Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527933 раз)

0 Пользователей и 11 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #460 : 15 Апреля, 2018, 21:44:09 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре

3 апреля 2018 г. 21:03

3 апреля 2018 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Великий Вторник, и Церковь предлагает нам Евангельское чтение, которое помогает прикоснуться к тайне Божиего суда (Мф. 24:36 ― 26:2).

Суд — это учреждение, которое призвано утверждать справедливость. Когда у людей не хватает сил, возможностей, разумения разрешить спор и выйти из конфликта, они нередко прибегают к помощи суда, чтобы некая третья сила, не вовлеченная в конфликт и вместе с тем достаточно компетентная, знающая законы, помогла преодолеть кризис в отношениях и найти справедливое решение проблемы, которая разделяет людей. Но мы знаем, что человеческий суд не является инстанцией, где абсолютом является справедливость, — прежде всего потому, что суд творят люди, подверженные искушениям и слабостям, порой не владеющие полной картиной происходящего. Наравне с совершенно справедливыми принимаются и такие решения, которые ранят людей, потому что через эти решения справедливость не утверждается в полной мере. Вообще всё, что происходит в роде человеческом, имеет лишь относительную ценность, относительное значение — в силу уязвимости человеческой природы, в силу слабости человека. И если посмотреть на всю человеческую историю, то как много несправедливого люди совершили за эти тысячелетия, сколько неискупленных грехов, неразрешенных конфликтов, сколько жертв несправедливости! Вся эта огромная масса несправедливости и проистекающего из несправедливости горя, несомненно, тяжким грузом лежит на человеческой истории. И если бы не было перспективы Божественного суда, то человеческая история превратилась бы в лучшем случае в бессмысленность, в торжество случайностей, а в худшем — в торжество несправедливости и зла, проистекающего от дурных намерений людей. Божественный суд — это то, что в полной мере восстановит справедливость в перспективе и ретроспективе всей человеческой истории. Ни один грех и ни одно преступление не скроются от этого суда, как и ни одна обида невинных людей. Ни одна слезинка, пролитая из-за несправедливых обвинений или иных человеческих ухищрений, не останется не оттертой на великом суде, который даст оценку не только каждому человеку, но и всей человеческой истории. И те, кто верит, что этот суд свершится, то есть верующие в Евангелие, во Христа Спасителя, в Его второе пришествие, должны особенно четко и критично оценивать свою жизнь, свои поступки, — ведь все, что может, по разным причинам, избежать осуждения в течение человеческой жизни, несомненно, будет осуждено Божественной справедливостью.

Но суд, о котором мы сегодня слышали в Евангельском чтении, — это не только суд страшный, но и суд Божественной любви. Христос, явивший людям как высочайшую ценность великую заповедь о любви, будет, несомненно, со справедливостью, но и с любовью судить всех нас. А до того, как мы предстанем пред судом Божиим, есть возможность через покаяние, через суд над самим собой, каковой часто бывает самым справедливым и самым жестким, через критическое отношение к своим мыслям, к своим деяниям, к своим чувствам, к своим отношениям с ближними, исправить нашу жизненную траекторию. Мы должны идти по жизни с учетом опыта, который накапливается у нас через искреннее покаяние и осуждение себя.

Пусть Господь каждому из нас даст возможность отрешиться от всяких условностей, научиться пред лицом Божиим и пред лицом своей собственной совести выносить самому себе беспристрастный суд, помогающий исправить наши стопы и направить их ко Господу.

Время Страстной седмицы — особое время. Каждый день помогает нам сконцентрироваться на очень важных истинах, которые наполняют величайшим содержанием человеческую жизнь, если мы открываем этим истинам свое сердце и свой разум. Постараемся не оставить эти святые дни вне нашего внимания, будем сопровождать их молитвой, размышлениями, приуготовлением себя к должному участию в великом торжестве — праздновании Светлого Христова Воскресения. И да поможет нам Господь в этом странствии на пути к свету Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5173568.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #461 : 15 Апреля, 2018, 21:44:50 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Алексеевском ставропигиальном монастыре

3 апреля 2018 г. 23:54

Вечером 3 апреля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Cреды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую в канун Среды Страстной седмицы. Этим богослужением мы вошли в духовную атмосферу дня, предшествовавшего страданиям, смерти и воскресению нашего Господа.

Евангелие повествует нам о событиях, которые, по всей вероятности, были очень странными и малопонятными для их очевидцев. Господь приходит в дом Симона прокаженного (Мф. 26:6). Проказа — это болезнь, которая превращала человека в изгоя. Заболеть проказой означало быть выброшенным из общения с другими, потому что люди смертельно боялись заразиться. Прокаженные были полностью изолированы от общества. Не только войти в дом прокаженного, — даже стоять рядом с ним считалось недопустимым. Но Господь приходит в дом прокаженного и принимает там пищу. То, что происходит далее, тоже выпадает из логики тогдашней жизни, а, может быть, и не только тогдашней. Грешная женщина входит в дом Симона прокаженного и, принеся с собой драгоценный сосуд с миром, возливает это миро на главу Спасителя. Все произошедшее в этот день очень странно, но исполнено величайшего духовного смысла. Господь, посещая больного проказой, свидетельствует о том, что разделения в человеческом обществе, которые часто являются результатом предрассудков, не существуют для Бога. Человек может быть богатым или бедным, знатным или низкого происхождения, здоровым или тяжко больным, но каждый есть чадо Божие и каждому Господь простирает Свою десницу.

И вот еще о чем учит нас это повествование. Люди согрешают пред Богом. Кто-то совершает страшные деяния; кто-то грешит повседневно, не совершая что-то особо беззаконное, но омрачая душу постоянным пребыванием во грехах. Ведь всякий грешник тоже становится изгоем, носителем некой духовной проказы. Но когда грешная женщина приходит в дом Симона прокаженного, Господь ее не изгоняет. Она возливает на Его главу миро, и это свидетельствует о том, что никакой грех не может отлучить человека от Бога, если человек приносит покаяние, если в сердце его — живая вера. Ни страшная болезнь, ни тяжкий грех не способны навечно отделить человека от Бога, — силой благодати Божией дистанция между здоровым и больным, святым и грешным уничтожается, потому что благодать Божия, как свидетельствует нам Священное Писание, дождит и на праведных, и на неправедных (см. Мф. 5:45).

Евангельское повествование никого не должно оставить безразличным, потому что и через болезни мы проходим, иногда очень тяжелые, и грехи совершаем, подчас также тяжкие, но каждый должен помнить: как физическая болезнь может быть исцелена силой Божественной благодати, так и грехи могут быть испепелены силой Божественной благодати. Евангелие не просто учит, а требует от нас встречного движения к Господу, вне зависимости от того, в каком духовном или физическом состоянии мы находимся, потому что силой благодати Божией, действующей в ответ на нашу веру, разрушаются все преграды между человеком и Богом. Очень важно на путях нашей духовной жизни никогда не отчаиваться, никогда не терять надежду, помнить, что Бог — Милостивый Отец, и только от нас зависит, получим ли мы от Бога прощение или нет, потому что Бог прощает всех при условии, что сам человек искренне раскаивается и ищет этого прощения. И душевно, и физически больным евангельское повествование дает надежду на милость Божию и учит нас тому, чтобы никогда и ни при каких условиях мы сами не отворачивались от Бога, который есть источник жизни, наша надежда, наш свет и наша истина. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5173782.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #462 : 15 Апреля, 2018, 21:45:36 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

4 апреля 2018 г. 22:07

4 апреля 2018 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о том, как некая женщина возлила на Господа драгоценное миро и как Его ближайший ученик Иуда в тот момент, когда все это происходило, когда он увидел, сколь драгоценная жидкость на его глазах теряет свою материальную стоимость, принял решение предать Господа.

Сребролюбие, которым был объят и пленен Иуда, является очень опасным грехом. По слову святого Иоанна Златоуста, сребролюбивый человек не только врага своего по заповеди Христовой любить не будет, но и друга своего любить не может. Сребролюбие есть опасная духовная болезнь, когда деньги, материальные ценности становятся главной целью в жизни. Человек пленяется возможностью обретать некую власть, расширять свои возможности, удовлетворять свои потребности. Ради этого он и стяжает деньги, но в какой-то момент, когда стяжание превращается в страсть, он уже не думает, как эти деньги потратить, — главной целью его жизнью становится приобретение материальных средств. Сребролюбивый человек не может иметь никаких идеалов, потому что сребролюбие заслоняет все возможные идеалы и ценности. В конце концов такой человек подпадает под полную власть диавола, который управляет им посредством денег.

Сами по себе деньги нравственно нейтральны, потому что они могут использоваться для любых целей, в том числе самых добрых. Мы знаем, как люди последние деньги приносят в храм, чтобы помочь бедным, или чтобы построить церковь, или чтобы участвовать в каких-то добрых делах. Но мы знаем и такие примеры, когда люди сверхбогатые, способные в силу своих возможностей помогать многим, никому не помогают.

Однажды я встретился с очень богатым человеком и сказал ему, что кому-то нужно помочь. Его ответ меня поразил: «Я никому не помогаю, это моя принципиальная позиция». И я понял, что передо мной человек, находящийся в тяжелейшей духовной болезни. Ведь сами по себе материальные ценности ценностью не являются. Ценностью может стать только то, что является производным от использования материальных ценностей. Но сребролюбивый человек не видит этой перспективы, он связывает получение денег только с собственным благополучием и попадает в ловушку, в полную зависимость от материальных средств.

Но хорошо известно, что человек богатый может в одночасье стать бедным, человек властный и могущественный может в одночасье потерять всякую власть. Все, что представляется людям великой силой, в мгновение может превратиться в слабость. И мы знаем, как часто в жизни богатых людей происходят такие драматические события. Все упование возлагается на деньги, на материальные средства, — и вдруг эти средства исчезают, перестают быть доступными для человека, и мир рушится, потому что ничего другого нет. А дальше очень часто наступает отчаяние, человек теряет ориентиры в жизни, становится циничным, способным на преступление, на предательство, попадает в тяжелейшее, гибельное состояние души.

Пример Иуды — очень яркое свидетельство о том, что может сделать с человеком сребролюбие, жадность, желание обладать материальными благами как высшей ценностью. Ведь Иуда был рядом с Самим Господом, он слышал Его слова, он видел Его чудеса. Иногда, общаясь с людьми нерелигиозными и говоря им о Боге, слышишь такой аргумент: вот если бы чудо совершилось, я бы поверил. Никогда не забуду, как еще очень молодым человеком я ехал в пригородной электричке под Ленинградом и кто-то, сев рядом со мной, спросил меня, кто я. Я ответил, что семинарист. Он страшно удивился и сказал: «Ты что, в Бога веришь?!» — «Да, верю, — говорю, — а вы?» — «Нет, я не верю. А вот если бы я сказал сейчас Богу: насыпь мне с неба горсть монет, и если бы это произошло, то я бы поверил». На что я ему ответил: «Ты бы и тогда не поверил, ты бы просто испугался, выронил эти монеты и выбежал из электрички, думая, что произошел какой-то фокус».

Вера не зависит от внешних обстоятельств и даже не зависит от чудес. Вера есть великий Божий дар. Вот почему никакие чудеса не удержали Иуду от предательства, как и сегодня посещение храма, внешние проявления религиозности могут не удержать нас (и часто не удерживают) от действий и слов, которые не соответствуют нашему христианскому званию; а в тяжкие времена могут и вовсе привести человека к отказу от Бога. Пример Иуды — это не просто пример предательства. Это пример предательства, которое по сути своей безумно, это предательство вопреки всякой логике, это предательство вопреки очевидному.

Как же просто споткнуться в жизни, отказаться от Господа и в этом смысле Его предать, не видя Его чудес, не слыша Его проповеди, не видя Его лика! Каждый верующий человек должен помнить, что посещение храма и внешние проявления религиозности не являются гарантией спасения, потому что в этом мире много соблазнов, которые могут и верующего оторвать от Бога. Поэтому сегодняшнее повествование не только об Иуде. Это повествование об очень многих, кто теряет веру, кто отворачивается от Бога, кто перестает ходить в храм только потому, что так сложились жизненные обстоятельства и изменилась система ценностей.

Поэтому, вспоминая предательство Иуды, каждый должен подумать и о самом себе: а готов ли он быть со Христом до конца своей жизни, и в радостях, и в скорбях? Не остановят ли его душевный порыв, его желание быть с Богом неожиданно свалившиеся на голову жизненные проблемы, которые покажутся несправедливыми, трудности, которые покажутся невыносимыми, болезни, которые могут выглядеть как страшные и даже неизлечимые? Перед лицом этих испытаний сохраним ли мы свою веру? И как важно ответить на этот вопрос утвердительно: да, сохраним! Потому что, кроме Иуды, были еще одиннадцать апостолов, десять из которых жизнь свою отдали за Господа и Спасителя и своею кровью утвердили веру православную в роде человеческом. Пусть пример святых апостолов будет для нас примером! Но пусть Иуда также будет служить примером того, как легко поскользнуться на ровной поверхности, как легко изменить свои взгляды на жизнь, если подлинные взгляды на жизнь, Богом благословенные и укорененные в нашей вере, вдруг станут чем-то второстепенным в нашей жизни.

Да поможет нам Господь сохранить веру и верность, особенно в преддверии замечательных дней, связанных с воспоминанием смерти и Воскресения Спасителя! Пусть в это особенное время Господь дарует нам силу молитвы, силу веры и силу любви! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5174187.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #463 : 15 Апреля, 2018, 21:46:11 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Четверга после богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре

4 апреля 2018 г. 23:48

Вечером 4 апреля 2018 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы совершили богослужение, которое именуется утреней Великого четверга. Этот день посвящен воспоминанию о Тайной вечере ― последнем вкушении пищи Спасителем совместно с Его учениками. Это не была обычная трапеза — это была трапеза пасхальная, и во время этой ритуальной пасхальной трапезы произошли события, имеющие очень важное значение, как прямое, так и символическое.

Так, символическое значение имело то, что Господь умыл ноги Своим ученикам. Вообще, умовение ног во время такого рода трапез было в обычае у иудейского народа, однако ноги умывали рабы или слуги. Люди ходили с открытыми ногами, в сандалиях, а то и босиком, и естественно, что на входе в горницу, где предстояло совершить особую ритуальную трапезу, следовало вымыть и руки, и ноги. Поэтому слуги и омывали ноги пришедшим. Но в тот вечер ноги ученикам омыл Господь, Который председательствовал на трапезе.

Согласно религиозному ритуалу, предстоятель совершал некие богослужебные действия, потому что трапеза была священная, — все, что происходило, имело символическое значение, связанное с воспоминанием об избавлении израильского народа из египетского плена. На трапезе подавались агнец, разливалось вино; последование и содержание застольных благословений было хорошо известно всем присутствующим. Но Господь отошел от обычного порядка совершения этой трапезы и произнес два благословения, которых апостолы не знали, которых еще никто не знал. Теперь мы повторяем эти благословения всякий раз, когда совершаем Божественную Евхаристию.

Когда Господь преломил и благословил хлеб, Он сказал слова, которых не было в чине этой трапезы: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое (1 Кор. 11:24) во оставление грехов» (Мф. 26:28). В конце трапезы, когда она уже завершалась, полагалось вознести последнюю чашу с вином.Господь и здесь отошел от традиции и произнес слова, которые мы хорошо знаем: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:27-28). И добавил нечто очень важное: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

С тех пор всякий раз, когда христианская община — вначале община учеников, апостолов, а затем и иных верующих — собиралась вместе и совершалась трапеза в воспоминание о Тайной вечере или последней трапезе Господней с учениками, произносились и доныне произносятся эти великие слова, через которые хлеб и вино пресуществляются в подлинное Тело и в подлинную Кровь Христову.

Святая Литургия не просто повторяет то, что произошло на Тайной вечере. Святая Литургия не просто способствует сохранению в памяти этого события. Слова Господа «сие творите в Мое воспоминание» имеют не только характер поучения. Совершая Святую Евхаристию, мы не только в мыслях своих воспоминаем Таинство, совершенное Господом на Тайной вечере, — мы подлинно совершаем то, что Господь совершил, и через благословение хлеба и вина силой Святаго Духа по молитвам Святой Церкви происходит пресуществление в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.

В этом смысле Тайная вечеря — вместе с нами на протяжении всей христианской истории. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, мы совершаем то, что Господь Иисус Христос тогда совершил, и это не повторение, а актуализация того, что тогда произошло. Потому что совершенная Спасителем Тайная вечеря не могла быть удержана ни пространством, ни временем, — она принадлежит всему творению, всему космосу, как о том замечательно сказал святой Максим Исповедник. Мы причащаемся хлеба и вина, которые подлинно являются истинным Телом и истинной Кровью Спасителя. Силой, которую дарует нам Господь через прикосновение к Его Телу и к Его Крови, и существует Церковь. Святая Евхаристия ― в центре жизни Церкви, и покуда совершается это Таинство Таинств, будут существовать и Церковь, и мир. 

Именно поэтому каждый христианин должен причащаться Святых Христовых Таин. Наших собственных физических и духовных сил не может хватить для того, чтобы сопротивляться греху, неправде, чтобы сохранять себя в чистоте, мудрости, мире. Только Божественная благодать может помочь нам достойно идти по жизненному пути, а в обилии эта благодать даруется нам через причащение Тела и Крови Спасителя.

Да поможет нам Господь хранить нашу веру, пребывать в молитвенном общении со всею Церковью и причащаться подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя во оставление грехов и в жизнь вечную! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5174365.html
Александр, защитник людей

Оффлайн Александр Н-Р.

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 6493
  • Репутация: +4146/-0
  • Пол: Мужской
    • Аура Руса - Святая Русь
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #464 : 27 Апреля, 2018, 20:18:47 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя

5 апреля 2018 г. 17:44

5 апреля 2018 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю с Великим Четвергом — праздником, приравненным к двунадесятым в связи с воспоминанием в этот день событий, судьбоносных для всей последующей истории человеческого рода.

Господь, накануне Своих страданий, совершил по еврейскому обычаю ритуальную Пасхальную вечерю, на которой особым образом, не соответствовавшим общему порядку ее проведения, благословил хлеб и вино, указав ученикам, что благословляемые хлеб и вино в чаше являются Его подлинными Телом и Кровью. И повелел совершать это таинственное действие до скончания века.

Мы называем таинствами Церкви такие действия, которые силой благодати Божией соделывают нас соучастниками событий, положенных в основу будущих таинств Самим Господом Иисусом Христом. Размышляя о Святой Евхаристии, многие впадают в крайности и заблуждения, утверждая, будто Евхаристия есть повторение или продолжение Тайной Вечери. Никакого повторения и тем более продолжения не происходит, но силой Святого Духа, совершая Таинство Святой Евхаристии, Святая Церковь соучаствует в той самой Тайной Вечери, когда Сам Господь Иисус Христос благословил хлеб и вино, претворив их в истинное Свое Тело и в истинную Свою Кровь. Силой Святого Духа мы преодолеваем и пространство, и время, потому что у Бога нет времени и пространства, и становимся соучастниками Тайной Вечери. И это особенно переживается в нынешний день, Великий Четверг, когда мы вспоминаем учреждение Таинства Святой Евхаристии, претворение хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь на Тайной Вечери, совершенное Самим Господом в преддверии Его страданий.

Сама Церковь является таинством, потому что Церковь есть Церковь Духа Святого. И в каком-то смысле все совершаемое в Церкви при содействии Святого Духа является таинством — таинством, которое соединяет нас с жизнью, страданиями, смертью, Воскресением, Вознесением и на небесах седением Господа и Спасителя нашего. Церковь — это то, что существует вне времени и пространства силой Святого Духа, хотя каждый из членов Церкви земной, пребывающий в теле, привязан и ко времени, и к пространству. Через Святую Евхаристию мы соприкасаемся с иным миром, миром горним. Для нас Святая Евхаристия — это окно в небо, это окно в вечность, это окно в иной мир. Вот почему так важно для христианина причащаться Святых Христовых Таин, посещая Божественную Литургию. Конечно, причащение не должно становиться некой привычкой, неким обыкновением — «пришел, значит причастился». Каждый из нас должен в меру сил готовить себя к тому, чтобы прикоснуться к великой святыне — к подлинному Телу и подлинной Крови Христа Спасителя. Но если мы станем приходить на Божественную литургию не только для того, чтобы постоять и помолиться (чего никогда не было в древней Церкви, ибо приходящие на Литургию всегда становились участниками Святой Евхаристии), если мы выработаем в себе благочестивый навык предвосхищать принятие Святых Тела и Крови Спасителя должным приуготовлением, то жизнь наша изменится. Сила Святого Духа будет касаться нас не время от времени, не от случая к случаю, а регулярно, восхищая нас, грешных и недостойных, через истинное исповедование грехов своих и через причастие Тела и Крови Господней в Божественное Царство, — в те мгновения, светлые, радостные, непостижимые, которыми сопровождается наше участие в Святой Евхаристии.

Для христиан древности, как и на протяжении всей истории, особенно во времена гонений, искушений, соблазнов, именно евхаристическое собрание верных во главе с епископом, в присутствии пресвитеров, окружающих трапезу Господню, было той духовной крепостью, которая силой благодати Божией вдохновляла людей на великие деяния, на способность преодолевать гонения, на способность отражать приложения греха, на способность жить по-христиански, несмотря на все трудности исторического момента. Вот и сегодня мы не можем сказать, что время, в которое мы живем, — легкое. Оно может восприниматься невнимательным наблюдателем как легкое, потому что стало доступно многое из того, что ранее было вообще невозможно. Это и длительные путешествия, это и знакомство с миром, это потребление большого количества информации, это иной уровень жизни, но, несмотря на несомненный материальный прогресс, жизнь людей не становится легче и тем более проще. Нужно обладать духовным зрением, духовной силой, чтобы и в этой современной жизни различать духов, отгонять от себя молитвой, постом и глубокой верой во Христа прикосновение духов злобы поднебесных (Ефес. 6:12) и открывать свое сердце навстречу Духу Божиему, способному из камней сих соделать детей Аврааму (Мф. 3:9). Церковь Христова, совершающая Святую Евхаристию, обладает силой преображать человека и человеческое общество. Вот почему сменяются времена и эпохи, но самое великое свершение и дело, которое происходит под небесами, есть совершение Святой Евхаристии, соединяющей небо и землю, Божественное и человеческое, для того чтобы человек был способен оторваться от земли и приблизиться к Божественному миру. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5174652.html
Александр, защитник людей