Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527910 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5144
  • Репутация: +1277/-3
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #480 : 27 Мая, 2018, 00:09:07 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя г. Москвы

17 мая 2018 г. 21:59

17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник Вознесения Господа и Спасителя нашего. Всем хорошо известно воспоминаемое событие, когда в завершение Евангельской истории Спаситель, распятый, воскресший и явившийся ученикам, вознесся на их глазах на небо.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 24:36-53) повествует нам, в пределах одной главы, практически обо всем, что произошло после Воскресения Спасителя. И в отрывке, который мы сегодня слышали, есть нечто, что помогает нам понять саму природу Божественного Вознесения.

Когда Господь явился ученикам, они, конечно, смутились, и тогда Он задал им вопрос, моментально приведший к пониманию той реальности, с которой они столкнулись в лице Воскресшего Спасителя. А вопрос был такой: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Можно себе представить учеников, которые были свидетелями распятия, смерти, но не Воскресения Спасителя. Видя Его явление, многие подумали, что это дух, некое видение, но Господь говорит: «Дух плоти и кости не имеет, а Я имею». В доказательство того, что Он реально пребывает в человеческом теле, Спаситель спрашивает: «Имеете ли что-нибудь, что можно съесть?» И, вкусив пищу, Он вывел их до Вифании и вознесся на их глазах.

Может быть, если бы не эта встреча со Спасителем, этот простой человеческий разговор, это вкушение пищи, все могло бы показаться видением, чем-то нереальным. Но Господь ввел учеников в реальное, физическое с Ним соприкосновение.

Господь вознесся на небо, а небо в Священном Писании — это некий образ и символ иного бытия, иного мира, недоступного для человека. Этот мир, действительно, лежит вне чувственного и рационального восприятия, но связь между миром небесным и миром земным существует и существовала всегда. Ветхий Завет рассказывает, как ангелы, живущие в том мире, посещали наш мир; а самым значительным ангельским посещением этого мира было Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Ангел вошел в Назаретскую горницу, где молилась Пресвятая Дева.

Были два случая в Ветхом Завете, когда люди прошли по пути от земли к небу — это пророки Енох и Илия. Но они не сделали это самостоятельно, — им была нужна некая Божественная сила, которая их перевела из бытия физического в небесное, духовное бытие. А Господь Иисус Христос пришел в наш мир не тем путем, по которому Енох и Илия вознеслись на небо, не тем путем, по которому ангелы и архангелы снисходят на Землю. Он снисшел на землю через рождение от Пресвятой Девы, но покинул наш мир тем самым путем.

Небо — символ иного бытия, иной жизни. Но что происходит в момент Вознесения? Господь возносится со Своим телом, тем самым, которое незадолго до того насыщалось обычной физической пищей. Он восхищает человеческую природу в иной, пока неведомый для нас мир. Что же это означает? А это означает, что иной мир не может быть совершенно отчужденным от мира земного. Мы не можем себе представить, какие связи между ними существуют, но тот факт, что человеческая плоть была через Вознесение восхищена в Божественную славу, свидетельствует о том, что в ином мире присутствует и наш мир — конечно, преображенный силой Божественной благодати.

Какое же значение это имеет для всех нас? Огромное значение. Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира. Когда нам говорят: «А нужно ли делать что-то доброе за пределами личной или семейной жизни? Нужно ли что-то делать, чтобы мир становился лучше?», мы как Церковь отвечаем: «Не просто нужно — мы призваны к тому, чтобы мир становился лучше, чтобы человек становился лучше, чтобы преображение, которое во всей полноте является в Божественном Небесном Царстве, начиналось уже здесь, в условиях нашего земного бытия».

К участию в этом преображении призвана Церковь и все верующие люди. Вот почему у христианина всегда должна быть активная жизненная позиция. Мы не должны мириться со злом. Мы должны стремиться включать Божественные заповеди, то есть высший закон человеческого бытия, в эту жизнь через свой собственный опыт, через опыт общения с родными, близкими. А те, кто обладает властью, должны всегда помнить, что на них — особая ответственность включать эту величайшую реальность, которая созидается силой Божией и силой человеческой, реальность преображенного бытия, в жизнь современного человечества.

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте — не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая, благодатию Божией преображенная реальность.

Такую тайну открывает нам сегодня Господь через событие Вознесения. А святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Не для того Господь воплотился, чтобы оставить плоть, тело Свое здесь, но чтобы оно всегда было с Ним». А это значит, что весь наш мир, преображенный силой благодати Божией, всегда может быть со Христом, если только мы не погубим его своим грехом и своим богоотступничеством. И да поможет нам Господь осуществлять великую миссию — миссию спасения не только самих себя, своих родных и близких, но и преображения мира, которого чает Господь и ради которого Он взошел на крест, победил смерть, явил Свою Божественную силу в Воскресении и вознесся во славу Бога Отца. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5205713.html
Константин.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5144
  • Репутация: +1277/-3
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #481 : 27 Мая, 2018, 00:09:17 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии на московском подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

20 мая 2018 г. 14:30

20 мая 2018 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), день памяти Собора преподобных отец Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой — подворье Пантелеимонова монастыря на Афоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец Никита, представитель Свято-Пантелеимонова монастыря здесь, в граде Москве, настоятель сего подворья! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем!<br><br>Совершенно особое место в церковной жизни города Москвы занимает это подворье, которое было основано для того, чтобы укрепить связи между Московским Патриаршим Престолом, градом Москвой, Церковью Русской, на родине пребывающей, с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне.<br><br>Свято-Пантелеимонов монастырь в XX веке, подобно всей России, претерпел многие трудности, и в какой-то момент казалось, что русская монашеская жизнь на Афоне умирает. Вспоминаю рассказы приснопамятного митрополита Никодима, который еще в бытность свою архимандритом, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, первым из советских граждан посетил Афони, затем поделился в Москве своими впечатлениями с теми, кто имел в то время отношение к внешнецерковной деятельности. Рассказ покойного владыки Никодима многих из нас поверг в грусть и скорбь. Он говорил, что в живых осталось всего несколько монахов, все очень и очень пожилые. Владыка застал также единственного монаха, который жил в Андреевском скиту — некогда богатейшем русском скиту, воздвигнутом в честь святого апостола Андрея Первозванного, с богатейшей ризницей, со многими вкладами. И вот я хотел бы рассказать про один эпизод, о котором я ранее никогда не говорил. Этот монах настолько обрадовался, когда увидел священника из Москвы, что сказал ему: «Батюшка, я здесь остался один. Хочу тебе показать все, что хранится в этом монастыре». И он показал роскошную ризницу, с царскими вкладами, а затем провел в кабинет скитоначальника и открыл выдвижной ящик письменного стола, который был полностью наполнен золотыми монетами. «Это все — русский вклад в Андреевский монастырь, и я последний, кто его хранит. Меня не будет — ничего не останется», — сказал монах. А после его кончины, когда я имел возможность, сопровождая Патриарха Пимена, прибыть на Афон, я увидел, в каком страшном состоянии находился Андреевский скит. Подобно тому, как разорялись безбожниками храмы и монастыри в России, так был разорен и этот скит, — но не безбожниками... Такие горькие страницы есть в истории Русского Афона.<br><br>С какой же радостью воспринимаешь ныне возрождение русского монашества на Святой Горе! Особенно радостным было для меня последнее посещение, когда я увидел и множество монахов, и возрожденную обитель — восстановленную, отреставрированную, прекрасно отреставрированный Старый Русик, реставрирующийся Ксилургу. Я осознал, что наступила новая эпоха в истории русского монашества на Афоне, и в этом смысле подворье в Москве имеет очень большое значение. Это место притяжения многих людей, которые хотели бы помогать русскому афонскому монашеству, и надеюсь, что эта поддержка будет продолжаться и впредь. Но главное, что должно привлекать людей в этот храм, — это духовная связь между Афоном и Русью, между Афоном и Русской Православной Церковью, потому что именно эта связь является причиной любви, которую русские люди испытывают в своем сердце к Афону. Надеюсь, подворье будет в полной мере осуществлять эту связь, несущую со Святой Горы Афон на Русь свет афонского старчества, афонской молитвы, а отсюда на Афон будут обращаться молитвенные воздыхания наших людей и пожертвования, необходимые для поддержания обителей.<br><br>В память о своем пребывании я бы хотел подарить подворью старинную гравюру, воспроизводящую очень известную картину Гофмана «Христос в Гефсиманском саду». Воспоминания о страданиях Спасителя, о Его Первосвященнической молитве, которую мы сегодня слышали, читая за Литургией 17-ю главу Евангелия от Иоанна, как и это изображение, должны напоминать нам и о молитве Господней, и о подвиге Христа Спасителя. В каком-то смысле монашеская жизнь также есть подвиг гефсиманский. Он не всегда кончается Голгофой, но он является гефсиманским подвигом, потому что сосредоточением монашеской жизни является молитва. Господь в Гефсимании молился до кровавого пота, у монахов так не получается, но молиться, полагая все свои силы, необходимо, потому что молитвой тех, кто отдал полностью свою жизнь Господу, во многом укрепляется вера людей и их благочестие.<br><br>Пусть благословение Божие пребывает над нашей святой Пантелеимоновой обителью, над русским монашеством на Афоне и над этим подворьем, дабы через труды иноков, через труды тех, кто любит Афон, прославлялось имя Божие! С праздником поздравляю вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5207058.html
Константин.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5144
  • Репутация: +1277/-3
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #482 : 27 Мая, 2018, 00:09:27 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун дня памяти свт. Николая в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском

21 мая 2018 г. 23:25

21 мая 2018 года, в канун празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Павел! Дорогие отцы, братья и сестры!

Очень рад, что в канун праздника перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в град Бари Господь привел меня сюда, в этот храм, освященный в честь его святого имени. Храм этот издавна хорошо известен москвичам — и в прошлые стародавние времена, и особенно в связи с возрождением религиозной жизни в городе Москве в 1990-е годы. Но тогда он был в очень плохом состоянии; невозможно было даже понять, храм это или не храм — настолько изуродован был его внешний вид, не говоря уже об интерьерах.

И вот сегодня мы молимся в этом благолепном храме, будто воскресшем из праха и тлена. Действительно, храм вознесся в своей первозданной, а может быть, даже лучше, чем первозданной, красоте, несмотря на злую человеческую волю, которая была так хорошо организована, которая опиралась на огромную силу и была направлена на уничтожение всякой религиозной жизни в нашей стране, в том числе на уничтожение таких храмов, как этот.

Конечно, все то, что произошло с нами, — и люди среднего и старшего поколения помнят эту историю, — является свидетельством милости Божией к народу нашему, к Отечеству нашему. И, конечно, это ответ на молитву сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей, которые жизнь свою отдали за Христа. 1990-е годы были очень непростыми для жизни нашего Отечества, и особенно это чувствовалось на уровне жизни людей. Произошло буквально обнищание всего народа, но именно в это тяжелейшее время начинается восстановление этого храма. Конечно, я с благодарностью вспоминаю имя отца Дионисия, которого знал на протяжении долгих лет — еще когда он был студентом и иподиаконом, до принятия им монашества, и затем на протяжении всей его жизни. И хотел бы сегодня воздать ему дань за все то, что он совершил, воссоздавая сей Божий храм.

Святитель и чудотворец Николай действительно является тем святым, помощь которого мы так явственно чувствуем. Наверное, этим в первую очередь объясняется, казалось бы, совершенно невероятное явление, когда мощам святителя, принесенным из Бари в Москву и затем в Санкт-Петербург, поклонились более 2 миллионов человек. И вы помните, как происходило это поклонение. Это было не комфортное посещение храма — это было многочасовое стояние в очереди. Но люди стояли в этой очереди, понимая, что нужно постоять и помолиться, чтобы с особым чувством подойти к святыне и испросить помощь у святителя и чудотворца Николая. И ведь многие обрели эту помощь, навсегда укрепив свою веру!

Святитель Николай особым пребывает среди нашего народа. Трудно объяснить, почему именно в России такое почитание святителя, которого нет ни на Востоке, ни на Западе, — при всем том, что имя святителя Николая, конечно, чтят, но так как в России — нигде. А ведь для такого почитания должны быть причины; а главной причиной является то, что люди чувствуют помощь святителя и чудотворца. Иначе объяснить это невозможно, особенно в наше время, когда люди так заняты, когда у них так много проблем, когда все то, что их окружает, отрывает от размышлений духовных. Наши современники, верующие православные люди, члены Церкви нашей, любят и почитают святителя Николая, потому что чувствуют его помощь и слышат ответ на свои молитвы.

Пусть же его особое ходатайство о земле нашей, о народе нашем и о каждом, кто с верой обращается к нему, всегда будет действенным. Пусть это ходатайство всегда будет сопровождаться Божественным ответом — каждому по его молитвам и по его вере. Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит всех нас Господь!

В память о посещении этого храма я хотел бы преподнести образ, который именуется Пюхтицкой иконой Божией Матери. Здесь изображена Царица Небесная на Пюхтицкой горе в Эстонии — там, где сейчас знаменитый Успенский монастырь. Перед Ней — пастухи, которые обрели на месте, где было явление Богоматери, чудотворный образ Успения, до сих бережно хранящийся в Пюхтицкой обители. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми, кто с верой и благоговением возносит к Царице Небесной свои молитвы.

Еще раз всех вас приветствую и поздравляю с памятью святителя и чудотворца Николая, с днем перенесения его святых мощей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5207700.html
Константин.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5144
  • Репутация: +1277/-3
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #483 : 27 Мая, 2018, 00:09:37 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

22 мая 2018 г. 15:54

22 мая 2018 года, в день памяти святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем святителя и чудотворца Николая — великого Божиего угодника, имя которого совершенно особым образом воспринимается нашим благочестивым народом. С ним связаны многочисленные истории, запечатленные как в исторических документах, так и в народном фольклоре, свидетельствующие о том, что у нашего благочестивого народа особая духовная связь со святителем и чудотворцем Николаем. Он отвечает на наши молитвы, и именно это является причиной столь горячего почитания.

Не приходят люди к пустому колодцу за водой, а если кто и придет, то идти туда во второй раз его уже не заставишь. Но мы обращаемся с молитвами к святителю и чудотворцу Николаю, мы постоянно храним в своем сознании благоговейную память об этом угоднике Божием именно потому, что он являет нам неиссякаемый источник милости и чудес. Это колодец, от которого почерпают живительную влагу, дающую людям жизнь, здоровье и укрепление в вере.

В тропаре святителю Николаю есть слова: «Правило веры и образ кротости». И некоторые люди, изучая житие святителя, говорят: правилом веры он, конечно, был, но относительно кротости возникают большие сомнения. Ведь именно он дал самый сильный отпор еретику Арию на I Вселенском Соборе и по преданию, которое кем-то разделяется, а кем-то отвергается, но существует, даже ударил этого еретика по лицу! Так какой же он кроткий, если так поступал?

Так говорят потому, что в быту существует совершенно искаженное, неправильное понимание величайшей христианской добродетели — кротости. По слову святителя Иоанна Златоуста, кротость в сознании людей смешивается с малодушием, а малодушие — это трусость, боязливость. Но разве боязливость могла бы быть христианской добродетелью? Неужели это постыдное чувство, так часто губящее людей, мешающее им в жизни, могло бы войти в Заповеди блаженства, произнесенные Христом Спасителем с возвышенности на берегу Галилейского озера? Там перечисляются только подлинные добродетели, и кротость — одна из них.

Кротость не имеет ничего общего с человеческой слабостью. И тот же Иоанн Златоуст говорит замечательные слова: «Кротость есть великая сила, и тот, кто хочет быть кротким, должен быть мужественным, благородным, и душа его должна высоко возноситься». Вот такие сильные слова. Ни о какой человеческой слабости речи не идет. Речь идет о мужестве, о благородстве, о душе, которая возноситься способна к горнему.

И еще что-то очень важное говорит святитель Иоанн Златоуст о гордости. Он говорит, что человек, неспособный переносить оскорбления и помогать незаслуженно обиженным, не может быть кротким. А ведь святитель Николай был именно таким. Он переносил оскорбления и незаслуженно обиженным, как мы знаем, помогал, да как помогал, предотвратив смертную казнь трех людей, незаслуженно обвиненных в преступлении, которого они не совершали!

Вот что означает кротость. И все то, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, помогая нам понять смысл этой величайшей христианской добродетели, относится к святителю и чудотворцу Николаю. Он был способен переносить оскорбления, он был способен заступаться за невинные жертвы и невинно обижаемых людей. Он нес в себе духовную силу, которая проистекала, несомненно, от мужества и благородства его души и одновременно от того, что душа его возносилась к небу.

Пример святителя и чудотворца Николая, его житие, дивные слова святителя Иоанна Златоуста о том, что есть гордость и что есть кротость, помогают нам понять, каким должен быть образ христианина вне зависимости от того, в какое время и в каком месте он живет. Потому что в каждое время и в каждом месте христианин сталкивается с тем, что теперь принять называть вызовами, т.е. с некими посылами из окружающей среды, которые обращены лично к человеку и требуют от него ответа. И эти посылы чаще всего бывают очень сложными, требующими концентрации внутренней силы, для того чтобы человек мог ответить на них достойно. А кроткий человек, в том смысле, как говорит о кротости святитель Иоанн Златоуст, способен достойно отвечать на внешние вызовы, сохраняя свой внутренний мир, свою любовь к людям, свое благорасположение и одновременно творя правду и утверждая ее в окружающем мире.

Да поможет нам святитель и чудотворец Николай, дающий пример подлинной кротости, научиться этой величайшей христианской добродетели и, опираясь на нее, строить отношения с окружающими нас людьми, с окружающим нас обществом, неся им свидетельство о Христе, Который явил подлинный пример кротости и одновременно великой силы, не только Божественной, но и человеческой, взойдя на крест и приняв страдания ради нас и ради нашего спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5208018.html
Константин.

Оффлайн Константин

  • Administrator
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 5144
  • Репутация: +1277/-3
  • Пол: Мужской
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #484 : 27 Мая, 2018, 00:09:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

24 мая 2018 г. 22:16

24 мая 2018 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По завершении богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Сербский Ириней! Ваше Высокопреосвященство, владыка Даниил, митрополит Токийский и всей Японии! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, которые Вы сейчас произнесли от имени Синода и Полноты нашей Церкви. Это слова, которые и радуют, и еще более обостряют чувство ответственности за то служение, которое Господь вручил мне как Патриарху Московскому и всея Руси.

Каждая эпоха приводит Церковь в соприкосновение с уникальными проблемами. Нередко, жалуясь на жизнь, мы говорим об особых трудностях, и говорим правду, потому что таких трудностей не было в прошлой эпохе. Но и в прошлой эпохе были трудности, которых не было в позапрошлой эпохе, и так далее, — каждая эпоха обращает к Церкви свои проблемы, свои вызовы, на которые Церковь призвана отвечать.

И вот для того, чтобы выработать некий универсальный подход ко всем новым актуальным проблемам, с которыми сталкивается Церковь, нужно вспомнить о том, что совершили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они пришли в языческий мир, в котором не было никакого ведения о Боге, о Сыне Божием Господе Иисусе Христе, — трудно представить масштаб этого вызова. Святые Кирилл и Мефодий соприкоснулись с цивилизацией, совершенно отличной от христианской цивилизации Византии, — это был тотальный духовный, культурный, идеологический вызов. И для того чтобы принять этот вызов, войти внутрь неведомой и, конечно, враждебной культурной среды, они изобретают невероятно действенный ключ, который помогает им не только открыть дверь, но и войти в чуждую им культурную среду. Они создают азбуку, они создают письменность для славян, которые письменностью не обладали.

Можно себе представить, как изменилась после этого жизнь славян. Они обрели очень эффективный инструмент коммуникации. Изменился стиль жизни, появились новые культурные цели и задачи, и вместе с этим духовным и культурным деланием возникла необходимость обратиться к Слову Божиему, читать его и воспринимать таящиеся в нем Божественные истины.

Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не был привязан только к той эпохе. Этот подвиг является универсальным, потому что в каждую последующую эпоху, в каждом народе возникает необходимость для Церкви иметь ключ, помогающий людям открыть дверь навстречу Божественной истине. И сегодня наша Русская Церковь, как и вся вселенская Православная Церковь, встречается с совершенно новыми проблемами. Мы обращаем свое слово к людям, которые поглощаются ложными ценностями утилитарной безбожной цивилизации. Наша эпоха отмечена именно этим вызовом, этой грандиозной и глобальной проблемой, обращенной не только к Церкви, но и к каждому человеку. И в рамках этой безбожной утилитарной цивилизации иногда пытаются говорить о каких-то ценностях без Бога, но почему-то все переходит в политическую плоскость, и ценностями, которые провозглашаются универсальными, оказываются ценности, связанные с желанием утверждать политическую гегемонию одной страны или группы стран над всеми людьми.

Какой же ключ мы можем найти к тому, чтобы свидетельствовать о Христе в этих новых условиях? Наверное, сегодня ни у кого из нас нет окончательного ответа. Но мы, вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, должны думать о том, как войти в эту безбожную утилитарную среду, как изнутри нее проповедовать слово Божие таким образом, чтобы оно захватывало умы и сердца людей. И от того, сумеем ли мы повторить подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, каждый на своем месте, — я говорю об этом, обращаясь, в первую очередь, к собратьям-архипастырям, к каждому священнику и к каждому сознательному христианину, — если мы сумеем найти правильные слова, которые могли бы обратить сердца наших современников к Богу, укрепить веру православную, то это будет означать, что мы нашли ключ, подобно тому как нашли ключ святые равноапостольные братья, открывшие для славянских народов дверь к принятию христианства и к соединению со Святой, Соборной и Апостольской Церковью.

Задачи, которые стояли тысячи лет назад перед солунскими братьями, стоят сегодня перед всеми нами. Это те же самые задачи, но, конечно, в иных культурных категориях, с иными предпосылками, потому что они определяются той средой, в которой мы осуществляем свое благовестие. Но, в конце концов, окончательная цель та же — сделать слово Божие живым и действенным, актуализировать евангельское послание, чтобы древние слова и древние письмена жили реальной жизнью в сознании и сердце современного человека.

Вот такой наказ дают нам сегодня святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славянские, начавшие проповедь с создания азбуки славянского языка, с создания того, без чего не могло быть усвоено слово Божие и не могла развиваться славянская культура. Их молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит он все славянское братство и помогает всем нам быть в единомыслии и продолжать их святое дело. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5209293.html
Константин.