Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527848 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #550 : 01 Февраля, 2019, 20:11:41 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации Его Святейшества31 января 2019 г. 20:3431 января 2019 года в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца состоялся торжественный акт, посвященный 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словом.Многоуважаемый Владимир Владимирович, Президент Российской Федерации! Многоуважаемый Игорь Николаевич, Президент Республики Молдова! Ваши Святейшества и Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!Переступая символический временной рубеж десятой годовщины Поместного Собора 2009 года, мы оглянулись на пройденный путь и ознакомились с итогами десятилетия, которые были нам только что представлены в этом видеоролике. И первое слово, с которого мне хотелось бы начать свое выступление, — это благодарность. Благодарность в Троице славимому Богу за то, что произошло в эти годы в жизни нашей страны и в жизни нашей Церкви. Особенно дороги для меня перемены в организации приходской деятельности, появление новых видов церковного служения с участием как клира, так и мирян: миссионерско-просветительского, религиозно-образовательного, социального и молодежного. Происходит все это не только в столице и крупных городах, но и в глубинке, где благодаря созданию 150 новых епархий — всего их на сегодня 309 — во многих местах укрепилась приходская жизнь, появилось энергичное духовенство, молодежный актив и, что особенно важно, 9 386 новых приходов, общее число которых достигло 38 649.Благодарю всех, кто трудился над устроением церковной жизни в эти годы.Русская Православная Церковь охватывает многие страны, в большинстве из которых выстроены добрые отношения с государственными властями. Особенно хотел бы поблагодарить лидеров этих стран — как присутствующих здесь, так и тех, кто не смог принять участие в сегодняшней встрече, — за конструктивное взаимодействие, за соработничество, за понимание роли Церкви в государстве и в современном обществе. Особую благодарность я хотел бы выразить Вам, Владимир Владимирович, и в Вашем лице Правительству Российской Федерации, властям, за тот диалог, который выстроен между Церковью и государством. Этот диалог происходит в атмосфере всегда доброжелательной, открытой; нам предоставляется возможность обсуждать многие проблемы, которые волнуют наш народ, общество и, конечно, Церковь. Наверное, впервые за всю историю России, я не побоюсь сказать так определенно, выстроились такие отношения между Церковью и государством. Потому что даже во времена Российской империи, где Церковь была государственной, она не имела равного партнера в лице государства, но всегда была подчинена тем или иным государственным институтам. Сегодня диалог между Церковью и государством — это диалог людей и институций, заинтересованных в том, чтобы процветало и Отечество наше, и Церковь наша.А вот недостаток такого понимания и такого партнерства, к сожалению, сегодня наблюдается на братской Украине. Там мы сегодня сталкиваемся со сложнейшим этапом многовекового пути нашей Церкви.Постоянное обострение политической обстановки, начиная с 2014 года, усиление давления на каноническую Украинскую Православную Церковь со стороны властей, со стороны украинского раскола и радикальных политических сил, а затем и беззаконное вторжение Константинополя на территорию Украинской Православной Церкви, завершившееся предоставлением им так называемой автокефалии, созданной из раскольников псевдоцерковных структур, принятие государством в конце 2018-го и начале 2019 года дискриминационных законов — все это привело к нарушению прав верующих канонической Церкви, захватам ее храмов, разжиганию межконфессиональной ненависти. Несмотря на это, Украинская Православная Церковь являет впечатляющий пример твердости в вере и внутреннего единства. Верю, что с непобедимой Божией помощью она устоит в правде и в свете перед лицом всех этих испытаний, а восстающие против нее силы тьмы рассеются, «как рассеивается дым» (Пс. 63:3).Будем молиться о том, чтобы Церковь преодолела эти искушения, как всегда побеждала ереси и нестроения, чтобы бурные ветры вскоре утихли, а мы, не смущаясь угрозами, продолжали созидание основанного на краеугольном камне Христа здания Церкви.Свое слово я бы хотел посвятить размышлениям о том, в каком направлении нам следует двигаться дальше. Не думаю, что я сегодня должен говорить о том, что было. А вот о том, что будет, какие мысли, какие соображения, какие мечты и надежды рождаются в моем сердце и сознании, я бы хотел с вами сегодня поделиться.Каждая эпоха имеет свои характерные черты. Церковь как живое Тело Христа Спасителя, сохраняя Свою целостность и верность Главе, в то же самое время находится в постоянном процессе актуализации Евангелия, творческого осознания, чтó именно современному миру принес Спаситель. Каждая эпоха ставила свои, прежде неизвестные, задачи, и история показывает, как Церковь с ними справлялась. Можно вспомнить противостояние между первой христианской общиной и мощной традицией ветхозаветного законничества; встречу христианства с многоликим миром язычества, с его философской и культурной базой; столкновение с идеально отлаженной и беспощадной машиной римской государственности. Как могли первые христиане дерзнуть выступить со своими более чем скромными силами против этих колоссов, которые и по сей день во многом определяют специфику европейской культуры и цивилизации? Мы знаем, что в итоге христианство оказалось сильнее и что оно победило, став новой закваской и преобразовав все эти казавшиеся неприкосновенными и самодостаточными устои общественной жизни, государственного устройства, философского наследия, античной культуры. Церковь со дня своего основания имеет все необходимые средства для спасения мира, и христиане призваны сообщить их миру, даже если нас сегодня подталкивают к молчанию и бездействию. Церковь— свидетельница вечной жизни и, будучи хранительницей Слов Бога, живет предвкушением грядущего. Во главе Церкви — Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, наш главный ориентир в том, каким может и должен стать человек.Уже длительное время мы стоим перед лицом жестких цивилизационных изменений в современном мире, в котором все быстрее происходит отказ от традиционных универсальных ценностей. Усиливается разрыв между христианским благовестием и той идейной парадигмой, в которой развивается современное человечество. Подвергаются пересмотру представления о Творце, мире и человеке, о нравственных принципах, об отношениях между людьми, о месте религии в обществе и личной жизни. Все эти тенденции не вполне новые — еще в начале ХХ века философ Василий Васильевич Розанов отмечал, что «существование без высших идей побеждает и едва ли не победит христианство, как христианство некогда победило классицизм» («Итальянские впечатления. Пестум»). Иными словами, борьба за души необязательно происходит в виде открытых нападений злых сил, но через постепенное вымывание ценностей, в том числе жертвенной любви, в пользу потребительского комфорта, мелких и мелочных целей, духовной и душевной расслабленности. Сегодня уже очевидно, что эти прозрения замечательного русского мыслителя осуществляются с устрашающей скоростью. Мы стали свидетелями стремительного развития технологий, изменений политического и экономического характера, смены социальных парадигм, и далеко не всегда эти перемены являются благом для человечества. Остановлюсь на некоторых наиболее значимых вызовах, с которыми Церковь Христова сталкивается в современном мире.Первый вызов — это стремление ограничить влияние Церкви на человека и на общество. Со времен начала христианства враг рода человеческого восстает на Церковь Христову разными способами: от открытых гонений и преследований христиан до попыток объявить христианство отжившим и неактуальным. Сегодняшнее секулярное общество не прочь отвести Церкви место «этнографического музея», где верующие — лишь хранители традиций, не имеющие отношения к реальной жизни современников. Однако Церковь как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) является не только хранительницей высоких, проверенных веками, идей. Церковь — это пространство духовного обновления и человека, и общества. Евангелие Христа — это животворящее слово, благая весть, устремленная в будущее каждого человека и человечества в целом. В Церкви человек способен стать действительно свободным. Это не безответственная свобода «что хочу, то и делаю», но свобода друга Божьего. Свобода, лежащая в основе подлинной любви и подлинного творчества. Свобода в том, что слово Христа и по сей день преломляется и осуществляется в жизни, хотя, может быть, выражаясь славянским словом, и «жéстоко» (ср. Ин. 6:60), то есть трудно приемлемо для человека, в котором крепко засела привычка к эгоизму. Напротив, концепции и системы, поддерживающие и развивающие человеческую самость, потакающие желаниям, прихоти и похоти, обладают привлекательностью, потому что эксплуатируют стремление человека к удовольствиям и удобствам. Именно на этом бытовом, утилитарном уровне в большинстве случаев и осуществляется противостояние христианству. Церковь призвана сегодня к особому свидетельству о том, что в сохранении религиозного и, в первую очередь, христианского мировоззрения — залог от распада личности, залог сохранения жизнеспособности современной цивилизации через преодоление эгоистической вседозволенности и насилия.Важным частным проявлением этого противостояния стал кризис института семьи. В современной цивилизации понятие семьи размывается до неузнаваемости. В общественное сознание вброшены и активно прорастают семена ложных идей о важности так называемого «гендерного самоопределения», необходимости раннего развития детской сексуальности, многообразии форм брачного союза, естественности и нормальности так называемых «пробных браков», движения намеренной бездетности, так называемое «childfree». Эти и многие другие «вирусы» разрушают традиционные семейные ценности. Между тем эти два слова — семейные ценности — не только говорят об одном из путей достижения вечной жизни, но являются также залогом как личного, родительского и детского счастья на земле, так и прочной основой устойчивой общественной жизни. Отказавшись от верности основополагающим христианским истинам о человеке, цивилизация становится беззащитной перед хаосом, разрушающим человеческие общества и человеческие жизни.Второй вызов — это усиливающиеся попытки интерпретировать в идеологическом, а не собственно научном ключе данные научных дисциплин, особенно таких, как психология, социология, нейрофизиология и многие другие. Научный атеизм советского времени ушел в прошлое, но идеологи современного «сциентизма» (т.е. веры во всесилие науки, абсолютизации ее роли в культуре) полагают, что любые проблемы человека в современном мире могут быть разрешены наукой. Такой подход существенно выходит за границы возможного действия науки в жизни человека и искусственно противопоставляет науку и религию. И священник, и психолог, и психотерапевт должны каждый заниматься своим делом, а сообща — помогать человеку. Успех их взаимного действия зависит, в том числе, от распространения того духовного опыта, которым обладает Православная Церковь, но с которым далеко не все знакомы. Замечательный философ Иван Васильевич Киреевский писал по этому поводу следующее: «Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие» («О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России»). Думаю, эта задача и сегодня стоит на повестке дня. А решение ее позволит и обогатить науку, и улучшить жизнь людей.Одним из проявлений проблемы сциентизма является риск дегуманизации человечества в результате распространения идей трансгуманизма, то есть «выхода за границы человеческого», проповеди некоего качественного улучшения физической природы человека посредством науки и технологий. Трансгуманисты часто ссылаются на желание уменьшить страдания человека, сделать его физическое существования более совершенным. В этих целях нет ничего плохого. Мы знаем множество замечательных научных открытий, которые стали настоящим благом для человечества. К примеру, благодаря открытиям в сфере медицины в прошлое ушли некоторые эпидемии, являвшиеся в средние века бедой всемирного масштаба. Проблема трансгуманизма — в сведении человека к его биологической, или, говоря святоотеческим языком, телесной составляющей, для совершенствования которой допустимо, по уверению адептов этого учения, поступаться нравственными нормами и выходить за границы морально допустимого. Трансгуманизм обещает человечеству «цифровое бессмертие», преодоление физических ограничений, фактически — как бы создание нового человека. В сознание современников через фильмы и литературу постоянно вкладывается идея о том, что человек требует «переделки», «обновления», или, пользуясь выражением из компьютерной индустрии — «апгрейда». Это новая форма антихристианства, которая декларирует искреннюю заботу о благе человека, а на деле в самом корне разрушает истинные представления о человечности и о человеке как образе Божием.Ответ на вопрос о дальнейших задачах Церкви и о ее реакции на вызовы современности крайне прост. Церковь будет делать то, что делала всегда, а именно: проповедовать Евангелие Царства Бога, пришедшего в мир. Церковь по сей день хранит в неповрежденности основные истины о человеке, об особенностях его внутренней жизни, о его духовных и душевных проблемах и о способах их разрешения. Эти истины не придуманы нами, а открыты нам Богом — Творцом человека, Который поделился с нами Своим замыслом о том, каким призван быть человек. Церковь с полной ответственностью говорит и сегодня, как и тысячу лет назад: да, мы знаем, каким должен стать человек. Это не область гаданий и гипотез, а достоверное и ответственное знание. Назову несколько свойств, отличающих жизнь Церкви еще с апостольских времен, и которыми она показывает путь развития как отдельному человеку, так и обществу в целом.Первое свойство — это отношение христиан друг ко другу. Христианский писатель II века Тертуллиан в своей «Апологетике» приводит свидетельство язычников о христианах своего времени: «Смотри, говорят [язычники], как они [то есть христиане] любят друг друга, <…> как они готовы друг за друга даже умереть» (Апологетик, 39). Этот возглас изумления со стороны язычников демонстрирует, каковой была одна фундаментальных основ христианской миссии. Это христианская любовь, которая и по сей день может выражаться и выражается в нелицемерной общественной солидарности, в стремлении к социальной справедливости, в искренней личной заботе о тех, кто находится рядом, в терпеливом несении тягот друг друга.Второе свойство, изначально присущее Церкви, характеризует ее отношение ко всему тому, что находится вне ее. Христиане могли быть лояльны и государству, и общественному устройству с его обычаями, и даже культуре, укорененной в язычестве, с важной оговоркой: эта лояльность простиралась до той грани, где затрагивалась верность Христовой истине. По мысли святого мученика Иустина Философа, весь человеческий род причастен Божественному Логосу — поэтому то лучшее, что находилось в согласии с Логосом, было необходимо воспринять и переосмыслить, а не отбрасывать и не отрицать. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», — так говорил мученик в своей апологии («Вторая апология»). Широкий и великодушный взгляд христианских мыслителей ранней Церкви на мир способствовал включению лучшего в античном наследии в стройное здание зарождающейся новой культуры.Третье важнейшее свойство Церкви — это обращение к эсхатологической перспективе, лежащей в основе христианского понимания истории. Христиане, совершая Евхаристию в воспоминание Спасителя, вместе с тем жили ощущением близости грядущего пришествия Господа Иисуса. Это было радостным предвкушением торжества Царства Бога, а не боязливым ожиданием конца света. Совершение таинства Благодарения, гармонично соединенное с делами любви, представляло собой начало нового Царства, Царства не от мира сего, Царства, в котором правит Бог и торжествует любовь и правда. Вся Библия пронизана обращенностью не только к древним временам, но и к будущим, когда, по слову апостола Павла, «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Все раннее христианство глубоко пропитано радостью от уже совершившегося прорыва сквозь смертельную обреченность тварного бытия: Воскресение Христа уже наступило, и оно достигнет каждого человека.Итак, внутреннее единство в братолюбии; доброжелательность ко внешним и к окружающему миру при отсутствии уступок в том, что касается Евангельской истины; и, наконец, радостное восприятие истории, в том числе близости вечного Царства Христа и всеобщего воскресения — вот три важнейших свойства Церкви, которыми она показывает путь для преображения как личного бытия, так и общественной жизни.Церковь говорит о том, что цель человеческой жизни — богообщение и освобождение от рабства греху. И в этом ее ответ упомянутому выше соблазну сциентизма и трансгуманизма. Развитие технологий не вредно само по себе. Но оно может стать ложной целью, если будет утрачено понимание духовной составляющей человеческой жизни. Упомянутый «апгрейд» человека возможен. Но не посредством биотехнологических преобразований, а посредством очищения своего сердца от страстей, посредством стяжания добродетелей, в первую очередь стяжания любви, уподобляющей нас Богу. Философия трансгуманизма предлагает человечеству цифровое бессмертие, а Господь подарил человеку подлинное бессмертие. Сегодня даже в светском научном обществе все громче звучит вопрос: а можно ли будет назвать человеком тот плод научно-технического прогресса, создание которого проповедуется трансгуманизмом? Что, собственно говоря, делает человека человеком? Где объективные критерии «человечности», о которых надо помнить в первую очередь любому, дерзающему «улучшать» человеческую природу? У нас, христиан, есть ответ: мерило человечности — это Христос, Который не только исполнил изначальный замысел Бога о человеке, но и уничтожил Своей смертью и воскресением страх страдания и смерти — главные препятствия к тому, чтобы мы имели полноту жизни. По слову апостола Павла, «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Бог во Христе обращается и сегодня ко всему человечеству с простым посланием: жизнь человека в первую очередь зависит от его способности любить, а не от наличия или отсутствия высокотехнологичных гаджетов. Даже если допустить, что развитие технологий существенно увеличит продолжительность жизни, какой механизм или программа смогут научить искусству самопожертвования, милосердия, уважения к другому, сердечной доброте, верности, благодарности, состраданию? Но без развития этих важнейших качеств жизнь, даже в полном окружении новейших достижений науки, обречена быть ущербной.Исполняя свою неизменную на протяжении двух тысяч лет задачу проповеди Истины о Боге и о человеке, Церковь призвана, при этом, находить подходящие формы и слова, чтобы доносить Евангельскую весть до современников понятным и доступным языком. Речь, конечно, не идет о «примитивизации», об упрощении православного учения в угоду клиповому мышлению и поверхностному всезнайству. Но все, что сегодня говорится от имени Церкви внешнему миру, должно проверяться на актуальность и жизненность. Наше слово не может состоять из общих красивых, но практически не применимых слов. Это слово должно показывать миру те свойства христианина и христианского общества, о которых было сказано ранее. Являть это слово призваны и священники, и миряне. Миссионер — это не какая-то специфическая профессия, а нормальное состояние любого христианина. Миссионер — это тот, кто несет Евангелие не знающим Христа. Каждый член Церкви призван живо и искренне свидетельствовать своей жизнью о том, что быть со Христом в Церкви — это и есть самый короткий и верный путь к полноте жизни и личному счастью.Особые слова обращу к молодежи. Все те соблазны, о которых я говорил сегодня: презрение к вечному слову Евангелия, пренебрежение семьей, надменная уверенность в превосходстве научного знания над созиданием внутреннего человека, дегуманизация под предлогом заботы о людях — все эти соблазны предлагаются и будут предлагаться в первую очередь вам, молодые люди. Но именно вы в наибольшей степени обладаете необходимой энергией и неравнодушием, чтобы противостоять этим соблазнам, в том числе через тот путь, который предлагает Церковь. Через дружбу в высшем значении этого слова, через открытость и творческое восприятие окружающего мира, но без компромисса с Божиим словом, через устремление к будущему, при понимании того, что венец всего и венец истории — это встреча со Христом. Вы, у которых — дай Бог! — впереди еще многие десятилетия жизни, призваны уже сейчас менять мир, менять общество, в том числе через изменение самих себя.Церковь, будучи богочеловеческим организмом, находится одновременно и в обществе, и вне общества. Нам надо очень серьезно задуматься над тем, как преодолеть искусственный разрыв между жизнью общества и церковными традициями Древней Церкви, которая в свою очередь не боялась включать в свою традицию то лучшее, что имелось, например, в понятийном аппарате философии, находках и открытиях классической греческой и римской культуры. Такая интеграция является очень тонким процессом, который требует не только времени, но и большой аккуратности и мудрости. В связи с этим крайне важно развивать самый активный диалог Церкви с миром культуры, а также существенно расширять поле взаимодействия Церкви и представителей науки. Церковь открыта к общению со всеми искренне желающими диалога.Всем нам предстоит много потрудиться в ближайшие годы. В сфере внутренней миссии нам следует двигаться по пути развития соработничества Церкви и общества, для того чтобы в мире было больше места для любви, для сострадания и милосердия. В общеправославном контексте от нас потребуется немало усилий для сохранения единства Православия. Результат этих трудов будет во многом зависеть от того, насколько солидарной и последовательной окажется всеправославная поддержка страждущих единоверцев на Украине и насколько мы будем убедительны и тверды в нашем стоянии за сохранение церковного строя, основанного на многовековом предании Церкви.От себя лично прошу ваших молитв, чтобы Господь даровал мне крепости сил в дальнейшем несении возложенного на меня служения.Дай Бог, чтобы Русская Православная Церковь и далее преуспевала в свидетельстве всему миру о том, что Иисус Христос — Истинный Бог и Спаситель, что Его Церковь — корабль святости и любви — под парусами которого каждый может устремиться в будущее с надеждой!Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5364415.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #551 : 01 Февраля, 2019, 20:12:50 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с делегациями Поместных Православных Церквей 31 января 2019 года31 января 2019 г. 21:5031 января 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с рядом делегаций Поместных Православных Церквей, которые собрались в Москве для участия в торжествах, посвященных 10-летию Поместного Собора и Патриаршей интронизации 2009 года.Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья!Сердечно приветствую вас в Даниловом монастыре и благодарю за то, что вы сочли возможным разделить вместе со мной воспоминания о событии 10-летней давности.Всякий раз, когда мы, представители Поместных Православных Церквей, собираемся вместе, появляется возможность не только вместе помолиться, что является, конечно, самым важным и центральным событием таких встреч, но и поговорить о делах, которые всех нас беспокоят, волнуют. Я хотел бы использовать эту нашу встречу, чтобы познакомить вас с тем, каково понимание Русской Православной Церкви относительно событий, происходящих, в том числе, в нашей православной семье.Не скрою, что на фоне такого радостного события, как то, в котором мы сейчас принимаем участие, существуют события, которые нас беспокоят и волнуют. И я знаю, что они беспокоят не только Русскую Церковь, но и другие Поместные Православные Церкви.В первую очередь, конечно, это касается Украины. Много всего сейчас говорят и пишут о церковном положении на Украине, но я хотел бы разделить с вами свое понимание этой ситуации. Как вы знаете, совсем недавно произошли события, которые выходят из канонического поля, канонической традиции Православной Церкви. Я с большой скорбью говорю о том, что Константинопольский Патриархат принял в общение украинских раскольников без покаяния, принял без покаяния анафематствованного Русской Православной Церковью бывшего митрополита Филарета. Тем самым оказались нарушены фундаментальные принципы канонического общения Церквей.Кроме того, были приняты не имеющие канонического рукоположения «иерархи» раскольнических образований. Что это означает? Наверное, впервые за, по крайней мере, обозримое время в Православной Церкви приняты в общение люди, не имеющие законного рукоположения и не признаваемые законными иерархами Церковью-Матерью, то есть той кириархальной Церковью, каковой является Московский Патриархат в отношении Украины.Украина — это не периферия нашей Церкви. Мы называем Киев «матерью городов русских», для нас Киев — то, чем для многих является Иерусалим. Оттуда началось русское Православие, и ни при каких обстоятельствах мы не можем отказаться от этой исторической и духовной связи. На этой духовной связи зиждется единство всей нашей Поместной Церкви.К сожалению, незаконные «иерархи», которые, как я уже сказал, не имеют канонического рукоположения, были приняты в общение Церковью Константинополя. Принят в общение анафематствованный бывший митрополит Филарет, и это создало очень сложную ситуацию в Украине. Для того, чтобы разъяснить, какой канонический сумбур возник, я приведу вам один пример: у лжепатриарха Филарета — титул «патриарха Киевского и всея Руси-Украины», и такой же титул — у избранного Епифания Думенко, который именует себя «митрополитом Киевским и всея Руси-Украины». Два иерарха претендуют на один и тот же титул и принадлежат к одной и той же «церкви». Это нонсенс, но этот нонсенс санкционирован, в том числе, авторитетом Константинопольского Патриархата.Естественно, возникает очень сложная ситуация, когда принятые без покаяния раскольники объявляются каноническими, а каноническая Церковь фактически поставляется на место раскольников.Была попытка провести так называемый «объединительный собор» на Украине с тем, чтобы легализовать избрание главы новой «объединенной церкви». Существовало мнение (и оно было доведено до сведения Вселенского Патриарха Варфоломея), что несколько десятков канонических епископов — как минимум двадцать иерархов нашей Церкви — будут участвовать в этом «соборе». В результате в нем, к сожалению, приняли участие два наших архиерея, один викарный, второй правящий. Что касается правящего, то здесь есть объяснение, почему он принял такое решение: инициатором этого «собора» был президент Украины господин Порошенко, уроженец города Винницы, и митрополит Симеон, который принял участие в том собрании, также из Винницы. Поэтому здесь есть какие-то связи, связанные с одним городом. Но все остальные епископы, то есть 88 из 90 канонических епископов на Украине, в этом так называемом «соборе» участия не приняли.Поэтому мы не признаем этот «собор», считаем его решения ничтожными, то есть не имеющими никакой канонической силы. Но это деяние поставило каноническую Церковь в очень тяжелое положение. И поскольку раскол поддержан государственной властью, она сегодня борется против канонической Украинской Православной Церкви. Известен целый ряд случаев оказания давления на епископат, духовенство. На приходском уровне совершается физический захват храмов нашей Церкви. Это происходит безобразным образом: сильные молодые люди, не имеющие никакого отношения к тому или иному приходу, входят в храм и заявляют о том, что неким собранием принято решение о переходе в «новую церковь». Народ Божий сопротивляется этому и часто подвергается физическому насилию, и таким образом храмы отбираются.Другими словами, на территории Европы мы сегодня сталкиваемся с открытым гонением на каноническую Православную Церковь.Наша Церковь была вынуждена ответить на совершающиеся неканонические деяния. Набор средств у Православных Церквей в таком случае небольшой: единственным средством, которое как-то может вразумить и остановить тех, кто инициировал эту трагедию, является прекращение евхаристического общения. Поэтому мы с большой скорбью приняли решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархом по причине его прямого участия в легализации раскола на Украине.Откровенно скажу, эта история с участием Константинополя в украинских делах ставит перед всеми нами целый ряд очень важных экклезиологических и канонических вопросов. Что означает первенство в Православной Церкви? Мы всегда считали, что это первенство означает, по существу, концепцию «первого среди равных». Но если у первого среди равных обнаруживается готовность вторгаться в жизнь других Поместных Православных Церквей, не считаясь с их автокефальным статусом, что это означает нечто большее. Получается, что возникает концепция «первого без равных». А это в каком-то смысле вызов для всех нас. Нам нужно, во-первых, это осмыслить, и я полагаю, что в какой-то момент мы должны найти возможность обсудить это новое развитие, которое, несомненно, может затронуть и затрагивает жизнь любой из Поместных Православных Церквей.Кроме столь печальных обстоятельств, которыми сопровождается наша сегодняшняя жизнь, есть и нечто такое, что вселяет надежду на успешное будущее мирового Православия. Во-первых, мы остаемся единой семьей, несмотря на существующие разделения. Мы имеем возможность вместе совершать Святую Евхаристию. Мы можем координировать свои усилия, в том числе и обращаясь к окружающему нас миру. Я глубоко убежден в том, что у Православной вселенской Церкви, у вселенского Православия есть огромный духовный потенциал, который может и должен быть востребован сегодня. Мы все являемся свидетелями дальнейшей радикальной секуляризации современного общества, вытеснения религиозной жизни за обочину общего цивилизационного движения. Это вызов огромной силы. Уверен, что у Православной Церкви есть возможность отвечать на вызовы, опираясь не только на двухтысячелетнюю мудрость, на силу нашего Предания, но и на ту силу, которую дает нам Сам Господь в совершении Божественной Евхаристии, ниспосылая Духа Своего Святаго на всех нас.На этом убеждении основывается мой оптимистический взгляд в будущее. Я надеюсь, что все возникающие перед нами трудности, которые вызваны, не в последнюю очередь, влиянием на Православную Церковь внешних сил, будут преодолены. Верю в то, что тело Церкви Христовой останется единым. Это очень важно сегодня и для самого Православия, и для всего мира.Я еще раз хотел бы выразить благодарность всем вам, дорогие братья, за ваше участие. В эти дни мы можем вместе общаться и молиться, вместе будем совершать Евхаристию. И, конечно, все вместе будем молиться за сохранение единства Святого Православия, за укрепление нашего взаимопонимания и взаимодействия на благо вверенного нам Богом православного народа.Пусть Господь хранит нас всех в мире, любви и единомыслии.Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ruhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5365021.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #552 : 01 Февраля, 2019, 20:19:08 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в десятую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя1 февраля 2019 г. 14:001 февраля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архипастырей и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день праздновалось 10-летие интронизации Его Святейшества. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения со словом.Ваши Святейшества и Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!Нынешнее торжество увенчалось соборным служением Литургии, и все это есть зримое свидетельство милости Божией, многочастно и многообразно являемой Святой Церкви и нам, ее смиренным служителям и верным чадам. Стоя на этом амвоне в окружении собратьев-Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, взирая на всех вас, собравшихся вкупе, и окидывая мысленным взором минувшее десятилетие Патриаршего служения, вслед за богодухновенным пророком и псалмопевцем Давидом хочу воскликнуть: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Пс. 33:2-4).Сегодня мы молились о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, сегодня мы вместе благодарили в Троице славимого Бога — Отца, Сына и Святого Духа — о всех, ихже вемы, и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас, сегодня мы вместе участвовали в Таинстве Евхаристии — всеобщей Трапезе любви.В день избрания на Московский Патриарший престол, когда под сводами сего величественного храма через деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви свершилась воля Божия и мне, недостойному, надлежало принять ниспосланный жребий, я с духовным трепетом особенно ясно осознал и почувствовал, что в центре Патриаршего служения — крест, не что другое, а именно крест.Ныне, стоя на том же священном месте, могу свидетельствовать перед Богом и вами, что поистине велика тяжесть этого креста, и если бы не помощь свыше и не молитвы всей Церкви, то вряд ли хватило бы человеческих сил понести его.Все эти годы я неизменно чувствовал молитвы епископата, духовенства, монашествующих, мирян, чувствовал и понимал, что именно эти молитвы и поддерживают мои немощные силы, помогая совершать служение с полным сознанием ответственности пред Богом и людьми за все то, что происходит в жизни Церкви, в духовно-нравственной жизни наших современников.Особую признательность хотел бы выразить Предстоятелям Поместных Православных Церквей — и тем, которые сегодня здесь вместе с нами совершают молитву, и тем, которые не смогли прибыть в Москву. Для меня большая честь и радость трудиться вместе с выдающимися Первоиерархами, укреплять православное единство, хранить Церковь Божию от лжеучителей и разделений, защищать гонимых христиан, благовествовать день от дне спасение Бога нашего (Пс. 95:2).Хвала Богу за минувшее десятилетие бытия Русской Церкви, за служение и труды, которые мы совершали вместе, за посильный вклад каждого — от Патриарха до мирянина — в общее дело свидетельства и ближним и дальним о Христе Распятом и Воскресшем.Происходящие в Русской Православной Церкви события, несомненно, имеют просветительское, миссионерское и социальное значение, и, действительно, многое совершается впервые за всю тысячелетнюю историю нашей Церкви, христианства на Руси. Однако в главном церковная миссия всегда была и будет неизменной: спасать, просвещать и освящать всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9).Перед всеми нами огромное поле деятельности: сообща мы призваны отстаивать незыблемость канонических норм церковного устроения, укреплять православное единство, использовать все возможности для совместных созидательных трудов во славу Божию, на благо Святой Церкви и на пользу наших современников, многие из которых, не познав истину (Ин. 8:32), все еще продолжают блуждать во тьме неведения, поклоняться ложным богам и соблазняться мнимыми ценностями. Именно к ним мы должны обратить христианскую проповедь, донести до них Божественное слово о любви, милосердии, прощении и мире, показать пример иной жизни — жизни, преображенной Евангельскими идеалами.Надеюсь, что и впредь мы будем вместе горячо молиться и усердно трудиться, дабы исполнить все повеленное нам (Лк. 17:10), как учит нас слово Божие, и принести сторичный плод. И да поможет нам в этом Всемогущий Господь.Твердо уповая на милость Творца и предстательство Царицы Небесной, я буду и в дальнейшем, аще изволит Пастыреначальник, со смирением и терпением нести возложенный на меня крест Патриаршего служения. То ведомо лишь Богу, сколь нелегок сей труд, каких сил, напряжения разума и воли требует это служение, как болезнует сердце Патриарха, принимающего на себя ответственность за Церковь, юже стяжал Господь честною Своею кровию. Но вместе с тем хочу заверить вас, что для меня, как и для апостола и евангелиста Иоанна Богослова, нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3 Ин. 4).Посему увещеваю всех вас словами апостольскими: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14).Залогом нашей непоколебимой надежды на благоуспешное совместное делание является неложное обетование Спасителя о Его пребывании в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20).Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в нас, и мы — в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:12). Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5365485.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #553 : 17 Февраля, 2019, 00:22:21 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Сретения Господня в Сретенском ставропигиальном монастыре14 февраля 2019 г. 23:0614 февраля 2019 года, в канун праздника Сретения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздничным днем и, конечно, с 25-летием бытия Сретенской обители, которая за эти годы стала реальным духовным центром для москвичей. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно прийти в этот храм не только в праздник, как сегодня, но и в любой воскресный день и увидеть большое количество людей разного возраста, разного социального положения, которые наполняют этот храм и черпают духовные силы в этой обители.Монашеская жизнь в центре мегаполиса связана с очень большими трудностями. Монах — от слова monos, «одинокий». Монашество предполагает уединение, уход от жизни. Вместе с тем монашество предполагает большую работу человека над своей собственной внутренней жизнью. В условиях большого города, когда монаха практически ничего не отделяет от окружающей городской среды, это очень непросто. Но наряду с трудностями, которые сопровождают жизнь монаха в центре большого города, существует, я верю, и особая милость Божия над теми монашествующими, которые, несмотря на внешне непростые условия, достойно совершают свое поприще, которые работают над собой, над собственным внутренним духовным миром, которые через чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, через опыт других, духовно более опытных людей стараются поделиться своими знаниями, своим внутренним опытом с теми, кто приходит в обители.Сретенская обитель действительно играет очень большую духовную роль в жизни современной Москвы. Знаю, что становление монастыря не было простым. Надо было решать множество вопросов и проблем, справляться с огромным количеством трудностей, которые стояли на пути становления обители. Еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским и председателем Отдела внешних церковных связей, я имел возможность достаточно продолжительно проживать в городе Москве, потому что практически всю неделю работал в Москве и только субботу и воскресенье посвящал своей епархии. Поэтому я был, конечно, знаком со всем тем, что происходило на этом святом месте, с тем, какими трудами возрождалась обитель. Хотел бы сегодня, в день 25-летия, выразить сердечную благодарность Высокопреосвященному Тихону, митрополиту Псковскому и Порховскому, который действительно был инициатором возрождения этой обители. Мы знаем, с какими трудностями столкнулся владыка Тихон и все, кто был вместе с ним с самых первых дней, с самых первых часов пребывания на этом месте. Действительно, нужно было быть человеком убежденным в правоте своего дела, человеком глубоко преданным монашескому послушанию, чтобы, несмотря на многие трудности, возродить эту обитель. Поэтому сегодня не могу не сказать эти слова в адрес Преосвященного Тихона и еще раз сердечно поблагодарить его за возрождение обители, за строительство сего святого храма, за организацию монашеской жизни, за создание прекрасного хора и за многое другое, что было сделано. Глубоко убежден, что, несмотря на специфику монашеского бытия в центре крупного города, сия обитель как в прошлом, так и сегодня, и в будущем будет нести свое служение людям, которые очень нуждаются в духовной поддержке.Мы отмечаем праздник Сретения Господня. Сретение — это встреча, и мы знаем, о какой встрече идет речь. Богомладенца, Господа и Спасителя, принесли в иерусалимский храм, где с Ним встретились праведный Симеон и пророчица Анна, а с ними и другие люди. Об этой встрече повествуется в Святом Евангелии, стало быть, она несомненно имела очень большое значение для того, чтобы многие уверовали во Христа. Вот так и в нашей жизни: встречи — это очень важные события. Они могут привести нас в соприкосновение с добром и со злом, они могут открыть для нас новые горизонты, а могут разрушить то, что мы имели. Встреча — это всегда вызов и некая опасность с одной стороны, и новые возможности, новые перспективы — с другой. И как важно, чтобы встречи, которые у каждого из нас в жизни происходят и последствия которых бывают очень существенны, никогда не сбивали нас с правильного пути, который ведет к Богу, чтобы встречи не были искушением, а открывали новые возможности и давали силы к достойному прохождению жизненного пути.То, о чем я говорю сейчас, касается и мирских людей, и духовенства, и, конечно, монашеской братии. К вам ведь тоже приходят разные люди. Одни чистосердечно просят благословения и молитв, исповедуют свои грехи, а кто-то приходит с мыслью искусить, соблазнить монашествующих, внести в душу смуту. Дай Бог, чтобы все эти плохие встречи, опасные для духовной жизни, никак не мешали вашей монашеской жизни и вашему духовному возрастанию. И дай Бог, чтобы через эти встречи Господь помогал другим обретать веру. А для этого нужно самим иметь крепкую веру, стараться жить в соответствии с этой верой, приносить Господу чистосердечное покаяние тогда, когда в нашей жизни происходит нечто, что не соответствует воле Божией.От всего сердца желаю братии обители, отцу наместнику и множеству паломников, которые посещают это святое место, обретать здесь встречу с Господом, чувствовать Его присутствие, обогащаться благодатью, исходящей от Святых Таин, от икон, от благословений, которые вы здесь получаете, — чтобы, покидая обитель, иметь новые силы к продолжению жизненного пути, ведущего к Богу и спасению. Пусть Господь поможет всем, кто трудится в этой обители и посещает ее, сохранять крепкую веру и надежду на спасение. Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5372506.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #554 : 17 Февраля, 2019, 00:23:30 »
Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля15 февраля 2019 г. 23:5215 февраля 2019 года, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с двунадесятым праздником Сретения Господня. Мы вспоминаем дивное событие — принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, Его встречу с Симеоном, которого назвали Богоприимцем именно потому, что он взял на руки свои Богомладенца, и с Анной-пророчицей, теми, кто ожидал этого события в течение долгих и долгих лет. Предание свидетельствует о том, что Симеон был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. В истории переводов эта греческая Библия называется Септуагинтой, переводом Семидесяти. Среди этих Семидесяти был, по преданию, и Симеон Богоприимец, который ждал пришествия в мир Спасителя и смерть которого не наступала именно потому что он усомнился в возможности рождения Спасителя, Мессии, от Девы. Только став свидетелем этого события и встретив Господа и Его Пречистую Матерь в Иерусалимском храме, Симеон воочию убедился в правоте древнего пророчества, которое вызвало у него сомнения, когда он переводил Писание с еврейского языка на греческий.Событие, которое мы сегодня торжественно празднуем, связано с тем, что является сердцевиной религиозной жизни, — со встречей Бога и человека. У нас нет той силы благодати, той святости жизни, которые давали бы возможность физическими очами увидеть Господа, как увидели Его праведный Симеон и пророчица Анна. Но это совсем не значит, что встреча с Богом перестала быть актуальной для людей. Без этой встречи нет религиозной жизни; сама по себе вера и предполагает эту встречу. В какой-то момент жизни (наверное, каждый верующий человек проходил через это) мы чувствуем особое Божественное присутствие. Иногда это связано с чудесами, о которых люди повествуют (и нередко пишут мне как Патриарху о том удивительном, что произошло в их жизни, о том, что невозможно объяснить с точки зрения человеческой логики). Многие верующие рассказывают, как в одночасье менялась их жизнь, потому что произошло нечто, что обратило их взор к Богу. Конечно, никто из них не видел Господа, но это, несомненно, была встреча с Богом.А без этой встречи с Богом, реальной встречи, верующий человек и не может существовать. Потому что ему нужно, при всей глубине и силе его веры, некое доказательство. И самым ярким и сильным доказательством того, что встреча с Богом есть реальность, является Божественная литургия, Святая Евхаристия, когда мы причащаемся Истинного Тела и Истинной Крови Спасителя, когда совершенно особое чувство посещает нас, когда реально исцеляются наши физические и духовные недуги, когда теряющий надежду обретает надежду, когда теряющий веру вдруг укрепляется в вере, когда человек беспомощный обретает помощь свыше. Все это не просто отвлеченные красивые слова — это реальность религиозной жизни человека. Потому-то мы и приходим в храмы, потому-то мы причащаемся Святых Христовых Таин, — потому что даже наши огрубевшие сердца испытывают нечто особенное в момент Святой Евхаристии.Встреча с Господом есть непременное условие реальной религиозной жизни. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что это, конечно, не та встреча, которую мы сегодня празднуем, но это соприкосновение человека с реальностью Божественного присутствия, это осознание того, что молитва услышана, это осознание того, что мы не одиноки в этой жизни, что Бог с нами, что Он поддерживает нас в самых тяжелых обстоятельствах нашего земного бытия. Так оно и происходит, и действительно, сколько человеческих историй проходит через исповедь, через общение с духовником, и, конечно, еще большее количество этих историй остается в глубине сердца верующих людей.Пусть Господь не оставит нас, грешных и недостойных, милостью Своей. Пусть Господь — и верим, что по молитвам так и будет, — не оставит нас в трудных обстоятельствах нашей жизни. Все мы очень нуждаемся в том, чтобы чувствовать Божие присутствие в своей жизни. А если вдруг это почему-то не происходит и чувство это исчезает, то нужно ясно понимать: это не Бог от нас отступил, это мы от Бога отступили. Порой так происходит, даже когда мы сохраняем формально свою религиозность, молимся, посещаем храм Божий, но сердцем и жизнью далеки от Господа и от всего, чему Он нас учит.Поэтому сегодняшний праздник Сретения, встречи с Господом является, с одной стороны, очень вдохновляющим для каждого верующего человека, а с другой стороны, в нем есть некий вызов, потому что каждый может спросить: а когда и где произошла моя встреча с Господом? Когда я реально почувствовал присутствие Божественной благодати в сердце? Может быть, это произошло уже очень-очень давно, или произошло совсем недавно, но важно фиксировать такие события в нашей жизни, потому что на эти события нанизывается нить нашей веры, соединяющей человека с Богом.Верим, что Господь не оставит Своим присутствием никого, кто искренне верит в Него, кто причащается Святых Христовых Таин, кто посещает храм Божий. Верим, что по молитвам святых Господь не оставит и многострадальную землю нашу Русскую, запечатлевшую кровью своих чад верность Господу и Его Церкви. Верим, что Господь не оставит никого, кто искренне сохраняет в сердце веру и живет мыслью о Боге. Господь поругаем не бывает, и если нечто происходит в жизни, что свидетельствует о нашем охлаждении в вере, то виной тому не Бог, виной мы сами.В этот праздник Сретения Господня мы все, конечно, молились Господу, каждый о своем. Но нам всем вместе нужно молиться о том, чтобы Господь не оставлял милостью Своей наш народ, и чтобы мы чувствовали Божественное присутствие в своей жизни. Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5372984.html