Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 536485 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #400 : 07 Ноября, 2017, 20:01:17 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте

27 октября 2017 г. 13:37
27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь, принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью.

Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23).
Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще.
Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?
Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном мире, в своей знаменитой беседе «О цели христианской жизни» говорит, что «молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни». Истинная цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима, заключается в «стяжании Духа Святого». Другими словами, любой подвиг христианской жизни обретает свой смысл только в Духе Святом, и в Нем приносит свой плод.
Плоды Духа, Его действие на человека — это добродетели, как учит нас сегодняшнее апостольское чтение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Апостол говорит, что Дух Святой упраздняет в человеке действие закона плоти (Гал. 5:23); коль скоро человек живёт духом, он по духу и поступать должен (Гал. 5:25).
Видимое действие Духа Святого на человека неслучайно описывается как свет. Сияло лицо пророка Моисея после беседы с Богом (Исх. 34:35); свет осиял гонителя Савла, когда ему явился Христос, чтобы обратить его от ложного пути и призвать к апостольству (Деян. 9:3); сияло, по свидетельству современника, и лицо преподобного Серафима во время его беседы о Духе Святом. Этот свет нельзя скрыть, он светит пред людьми (Мф. 5:16), и озаренный им человек несет этот свет другим — своими делами и самой своей жизнью. Он несет свет посредством доброго слова, назидания, проповеди, исправляя других в духе кротости, как говорит нынешнее чтение.
Потому подвиг монашества связан с подвигом христианской проповеди, с миссией, с духовным просвещением. Само слово «просвещение» несет в себе изначально духовный смысл — озарение человеческой жизни светом Божественной благодати. Монастыри часто служили именно такому просвещению окрестных земель, ведь проповедью, и притом самой красноречивой, является жизнь верующего человека в Духе Святом. Подвижник может все время хранить безмолвие, пребывать в молитве и уединении, но его житие, преображенное благодатью Небесного Утешителя,которую он стяжал, будет свидетельствовать о Христе громче любых слов.
Сегодня, как и прежде, наиболее опытные среди монашествующих принимают на себя бремя духовного руководства другими людьми. По милости Божией в православных обителях и на Руси, и в Румынии по сей день живы традиции старчества.
Преподобный Серафим Саровский, поясняя слова Евангелия (Мк. 9:1), называет пребывание Духа Святого в человеке «Царством Божиим, пришедшим в силе». Как во времена древние, так и ныне появляется немало политических и религиозных лжеучителей, обещающих рай здесь, на земле, но только без Христа, без Бога. В XX веке следование подобным заблуждениям привело к страшным историческим экспериментам государственного масштаба, от которых весьма сильно пострадала Православная Церковь. В одной лишь Русской Церкви смерть за веру Христову приняли десятки тысяч священнослужителей и монашествующих, сотни тысяч мирян. Но наши мученики верили и знали, что единственная возможность узреть Царство Божие здесь и сейчас — это жизнь в Духе Святом. Они своей кровью засвидетельствовали, что подлинное счастье, в его самом высоком смысле, — только в Духе Святом; в Нем преддверие настоящего блаженства здесь, на земле, и полнота блаженства в горнем мире на небе. И эта высшая правда сильнее лжи и злобы ее гонителей.
Спаситель говорит, что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Однако это не значит, что Царство Божие не имеет отношения к нашей земной жизни, протекающей в человеческом сообществе. Человек, стремящийся в своей жизни к стяжанию Духа Святого, получает свыше мудрость и силы для созидания в Боге своей семьи, церковной общины, обители и всей страны. И будем всегда помнить слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:11).
Мне радостно видеть сегодня множество молящихся. Ваше благочестие — свидетельство сегодняшнего расцвета Румынского Православия. По приглашению Блаженнейшего Патриарха Даниила мы собрались здесь, чтобы соборно совершить Божественную литургию, вознести молитвы вместе с архипастырями, пастырями и чадами святой Румынской Церкви в столь знаменательный для Бухареста день памяти преподобного Димитрия Басáрбовского. От лица всей Русской Церкви я принес в дар Румынской Церкви часть святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, — в память о нашем неразрывном духовном единстве и общем духовном наследии.
Молитвами преподобных Серафима Саровского и Димитрия Басáрбовского да соблюдет Господь землю Румынии и ее благочестивый народ от всякого зла! Да будет он преисполнен даров Святого Духа, да подвизается ревностно за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), да хранит непоколебимо верность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Православной, которую не одолели все ее гонители! Я передаю вам приветствие и молитвенные пожелания ваших братьев и сестер из Русской Православной Церкви. Да укрепит Господь нашу веру, да поможет нам в непростых условиях современной жизни жить по вере! Потому что только Христос и есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Храни вас Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #401 : 07 Ноября, 2017, 20:02:58 »
«Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви

28 октября 2017 г. 17:00
28 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх выступил с докладом на тему «Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня».

Ваше Блаженство, Блаженнейший Даниил, Патриарх Румынской Православной Церкви!
Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые архипастыри!
Искренне рад был получить любезное братское приглашение посетить Румынскую Православную Церковь для участия в торжествах по случаю 10-й годовщины Патриаршей интронизации Вашего Блаженства и выступить перед Вами и собратьями-архипастырями на заседании Священного Синода.
Благодарен Вашему Блаженству за предложение осветить в моем выступлении тему исповедания православной веры при атеистическом государственном строе. Глубоко убежден, что нам следует глубже и полнее изучать историю жизни народа Божия в эпоху тоталитаризма и обсуждать опыт, обретенный Православной Церковью в годы гонений.
Как и ряду ныне здравствующих православных иерархов моего поколения, Господь судил мне быть непосредственным участником и свидетелем событий той эпохи. Опыт существования Церкви в те годы является частью моего личного духовного опыта. Свидетельствую, что усвоение этого опыта имеет значение также и для современного поколения служителей Церкви, равно как и для тех, кто в дальнейшем придет нам на смену.
В этом году исполняется 100 лет с начала революционных событий в России и последовавших за ними богоборческих гонений. В нашей Церкви эта памятная дата стала поводом для осмысления ее исторического пути за последнее столетие, подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Знаю, что и в Румынской Церкви этот год объявлен годом поминовения всех пострадавших от атеистической власти.
XX век был трудной эпохой для всего мирового Православия. Многим нашим братьям довелось пережить кровавый ужас Малоазийской катастрофы. Православные Церкви в Восточной Европе подверглись другому испытанию ― гонениям со стороны воинствующего безбожия.
В 2011 году в Москве эта тема оказалась в центре внимания участников встречи Предстоятелей и представителей Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей, а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По итогам обсуждения было подписано коммюнике, в котором сказано, что Церковь помнит о пережитых гонениях и дорожит обретенной свободой.
Каждая из наших Церквей во времена тоталитаризма по-своему противостояла давлению со стороны государственного атеизма, боролась за сохранение Святого Православия. Братское общение между нами в те трудные годы позволило нам выстоять перед лицом гонителей, сохранить как саму отеческую веру, так и национальную самобытность наших культурных традиций.
Тяготы, пережитые нашими Церквами, страдания исповедников и кровь мучеников веры являются ныне нашим общим приношением мировому Православию, общим вкладом наших народов в сокровищницу святости Вселенской Православной Церкви.
В XX веке Русская Православная Церковь и окормляемые ею народы подверглись от воинствующих безбожников жесточайшим, невиданным прежде в истории гонениям.
Под различными предлогами арестовывались сотни тысяч православных христиан: иерархов, клириков, монашествующих и мирян. Многие из них были расстреляны, нередко без суда и следствия.
Первое убийство священнослужителя случилось в считаные дни после октябрьского переворота — в Царском Селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров. Он стал первым новомучеником, пострадавшим от рук большевиков. Вскоре гонения на верующих приобрели систематический и массовый характер. 19 марта 1922 года в секретном письме членам Политбюро Ленин писал: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»1.
С 1918 года началось повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. В Москве к 1 января 1930 года оставалось 224 действовавших храма, а в 1932 году ― всего 87. В 1931 году был взорван храм Христа Спасителя. В 1928 году Русская Православная Церковь еще имела более 30 тысяч приходов2. Закрытие храмов и развитие издевательской, глумливой антицерковной пропаганды шли нарастающими темпами. Так, за 1928 год было закрыто 534 храма, а в 1929 году — уже 1119. В 1930-х годах счет закрывавшихся храмов шел за тысячи. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году3.
На русской земле умолк колокольный звон. Украшенные прежде куполами храмов и золотыми крестами русские города изменились до неузнаваемости — в них были разрушено большинство храмов, а с уцелевших церковных зданий были удалены кресты, из храмов были вывезены священные сосуды, иконы, драгоценные ризы, колокола и предметы утвари. То, что веками завещали и дарили Церкви благочестивые люди, беспощадно уничтожалось и разворовывалось, и лишь малая часть этого богатства сохранилась в музеях.
В своей борьбе с Церковью большевистская власть всячески стремилась ослабить ее изнутри, провоцируя в ней расколы, самым крупным из которых в 1920-е годы стал «обновленческий» или «живоцерковный». И в такой ситуации для Русской Церкви было крайне важным проявление солидарности с ней со стороны братских Поместных Церквей. Так, в 1930 году на заседании Межправославной комиссии по подготовке к Всеправославному Собору в ответ на предложение пригласить на него обновленцев представитель Румынской Церкви епископ Тырговиштский Тит заявил: «Мы положительно знаем, что "Живая церковь" не является православной, и если бы она смогла прибыть, то должна бы присутствовать не как равночестная нам, а как обвиняемая».
Параллельно с насильственной ломкой структуры русского общества под предлогами индустриализации и коллективизации шел и процесс упорной борьбы за искоренение религии из жизни советского общества. В стране был создан «Союз Безбожников СССР». Активисты устраивали хулиганские выходки на богослужениях, оскверняли храмы, нападали на духовенство и прихожан, сеяли клевету, поддерживая в обществе атмосферу подозрительности и нетерпимости по отношению к Церкви. Советская власть поставила задачей повсеместное преодоление неграмотности, однако вместе с обязательным средним образованием подрастающему поколению советских граждан со школьной скамьи стала навязываться вражда к религии и нетерпимость к верующим. Дети наиболее проникшихся атеизмом родителей вступали в ряды специальных детских организаций «юных безбожников». Тех же детей, которые не поддавались атеистической пропаганде, клеймили позором на первых полосах газет.
В моем личном архиве сохранился номер газеты «Безбожник», официального органа «Центрального совета Союза безбожников СССР», от 19 мая 12 года (имеется в виду 1929 год: новая эра отсчитывалась от октябрьской революции). Статья на первой полосе называется «Дети машиниста Гундяева». В ней говорится: «В школе они ведут себя грубо. Рассказывают другим о жизни святых. Убегают с уроков обществоведения. Пробовали спрашивать — почему? Отвечают: "Мы знаем, власть скоро переменится"». Статья заканчивается такими словами: «Нужно задуматься над тем, стоит ли учить таких в советской школе, а заодно профсоюзу проверить, что собой представляет машинист Гундяев». И подпись автора статьи: «Рабкор» (рабочий корреспондент).
Речь в статье идет о моем деде Василии Гундяеве, который в 1920-е годы работал на железной дороге, воспитывал семью. К тому времени, когда появилась статья, его уже «проверили»: в мае 1929 года он был этапирован в Соловецкий лагерь. Последовали долгие годы заключений и ссылок. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых содержали заключенных, дед выжил и в год смерти Сталина (1953-й), на 71-м году жизни, стал священником.
К тому времени священником уже был и мой отец, один из тех самых детей, о которых упоминалось в статье из газеты «Безбожник». Он тоже прошел через сталинские лагеря в 1930-х годах, но и ему удалось выжить.
В 30-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди верующих — на миллионы. Статистика применения к служителям Церкви «высшей меры социальной защиты», как цинично называлась тогда смертная казнь, поражает. За 1937 год, по данным опубликованной ныне статистики НКВД, было арестовано 33 382 «служителя культа», в 1938 году за «церковно-сектантскую контрреволюцию» — 13 438 человек. В 1937 году от общего числа приговоров 44% были расстрельными, в 1938 году доля расстрельных приговоров выросла до 59%4.
На свободе в 1939 году оставались лишь четыре правящих архиерея5, причем и на них были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Через концентрационные лагеря, тюрьмы и ссылки в ту пору прошли тысячи пастырей Русской Православной Церкви.
Причисленная официальной пропагандой к «пережиткам прошлого», униженная и ограбленная, Русская Православная Церковь все же оставалась объектом ненависти атеистов, которые в ней продолжали ощущать серьезного конкурента во влиянии на умы и сердца жителей страны. Антирелигиозные идеологи, готовившие программные материалы «безбожных пятилеток», хвастливо обещали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто на территории страны»6.
Но, несмотря на громогласную пропаганду богоборчества, несмотря на репрессии, а также массовое закрытие и разрушение храмов, проводившаяся в 1937 году перепись населения показала, что верующими по-прежнему называло себя большинство жителей Советского Союза: верующими назвали себя 55,3 млн человек или 56,7% в категории лиц 16 лет и старше7.
В годы Великой Отечественной войны гонения на Русскую Православную Церковь были временно ослаблены. В 1943 году с разрешения властей состоялся Поместный Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси Сергия. По всей стране начался процесс постепенного открытия храмов и монастырей. «Союз безбожников» был распущен. Прекратила существование и раскольническая «живая церковь».
Однако период потепления в церковно-государственных отношениях оказался сравнительно недолгим. Во второй половине 1950-х годов в СССР были развернуты новые гонения на Церковь. Резко усилилась и обрела агрессивный характер антирелигиозная пропаганда, создавались условия для максимального вытеснения верующих из жизни советского общества, вновь массово закрывались храмы и монастыри, а над внутренней жизнью Церкви был установлен жесткий контроль со стороны государства.
В жизнь советского общества вернулась систематическая дискриминация православных христиан и неприкрытое силовое давление на Церковь. Милиция и органы государственной безопасности осуществляли систематический контроль за храмами, порой не пропускали туда верующих. Посещение богослужений стало сопряжено с риском не только для карьеры, но и для элементарного жизненного благополучия советского гражданина. Верующим чинили препятствия в получении высшего образования, а лица, таковое ранее получившие, не имели возможности поступить в духовные школы Русской Православной Церкви.
В оборот начали возвращаться полузабытые формулировки Союза безбожников. Так, в 1961 году советский лидер Хрущев лично пообещал показать в 1980 году по телевидению «последнего попа».
Усиление антирелигиозной политики переживалось психологически едва ли не тяжелее, чем гонения довоенных лет. В годы «безбожных пятилеток» миллионы людей подвергались преследованию не только за их веру, но и по другим причинам, например, из-за «классовой принадлежности». Молох сталинской репрессивной машины крушил в ту пору представителей не только духовенства, но и других сословий, а в конце 1930-х начал пожирать и самих старых большевиков. При Хрущеве, напротив, в обществе началась «оттепель», сопровождавшаяся широкой реабилитацией политических заключенных и реальными процессами демократизации жизни общества, а духовенство и верующие оказались чуть ли не единственной категорией советских граждан, отношение к которым со стороны государства ужесточалось, становясь все более и более нетерпимым.
Пересмотреть свое негативное отношение к Церкви советские власти решились лишь к концу 1980-х годов. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, воспринимавшееся властью изначально как узко-церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа.
В это время я был правящим архиереем Смоленской епархии — одной из самых бедных епархий Русской Церкви. В мою епархию входил город Вязьма с населением в 60 тысяч человек, и я обратился к мэру города с просьбой предоставить стадион для проведения празднования. Он спросил: «Зачем вам стадион? Вы не наберете и тысячи верующих». Но когда в праздничной процессии приняло участие 40 тысяч, то есть две трети городского населения, это стало откровением для многих, включая самого мэра: ошеломленный, он подошел ко мне и сказал, что представить себе не мог, насколько религиозен народ, которым он управляет.
За прошедшие с этого времени годы число храмов Русской Православной Церкви увеличилось на 30 тысяч: с 6 тысяч в 1988-м до почти 36 тысяч сегодня8. Количество монастырей в этот период возросло с 21 до 10009, большинство обителей восстановлено из руин, а некоторые построены заново.
В 1988 году у нас было три духовных семинарии и две духовных академии. Сегодня только духовных академий и семинарий у нас 56, не считая других учебных заведений.
Эти данные касаются всего пространства, входящего в каноническую ответственность Русской Церкви. Если же говорить только о Российской Федерации, то помимо духовных учебных заведений, в 40 с лишним высших государственных учебных заведениях России открыты кафедры и отделения теологии, в соответствии с принятым в 2001 году государственным стандартом «теология». Сегодня, согласно статистическим данным, около 75% россиян считают себя православными10, а общее число членов Московского Патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 миллионов человек.
Оглядываясь назад, мы не можем не благодарить Бога за явленное Им великое чудо сохранения Православной Церкви, уцелевшей среди долгих и жестоких гонений, за чудо возвращения множества людей к вере их отцов, дедов и прадедов. Происходящее ныне является именно чудом, поскольку во внешних обстоятельствах существования Русской Православной Церкви в советские годы невозможно усмотреть оснований для столь стремительного возрождения.
Мы верим, что это чудо стало возможно благодаря подвигу великого сонма новомучеников и исповедников Российских, ибо кровь мучеников — семя христианства. Только в свете этой истины становится понятным исторический опыт нашей Церкви за последнюю четверть века.
В то же время, мы должны усвоить уроки прошлого и понять причины катастрофы ΧΧ века, чтобы в условиях наступившей свободы не повторить былых ошибок. Корни гонения на Церковь — в духовном кризисе, охватившем общество ещё в дореволюционный период. Его предпосылками стал целый ряд явлений во внутренней политике Российской Империи, которые ослабили Церковь, лишив ее законного места в жизни общества.
После кончины в 1700 году Патриарха Адриана Русский царь Петр долгое время не давал согласия на избрание нового Патриарха, а в 1721 году вообще упразднил Патриаршество, объявив себя главой Церкви, а функции Патриарха передав коллегиальному органу — Святейшему Правительствующему Синоду, в котором императора представлял светский чиновник в ранге обер-прокурора. Нередко на должность обер-прокурора назначались люди, далекие от веры и благочестия, не склонные прислушиваться к мнению и нуждам Церкви. Этот порядок, ущербный с канонической точки зрения, сохранялся до 1917 года, когда после отречения императора Николая II от престола смысл института обер-прокурора как «ока государева» окончательно себя исчерпал.
В течение двух столетий синодального строя Русская Православная Церковь воспринималась многими лишь как одно из государственных учреждений, как «ведомство православного исповедания», обезличенное и лишенное собственного голоса в оценке политики правящей династии в вопросах, касавшихся духовной жизни.
Важной вехой в истории расцерковления российского общества стал изданный в 1764 г. императрицей Екатериной II указ о секуляризации церковных имуществ, в соответствии с которым колоссальное церковное имущество было присвоено государством. Духовенство вынуждено было довольствоваться скудным жалованием, ставившим его в униженное и презираемое всеми положение «бедного родственника» сильных мира сего, считавших себя вправе широко вмешиваться в вопросы управления Церковью.
Сословная структура Российской Империи превратила духовенство в социально замкнутое сословие, куда очень редко попадали представители дворянства, купечества и мещанства. Жития таких подвижников благочестия как святитель Игнатий (Брянчанинов) — выходец из дворянства, пожелавший посвятить себя служению Церкви, — показывают, с какой стеной непонимания и враждебного психологического давления сталкивался любой человек, пытавшийся нарушить данную систему сословных разграничений.
Все эти факторы способствовали быстрому расцерковлению русского общества, мешали Церкви эффективно противостоять негативным тенденциям в обществе. И хотя известнейшие пастыри Церкви — святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский — били тревогу, указывая на упадок веры, Русская Церковь не имела сил для быстрого самостоятельного преодоления сложившейся ситуации.
Отступление от Божественной истины во все времена становилось печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов. Над русским народом был поставлен чудовищный эксперимент, который показал всему человечеству, что нельзя строить общество без Бога. Но и сегодня многие не вняли этому примеру, не задумались над историческим феноменом русской катастрофы и его проекцией на современность.
Сегодня христианство столкнулось с растущим агрессивным вторжением воинствующего секуляризма во все сферы жизни общества. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность», утрачено христианское понимание взаимосвязи понятий свободы и ответственности. Свобода выбора, которую пропагандирует современная либеральная доктрина, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу, особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Когда свобода становится кумиром, когда она воспринимается в отрыве от понятия ответственности, смертельная опасность нависает над человечеством.
Возлюбленные Собратья! Наши Церкви сейчас переживают время благоприятное (2 Кор. 6:2) и пользуются великой, невиданной прежде свободой внутренней жизни и исповедания отеческой веры. Свобода эта куплена горьким опытом предшествующих поколений и ценой страданий многих тысяч исповедников и новомучеников Православия, пострадавших в годы коммунизма. То время, в котором мы осуществляем свое служение ныне, и те возможности, которые мы имеем, составляют драгоценный талант, данный нам Божественным Пастыреначальником. В использовании этого таланта мы, соработники у Бога (1 Кор. 3:9), дадим отчет перед Ним и перед историей.
Нам нужно бережно хранить и внимательно изучать исторический опыт Святой Церкви, обретенный ею в тяжкие годы испытаний, заботиться о назидании нашей паствы перед лицом новых вызовов, которые несет нам современность и которые готовит нам будущее. Этот созидательный многогранный труд в винограднике Святой Церкви Христовой невозможен без тесного братского общения между всеми нами, без постоянного укрепления связей между нашими Православными Церквами-Сестрами и окормляемыми ими народами.
Молитвенным представительством сонма новомучеников и исповедников веры, пастырей и иерархов, потрудившихся Богу в эпоху гонений, Господь Иисус Христос да пошлет нам благодатную помощь в совместных трудах во имя укрепления единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #402 : 07 Ноября, 2017, 20:06:07 »
«Слово пастыря». Выпуск от 28 октября 2017 года

28 октября 2017 г. 23:16
Очередной выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» вышел в эфир 28 октября 2017 года.

Доброе утро, дорогие телезрители!
В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, связанные со столетием революционных событий в нашей стране. «Ваше Святейшество! В связи со столетними годовщинами революции и всех событий, ее сопровождавших, возникает вопрос о свободе. Что же это такое, где ее границы и где ее мера? И как же так получилось, что как только дали народу свободу, так он и потерял человеческий образ? Это потрясло тогдашнюю интеллигенцию, даже либеральных деятелей, и многие из них вспомнили о Церкви, над которой смеялись и которой пренебрегали. Церковь как-то удерживала народ. А ныне она способна нести такую функцию? Простите за прямоту». Из письма Владимира Рябушкина, Санкт-Петербург.
В прошлый раз, когда я отвечал на вопросы телезрителей, я коснулся темы революции, в том числе в связи с темой свободы. Но, отталкиваясь от Вашего вопроса, хотел бы высказаться подробнее на эту тему, ведь вопрос, конечно, принципиальный. Ради свободы, в первую очередь, и совершалась революция, причем не только у нас. Если взять революции в Западной Европе, то ведь оттуда пришли лозунги равенства, братства, свободы. Именно этими лозунгами вдохновлялись французские революционеры, а потом, через соответствующую пропаганду, эти лозунги перешли и в наш культурный дискурс и укоренились в сознании нашей интеллигенции.
И ведь действительно лозунг очень привлекательный. Спросите любого человека: Вы за свободу? Да. Вы за равенство? Да. Вы за братство? Да. Нет ни одного человека, который скажет «нет». Правда, нашелся один мудрый человек, Николай Александрович Бердяев, выдающийся русский философ, который, правда, уже в послереволюционные годы, размышляя на тему равенства, братства и свободы, сказал о противоречивости этих понятий. По его словам, если есть свобода, то не может быть равенства, ведь свобода — словно луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет — одна посильная, другая послабее, третью вообще не видно. А равенство — как постриженный газон, все равны, но нет никакой свободы …
Если б об этом пораньше задумались наши горе-интеллектуалы! Если бы такого рода сравнение пораньше пришло им в голову! Если бы оно распространилось в массовом сознании, то, может быть, люди повнимательнее отнеслись к этому соблазнительному лозунгу — «свобода, равенство, братство» …
Можно задать много иных критических вопросов относительно этого революционного слогана. Например, — и в Вашем вопросе это звучит, — а каковы критерии этой свободы? Где ее границы? Кто определяет норму этой свободы? Где граница между свободой и произволом? Где граница, переходящая в анархию и преступления? Ведь если схватить хулигана, который разбивает камнем витрину, то и он может сказать: не ограничивайте моей свободы! Этот аргумент научились парировать и отвечать: свобода может быть ограничена законом. Но всегда ли законы справедливы? Всегда ли в основе закона лежит нравственное чувство? А если даже лежит нравственное чувство в основе закона, то кто определяет параметры этого чувства? Где критерий истины? Потому что и нравственные понятия сегодня — да и не только сегодня, посмотрите на всю историю философии! — подвергались переосмыслению.
Так что не уйти нам от темы абсолютной истины, абсолютного критерия истины. Если его нет, то свобода превращается во вседозволенность, законы лишаются нравственной основы, и она сама разрушается. Разве не так происходит в нашей современной жизни? Принимаются законы, которые разрушают основы человеческой нравственности; ссылаясь именно на свободу, парламенты такие законы принимают — это же факт! А когда парламентариям задается вопрос, насколько эти законы соответствуют нравственности, то в ответ мы слышим: о какой нравственности идет речь? И ответы на вопрос, что хорошо, а что плохо, очень и очень разнятся между собой.
То, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Вспомните марксистский принцип: хорошо то, что хорошо для рабочего класса, а что хорошо для буржуазии — на самом деле плохо. Но наверняка у буржуазии был другой подход к той же теме. А в истории были и более страшные интерпретации, например, хорошо то, что хорошо для «Великой Германии», — и мы знаем, к чему это привело. Мир был обрушен в пучину кровавой Второй мировой войны.
Когда человек накладывает свои идеологические представления на такие понятия, как свобода, нравственность, равенство, он попадает в ловушку. Свобода, равенство, братство, нравственное начало становятся легко изменяемыми категориями в зависимости от вкусов или от власти. В результате человек теряет свою свободу, забывает о всяком равенстве и братстве.
Достаточно взглянуть на нынешнее состояние общества, в том числе европейского, где все эти слоганы были провозглашены, и до сих пор на фронтонах французских мэрий эти слова начертаны. Что сейчас происходит, и не только во Франции? Мы видим, во что превращается общество, как разрушаются нравственные принципы, какая страшная катастрофа в связи с нашествием иноплеменников, в связи с появлением беженцев! Какие колоссальные конфликты, какой объем человеческих страданий — и это в XXI веке, спустя столетие после революции! Неужели всего этого недостаточно, чтобы понять: без абсолютной истины, без Божественной нормы бытия не может быть ни равенства, ни братства, ни свободы, а может быть только игра слов и закабаление людей с использованием этих слов? Вы получаете больше свободы с использованием гаджетов, и вдруг узнаете, что использование гаджетов поставляет человека под тотальный контроль, причем даже неизвестно, каких именно сил. В каком-то месте земного шара вся эта информация накапливается — все эти фотографии, беседы, глупые ссоры, любовные объяснения, конфиденциальные переговоры, — но ведь в любой момент это может быть использовано против всех нас! Куда же привела нас свобода без божественной нормы бытия? Я уж не говорю о равенстве, — это вообще смешно. Мир разделен: богатые страны — бедные страны; бедные и богатые в одной и той же стране; нарушение всех норм социальной справедливости, — мы же видим, что происходит в мире!
Другими словами, неизвестно, что еще нужно пережить человечеству, чтобы окончательно развеялись все эти мифы. Не знаю, как с человечеством, но вот наша страна, — она же прошла особый исторический путь, мы на себе вынесли то, что не вынесла ни одна другая страна, ставшая на путь революционного развития! И гражданская война, и последующие войны, и деспотическое правление, и потрясения конца XX века… Только сейчас налаживается жизнь, появляется некая надежда на то, что страна может мирно развиваться. Но, боюсь, если люди не осознают судьбоносной важности того, о чем мы с вами сейчас говорим, то все может повторяться до бесконечности.
И другой вопрос, связанный с тем, о чем мы говорим. Он пришел к нам от Ирины Хохловой из города Малая Вишера Новгородской области: «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, есть ли мистические корни у Февральской революции 1917 года, или это заговор врагов России?»
Ответ такой: заговор врагов России был, — это факт легко доказуемый, мы об этом говорили в нашей предыдущей передаче. Но этот заговор не сыграл бы никакой роли, если бы его опасные ядовитые семена не пали на благодатную почву. А что это за благодатная почва? В течение 200 лет до революции наша почва постепенно приспосабливалась для того, чтобы усвоить эти семена. Мы знаем, как постепенно вытеснялось религиозное сознание, по крайней мере, из круга людей, причислявших себя к интеллигенции. Мы знаем, как этот процесс стали обслуживать некоторые писатели и философы. Дело дошло до того, что уже в конце XIX века и особенно в начале века XX профессор университета стыдился сказать, что он православный христианин. Сила воздействия соответствующих западных философских учений была такой, что люди отказались от своего первородства, а если кто и сохранял связь с Православием, пытался жить по православному закону, то на него смотрели сверху вниз как на человека отсталого, вчерашнего дня. Вот это и есть, как Вы говорите, мистическое измерение революции. Революционная пропаганда упала на подготовленную почву, поэтому ответственность за страшные последствия революционного переворота несут не только профессиональные революционеры, не только заговорщики, не только террористы, но и, в первую очередь, наша интеллигенция, оказавшаяся неспособной защитить себя и свой народ. Дай Бог, чтобы не повторился этот опыт в наши дни. Дай Бог, чтобы наша современная интеллигенция могла осознать свою ответственность за судьбу народа, страны и самой себя.
На этом я заканчиваю нашу передачу, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #403 : 09 Ноября, 2017, 20:49:51 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби»

30 октября 2017 г. 20:13
30 октября 2017 года состоялась церемония открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» на проспекте Академика Сахарова в Москве. В церемонии принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. К участникам мероприятия обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сегодняшнее событие, собравшее нас вместе у этого монумента, побуждает еще раз задуматься о страшной трагедии, произошедшей в России в ХХ веке. Мы знаем, что произошедшие трагические события еще долго будут осмысляться, но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления. Вглядываясь в эти трагедии, мы задаемся вопросом: как такое могло произойти? Почему жители одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию?
В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведет к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий. И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь в стремлении к таковому будущему уже под влиянием новых идеологий станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок: ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь, а потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряженности, а осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
При этом мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений ― это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах.
Памятники нужны для исцеления человека. Приходя сюда, вспоминая трагические события нашей истории, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние. Они должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят им в наследство.
Пусть Всемилостивый Господь поможет всем нам сделать правильные выводы из прошедших ста лет, из трагических событий, которые начались сто лет назад, и поможет нам никогда не повторять ошибок наших предков. Да хранит Бог Землю Русскую от всех врагов видимых и невидимых!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #404 : 09 Ноября, 2017, 20:58:41 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора

1 ноября 2017 г. 11:31
1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!
Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).
За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.
Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.
Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.
Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.
Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.
Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.
Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.
Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.
Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.
Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.
Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.
Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.
Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.
Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.
Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.
Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.
Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.
Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.
Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.
Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.
Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.
Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.
Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.
Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.
Такая    страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.
И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.
Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.
И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).
Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.
Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.
Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.
Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.
В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.
Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.
Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.
Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Александр, защитник людей