Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 542966 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #300 : 08 Марта, 2017, 01:44:56 »
   Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы 1-й седмицы Великого поста после богослужения в Богородице-Рождественском монастыре



 

 3 марта 2017 г. 23:52 Вечером 3 марта 2017 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


В течение Великого поста каждый православный человек, сознательно относящийся к своей духовной жизни, принимающий участие в богослужениях и церковных Таинствах, призван в первую очередь укрепить внутренний мир в своем сердце. Если в сердце мир и покой, то человек не тратит силы на то, чтобы бороться, преодолевать трудности, истощать себя, — он накапливает большую внутреннюю духовную энергию. Собственно говоря, святые угодники — это те, кто обладал внутренней духовной силой, кто не расточил себя, кто не терзал свое сердце неправдой и конфликтами, которые часто очень больно уязвляют человека. Святые — это те, кто умел выстраивать оборону своего внутреннего мира.


А оружие, которое враг использует, чтобы эту оборону разрушить и наш внутренний мир осквернить, хорошо всем известно — это оскорбление. Люди наносят оскорбления, когда воспринимают окружающих как противников. Оскорбления мы не получаем от близких, от любящих людей, от настоящих друзей. Если человек оскорбляет, значит, он не друг, даже если другом именуется. И мы знаем, какой стресс переживают те, кто сталкиваются с оскорбительными словами, устными или письменными, с негативными публикациями в Интернете и газетах. В ответ они пытаются мобилизоваться, чтобы нанести ответный удар оскорбителям, и на эту борьбу уходят огромные силы.
Возникает вопрос: если одной из задач, стоящих перед христианином, является стяжание мирного духа, сохранение внутреннего мира, как нужно реагировать на оскорбление? Каким должен быть ответ христианина на оскорбление? Святые отцы уделяли этой теме повышенное внимание, и у многих можно встретить советы, как следует вести себя человеку, когда его неправедно оскорбляют. Приведу слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы не воспламеняемся, то оскорбление теряет над нами всякую силу».
Удивительно! Если человек остается спокойным, если у него не вырабатывается активная встречная реакция, то оскорбление сходит на нет. Ведь цель оскорбления заключается в том, чтобы нанести удар по человеку, разрушить его внутренний мир, спутать мысли, толкнуть на неправильные дела. А если, по слову Златоустого святителя, мы не воспламеняемся, то цель обидчика не достигнута.
Замечательный совет мы находим у святого Исидора Пелусиота. Он говорит, что мы не должны гневаться, когда нас обижают, а если мы не гневаемся, то приобретаем великую пользу для души.
У святителя Иоанна Златоуста есть даже небольшое повествование о том, как действуют оскорбления на человека. Он сравнивает людей, наносящих оскорбление, с теми, кто осаждает крепость или город. Чтобы захватить крепость, нужно не только стрелять из пушек или атаковать стены — нужно посеять смуту среди обороняющихся. И если смута посеяна, то сила обороняющихся ослабляется, и у тех, кто нападает на город или крепость, появляется возможность одержать победу.
То же самое происходит, если мы, по слову святителя Иоанна Златоустого, воспламеняемся в ответ на оскорбления. Мы теряем внутренний покой, нарушается баланс сил, нет гармонии, мы становимся слабее, потому что терзаем себя мыслью, как ответить, какую тактику выстроить против тех, кто нас обижает. Люди теряют сон и покой, не могут заниматься своими делами, нередко это отражается на семейном благополучии. А все решается очень просто: не воспламеняйся! Не твоя проблема оскорбление, — это проблема того, кто наносит оскорбление. Храни мир внутренний, и выйдешь победителем из этого сражения.
Ведь совершенно неслучайно Господь говорит, что ударившему по правой щеке нужно подставить левую (см. Мф. 5:39). Многие не могут понять, что это значит, зачем нужно подставлять еще и левую щеку, а ведь речь идет именно об этом. Тот, кто хочет нас победить, пытается разрушить злобой наш внутренний мир. А если мы ему не отвечаем тем же, то оскорбление сходит на нет. Лишь когда мы отвечаем тем же, оскорбляющий достигает своей цели.
Неслучайно святые отцы уделяют теме оскорбления столь большое внимание, потому что без правильного отношения к такого рода конфликтам христианину очень трудно сохранить внутренний мир, свою целостность, а значит, духовные силы для решения других задач, связанных со спасением. Вразумляемые святоотеческими наставлениями, попытаемся и мы на собственном опыте убедиться, какую реальную пользу эти советы приносят. Достаточно попробовать ответить на оскорбления так, как учат святитель Иоанн Златоуст и преподобный Исидор Пелусиот, а потом поразмышлять над последствиями нашего ответа. И совершенно очевидно, что каждый почувствует правоту этой жизненной позиции, которая оградит нас от последствий наносимых по нам ударов, в том числе словесных оскорблений. Да поможет нам Господь укрепляться мудростью и становиться духовно сильнее. Аминь.

Всех вас поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #301 : 08 Марта, 2017, 01:47:00 »
   Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в храме свтт. Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке

 

 4 марта 2017 г. 16:35
4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


В течение первой седмицы Великого поста православные христиане, по крайней мере, те из них, кто имел такую возможность, посещали храм каждый день, многие — утром и вечером. Этот молитвенный опыт первой седмицы имеет очень большое значение для духовной жизни. Находясь в храме в течение длительных служб, мы погружаемся в благодатную стихию, которая не может не воздействовать на сознание и сердце человека, потому что исполнена великими смыслами. Эти смыслы не всегда до нас доходят — кто-то не вполне понимает славянский текст, кто-то не знает истории происхождения Божественных книг, не представляет себе эпохи, в которые они были написаны. Многое может показаться странным, непонятным, но, тем не менее, каждый в меру своих сил понимает главное: через эти Божественные тексты с нами говорит Сам Бог, прежде всего словами Псалтири.


Помимо того что мы во время этих продолжительных богослужений насыщаемся Божественными смыслами, мы также слышим призывы к покаянию, молитве, милосердию, ко всему, без чего не может состояться человек, тем паче христианин. На первой седмице Великого поста всем нам подобает размышлять о нашем внутреннем состоянии, о наших грехах, анализировать свои мысли, свои поступки, свои чувства, подвергать их строгому суду и приносить покаяние. Все это мы делаем, чтобы стать хоть немного лучше, чтобы вырваться из повседневности, из забот и суеты, в которые мы погружены, — чаще всего в силу обстоятельств, а иногда и по своей воле, — и чтобы действительно почувствовать близость Божественную, прикоснуться к Божественной благодати.
Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки.


Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его энергии, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, к звездам, несмотря на тяжесть земного притяжения.
Верующему человеку, идущему по пути спасения, Господь дает Свою энергию, Свою благодать прежде всего в Таинствах Церкви. Святому Григорию Нисскому принадлежат малопонятные с первого взгляда, но исполненные великого смысла слова: «Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся, как Он», — то есть мы становимся такими, как Бог. Конечно, святой не имел в виду возможность человека по существу стать таким, как Бог, — природа Божественная и природа человеческая различны, и невозможно природе человеческой стать природой Божественной. Но у человека есть возможность воспринять Божественные энергии, а поскольку энергии эти являются нетварными, то мы, впитывая их, принимаем в себя Божество.
Трудно понять разумом, но так учит Сам Господь: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (см. Ин. 6:54), именно он становится сыном Божиим. Вся святоотеческая традиция, которая говорит о соединении человека с Богом в таинстве Евхаристии, отталкивается от слов Самого Христа Спасителя, от учения святых апостолов. И мы верим, что так и происходит, — мы становимся причастниками Божественных нетварных энергий. Именно эта сила способна преобразовать нашу человеческую немощь: грешника соделать святым, преступника — подвижником, известным строгостью жизни, и примером для других, как это нередко бывало в истории Церкви: из камней сих соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Именно поэтому очень важно причащаться Святых Христовых Таин.


Нередко перед православными людьми возникает вопрос: а как часто нужно причащаться? Хотел бы привести в пример размышления аввы Феоны, которые содержатся в творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Об авве Феоне мало что известно — пространного жития этого старца нет, известно лишь, что он жил в конце IV — начале V века, был отшельником и провел более 30 лет в египетской пустыне, недалеко от Александрии. Старец прославился силой исцелений: к нему в пустыню притекало множество жителей Александрии со своими болезнями и скорбями, и старец помогал им. Есть очень интересные сведения о том, что к нему приходили не только люди, но и звери, которые в то время встречались в пустыне, — и буйволы, и козы; они окружали святого, а он из источника рядом со своей келией поил их водой. Это гармоничное единство святого человека с природой и людьми является очень сильным свидетельством особой благодати, почившей на старце.
Так что же авва Феона говорил о причащении? В то время был среди монахов обычай причащаться один раз в год, и старец учил, что это неправильный обычай, что в нем проявляется не столько смирение, сколько гордость, поскольку те, кто причащается раз в год, утверждают, что недостойны причащаться чаще. Что же из этого вытекает? Стало быть, раз в год они себя считают достойными причащения Тела и Крови Самого Господа и Спасителя. Из этого авва Феона делает очень важный вывод: причащаться нужно с полным сознанием своего недостоинства по меньшей мере каждый день Господень. А день Господень — это воскресенье.
Это свидетельство святого человека, прославленного чудесами, любовью к Богу и окружающей природе, подвиг которого запечатлен в творениях святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, должно и нам помочь понять, как следует причащаться Святых Христовых Таин. Ни в один момент жизни мы не можем дерзнуть сказать, что теперь мы готовы, что теперь мы достойны, — потому что не смыть нам всех наших грехов, и всех наших слабостей не исцелить, и болезней не излечить никакими приуготовлениями, — но с сознанием своей греховности, с искренним исповедованием грехов мы должны по крайней мере в воскресный день приходить к Святой Чаше. Если кто-то в силу ряда причин не может причащаться каждое воскресенье, то, по крайней мере, причащение должно быть достаточно частым. А иначе мы опираемся исключительно на свои силы — в наших духовных подвигах, в нашем стремлении к исправлению жития, как и в решении многих проблем, которые перед нами стоят. Отказываясь от причащения Тела и Крови Христовой, мы словно говорим, что все сделаем сами, но нам самим многое не удается. Если же мы с Господом, то Он ведет нас по жизни, Он нас вразумляет, Он помогает нам избежать слов и поступков, опасных для нашей жизни, особенно жизни духовной.
Пусть опыт святоотеческий, великие слова святого Григория Нисского и мудрые поучения аввы Феоны помогут нам почувствовать необходимость соединяться со Христом в таинстве Святой Евхаристии, чтобы иметь надежду жизни вечной. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #302 : 08 Марта, 2017, 01:48:17 »
   Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели 1-й Великого поста после богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре

 

 4 марта 2017 г. 23:53 4 марта 2017 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Отец Даниил! Дорогие отцы, братья и сестры!


Я очень рад в завершение первой седмицы Великого поста, в канун дня Торжества Православия, посетить Заиконоспасскую обитель, славную своей историей. Обитель возрождающуюся — не без трудностей, как вы знаете, но такова история Церкви: никогда великие и добрые свершения, направленные на укрепление веры и благочестия в народе, не совершались с легкостью. Потому что незримая битва, незримое сражение, которое проходит по человеческому сердцу, как говорил замечательный наш писатель Достоевский, отображается и в общественных отношениях, и нередко бывает, что начинания, направленные на укрепление веры в нашем народе, встречают непонимание, а то и прямое сопротивление. Но этого не надо страшиться, ведь все так и должно быть. Дело Божие силой совершается, Царствие Небесное силой берется (см. Мф. 11:12), и невозможно совершить по-настоящему доброе дело, особенно в значительных масштабах, без сопротивления извне или изнутри.

Поэтому я глубоко убежден в том, что трудности, с которыми сталкивается обитель, в том числе в плане возвращения исторически принадлежащих ей зданий, — все это тоже пройдет. А главное, о чем мы должны помышлять, — это о том, что нужно делать, чтобы укреплялась вера в нашем народе. Все остальное вторично, но вот эта духовная и умственная работа сегодня должна быть очень значительной.


Совершенно очевидно, что все больше и больше людей приобщается к Церкви. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о молодежи. Хотя у нас очень активно развиваются молодежные движения и организации, еще очень большое число молодых людей остаются в плену социальных сетей и всей той информации, которая через эти сети обрушивается на их сознание. А там меньше всего говорят о Христе, меньше всего говорят о правде Божией, ничего не говорят о грехе, ничего не говорят о смысле человеческой жизни. Поэтому духовная брань, в том числе ради спасения нашего молодого поколения, сегодня является первостепенной задачей Церкви.

Мы никому ничего не навязываем, но наша задача, наш долг — показать людям красоту евангельского идеала. Как человека, далекого от искусства, захватывает красота здания, картины или скульптуры, — захватывает своей гармонией, своим эстетическим воздействием на человеческую душу, — вот так же евангельский идеал должен захватывать людей. Не потому что он навязывается силой, а потому что он неотразим своей духовной красотой. Но для того чтобы современный человек мог раскрыть этот идеал, увидеть и приобщиться к нему, нужно помогать, используя, в том числе, язык, доступный для молодого поколения.

Сегодня перед нашей Церковью стоят огромные задачи, и возвращение храмов, монастырей уже не является первоочередной задачей. Задачей № 1 является проповедь Христа, которая будет понята и принята абсолютным большинством нашего народа. Такого рода деятельность требует затраты огромных духовных и интеллектуальных сил — собственно говоря, отдачи всей жизни. В первую очередь это, конечно, касается монашествующих, у которых и нет другой жизни, как только жизнь ради Церкви. Здесь и говорить не о чем — у инока нет никаких иных целей, никаких задач, никаких устремлений. Монах полностью посвящает себя Христу, и потому духовная, проповедническая, миссионерская работа монастырей сегодня должна быть на высоте. А это требует от каждого из нас духовного бодрствования, способности напрягать силы, самим духовно и интеллектуально возрастать, и с людьми делиться своим опытом и своими знаниями.

Очень надеюсь, что славная в прошлом Заиконоспасская обитель и сегодня, находясь в самом центре нашей столицы, будет играть важную духовную и просветительскую роль. Достаточно посмотреть, сколько людей проходит мимо монастыря. Так вот, нужно сделать так, чтобы большинство из них в обитель заходило. Это очень непросто, но именно такие задачи нужно ставить. Мы обращаемся ко всему нашему народу с великой надеждой на то, что голос Церкви будет услышан. Почему? Да потому что у этого народа были благочестивейшие, глубоко верующие предки, которые создавали нашу страну, нашу культуру, создавали мощь российского государства, понимая значение духовного фактора в жизни людей. Мы не в пустыне живем и не с нуля начинаем, — наша культура, наша история является союзником Церкви в том, чтобы раскрыть современному человеку красоту Евангельского идеала.

Да помогает всем нам Господь решать те задачи, которые сегодня перед нами стоят! И особенно хотел бы выразить надежду на то, что монашествующие будут на переднем рубеже этой огромной работы, которая поможет людям открыть для себя дорогу к Царствию Божию.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   
« Последнее редактирование: 08 Марта, 2017, 01:53:51 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #303 : 16 Марта, 2017, 22:26:38 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве


5 марта 2017 г. 21:47
5 марта 2017 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом.

Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с первым воскресным днем Великого поста — праздником Торжества Православия!

В этот день мы вспоминаем победу над ересями и присоединяемся мысленно к торжествам, которые произошли в IX веке в Константинополе, когда при активном участии благочестивой императрицы Феодоры, при полной поддержке епископата Церкви и верующего народа, был окончательно положен конец тяжелой эпохе иконоборчества.
Иконоборчество выросло из конкретных еретических заблуждений, как и все ереси, предшествовавшие иконоборчеству и появившиеся после него. А все еретики, по слову святого Афанасия Александрийского, великого борца с ересью арианства, имели отцом своих собственных суждений льстеца-диавола.

Твердое свидетельство святого Афанасия Александрийского помогает понять, что в основе еретических суждений всегда лежала злая воля врага рода человеческого. А что же такое еретические суждения? Всякая ересь была опасна тем, что не отвергала целиком всего христианского учения. Она не подвергала сомнению авторитет святых апостолов и даже Евангелия, как и авторитет мужей апостольских, апологетов и отцов. Но, не отвергая предшествовавшего ей учения, ересь вносила свои собственные суждения, которые в принципе разрушали все, что было до этой ереси провозглашено и утверждено как вера Церкви.

В этом великая опасность ереси. Она якобы откликается на новые вызовы, новые проблемы, на развитие человеческой мысли, на новые философские взгляды и убеждения. Казалось бы, добрым намерением является стремление положительно ответить на многие из этих взглядов, убеждений, найти им некое оправдание в самой христианской вере. Но если происходит некая нестыковка, то еретиками вносится «корректива» в православную веру, идущую от святых апостолов, — чтобы сблизить веру с господствующими в обществе взглядами. Так появляются горячие проповедники тех или иных еретических учений, — люди, вдохновленные якобы великой миссионерской идеей сделать Церковь более понятной, более эффективной, отвечающей потребностям времени в согласии с властителями дум переживаемой эпохи.

Достаточно вспомнить ересь Ария, который отрицал Божество Господа Иисуса Христа, но старался преподать свое учение в таких философских и богословских категориях, которые не входили бы в явное противоречие с Евангелием. Арий говорил, что сущность Христа не та, что у Бога Отца, но в этой своей сущности Христос полностью подобен Богу Отцу. Но святые отцы остановили Ария, потому что, если логически развить его прикровенную хитрость, станет ясно, что Христос — это не Бог, это творение. Какое творение? Конечно, сам человек, в его высочайшем проявлении. В результате человек обожествляется настолько, что уже нет границы между Богом и человеком.

Когда уже в Новое время, на рубеже XV и XVI веков, получили распространение философские взгляды на человека как на венец бытия и абсолютную ценность, превыше которой нет ничего, эти философские идеи очень скоро приобрели политическое звучание. Под эту идею сформировались не только литература и изобразительное искусство, но и политические взгляды, в соответствии с которыми человек как высшая и абсолютная ценность не имеет никакой нужды в Боге. Человек — в центре бытия. А если так, то какое людям дело, есть Бог или нет? Все силы должны быть направлены на то, чтобы человеку было хорошо, чтобы он раскрепощал свою природу, чтобы он был абсолютно свободен. А общество должно обслуживать эту абсолютную свободу и абсолютное значение человеческой личности. Мы знаем, к каким тяжелейшим последствиям привела эта философская мысль. Революции, кровавые потрясения, в том числе коснувшиеся нашей страны, — все они все апеллировали к подобному пониманию человека, и во благо этого обожествленного человека совершались страшные деяния, приводившие ко многим жертвам и потрясениям. А разве это не та же идея, которую проповедовал Арий? Правда, на границе XV и XVI веков уже не слишком заботились о том, чтобы привести эту концепцию в видимое соответствие Евангельскому посланию, — в отличие от Ария, прикрывавшего свою ересь благочестивыми фразами. Но цель-то была та же самая — на место Бога поставить человека! И сегодня мы не можем сказать, что это древнее заблуждение полностью изжито, — оно постоянно актуализируется в разных формах, и до сих пор от того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит устройство общества, будущее мира и человека.

То же самое можно сказать и о ереси иконоборчества. Многим она казалась вполне убедительной, особенно в связи с тем, что традиций иконопочитания и священных изображений не было в исламе. Создавался некий общий религиозно-культурный фон, в контексте которого стало легко утверждать, что почитание икон — это ересь, что нельзя изображать Бога, Богородицу, святых угодников, поскольку все это напоминает идолопоклонство. И ведь многие соблазнились! Даже императоры и патриархи впали в ересь иконоборчества, в том числе Иоанн Грамматик, последовательный борец с иконами. Иконоборчество не было теоретическим спором, — оно очень быстро превратилось в государственную политику, и вся мощь Византийской империи была направлена на подавление иконопочитания. Начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, увенчавшиеся тысячами ни в чем не повинных загубленных православных жизней. Монахи убегали из Византии, закапывали иконы, прятали их в стены монастырей. Одно только упоминание об иконах рассматривалось как проявление нелояльности императору — почти как во времена антихристианских гонений первых трех веков.

А в чем же дело? В чем была опасность этой ереси? Почему мужественно восстали против нее иерархи, священники, монахи, и в конце концов благочестивая императрица Феодора присоединилась к этой борьбе? Да потому что, отрицая иконы, ересиархи отрицали реальность Божественного воплощения. Ведь если Господь Иисус Христос воплотился, если Он оставил Свой лик, если жила Божия Матерь, то возникает вопрос: а почему не воспроизвести эти лики? Почему, взирая на них, не обращаться к тем, кто, пребывая уже вне нашей земной жизни, реально пребывает в жизни небесной? Почему нельзя, взирая на образ, мысль свою возносить к первообразу? Казалось бы, все так очевидно — если изгонять иконы, то изгоняется сама идея Боговоплощения, — но многие не поняли, поддались соблазну, отцом которого является лжец, враг рода человеческого. В каком-то смысле мы и сегодня нередко сталкиваемся с отрицанием Божественного воплощения. Многие, признавая факт существования Иисуса из Назарета, отрицают факт Боговоплощения. Эта иная форма отрицания, но имеющая те же корни и ту же причину, что и древнее иконоборчество.
Что означает хранение догматов, хранение веры? Мы часто говорим, что православный человек — это тот, кто хранит веру. Но хранить веру, просто повторяя старые формулировки догматов, недостаточно, да и мало кто эти формулировки знает и помнит. Нужно хранить веру, отображенную в церковных догматах, по существу. А для того чтобы хранение веры было активным и, я бы сказал, творческим, мы должны соотносить Божественные истины, запечатленные в догматах, с реальностью нашей жизни. И если живем по вере, по тем самым догматам, то возникает возможность сопротивляться льстецу-диаволу, врагу рода человеческого, который вновь и вновь пытается наполнить человеческие суждения своей ложью. В этом актуальность, сила, злободневность того, что мы называем православной верой. И да поможет нам Господь молитвами наших святых предшественников, имена которых мы сегодня торжественно вспоминали, хранить веру православную и утверждать ее разумно и убедительно для каждого последующего поколения людей. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #304 : 16 Марта, 2017, 22:29:01 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках г. Москвы


12 марта 2017 г. 23:55
12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в столичном районе Черемушки и Литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Сегодня второе воскресенье Великого поста. В этот день мы вспоминаем великого святого — архиепископа Фессалоникийского Григория, жившего в Византии в XIV веке. Святитель прославился своей способностью защищать православную веру — защищать интеллектуально от тех, кто, используя некие логические построения и знания, пытался ее исказить, привнести в православную веру нечто, что могло ослабить ее воздействие на сознание и духовную жизнь людей.

Святитель Григорий защитил учение Церкви о том, что человек спасается силой Божественной благодати или Божественной энергии. Он показал, что это не тварная энергия, что она не получается путем превращения иных материальных энергий. Это не энергия ума или физической силы, не результат нравственных усилий — это энергия Божественная, исходящая от Самого Господа и Спасителя.
Среди творений, которые оставил нам святой Григорий, особой любовью русских православных людей всегда пользовались его проповеди — гомилии, которые, может быть, не полностью, но дошли до нашего времени. Одна из этих проповедей как раз касается сегодняшнего дня.

За Литургией мы читали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). К дому, где проповедовал Спаситель, четыре человека принесли на носилках парализованного, но из-за множества людей не смогли войти вовнутрь. Тогда они забрались на крышу, разобрали ее (благо на Востоке крыши плоские и делаются из глины) и спустили носилки с несчастным прямо в дом. И Господь, видя веру этих людей, исцелил расслабленного.

Комментируя эту евангельскую историю, святитель Григорий Палама говорит, что всякий человек, предающийся услаждению, духовно расслаблен. В самом деле, расслабленность мы можем воспринимать не только в материальном аспекте. Мы говорим не только о физическом расслаблении как результате болезни, но и о духовном расслаблении, духовном параличе как неспособности человека концентрироваться на своей внутренней жизни и преодолевать внутренние проблемы. По слову святителя Григория, так происходит, когда человек предается услаждениям.

Услаждения, услада, сладость — это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению.

Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, — информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, — мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному — к услаждению себя.

Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный неспособен трудиться, неспособен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.

Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном, святитель Григорий говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех.

Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.

Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов.
Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной.

Всему этому учит нас святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чью память мы сегодня празднуем. В далеком XIV веке святитель своим пронзительным богодухновенным богословием помог византийцам избавиться от многих заблуждений. Дай Бог, чтобы и нам его слова помогли открыть тайну человеческого благополучия и счастья, тождественную тому, что мы называем спасением нашей души. Да поможет нам Господь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей