Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 542703 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #325 : 14 Апреля, 2017, 13:08:16 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре


11 апреля 2017 г. 23:47
Вечером 11 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Cреды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой Среды. По традиции, установившейся в нашей Церкви, торжественные утренние богослужения совершаются накануне вечером, чтобы дать верующим возможность принять в них участие, помолиться. Вот и сегодня, во вторник вечером, совершена утреня Великой Среды.
Великая Среда посвящена очень важному событию, которое предшествовало страданиям, смерти и Воскресению Господа. Речь идет о том, как в Вифании, в доме Симона некая грешная женщина, блудница возлила на главу Спасителя драгоценное миро.
В этой истории многое требует прояснения. Во-первых, как в дом, где принимали Спасителя, могла прийти падшая женщина? Как ее туда пустили? Евангелисты отмечают, что Симон был прокаженным, а мы знаем, что прокаженные были вне общества, они были изгоями. Конечно, получив исцеление, Симон перестал быть изгоем и жил среди людей. Но скорее всего, Симон, памятуя о своей былой отверженности, открыл двери для этой женщины-изгоя. И вот она пришла и совершила нечто, что выходит за пределы человеческого разумения. Она возлила на главу Спасителя драгоценное миро — жидкость, составленную из разного рода благоуханий, стоимость которых была очень велика. Миром помазывались на царство; трудно даже представить, как эта женщина купила такую драгоценность — наверняка это стоило ей всех денег, которые у нее были.
История с помазанием Христа Спасителя блудницей, в которой так много непонятного и необъяснимого, может быть понята и объяснена через смысл служения, которое Господь совершил ради всего мира. Для Господа нет изгоев, для Него нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Все наши человеческие условности Господь отметает и принимает всех, в том числе грешников, — более того, грешников в первую очередь. Именно Господу принадлежат слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). Поэтому первое, что обращает на себя внимание, — это искренняя, истинная любовь Спасителя ко всем, в том числе к грешникам.
Но и то, что совершила женщина, выходит за рамки человеческого понимания. Конечно, трудно было собрать такую огромную сумму и разом ее потратить на благоуханную жидкость. Возникает: а что могло предшествовать принятию столь странного и даже опасного для этой женщины решения? Ведь наверняка никаких денег у нее больше не было, она обрекала себя на нищету. Все, что она скопила, было отдано ради приобретения драгоценного мира. И Господь принимает эту жертву со словами: «Везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет об этой женщине» (см. Мф. 26:13).
Вот и мы с вами, люди XXI века, вспоминаем эту женщину, хоть и не знаем ни ее имени, ни происхождения. О ней известно лишь одно — она отдала Господу все, что имела, и, конечно, получила прощение грехов. Не потому, что миро стоило дорого, а потому что Господь увидел в этом поступке невероятную силу веры и полную готовность отдать себя в руки Божии.
То, что совершила эта блудница, было не чем иным, как концентрацией всех сил, воли и чувств. Это было действие огромной внутренней духовной силы, которое и обеспечило прорыв грешницы в иную жизнь. Из истории науки хорошо известно, что величайшие открытия и прозрения нередко обусловлены невероятной концентрацией интеллектуальной энергии. Вот и в духовной жизни то же самое: если нужно радикально изменить свою жизнь, то необходима предельная концентрация духовных сил, чувств, веры. Такой подвиг Господь принимает и отвечает на него чудом — чудом исцеления от болезней физических и духовных, чудом прощения грешника.
Великий пост и дан нам для того, чтобы мы могли — конечно, не в той мере, как женщина, что возлила миро на главу Спасителю, но в меру наших сил — сконцентрироваться, сосредоточиться в молитве, испросить у Господа помощи не в повседневных наших заботах, не для решения материальных или иных вопросов, а для того чтобы услышать самые главные слова, которые, несомненно, услышала эта женщина: «Прощаются тебе грехи» (ср. Лк. 7:48). А прощение грехов освобождает человека от тяжелого гнета и выводит его на иной уровень духовного бытия.
Из святоотеческой истории, из истории подвижников благочестия мы знаем о великих духовных победах, мы знаем о способности человека совершать нечто невероятное в духовной жизни. И даже если у нас не хватит сил на нечто подобное, мы должны учиться концентрировать свое внимание, свою волю, свои чувства в молитве — с тем чтобы получать от Господа ответ на наши вопрошания. И в завершение поприща Великого поста, приближаясь к концу Страстной седмицы, еще и еще раз испросим у Господа помощи в нашем духовном шествии ко спасению и Царствию Небесному. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #326 : 14 Апреля, 2017, 13:09:59 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2017 г. 20:25
12 апреля, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Великая Среда посвящена воспоминанию о вечери в доме Симона Прокаженного, о возлиянии на главу Спасителя драгоценного мира женщиной-блудницей и о предательстве Иуды. Этот день исполнен очень многих смыслов, но, может быть, сейчас следует обратить особое внимание на то, что произошло с Иудой, — под впечатлением от жертвенного поступка женщины, потратившей все свое состояние на приобретение драгоценного мира и возлившей его на главу Спасителя.

Этот поступок был несовместим с внутренним состоянием Иуды. Как известно, он был вор и запускал руку в общий ящик, где хранились деньги всех апостолов. Своих денег у них не было, а на общие нужды использовались деньги из кассы, которую Иуда носил при себе, похищая при этом часть средств.

Можно себе представить, как уязвлен был Иуда поступком женщины. Он был буквально смертельно ранен в сердце и разум, потому что главное дело его жизни ― стяжание, в том числе незаконным способом, — сводилось на нет этим поступком. Столкнулись несовместимые личности и несовместимые ценности. Поэтому Иуда идет и предает Спасителя за тридцать сребреников ― сумму куда меньшую, чем стоимость драгоценного мира. Иуда становится предателем, воспользовавшись доверием Спасите и учеников, чтобы получить деньги в обмен на свое предательство.

У слов «доверие» и «вера» есть общий корень. Когда мы верим в Бога, когда мы верим в порядочность и честность окружающих, это отношение включает разумное и сердечное начала. Вера всегда начинается с рассуждения, а иначе и быть не может. Человек не может поверить без всяких на то оснований, — основания ему дает разум. Это справедливо в отношении веры в Бога, но это справедливо и тогда, когда мы верим людям. Вере предшествует некий анализ, а затем она охватывает наше существо. Мы не просто рационально верим человеку — мы сердцем располагаемся к нему. А на следующем этапе отношений с человеком, которому мы поверили, появляется доверие.

Доверие ― это не просто состояние ума и чувств, это конкретные действия, на нем основанные. Когда мы доверяем человеку, мы можем сказать ему то, что не сказали бы другим. Когда мы доверяем человеку, мы можем взаимодействовать с ним, совершая дела, которые остереглись бы совершать с людьми незнакомыми. Когда есть доверие к человеку, мы можем открыть ему свои тайные мысли и чувства, мы можем доверить ему ценности, которые у нас хранятся. Доверие открывает нас полностью к другому человеку. А предательство ― это и есть использование доверия. Враг не может предать, потому что он враг, — ему никто не доверяет ни своих мыслей, ни ценностей, ни житейских планов. Предают всегда близкие, единомышленники, родственники, друзья, знакомые ― те, кому мы доверяем.


Иуда был по-человечески близок к Спасителю. Он был в кругу избранных, в числе Двенадцати. Он знал все. Он знал больше, чем те, кто следил за Спасителем по заданию первосвященников и книжников, чем соглядатаи, которые стремились уловить Спасителя на словах, а затем передать их власть имущим как доказательство того, что подозрения в отношении Спасителя справедливы. Он знал, что Спаситель делал и собирался делать. Собственно, на этом и была построена стратегия предательства ― указать первосвященникам, где лучше всего произвести арест, ведь этого нельзя было сделать у храма, в присутствии тех, кто помнил о воскрешении Лазаря. Это надо было сделать тайно, без лишних свидетелей, а затем оклеветать и обвинить Спасителя. Все так и произошло, и начало страданиям Спасителя положило именно предательство Иуды.

Предательство — грех страшный, потому что согрешающим эксплуатируются самые добрые к нему чувства и отношения. В предательстве торжествует зло, торжествует ложь, торжествует лицемерие, торжествует гордыня, торжествует коварство. Все эти страшные пороки концентрируются в действиях предателя. Предатель — всегда отрицательная личность, причем не только в глазах преданных, но и в глазах тех, кому предают. Предателей никогда не уважают, а нередко и устраняют как ненужных очевидцев. Вот почему самоубийство Иуды было всем на руку, словно и не было никакого предательства, не было никакого Иуды. Ушел человек из жизни, и никаких лишних проблем ни для первосвященников, ни для книжников, — они могли смело обвинять Спасителя, и никто будто и не знал, что ни в чем не повинный был предан ближайшим учеником.

Эта страшная история помогает нам понять, как греховно предательство, когда мы предаем Господа, в Которого верили, Который отвечал на наши молитвы. Мы предаем Его из-за неких жизненных обстоятельств, из-за того, что в какой-то момент нам кажется, что Он нам не помогает, а значит, Его и нет. А если Его нет, а я пребываю в скорби, то можно еще и перед людьми Его предать, сославшись якобы на свой опыт. Люди старшего поколения помнят, как в советское время находились предатели среди священнослужителей, которые публично снимали сан, а потом, будто отталкиваясь от своих знаний, своего опыта, убеждали людей в том, что Бога нет, что все это сказки, что все это сознательный обман. Ни один из этих предателей хорошо не кончил, и те, кто воспользовался их предательством, не испытывали к ним никакого уважения. Как и во время войны были предатели, и никто их не уважал, — их ненавидели те, кого они предали, и презирали те, кому они предали. Предатель всегда проигрывает в этой жизни и неминуемо наказывается адом после смерти.

Неслучайно история страданий Спасителя была связана с предательством, потому что и наши человеческие истории, истории скорбей очень многих связаны с предательством — предательством супругов, предательством детей, предательством друзей и коллег. Наверное, большинство людей на собственном опыте испытали, что такое предательство, а потому мы, люди веры, вразумляемые Божественными словесами, должны ясно понять, и не просто понять, а осуществить в своей жизни Божественный призыв не предавать ближнего. Этот призыв не был вербально сформулирован, но вся история предательства Иуды свидетельствует о нем. И да поможет нам Господь всегда оставаться верными Ему и Его Церкви, верными супругами, верными детьми, верными друзьями, чтобы верность была нашей добродетелью и чтобы никогда диавол не соблазнил нас на грех предательства. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 14 Апреля, 2017, 13:12:48 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #327 : 15 Апреля, 2017, 13:46:14 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Четверга после богослужения Марфо-Мариинской обители милосердия

12 апреля 2017 г. 23:36
Вечером 12 апреля 2017 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреподобие, матушка Елисавета! Дорогие отцы, братья и сестры!


Всех вас сердечно приветствую в канун Великого Четверга. Этим богослужением мы духовно вступили в воспоминания о событиях четверга Страстной седмицы. А события особенные — предательство Иуды, Тайная Вечеря, моление о чаше в Гефсиманском саду, — словно разломившие человеческую историю надвое, на «до» и «после». И мы живем во времена, на которое простирается Божественная благодать, данная всем в ответ на страдания, смерть и Воскресение Господа и Спасителя. Эта Божественная благодать была обретена всем родом человеческим, через Церковь, именно страданиями Господа.
Нередко и в нашей жизни многое нам открывается и даруется Богом через страдания. Порой человеческая природа уже не в силах сопротивляться болезням или иным скорбным обстоятельствам, и люди погружаются в такое промежуточное состояние между жизнью и смертью, когда кажется, что никакого возвращения к жизни быть не может. Очень часто именно из такого тяжелейшего состояния человек выходит силой Божией — в ответ на молитву, в ответ на искреннюю веру — и вступает в новый этап своей жизни абсолютно обновленный, окрыленный присутствием рядом с ним Божественной силы.

Здесь, в этой обители, совершается попечение о многих людях, которые проходят через тяжкие страдания и неизлечимые болезни. Может быть, человека, страдающего в этих обстоятельствах, посещает мысль, что у него нет будущего, что избавиться от страданий невозможно. Вот тогда на помощь страдающим и должна приходить Церковь. И добрым словом, и святыми таинствами, и горячей молитвой мы должны укреплять тех, у кого, с обыденной точки зрения, нет надежды на спасение. Надежда на спасение есть всегда. И даже если спасение не сопровождается полным исцелением, оно может сопровождаться таким состоянием духа, которое сводит на нет самые страшные последствия физического недуга.

Можно привести в пример святую праведную Матрону Московскую, слепорожденную, прикованную к постели, неспособную двигаться. Казалось бы, что может быть страшнее? С точки зрения многих Матрона была в самой глубине, в самой бездне страданий, но силой благодати Божией она жила в совсем ином внутреннем духовном мире. Не видя людей, она видела Бога, она чувствовала Его присутствие в своей жизни, и потому ее внутренний мир был настолько богат, а молитва настолько сильна, что люди рядом с ней согревались, получали облегчение от своих недугов, укреплялись верой.

Это только один пример, который я привел потому, что святая праведная Матрона жила здесь, в Москве, как и святая мученица Елисавета, основоположница сей обители. Она также прошла через бездну страданий, но и в Алапаевске, сброшенная в шахту, она воспевала хвалу Господу. Там, в темноте шахты, не могло быть лицемерия, позы, желания произвести впечатление. Она была один на один с мучителями и со страшной темнотой шахты, в которую была погружена.

Эти примеры великой силы духа должны укреплять и нас, ведь каждый проходит через некие испытания. Иногда мы слишком чувствительны к внешним неприятностям. Иногда нам кажется, что все пропало, что нет никакой перспективы, что невозможно найти выход из сложившегося положения. Здоровье достаточно крепкое, руки, ноги, зрение, слух в порядке, мы можем двигаться, работать, мыслить, а в тяжелое состояние нас погружает некая неудача в личной жизни или на работе — каких только внешних обстоятельств не бывает, которые способны разрушить внутренний покой! Мы должны уметь сопротивляться этим обстоятельствам, но не просто напрягая свою волю, а в первую очередь открывая свое сердце навстречу Божественной благодати, совершая горячую молитву.
Здесь, в обители, как я уже сказал, есть люди в тяжелейшем физическом состоянии, в том числе дети. Наш общий долг — молитвой и любовью окружать всех, кто приходит в Марфо-Мариинскую обитель милосердия за поддержкой и помощью; как и в широком смысле долг Церкви — нести слова утешения страждущим, разделять с каждым нуждающимся наши духовные, а при необходимости, и материальные возможности, и ресурсы.

Хотел бы поблагодарить Вас, матушка Елисавета, за Ваши труды, за труды всего сестричества, и призвать на всех вас благословение Божие, чтобы молитвами святой великомученицы Елисаветы Господь укреплял ваши силы душевные и телесные и помогал достойно нести свое служение.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 15 Апреля, 2017, 13:51:44 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #328 : 15 Апреля, 2017, 13:48:03 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя


13 апреля 2017 г. 23:41
13 апреля 2017 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершил[/b] Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления Таинства Святой Евхаристии.

Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом. И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки.
Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие, то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

Собственно говоря, все, что Церковь делает силой Духа Святого, — это и есть соединение настоящего с вечностью. А почему с вечностью, а не только с прошедшим? Ведь Святая Евхаристия была в прошлом. Почему силой Святого Духа мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, прикасаемся к вечности, вступаем на иной уровень бытия? Да потому что Господу так было угодно. Его пришествие в мир не завершилось вознесением на небо. Его присутствие в мире продолжается силой Святого Духа. Вот почему, совершая Божественную Литургию, священнослужитель молится о том, что посредством Святой Евхаристии мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, второе и славное паки пришествие, — которого еще не было, но мы вспоминаем его так же, как вспоминаем Святую Евхаристию, являясь соучастниками и сообщниками. Ибо в Евхаристии силой Святаго Духа преодолеваются время и пространство, и мы реально соприкасаемся с Божественным Царством.

Но в Святом Таинстве Евхаристии мы не только таинственно, Духом Святым вспоминаем все, что было, все, что совершил Господь, но и соединяемся с Ним. И не только с Ним — тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Причащаясь Единого, мы причащаемся Единого Тела». Многие из нас, стоящие в этом храме, не знают друг друга, мы будто чужие, но что означает быть чужим, когда вместе с тем, кого ты не знаешь, причащаешься единого Тела Христова? Ты в этом Теле соединяешься с Господом и с теми, кто рядом с тобой. Вот почему Церковь — это особая общность людей. Она не основана только на учении, хотя учение скрепляет людей в этой общности. Сама общность рождается не от человеческого разума, но от силы Божественного присутствия. Господь нас соединяет, делает всех детьми, делает всех Церковью. Именно в момент Евхаристии Церковь выявляет свою природу. Недаром Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви, потому что вся Церковь совершает это Таинство, и через него нам и всему миру является мистическое Тело Христово, которого мы причащаемся и частью которого становимся.

Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории — расколы, разделения, проливалась даже кровь... И сегодня — разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
« Последнее редактирование: 15 Апреля, 2017, 13:50:10 »
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6500
  • Репутация: +4204/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #329 : 15 Апреля, 2017, 21:45:16 »
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

15 апреля 2017 г. 12:30

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»


(Тит. 2:11)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.
Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).
В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).

Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Москва, Пасха Христова, 2017 год


В Великую Субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

15 апреля 2017 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.




Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с Великой Субботой — днем, предшествующим святому и всеспасительному Воскресению Христову.
Мы совершили Божественную литургию в сочетании с вечерней. По церковному уставу праздник начинается с вечера, поэтому если мы еще не вошли в праздник астрономически, то литургически мы уже прославляем Христа Воскресшего. Мы приближаемся к тому, чтобы в светозарную ночь Пасхи Христовой прославить Господа, поправшего силу диавола, освободившего род человеческий от тотального зла, которое стремится к тому, чтобы господствовать вечно как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей вселенной. А если какая-то победа и остается со злом, то это не окончательная победа, — это победа, которая Богом попускается ради нашего испытания, в том числе испытания нашей веры, нашей способности следовать за Христом, нашей способности, если необходимо, пострадать за Него.
Господь попускает злу торжествовать, но не вечно, потому что зло уже побеждено, и все мы, исповедующие Христово Воскресение, на стороне победившего добра. Вот почему мы сильны и непобедимы. И как важно, чтобы осознание себя победителями проникло в глубину нашей души, чтобы мы помнили, что всякое потворство злу, а тем более совершение зла — это отход от того, к чему мы предназначены силой Воскресения Христова. Ведь мы предназначены к тому, чтобы утверждать добро в жизни людей и передавать следующим поколениям великую веру, дарованную нам Воскресшим, силу всепобеждающую добра, ради которого Господь и принял смерть, и воскрес.
Пусть Господь всех нас хранит на наших жизненных путях, каждого на своем месте, помогая утверждать добро, хранить веру в сердце и прославлять Воскресшего Господа и Спасителя нашего!
Всех вас поздравляю с наступающим великим праздником Пасхи Божией спасительной. Аминь!»
« Последнее редактирование: 17 Апреля, 2017, 00:52:13 »
Александр, защитник людей