Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533089 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #580 : 28 Апреля, 2019, 10:44:25 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре
23 апреля 2019 г. 17:01
23 апреля 2019 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вторник Страстной седмицы посвящен воспоминанию о словах Господа и Спасителя, которые приоткрывают нам тайну кончины века и Страшного Суда (Мф. 24:36-26:2). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец. Из этих слов мы узнаем, что конец истории не зависит от человеческой воли, от политических, военных или культурных факторов, но пребывает в руках Божиих. Однако в этих словах есть и другой смысл, который чаще всего остается вне нашего внимания. Мы забываем, что для каждого из нас конец мира никак не связан с эсхатологией, но может наступить в любой момент. Это наша земная кончина, человеческая смерть, и о дне том и часе никто из нас не знает. И если конец человеческой истории связывается в сознании людей с каким-то неопределенно далеким будущим, то личный конец света может реально наступить в любой день и в любой час.

Мысль о смерти не должна терзать психику человека. Мы должны просто понять, что смерть, как и рождение, есть очень важное событие в нашей вечной жизни. Смерть означает переход в иное бытие, для нас еще неведомое, то самое, с которым Господь связывает все Свои самые важные обетования, в том числе те, о которых мы слышали сегодня в евангельском чтении.

Каждый человек находится под влиянием многих и многих обстоятельств. Разным влияниям подвергаются наш разум, наша воля, наши чувства. Разные обстоятельства влияют на выбор наших решений, и вырваться из этих внешних обстоятельств не дано никому. Даже подвижники, затворники, которые уходили от мира именно для того, чтобы освободить себя от влияния внешних обстоятельств, не могли в полной мере от них избавиться, за исключением, может быть, величайших из них, в числе которых преподобная Мария Египетская, память которой мы всегда так торжественно прославляем в дни Святого и Великого поста.

Если нам и не дано стать выше внешних обстоятельств и обрести победу над ними, мы тем не менее должны помнить: наши мысли, чувства, поступки, запечатлевающиеся в нашем сознании и нашей памяти, и есть все то, что формирует облик нашей бессмертной души. Все это будет принесено Господу на суд, и не только в конце истории, но и когда мы предстанем пред лицом Божиим по окончании нашего земного бытия.

Поэтому слова Спасителя о конце истории мы не должны относить лишь к неопределенно далекому будущему, но сознавать: у каждого свой конец истории, своя собственная кончина. И применять эти слова прежде всего к самим себе, задумываясь о том, что же мы принесем Господу на личный суд, который последует после нашей кончины.

Евангелие повествует нам об очень простых вещах. Господь говорит, чтО для Него самое важное в деятельности человека, чтО должно стать высшим приоритетом и для нас, хотя чаще всего таковым не является. Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, принял ли странника, посетил ли больного, побывал ли у того, кто в заключении? Какие простые слова, какие удивительно простые требования! Но именно в контексте этой простоты формируется духовное состояние человека, по которому будет определяться на личном суде после смерти и на Страшном суде наша участь в вечности.

Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, воздержанию, добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить всё, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #581 : 28 Апреля, 2019, 10:47:26 »
Патриаршая проповедь в канун Великой Среды в Андреевском ставропигиальном монастыре
23 апреля 2019 г. 21:49
Вечером 23 апреля 2019 года, в канун Великой Среды, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Андреевском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Замечательные поучения, с которыми Господь обратился к иерусалимлянам после торжественного входа во Святой Град, пронизаны множеством великих смыслов. Буквально каждая фраза несет в себе содержание, имеющее большое значение для нашего духовного возрастания и укрепления нас в вере.

Вот и сегодня чтение из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:17-50) содержит слова, с которыми Христос обратился к тем, кто окружал Его в последние дни перед страданиями и смертью на кресте. Словно недоумевая, апостол Иоанн говорит: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». И поясняет: потому что «очи их ослепли и сердца их окаменели».

Действительно, люди, поверхностно относящиеся к вере в Бога, никогда по-настоящему об этом не задумывавшиеся, нередко говорят: «Конечно, уверовали бы, если бы увидели чудо». Так вот, сегодняшнее Евангелие отвечает: кто как не иерусалимляне, иудеи, соплеменники и современники Спасителя, видели эти чудеса своими глазами? Чего только стоило воскрешение Лазаря в канун восхождения Спасителя в Иерусалим, на Голгофу! Совсем недавно силой Божественной, которую источал Иисус Назарянин, воскрес человек, — и тем не менее многие не поверили.

Что это означает для нас, для нашей собственной веры? Не нужно непременно ждать чудес, потому что, если сердце окаменело, никакие чудеса его не изменят и тем более не помогут возжечь пламень веры. Только сам человек может открыть для себя захватывающую перспективу религиозной веры, в которой перед ним открывается таинственный Божественный мир — не фикция, не мираж, а духовная реальность, которую люди и умом осознают, и сердцем чувствуют. На этом непосредственном восприятии Божественной реальности, реальности иного мира, и основаны наши религиозные убеждения, наша убежденность в бытии Бога, наша готовность быть учениками Спасителя.

Еще и еще раз следует сказать, что даже самые великие чудеса многие пытались объяснить так же, как это делали книжники и фарисеи, говорившие об Иисусе: «Он все это творит силой веельзевула, князя бесовского» (см. Мф. 12:24). Какие только ни придумывались объяснения, что свидетельствует лишь об одном: возможность верить открывается только тогда, когда сердце и разум к этому готовы. Бог не воздействует силой на наше сознание, на наше нравственное чувство до тех пор, пока мы сами не возжелаем иметь это воздействие.

Великий пост является тем самым временем, когда у нас появляется много возможностей открыть свое сердце навстречу Господу. И участие в богослужениях, и воздержание от скоромной пищи, и определенный образ жизни дают возможность дистанцироваться от окружающего мира настолько, чтобы он не разрушал наш внутренний мир. Вот почему так важно исполнять все церковные предписания в отношении поста. Не для того чтобы бездумно истязать себя, как иногда говорят люди нецерковные, но именно для того, чтобы открыть свои внутренние способности воспринимать силу Божественной благодати. И воздержание от пищи, и определенная самоизоляция от искушающих влияний мира сего, и молитва в храме помогают нам изменить свое внутреннее состояние, а значит, обрести дар Божественной благодати.

Мы с вами находимся уже на излете великопостного поприща. Каждый постился, молился в меру своих сил — кто-то, может быть, с большим дерзновением, с большей ревностью, кто-то с меньшей, — но важно хотя бы в оставшееся до Великой и Святой Пасхи время, вне зависимости от того, каким был опыт Великого поста, максимально сосредоточиться на событиях в жизни Господа и Спасителя в те самые страшные дни в древнем Иерусалиме. Сосредоточиться на Его подвиге, на Его крестной жертве и через эти события посмотреть на себя, на состояние своей души. Несомненно, этот беспристрастный взгляд поможет нам многое открыть о самих себе — то, что мы не знали и о чем даже не догадывались. Духовное самосозерцание есть непременное орудие самосовершенствования, и лучшим временем для такого воздействия на себя является время Великого поста. Пусть Господь в оставшиеся дни Страстной седмицы даст нам силу познать самих себя, даст нам способность оценить свое духовное состояние, даст нам возможность через покаяние и причащение Святых Христовых Таин приуготовить себя к встрече с радостью Христова Воскресения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5419040.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #582 : 28 Апреля, 2019, 10:48:25 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
24 апреля 2019 г. 19:41
24 апреля 2019 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь сподобил нас достигнуть среды Страстной седмицы. В последний раз мы прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина и теперь, полностью закончив поприще Святого и Великого поста, входим в особые дни воспоминаний о страданиях, смерти и Воскресении Господа и Спасителя нашего.

Сегодня по уставу читается Евангелие (Мф. 26:6-16), в котором повествуется о женщине, помазавшей ноги Спасителя драгоценным миром, и об Иуде, который, взирая на ее жертву, принимает страшное решение продать за деньги своего Учителя.

Очень часто, встречаясь с тем или иным человеком, мы задаем себе вопрос, хороший он или плохой. Иногда просто из любопытства, иногда потому, что стремимся понять, стоит ли вступать с ним в какие-то отношения, например, связать себя узами брака. Так вот, лучший способ получить ответ — это понять, готов ли человек на жертву. А все остальное вторично. Если нет доброты в сердце, то человек способен и на греховные деяния, и даже на преступления — с таким точно не стоит связывать свою жизнь.

Способность делать добро есть не что иное, как выражение самой существенной стороны человеческой души. Не может добрый человек не делать добра. Женщина грешная, блудница, будучи изгоем общества, приходит к Спасителю и возливает на Его ноги драгоценное миро, которое, может быть, стоило всех накопленных ею денег. И Господь, прозревая внутреннее состояние этой женщины, прощает ей все грехи (Лк. 7:36-50). И если мы чувствуем, что согрешили, если мы чувствуем, что сделали что-то нечистое, греховное, скверное, то единственный путь обрести благоволение в очах Божиих и прощение — сделать добро тем, кто в нем очень нуждается.

Нам иногда кажется, что мы, сделав какие-то гадкие дела и исповедовавшись в них, автоматически получаем разрешение грехов. Однако нужно понимать суть и смысл исповеди. Через исповедь происходит воссоединение согрешившего человека с общиной, которая сподобляется причастия Святых Христовых Таин. Но что происходит на небесах, мы не знаем, и совершенно очевидно, что не через каждую исповедь прощаются все грехи. Даже если человек исповедуется перед смертью, это не означает, что он святым и безгрешным переступает границу земной жизни, что он без грехов предстанет пред Божественным судом. Что же действительно освобождает нас от грехов? То, что освободило блудницу, возлившую миро на ноги Спасителя, — совершение добра. Не формальное, не по принуждению, не ради того, чтобы поддержать свою репутацию, не ради того, чтобы показаться добродетельным, а искреннее совершение добра, так, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Через совершение добра мы сподобляемся получить разрешение наших грехов от Самого Господа.

Вот таким смыслом наполнен сегодняшний день, в который мы получаем напутствие и на дальнейший жизненный путь, и на прохождение святых дней воспоминаний о страданиях Спасителя и празднования Святой Пасхи — с новым пониманием того, как нужно жить, что должно быть в центре нашей жизни, чем бы мы могли угодить Богу и получить прощение грехов, избавление от всего того, что тяжким бременем ложится на совесть. Да поможет нам Господь не только приносить покаяние словесно, но и совершать добрые дела — во благо тех, к кому они обращены, и во спасение собственной души. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5419611.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #583 : 28 Апреля, 2019, 10:49:39 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великого Четвертка после богослужения в Марфо-Мариинской обители в Москве
24 апреля 2019 г. 23:33
Вечером 24 апреля 2019 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


Ваше Высокопреподобие, матушка настоятельница! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с Великим Четвергом. Это день удивительных по своей глубине и важности воспоминаний — мы вспоминаем Тайную Вечерю, омовение ног Спасителем учеников, предательство Иуды… И необходимо задать себе вопрос: что же было движущей силой этого предательства? Вообще, что является сутью греха? В каком пороке грех проявляется в полной мере? Ответ на этот вопрос может быть только один — во лжи. А почему? А потому что грех — от диавола, а диавол есть ложь и отец лжи (Ин. 8:44). Значит, ложь — не один из пороков, а самый главный порок, в котором отображается вся сущность греха.

Конечно, не в одночасье Иуда решил предать Спасителя. Может быть, неким поводом стала великая жертва, которую принесла женщина, купившая драгоценное миро и помазавшая им ноги Спасителя. Но, конечно, причина была в другом. Поскольку Иуда был лжец и лицемер, умело скрывавший свою подлинную сущность от окружающих, то поступок этой женщины был для него нестерпим. Именно поэтому он принимает решение предать Спасителя, — потому что уже нестерпимым было для него пребывать рядом со Спасителем и Его учениками.

Ложь действительно лежит в основании практически всех пороков. Иногда мы говорим неправду в качестве шутки, забавы, или введение собеседников в заблуждение не представляется нам чем-то опасным, а потому мы и не придаем значения этой, казалось бы, незначительной, лжи. Но из небольшой лжи вырастает ложь большая. Именно поэтому одна из самых важных заповедей для христианина — избегать всякой лжи.

В реальной жизни следовать этой заповеди довольно трудно, потому что иногда мы оказываемся в ситуации, когда правда может убить человека, нанести непоправимый ущерб кому-то из наших ближних или нам самим. И возникает законный вопрос, как же поступать в таких обстоятельствах. Существует опасная поговорка «ложь во спасение», но никакой лжи во спасение быть не может, потому что диавол и Бог несовместимы. Еще ребенком я как-то спросил своего благочестивого родителя, как быть, когда уж никак нельзя сказать правду. И мой папа ответил словами, с которыми я живу всю свою жизнь: «Ложь — грех, но кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» И это действительно так. Можно, не говоря неправду, избегать ответов на вопросы, которые привели бы к отрицательным последствиям для нас и для наших ближних.

Мы должны учиться избегать лжи даже в мелочах. Избегать лжи, как уже было сказано, даже в шутках или бытовых ситуациях, когда ложь воспринимается как некое развлечение. Нужно постараться искоренить ложь из своей жизни, — тогда и в большом деле мы уже не скажем и не сделаем неправды. Мы должны памятовать о сегодняшнем дне, о предательстве Иуды, его лицемерии, его лживой жизни, о том, что привело Господа и Спасителя на крест. Памятовать о том, что ложь является полным и окончательным обнаружением самой природы греха, и потому ложь и христианская жизнь несовместимы.

И да поможет нам Господь избегать лжи, находить мудрые ответы или мудрые выходы из ситуаций, когда уже невозможно сказать правду, но никогда не вводить людей в заблуждение. Все это не так просто, но если мы ставим перед собой цель избегать лжи, если мы стремимся изгнать ложь из нашей жизни, если это намерение твердое, то и Господь будет споспешествовать нам и ограждать нас от ситуаций, когда нам кажется, что только ложь может быть выходом из сложившихся обстоятельств. Умудренные сегодняшними Евангельскими повествованиями, дивными богослужебными текстами, повествующими о предательстве Иуды, будем просить Господа, чтобы Он дал нам силу избегать лжи и лицемерия, дабы жизнь проводить свою праведно, не имея угрызений совести и никого не ввергая в искушение. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


http://www.patriarchia.ru/db/text/5419826.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #584 : 28 Апреля, 2019, 10:51:03 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя
25 апреля 2019 г. 19:51
25 апреля 2019 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.[
br]
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с Великим Четвергом. Днем, приравниваемым к праздникам двунадесятым, потому что его основанием явилось величайшее, наравне с крестной Жертвой и Воскресением, событие евангельской истории — Тайная Вечеря Спасителя с учениками. Было время Пасхи, и трапеза проходила в строгом соответствии с обрядовыми предписаниями. Господь полностью соблюдал этот порядок, но вместо традиционного благословения произнес необычные слова: Сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. И затем, когда вечеря закончилась, взяв в руки чашу, также сказал удивительные слова: Сия есть Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов, добавив: Сие творите в Мое воспоминание.

Христианская община в Иерусалиме, а затем и во всех других городах и селах, где появились христиане, совершала эту торжественную вечерю любви, благословляя особым образом, по примеру Спасителя, хлеб и вино. И поелику Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то все вспоминали последнюю вечерю пред страданиями Господа и Спасителя. Но с первых дней своего бытия Церковь ясно сознавала, что заповедь творите в Мое воспоминание означала не просто умственный акт, но событие. Речь шла о таком воспоминании, когда силой Святого Духа в кругу учеников совершалась то же, что совершилось на Тайной Вечери. Благословляя хлеб и вино, ученики сознавали, что пред ними — подлинное Тело и подлинная Кровь Христовы. Эта вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы содержится с апостольских времен в Церкви Христовой. Отличие Церкви от любого другого собрания, именующего себя христианским, заключается именно в вере в то, что благословляемые хлеб и вино силой благодати Святого Духа пресуществляются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы.

Церковь усвоила Таинству Тела и Крови Христовых наименование «Евхаристия», от греческого глагола «евхаристо», то есть «благодарю». Неслучайно Таинство получило название «благодарение», — потому что нет ничего более великого в мире, чем исполнение заповеди Господа, повелевшего совершать в Его воспоминание благословение хлеба и вина, которые силой Святого Духа преобразуются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.

Когда мы говорим, что это Таинство Благодарения, мы должны помнить, что в русском слове содержится корень «дар». Мы не просто благодарим словами, мы не просто благодарим умом, но приносим дар Богу — хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Господней. И мы должны ясно сознавать: как в жизни человеческой мы одаряем друг друга, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в наших отношениях с Богом, когда хотим поблагодарить Господа, мы совершаем таинство Святой Евхаристии.

Но ведь еще существует понятие «Литургия после Литургии» — о нем стали говорить не так давно, но смысл его коренится в святоотеческом предании. Что же может быть после Литургии? А после Литургии мы должны научиться приносить дар Богу через добрые дела по отношению к людям. Поэтому доброделание, милосердие, совершаемое в Церкви, очень отличается от добрых дел в светском мире. Мы не просто совершаем добрые дела, движимые сожалением, состраданием, но своими делами продолжаем Святую Евхаристию, то есть благодарим Господа. И если хотите, наши добрые дела — это служение Богу после Святой Евхаристии.

Вот почему в центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу. Тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое внерелигиозное совершение добрых дел, потому что, принося дар Богу через дела милосердия, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, дар жизни, дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир. От имени человеческого рода, собранные вокруг престола Господня, мы приносим Ему благодарение — Святую и Бескровную Жертву Тела и Крови Его, Жертву, которая есть умилостивительная жертва за наши грехи и за грехи всего мира.

Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день — день установления таинства Святой Евхаристии, день воспоминания о Тайной Вечере, день духовного созерцания, день смирения Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам, и день, когда Иуда, не дождавшись конца вечери, пошел и предал Господа первосвященникам. Великий Четверг есть великий праздник, но праздник с предчувствием скорби, которую разделяет каждый верующий человек, проходя через богослужебный чин Великой Пятницы, которая по уставу нашей Церкви начинается уже сегодня вечером чтением 12-ти страстных Евангелий.

Укрепленные причастием Святых Христовых Таин, вразумленные всем тем, что мы знаем о Святой Евхаристии, с благоговением вступим в последние дни Страстной седмицы, чтобы принести еще более сокрушенное покаяние в своих грехах и, причастившись Святых Христовых Таин в Светлую Субботу или в Светлый день Воскресения, облагодатствованные даром Святого Духа, опираясь на свою веру, идти в мир сей, творя дела милосердия и правды Божией. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


http://www.patriarchia.ru/db/text/5420149.html