Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 542516 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #200 : 13 Сентября, 2016, 23:32:02 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре

11 сентября 2016 г. 22:16
11 сентября 2016 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Мы сегодня освятили Малый Донской собор, который был заложен ровно 425 лет назад. Мы сегодня прославляем имя Божие, мы вспоминаем чудеса, которые были явлены от образа Царицы Небесной, именуемого Донским, и мы также присовокупляем к этому торжеству воспоминания о Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне, о его мученической кончине.
Если вдуматься в то, что нам известно о Пророке, Предтече и Крестителе Господа, то перед нами предстает величественная и трагическая личность. Не так уж много о нем известно, но мы знаем, что Иоанн, который проповедовал покаяние на берегу реки Иордан, был совершенно особым человеком. Первое, что мы читаем в Евангелии от Марка, — это то, что Иоанн был гласом вопиющего в пустыне: уготовайте пути Господу (см. Мк. 1:3). Неся людям слово о смысле покаяния и совершая омовение от грехов в водах иорданских, Иоанн говорил, что после него грядет Некто, Кто спасет народ Израилев и весь мир. А затем мы читаем в Евангелии, что Пророк именуется другом жениха (см. Ин. 3:29).
Что такое друг жениха? По древней традиции, это близкий человек, это настоящий друг жениха, который брал на себя особую заботу о бракосочетании, которому нужно было все организовать, все продумать, позвать гостей, следить за порядком, заботиться о том, чтобы было достаточно яств и пития. Друга жениха как бы не существует, потому что есть жених и невеста, а он в тени, он в стороне, он только служит счастью других людей. В этом есть нечто очень значительное: человек отдает себя, чтобы другие в этот особый момент жизни почувствовали радость, счастье, пребывали в славе и почете, окруженные гостями…
Почему же Иоанн именуется другом жениха? Да потому что Иоанн все делал не для себя — он служил пришествию Сына Божия, он оставался в тени, когда Господь уже проповедовал в Галилее и посещал Иудею. Нигде не сказано, что после Крещения Господь встречался с Иоанном Крестителем, но известно, что тот, оставаясь в тени Спасителя, продолжал совершать свое доброе дело, при этом умаляясь, по его собственным словам: «Я умаляюсь, чтобы Он возносился». Наверное, сила проповеди Иоанна Предтечи была несоизмерима с силой проповеди Спасителя, так что многие ученики Иоанновы стали переходить к Спасителю. Часть апостолов была связана с пророком Иоанном, и мы видим, что они стали апостолами Христовыми. А что же Иоанн? Ревновал ли он к тому, что он умаляется, а Иной восстает? Можно представить себе состояние его духа, когда Он был заключен в темницу. Ведь сколько он делал для того, чтобы развернуть человеческие сердца ко Христу, — и вот он в темнице, и никто его не защищает. Иоанн обращается к Спасителю, и в Евангелии сохранился этот вопрос: «Ты ли Тот, Кого мы ожидали?» (см. Мф. 11:3) И Господь отвечает Иоанну удивительными словами — не своими, но цитирует пророка Исаию: «Передайте Иоанну — хромые ходят, слепые прозревают, мертвые восстают, нищие благовествуют» (см. Мф. 11:5).
К Иоанну толпами собирались на Иордан, чтобы получить прощение грехов, услышать его пламенную проповедь, да и просто увидеть человека, который отказался от всех земных благ и питался только тем, что дает пустыня, — акридами и диким медом. И этот великий человек погибает в застенках Ирода — опьяненный вином, царь отдает страшный приказ отрубить голову Иоанну Крестителю в награду той, что угодила ему пляской. Если бы такое произошло в наши дни, то, наверное, об Иоанне сказали бы: «Какая трагическая судьба! Погиб человек — стало быть, Господь от него отступился?» Совсем нет! Так можно было бы сказать, если бы Сам Господь не взошел на крест и не был распят. Но если очень внимательно вдуматься во всю эту историю, мы поймем, что помощь от Бога — это не сиюминутное изменение нашего состояния. Господь не входит в нашу жизнь так, чтобы поразить воображение Своей силой. И Предтеча Иоанн, и святые апостолы, и Сам Господь — все они приняли мученическую смерть, все они неудачники с современной точки зрения. Но мы прославляем апостолов и особенно Пророка, Предтечу и Крестителя, о котором Сам Господь сказал, что он величайший из рожденных женами (см. Мф. 11:11). И сегодня, размышляя об этом страшном, трагическом событии, о святом подвижнике, аскете, призывавшем людей к Богу, к тому, чтобы они становились лучше, чище, чтобы они освобождались от грехов, но замученном в страшном Иродовом подземелье, — нам, наверное, следует вспомнить о тех, кто погибал в застенках за веру и Отечество, не будучи ни в чем виноват. Вспомнить воинов наших, которые приняли смерть за Родину, за народ наш. Быть может, все эти трагические события показались бы лишенными смысла, если бы через этот опыт не прошел величайший из рожденных женами — Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн, если бы этим путем не прошли святые апостолы и Сам Господь Иисус Христос.
Эта история наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь смысл жизни не в том, что дается нам зримым образом. Цель жизни не в том, чтобы потакать нашему самолюбию и тщеславию, убеждаясь в собственной исключительности. Смысл — в той с первого взгляда непонятной глубине, в той самой Иродовой пещере, в гибели и в бессмертии.
А как мы можем и должны применить это повествование к самим себе? По крайней мере, не сгибаться перед трудными обстоятельствами, когда нас посещают невзгоды, тревоги, волнения, болезни, когда нас обижают. Говоря так, мы утверждаем великую силу христианства, которая отражается в нашей человеческой жизни и делает ее по-настоящему счастливой, потому что возвышает нас над любыми скорбными обстоятельствами и открывает врата вечности, где установится полная и окончательная справедливость и где каждый получит по делам своим.
Молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да сохранит всех нас Господь в достойном и уверенном следовании по пути, который Он начертал для нас. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #201 : 13 Сентября, 2016, 23:33:43 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти свв. блгвв. кнн. Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

12 сентября 2016 г. 21:02
12 сентября 2016 года, в праздник обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кириллсовершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!
Радуюсь возможности совершить Божественную службу в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского и обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Замечательно, что в один день празднуется память отца и сына — мы вспоминаем святых угодников Божиих и вместе с тем выдающихся государственных деятелей, много потрудившихся для укрепления державы Российской.
Чтобы понять смысл жизни благоверного князя Даниила, лучше всего обратиться к замечательным словам преподобного Ефрема Сирина: «Кто служит ближнему со смирением, тот прославится». Думаю, эти слова могли бы стать лейтмотивом всей жизни святого князя. Это был смиренный человек. Как младший сын великого князя Александра Невского, он получил в удел самое небольшое и незавидное в то время княжество — Московское. Наверное, по логике, которой руководствовались прочие князья, он должен был стремиться усилить свое княжество, сделать его богаче, могущественнее, то есть отнять что-то у других. Собственно говоря, так и строились тогда отношения между князьями и княжествами: тот, кто хотел стать значительнее, иметь больше власти и богатства, нападал на другого, отнимал его имущество, творил беззакония, порой принося в жертву жизнь даже близких родственников. Нередко, особенно во времена, когда жил благоверный и преподобный князь Даниил, подобные беззакония совершались с помощью татар. Тогда они контролировали все, что происходит на Руси, и прилагали немало усилий, чтобы разжигать между князьями междоусобную брань. Но лишь раз князь Даниил первым пошел в бой — против рязанского князя Константина Романовича, который в 1300 году замыслил очень опасный план в отношении Москвы. Войдя в сговор с татарами, он предложил вместе нанести удар по Москве, разрушить Московское княжество и присоединить его к Рязани. Узнав об этом, смиренный, благочестивый князь Даниил понял, что нависает страшная опасность — не над ним лично, а над городом Москвой, над всем народом. Тогда он нанес упреждающий удар и наголову разбил татарское войско — это была первая победа русских над татарами, за 80 лет до Куликова сражения. Князь Константин Романович был пленен, но остался жив, а Москва этим удивительным действием князя Даниила была спасена. Неизвестно, как пошла бы история и стояли бы мы с вами сегодня на этом месте, если бы князь Даниил не провидел тогда всю опасность страшного замысла князя Константина в союзе с татарской ордой.
Есть еще пример, который замечательно иллюстрирует, что князь Даниил никогда не стремился силой отнимать у других земли, или кого-то разорять и убивать — ни для собственного успеха и благополучия, ни даже для процветания своего княжества. В 1302 году скончался Иоанн Дмитриевич, князь Переяславль-Залесский. Он не имел родственников и наследников, но очень почитал своего дядю князя Даниила, преклонялся перед его замечательным примером миротворца и потому завещал ему Переяславль-Залесское княжество, которое в то время было гораздо могущественнее, чем Московское. Вот так князь Даниил своим смирением, как говорит преподобный Ефрем, многое стяжал. Присоединение Переяславля-Залесского стало первым случаем присоединения одного из русских княжеств к Москве, и мы знаем, что именно это событие положило начало будущему объединению вокруг Москвы прочих русских княжеств, становлению и развитию единого мощного русского государства. Смирением и молитвой князь оборонял землю Московскую и одному Богу известным способом воссоединил Москву с другим, более значительным, княжеством, тем самым усилив влияние на всю Русь. Ведь только Бог мог провидеть помышления князя Переяславль-Залесского и, наверное, укрепить его в этой доброй мысли, чтобы процветал град Москва под водительством святого благоверного и преподобного князя Даниила.
Вспоминая выдающегося русского государственного деятеля, явившего пример милосердного, мудрого управления своим народом, пример того, как высокие христианские идеалы могут соединяться с государственной службой, мы преклоняем свою главу и сердце перед памятью этого угодника Божиего. Его молитвами да сохранит Господь столицу нашу — первопрестольный град Москву, да укрепит веру живущих в этом граде, укрепит церковную жизнь, потому что пример Москвы имеет очень большое значение для всей страны, для всей Руси и для всего мира. Будем просить святого преподобного и благоверного князя Даниила не оставлять нас своими святыми молитвами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #202 : 19 Сентября, 2016, 23:09:40 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском храме подворья Зачатьевского ставропигиального монастыря в подмосковной Барвихе

18 сентября 2016 г. 19:50
18 сентября 2016 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в подмосковной Барвихе и Божественную литургию в новоосвященном храме. После Литургии Предстоятель обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 13-я Неделя после Пятидесятницы, и в соответствии с Уставом читается всем хорошо известное Евангелие о злых виноградарях (Мф. 21:33-42), которые отказывались вернуть урожай хозяину виноградника и побивали всех, кого он посылал, не убоявшись убить даже его сына. Господь спрашивает тех, кому рассказал эту притчу: «Что, вы думаете, сделает хозяин виноградника?», и Ему отвечают: «Придет и сурово накажет всех, кто совершил это беззаконие».
Известно, что под образом виноградарей Господь сокрыл тех неблагочестивых людей из избранного народа, которые побивали камнями и убивали пророков, приходивших к ним возвестить волю Божию, — так что не убоялись убить и Сына Божиего. Господь произносит эту притчу до Своей Крестной смерти, словно заранее приуготавливая людей к Его мученической кончине. Поэтому в центре повествования о злых виноградарях — тема смерти, мученичества, и во всем этом массиве общечеловеческого страдания совершенно особое место занимает Крест Христов, потому что к нему был пригвожден Человек абсолютно невинный, и целью этого пригвождения была борьба с Божией правдой.
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, говорит: только сильная вера дает понимание того, что крест есть подлинная свобода и смерть наполняет вечной жизнью все творение. Поразительные слова. Святитель Иоанн произносил порой краткие, но удивительно сильные фразы, исполненные глубокого смысла. Почему же он сказал, что Крест, то есть орудие смерти, есть явление подлинной свободы? Именно потому, что Христос через Крест и Воскресение принес людям освобождение от непреодолимой силы зла.
Сила зла действовала непреодолимо, потому что зло содержалось в природе людей в силу первородного греха и это зло не было ни раскаяно, ни прощено. Иногда говорят: проклятый человек, то есть на нем проклятие, на нем зло, которое не было искуплено, не было снято, а значит, присутствует в его жизни. В этом смысле и весь род человеческий был под неким проклятием, а потому силы зла действовали неудержимо. Зло было главной силой, направлявшей жизнь людей, но Господь Своей крестной смертью разрушает эту непреодолимую силу зла. И что же получает человек? Он что, сразу становится святым? Нет! Но он получает великий дар свободы выбирать между добром и злом, между правдой и ложью, между светом и тьмой.
Злых виноградарей обуяла мысль, что они, захватив виноградник, смогут разбогатеть и занять место хозяина. Ни о каком выборе речь не идет: они служат злу, добиваясь поставленной цели. Но Христос дает нам свободу выбора между добром и злом, потому что зло более не действует в этом мире с непреодолимой силой. Зло обладает силой, но человек способен преодолеть ее силой Божией, которой он приобщается через веру, через крещение, через молитву.
В каком-то смысле дарованная Крестом свобода и основанная на этой свободе способность человека выбирать между добром и злом сопровождает всю нашу жизнь. Мы не выбираем родителей, но мы выбираем, как нам учиться, сколько время тратить на подготовку к урокам, приобретать те или иные знания — или всё это отвергнуть. Когда мы входим в возраст, мы свободны выбрать спутника или спутницу жизни — и опять-таки от этого выбора зависит очень многое. Если человек не разглядел, что скрывается порой под привлекательной внешностью, какова подлинная сущность человека, то он может сделать выбор в пользу зла и сделаться очень несчастным. Мы делаем свободный выбор и тогда, когда избираем профессию, ведь профессия может приносить несомненное добро, а может нести зло и духовную погибель, разрушая нравственное чувство.
Сегодня в нашей стране день выборов. По милости Божией каждый из нас может свободно выбирать — это удивительная возможность, которая сегодня действительно обеспечивается государством. Но как важно не сделать неправильный выбор! Как важно увидеть зло, если оно есть, и почувствовать добро, даже если оно не очень громко заявляет о себе! Выбор народа — это огромная ответственность не только за страну и за самих себя, друг перед другом и перед будущими поколениями, — это ответственность пред Богом. Вот почему мы молимся, чтобы Господь вразумил наших людей сделать сегодня тот выбор, который не остановит духовное развитие народа и будет способствовать дальнейшему процветанию нашего Отечества.
Призываю благословение Божие на всех вас, мои дорогие, на весь народ наш, который сегодня делает этот важный выбор. И будем молиться, чтобы воля Божия совершилась через нашу свободную, крестом дарованную возможность совершать подлинный и честный выбор.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #203 : 29 Сентября, 2016, 21:30:08 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прп. Силуана Афонского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

24 сентября 2016 г. 19:32
24 сентября 2016 года, в субботу пред Воздвижением, день памяти преподобного Силуана Афонского (1938), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы и матушки игумении! Братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Силуана, старца Афонского, особенно в связи с тем, что в этот день мы прощаемся с его святыми останками, с его мощами, которые по милости Божией и с благословения Святой Горы Афон пребывали на Руси, давая людям утешение души и ослабу телесных недугов.
Более 300 тысяч верующих наших принесли свои молитвы ко главе святого преподобного Силуана. И сегодня, в субботу перед Воздвижением, в каковую мы и совершили это особое прославление преподобного Силуана здесь, во граде Москве, в день его памяти, читалось апостольское Послание к Коринфянам (1Кор. 4:1-5), где апостол Павел говорит: «Мы проповедуем мудрость не века сего, мы проповедуем премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце веков к славе нашей».
Что же это за человеческая премудрость, которую мы не проповедуем? Это человеческие знания о мире, о космосе, о природе, о самом человеке — это так называемые научные знания. Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. Она их не отрицает, она их приветствует, она поддерживает подвиг людей, изучающих мир и человека, но она не имеет никакого права от Бога эти знания проповедовать. Более того, когда и в прошлом было вот так — и это, к счастью, не в Православной Церкви — когда церковь восхищала право не просто проповедовать научные знания, но включать научные знания в вероучение, то это кончалось катастрофой. Потому что в какой-то момент знания, которые христиане считали богооткровенными, совсем таковыми не являлись. И появлялись новые знания, опровергающие старые знания. И тогда носители нового знания вступали в конфликт, в том числе, и с христианскими авторитетами запада. Всем известна эта страшная история инквизиции на Западе. Она, в том числе, была связана именно с тем, что западные христиане восхитили право проповедовать то, что принадлежало мирскому знанию.
А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Как же можно проповедовать то, чего не знаешь? Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно — это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания — ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке. И когда эту величайшую истину и ценность первые люди не удержали и предали, и произошел переворот во всей человеческой истории. И Божественная тайна, от века сокрытая, стала закрываться и для сынов и дочерей человеческих.
Но ведь именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего творения, всего космоса, всего того, что мы имеем, что видят глаза наши и что осязают руки наши. В основе всего — величайшая истина: бытие зависит от Бога. И если люди желают поддерживать бытие мира сего, свою собственную жизнь, жизнь всего рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом. Как в науке, изучающей как бы внешнюю сторону Божественного творения, есть выдающиеся личности, великие ученые, имена которых знает история, так и в познании Божественной тайны бытия есть гении, которые не только умом, но опытом своей жизни поняли, что означает эта тайна богообщения. Это святые люди, часто внешне для мира ничем не приметные, скромные, нередко уединенно живущие от мира, одевающие на себя скромные монашеские одежды, пребывающие в затворе, в постничестве, в молитве. И внешнему человеку трудно понять даже эту сокровенную от него тайну, что происходит в душе человека, который главной целью своей жизни поставил общение с Богом. Но именно через это общение преображается жизнь человека. Он опытно понимает и даже чувствует, что есть цель человеческого бытия, он реально соприкасается со Творцом. И в ответ на это общение, которое человек напряжением своих сил, воли приуготовляет, Господь отвечает великим даром благодати. Эти люди как бы в своей личности преодолевают пространство и время. Еще живя на земле, они уже живут в вечности. Их имена сохраняются в памяти Церкви, даже если это были очень малоизвестные в то время люди. И вот одним из таких гениев духа, созерцателем Божественной тайны, Божественной премудрости, явленно/ый Богом для славы человеческой, и был преподобный афонский старец Силуан.
Назовите мне еще сейчас какого-нибудь выдающегося человека, поклониться останкам которого пришло бы в нашей стране за короткий период более 300 тысяч человек. Никому это не дано — великим политикам, ни великим ученым, ни культурным деятелям, ни писателям, ни поэтам. Это дано святым людям. И наша любовь к святым ведь не является просто эмоциональным переживанием — какое может быть эмоциональное переживание, когда прикладываешься к главе давно умершего человека! Это не эмоциональное переживание — это благодать Божия, проистекающая от святых останков, от мощей. Мы соприкасаемся через поклонение святым угодникам к той самой премудрости Божией, в тайне сокровенной, которую Бог явил в конце веков для славы нашей. И эта премудрость славой Божественной воссияла в жизни святых людей.
Многие, кто приходил в эти дни к преподобному Силуану, реально почувствовали его помощь. У меня есть такие свидетельства. И так оно и должно быть, иначе быть не может. Только когда мы получаем ответ свыше, мы укрепляемся в вере и на этом ответе свыше собственно и основывается вся наша вера. Сейчас мы проводим честную главу преподобного Силуана, но это не человеческие, не обычные проводы. Когда мы прощаемся с человеком и не знаем, увидим его когда-нибудь или не увидим, и мы не знаем, будет ли когда-нибудь еще глава преподобного Силуана с нами, но прощание со святыней это не есть прощание в нашем обычном смысле и понимании этого слова. Потому что со святыми не прощаются. Святые вместе с нами составляют Церковь Божию, они там, в Церкви Небесной прославлены, а мы здесь, в Церкви земной, воинствующей с грехом. Но мы одна Церковь и святые угодники вместе с нами невидимо предстоят и служат Господу. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Силуана, старца Афонского, да благословит Господь всю Землю Русскую, да благословит Господь державу Российскую, да благословит Господь Церковь нашу Русскую, хранительницу духовного единства нашего народа. И молитвами преподобного да укрепит Господь веру в сердцах и умах современных людей, сердцем и умом сознающих близость Божественного  присутствия в нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы

25 сентября 2016 г. 23:01
25 сентября 2016 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы.
В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство! Дорогие отцы! Многочтимый отец Михаил, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры!
Сегодняшнее воскресенье называется Неделей перед Воздвижением. То, что читается в храме, — Священное Писание, молитвословия — имеет в центре повествование о Кресте Господнем, ибо так возжелал Господь и так возлюбил род человеческий, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы люди обрели спасение. И мы знаем, какой трагической была отдача Сына Божия ради спасения людей. Что еще более страшное можно представить, чем мучительная смерть на кресте? Некоторые задают вопрос: «Разве иначе невозможно было спасти людей? Бог же всемогущий. Почему Ему надо было убивать Своего Сына на Кресте?» Ведь Бог попустил эту смерть, — Сам Господь перед страданиями Своими говорил, что легион ангелов может явиться в Его защиту. Но Бог не посылает легион ангелов. Он оставляет Своего Сына наедине со злобой человеческой, ложью, клеветой и, наконец, оставляет Его в одиночестве в Гефсиманском саду и на страшной Голгофе.
На вопрос «А нельзя было иначе исправить жизнь людей?» нет ответа. Мы не знаем, почему Бог избрал страдания как орудие спасения. Он не избрал орудием спасения человеческий ум. Он не избрал орудием спасения человеческое образование. Он не избрал орудием спасения улыбку, веселье, радость. Он избирает орудием спасения горе, страдания, скорбь, и никто из людей не может ответить на вопрос, возможен ли был другой способ спасения. Только Бог знает, почему так произошло, но нам дано уразуметь нечто из этой страшной, трагической и великой истории спасения рода человеческого.
Мы должны понять, что страдания человека имеют особое значение для полноты человеческой жизни. Мы не можем вычислить необходимое соотношение радости и скорби в человеческой жизни, мы не можем определить, какой объем страданий необходим, чтобы человек жил, не теряя самого себя и сохраняя Богом определенное состояние души. Мы просто должны склониться перед Божественной тайной, и каждый должен о ней задуматься. Ведь каждого посещает скорбь, а многих — скорбь неотвратимая. Бывают скорбь и страдания, которых можно избежать, но порой страдания и скорбь неотвратимы: когда человек рождается слепым или теряет зрение; когда человек рождается неспособным слышать звуки или теряет слух в результате болезни или несчастного случая. Эти страдания неотвратимы точно так же, как неотвратим был для Сына Божиего Крест Христов, но Страданием на Кресте Господь спас весь мир и открыл нам двери Своего Божественного Царства.
Своим слабым умом мы можем уразуметь только некую частицу этой тайны и сказать, что без страданий и скорби, видимо, не может быть спасения и не может быть человеческого счастья. Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби. Вырвите этот опыт скорби и страданий из человеческой жизни, и человек не будет знать, что такое счастье. Он растопчет свое счастье, он к нему привыкнет, как люди привыкают к хорошим автомобилям, комфортному жилью, красивой одежде. Счастье мы замечаем, когда у нас есть иная точка отсчета. А страдаем мы не только из-за болезней. Иногда с нами несправедливо поступают наши коллеги и даже собратья по Церкви. Часто такое бывает в мире политики, на производстве, в мире культуры и искусства. Порой мы думаем: «За что же это нам? Почему? Почему я слышу плохо, а соседка хорошо?» И мы повторяем тот же вопрос, который люди обращают к Богу: «Почему Ты избрал Крест, чтобы спасти человека?» Такова воля Божия, и если мы будем ясно сознавать, что скорбь и страдания являются непременной частью человеческой жизни, что они никогда не исчезнут, но будут присутствовать до конца мира сего, мы поймем, что таков замысел Бога о мире и человеке.
Скорбящему человеку всегда тяжело. Ему нужно найти силы, которые бы его поддерживали. И, наверное, самой великой силой является сила Креста Господня. Каждый, кто потерял здоровье, кто ущемлен в своих правах, у кого проблемы с работой, — возьмите в руки Крест Господень и осознайте, что Сын Божий стал Сыном Человеческим и по Божественной воле пострадал ради людей. Но есть еще что-то, что способно укреплять нас в наших скорбях. Если Христос Сам страдал, если Он прошел через опыт самых тяжелых страданий, которые закончились смертью, значит, все те, кто скорбит и страдает, — родственные Ему души. Они с Ним соединяются через эти страдания. В страдании человек обретает особую связь с Богом, и это знает почти каждый. Когда нас посещает скорбь, у нас появляется потребность молиться, мы в храм идем, Господа просим; а когда всё хорошо — забываем. Замечательно, что Господь, принявший на Себя лютые страдания, всегда с теми, кто страдает, с теми, кто скорбит, и Он особенно слышит молитвы, которые проистекают от сердца, надорванного болью.
Вот почему мы называем храм Божий лечебницей. Вот почему Господь, создавая Церковь, общину верующих в Него людей, повелел, чтобы эта община была общиной исцеления. И мы знаем, что первые деяния апостолов были связаны с исцелением человеческого здоровья — и физического, и душевного. В Церкви человек получает исцеление, часто физическое, от святых мощей и иных святынь, от принятия Святых Христовых Таин. Но даже если исцеление не наступает, он получает исцеление души, он получает великий опыт общения с Богом через свою собственную скорбь. Это можно сравнить с явлением резонанса, когда совпадают частоты колебаний и физическое воздействие усиливается. Раньше, когда мосты были деревянными, солдатам запрещалось чеканить на них шаг, потому что если колебания совпадали, их сила становилась настолько велика, что могла разрушить мост. Вот когда мы на одной волне со страдающим Спасителем обращаем к Нему свою молитву, мы тоже входим в состояние духовного резонанса, и сила нашей молитвы умножается.
Замечательно, что Международный день глухих и слабослышащих людей совпал сегодня с воскресеньем перед Воздвижением Креста Господня. Я рад, что в нашей Церкви началась серьезная пастырская работа с теми, кто плохо слышит, плохо видит или полностью лишен слуха или зрения. Сегодня в нашей Церкви 47 общин слабослышащих людей и 57 приходов, в которых осуществляется пастырская работа со слабослышащими, включая 9 приходов, которые занимаются слепоглухими — теми, кто не видит и не слышит. Сердечно благодарю наших священников, несущих это тяжелейшее пастырское служение, которое требует мудрости, духовного мужества и огромной любви, которое требует некоего сораспинания священника с его духовными чадами, преодоления душевной боли и страданий.
Сегодня я совершил первую Патриаршую службу с сурдопереводом. Я хотел бы поблагодарить владыку Пантелеимона — в возглавляемом им Синодальном отделе по социальному служению сегодня ведется работа с людьми и плохо видящими, и плохо слышащими. Существует группа, которая стремится координировать эту работу в масштабах всей Церкви. И я благодарю сегодня братьев — сослужителей, трудящихся в этой замечательной пастырской области, которые сегодня вместе со мной совершили богослужение, прибыв в Москву из разных городов Руси. Рад видеть всех вас, братья. Ваше служение очень близко моему сердцу. Понимаю важность этого труда и призываю всех вас, призываю весь наш епископат обратить особое внимание на братьев и сестер, которые имеют ограничения по здоровью. Они члены нашей Церкви, и мы должны делать все от нас зависящее, чтобы им ничто не мешало чувствовать себя полноценными членами православной христианской общины. Пусть продолжаются те труды, которые сегодня начаты, и пусть Божия помощь сопутствует Преосвященным архипастырям, многочтимым отцам, которые трудятся на этом направлении духовной и пастырской деятельности. И пусть Божия помощь и Божия благодать поддерживают тех людей, которые по каким-то причинам оказались ограничены по слуху или по зрению, но в сердце своем хранят веру.
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Когда человек плохо видит или плохо слышит, у него затрудняются связи с окружающими людьми. Но это не смертельно опасно, особенно сегодня, когда существуют разного рода технологии, которые помогают устанавливать связь с окружающими даже в отсутствие острого зрения или хорошего слуха. Но вот что действительно ужасно: когда человек слеп и глух духовно, когда он слышит человеческие голоса и видит человеческие лица, но ему не дано слышать голос Божий в своем сердце, чувствовать Божие присутствие в своей жизни. Таких глухих и слепых намного больше, чем людей, ограниченных по физическому зрению и слуху.
Поэтому наша главная задача как Церкви Божией — помочь нашим современникам обрести тот слух и то зрение, без которых нельзя войти в Божественное Царство, нельзя стать по-настоящему счастливыми. И да поможет нам Господь совершать свое служение со смирением, с упованием на Его волю и с опорой на Его силу, дабы люди открывали для себя прекрасный Божественный мир даже в том случае, когда у них ограничено физическое зрение или физический слух.
Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, отец Михаил, братию сего святого храма, всех братьев, которые сегодня мне сослужили и которые трудятся, пастырски окормляя слабослышащих и слабовидящих. В память об освящении сего святого храма хотел бы преподнести эту икону с мощами. Здесь Александр Свирский, Антоний Дымский и Мартирий Зеленецкий — великие подвижники, преподобные отцы северо-запада Руси. Их молитвами да хранит Господь и сию святую общину, посвященную Всем святым, в земле Русской просиявшим. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Белоусово (Новая Москва)

27 сентября 2016 г. 21:45
27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа (Новая Москва) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и всё богослужение, все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос.
Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша».
Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели.
Да, мы знаем: были великие гении духа, великие герои и подвижники, ветхозаветные пророки, которые, несмотря на непреодолимую силу греха, свидетельствовали о Божией правде. Но к их словам мало кто прислушивался, разве что самые близкие ученики, — но даже среди них порой оказывались те, кто присоединялся к гонителям пророков.
И вот Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.
Что же, зло вообще ушло из мира? Совсем нет, и каждый из нас об этом знает по опыту собственной жизни. Но вместе со злом существует добро, вместе с ложью — Божия правда. Так что же дал нам Крест? А Крест дал нам свободу, о которой с такой силой сказал Иоанн Златоуст, — свободу выбирать между добром и злом, между ложью и правдой, становиться рядом со Христом или с Его гонителями, со светом или с тьмой. Мы свободны, чего не было у наших далеких предков, которые жили в условиях непреодолимости зла.
Эта свобода выбора запечатлена в нашей русской иконографии Креста. Наш русский православный Крест — восьмиконечный. Помимо центральной перекладины, к которой были пригвожден Спаситель, изображается дощечка, которую Пилат повелел прибить наперекор иудеям, свидетельствуя о том, что Распятый есть Царь Иудейский. А нижняя перекладина возносится правой стороной кверху, а левой книзу, потому что справа висел разбойник, который исповедовал Господа и получил спасение, а слева — тот, кто отверг Его и ушел навечно в гибель. Вот это и есть символ нашей свободы, и мы совершаем выбор между добром и злом каждый день.
Никто не может сказать: «Я принужден совершать зло». Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.
Эту великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся.
Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

« Последнее редактирование: 29 Сентября, 2016, 21:32:08 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #204 : 10 Октября, 2016, 17:34:58 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления прп. Сергия Радонежского с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры

8 октября 2016 г. 21:10
8 октября 2016 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Литургии и молебна на Соборной площади Лавры Предстоятель Русской Православной Церкви с балкона Патриарших покоев обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств.
Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, всё множество народа, которое сегодня собралось в обители святого Сергия, я сердечно поздравляю с днем памяти преподобного отца нашего, с днем его кончины.
Преподобный скончался в далеком 1392 году. Много ли есть исторических личностей, умерших сотни лет назад, в честь которых собиралось бы столько народа? Память даже о самых великих людях уходит очень быстро из человеческого сознания, оставаясь лишь в анналах истории, на страницах книг. А память о преподобном Сергии жива. Почему? Да потому что он как святой — духом своим, своей бессмертной душой — присутствует с нами. Великим свидетельством о бессмертии человеческой души, великим свидетельством о Небесном Царстве является память святых угодников Божиих. Они не умерли — они с нами в единой Церкви, Церкви земной и Небесной, Церкви, прославляющей Имя Господа и Спасителя нашего.
Святой преподобный Сергий прожил особую жизнь. Он вошел в историю государства нашего как человек, много послуживший для избавления народа от чужеземного ига, для соединения разделенных частей русского народа и русской страны. Но одновременно Преподобный явил нам особый пример жизни в соответствии с Божиим законом и с Божиими заповедями. Одна из них содержится в послании апостола Павла, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией (Гал. 5:22-6:2). Он говорит следующее: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Для нас это заповедь. Мы должны научиться носить бремена и тяготы других людей, чтобы исполнять закон Христов.
Известно, что многие несут на себе тяготы других по долгу, по присяге или по принуждению. Мы знаем, что целый ряд специальностей, в том числе военных, связан с несением тягот других, потому что присяга принята и ее нарушение карается по закону. И люди, свободно избравшие ту или иную профессию, обязаны исполнить эту заповедь, — они носят тяготы друг друга.
Но что же все остальные, которых никто не принуждает? Хочешь — неси, не хочешь — не неси. Ни присягу не подписывал, ни торжественных обещаний не давал, ни трудовых договоров не подписывал, чтобы, себя отдавая, служить другим. Эти люди — мы все. Что для нас значит носить тяготы друг друга? Значит исполнять закон Христов.
Преподобный Сергий дает нам именно такой пример. Он носил тяготы братьев здесь, на этой земле, где сейчас Свято-Троицкая лавра. Он носил на себе тяготы народа, разделяемого и раздробляемого междоусобной бранью, он чувствовал эту тяжесть в сердце своем и служил тому, чтобы тяжкие бремена, лежавшие на народе, спали.
А почему это давалось Преподобному с легкостью? Может быть, эта легкость чисто внешняя? На самом деле все, что он совершил, было бы невозможно совершить, если бы это было противно его духу, если бы он сам себя принуждал, если бы для него это было тяжело. Он дает нам пример того, как исполнять закон Божий с легкостью, а эта легкость проистекает от состояния нашей души. Если мы имеем любовь, радость, мир, долготерпение, если мы имеем другие замечательные дары, которые принес нам Христос, то мы с легкостью служим другим людям. А способность служить другим означает изменение всей человеческой жизни. Это означает подлинное братство людей, солидарность, взаимную поддержку, преодоление всех разделений, которые существуют в обществе не на законодательном уровне, не на уровне власти, а на уровне человеческого сознания и человеческих сердец. Это означает построение иной человеческой цивилизации — цивилизации духа, изгоняющей грех.
И что было бы, если бы у нас не было примеров людей, которые стяжали дары Святого Духа и носили бремена с легкостью, происходящей из их убеждений, их образа жизни и силы благодати, которую Господь дает тем, кто вступает на путь исполнения Его закона? Пусть пример преподобного Сергия помогает нам устроять наше человеческое общежитие среди монашествующих.
Обращаюсь к братии сей святой обители и ко всем монашествующим, кто меня сейчас слышит: научитесь носить тяготы друг друга. Исполните закон Христов, и обретете мир душевный, покой и подлинное благополучие, которое может быть только у монашествующего. Как важно, чтобы мы научились носить тяготы друг друга в Церкви, чтобы мы не только проповедовали Слово Божие и призывали людей к идеальной жизни, но сами эту идеальную жизнь старались воплотить, в первую очередь служа друг другу.
Вот почему мы говорим, что милосердие сегодня — это не просто проповедь, с которой обращается Церковь. Это практика церковной жизни, и в каждом приходе люди должны это осознавать, чувствовать и носить бремена тех, кто рядом с тобой, кто страдает и кому ты можешь помочь. И задача духовенства заключается в том, чтобы организовать эту работу, помочь людям увидеть стоящие перед ними задачи, решение которых преобразует нашу жизнь. Церковь может и должна быть примером для общества и государства, и дай Бог всем нам, всему нашему народу объединиться вокруг великих целей помощи друг другу, включения каждого, кто нуждается в нашей помощи, в свой разум и в свое сердце. Тогда изменится до неузнаваемости лик нашего народа и нашего Отечества.
Всему этому учит нас преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, великий чудотворец, великий духовный вождь нашего народа. Верим, что его молитвами Церковь Русская будет способна идти по пути, который он смиренно указал братьям-монахам в этой святой обители и всему нашему народу. С праздником всех вас поздравляю! Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей