Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 833719 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #360 : 09 Июля, 2017, 16:04:22 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечернего богослужения в Софийском соборе Великого Новгорода

8 июля 2017 г. 23:55
8 июля 2017 года, в канун праздника Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил утреню в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Лев! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Тихвинской иконы Божией Матери и радуюсь, что имел возможность помолиться сегодня вместе с вами в стенах древнего Софийского собора.
Совершенно особое чувство охватывает человека, который, будучи знаком с историей этого храма, входит под его древние своды, — чувство сопричастности к великому прошлому нашей Церкви и нашего народа. Даже представить трудно: немногим менее тысячи лет назад здесь стали совершаться Божественные службы, здесь молился наш народ, здесь священники, архиереи возносили ко Господу бескровную жертву.
За тысячу лет только единожды богослужения в этом храме прервались. То были годы испытания всего нашего народа — испытания на верность Господу, испытания на верность Его Церкви. Но по молитвам мучеников и исповедников, за веру погибших в веке XX, Господь приклонил милость к Отечеству нашему, народу нашему и сему святому месту, и в 1991 году произошло историческое событие — Софийский собор был возвращен Церкви.
Сами стены заставляют задуматься о том, что означает течение времени, что означает история, что означает преемство. Но если бы сейчас сюда вошли наши далекие предки, жившие в XI веке, — вы думаете, они бы удивились? Нет. Они бы увидели то, что было и в их время. Костюмы стали другими, прически другими, внешний вид другой, а все в храме — так же, как и в то время: та же молитва, тот же строй богослужений, та же проповедь, те же призывы хранить Божии заповеди. Я привел этот фантастический пример для того, чтобы сказать, что за тысячу лет все переменилось в нашем Отечестве. И государственный строй много раз менялся, и культура во многом поменялась, уж не говоря об экономике, политике, о всех тех делах, которые сегодня большинству людей представляются самыми важными. Все изменилось до неузнаваемости, практически без какого-либо преемства, и только в одном преемство, только одно не изменилось — духовная жизнь нашего народа, его православная вера.

А что это означает для каждого последующего поколения? Означает вот что: вместе с православной верой через эти столетия, через десятки поколений переходят ценности Святого Евангелия, те духовные нравственные ценности, которые и формируют личность. Все остальное вторично, — мы должны ясно запомнить, что личность формируют духовные и нравственные ценности.
Человек может быть более или менее образованным, более или менее способным, но в первую очередь по устройству его души, по состоянию его нравственного чувства определяется личность. Мы знаем множество примеров того, когда внешне удачливые, успешные, хорошо образованные люди, придя ко власти, оказывались преступниками, негодяями, от которых отворачивался народ. И знаем, как юродивые, с внешней точки зрения люди почти безумные, глубоко почитались народом, потому что в их внешнем безумии скрывалась незаметная для неопытного наблюдателя, но очевидная для человека внимательного духовная и нравственная сила личности. Вот так народ наш через православную веру, через Церковь нашу и сохранил духовные, нравственные ценности, которые способны из поколения в поколение воспроизводить сами себя в реальной жизни, в историческом процессе.
На протяжении тысячелетия, о котором мы говорим, Церковь неоднократно проходила через тяжелейшие испытания. Были попытки разрушения нашей веры извне, были попытки разрушения церковного единства изнутри, было, наконец, тяжелейшее время богоборчества. Но сегодня, молясь в этом соборе вместе с вами, я благодарил Господа за весь тот долгий исторический путь, которым прошел наш народ, и за всех вас, за всю паству нашу, живущую в XXI веке, таком отличном от века XI, но сохраняющем те же духовные и нравственные ценности, которые были заложены Господом в Церковь и которые через Церковь на протяжении тысячи лет оплодотворяют наш народ. И верим: покуда сохранится это преемство, покуда сохранится Церковь Божия, сохранится и народ, — вне зависимости от того, как люди будут одеваться, как они будут выглядеть, какое образование они будут получать, какую технику они будут использовать. Все это вторично и будет меняться, но дай Бог, чтобы никогда не разрушилась та духовно-нравственная основа, без которой не может остаться в истории невредимым наш народ.
Пусть Господь приклонит милость Свою к Отечеству нашему, ко всей исторической Руси, к Великому Новгороду, хранителю величайшей традиции нашего народа. И дай Бог, чтобы всегда, до скончания века в этом храме возносилась хвала пречистому имени Господа и Спасителя нашего. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #361 : 11 Июля, 2017, 12:44:54 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю по Пятидесятнице после Литургии в Николо-Вяжищском монастыре

9 июля 2017 г. 22:26
9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (Мф. 8:28-9:1). Тема влияния темной силы на человека является одной из центральных в Священном Писании. Но, наверное, величайшим достижением диавола стало то, что ему удалось внушить людям, что его не существует. В прежние времена люди четко понимали, что многое в их жизни невозможно объяснить естественным, логическим развитием, и мыслями своими простирались к тому, что есть некая сила, способная влиять на сознание человека, на его разум и на развитие событий, порождаемых злой человеческой волей. У святителя Василия Великого есть очень точная формулировка, что диавол не отступает от человека до тех пор, пока не повлияет злом на человеческое сознание. Действительно, полем деятельности темной силы является наше сознание. Иногда эта сила настолько мощная, что нарушает человеческую психику. Вот и эти двое бесноватых в земле Гергесинской, о которых сегодня говорит Евангелие, были страшны своим гневом, своей немотивированной злобой; они создавали опасность для окружавших их людей.

Иногда бывает так, что прямое воздействие темной силы на человеческую психику ее обрушивает. Человек становится безумным. Мне приходилось слышать от специалистов в области психиатрии, что они порой сталкиваются с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью. Как сказал один из них: «В таком случае я говорю близким, которые привели ко мне больного: обратитесь в другое место, это не наш пациент». Наука не может описать и тем более понять, что происходит в сознании бесноватого, потому что симптомы выходят за границы того, что обычно сопровождает естественное нарушение человеческой психики. Именно с таким беснованием Господь и столкнулся на ином берегу Геннисаретского моря, когда увидел двух бесноватых и исцелил их, повелев духу злобы выйти из них.

Это событие произвело такое огромное впечатление на местных жителей, что они не могли осознать до конца, что произошло, и были скорее напуганы, чем обрадованы случившимся. Вот почему они попросили Господа удалиться. Если бы Евангелие было вымышлено, как иногда говорят люди, в Бога не верующие, пытающиеся бросить тень на аутентичность евангельских повествований, то, наверное, этого послесловия к истории об исцелении бесноватых в Евангелии бы не было. Ну, с какой стати говорить, что реакцией жителей на исцеление двух несчастных была просьба удалиться? Один этот элемент, одна эта фраза свидетельствует об истинности, аутентичности Священного Писания.

Страшная картина беснования, о котором повествует евангелист Матфей, случается и в наше время. Такие люди, не получив исцеления или хотя бы облегчения через обращение к врачам, приходят в церковь. С глубокой древности существует чин изгнания бесов — читаются особые молитвы, автором которых является Василий Великий, и многие духовно сильные пастыри помогают людям избавиться от этого страшного наваждения. Те, кто бывал на этих богослужениях, знают, какая страшная там обстановка, какая жуткая атмосфера, как ведут себя люди, о которых священник молится, чтобы бес их покинул. И очень часто чудо Божие совершается, и темная сила отступает.

Но кроме буйного беснования, кроме крайних проявлений воздействия темной силы на сознание человека, есть и более ухищренные способы. Очень четко, как я уже сказал, подметил самое главное Василий Великий: диавол опутывает сознание человека, воздействует на его рациональную суть, на его способность мыслить, усваивать информацию и делать соответствующие выводы. И мы знаем, сколько заблуждений принесли огромный ущерб целым народам, когда, усваивая ложные идеологии и доктрины, люди меняли свое сознание, свою жизнь, разрушая святыни, разрушая свою национальную традицию, разрушая нравственные законы, которые только и должны лежать в основе человеческих отношений. Ведь никакие внешние законы неспособны описать все многообразие и всю сложность человеческих отношений, а нравственный Божественный закон не просто описывает эти отношения во всем их многообразии, но и дает основу для устроения мирной, справедливой жизни. И мы знаем, какие страшные беды постигали и наш народ, соблазненный идеями, которые, по слову Василия Великого, исказили разум.

Что же делать, чтобы оградить себя от диавольского воздействия, от того, что называется искушением? Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст говорит: не нужно подавать повод диаволу, чтобы он из миллиона людей выбрал именно вас и на вас направил острие своего воздействия, разрушая сознание, искажая мысли таким образом, что вместо добра человек начинает умножать зло. А что является поводом для диавола? Духовная слабость. Слабость всегда является поводом для того, чтобы враг напал. Это хорошо известно из истории межгосударственных отношений. Начинается война тогда, когда одна сторона убеждена, что она сильнее другой. Когда одна из сторон представляется слабой, тогда враг наступает решительно, желая победить. Вот точно так же в духовной жизни: диавол наступает на того, кто духовно слаб, кто дает повод расслабленным состоянием своей души. А что такое духовная слабость? Это потеря религиозного чувства, потому что мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда Господь ограждает наш разум от диавольских искушений, от притяжения ко злу.
Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.
С течением истории ничего не меняется. Сегодня, как и десятилетия, столетия, тысячелетия назад, как и во времена Господа и Спасителя, человек становится таким же уязвимым перед действием мощной темной силы, если перестает жить религиозной жизнью. Наверное, именно такими были жители того места, где Господь исцелил двух бесноватых, почему и сказали Ему: «Уйди! Не знаем, не понимаем, Кто Ты и что Ты сделал; лучше, чтобы Тебя не было, у нас нет никакого желания продолжать общаться с тобой». Так могли сказать только люди, лишенные духовной жизни и религиозного опыта.

Вот и сегодня множество людей лишены такого религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви заключается в том, чтобы, как бы критически ни относились к теме присутствия темной силы в человеческой истории многие современные люди, напоминать им, что эта сила реальна и что жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога.

Пусть Господь хранит народ наш, землю нашу и каждого из нас. Пусть Он помогает нам возрастать в вере, укрепляться в молитве и становиться подлинно сильными, духовно сильными личностями, дабы не давать, по Златоуста, повода диаволу. И верим, что Господь слышит наши молитвы и сохранит землю нашу и народ наш от всякого зла, в том числе от того зла, которое принадлежит иному, невидимому миру.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #362 : 13 Июля, 2017, 08:45:19 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти апостолов Петра и Павла после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

12 июля 2017 г. 19:47
12 июля 2017 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Императорском мемориальном соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святых апостолов Петра и Павла в особом месте — историческом кафедральном соборе города Санкт-Петербурга, освященном в честь этих святых апостолов, в соборе, название которого связано с самим именем города. Долгие годы совершать здесь Божественную службу было невозможно. Я был свидетелем того времени, когда богослужебная жизнь в городе на Неве могла проходить только в четырнадцати храмах, а огромное количество верующих, особенно в послевоенные десятилетия, людей, обожженных пламенем войны, стремились в храмы Божии молиться за живых и мертвых. В моей детской памяти остались переполненные до отказа храмы тогдашнего Ленинграда. Даже за всенощным бдением под воскресенье люди стояли так, что перекреститься было невозможно, что же говорить о праздничных днях! Но, думаю, у большинства верующих всегда сохранялась надежда, что в этих домах молитвы, нередко построенных при активном участии и государства, и всего народа, снова будет совершаться молитва. Поэтому для меня всегда так радостно и трепетно совершить раз в году Божественную службу в историческом кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

Мы вспоминаем сегодня имена двух апостолов — Петра и Павла. Не прилагая никаких чрезмерных эпитетов к их служению и жизни, можно сказать: они перевернули мир. А теперь давайте задумаемся, кем были эти два апостола. Один — рыбак, человек семейный, который оставил все и пошел за Господом. Другой — ревнитель иудейской веры, ревностный настолько, что сделался одним из первых гонителей христианства. Эти два человека, конечно, окруженные другими апостолами, сделали для мирового цивилизационного развития столько, сколько не сделал никто. Они сумели передать людям слова Господа и Спасителя, снабдив их комментариями, которые актуальны и по сей день. И вера Христова, которая до того не выходила за пределы Галилеи или, в лучшем случае, Палестины, распространилась по всему миру. И не просто распространилась — идеалы христианства очень скоро вошли в противоречие с идеалами могущественной Римской империи, которая объединяла, как теперь говорят, весь цивилизованный мир. Мощная империя со своим правом, со своей армией, со своими божествами, со своей железной государственной дисциплиной, прекрасной сетью дорог — всем тем, чего не было в окружающем мире, — Рим был оплотом человеческой силы, ярким выражением мощи того, что создано разумом и волей людей.

А святые апостолы Петр и Павел были люди немощные, чья жизнь с человеческой точки зрения не увенчалась славой, — они были казнены, умерщвлены; но какой же силой обладали их слова! Каким потрясающим воздействием на умы обладали их послания единомышленникам! И мы знаем, что прошло меньше трех столетий, и Римская империя начинает становиться христианской империей. Очень скоро христианство проникло во все поры общественной и даже политической жизни, и как западная, так и восточная часть империи стали христианскими государствами.
Конечно, внимательный скептический наблюдатель может спросить: а что, собственно, изменилось? При язычниках были войны — и при христианских правителях войны; при язычниках творились безобразия, царила безнравственность — и при христианских правителях было то же самое. В чем же разница? Но мы должны очень ясно понимать, в чем разница и в чем смысл того колоссального, цивилизационного поворота человеческой истории, произошедшего трудами святых апостолов, которые, в свою очередь, основывали свои труды на Евангелии Господа и Спасителя нашего. А разница вот в чем: появился непререкаемый идеал личной и общественной жизни, который именуется святостью. Люди по слабости своей продолжали грешить, люди по слабости своей, — и во власти бывшие, и простые, — совершали преступления, и войны не прекратились, и междоусобицы продолжались, но было нечто, что отличало новую эру от эры старой. В основе ценностей человеческого общежития было положено такое понятие, как святость, и под это понятие стали приниматься законы, государственные и светские. В системе новых ценностей стали воспитываться последующие поколения людей. И мы знаем, каким огромным количеством праведников расцвел небосклон европейской жизни, сколько сил отдавалось строительству храмов, монастырей, сколь многие посвящали свою жизнь Богу. А огромные, многотысячные обители средневековой Европы и Руси! И ведь люди не укрывались за стенами от невзгод, — они искали Бога, они стремились к воплощению нового идеала личной и общественной жизни. Как много было святых правителей, царей, князей, полководцев! Каким духовным энтузиазмом сопровождалось молитвенное поминовение святых, совершаемое при огромном количестве стечении людей!
Иногда нас спрашивают, что означают слова «Святая Русь» Мы отвечаем: «Так говорят не потому, что на Руси святых было больше, чем в других местах, а потому что святость была абсолютным нравственным идеалом для нашего народа». Даже когда на Западе под влиянием мощных антихристианских сил этот идеал святости стал ослабляться, а после известных революционных событий — силой изгоняться из жизни общества, на Руси ничего подобного не было. Даже когда Господь посетил нас Своим праведным гневом, так что произошла и в нашей стране революция, сметавшая все внешние признаки религиозности, включая храмы и монастыри, но и она не смогла вычеркнуть из памяти людей, из их совести все то, чему они были научены предшествующими поколениями, начиная от святых апостолов.

Сегодня Отечество наше приобретает все большее значение для всего мира. Вы все читаете газеты, смотрите телевидение, пользуетесь Интернетом, — стало быть, видите, что происходит в мире, когда силой закона, силой власти насаждаются страшные грехи, а люди, которые желают этому противостоять, просто выражая видимым образом свое несогласие, могут быть репрессированы. Такого не было со времен Римской империи, когда репрессировать могли любого, кто не поклонялся идолам. Поэтому все эти новые явления в некоторых странах должны еще и еще раз помочь нам понять, что означала христианская цивилизация для жизни людей, что означает христианская вера для нашего народа. Мы должны возблагодарить Господа, Его святых апостолов, что их силой и, конечно, силой Святого Духа хранятся немеркнущие Евангельские истины в жизни людей, особенно в жизни нашего народа, прошедшего через огромные скорби, связанные с отстаиванием своей веры. Верим, что, пройдя трудным путем XX века, пережив гонения и испытания, мы выработали в себе некий иммунитет, некую нечувствительность к диавольским соблазнам и искушениям. Мы обладаем силой сопротивляться злу. Очень важно, чтобы именно такое понимание предназначения Отечества нашего сегодня проникало в сознание многих и многих людей — и во власти сущих, и нашей интеллигенции, и представителей средств массовой информации, общественных организаций, но, самое главное, — в сердца простых людей, их семьи, в среду их родных и близких. Верим, что молитвами святых апостолов Петра и Павла Господь не оставит землю нашу, Церковь нашу, народ наш и северную столицу России. Верим, что с нами Бог, а если с нами Бог, то с нами и духовная победа. С праздником поздравляю вас!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Vlad

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 464
  • Репутация: +217/-0
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #363 : 16 Июля, 2017, 01:51:50 »
Хочу предложить документальный фильм "Мы все равны перед Богом". Этот фильм наполнен словами и высказываниями Патриарха Кирилла, которые несомненно дополнят тему данного раздела.
http://www.1tv.ru/doc/pro-religiyu/my-vse-ravny-pered-bogom-dokumentalnyy-film-k-70-letiyu-patriarha-kirilla

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6628
  • Репутация: +4610/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #364 : 16 Июля, 2017, 19:44:41 »
Спасибо, Влад. Я смотрел этот фильм как раз на юбилей. Тоже рекомендую всем, кто прыгает по жизни, как кузнечик - может остановится, задумается, что-то серьезно осмыслит и изменит.
Александр, защитник людей