения.

Память, по словам академика Д.С. Лихачёва, «противостоит уничтожающей силе времени, преодолевает само время»[5]. Это так, однако память не живет изолированно, вне связи с живым духовным опытом поколений. Да, ее можно поддерживать какое-то время искусственно, запечатлевать и воспевать в произведениях искусства, но, утрачивая связь с духовной традицией, она постепенно меркнет и гаснет. Внешний пафос уходит, а на его месте обнаруживается незаполненная пустота.

Мы знаем, что, несмотря на декларируемый статус православного государства, каким себя, безусловно, считала Российская империя, Церковь, находившаяся под контролем государственной власти, была ограничена в своей деятельности. И хотя простой народ продолжал хранить преданность Христу и Его Церкви, значительную часть управленческих элит и интеллигенции поразила духовная болезнь — болезнь неверия и религиозного релятивизма, что и стало одной из причин революционных потрясений в России.

Очевидно, что успехи русской государственности и достижения русской культуры прежних веков были в значительной степени основаны на христианском духовно-нравственном фундаменте. Воспитанный и укорененный в православной вере народ вынес на своих могучих плечах грандиозные преобразования Петра I, масштабные начинания Екатерины II, Александра I и других Романовых.

Православная вера, христианская нравственность стали тем источником сил, благодаря которому сформировались ключевые качества национального характера, позволившие России и русской культуре стать по-настоящему великими: терпеливость, обостренное чувство справедливости, трудолюбие, выносливость, мужество, устремленность к высшим идеалам и ценностям.

Революция 1917 года и приход к власти атеистических сил ознаменовали строительство не только нового, исключительно материалистического государства, но и создание «нового типа человека». Кровавые репрессии в отношении Церкви и верующих были призваны искоренить всякие «религиозные предрассудки», окончательно разорвать связь времен. Но когда пришла беда и началась Великая Отечественная война, руководство страны обращается именно к христианским ценностям, к православному духовному наследию. Гонения на Церковь приостанавливаются, начинают популяризироваться образы героев прошлого: святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного адмирала Феодора Ушакова, генералиссимуса Александра Суворова и других подвижников, чей пример самоотверженного служения и любви к Отечеству действительно вдохновлял и продолжает вдохновлять людей.

Христианские качества самопожертвования и мужества, готовности людей отдавать самое дорогое — свою жизнь — ради ближних и высоких идеалов защиты Родины проявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно война была объявлена священной, что обращало сознание людей к религиозной идее святости. И этот духовный ресурс, несомненно, был одним из факторов, вдохновлявших народ на борьбу до победы. Само использование слова «священная» по отношению к войне в то самое атеистическое время уже свидетельствовало о некоем повороте в сознании, в том числе в сознании власть имущих. И ведь все это сработало! Люди действительно восприняли защиту своего Отечества как свой священный долг.

Однако очевидно, что любой ресурс, если его не восполнять, неизбежно исчерпывается. В синодальную эпоху, несмотря на сложное положение Церкви, мощная духовная сила прорывалась через служение русского старчества и деятельность выдающихся проповедников и духовных писателей. Но в советские годы, как мы помним, даже это служение было максимально ограничено. Церковь была поставлена на грань выживания, что затрудняло ее просветительскую миссию.

Тем не менее, с обретением внешней религиозной свободы люди заинтересовались Церковью, многие крестились, обвенчались. Мы помним впечатляющий энтузиазм, сопровождавший первые десятилетия церковного возрождения в странах исторической Руси.

Однако Господь ждет от нас большего — Он ищет прежде всего нашего сердца (Притч. 23:26), ждет крепкой и зрелой веры, подтверждаемой реальными делами. И здесь мы подходим, быть может, к самому главному вопросу: что такое вообще победа? От того, какой образ побед прошлых и будущих мы имеем, в каком-то смысле зависит нравственное состояние общества и во многом судьба народа. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа», — свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 21:31). Бог — истинный Победитель и Источник победы. Искренняя обращенность к Богу делает народ сопричастным не только победам внешним, но и — главное — внутренним, духовным победам. Следует помнить, что настоящей победы не бывает без исправления жизни и без нравственного изменения. Как писал святитель Николай Сербский, «Божия воля отдаст победу тому христианскому народу, который будет хранить самую чистую и самую крепкую веру в Бога и со всей серьезностью соблюдать Божий закон»[6]. Путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего народа. Здесь нам всем предстоит напряженно потрудиться, чтобы избежать ошибок прошлого. Еще раз повторю: путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего общества. Поэтому Церковь занимается не десятым, не двадцатым делом в государственной повестке дня. Она занимается самым важным — воспитанием таких людей, которые способны формировать потенциальную силу народа и реализовывать эту потенцию даже в самые страшные моменты, когда требуется отдавать жизнь за свою Родину или когда своим трудом необходимо исправлять то, что требует исправления.

Ключевая роль в воспитании и нравственном формировании личности принадлежит, несомненно, образованию. Именно поэтому Церковь с особой настойчивостью свидетельствует о важности преподавания в школах предмета «Основы православной культуры», который рассказывает о духовной традиции нашего народа, приобщает человека к сокровищнице христианской православной культуры.

Один год изучения предмета в начальной школе — это формат, который был предложен религиозным организациям в качестве эксперимента. Всё показывает успешность этого этапа. Так почему же формат так и продолжает оставаться ограниченным? При том что есть общественный запрос — есть классы и даже школы с углубленным изучением православной культуры. По заявлениям родителей такие классы формируются в разных уголках России. Это нисколько не противоречит нашему законодательству и, конечно, отвечает требованиям времени. И что еще важно — из года в год мы видим рост процента выбора модуля «Основы православной культуры» среди родителей и законных представителей обучающихся. Впервые в этом учебном году выбор модуля «Основы православной культуры» вышел на первое место среди прочих и составил почти 42%. Ну, а начинали мы с совсем других процентов, как вы помните.

Еще раз повторю: мы не стремимся наращивать процент ради процента. Это просто показатель и той большой работы, которая проводится во взаимодействии Церкви, родительского сообщества и системы образования, и того запроса, который реально существует в нашем обществе. Для продолжения этой работы считаю важным включение в образовательные программы педагогических вузов и колледжей таких дисциплин, как «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Нравственные основы семейной жизни» и др. Педагогическим вузам и колледжам может быть предоставлена свобода выбора из этих курсов, но важно, чтобы эти предметы, эти курсы были действительно внедрены в наше образование. Потому что, в конце концов, речь идет о самом главном. Речь идет о мировоззренческом, о нравственном выборе. Знания, которые человек в школе обретает, какое-то время сохраняются в памяти, а потом исчезают. Думаю, не все мы сейчас смогли бы сдать экзамен по алгебре, геометрии или физике. Но ведь то, что мы получили в школе, в значительной мере сформировало нас и помогло идти по жизненному пути.

Вот почему так важно, чтобы в школе преподавались Основы духовно-нравственной культуры народов России. По моему предложению была сформирована рабочая группа, которая в течение прошедшего года взаимодействовала с рядом государственных органов. Результатом ее работы стали договоренности о возвращении предмета в 5-е, 6-е, и 7-е классы. Предмет будут преподавать учителя истории. Считаю это возвращение важным для современной российской школы.

Еще 9 ноября 2022 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором говорится и об особой роли Православия в становлении и укреплении этих ценностей. За прошедшие два года реализован целый ряд проектов во исполнение положений этого Указа. Мы особенно рады тому, что в минувшем году депутаты Государственной Думы вместе с Правовым управлением Московской Патриархии разработали законопроект, направленный на дополнительную господдержку конфессиональных общеобразовательных организаций. Важно, чтобы эти школы получали государственную помощь в содержании и ремонте зданий, а также в обеспечении питанием младших школьников. К сожалению, многие конкретные механизмы реализации Указа до сих пор неясны и требуют продолжения рабочего взаимодействия представителей органов власти и религиозных организаций.

Еще раз подчеркну важность формирования личности, с детства осознающей свою причастность к великой культуре нашего народа. В основании этой культуры лежат традиционные духовные ценности; при этом, как сказано в Указе № 809, «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». И ведь это действительно так. И всё же, несмотря на это, эти ценности не просто порой попираются, но даже и перечеркиваются. Стыдливо затираются кресты на изображениях храмов и даже в государственной символике. Хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства. Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше государство в безнациональное и бесконфессиональное.

Обеспокоенность вызывают и факты, когда в высших учебных заведениях преподаватели гуманитарных дисциплин фактически подвергаются притеснениям за веру от своего руководства. Оказывается, даже в изложении истории России может быть «слишком много религии».

Большую обеспокоенность вызывает и распространение неоязыческих идей, в том числе и в образовательном пространстве. Но особенно опасно, когда эти идеи проникают в ряды военнослужащих. Нашим бойцам приходят письма и посылки с неоязыческой символикой, упоминаниями о каких-то диких псевдотрадиционных обрядах и талисманах, которые якобы призваны помочь. Усиление позиций разного рода тарологов, нумерологов и прочих мошенников от оккультизма, магии и псевдонауки на самых разных уровнях в нынешних условиях представляется как некая идеологическая диверсия.

Слава Богу, это заметили и начали соответствующую работу в этом направлении в Государственной Думе. Хочу выразить поддержку членам депутатской группы по защите христианских ценностей, занимающихся разработкой проекта Федерального закона «О запрете рекламы оккультно-магических услуг». Я уже говорил об этом на пленарном заседании Всемирного русского народного собора и еще раз хочу подчеркнуть — государство должно противодействовать массовому распространению оккультизма среди населения, публичному навязыванию через рекламу деструктивных религиозных учений и практик. Особенно внимательно необходимо отслеживать информацию о проведении новых псевдотрадиционных, а на самом деле неоязыческих мероприятий в образовательных организациях всех уровней.

Считаю важным поддержать инициативу о запрете в России сатанизма как экстремистского движения. Недопустимо, что до сих пор различные сатанинские секты, входящие в международное движение сатанистов, беспрепятственно проводят в нашей стране свои обряды, вербуют молодежь, открыто регистрируют свои группы и сообщества в социальных сетях. Задумаемся: в зоне проведения Специальной военной операции, на линии огня, наши бойцы готовы отдать свои жизни за ценности, которые явно попираются сатанистами! Это не просто какое-то волшебство, какая-то экзотика — это политически опасное явление, это идеология, которая разрушает наше национальное самосознание, а значит, ослабляет наш народ, провоцирует некое разделение в обществе. Причем во имя чего? Во имя поклонения идолам? Безумие!

Церковь несет в этом мире различные служения: пастырское, социальное, просветительское, молодежное, образовательное. Мне не хватит времени рассказать о каждом из них сколь-либо подробно. Надеюсь, что Высокопреосвященнейший митрополит Евгений представит нам сообщение о результатах работы за минувшее время.

Вести разговор о достижениях и успехах, с одной стороны, всегда приятно и легко. Но с другой стороны — это стезя опасная, полная искушений, главные из которых — самолюбование и высокомерие. Как сокрушался еще пророк Иеремия, люди все-таки с большей готовностью слушают возвещающих мир и благополучие, тешащих гордость и национальное самолюбие, нежели тех, кто справедливо указывает на ошибки и недостатки, желая вернуть трезвомыслие, рассудительность и укрепить нравственное чувство и совесть.

Церковь Христова как столп и утверждение Истины (1 Тим. 3:15) получила от Господа вместе со спасительной евангельской миссией и служение дерзновенного свидетельства о правде Божией. Наша задача — не изрекать легкомысленно «мечты сердца своего» (Иер. 14:14), потакая человеческим страстям и желаниям, но неустанно учить путям Господним, хотя бы это и встречало сопротивление мира сего. Этот голос не может умолкнуть. Мир, лежащий во зле (1 Ин. 5:19), хотел бы, чтобы голос Церкви был не слышен, чтобы мы стали солью, потерявшей силу (Мф. 5:13), чтобы мы перестали напоминать миру о вечных ценностях Евангелия. Но непреложно слово Писания: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

Нас должно заботить вовсе не то, как мы сами себя называем или как мы выглядим, являемся ли мы неким ковчегом спасения в глазах окружающих народов. Нас должно волновать прежде всего то, какими мы предстаем в очах Божиих, насколько мы приблизились к исполнению Его заповедей, следуем ли мы Его словам в своей личной и общественной жизни. Сохрани нас Господь от того, чтобы, подобно ветхозаветному израильскому народу, мы услышали от Него слова: «Я устал миловать» (Иер. 15:6).

А потому будем усердно работать над самими собой и по мере сил и возможностей менять жизнь к лучшему, бережно хранить память о прошлом и с надеждой устремляться в будущее — к новым победам и свершениям, которые да благословит наш Господь и Спаситель!

Вот такими мыслями я хотел с вами поделиться сегодня, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, как Предстоятель Церкви, на которого Промыслом Божиим возложена сугубая архипастырская ответственность за народ Святой Руси. Эту ответственность в полной мере сознаю и благодарю Бога за то, что эту ответственность вместе со мной разделяет епископат, духовенство и большинство православного народа Святой Руси.

Сердечно благодарю вас за внимание.

***

[1] — XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие с 26 по 29 января 2020 г., были посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники».

[2] — Например, в романах Г.П. Данилевского «Сожженная Москва», М.Н. Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году», Л.Н. Толстого «Война и мир», в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино» и др.

[3] — Например, цикл полотен В.В. Верещагина об Отечественной войне 1812 г.

[4] — Например, увертюра П.И. Чайковского «1812 год».

[5] — Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо 40.

[6] — Святитель Николай Сербский (Велимирович). Война и Библия. Гл. XIX.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/6194420.html