Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 535410 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #595 : 06 Июня, 2019, 18:05:49 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых в Страсбурге

26 мая 2019 г.
26 мая 2019 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Всех святых в Страсбурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


Ваше Превосходительство, господин мэр! Ваше Высокопреосвященство, господин архиепископ! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Сегодня произошло историческое событие для православных людей, живущих в Страсбурге: освящен первый православный храм, ибо до этого, как было справедливо отмечено, наша община молилась в помещениях, не приспособленных для совершения богослужений. Поэтому, когда совершилось освящение, в первую очередь была вознесена благодарственная молитва Богу, а затем прозвучали слова благодарности в адрес тех, кто трудился, созидая храм Божий, в том числе Вас, господин мэр, властей Страсбурга, Преосвященного архиепископа, — всех, кто своим доброжелательным отношением и молитвами поддержал это святое дело.

Сегодня, в пятое воскресенье после православной Пасхи, за Литургией мы читаем отрывок из Евангелия, где говорится о самарянке, которая встретила Иисуса Христа у колодца (Ин. 4:5-42). Самаряне отличались от иудеев, в частности, тем, что местом для поклонения Богу считали гору Гаризим, которая находилась рядом с их селениями, а иудеи, как известно, возносили молитвы к Богу в Иерусалиме. И когда самарянка, общаясь с Иисусом Христом, поняла, что этот Человек — не от мира сего, она задала Ему самый главный вопрос, который волновал ее и все ее племя: где же нужно молиться Богу, в Иерусалиме или здесь, на горе Гаризим? И Господь ответил неожиданным для нее образом — Он сказал, что нужно молиться в духе и истине, а значит, можно молиться в любом месте.

Что же такое молитва в духе? О каком духе здесь идет речь? О наших душевных силах? Мы знаем, что их не хватает на самые простые вещи. Человек стремится обеспечить свою жизнь, повысить ее качество, улучшить взаимоотношения вокруг себя — есть огромное количество целей, на которые он тратит свои душевные силы. Поэтому Господь, отвечая женщине, имел в виду не ее душевные силы — Он имел в виду силу Духа Божия. Человек не может обращаться к Богу и достигать славы Божией, если опирается только на собственные силы.

Однако это утверждение идет вразрез с основным целеполаганием современной цивилизации, декларирующей, что человек может все, что он — главная сила и никаких других сил нет. Господь говорит: да, сила, но сила, которая не может достигнуть Меня без Моей воли и без Моего участия. И нашу молитву Бог слышит тогда, когда она в силе духа, когда Его Божественным Духом мы укрепляемся.

Многие святые люди всю свою жизнь посвящали тому, чтобы вырасти в Духе, укрепиться в Нем, и достигали огромных духовных высот. Часто для этого они удалялись от мира, уходили в пустыню и действительно становились великими святыми, имевшими огромную силу духа.

А что же делать нам, простым людям? Мы живем в условиях современной цивилизации, перед нами — огромное количество житейских проблем. Многие из тех, кто сегодня стоит в храме, уже после обеда об этом забудут и полностью погрузятся в проблемы, которые им предстоит решать. И как тогда возрастать в силе? До первого посещения супермаркета, где цели сразу приземляются и о всяком духе человек забывает? Поэтому в нашей современной, технологически развитой цивилизации нам нужны места, где человек мог бы почувствовать свою близость к Богу. В России мы это очень хорошо поняли. Вы знаете, что за время господства атеистической власти было разрушено большинство храмов и многим казалось, что никакой духовной жизни в России вообще не будет. Сегодня я хотел бы сказать, что мы открываем в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа. И не от того, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить, — наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял: без Бога ничего не получается.

Все силы великой супердержавы, которая называлась Советский Союз, были брошены на то, чтобы построить счастливую жизнь без Бога. Все силы — политика, культура, наука, армия — работали на достижение этой цели. Но не получилось! Мы как народ вынесли очень большой урок: без Бога невозможно построить счастливую жизнь. Потому мы и строим по три храма в сутки и верим, что и на Западе, где, может быть, картина несколько иная, настанет время, когда люди снова осознают необходимость того, чтобы духовная жизнь становилась все интенсивнее.

Мы с большим уважением относимся к трудам Папы Франциска, католического епископата и внимательно наблюдаем за духовным состоянием Западной Европы. Мы солидарны с вами в ваших трудах, и я полагаю, что мы должны совместно умножать наши усилия на пути свидетельства о Христе распятом и воскресшем. Очень надеюсь, что этот храм, который будет домом молитвы для православных людей, также станет местом встречи с католической общиной, местом диалога, столь необходимого для христиан, которые сегодня живут в условиях секуляризированной цивилизации.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, уважаемый господин мэр, за Ваше доброе отношение и за Ваши слова, а также Вас, господин архиепископ, и всех жителей Страсбурга за положительное отношение к строительству русского православного храма. Хотел бы также выразить особую благодарность тем православным, кто потрудился для строительства сего святого храма, особенно настоятелю отцу Филиппу.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5441351.html
« Последнее редактирование: 25 Июля, 2019, 20:23:33 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #596 : 06 Июня, 2019, 18:08:04 »
Интервью Святейшего Патриарха Кирилла в завершение визита в Страсбург 

27 мая 2019 г.
27 мая 2019 года завершился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Страсбург (Франция). В аэропорту Страсбурга Святейшего Владыку провожали митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн, Чрезвычайный и Полномочный посол России во Франции А.Ю. Мешков, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, представитель Московского Патриархата в Совете Европы и настоятель прихода Всех святых в Страсбурге архимандрит Филипп (Рябых).

Перед отлетом Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы представителей СМИ.

— Почему так важно открытие православной церкви в Страсбурге, который называют европейской столицей?


— Открывая новые храмы, в первую очередь мы принимаем во внимание желание людей, ибо храм невозможно создать в том месте, где нет верующих. Поэтому открытие храма в Страсбурге — это ответ на многочисленные просьбы православных, в том числе русских, украинцев — тех, кто проживает в Страсбурге и кто часто посещает этот город. Освящение храма в присутствии большого числа людей было видимым свидетельством того, что этот храм им нужен.

Хотел бы выразить благодарность городским властям, католическому архиепископу Страсбурга, общественности, которые поддержали идею возведения русского православного храма. Строительство велось в доброжелательной и благоприятной обстановке. И, конечно, освящение этого храма и молитва вместе с жителями города Страсбурга стали для меня важным событием.

— О чем Вы говорили на встрече с генеральным секретарем Совета Европы? Обсуждалось ли будущее отношений России и Совета Европы?

— Сегодня состоялась положительная и содержательная беседа [с генеральным секретарем Совета Европы Турбьёрном Ягландом]. Были обсуждены многие вопросы, в том числе тема участия России в Совете Европы. В позиции генерального секретаря я не увидел ничего такого, что мешало бы России восстановить свое участие в работе этой организации. Не хочу входить в детали этой темы, ибо она лежит в политической плоскости. Я стараюсь избегать такого рода комментариев. Но очень надеюсь, что Россия займет свое место в Совете Европы, будет и дальше сотрудничать с ним, потому что решения этой организации важны, в том числе, и для простых людей, живущих в Европе. Кроме того, это замечательная площадка для широкого и разнопланового диалога между представителями России и Совета Европы. Надеюсь, что все вернется на круги своя и эта страница недопонимания будет перелистана.

— Ваше Святейшество, поднимался ли на Ваших встречах с генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом и верховным комиссаром по правам человека Д. Миятович вопрос о проблеме верующих на Украине? О чем удалось договориться? И какие надежды Вы связываете с состоявшимся визитом в Страсбург?

— Я постоянно поднимаю тему Украины, и особенно здесь, в Страсбурге, потому что эта тема прямо касается прав человека и религиозной свободы. В европейской стране грубейшим образом нарушались права огромного количества православных верующих людей. Я не буду перечислять все эти нарушения, они хорошо известны, но результатом их были реальные страдания людей только за то, что они хотели оставаться православными и хотели оставаться членами Русской Православной Церкви, принадлежа к своей украинской православной общине.

Последние перемены, которые произошли на Украине в связи с избранием нового президента, конечно, вселяют надежду. Я знаком с мыслями многих православных украинцев, они с этим выбором связывают положительные изменения в том смысле, что прекратится дискриминация по принадлежности православных к определенной православной юрисдикции, все будут иметь равные права. Я разделяю эти надежды украинцев в связи с избранием господина Зеленского новым президентом и очень надеюсь, что та пещерная политика, абсолютно недопустимая не только в Европе, но и в большинстве стран мира, когда добропорядочные граждане дискриминируются, и даже не по принципу веры, а по принципу принадлежности к конкретной религиозной организации, навсегда уйдет из жизни украинцев. Думаю, что эти надежды разделяли и мои собеседники, с которыми я общался здесь, в Страсбурге.

— Ваше Святейшество, как Ваша встреча с комиссаром по правам человека может повлиять на изменение ситуации на Украине?

— Мы очень открыто и, я бы сказал, доброжелательно обсудили все эти вопросы. Конечно, каждое впечатление субъективно, но я надеюсь, что субъективное впечатление отражает объективную ситуацию. Все, что происходило с Украинской Православной Церковью, и даже не с Церковью как институцией, а с простыми верующими, которых изгоняли из храмов, обрушивали на них физическое насилие, — не сказки, не фантазии, все это запечатлено на видео, отражено в соответствующих материалах. Об этом говорят живые свидетели. Все это не может не волновать нормального человека, тем более, людей, ответственных в Европе за права человека и религиозную свободу.

Еще раз хочу сказать, что у меня не было ни одного негативного ощущения от обсуждения всех этих вопросов с людьми, с которыми я встречался здесь, в Страсбурге. Но еще раз хотел бы подчеркнуть, что в значительной мере перемены к лучшему могут и, я полагаю, должны быть определены новым курсом нового украинского руководства.

—  Ваше Святейшество, Ваши вчерашние слова о том, что в России строят по три храма в сутки, вызвали неоднозначную реакцию. В частности, звучит критика, зачем вообще Русской Православной Церкви столько храмов. Что бы Вы на это ответили?

— За последние девять лет было построено 9 тысяч храмов, в среднем получается по три храма в сутки. Строительство храмов не является осуществлением замысла кого-нибудь из властей — по приказу храм построить невозможно.

Храмы строятся людьми и для людей в ответ на выраженное ими желание. Практически во всех случаях, за исключением некоторых политико-экзотических ситуаций, народ горячо поддерживает такое строительство. И пока у людей будет потребность иметь храмы, в том числе в шаговой доступности, они будут возводиться.

Еще раз хочу сказать: храм никому не мешает. Если мы встречаемся с иррациональной агрессивной реакцией на строительство храмов, то здесь дело темное. Если рациональные факторы отсутствуют, но есть иррациональное проявление злобы, то кто же может иметь злобу против того, чтобы был воздвигнут жертвенник, посвященный Господу и Спасителю? Только противник Спасителя. К сожалению, есть люди, которые сознательно или несознательно ассистируют этому противнику Господа, в том числе и в борьбе с храмами. Полагаю, что это явление экзотическое, очень редкое, и дай Бог, чтобы ничего подобного не распространялось по нашей православной Родине.

По завершении беседы с журналистами Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поблагодарив посла России во Франции А.Ю. Мешкова, постоянного представителя Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановского и представителя Московского Патриархата в Совете Европы, настоятеля прихода Всех святых в Страсбурге архимандрита Филиппа (Рябых), отбыл в Москву.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5442546.html
« Последнее редактирование: 25 Июля, 2019, 20:23:58 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #597 : 06 Июня, 2019, 18:10:04 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга

31 мая 2019 г.

31 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в главном храме Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга — соборе Воскресения Христова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Я с особым чувством совершил сегодня Божественную литургию в этом месте, которое, как и многое в Петербурге, тесно связано с событиями моей жизни. Будучи еще студентом, а позднее иеромонахом, я нередко приходил поклониться святителю Илариону, который был погребен неподалеку от этого храма, на монастырском кладбище, пока его мощи не были перевезены в Москву. Даже когда здесь была мерзость запустения (Мк. 13:14), сохранялась надежда на то, что церковная жизнь в городе возродится, и первым шагом к возрождению стало открытие Александро-Невской лавры в далеком 1957 году. Милостью Божией произошло чудо, хотя лавра была открыта не как монастырь, а лишь как приходской храм, который вскоре стал, наравне с тогдашним кафедральным Никольским собором, как бы второй кафедрой Ленинграда.

Ну, а затем — долгая полоса трудного бытия Церкви на берегах Невы. Буквально за каждый метр церковной территории, за ее возвращение и возрождение, приходилось претерпевать огромные испытания, вести настоящую борьбу. Вот почему я с особым удовлетворением возложил сегодня второй крест на отца Василия Стойкова, в присутствии тех священнослужителей, которые помнят трудное время жизни православных людей на берегах Невы.

Сегодня мы стали участниками дивного события — освящения сего храма в Новодевичьем монастыре. Мне говорили, что храм очень красивый, его интерьеры как-то показывали по телевидению. Но телевизионная картинка или рассказы людей намного бледнее того, что на самом деле представляет собой этот замечательный храм. Сердечно благодарю матушку Софию и благодетелей, которые много потрудились, чтобы возродить эту святыню. Сейчас в алтаре мне назвали двух людей, которые положили ради этого больше усилий, чем остальные. Поскольку они отказались признавать свой особый вклад в воссоздание этой обители, то и я воздержусь от публичного произнесения их имен. Но хочу заверить вас, дорогие братья, что мы будем всегда помнить вас в своих молитвах, потому что великое дело вы сделали — возродили эту дивную, прекрасную обитель, в свое время поруганную и оскверненную.

Вообще, все те, кто трудится ради возрождения Русской Православной Церкви, совершают великое деяние. Все мы, участники и свидетели, еще не отдаем себе отчета в том, что происходит, потому что великое видится с расстояния, — лишь впоследствии мы будем ясно сознавать, какие важные события имели место в современной истории Русской Православной Церкви.

Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за мудрое управление Петербургской митрополией. Хотел бы поблагодарить Преосвященных владык, которые трудятся на петербургской земле, духовенство, еще раз матушку Софию с сестрами. В память о сегодняшнем событии я бы хотел преподнести Владимирский образ Божией Матери, который, как, мне кажется, соответствует замечательному убранству этого храма. Пусть Царица Небесная пребывает с вами в этих стенах, и, обращаясь к Ее замечательному Владимирскому лику, укрепляйте себя верой и испрашивайте у Нее помощи в устроении вашей святой обители. Божие благословение да пребывает со всеми вами. Христос Воскресе!


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5445567.html
« Последнее редактирование: 25 Июля, 2019, 20:24:26 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #598 : 06 Июня, 2019, 18:12:42 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Вознесения Господня в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

5 июня 2019 г.
Вечером 5 июня 2019 года, в канун праздника Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Савва! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Серафим! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья, матушки игумении, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Для меня великая радость всякий раз посещать Калининград, с которым я связан уже более 25 лет, и эта связь составляет очень важную часть моей жизни.

Вспоминаю Калининград, который являл образ языческой неплодящей Церкви — ни одного храма, ни одного прихода, ни одного священника. Люди, встречаясь со священником, не знали, что им делать, что говорить; даже вид человека в рясе вызывал некое смятение на калининградской улице. Город был действительно лишен духовной жизни, — несмотря на то, что здесь всегда была живая православная община, власти не разрешали ей ни регистрацию, ни тем более создание места для богослужения.

В далеком 1986 году это важное событие наконец-то произошло и была получена регистрация. Господь призвал меня нести архипастырское служение на этой земле, и я вспоминаю первые богослужения в квартирах, в домах, на которые собиралось большое количество людей, сто или даже двести человек. Конечно, не все могли вместиться, кто-то стоял на улицах, двери домов были открыты, и мы смело провозглашали Христа — Божию силу и Божию премудрость.

Но непростым было движение к той славе Божией, которая снизошла на город Калининград и Калининградскую область. Вспоминаю всех, кто трудился, благодарю тех, кто трудится сегодня, укрепляя веру православную в этом самом западном регионе России. Величественный храм Христа Спасителя наполняет душу радостью, когда видишь это белокаменное чудо, увенчанное золотыми куполами, а войдя, созерцаешь красоту настенной росписи и все то благолепие, которое было создано на протяжении десятилетий и сегодня действительно помогает людям увидеть через созерцание внешней красоты духовную красоту Православия.

Хотел бы выразить благодарность владыке Серафиму, отцам настоятелям, матушкам игумениям, всему духовенству, нашей православной молодежи, руководителям православной гимназии и всем, кто трудится сегодня не покладая рук, укрепляя веру православную в детях, в молодежи, в жителях города Калининграда и области. Господь обычно вразумляет нас скорбями, и мы, встречаясь со скорбью, двояко на нее реагируем. Чаще всего это реакция непонимания, иногда разочарования, боли, тоски. Но подлинный христианский ответ на всякую скорбь — это ответ верующего сердца. Мы должны понимать, что Господь, проводя нас через испытания, неслучайно дает нам этот опыт скорби. Не может быть опыт только радости, иначе бы радость потеряла свое значение и свой смысл. Господь проводит нас через скорби, для того чтобы мы осознали свою ограниченность, свою слабость. Нередко именно в скорби укрепляется наша вера, а вместе с верой приходит и радость в сердце.

Поэтому в этот замечательный день, канун праздника Вознесения Господня, я бы хотел всем нам пожелать обрести умение преодолевать скорбь. Скорбь не должна разрушать нашу веру, нашу жизнь, ведь тот, кто лишен веры, погибает от скорби, и мы знаем страшные примеры того, как человек, не находя выхода из сложившейся ситуации, под тяжестью скорби налагает на себя руки и навсегда лишается надежды на Царствие Божие.

Почему я говорю о скорби? Потому что это часть нашей жизни, и Господь дает нам силу веры еще и для того, чтобы мы могли побеждать всякую скорбь и всякое тяжкое жизненное обстоятельство. Где Господь, там свет, там победа, там радость, но иногда для того, чтобы осознать Божие присутствие в жизни, надо пройти через трудности. Пусть трудные жизненные обстоятельства не ломают нашу волю, не подрывают нашу веру, но, напротив, помогают почувствовать Божие присутствие, Божию руку в нашей жизни.

Калининградский край — край особый. И страшная война, после которой остались руины, и долгое отсутствие храмов причиняло большую скорбь, и меня как правящего архиерея часто спрашивали, не настало ли время уехать из этой области, ведь с ней мы не связываем свое будущее. Такое настроение царило в сердцах многих, и тогда Господь посетил меня мыслью построить кафедральный собор в самом центре Калининграда как символ связи с Родиной, с Россией, в знак того, что мы — часть единого целого, часть великого православного наследия.

Духовенство и миряне старшего поколения помнят, сколь непростым был путь к созиданию этого Божиего храма, но все трудности в какой-то момент отступили, и открылась возможность построить величественный собор в самом сердце, в самом центре града. Не покривлю душой, если скажу, что с построением собора стала меняться духовная жизнь Калининграда, оторванного географически от всей России, но через этот светлый православный храм ясно сознающего свою причастность к Святой Церкви Православной и к Отечеству нашему.

Дай Бог, чтобы никакие жизненные обстоятельства не поколебали нас в вере. Молюсь о процветании Калининграда и всего Калининградского края, молюсь за свою калининградскую паству и всегда храню особое чувство и к Калининграду, и ко всем вам, мои дорогие. Пусть Господь хранит нас, пусть благодать Божия укрепляет нас и дарует силы проходить жизненный путь с упованием на волю Божию, обращая даже скорби в радость и ко спасению душ наших. И да хранит всех нас Воскресший и вознесшийся Господь — Спаситель мира и Господь истории. Его любовью, Его благодатью да спасемся.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Вознесения Господня!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5449601.html
« Последнее редактирование: 25 Июля, 2019, 20:24:48 »

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #599 : 10 Июня, 2019, 17:17:24 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска

6 июня 2019 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска Калининградской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства! Ваше Преосвященство, владыка Николай! Братья и сестры!

С особым чувством я вступил под сень этого храма, с которым связаны незабываемые страницы моей биографии. Помню времена, когда в Черняховске, как и на всей Калининградской земле, не было ни одного места для совершения богослужений. Вспоминаю, как вокруг меня собралась община православных людей, вспоминаю и свой первый приезд в Черняховск. Вы видели этот бывший лютеранский храм, заброшенный, закрытый; и первая мысль, которая меня тогда посетила, — «конечно, лучше было бы иметь какое-то более компактное помещение, откуда мы наберем столько верующих в Черняховске, где в течение долгих десятилетий вообще не было никакой религиозной жизни?» Но оказалось, что ничего другого Церкви нельзя было передать, и тогда с благодарением Богу я вошел под сень этого величественного храма. Конечно, то, что я тогда обнаружил, выглядело совсем не так, как сейчас. Очень благодарен всем, кто трудился над воссозданием этого храма, но еще большая от меня благодарность — вам, мои дорогие, которые наполнили сегодня его стены. Это свидетельствует о том, что семена веры православной взошли и, несомненно, приносят добрый плод.

Сегодня мы празднуем великий праздник Вознесения Господня. У Иоанна Златоуста находим в связи с этим днем такие слова: «Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо» (Беседы на книгу Бытия. Беседа 46). Это действительно так. Диавол лишил людей рая, — первые люди согрешили, и возникло само понятие греха, т.е. действий или мыслей, которые не соответствуют Божиему замыслу о человеке. Явление греха настолько поразило род человеческий, что и мечтать о рае было невозможно. Не может грешный человек взойти на небо. Но вот на грешную землю, к погрязшему в грехе роду человеческому — а можно себе представить, что творилось тогда на просторах языческой Римской империи, где добро смешалось со злом, —приходит Господь и изменяет течение человеческой истории. И не только Своими дивными словами, не только Евангелием, но и силой благодати Духа Святаго, которую через Его крест и Воскресение Бог послал роду человеческому.

Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра — не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, — это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам.

В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту ловитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому.

День Вознесения — это великий праздник, свидетельствующий о торжестве Спасителя, о Его победе. Если говорить о земной жизни Господа и Спасителя, то ведь она завершилась Его казнью, гибелью. Наверное, многие, говоря о великом Учителе из Назарета, удивлялись и сожалели, что столь великие слова, и чудеса, и сила Божия, явленная через Спасителя, пресеклись, ушли в небытие — так думали все, включая святых апостолов. Недаром же они разбежались, когда Христа повели на Голгофу, недаром спрятались страха ради иудейска (Ин. 19:38), но Господь Воскресший, явившись Марии Магдалине, а затем и всем апостолам, вновь вдохнул в них силу, вновь укрепил их в вере настолько, что они, пойдя до края земли (Деян. 13:47), все до единого, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мученически засвидетельствовали свою верность Христу распятому и Воскресшему.

Весть, которую апостолы передали роду человеческому, сохраняется в Церкви и дошла до нас. Сегодня мы, подобно апостолам, духовно созерцаем Вознесение Господа и Спасителя. Мы сознаем, что после Вознесения Спаситель не оставил род человеческий, но даровал Святаго Духа, и миссия Церкви в мире продолжается Его благодатным действием, Его Божественной силой.

Еще раз хотел бы сказать о том, как велика ответственность нас — людей, которые приняли Крещение, которые сознательно приходят к Богу, которые сознательно встают в ряды тех, кто продолжает дело святых апостолов. В нынешнее время мы должны с не меньшим дерзновением, чем наши предки, свидетельствовать миру о Воскресении Спасителя, о Его Божественной силе, о том, что только опираясь на эту Божественную силу, человек состоится как духовно сильная и богатая личность, чья сила и духовное богатство не ограничиваются земной жизнью, но простираются в вечность.

По своем Воскресении Спаситель еще не раз явился Своим ученикам. Они могли осязать Его руки, вкладывать, подобно апостолу Фоме, пальцы в язвы от гвоздей (см. Ин. 20:27-28), вкушать вместе с Ним хлеб, что ясно свидетельствовало о том, что Христос воскрес в человеческом теле, в теле просветленном, но принимающем человеческую пищу. «Нет ли у вас что-то съестного?» — спросил Он учеников в Галилее (см. Ин. 21:5) после ночного лова рыбы. И эти простые слова, несомненно, привели в чувство обескураженных учеников. Они поняли, что перед ними живой Учитель — не дух, не призрак, а живой Спаситель.

Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью, и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле.

Всему этому учит нас сегодняшний день Вознесения Господа Иисуса Христа с пречистой Его плотью, как о том свидетельствуют церковные песнопения. Пусть Господь нас всех укрепляет в вере. Пусть через это событие Вознесения мы все чувствуем Божие присутствие рядом с нами. Отныне тот, иной мир уже не должен быть таким непонятным и далеким, ибо Господь пребывает там в прославленном человеческом теле, и, как говорит апостол Павел, «не все мы умрем, но все изменимся во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»(см. 1 Кор. 15:51-52). То есть мертвые восстанут с телами при гласе трубы, при втором пришествии Сына Божиего; а те, кто будет жить, изменятся, их тела станут такими же, как тело Спасителя, возносящегося на небо.

Тот мир близок к нам. Это реальность, которая связана с нашей, и все, что мы созидаем здесь, переходит в вечность, как и грехи наши переходят в вечность. А поскольку грех несовместим со славой Божией, то всякий нераскаянный грех тянет, как камень, человека на дно и, как в этой жизни не позволяет достичь своих целей, так и в будущем веке становится препятствием к тому, чтобы быть вместе с Господом.

Вот потому и дается нам время на исцеление наших грехов. Пусть никто и ничто не сможет отлучить нас, как говорит апостол Павел, от любви Божией (Рим. 8:39). Пусть никто и ничто не отлучит нас от спасающей Церкви, в которой мы обретаем возможность, освободившись от тяжести греха, приобщиться к Божиему Царству уже здесь, на земле, через священное таинство Святой Евхаристии, а по завершении нашей жизни вступить в вечное Божественное Царство.

Всему этому учит нас сегодняшний таинственный и великий день Вознесения со плотью Господа и Спасителя нашего на небо, то есть в иной мир, которому каждый из нас также должен быть сопричастен либо во славе, либо во гневе Божием. И да не постигнет нас гнев Божий в день Суда — по нашей вере, по добрым делам, которые мы призваны совершать, сохраняя глубокое убеждение в спасающей силе Христова Воскресения и Божественного Вознесения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5450158.html