Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 535546 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #445 : 11 Марта, 2018, 15:59:30 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре г. Москвы

22 февраля 2018 г. 23:01

22 февраля 2018 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В молитве святаго преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия и даровать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь.

Среди пороков, от которых мы просим нас избавить, два имеют много общего — это праздность и празднословие. По сути, и то, и другое представляют собой пустоту. А вот когда мы просим у Господа дать нам добродетель целомудрия, речь идет о чем-то противоположном. Мы просим наполнить нас таким содержанием, чтобы целостность нашей личности сохранялась на протяжении всей жизни. Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый, целостный и мудрый. Стало быть, это мудрость, которая помогает сохранять целостность, а «целый» в толковых словарях определяется как полный и неповрежденный. Если праздность и пустословие — это пустота, вакуум, то целомудрие — это полнота и неповрежденность.

В массовом сознании целомудрие связывается с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это не всё. Целомудрие — это состояние человека, который хранит в себе силы, данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт. Сила, которая накапливается в человеке, должна сохраняться. Тогда не будет пустоты, тогда будет целостность, то есть внутреннее содержание, представляющее собой прочную крепость, которая сохраняет внутреннюю жизнь человека от всякого повреждения.

Слава Богу, если тот, кто живет в пустоте, осознает, что так нельзя, что нужно остановиться, изменить образ жизни. Но очень часто это бывает трудно, в том числе из-за влияния окружающей нас массовой культуры. Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, неслучайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности.

Целомудрие, несомненно, объемлет всю человеческую жизнь, и неслучайно словами молитвы святого преподобного Ефрема Сирина мы просим даровать нам эту добродетель. Потому что вместе с целомудрием мы обретаем внутреннюю силу, способность самостоятельно определять свой жизненный путь. Целомудрие неотделимо от такого понятия, как подвиг. Подвиг не может совершить человек, не имеющий внутренней целостности — целостности убеждений и нравственных подходов к жизни. Теряя целомудрие, мы становимся очень слабыми, уязвимыми. А если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми.

Сегодня, быть может, как никогда, верующий человек должен отдавать себе отчет в том, насколько важно сохранять целостность своей души, своих мыслей, своих чувств, своего образа жизни. Церковь несет Божественное послание о красоте и святости целомудренного образа жизни. Если бы это послание поддерживалось современной культурой, то, несомненно, оно находило бы отклик в сердцах очень многих. Но сегодня Церковь практически в одиночестве говорит о том, что перестало, к сожалению, быть главным для многих, — о необходимости хранить себя в целостности и неповрежденности, дабы иметь силу идти тем путем, который ведет нас к свету, Божественной правде и спасению.

Молитвами преподобного Ефрема Сирина Господь да поможет нам сохранить и преумножить в себе святую добродетель целомудрия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5151355.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #446 : 11 Марта, 2018, 16:01:35 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры

23 февраля 2018 г. 23:28

23 февраля 2018 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Живоначальной Троицы московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим оградить нас от пороков и ниспослать нам дары Духа Святого: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется со мудростью, — точно так же, как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели.

Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.

Смирение воспринимается сознанием современного человека невоцерковленного, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературы, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.

Некоторым кажется, что смиренный всегда проигрывает столкновение с другими, а без конфликтов не бывает человеческой жизни. И спрашивают: как же смиренный может отстоять то, что ему дорого, то, что ему принадлежит? Как смиренный может защитить своих ближних? Как смиренный может Родину защитить? Это ложное понимание смирения. Смирение пред Богом не означает человеческой слабости. Более того, если мы вручаем свою жизнь Богу, если мы себя видим ходящими пред очами Божиими, то Господь с нами и, снисходя к нашему смирению, дает нам великую силу. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5).

В смирении действительно открывается сила человеческого духа, высота полета этого духа. Смиренный словно парит над суетой жизни, он не вовлекается в повседневные конфликты, не подставляет себя под удары, — он со смирением и с мудростью — вспомним о смиренномудрии! — воспринимает все то, что обращено к нему, — и похвалы, и порицания, и добро, и зло, и мир, и конфликты. В сердце смиренного человека все это уравновешивается, потому что он живет по воле Божией. Вот почему смирение, смиренномудрие есть добродетель и великая сила, помогающая людям в их конкретных жизненных обстоятельствах.

И да поможет нам Господь стяжать сие смиренномудрие, дабы обрести силу жить по Его закону, в соответствии с Его Божественной волей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5152142.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #447 : 11 Марта, 2018, 16:02:19 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле

24 февраля 2018 г. 23:32

24 февраля 2018 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первой седмицы Великого поста многие православные христиане ежедневно посещали храм. Наиболее ревностные и свободные от иных забот приходили и утром, и вечером, погружаясь в дивную атмосферу великопостных богослужений, которые оказывают очень сильное влияние на наше духовное состояние. Те, кто через это поприще проходит, отмечают, что в начале пути очень трудно — четыре часа утром, два часа вечером, — но к завершению первой седмицы, несмотря на естественную усталость, свидетельствуют о совершенно замечательном духовном опыте. Каждый день обогащает нас мыслями, каждый день укрепляет нас в молитве, каждый день приближает нас ко Христу.

Для размышлений нам предлагается чтение псалмов, молитв, среди которых особое место занимает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Она многократно читается во время богослужений, и в течение этой недели я вместе с молящимися размышлял на темы этой молитвы. Мы говорили о духе праздности, уныния, любоначалия, празднословия; дух целомудрия, смиренномудрия также подвергался нашему осмыслению. А сегодня я хотел бы поделиться с вами своими мыслями в отношении того, что есть терпение.

Третье прошение второй части молитвы святого Ефрема — как раз просьба дать нам дух терпения. Без терпения не может быть упования, говорит святой Иоанн Златоуст, а упование — это надежда на спасение. Нет терпения — нет никакой надежды на спасение. И ведь святитель Иоанн Златоуст учит так не только от мудрости своей — он говорит от духовного опыта, а духовный опыт пастыря, тем более архипастыря, складывается через сложение духовных опытов множества тех, кто обращается к нему, кто исповедует свои грехи, кто пишет письма, кто поверяет сокровенное. И Иоанн Златоуст, духовный вождь древнего Константинополя, обладавший непререкаемым духовным авторитетом, говорил прежде всего с теми, кто к нему обращал свои вопрошания.

Слова о том, что без терпения не может быть никакого упования, никакой надежды, заставляют и нас задуматься о том, что такое терпение. Наверняка каждому приходилось встречаться в жизни с терпеливым человеком, который может усилием воли выдержать физическую боль. Особенно часто врачи сталкиваются как с теми, кто начинает кричать еще до того, как их коснулись шприцем, так и с теми, кто готов невероятную физическую боль подавлять своей волей. Многие управляют эмоциями именно силой воли. Человек вступает в конфликт, чувствуя, что его провоцируют на неадекватную реакцию, и уже очень хотел бы ответить обидчику как следует, но силой воли сдерживается, терпит, понимая, что эта реакция будет истолкована неправильно или послужит ему во вред.

Такого рода терпение, которое поддерживается силой воли, не имеет никакого отношения к христианской добродетели терпения. Это разные явления. Нельзя сказать, что терпение, порождаемое силой воли, плохо — очень даже хорошо! Но в данном случае речь идет не о воспитании воли, а о добродетели, без которой нет надежды на спасение. Совершенно очевидно, что такой добродетелью не может быть волевое усилие в ответ на некий вызов, обращаемый к человеку, — это было бы слишком плоско, слишком примитивно.

Мысль святителя Иоанна Златоуста куда глубже. Если он связывает само спасение с терпением, значит, терпение есть нечто совершенно другое. Что же тогда терпение? Стиснутые зубы и скулы? Сжатые кулаки? Напряженные мышцы? Вовсе нет! Терпение — это состояние духа, и это состояние никак не связано с волевыми усилиями в ответ на зло, о которых мы только что сказали. Человек терпелив, если в его сердце мир, радость, свет.

Мы выходим из храма Божиего, особенно после причастия Святых Христовых Таин, — в нашей душе радость и мир. И если вдруг происходит нечто, что вызвало бы в обычной ситуации негативные эмоции, то теперь все уходит и растворяется в какой-то дивной духовной глубине. Вот это и есть христианское терпение. Христианское терпение — это стяжание Духа Святого, это жизнь духовная, когда негативным реакциям, гневу, раздражительности, злобе просто нет места в человеческом сердце.

Реакция на внешние раздражители бывает разной — и гнев, и раздражительность, и стремление как можно жестче ответить обидчику, как можно больнее его ударить. А что происходит в этот момент в нашем сердце? Оно спокойно? Нет. Оно приведено в состояние невероятного возбуждения. Вот простой пример. Приходит человек на работу в очень хорошем, спокойном состоянии духа, и кто-то это состояние разрушает. Чаще всего мы реагируем так, как это программирует наш обидчик. Он точно знает, что мы раздражимся, что мы будем гневаться, что мы начнем строить некую стратегию борьбы с ним, хотя до того ничего подобного у нас и в мыслях не было. И если мы на раздражение отвечаем гневом, злыми мыслями, значит, обидчик нас победил. Он вторгся в наш духовный мир и его разрушил. Свою злобу, свои злые мысли он ввел в наше сознание, в нашу душу, заставил нас думать об ответных действиях. Он нарушил наш покой. И кто победитель? Он! Даже если мы ничего в ответ не сделали, он уже победил, — смутив нас, лишив нас внутреннего мира.

Но если мы живем Божественной благодатью, подобно тому, как живем ею после причащения Святых Христовых Таин, то никакая враждебная сила не может нарушить наш внутренний мир. Вот это и есть терпение без стиснутых скул и без сжатых кулаков, с открытым сердцем и с открытым взглядом. Это и есть великая сила, способная сокрушать зло. Именно о таком терпении мы и просим Господа словами молитвы святого Ефрема Сирина, и Господь да поможет нам стяжать эту величайшую добродетель, с тем чтобы иметь не только упование, но и само спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5152153.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #448 : 11 Марта, 2018, 16:03:10 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

25 февраля 2018 г. 20:41

25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с праздником Торжества Православия, который был установлен в далеком IX веке, через пять десятилетий после VII Вселенского Собора, утвердившего Православие.

Почему же потребовалось так много времени, чтобы окончательно засвидетельствовать истину иконопочитания? Потому что византийские императоры и другие сильные мира сего пытались использовать церковное разномыслие для достижения своих политических целей. Если одни императоры оставались верны Православию, то другие были готовы изменить строй церковной жизни и даже само православное вероучение. Вот почему VII Вселенский Собор, утвердивший Православие, не смог окончательно победить иконоборчество, и эта борьба продолжалась более 50 лет. Наконец, при благочестивой императрице Феодоре состоялось окончательное утверждение иконопочитания, и в феврале 843 года, в первое воскресенье Великого поста, были впервые произнесены анафемы на еретиков и прославлен подвиг защитников Православия. С далекого 843 года, с того празднования, что состоялось в Константинополе, Церковь Православная ежегодно творит сей великолепный чин, вспоминая молитвенно всех тех, кто пострадал за веру, кто был защитником Православия на протяжении многих столетий.

В этот день мы особенно вспоминаем наших новомучеников и исповедников, жертва которых превзошла все иные страдания, принятые христианами за всю историю. Никогда защита веры не сопровождалась такими страшными и кровавыми гонениями, какие претерпел наш народ. И поэтому сегодня, в день Торжества Православия, вспоминая древних защитников православной веры, мы особенно молились и вспоминали тех наших отцов и дедов, кто жизнь свою положил, защищая веру Христову, защищая Церковь. Мы вспоминали наших выдающихся первоиерархов, наших архиереев, священников и мирян, которые не побоялись ни страданий, ни мученической смерти, но сохранили для нас, для следующих поколений, бесценное сокровище Православия. Трудно сказать, что было бы со вселенским Православием, если бы в России оно было уничтожено, но по милости Божией этого не произошло.

Воздавая молитвенное памятование всем, кто с первых веков христианства и до сегодняшнего дня защищал и защищает веру православную, утверждая ее в народе, мы обращаемся к Господу с особой молитвой, чтобы Он приклонил милость Свою над Церковью Вселенской Православной, над нашей Русской Православной Церковью, над нашим народом, чтобы Он помог и нам пройти через непростые испытания, которым подвергается вера современного человека, чтобы и нынешнее поколение вошло в историю как поколение сохранивших веру и передавших ее следующим поколениям. Верим, что так и будет, что вера Христова сохранится до скончания веков и что верные сохранят мужество и непреклонную волю утверждать Православие, которое есть подлинный свет миру и спасение человеком. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5152454.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6499
  • Репутация: +4193/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #449 : 11 Марта, 2018, 16:04:59 »
Святейший Патриарх Кирилл: Православие остается важнейшим фактором сохранения национальной идентичности

27 февраля 2018 г. 09:00

25 февраля 2018 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

После богослужения состоялся торжественный прием, в ходе которого Предстоятель Русской Церкви поделился своими мыслями о роли Православия в судьбах России и других стран восточнохристианской традиции.

«Православие во многом сформировало нашу национальную идентичность, — заявил Святейший Патриарх Кирилл. — А в наше время правильное понимание идентичности сохраняет страны и народы от того, чтобы раствориться в глобализационном котле и утратить всякую основу национальной жизни».

«Для нас, православных людей, в основе идентичности — наша вера, которая помогла сформировать наши народы, которая мобилизовала их на отражение агрессии иноземных захватчиков, которая вдохновляла наших предков в самых тяжелых обстоятельствах, — убежден Предстоятель. — Культура, при всей ее силе, более уязвима со стороны внешних влияний».

«Сегодня на Православии лежит огромная ответственность, — продолжил Святейший Владыка. — Когда система нравственных ценностей пересматривается в наиболее сильных государствах, которые навязывают свою волю странам не столь могущественным, возникает вопрос: а что же Церковь? Способна ли она сказать «нет» сильным мира сего? Способна ли бороться за духовную подлинность, которую передавала из поколения в поколение, или, идя по пути политкорректности, толерантности, Церковь утратит возможность свидетельствовать миру о подлинных христианских ценностях?»

«Сегодня мы видим, как национальные культуры либо растворяются, либо теряют свои позиции перед лицом глобальной массовой культуры, — с сожалением констатировал Предстоятель. — Но духовность людей, их вера являются тем стержнем, который сохраняет национальную идентичность».

«Главный конфликт, который сегодня происходит в мире, — это конфликт между глобализацией и идентичностью. Но как далеко мы можем зайти, защищая нашу идентичность перед лицом глобализации? Что в глобализации полезно, а что губительно? На эти вопросы и должна мудро отвечать Церковь, помогая народу не уходить в искусственную изоляцию, но активно действовать на международной арене, защищая свою национальную духовную и культурную идентичность», — пояснил Святейший Владыка.

«Национальная идентичность народов подвергается сегодня сильной деформации. Поэтому день Торжества Православия — это не только дань прошлому. Это очень актуальный праздник, это в хорошем смысле слова вызов всем нам», — подчеркнул Патриарх.

«Православие имеет жизненно важное значение для России и многих других стран — при всем уважении к иным религиям и конфессиям. Как в далеком IX веке наши предшественники сберегли Православие, так и в нынешних невероятно сложных условиях глобализации, культурного взаимопроникновения Православие может и должно сохраниться не только как вера, но как духовная основа жизни многих народов», — подытожил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5153817.html
Александр, защитник людей