Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527795 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #570 : 23 Марта, 2019, 19:04:18 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя17 марта 2019 г. 22:4517 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении, поздравляю с великим праздником Торжества Православия.Когда в 843 году, после окончательной победы над ересью иконоборчества, в Константинополе был впервые совершен чин Торжества Православия, многим казалось, что на этом поставлена точка в тяжелейшей истории Церкви. До того Тело Церкви терзалось разномыслиями, направленными на разрушение ее единства, и потому с особой радостью праздновался в Константинополе этот день Православия.Но мы знаем, что 843-м годом не завершились трагические испытания в истории Церкви Христовой, которая на протяжении веков должна была постоянно защищать себя, свою веру, свою внутреннюю жизнь от попыток разрушить изнутри и извне, разъединить, ослабить, лишить Божественной благодати. И мы также знаем, что, несмотря на многовековую историю страданий, притеснений, искушений, Церковь Божия чудом сохраняет веру православную. А другого слова и подобрать невозможно, потому что только чудо Божие может противостоять множеству попыток, чаще всего поддержанных силой власти, разрушить веру православную и единство Церкви.Власть императорская вмешалась и тогда, когда возникла идея отказаться от иконопочитания. Со стороны тогдашних интеллектуалов, мыслителей и светской власти началось давление на Церковь с требованием отказаться от иконопочитания, которое враги именовали идолопоклонством. Можно себе только представить: Церковь, которая на протяжении веков боролась с идолами, которая победила язычество, была властью обвинена в идолопоклонстве!Но по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание есть выражение нашей веры в то, что Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не только Спаситель мира — Он историческое лицо, через Которого совершено спасение людей; и эта догматическая истина ярко представлена в традиции иконопочитания.Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия — это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры православной на протяжении всей истории.Однако наше Торжество Православия временно и ограничено. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия — к тому, которое будет на грани истории и вечности, к тому, о котором так мечтали первые христиане, когда взывали ко Господу слова: «Маран-афа» (1 Кор. 16:22) — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.Именно поэтому праздник Торжества Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не только в историческое будущее, но и в метаисторическое, то есть переходящее границы реального мира и соприкасающееся с вечностью. Такой великий праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством, сохранившую иконопочитание для спасения душ человеческих. Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5395513.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #571 : 23 Марта, 2019, 19:05:57 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 20 марта 2019 года20 марта 2019 г. 14:3320 марта 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании. В повестке дня — «Предложения относительно подготовки семинаристов к семейной жизни», и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства. Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10-20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях.Мы живем в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации,через Интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей. Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета. Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр — везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях. Можно и нужно говорить о целомудрии, и я хотел бы поблагодарить новое руководство «Спаса» за то, что оно стало более чувствительным к актуальной тематике. Мне удалось посмотреть некоторые программы на нашем телеканале, в которых тема целомудрия была представлена достаточно убедительно. Конечно, одной-двумя программами исчерпать эту очень важную тему невозможно, но тот факт, что она обсуждаются на телевидении в альтернативном по отношении к массовой культуре ключе — это уже положительное явление.Семейная нравственность, в том числе в священнических семьях, — это не данность. Целостность семьи — это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж — и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда терпеть друг друга, но формально браки сохранялись. Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого — это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так — нам известны и священники, и миряне, у которых семья — это действительно малая церковь. Однако эта церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне. Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого — на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример. Вот почему подготовка семинаристов к семейной жизни — это не только залог благополучия их семей. Семья священника всегда — образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример. Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению. Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь — это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви — они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей. Когда я был митрополитом Смоленским, я очень любил проводить встречи духовенства вместе с матушками. Считал, что это очень важно. Во-первых, у меня открывалась возможность увидеть их отношения, на матушек посмотреть. Ведь священника ты видишь более или менее часто, а все, что касается его семейной жизни, остается сокрытым. Думаю, эти встречи производили положительное впечатление и на духовенство. Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства. Эти слова я хотел бы предложить в качестве вступления к нашей работе — с тем чтобы каждый из нас смог немножко подумать на эту тему. Принимая во внимание, что эти слова услышат многие, надеюсь, что и наши правящие архиереи задумаются и, может быть, обратят большее внимание в своей непростой повестке дня на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей. Спаси Господи.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5396949.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #572 : 29 Марта, 2019, 13:23:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 20 марта 2019 года20 марта 2019 г. 14:3320 марта 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании. В повестке дня — «Предложения относительно подготовки семинаристов к семейной жизни», и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.Следует признать, что кризис семейных ценностей, который поразил современное общество, коснулся и жизни духовенства. Конечно, не в той мере, как это произошло в миру, но тем не менее очевидно, что кризисные отношения существуют и в некоторых семьях священнослужителей. Как правящий архиерей города Москвы я получаю соответствующую информацию, и если сравнить с тем, что было 10-20 лет назад, то, конечно, мы наблюдаем отрицательную динамику в плане сохранения священнических семей, общей атмосферы в этих семьях.Мы живем в условиях тотального распространения нравственно сомнительных представлений об отношениях между мужчиной и женщиной, навязываемых через средства массовой информации,через Интернет, социальные сети, глянцевые журналы, телешоу и так далее. А ведь семьи духовенства не живут в изоляции, поэтому все то, что касается любого человека, его разума и сердца, касается и семей священнослужителей. Наши предки могли передавать семейные ценности от отца к сыну, от матери к дочери. Этому способствовал общинный строй жизни. Родитель, говоря ребенку о браке и семье, не был вынужден конкурировать с всепроникающей иной точкой зрения, которая сегодня присутствует в так называемой популярной культуре. В наши дни мы живем в условиях полной информационной открытости, непрестанной борьбы идей, а значит, снижения значения любого авторитета. Защитить подрастающее поколение от пропаганды так называемой свободной любви практически невозможно. Включаете телевизор, идете в кинотеатр — везде эта тема достаточно красочно представлена, что, несомненно, влияет на сознание, на ум, на душевное состояние молодежи. Но, конечно, можно учиться противостоять всему этому и опровергать словом и опытом те ложные обещания, которые дает молодым людям популярная культура, открыто заявляющая об отсталости традиционных представлений о семейных ценностях. Можно и нужно говорить о целомудрии, и я хотел бы поблагодарить новое руководство «Спаса» за то, что оно стало более чувствительным к актуальной тематике. Мне удалось посмотреть некоторые программы на нашем телеканале, в которых тема целомудрия была представлена достаточно убедительно. Конечно, одной-двумя программами исчерпать эту очень важную тему невозможно, но тот факт, что она обсуждаются на телевидении в альтернативном по отношении к массовой культуре ключе — это уже положительное явление.Семейная нравственность, в том числе в священнических семьях, — это не данность. Целостность семьи — это поле непрестанных усилий, направленных на укрепление брачного союза. Возможно, в прошлые времена заключение брака можно было рассматривать как единожды сделанное приобретение, не требующее никакого внимания. Женился, вышла замуж — и как будто дальше можно особенно не беспокоиться. Развод не одобрялся обществом, раздел имущества был невероятно сложным, людям оставалось только жить вместе. Иногда терпеть друг друга, но формально браки сохранялись. Сегодня, как вы знаете, это далеко не так. Некоторые упрекают нас в том, что семейные идеалы прошлого — это фанатизм и что Церковь проповедует нечто безнадежно устарелое. Но это совсем не так — нам известны и священники, и миряне, у которых семья — это действительно малая церковь. Однако эта церковь созидается благословенными Богом трудами. Она не созидается просто потому что один из супругов является священнослужителем, а другой воспитан в христианском духе. Этого мало, потому что каждый день супружеской жизни может бросить вызов семейным отношениям, в том числе ввиду негативного влияния на семейные отношения извне. Священнику нельзя оправдывать свое неучастие в семейной жизни пастырской нагрузкой. Что бы ни происходило, семья должна занимать в жизни каждого женатого священника значимое место. Потому что семейная жизнь священника, тем более в сельской местности, где жизнь каждого — на виду, имеет совершенно особое значение. Это непременно должна быть жизнь, с которой люди хотели бы брать пример. Вот почему подготовка семинаристов к семейной жизни — это не только залог благополучия их семей. Семья священника всегда — образец для окружающих, особенно там, где священник живет в окружении людей и где нет такого отчуждения между ними, как это имеет место в мегаполисах. В мегаполисе можно спрятаться в своей квартире, и даже сосед по лестничной площадке не будет ничего знать. А вот в сельском приходе все всё знают и, взирая на священника, на матушку, стремятся видеть в их отношениях пример. Вот почему подготовка к семейной жизни должна быть в центре нашего внимания, особенно когда мы говорим о воспитании семинаристов, об их подготовке к пастырскому служению. Нет такой сложности в семейной жизни, в отношениях между супругами, которая не может быть предотвращена или преодолена любовью и вниманием друг ко другу. Казалось бы, аксиома, но женатые люди знают, что эта аксиома не всегда с легкостью осуществляется. Ибо любовь — это чувство, которое требует постоянного возгревания. Эти слова касаются не только христианской любви — они имеют отношение и к семейным отношениям. Поэтому еще раз хотел бы сказать, что для нас очень важно воспитывать наших семинаристов таким образом, чтобы они выходили из семинарии хотя бы теоретически готовыми к тому, как строить семейные отношения.Семьи священников должны быть в центре внимания и правящих архиереев. Архиерей не должен вмешиваться в жизнь священнослужителей, но он должен быть добрым отцом, советчиком, человеком, который может прийти на помощь, когда жизнь семейная подвергается испытанию. К сожалению, не всегда так бывает, и даже имея контакты с духовенством, архиереи не всегда знают, что происходит в семьях священнослужителей. Когда я был митрополитом Смоленским, я очень любил проводить встречи духовенства вместе с матушками. Считал, что это очень важно. Во-первых, у меня открывалась возможность увидеть их отношения, на матушек посмотреть. Ведь священника ты видишь более или менее часто, а все, что касается его семейной жизни, остается сокрытым. Думаю, эти встречи производили положительное впечатление и на духовенство. Поэтому я бы обратился ко всем правящим архиереям с призывом ни в коем случае не исключать из области своей архипастырской ответственности заботу о семейном благополучии духовенства. Эти слова я хотел бы предложить в качестве вступления к нашей работе — с тем чтобы каждый из нас смог немножко подумать на эту тему. Принимая во внимание, что эти слова услышат многие, надеюсь, что и наши правящие архиереи задумаются и, может быть, обратят большее внимание в своей непростой повестке дня на взаимодействие с семьями священников и на архипастырскую заботу о благополучии этих семей. Спаси Господи.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5396949.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #573 : 29 Марта, 2019, 13:26:27 »
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке
24 марта 2019 г. 17:5824 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся быть с ним ближе.А как замечательно, если именно лицезрение такого света помогает людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска, который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона, размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей, сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях, который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать, чтобы стяжать нетварную энергию.Неслучайно, что во второе воскресенье поста Церковь об этом вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати, когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших Божественный свет.Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас, укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека, который почувствовал действие благодати в своем сердце, является сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками. Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в жизни человеческого общества.Господь да поможет нам, получившим это умудрение от святых старцев, попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней надежду на спасение. Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5399199.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #574 : 08 Апреля, 2019, 20:53:36 »
Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме свт. Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы
31 марта 2019 г. 22:3831 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня Крестопоклонное воскресенье. Мы вспоминаем слова апостола Павла о том, что крест для иудеев — соблазн, а для эллинов — безумие (см. 1 Кор. 1:23).Почему же Господь избирает крест как орудие спасения, если у практически всех жителей Римской империи этот предмет вызывал чувство смятения у одних и полную неприязнь у других? Действительно, римских граждан не казнили на кресте, даже если они совершали тягчайшие преступления, — им отрубали головы. На кресте распинали только тяжко провинившихся рабов — это был удел изгоев, которые по своему социальному положению занимали самую нижнюю ступень и к тому же осуждались как разбойники, преступники. А для иудеев крест — соблазн, ведь мертвое тело иудеи старались сразу убрать с глаз. Такова была традиция — хоронить в первый день. Мертвое тело презирали, оно вызывало чувство смятения, дискомфорта; его нужно было убрать из человеческой жизни, что и делали незамедлительно.Можно себе представить, как воспринимали умирающего на кресте Спасителя язычники. Проходившие мимо креста кричали «уа» (см. Мк. 15:29), выражая свою ненависть, потому что само тело Его вызывало отвращение, а уж поелику было сказано, что это преступник, то всеобщее отвержение. Для иудеев это было абсолютно неприемлемое зрелище — мертвый на кресте, на котором написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). И этот Царь висит на позорном кресте — какие же чувства негодования и злобы были в сердце у людей!Где же были апостолы? А они в страхе убежали, и, наверное, это была естественная реакция. Ведь они верили, что Иисус Назарянин есть действительно Царь Иудейский. Они верили каждому Его слову. И вдруг пред ними умирающий Учитель, опозоренный, висящий на кресте и поругаемый толпой… Так исполнились слова Спасителя: «Все вы соблазнитесь обо Мне» (Мк. 14:27). Все, включая апостолов. Ибо слишком сильным был вызов, слишком больно обожгло сердца апостолов все то, что произошло, — особенно позорная смерть Учителя на кресте.Возникает вопрос: «Почему же Господь провел Своих учеников через такое тягчайшее испытание веры? Почему этой страшной смертью Сына Своего Он отвратил многих от возможности с доверием отнестись к тому, что Сын говорил людям?» Ведь эта смерть словно ставила крест на Самом Спасителе, на Его проповеди, на Его миссии, все попирала и все разрушала. Почему же все было именно так, а не иначе? И ответ может быть только один — смертью Спасителя была показана слабость человеческой природы. Крестная смерть свидетельствовала о том, что никакими человеческими силами невозможно спасение, что никому из людей не дано вернуть потерянный рай. Это выше человеческих сил, выше человеческих возможностей, и потому так ужасна картина смерти Спасителя, так ужасен этот кажущийся финал евангельской истории.Но мы знаем, что за ним последовало Воскресение Спасителя. Однако Воскресение не было явлено всему народу, а лишь ограниченному кругу людей. Почему же Господь именно так обратил Свою весть ученикам и всему народу? Почему именно через это испытание Он провел каждого, кто хотел верить в Него как в Спасителя? В каком-то смысле этот вопрос и сегодня обращен к нам. Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на кресте Христа Спасителя.О чем же говорит этот крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см. Мф. 3:9).И как все это зримо сегодня в нашей жизни! Могли мы с вами поверить, что в безбожной Москве будут построены сотни храмов? Что люди XXI века будут наполнять эти храмы с горячей верой, с упованием на волю Божию? Какой человеческой логикой объяснить возрождение нашей Церкви, возрождение веры в сердцах наших людей? Но все это происходит, и не потому что мы с вами герои, не потому что мы такие умные, правильные, а потому что по молитвам святых угодников Божиих и по молитвам нас грешных благодать Божия прикасается к нашим сердцам и преобразует их. Благодать Божия прикасается к народу нашему, и многие обращаются в учеников Спасителя. Благодать Божия предотвращает наше падение и гибель, и верим, что именно силой благодати Божией сохраняется вера и надежда на спасение.Всему этому учит нас сегодняшний воскресный день. Поруганный Богочеловек на кресте, поруганное человеческое тело — и величайшая победа Богочеловека над смертью, над грехом, над богооставленностью и над всякой потерей надежды. Пусть крест Христов привлекает благодать Божию к нам, взирающим на него с верой и пониманием того, что он означает, как некогда крест привлекал благодать к ученикам и апостолам, освятившим вселенную великой проповедью о Христе Распятом и Воскресшем. Аминь.Пресс-служба Патриарха Московского и всея Русиhttp://www.patriarchia.ru/db/text/5402606.html