Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527842 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #590 : 19 Мая, 2019, 14:37:14 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне
18 мая 2019 г. 20:26
18 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим торжественным днем, когда под звуки великих воскресных гимнов мы совершаем память новомучеников и исповедников Церкви нашей, наипаче же тех, кто был на сем месте замучен и убиен. Христос Воскресе!

В сегодняшнем отрывке из Деяний апостольских (Деян. 9:19-31) говорится о Савле. В своем рассказе дееписатель повествует о недоумении людей, которые спрашивали: «не тот ли это самый, кто гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?» Действительно, обращение Савла вызвало огромное недоумение. Выражаясь современным языком, это был шок для многих, кто его знал. Он гнал Церковь Божию неистово, он был самым ревностным гонителем, погубившим множество людей, но затем, обратившись, стал самым ревностным апостолом.

Наверное, когда здесь, на полигоне Бутово, расстреливали ни в чем не повинных людей, те, кому это было приказано сделать, и представить себе не могли картину, которую мы сегодня наблюдаем, — торжественное Пасхальное богослужение на рвах, куда сбрасывали останки расстрелянных. И если у тех, кто служил при этом полигоне, и была когда-то в сердце вера, то при виде всего, что здесь происходило, терялась всякая надежда на возрождение веры Христовой и Церкви Православной в жизни нашего народа. В том мраке, в том унынии, в том смраде, в той боли невозможно было представить торжество Христова Воскресения на этой страшной земле.

Но ведь это произошло! И кто же все те, что сегодня во множестве исповедуют веру Христову в земле нашей? Разве это люди с иной планеты, или они приехали из-за рубежей нашей страны? Нет, это потомки тех, кто от страха, а то и сознательно отказался от веры Христовой и, подобно Савлу, гнал Церковь Божию. Но милость Божия, простирающаяся над нашим народом, благодать Христова совершила великое чудо — не просто возрождения, но и значительного укрепления веры в сознании современных людей, в земле нашей пребывающих. Это возрастание и укрепление в вере, несомненно, напрямую связано с муками и страданиями погибших, в том числе здесь, на Бутовском полигоне, имена которых мы храним в памяти народной и в наших молитвах.

Действительно, пройдя через страдания, через скорбь, народ наш, подобно Савлу, обратился ко Христу во множестве. Сегодня никто не может сказать, что Отечество наше — это духовно выжженная пустыня, не имеющая никаких признаков религиозной жизни, как мечтали те, кто расстреливал христиан в Бутово. Сегодня возвращается Святая Русь. Может быть, мы еще не можем говорить об этом в превосходной степени, как хотелось бы, но духовное возрождение нашего народа совершенно очевидно.

И объяснить это только нашими с вами трудами, убедительностью наших слов невозможно. Вообще трудно убедить сегодня людей, имеющих рациональный взгляд на почти все, что их окружает. Поэтому возрождение веры есть несомненное явление силы благодати Божией по молитвам новомучеников и исповедников Церкви нашей. И как важно вспомнить об этом именно здесь, на Бутовском полигоне, рядом с теми рвами, в которые сбрасывались обезображенные тела святых угодников!

Их молитвами да хранит Господь землю Русскую, да укрепляет Господь веру православную, а всем нам дарует способность сознавать свою прямую связь с теми великими подвигами и мученическими страданиями, что понесли наши отцы и деды, защищая веру православную. Аминь. Христос Воскресе!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
[br
http://www.patriarchia.ru/db/text/5436883.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #591 : 21 Мая, 2019, 21:57:09 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с ректорами негосударственных вузов Москвы
21 мая 2019 г. 16:07
21 мая 2019 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с ректорами негосударственных столичных вузов — учредителями Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом.


Уважаемый Сергей Сергеевич! Уважаемый Виктор Антонович! Анастасия Владимировна, Алексей Валерьевич, руководители негосударственных образовательных организаций высшего образования города Москвы! Всех вас еще раз сердечно приветствую и рад возможности встретиться с вами.

Основной целью нашей встречи является подведение итогов апробации модели ценностно-ориентированного образования. Целеполагание этой модели есть не что иное, как создание условий для реализации этических принципов в управлении образовательными организациями высшего образования и подготовки выпускников.

В настоящее время мы видим, что негосударственный сектор стал неотъемлемой частью системы высшего образования в России, доказал свою конкурентоспособность, получил признание и поддержку отечественной науки, общества и профессионального сообщества. За годы становления и развития негосударственных вузов накоплен значительный интеллектуальный, образовательный и материально-технический потенциал. Обсуждение путей развития российской высшей школы происходит на самых разных уровнях; при этом очень важно понимать, что, с одной стороны, необходимо, чтобы наше образование соответствовало общемировым стандартам, с другой, чтобы оно сохранило лучшие традиции отечественной педагогики. В сочетании этих двух факторов, думаю, и содержится то рациональное зерно, вокруг которого должна формироваться перспектива развития нашего образования. Ни в коем случае одно не должно игнорировать другое.

Определенные трудности в становлении современной российской высшей школы обусловлены тем обстоятельством, что долгое время в отечественных вузах процессу воспитания не уделялось должного внимания, а отношение к высшему образованию в обществе можно было назвать утилитарным и даже потребительским. Человек получал образование, чтобы устроиться в жизни, сделать карьеру, а ценностное и, я бы сказал, духовное содержание практически отсутствовало. Конечно, всегда были люди, готовые не только трудиться ради карьеры, но и отдавать свои силы любимому делу, но невозможно себе представить, что большинство студентов было мотивировано именно этими высокими соображениями — к сожалению, чаще всего это было не так.

На протяжении ряда лет эта проблема решалась локально в ряде государственных и частных высших учебных заведений, в том числе на базе Российского православного университета, в учебный процесс которого входит ценностно-ориентированный блок и дополняющая его воспитательная, внеучебная и просветительская работа. Это позволяет готовить специалистов в разных областях знаний, объединенных одной духовной и культурной традицией. Мы живем в достаточно сложную и очень динамично развивающуюся эпоху, когда сомнению подвергаются многие неизменные принципы, — как принято теперь говорить, эпоху постмодерна. Нет истины, а есть вариативность. Кто-то предпочитает кофе черный, кто-то с молоком, кто-то с сахаром — одинаковая ценность. Отсутствие ценностного подхода — это огромная проблема современной цивилизации.

И школы, и вузы до сих пор ищут оптимальные способы организации учебного процесса таким образом, чтобы человек получал в результате не только некий набор теоретических и практических знаний, но и развивался духовно и нравственно. Дай Бог, чтобы эти поиски продолжались, чтобы никакие трудности не мешали нам ставить перед собой такие задачи и пытаться их достигать. Убежден, что для успешного решения этих вопросов необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, совместное использование ресурсов и взаимная поддержка образовательных организаций. Поэтому год назад я поддержал идею создания Консорциума ценностно-ориентированных организаций. Очень рад, что в Консорциум вступают ведущие частные вузы, имеющие опыт построения системы ценностно-ориентированного образования, сочетающие в себе обучение и воспитание, и делают это не по разнарядке, но, исходя из целесообразности предложенной образовательной парадигмы, выступают с готовностью выстраивать отношения на общей мировоззренческой платформе.

В настоящее время в мировой практике научно-образовательный консорциум является одной из моделей успешной совместной деятельности вузов. На мой взгляд, создание Консорциума ценностно-ориентированных образовательных организаций своевременно и актуально. Совместная работа за прошедший год апробаций позволила сформировать модель взаимодействия по разработке и реализации мероприятий по ценностно-ориентированной тематике и внесению дополнений в организацию воспитательной, внеучебной и просветительской деятельности.

Сегодня хотелось бы подвести итоги первого этапа совместной работы, а также обсудить направления деятельности Консорциума на ближайшую перспективу. Всех вас приглашаю к осмыслению всех этих проблем, которые сегодня перед нами стоят. Благодарю за внимание.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


http://www.patriarchia.ru/db/text/5438221.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #592 : 24 Мая, 2019, 23:41:35 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Перервинском монастыре
22 мая 2019 г. 21:15
22 мая 2019 года, в день Преполовения Пятидесятницы, праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Патриаршее подворье храмов бывшего Николо-Перервинского монастыря г. Москвы. В соборе в честь Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Память святителя и чудотворца Николая, перенесение его мощей из Малой Азии, с места, где он был захоронен, в город Бари, в Италию, празднуется Русской Церковью очень торжественно. В Греции этот праздник не отмечают, поскольку считали и считают великой скорбью, что мощи были похищены и увезены на Запад. Казалось бы, и вправду злодеяние — приплыли чужеземцы, похитили святыню, куда-то увезли, плакать надо, а не радоваться. Но град Барский радовался, и совершенно справедливо в тропаре сказано, что с ним вселенная вся ликовствует. И есть основание для этого ликования, потому что если бы святые останки чудотворца Николая не были перевезены, то вряд ли бы они сохранились — с учетом того, как складывалась вся последующая история Малой Азии, где христианская вера была почти полностью уничтожена.

Сегодня мощи святителя пребывают на Западе, на территории католического монастыря, но мы знаем, с каким вниманием и любовью монахи, хоть и не пребывая с нами в общении, почитают имя святителя и чудотворца Николая. Именно так — через скорби, через страдания — была явлена милость Божия, и мощи святителя сохранились. А то, что произошло несколько лет назад, когда значительная часть этих мощей была привезена на Русь Святую, действительно имело огромное значение для духовной жизни всего нашего народа. Святитель Николай прибыл сюда, в эту землю, к этому народу, который почитает его, как нигде в мире. Свидетельством тому было поклонение миллионов мощам великого чудотворца Божия. Ведь для нас святитель Николай — это святой, близость которого мы чувствуем, потому что, обращаясь к нему с молитвой, получаем просимое.

Сегодня мы читали Евангельское повествование (Ин. 7:14-30) о празднике Преполовения, который отмечался и в Ветхом Завете между Пасхой и Пятидесятницей. Мы слышали, что Господь Иисус Христос проповедовал в день Преполовения, и слова Его были настолько убедительны, что те, кто слышал, говорили: «Откуда у Него это? Ведь Он ничему не учился, Он не изучал Священного Писания...» А Господь в ответ говорит, что слово Божие пребывает в сознании тех людей, у кого это слово пребывает и в жизни. Господь связывает слушание слова Божия с совершением дел, которые этому слову соответствуют. Эти замечательные слова Спасителя мы все должны помнить — даже те, кто не научен слову Божию, а таких много. Но и те, кто научен христианству проповедью церковной, своими родителями или теми, кто более, чем они сами, знают, чему учил Спаситель, должны помнить, что без добрых дел, без совершения дел милосердия и вера мертва, и чтение слова Божия не приносит плода. Потому что Евангелие дано не для того, чтобы его читали образованные люди, делали свои умозаключения, писали труды, а для того чтобы весь народ жил этим словом. Вот почему самые важные понятия Евангелия излагаются так просто, как в отрывке из Священного Писания, который мы слышали сегодня в связи с праздником Преполовения.

Да поможет нам всем Господь проникнуться этим пониманием значения слова Божия и осознать, что оно дано не для теоретического вразумления, не для повышения уровня нашей культуры, не для того, чтобы мы могли блеснуть в обществе своими знаниями, но именно для того, чтобы научиться делать добрые дела. Именно так христианин обязан воспринимать Божественное слово. А пример того, к чему приводит исполнение слов Священного Писания, мы видим в образе святителя и чудотворца Николая. Он прожил долгую жизнь, а эпизодов из этой жизни известно совсем немного, в частности, то, что он был на I Вселенском Cоборе, где обличил Ария. А все остальное, что мы знаем, связано с его добрыми делами. Он спас от беды несчастных девушек. Он остановил руку палача, который занес меч над главой ни в чем неповинного человека. Эти сюжеты, запечатленные на наших иконах, являют нам, что именно сделало архиепископа Мир Ликийских великим святым Вселенской Церкви, — это его вера и его добрые дела. Мы постоянно обращаемся к святителю со своими просьбами, о чем только его не просим, — и ведь как часто он отвечает на наши молитвы! Может быть, давайте в первую очередь просить его, чтобы он помог нам всем научиться совершать добрые дела, а значит, понимать слово Божие, как об этом свидетельствует Евангельское чтение сегодняшнего дня.

Всех вас сердечно поздравляю с праздником Преполовения и с днем памяти святителя и чудотворца Николая!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


http://www.patriarchia.ru/db/text/5439051.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #593 : 24 Мая, 2019, 23:43:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года
23 мая 2019 г. 21:10
23 мая 2019 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил девятую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.


Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас. В этом году мы собрались в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, чтобы в 9-й раз избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Главными целями присуждения этой высокой награды являются, с одной стороны, поощрение талантливых писателей, вносящих вклад в развитие отечественной словесности, с другой — привлечение внимания читателей к творчеству достойных с точки зрения Церкви литераторов.

Сегодня существует великое множество литературных премий, присуждаемых государством, общественными, профессиональными организациями в самых различных номинациях. Всё это отражает современный и по-своему мозаичный литературный процесс. Но вместе с тем за обилием существующих наград, отмечающих творческие способности писателей и художественные достоинства их произведений, нередко забывается главное. То, ради чего, собственно говоря, и существует искусство. Оно призвано, в первую очередь, раскрывать замысел Божий о мире, свидетельствовать о высоком призвании человека, возвышать его ум и сердце, приподнимая над суетой повседневности и ставя перед человеком «вечные вопросы» о добре и зле, о смысле и главной цели жизни.

Критерием настоящей литературы является не изощренность форм и новаторство писательской техники, а устремленность к небу, творческий поиск Божественной правды. Очевидно, что любая литературная форма, сколь бы совершенна она ни была, без нравственного наполнения остается пустой и бесплодной. Поэтому основное внимание при выборе лауреатов нашей премии уделяется именно мастерству в воплощении христианского идеала в писательском творчестве. Но это совсем не означает, что при оценке творчества мы игнорируем форму, в которой воплощается литературный замысел.

Иван Александрович Ильин, рассуждая о природе и предназначении искусства, называл русскую литературу особым видом духовного творчества. Именно таким родилось искусство в нашей культуре: как «творчество из главного» — творчество, «возносящее человека к Богу» и «проливающее в его душу Божественный свет и чистоту»[1]. Таким оно и было на протяжении многих столетий. Как здесь не вспомнить известные слова академика Лихачева о том, что в целом древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы, и тема эта — смысл человеческой жизни в свете Евангелия![2]

С торжеством идей секуляризма в Западной Европе, а позднее и в нашей стране христианская «закваска» в культуре постепенно ослабевает. Основной темой становится трагическое противоречие между величием интеллектуальных и творческих возможностей человека и далекими от идеала условиями земного бытия.

Вместе с тем замечу, что этот вопрос, волновавший в свое время античных авторов, был совершенно преодолен в христианстве, ибо, в отличие от писателей дохристианской эпохи, оно говорило уже не на языке падшего мира, а исходило из преображенной Спасителем реальности — Царствия Божия, которое внутри нас (см. Лк. 17:21). Благодаря Христу люди осознали, что зло и смерть не всесильны. Они осознали, что нет никакого довлеющего над человеком рока, что мир задуман и устроен прекрасно. Каждый без исключения человек — это образ Божий, который, быть может, потускнел и исказился, но человек, если захочет, может вернуть свое богоподобное достоинство и обрести вечную жизнь. Христианские идеи повлияли на осмысление места культуры в жизни человечества.

Но творческие поиски западноевропейских авторов, увлеченных красотой и величием античности, обратились совершенно в другую сторону. Христианские ценности безжалостно высмеивались в трудах французских писателей эпохи Просвещения. Братоубийца Каин с легкой руки Байрона вдруг оказался окружен романтическим ореолом бунтаря, а зло получило неожиданное оправдание в известных словах гётевского Мефистофеля.

Включенная в общеевропейский культурный контекст русская литература XVIII и начала XIX века также пыталась найти выход из духовного кризиса. И, как мы помним, блестяще сделать это удалось Александру Сергеевичу Пушкину. В этом году исполняется ровно 220 лет со дня рождения «солнечного гения» нашей литературы, и думаю, было бы справедливым в преддверии знаменательной даты сказать несколько слов о той замечательной роли, которую он сыграл в истории русской культуры.

Ильин, уже упоминаемый мною сегодня, не без причины считал Пушкина «главным входом в классическую русскую культуру»[3], подчеркивая при этом, что без осознания этого невозможно правильно воспринимать творчество всех последующих классиков отечественной литературы. Пушкин стал оплотом, родоначальником русской классической литературы, подарившей миру Гоголя, Достоевского и Толстого, — литературы, которую немецкий писатель Томас Манн устами одного из своих героев назвал святой[4].

Так за что же мы так ценим Пушкина? Почему ведем отсчет классической русской литературы и современного русского литературного языка именно с него? Очевидно, что одно только художественное совершенство не позволило бы Александру Сергеевичу претендовать на столь значимую роль в нашей культуре.

Творчество любого художника — это его духовная биография. Неслучайно Спаситель сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Творческий путь Пушкина — это путь к свету и добру.

Воспитанный в европейской культуре, Пушкин был, безусловно, человеком нового мира. Это очень хорошо заметно на примере его ранней лирики, отличающейся резкостью суждений и острой жаждой свободы. Но постепенно что-то сомнительное, злое, не самое удачное со временем отпадает, как шелуха. И он пишет «Капитанскую дочку», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Памятник». Пушкин отыскал в русской жизни Татьяну — и Онегин ушел от нее пристыженный, ведь ему самому еще нужно было до нее дорасти, чтобы стать достойным.

Пушкину удалось показать, что идеалы могут жить и в реальном мире, что далеко не всегда торжествует неправда, а если и торжествует какое-то время, то в итоге все равно побеждает истина и добро.

«Лучшие люди Европы не смогли найти в жизни того, что бы примирило неправду действительности с невидимыми, но всем бесконечно дорогими идеалами... Этот вопрос поставила и разрешила русская литература… Пушкин первый не ушел с дороги, увидев перед собой страшного сфинкса… Сфинкс спросил его: как можно, глядя на жизнь, верить в правду и добро? Пушкин отвечал ему: да, можно — и насмешливое и страшное чудовище ушло с дороги»[5], — напишет позднее Лев Шестов.

Будучи писателем исключительно светским, Пушкин в то же время отразил в своем творчестве христианский взгляд на мир, смог восстановить духовную родословную русской культуры, прерванную произошедшим в результате петровских преобразований резким разворотом на Запад и разрывом многих связей с нашей многовековой традицией. Пушкин сумел примирить новый мир со старым, вернее, с вечными основами бытия. Он сумел выразить этот хрупкий баланс удивительно точным и образным языком, вобравшим в себя богатства церковнославянского и меткость разговорного народного языка.

Сегодня мы вновь стоим перед подобным культурным вызовом. Современное литературное творчество воспринимается большинством писателей и читателей как своеобразная форма игры, где нет и не может быть по определению сколь-либо серьезных и глубоких идей. Торжество нигилизма и эстетики декаданса, циничного гедонизма и вызывающего эпатажа — вот печальные плоды постмодернистской реальности в литературе.

Но справедливости ради стоит отметить, что литературный процесс все же неоднороден. К счастью, нашел свой отклик в литературе и запрос части общества на поиск настоящего, жажду подлинного в мире социальных и культурных декораций. И я надеюсь, что таких писателей будет становиться все больше.

Сегодня нам очень нужна литература, которая бы примирила постмодернистскую реальность с вечными нравственными принципами и ценностями. Нам нужны новые «Пушкины», которые могли бы чувства добрые лирой пробуждать, не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя о высших истинах, стремиться к познанию которых призван каждый человек.

Почему же Церкви так важно, что происходит сегодня в отечественной словесности? Почему мы так близко к сердцу воспринимаем эти процессы?

Именно в литературе русская культура нашла свое самое глубокое выражение: литературоцентризм — одна из ее сущностных особенностей, а изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания. Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.

Прежде чем выбрать достойнейших из достойных, хотел бы также сообщить вам о том, что со следующего года в день, когда вручается Патриаршая литературная премия, будет также награждаться и лауреат премии «Новая библиотека» в номинации, названной именем Ф.М. Достоевского. Премия «Новая библиотека» обрела новый формат: ранее она вручалась только за рукописи, а отныне ею будут награждаться авторы выдающихся печатных изданий.

Сердечно благодарю всех за внимание и предлагаю перейти к церемонии избрания и награждения лауреатов.



[1] — Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики (Бунин, Ремизов, Шмелев). Мюнхен, 1959. С. 19.

[2] — Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI-XVII веков. М., 1987. С. 11.

[3] — Ильин И.А. Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры // Московский пушкинист: ежегодный сборник. М., 1997. Вып. IV. С. 383.

[4] — Новелла Т. Манна «Тонио Крёгер».

[5] — Шестов Лев. Пушкин // Шестов Лев. Умозрение и откровение. Религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи. Париж, 1964. С. 334.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5439759.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #594 : 24 Мая, 2019, 23:46:06 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя
24 мая 2019 г. 14:27
24 мая 2019 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По завершении богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении! Уважаемый Игорь Олегович, высокий представитель Президента Российской Федерации! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поблагодарить за ваши молитвы, за участие в этом богослужении, которое дало мне возможность вознести благодарение Господу за 50 лет моего служения Церкви.

Я хорошо помню тот далекий 1969 год, когда нужно было принимать решение о дальнейшем служении Церкви. Какие-то детали, естественно, уходят из человеческой памяти, но я помню чувство радости, которое испытывал, вступая на путь служения. Были мудрые люди, которые меня предупреждали о том, что не все будет радостно в моей жизни, что мне стоит еще и еще раз подумать, правильно ли я поступаю, избирая именно такой, а не иной, путь служения Церкви. Но несмотря на сложные внешние обстоятельства, в сердце была радость, которая соединялась с искренней надеждой, что Господь не оставит Церковь Свою, и врата ада, уж не говоря о вратах человеческих, не одолеют дело Божие. С этим светлым чувством оптимизма, без всякого страха вступали мы, люди того поколения, на путь служения Господу, и никто из нас не посрамился в своих надеждах и в своем ощущении правильности избираемого нами пути.

Господь на протяжении 50 лет провел Церковь нашу, страну и меня, недостойного, через многие испытания, и одновременно еще и еще раз явил силу Своего присутствия и в человеческой истории, и в жизни Церкви, и в личной жизни каждого. Поэтому, если бы кто-то спросил меня, каков самый главный мировоззренческий вывод из этих 50 лет, я бы сказал: твердое убеждение в присутствии Божием в нашей жизни. Я говорю сейчас без всякого пафоса, говорю от опыта своей жизни. Я обращаюсь к тем, у кого еще возникают какие-то сомнения, и тем, кто еще ставит вопрос, нужно ли посвящать Богу свои силы или нет, отвечаю ответственно: каждый, кто вступает на путь служения Господу, избирает самый лучший путь. А те, кто идет иным путем, должны помнить, что прохождение жизненного пути вместе с Богом превращает этот путь в великое и благое явление Божией милости в жизни человека. Это не означает, что мы избавляемся от скорбей, от болезней, от трудностей, которые приносят непростые межличностные отношения, — все это имеет место. Но присутствие Божие в жизни человека, который верит в Него и отдает служению Ему свои силы, превосходит всякие человеческие хитросплетения.

Я хотел бы пожелать, в первую очередь всему нашему епископату, особенно молодым архиереям, принявшим на себя столь ответственное служение в нашей Церкви, идти избранным путем, ничего не боясь, не устрашаясь, с полным доверием Господу и с полной уверенностью в присутствии Бога в нашей жизни.

Я хотел бы сегодня обратить особые слова и пожелания ко всему нашему народу, к Отечеству нашему. У такой страны, как Россия, не бывает простых времен. Когда некоторые, характеризуя нынешнее время, говорят «в непростые мы живем времена», мой внутренний ответ бывает такой: «А когда были простые времена?» На протяжении 50 лет моего служения не было ни одного простого года. Но это не значит, что непростые времена приводили к каким-то тяжелым, позорным последствиям. Действительно, Божие присутствие сильно и действенно. И каждый из нас, особенно тот, кто посвятил себя Богу, должен всеми возможными силами укреплять веру в людях в то, что Божие присутствие есть присутствие благого и человеколюбивого Отца нашего.

Я хотел бы пожелать всем нам, дорогие владыки, отцы, братья, крепости сил, неоскудевающей веры, твердой надежды и понимания того, что дело, которому мы отдаем свою жизнь, есть самое главное. Потому что его последствия реализуются не только в нашей земной жизни, но и простираются в вечность.

Еще раз хотел бы сердечно всех поблагодарить за участие в сегодняшнем литургическом торжестве, за добрые слова и добрые пожелания, которые я сегодня выслушал с любовью и благодарением, и пожелать всем нам вместе трудиться во славу Божию. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5440067.html