Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 536824 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #395 : 02 Ноября, 2017, 21:15:58 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2016/2017 годы

19 октября 2017 г. 22:51
19 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2016/2017 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемый Александр Николаевич! Дорогие участники торжественной церемонии!
Хотел бы начать свое выступление с поздравлений Александру Михайловичу в связи с его избранием на очень важный пост президента Российской академии наук. Пусть Господь помогает Вам, и дай Бог, чтобы и власть имущие, и народ, в полной мере сознавая важность науки для развития нашего Отечества, всячески поддерживали добрые усилия, которые под Вашим руководством будут осуществляться членами Академии, дабы процветала наша наука.
Сегодня мы собрались в этом зале для вручения наград лауреатам и номинантам конкурса на соискание премии памяти митрополита Макария (Булгакова).
Макариевские премии — общественно-просветительский проект, возрожденный в 1995 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Российской академии наук и Правительства Москвы для поощрения выдающихся научных и научно-просветительских трудов в области отечественной истории, истории Церкви, истории Москвы и краеведения, стали престижными наградами за вклад в развитие гуманитарного знания в целом.
Вспомним, что в 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие — была открыта новая кафедра Русской церковной и гражданской истории, что вообще было делом новаторским, невиданным ранее, когда два предмета — церковная и гражданская история — объединялись в одну кафедру. Это важное решение было неразрывно связано с событием вполне обыденным — окончанием академии студентом иеромонахом Макарием (Булгаковым). Именно для него, окончившего курс обучения в академии и только что принявшего монашество и рукоположенного в священнический сан, и была создана новая кафедра. Так началось служение Церкви и науке выдающегося историка и церковного деятеля, действительного члена Российской императорской академии наук митрополита Московского и Коломенского Макария.
Будущий митрополит и академик не только учеными трудами, но и всей своей жизнью явил пример преданности Церкви и Отечеству своему, как и верности своему призванию. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии, он стал профессором, а затем и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Совершая архипастырское служение, он был епископом Винницким и архиепископом Харьковским на Украине, предшествовал святителю Феофану Затворнику на Тамбовской кафедре и продолжил труды знаменитого церковного деятеля митрополита Иосифа (Семашко) на Литовской кафедре. Наконец, за три года до своей кончины святитель стал митрополитом Московским и Коломенским. И вся эта огромная работа по управлению различными епархиями сопровождалась неустанными научными трудами — в области истории, богословия, канонического права и церковной археологии. Фундаментальная многотомная «История Русской Православной Церкви», написанная святителем Макарием, сравнима со столь же фундаментальной «Историей России» Соловьева. Два этих ученых в то время внесли, наверное, самый большой вклад в создание систематической и всеобъемлющей истории и государства Российского, и Русской Православной Церкви.
Митрополит Макарий и после своей праведной кончины продолжил поддерживать церковную и светскую науку, поскольку еще при жизни, в 1867 году, передал на обеспечение премии, «для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний», все заработанные научным трудом средства.
Впервые премия была присуждена вскоре после его кончины, в 1884 году, и к 1917 году Макариевские премии, присуждаемые Святейшим Синодом и Императорской академией наук, были уже в числе наиболее авторитетных научных наград. Лауреатами их стали такие известные деятели и ученые, как Василий Васильевич Докучаев, адмирал Степан Осипович Макаров, философ священник Павел Флоренский и другие. Вскоре после революции 1917 года Макариевская премия была упразднена, а имя основателя — предано забвению.
Как я уже упомянул, в 1995 году Русская Церковь, Российская академия наук и Правительство Москвы объединили усилия и возродили премию памяти митрополита Макария, которая стала присуждаться раз в два года.
Отрадно отметить, что каждое новое вручение премий свидетельствовало о росте научного потенциала российских исследователей —  как церковных, так и светских. Увеличивалось и количество номинаций: первые премии присуждались по двум направлениям  —  «История Церкви» и «История Москвы»; вскоре добавилась третья номинация «История России», а сегодня нам предстоит наградить победителей уже в шести номинациях, поскольку премии стали вручаться и за лучшую работу по истории православных стран и народов, и за лучшее учебное пособие, и за вклад в популяризацию научно-исторических знаний.
Когда встал вопрос о возрождении награды, неслучайно в качестве главного направления была выбрана история. Именно история учит нас анализировать опыт предшествующих поколений, извлекать уроки из ошибок и из горестных событий, вдохновляться победами, подвигами, примерами высокого духовного служения. Она не только воспитывает в людях такие важные чувства, как уважение к прошлому, любовь к Родине, но и помогает осознать свою ответственность за судьбу Отечества.
Минувший конкурсный период 2016/2017 года был ознаменован многими важными событиями: в 2016 году мы отмечали 200-летие со дня рождения митрополита Макария, а в этом году — 150-летие учреждения премии, носящей его имя. В связи со знаменательными датами Макариевским фондом при поддержке Правительства Москвы, с участием лауреатов премии, сотрудников университетов и институтов Российской академии наук, духовных школ были проведены научные конференции. Прошедшие мероприятия вызвали большой интерес у научной общественности. Просветительская деятельность стала важным направлением в деятельности Макариевского фонда.
В завершение хотел бы сердечно поздравить всех лауреатов и номинантов конкурса и выразить надежду, что и впредь пример жизни и подвижнической деятельности приснопамятного владыки Макария будет вдохновлять ученых-исследователей на усердное служение Отечеству и науке. Я призываю на всех вас Божие благословение и благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #396 : 02 Ноября, 2017, 21:19:20 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы

22 октября 2017 г. 23:08
22 октября 2017 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 20-е воскресенье по Пятидесятнице, и в этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором повествуется о чудесном воскрешении сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). В только что прозвучавшей проповеди об этом было достаточно много сказано. Скажу лишь, что именно в чуде воскрешения сына наинской вдовы в полной мере проявила себя любовь Господа к людям.
Господь — Сын Божий и Сын Человеческий — есть воплотившееся Божественное Слово. В Его любви, которая запечатлена в конкретном историческом событии, мы видим проявление любви Божественной.
Святой Никодим Святогорец, рассуждая на тему Божественной любви, сказал, что человеческая любовь имеет свою меру и свой предел, а любовь Божественная предела не имеет. Эти слова удивительно точно отражают то, что происходит между людьми, когда их соединяет любовь. Очень часто мера этой любви оказывается очень небольшой. Молодые люди полюбили друг друга и, казалось бы, жить друг без друга не могут, но проходит время, и сила любви ослабевает настолько, что, став мужем и женой, они расстаются, нередко оставляя сиротами, при живых родителях, собственных детей.
От чего же зависят мера и предел человеческой любви? Мы ведь знаем и другие примеры, — когда люди рука об руку идут по жизни до самого гроба. В таких случаях смерть одного из супругов становится действительно трагедией для другого, даже на склоне жизни. Какие яркие чувства, какая сила, какое страдание от потери близкого человека! И кто поставляет этот предел, кто обозначает меру человеческой любви?
Ответ на этот вопрос очень простой: сам человек определяет меру своей любви и поставляет ей предел. Почему же одни пребывают в любви до гроба, а другие, прожив 5-10 лет, расстаются без всякого сожаления? Не полюбили друг друга? А радость, а слезы, а восторг? Неужели бутафория или все же реальное проявление чувств? Конечно, реальное! Почему же любви хватило так ненадолго? И ответ заключается в том, что человек сам определяет не только меру и предел своей любви, но и меру и предел своего счастья.
Сегодня люди очень поглощены заботой о том, чтобы внешняя жизнь была благополучной. На это тратится бОльшая часть нашего времени, наших ресурсов, нашей нервной системы. Все работает ради того, чтобы обустроить жизнь благополучно, и мало кто думает, что и в условиях полного благополучия человек может достигнуть предела и исчерпать меру своей любви, а в результате оказаться глубоко несчастным.
Я давно не был здесь, на Ходынском поле. Посмотрите внимательно — какие построены замечательные дома, магазины, спортивные комплексы! Все для того, чтобы человек в этой жизни был благополучным. Но если бы нам было дано увидеть, что происходит в этих домах, как там живут люди, насколько велика мера любви? Тогда мы бы увидели реальную жизнь — не фасады, а реальность; и мы бы убедились, что благополучие и счастье менее всего зависят от внешних условий (хотя, конечно, никто не говорит, что о внешнем обустройстве жизни не надо думать).
Церковь Божия, в отличие от всех других институтов, заботится о том, чтобы мера любви была велика и чтобы предел любви не могла положить даже смерть. А значит, Церковь заботится о самом главном — о человеческом счастье. Но поскольку виновником человеческого несчастья является темная сила, то все труды, которые Церковь совершает, воспитывая людей в полной мере любви, наталкиваются нередко на очень жесткое сопротивление.
Не стал исключением и этот храм, который был задуман как наследник храма, построенного еще до революции здесь, на Ходынском летном поле, на месте, связанном с именами выдающихся русских воздухоплавателей и советских летчиков. Чтобы здесь был храм, в котором совершалась бы молитва о наших героях неба. Чтобы здесь был храм, в котором людей учили бы тайне человеческого счастья. Чтобы здесь были не только магазины и места увеселения, но и место, куда человек может прийти и подумать о самом главном, научиться самому главному. Многие из участвовавших в строительстве этого храма знают, с какими невероятными трудностями, с каким сопротивлением пришлось столкнуться тем, кто захотел возродить старый храм в память о воздухоплавателях и летчиках — как место молитвы, как место обучения самому главному навыку жизни — навыку любви.
Не только здесь, но и в других местах вдруг неожиданно возникает сопротивление. Казалось бы, кому мешают храмы? Мы вспоминаем страшную эпоху богоборчества — кому тогда мешали уже закрытые храмы? Но их взрывали, чтобы и памяти не осталось. Даже чисто утилитарно их не всегда хотели использовать — именно взрывали, чтобы исчезла память о храмах Божиих. Разве эта злоба от людей? Нет, она от иной силы, и Церковь призвана преодолевать тяготение этой силы и нести людям слова правды, утешения, поддержки, а самое главное — силу благодати Божией, которая способна увеличить меру любви в человеческой жизни.
А ведь любовь — это и есть подлинное счастье, ибо Бог есть любовь. И как важно, чтобы люди проникались этим сознанием, чтобы мы, устремляясь к внешнему благополучию, никогда не разрушали основ своей духовной жизни, а значит, подлинного счастья.
Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним воскресным днем и с освящением этого храма. Я благодарю отца Василия, благодетелей, всех, кто поддерживал строительство. Я знал о практически всех ваших трудностях и в меру сил делал все для того, чтобы эти трудности снять. Но, думаю, главной силой, которая помогла вам всё преодолеть, была сила Божия. Господь восхотел, чтобы на этом историческом месте, в память о героях и в назидание современникам, был воздвигнут величественный белокаменный храм.
Пусть Господь поможет нам — через молитву в храмах града Москвы, через размышления над Словом Божиим, через формирование в себе способности хотя бы раз в неделю отстраниться от суеты мира и подумать о самом главном, — делать реальные шаги навстречу Богу, навстречу счастью, навстречу своей любви. Да хранит вас всех Господь! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #397 : 02 Ноября, 2017, 21:20:39 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Межрелигиозного совета России

24 октября 2017 г. 22:10
24 октября 2017 года в Еврейском музее и центре толерантности в Москве состоялось заседание Президиума Межрелигиозного совета России. В начале заседания к его участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дорогие собратья — главы и представители традиционных религиозных общин нашей страны, уважаемые государственные и общественные деятели!
Рад приветствовать вас на заседании Президиума Межрелигиозного совета России.
В первую очередь хотел бы поблагодарить главного раввина России Берла Лазара и Президента Федерации еврейских общин России Александра Моисеевича Бороду за возможность провести заседание Президиума Межрелигиозного совета России здесь, в Еврейском музее и центре толерантности.
С большим интересом осмотрел экспозицию музея. Данная площадка позволяет с помощью высокотехнологичных, интерактивных средств познакомиться с историей и культурой еврейского народа — и древней, и современной, включая как светлые, так и трагические страницы истории.
Наше заседание проходит в канун 100-летия октябрьской революции 1917 года. Это событие привело к поистине катастрофическим последствиям для религиозных общин: преследованиям верующих, разрушению храмов, тотальной антирелигиозной пропаганде. Оглядываясь на минувший век, мы видим, что небывалый научно-технический прогресс, предоставивший человеку невиданные ранее возможности, не смог предотвратить страшных трагедий, приведших к миллионам жертв. В чем причина этого? В значительной мере в демонстративном и агрессивном отказе от религии, в стремлении построить жизнь без Бога, что неизбежно приводит к забвению моральных ценностей.
На прошлом заседании Совета я говорил, что в столетнюю годовщину революционных событий необходимо дать им нравственную оценку, чтобы положить конец манипуляциям и острой полемике, которая и сегодня раскалывает наше общество. Пренебрежение традицией и отказ от религиозного измерения человеческой жизни привели к нравственному и аксиологическому релятивизму, который нашел свое выражение, в том числе, в деятельности авторитарных режимов прошлого столетия. Политики мировых держав во многих случаях откровенно и цинично попирали основополагающие нравственные принципы и зачастую действовали, не соотнося свои поступки с категориями добра и зла. Об этом ясно свидетельствует трагедия двух мировых войн XX века. Думаю, сегодня мы должны с особым вниманием отнестись к тому, что означает ценность человеческой личности, насколько человеческая жизнь может разрушаться, насколько достоинство может попираться в угоду политическим, идеологическим и прочим причинам и факторам. Благо человека стало пониматься как цель любого общественного устройства. Эта идея нашла свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Но несмотря на то, что идея блага человека присутствовала в европейской культуре, в философии, цивилизации, XX век обнаружил попрание всего того, что связано с человеческим достоинством и с человеческим благом.
Русская Православная Церковь в своей деятельности уделяла особое внимание осмыслению концепции свободы и прав человека в контексте христианского мировоззрения. Я многократно поднимал эту тему в своих статьях, выступлениях на международных площадках, в диалоге с государственными, религиозными и общественными деятелями. И неоднократно подчеркивал, что свободу нельзя путать с вседозволенностью, а концепция прав и свобод человека должна быть дополнена представлениями о моральной ответственности. Ни в коем случае тема свободы и прав не может становиться темой для политических спекуляций, для выстраивания определенных идеологических систем, целью которых является нанесение ущерба своему потенциальному или видимому противнику — это уж кто как считает нужным формулировать и определять, что есть противник.
Тема свободы ни в коем случае не может быть средством борьбы. Она должна быть целью обеспечения прав и свобод, а также условий для нравственной ответственности человека за свои поступки. Ценность каждой человеческой личности основывается на том, что Бог сотворил человека по Своему образу, о чем мы читаем в первой книге Бытия, а значит, даровал ему свободу. Избирая добро, побеждая злые влечения, человек реализует свою свободу, становится свободным от греха и обретает подобие Божие.
Вместе с тем в религиозном и секулярно-либеральном понимании свободы имеются принципиальные отличия, связанные с тем, что в секулярном либерализме отсутствует фундаментальная для религиозного сознания категория греха: нет греха, а есть плюрализм мнений и поведенческих моделей. Современная философия отказывается от того, чтобы выносить нравственное определение, что есть хорошо, а что есть плохо, — и добро, и зло сводится к исполнению или неисполнению закона. Во многом это обусловлено историческими причинами: как известно, гуманистическое понимание прав и свобод возникает в эпоху Возрождения, для которой в целом характерны отход от библейских ценностей и возращение к языческому миросозерцанию. Либеральная трактовка свободы и прав человека предполагает абсолютизацию суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственного контекста. С точки зрения христианства, ошибка светского гуманизма заключается в том, что он не учитывает фактор искаженной природы человека, его склонности к греху, возможности употребления свободы во зло как для самого человека, так и для всего общества.
С точки зрения Русской Православной Церкви, неприемлемо, когда гуманистическое понимание прав и свобод человека используется для утверждения в обществе представлений о допустимости в качестве социальной нормы таких греховных явлений, как аборты, гомосексуализм или эвтаназия. Налицо грубая подмена понятий: безнравственное поведение оправдывается учением о достоинстве человека, имеющем глубокие религиозные корни. Без религиозных корней идея достоинства повисает в воздухе. На чем основывается, на что опирается эта идея? Если мы вырываем религиозный фундамент, если отрываем человека от Бога, то и человеческое достоинство теряет свое основание.
Может ли подлинная свобода выражаться в посягательстве на то, что свято и дорого человеку? Конечно, нет. Там, где начинаются провокация и кощунство, свобода человека должна осознанно ограничиваться. Игнорирование духовно-нравственного измерения свободы неизбежно приводит к утрате самой способности различения добра и зла. Чем ниже уровень нравственности, тем более востребованными в массовой культуре становятся идеи, разжигающие низменные страсти. Вместе с тем, кризис культуры является одним из самых опасных для общества, что еще раз напоминает нам о необходимости соотносить все плоды данного человеку Богом дара творчества с нравственным измерением.
В качестве реакции на кощунственные карикатуры во французском журнале в январе 2015 года МСР принял заявление «О свободе слова и оскорблении чувств верующих». В заявлении, в частности, говорится:
«Утратившая нравственные ориентиры свобода, ставшая идолом и сосредоточенная лишь на удовлетворении собственных потребностей, в том числе "свобода" насмешек над тем, что свято для других, несовместима с подлинным достоинством человека…Свобода нуждается в ограничении, в противном случае она может становиться насилием против других — в форме непосредственного физического воздействия или в форме слова, способном глубоко ранить душу человека… Свобода самовыражения не должна ущемлять права других людей, унижать честь и достоинство верующих, оскорбляя то, что является для них самым сокровенным и дорогим. Индивидуальная свобода должна подчиняться принципам справедливости, человечности и общего блага… всем публичным деятелям необходимо быть крайне острожными с такой деликатной сферой, как религия, и отдавать отчет о возможных последствиях своих действий».
Я полагаю, что эти слова, выражающие консолидированную позицию традиционных религий нашей страны, свидетельствуют о нашем общем понимании необходимости сопряжения свободы и ответственности. Эти слова не теряют своей актуальности и по отношению к современным проблемам и дискуссиям.
Не так давно по моему приглашению в Москву приехали религиозные лидеры Армении и Азербайджана, чтобы обсудить возможности уврачевания многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе. Мы приняли заявление, в котором подчеркивается необходимость защиты памятников религиозного назначения, уважительного отношения к ним. Нами была высказана эта принципиальная позиция, потому что мы ясно осознавали: когда кто-то посягает на святыню, конфликт вспыхивает с новой силой, градус ожесточения достигает критических величин. Мы сделали это заявление, поскольку стала поступать информация о том, что и с одной, и с другой стороны оскверняются религиозные памятники. И тогда религиозные лидеры Армении и Азербайджана — стран, которые находятся в очень непростых взаимоотношениях, — нашли в себе силы мужественно заявить, что никаких надругательств над религиозными памятниками, монументами, зданиями, над религиозной традицией не может и не должно быть, потом что в таком случае в политический конфликт накачивается энергия религиозных чувств, а это очень опасно для любого конфликта.
Думаю, что преодоление в нашей стране кризиса на Северном Кавказе и в Чечне, который одно время был очень болезненным, стало возможным в том числе и потому, что как мусульманские, так и православные лидеры заявили: в этом конфликте нет религиозного измерения. Если бы, сохрани Бог, с обеих сторон подняли знамена религиозной войны, то конфликт продолжался бы, наверное, бесконечно. В таком случае становится очень трудно избежать бесконечного нарастания вражды и ненависти. На нашем прошлом заседании я отмечал, что экстремисты зачастую эксплуатируют негативную реакцию верующих на попытки навязать им чуждые ценности. И именно те люди, чьи чувства были оскорблены, нередко становятся легкой добычей экстремистов, которые призывают их к «священной» борьбе за веру и за традиционный уклад жизни.
Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений о поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народа. Только так обеспечивается созидательное развитие и бесконфликтное существование общества. Если сегодня не будет обеспечен тщательный контроль за соблюдением законодательства в плане оскорбления религиозных святынь, то завтра мы можем получить расколотый социум, у которого размыт ценностный базис, дезориентированную в моральных вопросах молодежь, что фактически лишает народ будущего. Убежден, что построение благополучного общества невозможно без учета духовных потребностей его членов, уважения к религиозным чувствам людей.
Опыт сотрудничества в рамках МСР свидетельствует о том, что моральная оценка традиционными религиями нашей страны многих социальных явлений оказывается весьма близкой. Наши религии по принципиальным вопросам расходятся с секулярным либеральным стандартом, предполагающим нравственную автономию человека и гносеологический плюрализм. На мой взгляд, важной задачей межрелигиозного диалога, а также диалога между носителями секулярно-гуманистических и религиозных ценностей является утверждение понимания необходимости построения многополярного мира. Я употребляю слово «многополярный» не в политическом, а, скорее, в культурном аспекте, имея в виду такой мир, в котором гармонично сосуществуют и находятся в созидательном сотрудничестве различные цивилизационные полюсы. Основой для межрелигиозного сотрудничества в указанном направлении является внешне различное, но сущностно единое восприятие нашими религиозными традициями нравственных ценностей, имеющих абсолютный и универсальный характер.
Либеральный секулярный стандарт от имени всего «мирового сообщества» нередко утверждается в качестве наиболее «прогрессивной» «гуманистической», «современной» цивилизационной модели. С другой стороны, несмотря на то, что этот тезис показал свою несостоятельность, до сих пор можно встретить отношение к религии как чему-то устаревшему, несовременному, относящемуся лишь к частной жизни индивидуума. Существенное влияние религиозного фактора в жизни современных обществ по всему миру, возрождение веры в нашей стране наглядно демонстрирует неправомерность такого подхода. Надеюсь, что традиционные религиозные общины России будут и в будущем надежными союзниками и соработниками в деле поиска совместного ответа на общие вызовы современности.
Сотрудничество традиционных религиозных общин по многим направлениям общественной жизни сегодня крайне актуально. Важно понимать, что современные кризисы, в том числе экологический, порождены деятельностью самого человека, но их глубинные причины коренятся в области морали, в сфере человеческого духа. Использование огромных технологических, научных, военных возможностей необходимо сопрягать и соразмерять с вечными, богозаповеданными нравственными ценностями. В этом залог не просто благополучия, но и выживания человечества.
В культурном опыте человечества заложено великое многообразие. Это данность, основная характеристика нашего бытия, которая в условиях тесного, взаимозависимого и взаимосвязанного существования народов становится особенно важным фактором в жизни общества. Необходимо найти такой модус взаимодействия цивилизационных моделей, который приводил бы не к столкновению и противостоянию, но к партнерству и взаимообогащению, что является необходимым условием процветания всего человечества.
На мой взгляд, Россия как самобытная цивилизация являет собой уникальный пример такого единства в многообразии. В современной России сосуществуют и находятся в тесном диалоге разные духовные традиции и культурные модели: Восток и Запад, религиозное и секулярное мировоззрение. Россия имеет многовековой опыт мирного и созидательного сотрудничества разных народов, культур и религий. История нашей страны свидетельствует о том, что перед лицом общего врага сплачивались христиане и иудеи, мусульмане и буддисты. Все они бок о бок сражались, защищая свое общее Отечество. В годы гонений на верующих они вместе страдали, нередко проявляли солидарность и взаимную поддержку.
Сегодня, по милости Божией, мы живем в принципиально иных условиях. Верующие люди имеют возможность принимать активное участие во всех сферах общественной жизни: в политике, в экономике, в культурной жизни; это повышает требование к уровню развития религиозного образования.
Слава Богу, мы, религиозные лидеры России, смогли преодолеть существовавшие нередко разногласия; сообща трудясь во имя воспитания в обществе духа взаимного уважения, мы строим, как мне кажется, очень надежную систему межрелигиозных отношений.
Всем нам доводилось слышать от наших зарубежных единоверцев и партнеров слова восхищения Россией, где нет ни христианофобии, ни антисемитизма, ни исламофобии. Убежден, что мы призваны совместными усилиями сохранять и приумножать это ценное достояние.
Благодарю за внимание.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #398 : 02 Ноября, 2017, 21:22:01 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Общецерковном съезде по социальному служению


26 октября 2017 г. 08:16
25 октября 2017 года в Храме Христа Спасителя в Москве открылся VII Общецерковный съезд по социальному служению. К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дорогие владыки! Владыка Пантелеимон! Уважаемая Вероника Игоревна! Дорогие братья и сестры!
Очень рад всех вас видеть. Придаю большое значение проведению съезда социальных работников Русской Православной Церкви. Когда мы начали широкомасштабную деятельность, направленную на вовлечение в социальную работу самых отдаленных епархий и приходов, важно было в первую очередь помочь епархиальным архиереям и настоятелям достаточно ясно осознать необходимость того, что мы называем социальной работой. Ведь само словосочетание «социальная работа» нетрадиционно для русского Православия. Некоторые даже восприняли эти новации как нечто не в полной мере соответствующее церковным уставам и традициям приходской жизни. Вот почему, посещая приходы, я нередко перехожу на язык, который понятен и привычен всем нам. Я объясняю, что под словами «социальная работа» скрывается нечто очень простое, ясное и непосредственно связанное с духовной жизнью человека, а именно совершение добрых дел.
Мне приходилось спрашивать настоятелей на приходах: «Скажите, пожалуйста, а у вас много нуждающихся?» В ответ я видел растерянное выражение лица. Давал наводящие вопросы: «Ну, наверное, есть среди прихожан пожилые женщины, которые прожили тяжелейшую жизнь, мало что доброго на своем веку повидали, а на старости лет стали совершенно одинокими?» «Ну да, вроде как есть». «А по именам вы их знаете?» «Нет». «И списка у вас тоже нет?» Вот тогда и возникла мысль о необходимости развивать эту деятельность — совершение добрых дел — на приходах. Ведь священник призван проповедовать христианские ценности, передавать людям некое послание, побуждая их совершать добрые дела. Но как же это послание будет восприниматься, если в самом приходе добрые дела не совершаются?
Вот мы и начали с осмысления того, что происходит на приходах, и поняли: социальную работу надо обязательно осуществлять не только на общецерковном уровне, на уровне Патриархии и Синодального отдела, но и на уровне епархиальном и самое, может быть, главное — на приходском уровне. И не по принуждению, не в силу моды, а по потребности. Нет ничего другого, что могло бы так объединять людей, как участие в добрых делах. Знаменитая притча о милосердном самарянине: кто твой ближний? Тот, кто совершил добро. Ибо совершение добра по отношению к людям приводит к установлению особой духовной связи между тем, кто делает добро, и тем, кто это добро принимает. У многих в памяти сохраняются имена людей, которым они помогли, как и получившие помощь, особенно критически необходимую, навсегда сохраняют в своей памяти имена тех, кто им помог.
Намерение создать такого рода систему во всей Церкви, которая позволила бы каждому настоятелю, каждому священнику, каждому активному прихожанину осознать, что вера без дел мертва и что самые первые шаги по совершению добрых дел мы должны делать в своем собственном приходе, желательно сообща, и вывело нас на ту концепцию, которая сейчас принята Архиерейскими Соборами и которая осуществляется во всей Русской Православной Церкви. Всюду созданы епархиальные отделы по социальному служению и благотворительности, во многих благочиниях появились координаторы этой работы, во многих приходах — люди, ответственные за социальное служение, и мы знаем, какие замечательные программы осуществляются на приходском уровне.
Поэтому я хотел бы поблагодарить вас, а через вас — всех, кто с вами связан, за добрые дела, которые вы совершаете. Ведь именно добрые дела и являют миру подлинное лицо Церкви. Многие могут не понять, что говорит священник, епископ или Патриарх. Для кого-то наша церковная культура, особенно богослужебная, не является их субкультурой, они не всегда уютно себя чувствуют даже во время богослужения. Но каждому человеку, вне зависимости от его отношения к традиционной церковной деятельности, понятно, что такое совершение добрых дел. И я глубоко убежден, что именно через добрые дела и открываются сердца людей навстречу Евангелию, навстречу Христу.
Мы всегда настаивали и сейчас настаиваем на том, чтобы богослужение в храмах совершалось чинно, достойно, торжественно. Чтобы люди через богослужебную атмосферу могли погрузиться в молитву, почувствовать присутствие Божие. Мы настаиваем на том, чтобы священник умел проповедовать, раскрывать евангельские истины, говоря с людьми на понятном для них языке. Эти истины, которые принадлежат не древности, но вечности, должны быть актуализированы для каждого человека в соответствии с его уровнем знаний, культуры, местом проживания. Но наравне со всем этим мы сегодня настаиваем на том, чтобы в каждой православной общине, кроме богослужения и проповеди, существовало что-то, что помогает людям совместно совершать добрые дела. Это могут быть группы добровольцев, кружки, объединения энтузиастов — видимо, в каждом месте нужно находить свои способы совершения добрых дел. Но я не перестаю настаивать на том, что в каждом приходе должна совершаться такая деятельность, — так же как в каждом приходе должна совершаться Божественная литургия, как в каждом приходе должно провозглашаться и доноситься до сознания верующих людей Евангелие.
Думаю, очень важным является в данном случае не столько решение организационных вопросов (хотя без решения организационных и финансовых вопросов никакую масштабную социальную работу в настоящее время осуществлять невозможно), сколько прежде всего энтузиазм, желание людей. Можно сколько угодно призывать прихожан к тому, чтобы они объединялись, чтобы они участвовали в программах, направленных на оказание помощи другим, но если не будет энтузиазма, если не будет желания, то всё это будет лишь мертворожденное дитя. Какие-то проекты, возможно, и получится реализовать, но они никогда не станут органической жизнью приходской общины.
Мне приходится посещать приходы и в Москве, и по всей стране. Я не всегда об этом говорю, но я достаточно ясно вижу, где лишь осуществляются некие программы социальной деятельности, а где есть подлинная социальная деятельность, доброделание, проистекающее от духовного состояния членов прихода. Когда есть этот энтузиазм, когда есть желание, тогда очень просто определить предмет, на который должны изливаться этот энтузиазм и наша любовь к людям. Тогда и возникают реальные социальные программы, без заумных названий, осуществляемые в повседневной жизни и приносящие большую пользу — и тем, на кого они ориентированы, и самим прихожанам.
Я хотел бы констатировать, что благодаря нашим совместным усилиям церковная социальная работа сегодня вышла на качественно новый уровень. В благотворительных проектах стала принимать участие вся Церковь, начиная от архиереев и кончая прихожанами, или, лучше сказать, начиная с прихожан и кончая архиереями. Зачастую этому способствует происходящее в последние годы разукрупнение наших епархий. Замечательно, что многие архиереи новообразованных епархий одним из приоритетов в своей деятельности определяют социальное служение. Когда я читаю годовые отчеты о деятельности епархий, я радуюсь тому, как в труднодоступных районах, где они появились, разворачивается масштабная церковная социальная деятельность.
Правда, возникают вопросы, связанные с недостатком финансовых средств, — особенно там, где сохраняется непростая экономическая ситуация. Но хотел бы сказать несколько неожиданную вещь: деньги для осуществления социальной деятельности, конечно, нужны, но первично наличие не денег, а инициативы и желания. Если передать деньги тем, кто не готов выполнить поставленные задачи, то средства будут потрачены впустую. Поэтому надо не робеть перед возникающими проблемами, не откладывать начало работы до того, как будет сформирован некий бюджет, а начинать сразу, как только появляется необходимость и потребность что-то сделать для ближних.
Здесь на помощь должны прийти добровольцы, которые играют первостепенную роль в социальной работе Церкви. Во-первых, потому, что без добровольцев мы не смогли бы осуществить столь масштабные программы. С другой стороны, еще и потому, что вовлечение добровольцев в социальную работу, как многие из них хорошо знают, меняет их жизнь, меняет систему жизненных координат. Добровольцы начинают видеть жизнь иначе, чем те, кто никогда не занимался этим служением. Ведь доброволец всегда делает что-то, ограничивая самого себя. Он трудится не за деньги — он трудится потому, что в сердце есть отклик на проблемы, на боль другого человека. Ему приходится тратить свое собственное время, а иногда и материальные ресурсы, и потому добровольческая работа — это, наверное, самое эффективное средство воспитания в себе настоящего христианина.
Мы живем в эпоху, когда для организации социального служения на высоком уровне необходимы соответствующие навыки, умения, образование, владение технологиями. Конечно, социальной работе надо учиться, как надо учиться собирать средства — эффективно и законными путями. Каждый знает: обращение «подайте Христа ради» не всегда подвигает человека к тому, чтобы он дал столько, сколько необходимо и сколько он может дать на поддержание того или иного проекта. Поэтому призываю всех, кто сегодня работает в сфере церковно-социальной деятельности, постоянно учиться и постоянно повышать свою квалификацию. В нашем Синодальном отделе разработаны методики по организации социальной помощи разной направленности, и перед каждым человеком, желающим заниматься социальной работой, открыты возможности обучения, в том числе дистанционного. Очень настоятельно предлагаю и вам, и тем, кто будет вас слушать, когда вы вернетесь домой, активно включиться в процесс получения необходимых знаний, навыков, умений, квалификаций, который организует наш Синодальный отдел.
Теперь несколько слов о приоритетах нашего служения.
Несколько лет назад я призвал обратить особое внимание на проблему абортов в нашей стране. Работая с губернаторами, с епархиальными архиереями, я стал говорить о том, что недостаточно лишь в стенах храмов призывать женщин воздерживаться от этого рокового поступка. Нужно как-то помочь женщинам, которые услышат нашу проповедь. Проанализировав причины совершения абортов, особенно среди молодых и очень молодых людей, мы пришли к выводу, что таких причин несколько. В первую очередь, это материальное неблагополучие, гнев родителей, бытовые трудности. Бывает, все в одной комнате живут, денег мало, и матери говорят дочерям: если не поступишь, как я говорю, — на порог тебя не пущу! Эти стесненные обстоятельства часто и толкают на принятие страшного решения.
В свою очередь мы, обращаясь к женщине, говорим, что не надо делать аборт: во-первых, совершишь грех, во-вторых, изуродуешь собственную душу, никогда не забудешь этот страшный поступок, он всегда будет тебя преследовать и может действительно разрушить твою жизнь. Но если мы сами ничего не сделаем для девочки, впавшей в такую сложную ситуацию, если не протянем ей руку помощи, то что означают наши слова? Поэтому и возникла идея создания домов для мам, которые отказываются делать аборт, — в том числе под влиянием нашей работы.
Я провел большую работу с губернаторами и епархиальными архиереями, предлагая, чтобы в каждом субъекте федерации возникли такие учреждения, причем в рамках церковно-государственного партнерства. Церковь занимается своим делом, а государство помогает, с тем чтобы найти помещение, организовать медицинскую помощь, обеспечить небольшое, но реальное финансирование. Должен вам сказать, что этот призыв был услышан. Я не встретил ни одного губернатора и ни одного архиерея, который бы сказал: это сейчас невозможно, не то время, слишком сложно. Не буду называть субъекты федерации, где с большим энтузиазмом откликнулись на мои слова и по милости Божией началась программа создания таких домов для мам.
Одновременно возникла программа участия представителей Церкви — в первую очередь, женщин-добровольцев — в консультировании тех, кто обращается в соответствующие учреждения с просьбой сделать аборт. Не могу сказать, что здесь все работает хорошо. Думаю, вы лучше меня знаете трудности, которые еще есть, некую недосказанность в церковно-государственном диалоге по этому направлению, но, тем не менее, совершенно очевидно, что дело сдвинулось с места. По статистике на конец 2016 года мы имеем значительное по нашим масштабам количество таких учреждений.
Я очень благодарен и Министерству здравоохранения, и нашим политическим, общественным деятелям за то, что тема сокращения числа абортов сегодня находит понимание в нашем обществе, в государственных структурах. И мы знаем, что количество абортов сокращается — в 2016 году их было сделано порядка 650 тысяч. Правда, называют и другие цифры, с учетом нелегально сделанных абортов, но мы не можем о них судить. Чаще всего эти данные очень условные, поэтому, мне кажется, мы должны отталкиваться от цифры 650 тысяч. Для того чтобы вы поняли, о чем идет речь, представьте: в таком городе, как Тюмень, — 744 тысячи жителей. Значит, за год целый город погиб! За прошлый год мы потеряли ученический состав в среднем в 650 школах, если считать по тысяче человек на школу!
Все больше и больше беспокойства вызывает тема демографии в нашей стране — среди специалистов, среди широкой общественности. Огромные территории России надо осваивать, а рабочих рук не хватает. В крупных городах, таких, как Москва, сейчас проводят программы реновации: строятся дома, прокладываются дороги, развязки, — а кто все это строит? Это не жители Москвы, это не русские православные люди. Мы с пониманием относимся к происходящему, потому что без приглашения так называемых гастарбайтеров все это сделать невозможно. Но давайте скажем прямо: значительная часть гастарбайтеров затем станут постоянными жителями наших городов.
Вот мы удивляемся тому, что происходит в Западной Европе. Мы осознаем, какие опасности связаны с притоком беженцев из мусульманских стран, но ведь нечто подобное происходит и у нас — именно за счет того, что не хватает рабочих рук, а страна должна развиваться, дороги нужно строить, здания нужно строить. У страны появились средства, их нужно реализовать, нужно сделать технологический прорыв в будущее, — а людей не хватает… Нам говорят: население увеличивается на столько-то, на столько-то… Пока в это трудно поверить, поскольку цифры прироста ничтожные. Самый эффективный путь на сегодня — это радикальное сокращение абортов. Чтобы не 650 тысяч, чтобы не целый областной город был за год уничтожен этими абортами, чтобы 650 школ могли получить своих учеников.
Возникает вопрос, как нам работать в наших приютах. Я хотел бы сказать о том, что сегодня их количество невелико — 110 гуманитарных центров оказания помощи мамам, у которых не хватает средств на покупку самого необходимого. Это значит, что в 110 епархиях есть место, куда такая мама может прийти и получить самое необходимое — питание, детскую коляску, одежду, медикаменты. Мне рассказывают, какие удивительные бывают случаи, — когда человек, получивший совсем немного, например, несколько килограмм гречневой крупы, воспринимает это как спасение для семьи. Поэтому для нас очень важно развивать сеть центров оказания гуманитарной помощи, в первую очередь ориентируя их на помощь женщинам, отказывающимся делать аборты.
За последние шесть лет при участии Церкви было создано также более 50 приютов для беременных женщин — от Калининграда до Петропавловска- Камчатского. Конечно, количество приютов невелико, и сами приюты небольшие, но все-таки это первые шаги. И, как я сказал несколько лет назад, когда мы начинали программу, так и сейчас повторяю: это самый высокий приоритет. Прошу вас передать мои слова всем, кто на местах — в епархиях, благочиниях, приходах — работает над этой темой и вообще занимается церковной благотворительностью.
Очень важным направлением социального служения является помощь инвалидам и бездомным. Такое явление, как бездомность, очень бьет по глазам, особенно верующего человека. Никогда не забуду свою первую встречу с бездомными. Это было, к счастью, не в нашей стране, это было в Сан-Франциско, в Соединенных Штатах, в то время, когда в Советском Союзе еще не было такого понятия, как бездомный человек. Я жил в гостинице с видом на центральную площадь, где и увидел впервые бездомных людей — в самом центре процветающего богатейшего города! То, что я тогда увидел, сильно ранило мое сердце. И возник вопрос: что же это за страна? Как она может называть себя великой? Как она может называть себя богатой? Как она может говорить о себе как о примере другим, если такое огромное количество людей не имеют дома? Но прошло некоторое время, и, к сожалению, в нашей стране тоже появились бездомные. Чаще всего это люди, страдающие алкоголизмом или наркоманией, но ведь есть и такие, кто лишился дома совсем не потому, что подвержен пороку, а, например, потому, что пал жертвой неких квартирных дельцов. Как бы то ни было, вне зависимости от того, почему человек остался без жилья, наша задача — помочь ему. И я хотел бы сказать, что уже в течение многих лет в Москве существует служба оказания помощи бездомным, — в последние годы она тоже очень активизировалась, особенно в зимнее время. Пример нашего «автобуса милосердия» стал заразительным и для государственных социальных служб, которые стали создавать такие же автобусы, чтобы подбирать бездомных, особенно в тяжелые зимние дни и ночи. Поэтому нужно продолжать эту работу, особенно в крупных городах, — вне зависимости от того, как ее порой оценивают со стороны. Конечно, некоторые брезгуют соседством с бездомными, но мы должны находить возможность приютить их в каких-то временных прибежищах — по крайней мере, привести людей в порядок, помочь выправить документы и, может быть, выйти из этого состояния и вернуться к нормальной жизни. Хотел бы поблагодарить всех тех, кто трудится сейчас в Церкви, помогая этой категории несчастных людей.
Хотелось бы также обратить внимание на проблему инвалидов. В стране многое сейчас делается для того, чтобы люди, которые стеснены в движениях, не выпадали из социума, чтобы они могли принимать участие в общественной жизни, чтобы они имели возможность где-то работать. Одной из главных проблем у нас было передвижение колясочников и всех тех, кто неспособен ходить. Лет десять назад (а может, и раньше) появилось требование снабжать дома и другие объекты пандусами для колясочников. Помню, как-то я ехал по проспекту Маршала Жукова, и над дорогой, на достаточно большой высоте, был поставлен мост для пешеходов, а рядом с лестницей — пандусы, но под чрезвычайно крутым углом. И я подумал: как же можно втащить человека по этому пандусу наверх, а потом его удержать на спуске? Таким пандусом не сможет воспользоваться ни один здравомыслящий человек, даже физически крепкий, сопровождая колясочника. К сожалению, подобное можно увидеть до сих пор. А это означает, что было спущено сверху указание обеспечить пандусами — вот и обеспечили, а какой градус наклона, это уже детали. В отчетах везде прошло: пешеходный мост обеспечен пандусом.
Очень важно, чтобы в храмах не происходило то же самое. В свое время я давал указания, чтобы все новые храмы проектировались исключительно таким образом, чтобы обеспечить доступ людям с ограниченными возможностями. Где-то это выполняется прекрасно, а где-то, к сожалению, не так хорошо, как следовало было бы. Вот и я попросил бы Вас, владыка Пантелеимон, во взаимодействии с нашим Экспертным советом по вопросам архитектуры, который возглавляет отец Леонид Калинин, проработать этот вопрос в общецерковном масштабе. Чтобы Экспертный совет разработал технические условия, которые должны учитываться при проектировании всех новых храмов, а также когда храм подвергается существенному ремонту и есть возможность изменить ситуацию к лучшему. Вообще, нам нужно обратить внимание, по крайней мере, в городе Москве, за которую мы несем ответственность, чтобы храмы были обеспечены необходимыми сооружениями для обеспечения доступа инвалидов, в том числе не имеющих возможность передвигаться на собственных ногах.
Но ведь у нас есть храмы, где все прекрасно организовано! А информации об этом нет, ее не найти... Нужно сделать так, чтобы информация о соответствующем оборудовании в наших храмах была представлена в общедоступном режиме, с тем чтобы люди, имеющие проблемы с передвижением, могли получать сведения о том, где у них есть возможность помолиться.
Вернусь снова к бездомным, и отмечу, что работу с ними особенно важно разворачивать в канун холодов. И я бы очень посоветовал, чтобы во всех крупных городах епархиальные управления имели свои «автобусы милосердия». Но «автобус милосердия» — это только транспортное средство, а ведь человека надо куда-то привезти. Должны быть организованы места, где человека можно принять, привести в надлежащий вид, оказать первичную медицинскую помощь, разобраться в причинах, почему он оказался на улице, и во взаимодействии со светскими социальными службами попытаться исправить ситуацию.
Очень важно, что сейчас набирает обороты наша деятельность по преодолению алкоголизма и наркомании. Наши приюты и реабилитационные центры, по мнению светских специалистов, действуют достаточно эффективно. Во многих из них церковные социальные работники трудятся совместно с медиками, и процент людей, благополучно прошедших реабилитацию в церковных учреждениях, достаточно высокий — в среднем выше, чем в остальных реабилитационных центрах. Нужно дорожить полученными результатами и развивать это служение и дальше. Конечно, здесь не обойтись без государственной помощи и без поддержки специалистов-наркологов. Мы должны работать в тесной связке, потому что цель одна — вернуть человека, поврежденного алкоголизмом или наркоманией, в нормальную жизнь.
Ну и, конечно, всем нам нужно помнить: всё это мы делаем не потому, что время такое настало и появились аналогичные светские социальные проекты. Мы призваны всё это делать по одной простой причине: потому что мы христиане, и если мы серьезно воспринимаем Слово Божие, то должны на это Слово откликаться. Спасибо за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #399 : 05 Ноября, 2017, 12:39:31 »
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла румынскому изданию Q Magazine

26 октября 2017 г. 09:30
В преддверии визита в Румынию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы редактора румынского издания Q Magazine Флорианы Жукан.
— Совсем недавно известный писатель Дэн Браун сказал: «Богу не пережить науку» («God cannot survive science»). Что Вы думаете об этом?
— А разве есть такой ученый — Дэн Браун? Я, конечно, шучу, но, как говорит русская пословица, в каждой шутке есть доля правды. Я не слышал, чтобы прогнозы Брауна-писателя были авторитетны в мире ученых. Он, безусловно, имеет право на свое мнение, но это не делает автоматически такое мнение весомым.
Церковь нередко обвиняют в обскурантизме и невежестве. Но на самом деле в каком-то смысле именно Церковь наиболее последовательна в деле поддержки так называемой «чистой науки». В сознании современного обывателя наука зачастую мифологизирована, она занимает место идола, которому слепо верят, ему поклоняются и готовы приносить жертвы, если он этого требует. Люди верят в то, что наука обязательно откроет все тайны мироздания, а также расскажет, что надо делать, чтобы жизнь стала счастливой: победит смерть, болезни, страдание, развяжет узлы внутренних личностных проблем. Но эти убеждения основываются именно на слепой вере, а не научных знаниях. Иногда, эта «вера в науку» становится агрессивной и непримиримой, однако будучи выраженной специфическими наукообразным языком, претендует на универсальность и требует выведения из зоны возможной критики.
Давайте не будем забывать: христианство оказало огромное влияние на становление науки, формирование условий для поиска научного знания. Это признает любой честный историк науки.
Религия и наука не просто могут избежать конфликтов. У них разные предметные сферы, и соответственно разные векторы приложения усилий, что исключает конфликтность. Наука отвечает на вопросы «как» и «почему»; религия на вопрос «для чего». Целеполагание находится вне границ компетенций науки. Вмешательство же в предметную область друг друга превращает и религию, и науку в инструмент антинаучной или антирелигиозной пропаганды. В обоих случаях это одинаково вредно. Другое дело, что религия, в частности христианство, настаивает на необходимости ограничения научных экспериментов рамками этических норм. Наука, например, не имеет права ставить опыты на людях.
Полнота познания приходит только тогда, когда на один и тот же феномен мы способны посмотреть с совершенно разных точек зрения: естественно-научной, философской, религиозной, исторической. Исключать из этого круга религию которая на протяжение тысячелетий являлась источником и вдохновителем многих других подходов к познанию было бы глубочайшей ошибкой.
Поэтому я убежден, что г-н Браун ошибается.
— В наше время заметны два явления: во-первых, по всему миру постоянно растет число атеистов, во-вторых, проблемой человечества сейчас является индивидуализм. К чему будет ближе человечество в будущем — к Богу или к отчужденности от него?
Ответ простой: все в наших руках. Любые прогнозы часто разбиваются о тайну Божественной любви тайну свободы, которая дана человеку как величайший Божий дар. Божественное уважение к человеку, к его праву использовать эту свободу в том числе и во вред себе, и даже вопреки Богу достойно восхищения.
Если посмотреть на нынешний «узор» жизни в его целокупности то наверное, где-то в мире есть регионы и страны, в которых заметен рост числа атеистов, или людей, которые отказываются отождествлять себя с какой бы то ни было религией. Но есть и общества, где число верующих растет. А в абсолютном выражении число атеистов крайне мало. Они сконцентрированы в основном в обществах с самым высоким уровнем потребления, члены которых, видимо, полагают, что рай для них уже наступил. Другое дело, что атеистические идеи нередко агрессивно пропагандируются в публичной сфере. В этом плане атеистами и сторонниками радикального секуляризма предпринимаются настойчивые попытки идейного доминирования над верующим большинством нашим планеты, которое, к сожалению, нередко оказывается неспособно к коллективной защите своего права на религиозное мировоззрение.
При этом мы знаем, что массовое обращение к вере людей в России и в других странах Восточной Европы, успехи христианской миссии в Африке, высокий уровень религиозности в Латинской Америки и в арабском мире свидетельствуют, что в глобальном масштабе атеистическое сообщество скорее малочисленно. Религиозная вера никогда не развивается поступательно: она требует постоянного преодоления бросаемых ей вызовов, а зачастую и движения против течения. Я бы предложил не торопиться с далеко идущими выводами. И, прежде всего, вот почему.
Теперь я перехожу к Вашему второму вопросу об индивидуализме. Я бы его еще больше расширил. Вопрос не только в индивидуализме, а в человеке как таковом. Человек это кто? Для чего он появился и зачем существует? Индивидуализм лишь следствие некогда усвоенных глубинных ложных установок, где в центре мироздания оказался не Бог, Творец и мира, и человека, а обезображенный человек, лишенный отблеска Божественного света, лишенный перспективы обожения и святости.
Представьте себе, если бы семилетнему ребенку сказали: все, больше ты расти не будешь. Никогда. Ты уже достиг пределов роста. Ты не можешь стать ни умнее, ни красивее, ни сильнее. Теперь ты можешь делать абсолютно все, что хочешь. В школу ходить уже не надо. Не нужно соблюдать никакие правила и ограничивать себя в чем бы то ни было. Не нужно понуждать себя делать то, чего не хочется, но что требуется обществом. Ты само совершенство! По отношению к ребенку это было бы преступлением: вместо того, чтобы помогать ему расти и развиваться, его направляют на путь деградации, отставания в развитии. Трагедия секулярного гуманизма в том, что он насадил в сознании людей ложную мысль о том, что он, этот гуманизм вершина человеческой мысли, а если есть вершина, то восходить более некуда.
Отсюда появляется проблема индивидуализма. Дети по своей природе более эгоцентричны, чем большинство взрослых но это всего лишь эпизод их жизни, через который необходимо «прорасти» во взрослую жизнь. Чем взрослый отличается от ребенка? Он умеет выстраивать отношения с другими так, чтобы всем было хорошо. Христианин это такой «взрослый», который умеет делать не только «хорошо» для окружающих, но и делать их счастливыми потому что счастлив сам и не может не излучать этот согревающий души свет и тепло для других. Нашему современнику предложена программа «хронического инфантилизма» с которой христианство, конечно же, категорически не согласно.
Корень всех грехов и страстей, как учат святые отцы Православной Церкви, это самолюбие, болезненная неспособность к любви как самоотдаче, самопожертвованию. И у Церкви есть богатый арсенал средств, как эту проблему решать, начиная с Таинств Церкви, через которые Сам Бог вступает в общение с человеком, и заканчивая тонким инструментарием христианской аскетики, которая помогает разобраться в движениях души и настроить внутренний мир для лучшего восприятия Божественной благодати. За пределами Церкви ничего подобного не существует. Да, есть психология, есть психотерапия но все это попытки найти решение проблемы в рамках самой системы, которая постоянно дает ошибки и сбои.
В этом отношении христианство как было, так и остается вне конкуренции, потому что у нас есть неразрывная связь, общение с Живым Богочеловеком Господом нашим Иисус Христом, подлинным камертоном человечности. Евангелие по сей день остается самой эффективной инструкцией по кратчайшему пути к счастью и конкретного человека, и всего общества. Главное, научиться его читать не как «ритуальную» книгу, а проникать в смыслы, понимать контекст, вглядываться в лица и судьбы тех, кто там изображен. Индивидуализм бессмысленно, да и невозможно преодолевать просто ради коллективизма. Все несоизмеримо глубже: христианство утверждает, что только в служении Богу и ближним человек обретает ту полноту бытия, которая только и способна дать ему вдохновение и настоящее, выходящее за границы земного бытия, счастье.
— Религия — политический фактор?
— Религия с позиций христианского миропонимания — дает возможность установить связь верующего человека и Творца, земного и небесного, объединяет людей в общины, церкви для совместного служения и исповедания своей веры.
Но любая религия существует в земном мире и взаимодействует с ним. В том числе она не может не быть затронута теми конфликтами, противоречиями, которые возникают в любом обществе, либо между различными народами и государствами. Религия — это ведь не дистиллированная вода. Напротив, она непосредственно связана с историей и чаяниями народа на данном конкретном отрезке его истории. Скажем, если мы сравним историю и обстоятельства жизни Православной Церкви при императоре Юстиниане, царе Иоанне Грозном, императоре Петре Первом и в наши дни, это будут очень разные обстоятельства и формы выражения церковной жизни.
Конечно, светский мир, и мир политики в частности, неизбежно влияют на религию равно как и наоборот. Наша история, история мирового Православия, знала самые разные формы взаимодействия Церкви и государства. Можно вспомнить византийскую «симфонию властей», можно вспомнить прямое подчинение церковной иерархии государственной системе, как было в России после реформ Петра I. А можно вспомнить и факты наделения православных архиереев полномочиями светских правителей, условные «теократические режимы» с коротким сроком действия посмотрим на Черногорию и митрополита Петра Негоша, Кипр и архиепископа Макария III.
Что касается современного положения Русской Православной Церкви, то она законодательно отделена от государства. Такая ситуация существует во всех странах ее пастырской ответственности: в России, на Украине, в Белоруссии, в государствах Средней Азии и других регионах. Государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви, не влияет на процесс принятия нами решений, назначение архиереев, церковное администрирование. Точно так же и Церковь не вмешивается в процесс государственного управления, не имея для этого никаких конституционных полномочий.
Но это отделение не означает, что между нами стена. Нет, сегодня мы активно сотрудничаем с государством и обществом в решении различных социальных, образовательно-просветительских задач. Например, в России, где проживает значительная часть наших верующих современную модель церковно-государственных отношений принято называть социальным партнерством. Мы также называем ее соработничеством — это наш совместный труд по обеспечению благополучия наших сограждан, нашей паствы. В других странах мы также пытаемся выстраивать партнерские отношения.
В то же время наша Церковь стоит на позициях принципиального невмешательства непосредственно в политику. По общему правилу духовенству запрещено участвовать в политических кампаниях, выдвигаться в качестве кандидатов во время выборов на государственные должности, участвовать в предвыборной агитации. В этом — залог нашей независимости и свободы и одновременно — благо для государства и общества. Ибо Церковь — это достояние всей нации, она призвана заботиться обо всех своих чадах и не отдавать предпочтения отдельным группам в зависимости от их идеологических и политических убеждений.
— Как Церковь относится к Интернету и к виртуальному миру, который так прельщает молодежь?
— Сам по себе Интернет — это нейтральное техническое средство, которое может быть обращено и к добру, и ко злу, в зависимости от того, кто придет в это пространство и что в нем будет делать.
Конечно, в глобальной сети происходит много отвратительного, дурного, нечестивого, иногда прямо преступного — как и в мире вообще. Важно помнить об опасностях, которые могут там ожидать. В сети можно наткнуться на множество искаженных, нередко откровенно ложных сообщений, которые специально построены таким образом, чтобы раздражать человека, сбивать с толку и пробуждать чувства отнюдь не добрые; все знают о появляющихся время от времени волнах массовой истерии, когда люди делятся нелепыми слухами, «фальшивыми новостями». Легкость и безнаказанность действий в Интернете поощряет безответственность, когда в электронном общении люди допускают грубость и агрессию, которую никогда не позволили бы себе в обычной жизни. Христиане также уязвимы для всех этих соблазнов. Очень важно помнить слова Спасителя «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).
Но христианам не заповедано бежать из мира. Нам заповедано идти в мир с проповедью Благой вести о Христе, Который дает прощение и новую жизнь. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4) — говорит Апостол, и Церковь обращается ко всем людям — в том числе и тем, кого мы можем встретить в Интернете, и, часто, больше нигде.
Поэтому Церковь может и должна нести служение в глобальной сети, проповедуя слово Божие и свидетельствуя об Истине. При этом следует однако понимать: то, что мы делаем в виртуальном мире ориентировано на реальный мир. Каждый пользователь сети — живой человек, а не виртуальный объект. Кроме того, Таинства Церкви не совершаются в виртуальном пространстве, а именно они составляют сердцевину жизни верующего человека.
Христиане призваны быть свидетелями иной, преображенной жизни везде — в том числе и в Интернете, и это должно проявляться не только в излагаемых идеях, но и в способах их донесения до собеседника.
— Каковы Ваши ожидания, и, может быть, надежды, от визита в Румынию?
— Мой визит в Румынию связан важными мероприятиями, которые проводит Румынская Православная Церковь в эти дни. Они посвящены воспоминанию времен воинствующего богоборчества, жертвами которого стали все Церкви Восточной Европы. Мы все были мишенью для атеистической идеологии, для государственного строя, в котором не было места для веры в Бога. За лозунгами заботы о человеке скрывалась неприязнь к Церкви, ко всему, что связано с религией. Подобные опасные революционные изменения в обществах, разумеется, были бы невозможны, если бы значительная часть наших сограждан, вольно или невольно, не стали бы симпатизировать идее построения «рая на Земле», таким каким его видели классики марксизма-ленинизма. Подобный «рай» предполагал уничтожение всех несогласных, чем и занимались борцы с религией.
Тем не менее, властям не удалось лишить верующих их веры, и ныне мы и в России, и в Румынии, и в других странах переживаем эпоху религиозного возрождения. Открываются храмы, развивается приходская жизнь, церковная благотворительность, получают распространения программы катехизации и образования верующих.
Но расцвет религиозной жизни происходит на фоне распространения идеологии потребительства и пропаганды свободы в отрыве от нравственной ответственности человека за свои слова и поступки. Подобная «свобода» разрушает самого человека, семью и общество в целом. Жители Восточной Европы смогли защитить свою веру, когда нас пытались лишить ее силой. Но сейчас многие добровольно предпочитают вере комплекс потребительских удовольствий. Пользование ими не требует моральных усилий, но, соединяясь с забвением Бога, ограничивает жизнь последовательной и безусловной любовью к самому себе.
Православные Церкви, собираясь ныне в Румынии, чтобы вспомнить времена гонений на веру, призваны свидетельствовать об опасности жизни без Бога. Выбор «жить без Бога» одинаково разрушителен для человека и общества безотносительно тому, навязан он извне или является результатом свободного выбора.
Кроме того, мой визит связан и с празднованием десятой годовщины интронизации Патриарха Румынского Даниила. Румынская Церковь — живая и сильная, она энергично стремится сохранять христианские ценности в современной Европе. Мы едины с ней в этом стремлении, в этом свидетельстве Евангельской Истины. Поэтому жду возможности разделить молитву с верующим народом, с архиереями и священниками, прочувствовать радость нашего единства в святой Евхаристии.
Патриархия.ru
Александр, защитник людей