Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533099 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6498
  • Репутация: +4179/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #450 : 11 Марта, 2018, 16:07:46 »
Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе Софии

4 марта 2018 г. 15:43

4 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии.
..........
В качестве памятного дара Святейший Патриарх Неофит преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви крест и комплект панагий.

Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

  • «Ваше Святейшество, досточтимые Собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
  • Я сердечно благодарен Вам, Ваше Святейшество, за возможность совместной молитвы здесь, в этом историческом соборе, и за произнесенные сейчас в мой адрес теплые слова. Вижу особое благословение Божие в том, чтобы разделить сегодня эту молитву здесь с архипастырями, духовенством и верующими Болгарской Православной Церкви в радостные для всех нас дни, когда празднуется пятилетие Вашего Патриаршего служения и 140-я годовщина освобождения Болгарии от иноземного ига.
  • В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного (Мк. 2:1-12).
  • В христианском понимании чудо не доказывает Истину. Господь совершал чудеса не для того, чтобы кого-то удивить или что-то доказать. Все чудеса, описанные евангелистами, совершались там, где в них была необходимость, и большая часть из них ― это исцеления больных.
  • Мы помним, как Спаситель, будучи в Назарете, не мог совершить там чудес по неверию местных жителей (Мф. 13:58; Мк. 6:5-6). Тем же, кого исцелял, Он говорил: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10:52; Лк. 17:19). Чудо может укрепить веру, но чудо не может служить непременным требованием для веры во Христа.
  • Есть чудеса человеческие, рукотворные и, казалось бы, не нуждающиеся ни в вере, ни в помощи Божией. В наше время принято использовать выражение "чудо" для обозначения различных выдающихся достижений человечества: "научное чудо", "экономическое чудо" и так далее. Но христианин знает, что без помощи Божией любое, даже самое невероятное человеческое усилие тщетно. Первым таким "чудом", упомянутым в Библии, была Вавилонская башня ― и мы помним, как бесславно закончился этот проект: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии" (Пс. 126:1).
  • Подлинное чудо Божие порой происходит именно тогда, когда уже все человеческие силы исчерпаны ― в ответ на последнее усилие человеческой воли. Оно является там, где оно действительно необходимо для жизни человека, для его спасения. Оно требует встречного действия от человека, его убежденной молитвы и устремленности к Богу, готовности предать себя на волю Божию.
  • В память о завершении войны, которая 140 лет назад принесла освобождение болгарскому народу, на российских медалях был выбит стих из псалма: "Не нам, не нам, а имени Твоему" (Пс. 113:9). Это смиренное признание воли Божией, признание Божественного чуда, свершившегося в событиях войны, и помощи Божией, восполнившей немощь человеческих сил.
  • Историки говорят о том, что ни Россия, ни болгарский народ не были готовы к этой войне. Болгария была обескровлена жестоко подавленным в ней восстанием, Россия еще не восстановилась после неудачного конфликта с европейскими державами в предшествующие годы. Война грозила лечь тяжелым бременем на все население России, обострить ее отношения с Европой. Но страдания единоверного народа потрясли тогда наш народ, Россию, и она выступила на защиту болгар, презрев собственное благополучие и возможную политическую выгоду от невмешательства в этот конфликт.
  • Священная земля Болгарии обагрена кровью многих тысяч болгарских ополченцев. Здесь пролили кровь во имя свободы своих единоверцев тысячи, десятки тысяч русских солдат, павших под Плевной, Пловдивом, при Шейново и на Шипке 140 лет назад, когда наши народы плечом к плечу сражались за независимость, за спасение Болгарии.
  • Эта победа имела духовный смысл торжества над земным злом и несправедливостью. Она была дана по вере наших народов: в вознаграждение за беззаветное мужество русских солдат и в ответ на молитвы и страдания бесчисленных болгарских новомучеников, святых ходатаев о своем Отечестве. И этот дивный храм в память святого князя Александра Невского, созданный общими усилиями наших предков ― нынешний зримый символ того, что их труды и подвиги в тяжелое для Болгарии время не остались бесплодными и принесли плод Христовой веры потомкам.
  • Сердечно поздравляю Ваше Святейшество с пятилетием интронизации и молитвенно желаю, чтобы Господь подавал Вам крепкое здравие и Свою всесильную помощь в Вашем высоком служении. Да благословит Господь Святую Болгарскую Церковь и да не оставит ее народ своими милостями!»

В память о посещении Болгарии Предстоятель Русской Церкви подарил Святейшему Патриарху Неофиту и всей Болгарской Церкви образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

«"Одигитрия" — Путеводительница, и мы верим, что под покровом Царицы Небесной, пока живет вера православная в сердцах наших народов, осуществляется и их исторический путь, ― свидетельствовал Патриарх Кирилл. ― Пусть Ее предстательство пред Сыном Своим и Богом нашим укрепляет в нас веру и братскую любовь между нашими единокровными и единоверными народами».

***

Патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви ― один из крупнейших на Балканах. Храм построен в 1912 году в память о русских воинах, павших при освобождении Болгарии. Собор вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Фрески и резьба выполнены русскими и болгарскими художниками. Центральный алтарь посвящен св. блгв. князю Александру Невскому, южный ― св. царю Борису, Крестителю Болгарии, северный ― святым Кириллу и Мефодию.

Идея создания храма-памятника в честь небесного покровителя российского императора Александра II возникла в 1879 году в знак благодарности русскому народу, освободившему в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. болгарский народ от пятивекового турецкого ига. Строительство храма началось в 1904 году и завершилось в 1912 году под руководством русского архитектора А.Н. Померанцева. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма ― 17 русских художников, в том числе В.М. Васнецов, П.Е. Мясоедов, А.М. Корин, А.А. Киселев, Н.А. Бруни, В.Д. Болотнов.

После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центрально-европейских держав Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора ― в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1919 году по просьбе Священного Синода Собрание возвратило собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года состоялось великое освящение храма.

С 1964 года в крипте Александро-Невского собора действует Музей икон, в котором выставлено более 300 икон и фресок со всех концов Болгарии периода ΙΧ-ΧΙΧ вв.

3 октября 2014 года был торжественно подписан договор о передаче Болгарской Православной Церкви права собственности на здание Патриаршего Александро-Невского собора в Софии. Церемония передачи акта права собственности на здание собора состоялась 8 октября 2014 года. Заслуга в этом главы технического кабинета министров Георги Близнашки была отмечена орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Александро-Невский Патриарший кафедральный собор нуждается в масштабном капитальном ремонте, средства на осуществление которого обещает выделить государство.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5156395.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6498
  • Репутация: +4179/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #451 : 05 Апреля, 2018, 02:27:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Покровском монастыре в день 20-летия обретения честных мощей святой блаженной Матроны Московской

8 марта 2018 г. 15:26

8 марта 2018 года, в день 20-летия обретения честных мощей святой блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие сестры, отцы, братья!

Я хотел бы всех поздравить с замечательным днем, связанным с перенесением мощей святой праведной Матроны Московской с Даниловского кладбища сюда, в эту святую обитель. В этом году исполняется двадцать лет этому судьбоносному событию и пять лет с того времени, когда Священный Синод Русской Православной Церкви летом 2013 года принял решение учредить особый праздник в честь перенесения мощей святой праведной Матроны Московской в Покровский ставропигиальный монастырь.

Всякий раз, когда читаешь о жизни святой праведной Матроны, когда слышишь устные повествования, когда соприкасаешься лицом к лицу с удивительной верой нашего народа в ее цельбоносную помощь, невольно задаешься вопросом, как же получилось, что простая женщина, инвалид, очень ограниченная в своем общении с миром, стяжала такую огромную духовную силу, что уже при жизни к ней обращались многие и многие за советом, за помощью, за молитвой. Множество людей приходило и к могиле на Даниловском кладбище, а после перенесения мощей и прославления святой старицы Матроны Московской ее имя стало особо почитаться во всей Русской Церкви и даже во всем православном мире. Чтобы понять, почему же Господь дал такую благодать Матроне, нужно подумать о том, что совершил Сам Господь Иисус Христос. Он искупил наши грехи, Он стал нашим Спасителем, но для этого Ему Самому нужно было пройти через тяжелейшие страдания, через поругание, через страшную крестную казнь.

И здесь возникает вопрос, который задавали многие мыслители и писатели, тот самый, что находился в центре внимания нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского: что такое человеческое страдание? Мы обычно воспринимаем страдание как некий кошмар, как нечто, чего следует избежать или что нужно немедленно забыть. Соприкасаясь с тяжелыми обстоятельствами жизни, мы порой даже Бога гневим своим ропотом. Но ведь верующий человек, который проходит через страдания, не теряя веры в Бога, действительно становится другим. Если бы в нашей жизни не было череды скорбей, то, наверное, и спасения души бы не было, потому что скорби отрезвляют ум, закаляют волю, укрепляют веру. И если человек воспринимает скорби так, как подобает христианину, то скорбь всегда бывает во спасение.

Матронушка родилась в скорби. У нее не было человеческих радостей. Она не видела лики людей, она не видела голубого неба, она не видела окружающего мира. Невозможно представить, в каком мире, для нас непостижимом, исполненном скорби, она жила, но в ее душе происходило нечто великое, что уже при жизни сделало ее близкой Богу, святой, молитвы которой стали помогать другим людям. Не было бы этих страданий — не было бы Матронушки. Может быть, она бы не была, как ее братья, атеисткой, безбожницей, может быть, она бы сохранила веру, но святой праведной Матроны Московской бы не было. Ведь для того чтобы воссияла такая звезда, нужно было пройти через особую скорбь и особый опыт жизни, который открыл перед ней, никогда не видевшей окружающий мир, видение мира иного. Про таких людей говорят: «Они не верят — они знают». Матрона действительно знала, действительно видела тот мир своими невидящими глазами, и можно себе представить, какой же силы была ее молитва, ведь она обладала не верой, а знанием — знанием Божественного присутствия в человеческой жизни.

Жизнь святой праведной Матроны Московской должна нас многому научить. Мы должны научиться правильно воспринимать скорби. Скорбь не должна нас разрушать, не должна надрывать наши силы, — она должна лишь укреплять нашу веру и обострять наше религиозное чувство. Так и происходит, ведь очень многие, кто стоит сегодня в храме и за его пределами, вряд ли стали бы глубоко верующими, если бы не их собственные скорби, которые им помогла разрешить и преодолеть святая страдалица праведная Матрона Московская.

Пусть же всякий раз, когда Господь проводит нас через трудности, мы будем вспоминать Матрону Московскую, старицу праведную, и дай Бог, чтобы ее пример помогал нам обратить скорбь в духовную силу и внутреннюю радость — радость соприкосновения с горним, высшим миром. Ее молитвами да хранит Господь землю Русскую и всех, кто с верой, надеждой и любовью обращается к ее святому имени. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5158671.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6498
  • Репутация: +4179/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #452 : 05 Апреля, 2018, 02:29:10 »
Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве

11 марта 2018 г. 20:41

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья и Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали отрывок из Послания к Евреям (4:14-5:6) — очень значительный текст, помогающий многое понять о подвиге, который Господь Иисус Христос совершил ради рода человеческого. Только что вы послушали проповедника, который толковал слова «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Правильно толковал, но у этого текста не единственный смысл, потому что речь идет не только о немощах, проистекающих от слабости человеческой природы или от внешних искушений. Этот текст о чем-то куда более значительном. Он свидетельствует о том, что Христос есть Первосвященник, Который прошел через бездну человеческих страданий, ибо Его искушения — это страдание, страдание в высочайшей степени.

Очень часто люди нерелигиозные объясняют свое неверие в Бога наличием страданий в мире, в человеческом истории, ссылаясь на войны, разного рода катаклизмы, цунами, землетрясения — на что только при этом ни ссылаются! Вывод простой: если бы Бог, Творец всего, действительно существовал, неужели бы Он допустил такое? Так вот, всем, кто до сих пор, по ведению или неведению, приводит этот ложный аргумент, нужно прочитать сегодняшний отрывок из Послания апостола Павла к Евреям. Если Бог, в Воплощенном Сыне Своем, изволил пройти через бездну человеческого страдания, что это означает? То, что Бога нет, как плоско и нелогично утверждают те, кто апеллирует к присутствию страданий в человеческой жизни? Или то, что Бог — злой? Но Он же Сам явил солидарность со всеми, кто страдает, — через реальное участие в страшных страданиях.

Сегодняшний текст действительно открывает тайну Божественного замысла о мире и человеке. Бог создал человека, Он запустил механизм человеческой истории, но Он предоставляет свободу человеку и не ограничивает действие физических законов до тех пор, пока мы Его об этом не просим. В каком-то очень высоком, почти философском смысле молитва есть просьба к Богу ограничить нашу свободу. И мы обращаемся к Господу не в гордыне, но, сознавая свою слабость, со смирением просим Его: «Господи, помоги! Мы не можем сами справиться с жизненными ситуациями! Господи, огради нас от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани, от внезапной смерти, от землетрясений и цунами! Войди в наш мир, ограничь его законы и нашу свободу!» И ведь Господь откликается на такую молитву и спасает, как мы знаем, и в войнах, и в землетрясениях, и в цунами.

Первосвященник, Господь Иисус Христос, не может не сострадать нам, потому что Сам прошел через бездну человеческого страдания. И сегодняшний день, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа и Спасителя, напоминает нам об участии Богочеловека в этой бездне человеческого страдания, человеческого беспорядка и человеческого горя. И Крест — это не только символ победы Христа. Крест есть символ присутствия Божия в человеческом горе и в человеческом страдании. Когда нам становится тяжко, когда мы плачем, когда теряем надежду, когда ропот на Бога подступает к нашему уму и сердцу, давайте вспомним Крест Христов и все то, что апостол Павел говорил о Христе как о Первосвященнике, Который не может не сострадать, потому что и Сам прошел через бездну страданий.

 Господь пришел для того, чтобы открыть нам смысл жизни, а понять смысл жизни, не понимая смысл человеческой скорби, невозможно. Да поможет нам Господь, через поклонение Святому Кресту, через слышание Его слова, уразуметь великую истину о силе Божественной любви и Божественной мудрости, которая, касаясь нашего разума и нашего сердца, дает нам великую силу пройти по жизненному пути, преодолевая страдания и не сокрушаясь от скорби, памятуя о том, что перед нами по более страшному жизненному пути прошел наш Первосвященник Господь Иисус Христос, снисходящий к нашим немощам. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5160054.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6498
  • Репутация: +4179/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #453 : 05 Апреля, 2018, 02:30:17 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу четвертой седмицы Великого поста после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

17 марта 2018 г. 23:52

17 марта 2018 года, в субботу четвертой седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного великого князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память преподобного и благоверного князя Даниила Московского, сына Александра Невского, — князя, который соединил свою жизнь с градом Москвой и предпринял первые шаги к возвышению сего града.

Из жития князя Даниила, из летописей мы знаем, что он очень отличался от всех прочих русских князей. Ему довелось жить в XIII веке, одном из тяжелейших в истории нашего народа. Именно в этом веке был разрушен Киев, «мать городов русских», столица великого Русского княжества. Никаких укреплений вокруг Киева не осталось, любой мог ворваться в его пределы и чинить зло, и этот город по сути перестал быть центром русского государства, хотя великие князья, вынужденные переехать на северо-восток Руси, по-прежнему сохраняли титул Киевских. Притесняемые с востока Ордой, которая поощряла внутренние столкновения и феодальные распри, русские князья пребывали в состоянии междоусобной вражды, разрывавшей единство Руси. Каждый, кто участвовал в этой борьбе, считал, что чем сильнее он досадит врагу, тем больших благ он для себя добьется — захватит земли, присоединит их к своему княжеству, станет более могущественным. Но в этом огнедышащем котле человеческих противоречий, взаимной неприязни и подозрений, открытой междоусобной вражды образ князя Даниила Московского представляется чем-то совершенно особенным, почти чудом.

Святой князь Даниил не желал участвовать в междоусобной брани. Даже когда князь Рязанский Константин Романович, пригласив к себе татар, замыслил выступить против князя Даниила, тот по милости Божией разгромил рязанское войско и вместе с ним союзных ему татар. Но князь Даниил не разграбил града Рязани. Он не сделал ничего, что запятнало бы его как участника междоусобной брани, кровавого правителя. Он не получил никакой материальной выгоды от того, что остановил агрессию князя Рязанского. Он не преступил нравственный закон, не обогатился за счет брата своего, не разграбил его земли, не принес страдания рязанскому народу. В определенном смысле победа Даниила, князя-миротворца, стала первой победой над татарами, пусть в составе рязанского войска. А затем произошло еще одно очень значимое событие в нашей истории — князь Переславль-Залесский Иоанн Дмитриевич скончался, не имея наследников, и завещал Переславль-Залесский князю Даниилу. Тогда Переславль-Залесское княжество было намного более значительным, чем Московское, и, казалось бы, князю Даниилу следовало перебраться из Москвы в Переславль-Залесский, но он этого не сделал. Князь Даниил остался в Москве, и мирное, без всякой брани, присоединение Переславль-Залесского княжества оказалось первым в череде многих событий, приведших к объединению русских княжеств вокруг Москвы. И мы знаем, что этот сложный процесс завершился при великом князе Иване III, великом государе, как назвал его наш народ.

Вот такие два эпохальных события произошли в жизни преподобного и благоверного князя Даниила. Он не был грозным полководцем, он умел смиряться и умел любить. Когда мы говорим о любви как высшей христианской добродетели, многие не могут понять, как можно любить чужих людей, как вообще можно любить кого-то, кроме родных и близких, да и тех не всегда. Но в Евангелии от Иоанна мы находим слова, которые помогут нам понять, как научиться любить: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). Не надо напрягать психику, нервную систему, не надо заставлять себя кого-то любить, — каждый из нас знает, что такое искусственное напряжение внутренних сил к любви не приведет. Ведь любовь приходит неожиданно, когда мы чувствуем в сердце особенное отношение к другому человеку, осознавая, что он тебе особенно близок. Это внутреннее состояние невозможно создать ни молитвами, ни постом, ни напряжением внутренних сил или некими духовными практиками, как в некоторых христианских конфессиях. Искусственно высечь пламя любви невозможно, но Господь говорит нам: «Поступайте проще. Просто исполняйте Мои заповеди, и любовь придет к вам, так что вы пребудете в Моей любви».

Слова апостола и евангелиста Иоанна относятся и к преподобному и благоверному князю Даниилу. Ведь князь занимался государственными делами, у него было много хлопот и по устройству жизни города Москвы, и по обеспечению безопасности Отечества. Но он исполнял Божественные заповеди, и любовь Божия возгорелась в его сердце. Именно поэтому он не поднимал руку и не выступал против тех, кто становился его врагом, но препобеждал конфликты любовью.

Удивительная заповедь Христова была исполнена в жизни святого благоверного и преподобного князя Даниила, но и сегодня мы можем жить по Божиему закону, по Его заповедям, что не только приведет нас в Царствие Божие, но уже здесь, в этой земной жизни, поможет стяжать любовь, а значит, приобрести великую силу. Великий пример благодатного и многоплодного устроения такой жизни являет нам благоверный и преподобный князь Даниил, чье имя мы сегодня молитвенно вспоминаем в его святой обители. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5163909.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6498
  • Репутация: +4179/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #454 : 05 Апреля, 2018, 02:31:22 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы

18 марта 2018 г. 23:06

18 марта 2018 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в воскресенье, посвященное памяти святого преподобного Иоанна Лествичника, мы слышали замечательные слова из послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:8-19). Он говорит, что сыны света должны поступать по Духу Божественному, а Дух научает нас благости, праведности и истине.

Казалось бы, такие простые слова, совершенно очевидные понятия — благость, праведность, истина; какие после того могут оставаться вопросы? Благость — это синоним добра. Дух учит нас благости и требует от нас поступать по благости. Апостол Павел напоминает нам об этом, в полном соответствии реалиям его времени, когда ни для кого не мог возникнуть вопрос «А что такое благость? А что такое добро?» Это были языческие времена, но у апостола не было сомнений, что все, кто его слышат, понимают, о чем речь. То же самое касается и праведности, которой Дух учит нас. Праведность — это осуществление добра в жизни. Если человек не только соглашается с добром, но и осуществляет это добро в жизни, то он обретает праведность в очах Божиих. Праведность — это правильный образ жизни, правильное поведение. Опять-таки, апостол не расшифровывает это понятие — он говорит об истинах совершенно очевидных для тех, кто его слушал. Многие из них были начинающими христианами, некоторые оставались язычниками, но и тогдашним язычникам не требовалось разъяснять, что значит праведность. Наконец, истина, — и опять всем всё было понятно.

Но мы живем во времена, когда враг рода человеческого внушил людям, что единственно правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. Может быть, величайшей проблемой современности является то, что готовность людей совершенно противоположным образом интерпретировать понятия, которые еще вчера являлись общими для всех, поощряется современной культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, современной политикой, социальной мыслью.

Конечно, вы все слышали о таком понятии, как постмодернизм. Конечно, это условное определение нашей эпохи, но его смысл заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая идея может быть провозглашена истиной, даже если она входит в противоречие с тем, к чему привыкли люди, что они знают, на чем основывалась жизнь их отцов, дедов, предшествовавших поколений. Все это перестает быть основанием для того, чтобы нечто провозглашалось истиной. Истины нет, а значит, нет и праведности, нет и благости. И рассуждают современные люди примерно так: «Для тебя это добро, а для меня — зло. Для тебя это праведность, а для меня — безобразие. Для тебя это истина, а для меня — заблуждение».

В атмосфере всеобщей относительности ценностей человек становится беззащитным. Сталкиваясь с напористым, хорошо организованным навязыванием чудовищных искажений того, что еще вчера казалось истиной, люди пасуют и говорят: «Может, это правильно? Может, так оно и есть?»

Что означает утрата человечеством ясного понимания того, что есть благость, что есть праведность, что есть истина — можно и далее продолжать перечисление важнейших ценностей, определяющих саму сущность человеческого бытия? В чем опасность? А в том, что человек становится легкоуправляемым, — и это во времена, когда свобода провозглашается высшей ценностью! Свобода в условиях относительности всех иных ценностей превращает человека в легко манипулируемое существо. Он начинает думать, как думает большинство, а мысли так называемого большинства очень легко сформировать. Он начинает думать так, как полагается в том или ином обществе, он слово боится сказать поперек, чтобы его не осудили, чтобы не назвали ретроградом, чтобы не отлучили от общения. И мы знаем, как в глобальном масштабе, в масштабе всей планеты происходит чудовищная манипуляция понятиями, а значит, и человеческими судьбами.

А что же Церковь? А Церковь — это одна из сил, которые в первую очередь подвергаются давлению со стороны тех, кто хотел бы навязать относительность ценностей всем живущим на планете Земля. Совершенно не случайно, что все революционные преобразования начинались с гонений на Церковь. Конечно, никто открыто не заявлял о тех идеях, о которых я сейчас говорю, — наоборот, они тщательно скрывались. А Церковь называли прислужницей власти, частью системы эксплуатации и порабощения людей. Чтобы возбудить отрицательное отношение, всякий раз говорили о несметных богатствах Церкви, но никогда не упоминали того, что Церковь делала для народа. Не буду вспоминать дореволюционную историю, но даже сегодня, когда Церковь практически не имеет никаких иных средств для существования, кроме вашей помощи, дорогие братья и сестры (и на эти средства был отреставрирован этот благолепный храм, на эти средства поддерживаются тысячи и тысячи несчастных людей, огромное количество неблагополучных семей, одиноких женщин, инвалидов, стариков, нуждающихся), — даже сегодня для того, чтобы разрушить Церковь как силу, которая помогает людям понять, где истина, против нее, как мы знаем, тоже направляются стрелы лукавого.

Как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Сегодняшний текст из послания апостола к Ефесянам помогает нам понять, почему Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине, — потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, которая и является таковой в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую не определяют человеческая мода, стиль, политика или финансовая мощь. Она говорит о той праведности, которая и является таковой в очах Божиих. А что же истина? Боже, сколько сегодня «истин»! Каждый, выступая, полагает, что провозглашает истину. Но истина только одна — это истина, которая является таковой в очах Божиих.

Вот для чего нужно разрушить веру и разрушить Церковь — чтобы разрушить единственный критерий истины, единственный критерий добра, благости и праведности. А святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас необходимости принимать Божественную истину не только как истину объективно существующую, но еще и как руководство в жизни. И он написал свою замечательную книгу «Лествица», помогая всем, в том числе и нам, современным людям, искушенным всеми этими непростыми жизненными обстоятельствами, подниматься по ступеням, идя навстречу Богу, Который Сам сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И покуда будет существовать Церковь Божия, покуда у ее служителей будет дерзновение говорить Божию правду, до тех пор люди будут сохранять способность отличать добро от зла, правду от лжи, свет от тьмы.

Нас нередко спрашивают, особенно в дни избирательной кампании, почему Церковь не призывает голосовать за того или иного кандидата. Мы отвечаем: каждый православный человек, живущий верой и способный через веру отличать добро от зла, знает за кого голосовать. Уверен, что это действительно так, — потому что сила Божия живет в Церкви, преобразует разум человеческий, укрепляет его волю, освежает его чувства. Сила Божия спасает мир. И да поможет нам Господь хранить веру православную, а значит, хранить в сердце и уме то, чему учил нас Сам Господь, и никогда, ни при каких условиях не подменять такие понятия, как благость, праведность и истина. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5163922.html
Александр, защитник людей