Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 392120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: +384/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #510 : 02 Октября, 2018, 22:02:45 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в кафедральном соборе святителя Николая Чудотворца в Ейске

26 сентября 2018 г. 21:34

26 сентября 2018 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня в кафедральном соборе святителя Николая Чудотворца города Ейска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Исидор, митрополит Краснодарский и Кубанский! Ваше Преосвященство, владыка Герман, архипастырь Ейской земли! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые высокие представители государственной власти!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Обычно этот день я встречаю в Первопрестольном граде Москве, ведь именно в кафедральных соборах полагается воздвигать крест. Но осознавая, сколь велика наша Русская Православная Церковь и как много еще осталось мест, где я не имел возможности побывать, я принял в этом году решение воздвигнуть крест вместе с вами в святом храме на Ейской земле, — чтобы почувствовать духовную атмосферу этого места, помолиться с духовенством, монашествующими, со всеми вами.

Сегодня мы вспоминаем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, и вы, конечно, знаете, что этот праздник был установлен в честь обретения подлинного креста Господня святой царицей Еленой в IV веке в Иерусалиме. С тех пор праздник Воздвижения, посвященный воспоминанию о далеком историческом событии, наполнен также размышлениями о силе и значении Креста Христова.

Каждый православных христианин, взирая на изображение крестного древа, должен понимать, что означает крестный подвиг для всего рода человеческого, для всего мира, а значит, и для нас с вами. Крест есть прежде всего символ страданий, и можно ли себе представить что-то более страшное, чем распятие на кресте живого человека? Это не просто смерть, не просто казнь, а самая позорная казнь в римском обществе того времени. Ведь даже когда человека убивают, его тело все же хоронят, а распятые висели на крестах, на поругание толпе и птицам, с тем чтобы умерший на кресте был предметом насмешек и издевательств, свидетельствующим о никчемности прожитой жизни, приведшей к страшной кончине. На кресте никогда не казнили римских граждан и вообще знатных людей, — если таковые приговаривались к смертной казни, то им отсекали голову мечом. На крест отправляли рабов или и разбойников, представителей самых низких презираемых слоев общества.

Вот и Господь был распят вместе с двумя разбойниками, и, наверное, мало кто делал различие между теми, кто висел справа и слева от Него, и Им Самим, — в глазах окружающих всё это были люди одного сорта, изгои общества, преступники, отчего толпа и глумилась. Образ Распятого не вызывал никакого сочувствия, — только у самых близких людей. Но именно такую смерть избрал для Себя Господь, — которая свидетельствовала о полном уничижении, о лишении всякой чести и достоинства, ведь позорная крестная смерть перечеркивала все, было в жизни человека. Господь избирает такую смерть неслучайно, потому что ней явлен апогей человеческой слабости и беззащитности. Уже ничто не могло бы помочь распинаемому, все было направлено на смерть и уничижение, но Господу надлежало через собственные страдания искупить грехи рода человеческого.

Мы знаем, что искупление всегда связано с наказанием. Когда человека по суду приговаривают к тюремному заключению, он оказывается в трудных жизненных обстоятельствах и своими страданиями искупляет свою вину перед теми, кого обидел, или перед страной, чьи законы нарушил. Вот почему человек, вышедший из заключения, уже не преследуется обществом. С него снимается наказание за грех, так как он свое вытерпел и искупил свое преступление. Так же и страшная крестная смерть, которая постигла Спасителя, была страданием, которым может быть искуплен грех всего человеческого рода. И как же любит Бог Свое творение, — настолько, что Единородный Сын Божий, чтобы искупить человеческое безобразие, человеческий грех, восходит на Крест и принимает позорную смерть! Вот почему крест является символом спасения. Вот почему мы преклоняем пред ним свои колени, — потому что мы поклоняемся Христу, уничижившему Себя, принявшему на Себя образ раба распятого, поверженного, но через это распятие искупившего наши грехи и спасшего наши души.

И вот еще что мы должны осознать в связи с сегодняшним днем. Каждый человек проходит, в большей или меньшей степени, через страдания. Иногда людей постигает большое горе, иногда нечто меньшее, но нет человека, который бы за свою жизнь не пострадал. Или что-то больно уязвило, или болезнь тяжелая, или неудача в жизни, или большие трудности по работе, — да мало ли что уязвляет нас настолько, что мы с большим трудом переносим это страдание, эту печаль! И бывает так, что человек разрушает себя собственными страданиями, — проходя через трудные моменты жизни, он выходит из них разрушенным, ослабленным, озлобленным, порой потерявшим даже всякую надежду на будущее.

Крест Христов, Святая Голгофа — место страдания и искупления всех нас — учат правильному отношению к скорбям и страданиям. А когда уж совсем тяжело в жизни, когда кажется, что сил никаких нет, чтобы выдержать все, что выпало на твою долю, подойди к кресту Господню, внимательно посмотри на Его изображение, соотнеси муки ни в чем не повинного Спасителя со своими житейскими скорбями и помолись Господу перед Его крестом. И пусть Господь даст и вам силу достойно пройти через скорби, болезни и страдания, не разрушая самих себя ни духовно, ни физически, и выйти из полосы жизненных трудностей с новыми силами, с новым взглядом на жизнь, с новым душевным состоянием — состоянием победителя, достойно прошедшего через испытания.

Мы знаем, что человеческий рост, развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Они бывают разные, но это неотъемлемая часть нашей жизни. И для того чтобы мы, христиане, верующие в Господа, признающие силу Его Креста и Воскресения, могли быть сильными во всех обстоятельствах жизни, мы должны научиться у Господа Спасителя, взирая на Его крест, великой силе и способности спасительно преодолевать свои собственные скорби. Вот почему мы говорим, что христианская вера — это вера сильных людей. Не потому что мы сильны — вовсе не так. Есть очень богатые материально люди, имеющие политическую власть, — мы не такие, но мы сильны тем, чему научил нас Сам Господь. Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня. Именно поэтому вера — это дело сильных людей, потому что через веру мы становимся сильными, исполняясь Божественной благодати.

Я хотел бы всем вам, мои дорогие, пожелать крепкой веры. Никогда не сомневайтесь в Божественном присутствии в мире, с чистой совестью и с детской верой просите Господа, чтобы Он вам помогал в жизни. В ответ на эту веру Господь много даст, в том числе в трудных обстоятельствах жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5273923.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: +384/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #511 : 02 Октября, 2018, 22:05:21 »
Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Никольском кафедральном соборе г. Армавира

27 сентября 2018 г. 17:57

27 сентября 2018 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Армавира. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы празднуем сегодня Воздвижение Честнаго Креста Господня, и поэтому все наши мысли обращены ко кресту. На протяжении христианской истории крест всегда находился в центре внимания христиан, потому что проникновение в тайну и смысл креста помогает людям обрести подлинный смысл жизни.

У преподобного Ефрема Сирина находим такие слова: «Крест разрушает идолов». Преподобный знал, о чем говорил, — он жил в постъязыческую эпоху, когда последствия язычества еще были очевидны и в жизни людей, и в тогдашней культуре; но он знал, что христианская вера разрушила идолов и люди, оставив идолов, стали поклоняться Святому и Животворящему Кресту Господню.

Что же такое идол? Идол — это ложная ценность, которая человеческой фантазией, или в силу предрассудков, или злыми внушениями извне возводится в ранг абсолютной ценности, требующей поклонения. Именно так создавались древние языческие боги, и люди поклонялись рукотворным истуканам как воплощению абсолютной ценности, пока эти идолы не были сокрушены верой Христовой.

Так было в древности, а что же происходило в последующие времена? И в последующие времена сохранялась традиция поклоняться ложным ценностям. А для того чтобы ложной ценности поклониться, ее нужно опять-таки абсолютизировать, т.е. сделать абсолютно непререкаемой, которая никем не оспаривается и требует лишь поклонения. Так на месте рукотворных истуканов стали появляться истуканы другого рода — плоды человеческих мыслей, рассуждений, философских построений. И мы знаем, что нередко политические концепции, политические идеи становились такими идолами, которые требовали полного подчинения и почти религиозного поклонения. Не так давно и наша страна освободилась от поклонения подобным идеологическим идолам, и дай Бог, чтобы наш народ никогда больше не соблазнился ни на что подобное.

Но так было не только в нашей стране. Мы знаем, что политические идеи нередко формулируются и передаются людям таким образом, чтобы убедить род человеческий, будто очередная идея есть апогей человеческой мысли и следовать ей значит построить благополучное, процветающее и справедливое общество. И вновь, как в нашем недалеком национальном прошлом, так уже в масштабах всей планеты развивается поклонение некоему идолу, который называется современным обществом, словно современное общество уже достигло максимума в своем развитии и больше за этим ничего не последует. Людей склоняют принимать всё это на веру и поклоняться как идолу; попытки оспорить идолопоклонство вызывают ожесточенное сопротивление, и мы знаем: большинство войн и революций, и в прошлом, и в наши дни, происходит потому, что кто-то захотел создать нового идола и заставить множество людей ему поклоняться.

Но есть и другой идол — это богатство. Богатство привлекает человека, потому что придает ему силы, расширяет его возможности. Действительно, богатство позволяет достигать того, что хочется, а человек чаще всего желает успеха и наслаждения. Успех без наслаждений — уже неполный успех, но когда успех позволяет наслаждаться во всей полноте, возникает еще один идол — пустота, которой люди нередко посвящают всю свою жизнь, отдают все силы.

Но святой преподобный Ефрем говорит: «Крест разрушает идолов». Никакая идеология, оспаривающая господствующую в том или ином месте, в то или иное время, неспособна разрушить идола, — просто один идол меняется на другого. А крест Господень разрушает любого идола, потому что, взирая на крест, мы понимаем: не силой, не деньгами, не властью, не наслаждением побеждены были грех, диавол и смерть, но Христом, Который принял образ раба и взошел на крест, чтобы Своей жертвой искупить наши грехи и спасти весь род человеческий.

Именно подвиг Христа распятого, отдающего Свою жизнь ради других, сокрушил и сокрушает сегодня всех идолов. И если мы хотим быть свободны от идолопоклонства, иногда почти незаметно проникающего в наше сознание и нашу жизнь, мы должны крепко держаться за веру православную, исповедовать Господа Иисуса Христа распятого своим Спасителем и Богом, Его учением напитывать свой разум и свое сердце и тем самым обретать великую свободу от любого человеческого внушения, от любых идолов, которые создаются для очередного порабощения людей.

Когда преподобный Ефрем сказал, что крест разрушает идолов, он имел в виду не только победу христианства над язычеством, но прозревал великую, уже внеисторическую победу Христа распятого над всяким человеческим идолопоклонством, что непременно влечет за собой освобождение человека, подлинную свободу от рабства греху и идолам, свободу, которая наполняет счастьем, смыслом нашу земную жизнь и открывает перед нами врата вечности.

Пусть крест Христов не только ограждает нас от сил вражиих, но и наполняет нашу жизнь великим смыслом, открывающим двери Божественного Царства. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5274543.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: +384/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #512 : 14 Октября, 2018, 23:14:08 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Марфо-Мариинской обители г. Москвы

11 октября 2018 г. 16:57

11 октября 2018 года, в день обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимая матушка игумения Елисавета! Дорогие матушки игумении, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим торжественным днем. Благодарю матушку за произнесенные ею слова, — она сказала бόльшую часть того, что хотел вам сказать я, и это свидетельство того, что назидаться мы можем не только от архиереев и священников, но и друг от друга, потому что каждому Господь полагает на ум и на сердце нечто, чем он может делиться с ближними. Так и было всегда в христианской общине. Сердечно благодарю за ваши добрые правильные слова и поэтому почти ничего не могу добавить к тому, что было сказано о святой преподобномученице Елисавете, кроме как поделиться своим личным опытом переживаний, связанных с посещением Алапаевска в этом юбилейном году, отсчитавшем 100 лет со дня трагической кончины святой преподобномученицы.

Когда я стоял на краю шахты, в которую ее сбросили, меня в первую очередь поразила мысль: зачем все это было сделано? Можно себе представить ужасную картину того, что сто лет назад там произошло. Да, всякая смерть ужасна, но разве можно сравнить по степени мучений моментальную гибель от пули с мучительной смертью на дне глубокой ямы? Зачем великую княгиню сбросили вниз? Что творилось в сознании и в сердце палачей, когда они схватили эту хрупкую женщину и столкнули ее в страшную яму? А падение влекло за собой нестерпимую боль и медленную смерть, что и произошло, — святая Елисавета умерла не мгновенно. Она умерла от голода, от холода, от жажды, от боли, — что еще более ужасное можно представить? Но даже на дне алапаевской шахты она изливала на ближних, с которыми оказалась рядом, свою любовь, свое милосердие. Есть исторические свидетельства того, что она оказывала даже медицинскую помощь тем, кто был ранен еще тяжелее при падении в шахту.

Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бόльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами.

Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности.

Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах.

Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь.

С праздником всех вас сердечно поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5280835.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: +384/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #513 : 15 Октября, 2018, 20:06:16 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в храме Всех святых в Минске

14 октября 2018 г. 20:23

14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме-памятнике в честь Всех святых в городе Минске. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы совпадает с воскресным днем, поэтому за Литургией читались два Евангелия — и воскресного дня, и посвященное Богоматери. Так вот, в воскресном Евангелии есть слова, которые для всех нас являются огромной силы вызовом, — быть может, это самое радикальное утверждение во всем Новом Завете. А слова такие: «Любите врагов ваших» (Лк. 6:35).

А кто именуется врагом? Представление о враге формируется в нашем сознании, когда мы чувствуем исходящую от кого-то опасность. И когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он, конечно, имеет в виду не тех, кто приходит на твою землю с оружием в руках, выжигает села и города, несет несчастья людям. Не о них речь — на противостояние таким врагам Церковь всегда благословляла свой народ. Речь идет о других врагах — тех, кто нас окружает. Ведь если не у каждого, то у многих есть в окружении люди, с кем не хочется общаться, кого мы стремимся избегать.

Как же можно любить врагов? Утверждение Евангелия будто противоречит жизненной логике. Казалось бы, с врагами нужно бороться, им нужно противопоставлять свою собственную силу, чтобы их сила не взяла над тобой верх. Но в Евангелии нет ни одного лишнего или пустого слова. Все, что в Евангелии сказано, будь то «любите врагов ваших» или «если кто ударит в правую щеку, подставь левую» (см. Мф. 5:39), — это Божественная мудрость, которую мы не можем игнорировать. Для большинства из нас это реальный вызов. Как так? Как можно подставлять левую щеку тому, кто ударил тебя в правую? Как можно любить врага? Но Господь нам об этом говорит не случайно. Думаю, в подлинном понимании этих слов и содержится ключ к нашему человеческому благополучию и счастью. Ведь враг — не только тот, кто на тебя поднимает руку; обычно таких очень мало, и в правовом обществе с ними хорошо разбираются правоохранительные органы. Если кто-то напал на тебя на улице, то это даже не твое личное дело — это дело тех, кто защищает правопорядок в стране. В Евангелии речь, конечно, о других врагах, — о тех, кого мы считаем таковыми, кто воспринимается нами как противник, несущий нам опасность. Что же происходит, когда некто, кого мы считали врагом, действительно наносит нам некий ущерб — словами, делами, интригами? Как мы должны ответить на все это?«Любите врагов ваших».

Попробуй полюбить того, кто встал поперек дороги и тебе мешает, — но Господь говорит: «Любите врагов ваших». Эти настоятельное требование, конечно, относится не к любви, которую мать обращает к детям, или которая связывает супругов, или которая связывает близких по духу людей. Речь идет о другом. Речь идет о том, что в ответ на некую стратегию зла, которая выстраивается против нас, мы должны сохранять мирный дух. Ведь что происходит, когда мы опознаем в человеке врага? Мы возбуждаемся, мы напрягаем свои силы, мы хотим адекватно ответить врагу, наказать его. Сколько на это уходит сил! Какая энергия расточается! Но самое главное, враг нас побеждает, даже не сделав ничего против нас. Если мы строим планы борьбы с тем, кого считаем врагом, если мы себя опустошаем во имя этой борьбы, — он уже нас победил. Мы пребывали в мирном состоянии духа, но вдруг возник враг, — и дух мирный исчез, и в голову ничего не идет, кроме мыслей о враге. Вроде он ничего еще не сделал, а мы уже переживаем, боремся с ним в мыслях, порой по сто раз повторяем, что ему сказать при встрече. Не сделав ничего, наш внутренний мир этот враг уже оккупировал.

Как только мы опознаем в ком-то врага, мы лишаемся внутреннего мира и покоя, а значит, мы уже побеждены этим врагом. Поэтому, когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он предлагает нам сохранять мирный дух, чтобы вражда не охватывала наше сознание, нашу волю, наши чувства, не затмевала наш духовный взор. Мудрые слова Евангелия — «любите врагов ваших» — нужно понимать таким образом, что никакой враг не должен разрушать наш внутренний мир. А чтобы было так, нам нужно научиться предавать тех, кого мы считаем своими врагами, в руки Божии. Так всегда поступали святые и мудрые люди, которые в ответ на оскорбления отвечали: «Бог тебе судья, а не я. Не хочу вступать с тобой в конфликт, мне чужды те страшные, злые эмоции, которыми ты страдаешь, и пусть тебя судит Бог». В этих словах — исполнение заповеди о любви к врагам. Мы не обнажаем оружия, а предаем этих людей в руки Божии.

Все сказанное отнюдь не лишает нас права не терять бдительность, следить за своими словами, отстаивать, если нужно, свои убеждения, но это совершенно другое поле борьбы, — не то, о котором мы сегодня слышали в Евангелии. Мы научаемся этой Божественной мудрости не для того, чтобы сдаваться или наносить себе ущерб. Принимая эти Божественные заповеди, мы становимся по-настоящему сильными, непобедимыми. Мы способны сохранить свою независимость от воздействия всяких вражеских сил. Мы сохраняем свою внутреннюю силу, свои убеждения, свои взгляды на жизнь, мы сохраняем самих себя. Всему этому и учит нас Господь.

А святой Иоанн Златоуст открывает перед нами особую перспективу в связи с той темой, о которой мы сегодня размышляем. Он говорит: тот, кто любит врага, уподобляется Христу. Ведь и Христос пострадал от людей, и это был не частный конфликт, но борьба не на жизнь, а на смерть. Она привела Спасителя на Голгофу, но Христос не омрачил Своего духа, даже на допросе у первосвященников и Пилата, даже восходя на Голгофу. Потому мы и поклоняемся Кресту как символу победы над всякими человеческими конфликтами, над всяким человеческим грехом.

Этому мы научены сегодняшним Евангельским чтением, и если великие благодатные слова, исполненные жизненной мудрости, мы постараемся применить в своей жизни — в общении с коллегами, с близкими, с родными, с теми, с кем мы соприкасаемся, — то почувствуем, насколько мы становимся сильнее, как открываются перед нами иные горизонты человеческой жизни и межличностных отношений, как возвышается наша душа. Сегодняшнее Евангельское чтение действительно помогает нам становиться сильнее, чище, лучше, — достаточно не отдавать свое сердце гневу, лукавству, осуждению, когда мы общаемся с теми, кого склонны называть своими врагами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5282796.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2102
  • Репутация: +384/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #514 : 26 Октября, 2018, 22:10:08 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VIII Общецерковном съезде по социальному служению

19 октября 2018 г. 23:18

19 октября 2018 года в Москве состоялось итоговое пленарное заседание VIII Общецерковного съезда по социальному служению «Координация социального служения в епархии». С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Мы начинаем работу нашего съезда с воспоминания о трагическом событии [в Керчи], которое действительно обожгло души наших людей сопричастностью к горю тех, кто пережил и переживает эту трагедию. Мы молимся об упокоении невинно убиенных. Мы желаем сил душевных и телесных родителям, близким, родным тех, кто был убит. И считаем нашим прямым долгом как молитву об упокоении умерших, так и максимальное оказание помощи тем, кто так или иначе связан с этим страшным событием. Нужно найти возможности оказать и духовную, и, если надо, материальную поддержку. Попрошу Вас, владыка, иметь особое об этом попечение: войти в контакт с епископатом нашей Церкви, несущим служение в Крыму, и выяснить, что еще мы могли бы сделать, чтобы поддержать людей, особенно родителей, переживших такое страшное испытание.

Мне хотелось бы начать свою речь со слов благодарности всем вам, а также тем, кто в силу различных причин сегодня не может присутствовать в этом зале, за важную работу, которую вы осуществляете. Отрадно свидетельствовать, что милостью Божией и усилиями многих тружеников социальная деятельность Церкви уже прошла этап становления. Появляются новые центры гуманитарной помощи, структуры помощи наркозависимым, дома для мам, сестричества, во многих приходах созданы ставки штатных социальных работников. Могу судить по городу Москве, как появление такого рода работников меняет характер всей деятельности наших приходов. Что греха таить, еще совсем недавно настоятели не знали даже имена нуждавшихся членов прихода, не знали имена тех, кто одинок, кто нуждается в поддержке. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Конечно, мы не достигли всего, к чему стремимся, но главное, уже сделаны первые важные шаги.

Сегодня пришло время обратить особое внимание на качество социальной работы, которая осуществляется в Церкви. Мне кажется важным, чтобы сестры милосердия обязательно проходили профессиональное обучение, умели ухаживать за больными, были знакомы с современными методами работы с больными людьми, с оказанием паллиативной помощи, с современными технологиями в этой сфере. Важно не просто накормить бездомного, а попытаться помочь ему вернуться в общество, выстроить процесс его реабилитации. Если речь идет о профилактике абортов, нужно осуществлять полноценную поддержку семьи как до, так и после рождения ребенка. Для женщин, которые получают приют в наших домах для мам, следует составить четкий план действий по решению актуальных для них вопросов и сопровождать их в решении существующих проблем. Я рад, что получила поддержку на местах сформулированная мною в свое время задача проявлять заботу о женщинах, которые отказываются, в том числе по нашей инициативе, от совершения абортов. Я получаю информацию от епархиальных архиереев, что мало-помалу эта работа действительно становится приоритетной. Церковь проповедует отказ от абортов, призывая женщин, которые отказались от аборта, изменить свою жизнь, взять на себя определенные обязательства. А значит, Церковь обязана оказывать этим женщинам моральную, и не только моральную, поддержку, иначе наши слова становятся лицемерием. Легко сказать «не делайте». Нужно понять женщину, которая оказалась в ситуации, при которой она приняла решение сделать аборт, но потом через наши слова, через наше воздействие отказалась; нужно войти в ее тяжелое положение и максимально помочь ей, чтобы она чувствовала заботу со стороны Церкви. В таком случае наши слова не будут восприниматься лишь как пустой звук. Поэтому я еще раз делаю особый акцент на необходимости организации в масштабе всей Церкви работы с женщинами, которые отказались совершить аборт и продолжают находиться в стесненных трудных обстоятельствах.

В центре наших усилий должен стоять сам нуждающийся человек. Неверно тешить себя мыслью, как хорошо мы поступаем ради собственного спасения, помогая другому. Все оценки расставит Господь. Он вынесет суд, с тем ли настроением, с тем ли, если хотите, пониманием собственного места в совершении добра мы приступаем к этому деланию. Мы должны, прежде всего, думать о качестве нашей помощи, ставя себя на место страдающих людей.

Церковную социальную деятельность отличает комплексный подход. Церковь не воспринимает человека просто как получателя услуг, мы видим в каждом личность, образ Божий, нашего ближнего, члена Церкви, нашего собрата или сестру. Мы призваны помочь ему не какой-то единичной услугой, а всем, чем можем.

Для социального работника недостаточно быть отзывчивым и сострадательным. Необходимо регулярно повышать квалификацию на специальных образовательных курсах, в том числе тех, что проводит Синодальный отдел по социальному служению и благотворительности. Необходимо разбираться в зарубежном опыте, читать соответствующую литературу, посещать конференции, круглые столы и стажировки.

Хотел бы отметить особую важность координации социального служения на уровне епархии. В каждом регионе эти направления могут быть разными: где-то необходимо помогать наркозависимым, где-то — бездомным или инвалидам. Но в любом случае в поле нашего внимания должны быть все социальные вопросы, решению которых мы можем реально содействовать, помогая всем нуждающимся вне зависимости от их гражданства, национальности или вероисповедания.

Руководителям епархиальных отделов необходимо выстраивать полноценную систему социальной деятельности внутри епархии. Благотворительное служение должно вестись и в кафедральном городе, и в благочиниях, и на конкретных приходах. На каждом уровне этой системы у главы социального отдела должно быть свое доверенное лицо, которое постоянно участвует в общих встречах, всегда на связи. Системная работа — это работа по четкому плану, с измеряемыми результатами, с конкретными задачами на год и целями на долгосрочную перспективу.

Неправильно думать, что социальная деятельность — это лишь одно импульсивное действие. Нет, это планомерное поступательное движение вперед. Я бы хотел сказать, что самое трудное в нашей с вами работе — именно систематическое, хорошо организованное поступательное движение. Легко воспламениться от призывающих слов священника, от прочтения какой-то литературы и что-то сделать, например, навестить больного или посетить кого-то в заключении. Но очень трудно включить в свою собственную жизнь такого рода действия на постоянной основе, осознав, что оказание помощи людям, особенно тем, кто в беде, — это первостепенная задача каждого христианина.

Наши приюты, наши реабилитационные центры, нецерковные организации, которые также нуждаются в помощи, должны быть центром нашего притяжения и внимания. Мы должны стараться осуществлять все эти проекты не как нечто второстепенное, но как одну из самых главных задач, как дело, к которому Христос нас призывает. И я хотел бы еще раз подчеркнуть: речь идет не только о работе в собственно церковных учреждениях. Мы должны иметь открытое сердце к тому, чтобы взаимодействовать и помогать тем, кто вне церковных границ осуществляет ту же работу, что и мы.

В последнее время в России увеличилось число епархий, что позволило усилить нашу благотворительную деятельность. Теперь в каждой небольшой епархии есть свой социальный отдел, свой центр активности, но, как правило, этим епархиям еще недостает опыта. Отрадно, что Синодальный отдел по благотворительности помогает новообразованным епархиям: специально для них был разработан документ «Последовательность действий руководителя епархиального социального отдела при вступлении в должность и на начальном этапе работы». Это свод простых рекомендаций, который позволяет выстроить системную работу. Документ распространяет, пока адресно, сам Синодальный отдел, но полагаю целесообразным, после моего окончательного утверждения, придать ему статус общецерковных рекомендаций, с тем чтобы Управление делами могло разослать его в епархии.

Обращаясь к священникам, хотел бы сказать: несмотря на имеющуюся нагрузку, нужно помнить, что служение в больницах, помощь нуждающимся — это служение Богу, это неотъемлемая часть нашей пастырской деятельности и нашей христианской жизни, ведь в каждом нуждающемся Христос призывал видеть Самого Себя (Мф. 25:40). Священник не должен думать, что, совершив Литургию, он может быть свободен от всех других пастырских обязательств. Литургия — это наше «общее дело», которое продолжается, в том числе, в больницах, в хосписах, в интернатах, в богадельнях, в приютах — там, где не хватает любви, где есть человеческое горе и нужда.

Конечно, в этом служении священники нуждаются в помощи мирян — добровольцев, в том числе сестер милосердия. Вокруг нас много молодых людей, готовых послужить ближним, но далеко не все знают, что нужно сделать и куда обратиться, чтобы стать волонтером. Наша задача — рассказать этим людям, где они могут быть полезны: в интернатах, в больницах, в домах престарелых, в домах для бездомных.

Епархиальный социальный отдел должен создать условия для того, чтобы любой человек, который хочет помогать ближним, имел возможность это делать. Хорошо, когда при храме есть группа милосердия, но порой бывает так, что о ней не знают даже многие прихожане. Не стесняйтесь рассказывать людям об этом служении, — они смогут присоединиться к вашей работе только в том случае, если они о ней узнали и стали ей симпатизировать. Поэтому разъяснительная деятельность в приходах, направленная на популяризацию социального служения, должна быть делом каждого священнослужителя, особенно настоятеля.

Также необходимо дать людям, в том числе невоцерковленным, возможность участвовать в добрых делах при храме. Как показывает практика московской службы «Милосердие», невоцерковленные люди приходят в храм, чтобы стать добровольцами, а потом постепенно через эту деятельность воцерковляются. Один журналист рассказывал мне, как он, что-то зная о Церкви, но не имея никакого опыта общения с Церковью, зашел в один из наших храмов, где собирались посылки, гуманитарная помощь для пострадавших — кажется, при наводнении в городе Крымске. И его просто, без церемоний включили в эту работу. Кто-то из активистов сказал: «Что стоишь, иди помогай разбирать пакеты». Он оставил машину незапертой и пошел делать, что ему сказали. Потом он делился этим опытом и говорил, насколько важным для него было увидеть людей, материально совершенно не заинтересованных, вдохновленных исключительно осознанием необходимости помочь, срочно помочь, страдающим. И это чувство передалось ему, — думаю, с этим чувством он и сейчас живет; дай Бог, чтобы было так.

О том, как организовать добровольческую службу, можно узнать на сайте Синодального отдела по благотворительности. Там опубликован видеоучебник по организации добровольческой деятельности, а в начале 2018 года вышло новое методическое пособие «Как организовать службу добровольцев: учебник для начинающих». Призываю всех, кто желает ознакомиться с социальной церковной работой, обращаться к сайту Синодального отдела: на нем размещаются книги и методики по всем направлениям нашего служения. Каждый год выходят 4-5 новых пособий, в которых аккумулируется лучший опыт работы.

Отрадно отметить развитие не только дистанционного, но и очного обучения, которое осуществляется Отделом. В Москве прошли стажировку многие руководители и представители епархиальных социальных отделов, приходские социальные работники и сестры милосердия.

В 2016 году обучающий центр был открыт в Екатеринбурге, и уже второй год руководители и представители епархиальных социальных отделов, социальные работники и сестры милосердия имеют возможность пройти стажировку и на базе Екатеринбургского социального отдела. На сегодня там прошли очное обучение руководители социальных отделов практически всех епархий Уральского федерального округа, Казахстана и Средней Азии.

Рад, что в настоящий момент Синодальный отдел работает над открытием подобных региональных обучающих центров и в других федеральных округах, в частности, в ближайшей перспективе должен приступить к работе центр в Южном федеральном округе — на базе социального отдела Ростовской епархии.

Теперь хотел бы остановиться подробнее на некоторых направлениях нашей работы.

Многим инвалидам, особенно в регионах, по-прежнему недоступны современные технологии реабилитации. Городская среда и здания не адаптированы для них, не хватает квалифицированных специалистов, не хватает добровольцев, готовых в повседневной жизни сопровождать людей с ограниченными возможностями. Некоторые отказываются от своих детей-инвалидов или взрослых инвалидов, потому что не могут обеспечить им полноценный уход. Церковь могла бы создавать проекты помощи таким семьям. Конечно, реализация этих проектов невозможна без активного взаимодействия с родительским сообществом, специалистами в сфере коррекционной педагогики, профильными образовательными и некоммерческими организациями. Наиболее успешные церковные проекты на сегодняшний день организованы в тесном сотрудничестве с профильными НКО, благотворительными фондами, общественными организациями инвалидов, и это сотрудничество необходимо развивать.

В работе с бездомными важно понять, что мы должны не просто оказывать срочную социальную помощь, а выстраивать систему поддержки и возвращения людей в общество. Да, нужно решать насущные проблемы с едой, одеждой, кровом, но очевидно, что сегодня этого недостаточно. Бездомность — это своего рода болезнь, которая парализует волю человека и отнимает силы для борьбы. Наша задача — помочь такому человеку прийти к Церкви, познакомиться с ее социальной работой, включиться в систему церковной реабилитации и посредством той помощи, которую Церковь может оказать, преодолеть самое главное — отчуждение от мира. В России есть церковные приюты для бездомных, но нужно повысить, с учетом сказанного, качество их работы.

В современных условиях очень трудно приходится многодетным семьям: их финансовых возможностей, возможностей восстановить свое физическое и психологическое здоровье гораздо меньше, чем у других родителей, а при той разобщенности поколений, которую мы наблюдаем, многодетные родители зачастую оказываются без помощи своих старших детей. В такой ситуации православный приход может стать опорой и поддержкой для многодетной семьи. Желательно, чтобы семья могла получать материальную, физическую, психологическую помощь. Хорошо зарекомендовали себя инициативы создания при храмах обществ многодетных, выстраивание системы взаимопомощи.

Отдельного внимания заслуживает наша помощь детям-сиротам. В этой сфере благодаря усилиям государства ситуация значительно улучшилась за последние годы. Действует целый ряд государственных программ по подготовке будущих приемных родителей. Церковь тоже участвует в этой работе. Однако в целом церковные проекты в этой области являются пока единичными, и нам необходимо более интенсивно развивать это направление.

Вся наша деятельность по помощи детям-сиротам должна быть сконцентрирована на устройстве детей в приемные семьи и работе с кровной семьей. При этом нужно не терять осмотрительность и подвергать тщательному анализу состояние семьи, потому что нередко искусственное возвращение ребенка в семью приводит к трагическим последствиям, когда у него разрушаются те добрые навыки, которые сформировались в церковных учреждениях. Возвращение в семью должно обязательно сопровождаться как предварительным изучением ситуации, так и определенным мониторингом. Нельзя ребенка оставлять один на один с родителями, которые уже когда-то обнаружили свою неспособность к воспитательной деятельности. Конечно, происходят большие перемены, в том числе в сознании таких родителей, часто под влиянием Церкви. Но еще раз хотел бы сказать, что мониторинг нужно осуществлять на протяжении достаточно продолжительного времени, чтобы убедиться: ребенку ничто не угрожает. Необходима работа по преодолению кризисной ситуации в кровной семье, а также сопровождение, как я уже сказал, приемных семей, которые взяли на воспитание ребенка-сироту.

Тех людей, которые пока не готовы к такому ответственному шагу, как усыновление, но при этом хотят помочь ребенку-сироте, можно ориентировать на форму гостевого режима или наставничества, которое особенно важно при работе с подростками. Благодарю Синодальный отдел, который проводит дистанционные и выездные очные занятия в епархиях по вопросам подготовки будущих наставников и приемных родителей.

Важными темами являются также помощь зависимым людям и утверждение трезвости. Отрадно, что возобновленный Церковью День трезвости вызывает интерес десятков тысяч людей по всей стране. В рамках этого праздника в России при поддержке Минздрава проходят различные мероприятия, посвященные утверждению трезвости и популяризации трезвого образа жизни. Развиваются общества и школы трезвости на приходах, куда обращаются за поддержкой, консультациями и помощью тысячи зависимых и их родственников.

По-прежнему приоритетное направление нашей деятельности — профилактика абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Ежегодно в России появляются новые приюты, организуются денежные сборы, и на эти средства создаются центры гуманитарной помощи в различных епархиях. Любая нуждающаяся семья может обратиться в эти центры за продуктами, одеждой, а также получить бесплатно все, что ей нужно для ребенка: кроватку, коляску, игрушки, средства гигиены, детское питание.

Не так давно мы провели новый сбор средств, которые будут распределены Синодальным отделом на условиях открытого конкурса. Положение о конкурсе опубликовано на сайте Отдела, и каждая епархия может направлять свои заявки для получения средств до 5 ноября. Призываю всех вас активнее включаться в эту работу.

В этом году мы решили не ограничиваться только центрами гуманитарной помощи, а предложить на собранные средства создавать консультационные пункты для женщин и приюты. Каждая женщина, оказавшаяся в кризисной ситуации, должна знать, что в Церкви она получит всю необходимую поддержку. Об этом я уже говорил в начале своего выступления, и еще раз хочу сказать: создание кризисных центров для женщин, где они могут получить поддержку и по возможности даже приют в случае необходимости, должно быть приоритетным.

Социальное служение — это деятельное выражение христианской любви к ближнему, свидетельство нашей веры. Это не дополнительная нагрузка, не какое-то нововведение последних лет, а наша прямая обязанность, проистекающая из наших христианских убеждений, из самой природы Церкви. Церковь — это община исцеления духовного, но и физического. И потому средства должны употребляться в первую очередь духовные — посредством Таинств, проповедей, — но и материальные, через хорошо организованную социальную работу.

В заключение хотел бы привести слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:16, 18). И да будет так. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5286917.html