События в мире и в Аура Русе > Общество, политика, духовность

Слова Патриарха Кирилла

<< < (257/257)

Лида:
23 ноября 2025 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Останкине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 10:25-37) повествуется о милосердном самарянине. Хорошо известное повествование о том, как человек путешествовал из Иерусалима в Иерихон, и вот на него напали разбойники, отобрали все, что он имел, нанесли также и физические травмы. И вот лежит этот несчастный на дороге, и мимо проходит священник иерусалимского храма. Посмотрел и пошел дальше. Потом левит, по-нашему диакон, тоже прошел — посмотрел, но ничего не сделал. А потом шел человек, который не принадлежал даже к народу избранному, — это был самарянин. Но этот как бы инородец, иноверец увидел человека, находящегося в несчастье, и сделал все, чтобы ему помочь: омыл его раны, помог подняться с места, где бы тот непременно погиб, посадил на своего осла, отвез в гостиницу и заплатил за его проживание. Другими словами, он спас этого человека, а иначе бы не выжил тот, на кого напали разбойники.
Рассуждая о том, кто же является нашим ближним, Господь через эту притчу и спрашивает: а как вы думаете, кто был ближним для несчастного человека, подвергшегося нападению разбойников? И люди отвечают: тот, кто сотворил ему милость. Но ведь милость сотворил самарянин, а между иудеями и самарянами не было никакого общения — была вражда!
О чем же говорит эта притча? О том, что национальные, этнические факторы не определяют, хорош человек или плох. А что же определяет? Только одно: как человек относится к другим. Если он способен совершать добро не только для папы, мамы, мужа или жены, — и то не всегда, как мы знаем, добро совершается, — а просто так, для неизвестных людей, вот такой человек и обретает спасение.
И как же это перекликается с истиной, также запечатленной в слове Божием: вера без дел мертва есть (Иак. 2:20)! Поэтому притча из Евангелия, которую мы сегодня слышали, должна каждого из нас взбодрить, чтобы посмотрели на себя критически, как бы со стороны. Слава Богу, верим в Господа и Спасителя — великое и спасительное дело. Ходим в храм, причащаемся Святых Христовых Таин — это имеет решающее значение для нашего спасения, потому что человек спасается силой Божией, то есть благодатью, принимая эту благодать через таинства, через молитву. Но недаром напоминает нам Евангелие также и о том, что есть еще одно условие спасения — это совершение добрых дел.
Благодарю Бога за то, что сегодня происходит в нашем Первопрестольном граде. Как много разного рода церковных организаций, в том числе молодежных, приходских, да и просто частных инициатив православных людей, направленных на то, чтобы внести свой вклад в помощь ближним, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах! Сегодня мы это называем «социальной работой», а если перевести все это на евангельский язык, то это просто доброделание, но не индивидуальное, а сообща. Социум — это общество, а социальная работа, направленная на благо людей, — это работа единомышленников, которые посвящают свое время, силы, вкладывают свои финансовые средства для того, чтобы помочь другим, и делают это сообща.
То, что у нас появились на приходах социальные службы, очень отличает современную Москву от многих других мест, в том числе находящихся за рубежами нашего Отечества. Никого не хочется учить, но пример Москвы и современной Русской Церкви свидетельствует о том, что после долгих лет безбожия, отлучения людей от Церкви мы вновь соединяем веру нашу с добродетелью и таким образом совершаем заповедь Божию о любви к людям.
Еще и еще раз хотел бы сказать, что город Москва являет пример в этом отношении. В большинстве наших приходов ведется социальная работа, направленная на коллективное служение добру; это стало нормой для нашей церковной жизни. Сожалею, что еще не всегда и не везде в нашей Церкви, особенно за пределами Российской Федерации, мы имеем то, что есть сейчас здесь, в России, и особенно в столице нашей Родины — в Москве. Надеюсь, что и в местах, где еще живут по старинке, обратятся к опыту нашего Первопрестольного града и, может быть, обратят внимание и на мои слова, в которых я призываю споспешествовать вере делами. Не может быть сегодня православного прихода, не может быть общины, которая, помолившись, причастившись Святых Христовых Таин, остается совершенно равнодушной и не обращающей внимания на скорби людей.
Вот почему так называемая социальная работа, а по сути доброделание, которое непременно должно сопровождать жизнь христианина, сегодня по милости Божией активно развивается в Первопрестольном граде. И я бы хотел еще раз поблагодарить всех тружеников на этом поле доброделания. Особенно хотел бы сказать о нашей молодежи, которая активно вовлеклась в это служение и сегодня является лицом нового поколения православных христиан в Первопрестольном граде. Хотя, знаю, и старшее поколение активно участвует, прилагая свои силы к тому, чтобы и делами, и молитвой служить Господу.
Служение ближним, о котором и в Евангелии было сегодня сказано на примере милосердного самарянина и которое сегодня является одним из основных для нашей Церкви, действительно помогает коллективно совершать добрые дела. Это во-первых. Но, во-вторых, оно ведь меняет каждого человека, который совершает доброе дело. Наверное, те из вас, кто вовлечен в эту работу, хорошо об этом знают. С легким сердцем мы выходим после Святой Евхаристии из храма Божия, но с легким сердцем мы выходим и от больного человека, который страждет, и неизвестно, сколько еще дней проживет на этом свете. А кто-то из нас — я знаю таких людей — делает все для того, чтобы эти, может быть, последние дни страждущего человека были мирными и его сердце действительно успокоилось.
Еще и еще раз призываю всех вас, мои дорогие, и нашу молодежь, и приходских активистов, помнить, что первая наша обязанность — это воскресная Литургия, причащение Святых Христовых Таин, а затем служение милосердию. Если это сомкнется в нашем сознании во единое служение Господу, то, конечно, многое изменится к лучшему в жизни нашей Церкви и, несомненно, повлияет благотворно на жизнь нашего народа.
Поздравляю всех вас с сегодняшним днем — тех, кто трудится в области благотворительности, кто делит с нуждающимися свое время и свои средства. Взираю на нашу молодежь, посвятившую себя добрым делам, и дай Бог, чтобы это служение никак не замутнилось, не изменилось в своей природе, чтобы энтузиазм ни в коем случае не угасал, но чтобы все те, кто сегодня и словом, и делом трудится на ниве Божией, продолжали свое служение, восходя от силы к силе. Вот это я желаю в первую очередь нашим социальным работникам, нашей молодежи, вступившей на путь социального служения, на путь совершения добрых дел, и конечно, всем нашим православным приходским активистам. А также призываю духовенство наше всячески поддерживать это служение, отмечать прихожан, вовлеченных в такую работу, помогать им, в том числе материально, соучаствуя, таким образом, и лично от себя, что очень важно, и от прихода.
Путь Господь всем нам помогает совершать наше служение так, чтобы современный человек, нередко находящийся под разными, в том числе опасными влияниями, не терял свою связь с Церковью Православной, сохраняя веру и способность и в молитвах прославлять Господа и совершать добрые дела во имя Его, как Он нам заповедал. Аминь.

Лида:

                  30 ноября 2025 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх                  Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове г. Москвы и Божественную литургию
             в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

             Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Уважаемый отец настоятель, дорогие братья и сестры!
              Всякий раз, освящая новый храм в городе Москве, я, конечно, испытываю особое душевное состояние. Я уже говорил о том, что когда Господь посетил меня мыслью о необходимости строить новые храмы в Москве и я стал обсуждать возможность такого строительства, это вызвало некое недоумение — как среди духовенства, так и особенно среди мирских людей, пребывающих во власти. В качестве аргумента мне приводили значительное количество храмов в старой Москве и говорили: «Ведь даже они не наполняются народом — ну куда же еще строить новые храмы?» Но было ясно: может быть, в старой Москве, где действительно «сорок сороков», где много храмов старинной постройки, и нет такой острой потребности в создании новых храмов, но там, куда выдвинулась Москва, где раньше были деревни, храмов почти нет; и как было бы опасно для духовной жизни Первопрестольного града, а значит, и для всей нашей Церкви, если бы не появилось достаточное количество — могу сказать уже сейчас — множество новых храмов! Все, кто пугал меня, что храмы будут пусты, ныне посрамлены или, может быть, совестью своей ущемлены, потому что храмы переполнены. Люди действительно очень нуждались в том, чтобы возникли многие-многие храмы в новых районах города Москвы.
             Должен вам сказать, что это совершенно беспрецедентное свершение не только в масштабах нашей Церкви, но и в масштабах всего христианского мира. Нигде — ни в одной стране, ни в одной конфессии — сегодня не строится столько храмов, сколько строится в одном только городе Москве. А почему это стало возможным? Прежде всего потому, что мы, православные русские люди, убеждены: над нами Покров Пресвятой Богородицы. Я уже приводил как-то слова одной благочестивой женщины, с которой имел разговор о том, как всё нелегко, и Церковь наша в непростых обстоятельствах, и разные внешние силы оказывают воздействие. И, подумав, эта женщина сказала, как бы обращаясь к тем, от кого исходят эти неприятности. Сказала по-женски, по-простому: «А вы все отстаньте от нашей Церкви, от нашей страны! Над нами Покров Пресвятой Богородицы!» Но ведь это именно так! Как говорят, устами младенца глаголет истина, но и устами многих верующих людей, в том числе наших благочестивых женщин, тоже глаголет истина.
             И вот сегодня мы все, конечно, радуемся. Все, кто мечтал о том, чтобы изменилась духовная жизнь Первопрестольного града, радуемся строительству этих новых храмов. Нас пугали, что храмы будут пустые, — так вот, предлагаю тем, кто пугал, посещать всякий раз богослужения, когда Патриарх освящает новые храмы. Народ есть, и народ будет! Потому что если есть храм, если совершается Святая Евхаристия, если благодать Божия касается человеческих сердец, то храмы не будут пустыми. Они будут пустыми только в двух случаях: если будут захвачены раскольниками, еретиками, как это было во времена обновленчества в Советском Союзе, когда православные храмы ломились от людей, а обновленческие стояли пустыми; или когда народ потеряет веру.
          А вот второе — самое страшное. А почему? Да потому что, если народ наш потеряет веру, страна потеряет саму себя. Духовная, культурная, политическая жизнь страны на протяжении всей ее истории формировалась вокруг православной веры, и даже когда православные цари и князья исчезли, Господь не оставил нас Своей милостью. И, как это сейчас имеет место, многие и многие люди, в том числе во власти, пришли к вере, стали православными людьми, крестятся и крестят своих детей, причащаются, исповедуются.
          Уже не раз сказал и повторю: если так будет и дальше, то Россия будет непобедимой. Потому что сила народа, силы страны — это не только сила денег или сила оружия, это сила духа. А для нашего народа сила духа формируется именно православной верой, близостью к Господу, когда люди чувствуют Его помощь и откликаются на эту помощь и молитвой, и добрыми делами.
           Дай Бог, чтобы ничто не поколебало веры москвичей и вообще веры нашего народа. Потому что сегодня, не убоюсь этого сказать, Россия является примером для очень и очень многих. Для живущих там, где вера потеряла свою силу или на глазах ее теряет, где увеличивается количество безбожников, где увеличивается в соответствии с этим и количество разного рода нравственных проступков и преступлений. Другими словами, там, где потеря веры сопровождается деградацией общественной, а нередко и политической жизни, Россия действительно являет сегодня пример, но мы этим не гордимся, а благодарим Господа, Царицу Небесную, всех святых, в земле Российской просиявших, за то, что мы с вами и свидетели, и соучастники великого возрождения православной веры в нашей стране и в первую очередь в нашей столице — городе Москве.
            Еще и еще раз хочу сказать: ответственность всегда связана с появлением бόльших возможностей. Нет денег — ну и Господь, наверное, не спросит, много ли ты подавал нищим. А когда денег много, спросит непременно: «А ты делился деньгами своими?» Не только с компаньонами, друзьями или знакомыми — ты делился с простыми людьми, которые нуждаются в твоей помощи?» И если ответить будет нечего, то и Господь скажет: «А почему Я должен тебе доброе делать и спасать твою заблудшую душу?» Говорю так, чтобы каждый, кто имеет возможность совершать добрые дела, в том числе за счет своего материального благополучия, непременно это делал. И не как особое сверхдолжное дело, а как долг пред Богом. Тебе Господь дал — уж изволь, пожалуйста, поделиться с теми, у кого нет того, что есть у тебя.
Действительно, народ наш стал жить лучше. Появилось много состоятельных людей, которые вносят очень большой вклад в возрождение нашей Церкви. А ведь и этот храм построен, потому что кто-то очень активно в этом участвовал, в том числе своими материальными возможностями. Всем этим людям величайшая благодарность. А если так будет и дальше, если наше материальное благополучие будет все время идти в ногу с нашим стремлением творить добрые дела, то Господь, во-первых, никогда не отнимет богатство у тех, кто их совершает, и Россия никогда не оскудеет, а будет восходить от славы к славе — не только материально, но и духовно; не только духовно, но и политически, и экономически, становясь действительно великой державой.
           Еще раз хотел бы сердечно всех вас поздравить с сегодняшним днем. Выразить благодарность владыке, отцу настоятелю, духовенству, всем, кто участвовал в строительстве этого храма. И пожелать от всего сердца, чтобы никто из тех, кто внес свою лепту в строительство этой московской святыни, никогда не был посрамлен. Чтобы ни у кого не возникло мысли: «Ну что же так, вроде как и храм построил, а что-то у меня не так в жизни». А если это и произойдет, то человек должен сказать: «Прости меня, Господи — хоть я и храм построил, а в жизни что-то сделал неправильное». Потому что Бог никогда не желает нам вреда. И в заключение хотел бы еще и еще раз поблагодарить всех, кто потрудился над созданием этого замечательного величественного храма в городе Москве.

Лида:

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе  Московского  Кремля
4 декабря 2025 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

              Из всех двунадесятых праздников праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы словно окутан какой-то тайной. Можете себе представить? Маленькая девочка подходит к храму, ступени которого — огромные каменные глыбы. Как может младенец самостоятельно, не поддерживаемый кем-то, взойти по этим ступеням? Невозможно! А девочка Мария подходит и, наверное, начинает карабкаться — а как же иначе, ведь не на крыльях Она взлетала. Карабкаться по этим огромным гранитным глыбам и восходить по ним прямо в храм Божий. Конечно, это было чудо, это было первое видимое явление Божией благодати над младенцем Марией, это было свидетельство о Ее особой миссии в истории рода человеческого.

А для всех нас, знающих об этом событии, это пример. Прежде всего пример того, как важно детей с самого раннего возраста приобщать к посещению храма. Дева Мария сама пошла и вскарабкалась по этим глыбам, а сегодня к храму подъезжают на комфортных автомобилях или пользуются современным транспортом — никаких усилий! Только одно —встать утром пораньше, а если хочешь причащаться, то не вкушать ничего до прихода в храм. Но для многих и это является преградой! Мне приходилось слышать: «Я бы пошел (или пошла) в храм, но идти надо слишком рано, а еще там народу много, душновато». А некоторые говорят: «Я бы причастился, но надо на голодный желудок, а у меня с желудком не очень хорошо». Так люди нередко избегают того, что является самым главным, единым на потребу — через принятие Святых Христовых Таин прикоснуться к Самому Господу и Спасителю, принять благодать, то есть силу, исходящую от Бога. Оправдывая себя, находя какие-то ложные причины, мы нередко и в храм не ходим регулярно, как должны были бы ходить, и тем более не всегда причащаемся Святых Христовых Таин. Хотя, собственно, Литургия и совершается для причастия. В центре Литургии — причащение Святых Христовых Таин. Поэтому в древней Церкви, если кто-то из верующих, посещая Литургию, не причащался, он должен был дать отчет епископу: в чем дело, что произошло, какой страшный грех совершил, почему уклонился от причащения Тела и Крови Господней?

Пришедшие в нашу Церковь и нашу страну еще в царское время, в так называемый Синодальный период, совершенно ложные представления о редком причащении сегодня мало-помалу изживаются, но еще не до конца изжиты. А почему в царское время люди редко причащались? А потому что церковь была государственной. Верил человек в Бога или не верил, хотел причащаться или не хотел — он числился в Ведомстве православного исповедания, а стало быть, должен был исполнять его указания. А указание такое: по крайней мере один раз за год причаститься, а в доказательство того, что не обманываешь, расписаться в церковной книге храма, где причастился, чтобы, если будет запрос, было видно, насколько ты исполняешь государственные законы. И мы знаем, к чему всё это привело — к обмирщвлению высшего класса, появлению революционных настроений, уничижительному отношению к Церкви как месту совершения непонятных обрядов, ненужных для современного человека, или как государственной инстанции, которая принуждает к тому, чего бы делать не хотелось. Чем всё это кончилось — страшной революцией, отказом от Бога, гонениями на Церковь, которых мир не знал. Казалось бы, на этом точка — но ведь точку не удалось поставить! Силой Божией, чудом Божиим вера сохранилась в нашем народе — через тюрьмы, через лагеря, через ущемление прав, через разного рода оскорбления или лишение работы. Мое поколение это застало: хорошо помню, как и со мной проводились беседы о том, что невозможно совмещать работу, которую я исполнял, хотя ничего особенного в этой работе не было, с посещением храма.

Прожили мы эти страшные времена, но из пройденного мудрый человек всегда извлекает пользу. Вот и наше поколение, поколение тех, кто прошел через испытания, должно делиться опытом, а молодое поколение должно впитывать в себя эту историю. Чтобы современные люди, имеющие возможность свободно посещать Божий храм, вспоминали о подвигах, через которые прошли предыдущие поколения, для которых само посещение храма было большим событием, а иногда влекло за собой тяжелые последствия для жизни и особенно светской карьеры.

Вспоминая все это в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, еще раз и еще раз хочу сказать, что чудо Божие произошло над нашим Отечеством. Сегодня мы с вами имеем полную свободу молиться, приходить в храмы — или не приходить. Но дай Бог, чтобы тех, кто по воскресеньям приходит в храм, становилось все больше. Ведь благодать Божия ниспосылается не автоматически — она посылается в ответ на наши деяния, на нашу молитву, на причащение Святых Христовых Таин, на посещение храма Божия. Поэтому еженедельное посещение храма должно быть непременным фактором, сопровождающим всю нашу жизнь. Исключение может быть только одно — немощь, когда нет сил.

Знаю, мои дорогие, что абсолютное большинство среди вас посещает храм в воскресенье. Знаю, что слова мои широко разойдутся благодаря возможностям телевидения, и хотелось, чтобы все их услышали. Включая тех, кто считает себя, так сказать, социологически православными, а на самом деле в храм ходят редко, причащаются Святых Христовых Таин еще реже. А почему надо ходить? Может, достаточно принадлежать социологически? Нет, недостаточно. Ведь то, чего мы ждем от Бога, то, о чем мы Его просим в молитвах и надеемся от Него получить, Он дает нам в ответ на нашу веру. А вера наша тесно связана с молитвой в храме, потому что, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). И молитва в храме особенно сильна, она достигает престола Божиего.

Вот почему нам нужно приходить в храм Божий и молиться— и своими словами, и вслушиваясь в содержание богослужебных текстов, воспринимая все то, что действительно помогает нам оторваться от земного притяжения, притяжения греха и прикоснуться к тому, от чего веет божественным раем, к благодати Божией.

И если мы, живя в России в очень благоприятное время, будем использовать все возможности, укрепляя нашу веру и благочестие, регулярно посещая Божий храм, причащаясь Святых Христовых Таин, участвуя в приходской деятельности, совершая добрые дела, то не прогневаем Господа, Который дал нам эти особые возможности совершать все то, чего были лишены наши благочестивые предки и что сегодня является для нас и утешением, и силой, способной приблизить нас к самому главному — к общению с Богом и в этой жизни, и в жизни будущего века. Аминь.

Лида:
6 декабря 2025 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма благоверного князя Александра Невского в Красном Селе г. Санкт-Петербурга и Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие владыки, отцы и братья!
Откровенно скажу, что с большим волнением совершал сегодня Божественную службу в этом храме, где десять лет был настоятелем мой отец, в самые тяжелые годы так называемых хрущевских гонений. Храмы закрывались. Безумный правитель сказал, что к 1980 году в нашей стране будет построен коммунизм, и он покажет — не очень хорошие слова, но приведу точную цитату — «последнего попа по телевизору».
Вот в такой атмосфере мы жили. Я учился в школе; все, конечно, знали, что я сын священника. Но ребята относились очень хорошо, никто никогда не дразнил, отношения были дружеские, вспоминаю и сейчас некоторых мальчиков и девочек, которые в моем классе учились.
А вот преподавательница истории была закоренелая атеистка: когда она на меня смотрела, у нее просто дрожь какая-то начиналась. И вот, как сейчас помню, урок истории, посвященный эпохе Возрождения, Леонардо да Винчи — все знают, что это за эпоха и какие возникали вопросы, связанные с отношением к Церкви тогдашних интеллектуалов. Я отвечаю, всё как всегда, урок, конечно, знал. А потом она спрашивает: «Ну да, всё знаешь. Ну, а сам ты в Бога веришь?» Класс замер, ведь то была эпоха воинствующего безбожия. А я сам себе сказал так: «От того, как ты сейчас ответишь на этот вопрос, будет зависеть твоя дальнейшая жизнь». И я подумал и говорю: «Да, верю». Началась истерика: «Как такое возможно?! Гагарин в космос полетел, никакого Бога нет!», и так далее, и так далее. Но в этот момент я вижу, как через ряды, через парты кто-то передает записочку. А за первой партой сидела девочка, даже фамилию помню — по фамилии Рябых. Смешная такая девчонка с косичкой, небольшого роста, и она мне показывает: возьми записочку. Протягиваю руку, беру записочку и читаю: «Молодец!» Сейчас точно скажу, как там было написано: «Молодец, Володька, держись!» Вот так класс отреагировал на антирелигиозную пропаганду.
Трудное время, и храм был, конечно, не в таком замечательном состоянии, как сейчас. Ведь ремонтировать его было нельзя — даже облик храма должен был свидетельствовать о том, что вере православной в нашей стране оставалось очень немного до конца. Но тех, кто замышлял это безумие, уже и «память погибе с шумом» (см. Пс. 9:7), а мы с вами в этом замечательном храме, который восстановлен так, как я и представить себе не мог. Он был голубого цвета, невзрачный внутри, а сейчас такое великолепие, за что я хотел бы поблагодарить отца настоятеля и всех, кто трудился над восстановлением этого храма.
Вот такая история — история нашей страны, история нашего народа, которая не может оставить равнодушным внимательного наблюдателя. Почему? Да потому что в этой истории — знак Божиего присутствия в жизни нашего народа, знак Божиего Промысла. Все силы тогдашней супердержавы, уже атомной державы, были направлены на то, чтобы уничтожить религию, в первую очередь Православие. Работали тысячи пропагандистов. И что? «Память погибе с шумом». А мы с вами молимся в храме святого Александра Невского, том самом, который был предназначен к закрытию, а, может быть, даже к сносу. Всех тех, кто это замышлял, народ и не знает; а храм Божий стоит.
История нашей жизни, нашей борьбы в те тяжелые безбожные времена свидетельствует, еще и еще раз, о том, что невозможно идти против Бога. Что тогда представляла собой наша Церковь? Людей образованных не допускали даже к приему в семинарии. Духовенство было ревностным, но уровень образования был недостаточно высокий, не такой, как сейчас. И всем безбожникам казалось: еще немного, и все закончится, все предрассудки уйдут, вот и построим светлое будущее. Еще раз хочу сказать: ни одного из этих мечтателей нет в живых, и «память их погибе с шумом», а мы с вами празднуем сегодняшний день в этом храме, намного пережившем своих гонителей.
Хотел бы пожелать владыке митрополиту, отцу настоятелю, всем, кто служит в этом храме, помощи Божией. Вспоминайте о том, что я сегодня рассказал, потому что вы наследники той эпохи, но служите уже в совершенно иных условиях, сквозь которые невозможно даже разглядеть весь тот кошмар, всё то унижение, всё то терзание нашей Церкви, через которые она прошла в 60-е годы.
А храмы Божии стоят, и вот, войдя сегодня в эти стены, увидев красоту восстановленного интерьера, я вспомнил все то, что я пережил здесь, в Красном Селе, в годы безбожия. Если бы в то время показать людям эту картинку: «Вот таким будет храм в Красном Селе, вот столько будет народу, столько молодежи, интеллигентных, образованных людей» — что бы они сказали? Ведь не дано так восхитить историю и прорваться мыслью сквозь десятилетия — только, может быть, в надеждах и молитвах. Поэтому для меня, еще и еще раз хочу сказать, сегодняшнее участие в богослужении вместе с вами, мои дорогие владыки, отцы и братья, — это особое событие.
Хотел бы пожелать владыке митрополиту, Преосвященным, которые трудятся в Ленинградской митрополии, клиру этого храма помощи Божией в служении. А поскольку мало кто знает то, о чем я сегодня рассказал, очень полезно время от времени вспоминать такого рода рассказы и благодарить Господа за то, что Он смилостивился над страной нашей. Ну, можно ли себе представить: безбожный гонитель Хрущев, который замышлял за несколько лет уничтожить Церковь, — и нынешний православный Президент Владимир Владимирович Путин! Сказать бы об этом Хрущеву — наверное, разрыв сердца бы произошел, понять бы ничего не смог, ведь голова-то, простите, дурная, что уж там говорить. Если коммунизм хотел за двадцать лет построить — явно дурная голова. Вот такие колоссальные перемены произошли в стране нашей, в Церкви нашей и здесь, в Красном Селе.
Еще раз хотел бы поблагодарить владыку Варсонофия, всех, кто трудится в этом храме, и поблагодарить вас, мои дорогие братья и сестры, за хранение веры православной. Наш долг, долг нашего поколения, живущего в такое благоприятное время, — не просто сохранить веру, но и передать ее нашим детям и внукам. Это долг пап и мам, это долг бабушек и дедушек. Ведь Господь на Страшном Суде в первую очередь спросит: «Если кто-то из твоих детей и внуков ушел из Церкви, если кто-то из них стал безбожником, — что же ты делал? Что ты говорил? Как ты Мне послужил на своем месте?» Поэтому православное воспитание является непременным условием благополучия семей в этой жизни и спасения души в жизни вечной.
Да хранит Господь Отечество наше и сей град, с которым у меня связано так много и в памяти моей, и в опыте моей жизни. И дай Бог, чтобы и дальше развивалась церковная жизнь, укреплялись благочестие и вера в нашем народе.
В память о своем посещении я бы хотел подарить этому храму Смоленскую икону Божией Матери. Почему Смоленскую? А потому что после Ленинграда, Санкт-Петербурга, меня отправили в Смоленск. Я был непослушным и не вызывал доверия у тогдашних властей, поэтому из Петербурга, где я родился, учился, окончил академию, стал ее ректором, я в одночасье был отправлен в Смоленск — самую бедную в то время епархию.
Расскажу еще эпизод, о котором стоит знать. Первая ночь в Смоленске, зеленый домик в садике, и сторож замечательный, святой жизни человек, мне говорит: «Владыка, мы тебе постелили на втором этаже, можешь там спать». Я зашел, внутри всё покрашено, всё аккуратно. Лег, засыпаю и думаю: «Ну кто же кошку-то запустил? Так спать хочется, а кошка прыгает. Но если сейчас встану и буду ее прогонять — точно не засну». Наконец, заснул. Просыпаюсь утром и говорю сторожу: «Николай Иванович, а кошку-то зачем запустили?» А он в ответ: «Владыка, это не кошка — это крыса». Вот с этого началось, после Ленинграда тогдашнего, мое служение в Смоленске. Но надо было через всё это пройти, чтобы узнать русскую глубинку, почувствовать скорбь нашего народа, почувствовать его стремление к вере православной — всё то, что мне очень помогло и помогает сейчас в моем Патриаршем служении.
Еще и еще раз хочу сказать, что Красное Село и этот храм — особый этап в моей жизни и жизни моих родителей. Поэтому с особым чувством я совершал сегодня богослужение, и радуюсь тому, как вас сегодня много, и тому, какой народ стоит в храме. Конечно, и старушки есть, но с первого взгляда даже и не увидишь; но они тоже нам очень нужны, потому что бабушки — это великая сила воспитания детей и внуков.
Еще раз, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником и благодарю всех за общие молитвы. Позволил себе поделиться с вами воспоминаниями, чтобы еще и еще раз подчеркнуть. что Церковь наша, пройдя через тяжелейшие испытания атеизмом, сегодня стала сильной настолько, что в наше время, связанное с особым этапом научно-технического развития человеческой цивилизации, она способна нести свое слово нашему народу, укрепляя его в православной вере. Что все мы видим и за что Бога благодарим — начиная с нашего православного Президента и кончая простыми людьми, которые наполняют наши храмы так же, как они наполнялись в страшное безбожное время.
Всех вас благодарю за вашу верность Церкви. Храни Господь приход наш в сем святом месте и всех вас в добром здравии, духовной силе и крепости.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии