Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527730 раз)

0 Пользователей и 12 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #610 : 28 Июля, 2019, 18:48:52 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве
28 июля 2019 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы собрались у памятника Крестителю Руси, чтобы вновь обратиться мысленным взором к событиям, которые находятся в самом основании нашей истории, нашей культуры. Когда говорим «нашей», мы имеем в виду все народы, которые восприняли и веру, и культуру, и язык из Киевской купели Крещения. Тогда совершился исторический поворот такой силы, что спустя более чем тысячелетие мы продолжаем осмысливать его значение. Бог повелел воссиять свету, как говорит апостол Павел (2 Кор. 4:6), и вывел наших предков из тьмы язычества, где они были обречены затеряться навсегда, в свет истинной веры и той великой истории, которая была определена Господом. Это чудо совершилось благодаря обращению одного человека, имя которого мы чествуем, — великого князя Киевского Владимира.

Князь Владимир — дивный и убедительный пример того, как действенно Евангелие и как оно преображает жизнь человека. До своего обращения он был распущенным, жестоким язычником, приносившим человеческие жертвы идолам. Нельзя сказать, чтобы он отличался от других правителей тогдашней Европы. Нам трудно себе представить мир той самой языческой Европы. Но все, что мы знаем о нем, говорит, что это был невероятно страшный, жестокий мир, где нравственные ценности, которые мы полагаем само собой разумеющимися, — прощение, милосердие, забота о слабых — просто презирались. Однако в тех европейских странах, в которых уже были посеяны семена христианской веры, медленно, но верно стали происходить значительные изменения. Конечно, особенную роль в этих духовных изменениях сыграла Византия. Вера в истинного Бога преобразила князя Владимира глубоко и полностью. Он стал кротким, миролюбивым и милостивым. Выбор князя преобразил не только его, но и всю страну. Это поразительное преображение целого народа. Возникновение новой православной восточнославянской цивилизации — это удивительное свидетельство действия благодати Божией в истории. И сегодня, прославляя равноапостольного князя, мы в первую очередь благодарим Бога за те щедроты, которые Он даровал народам нашим, за то, что Он был с ними во всех страшных испытаниях, что вел нас Своей любовью и милостью, не давая погибнуть наследию святого князя Владимира.

Человек способен выдерживать тяжелую жизнь, но едва ли человек способен выдерживать жизнь бессмысленную. Человек ведь не животное, которому достаточно удовлетворять свои физические потребности. Он нуждается в осознании своего места в мире, в понимании своего предназначения и отношений с другими людьми. Мы не песчинки, но скорее листья на дереве. Каждый из нас принадлежит общему древу — человеческому роду. У каждого из нас есть предки как физические, так и духовные, которые передали нам язык, культуру и, важнее всего, — веру, которая укоренилась и по милости Божией живет в нашем народе. Утратить связь с тем прошлым, с теми предками значит духовно засохнуть. Мы, православные христиане, верим в то, что в человеческой истории совершается таинственный замысел Бога о спасении мира, замысел, в котором грандиозные исторические события сплетаются с судьбами обычных людей. Крещение Руси, совершенное святым князем Владимиром, вплетено в личную судьбу каждого из нас, и важно, чтобы мы это понимали.

Человек не может существовать без того, что сейчас называется идентичностью, то есть без осознания того, кто он такой, где его место, где он свой, а где чужой. Но бывает и так, что люди пытаются отвергнуть свою подлинную идентичность ради ложной, когда пытаются разорвать связь со своими настоящими корнями, когда их подлинная идентичность подменяется идеологическими конструкциями, которые кажутся им более привлекательными и успешными. Последствия обычно весьма печальны как для отдельно взятой личности, так и для общества, для государства. Для того чтобы расти и развиваться, нельзя не питаться от своих собственных истоков, истоков нашей восточнославянской цивилизации, единой для русских, украинцев, белорусов, той цивилизации, которая берет начало в Киевской купели Крещения. Поэтому так важно, двигаясь в будущее, утверждать свою связь с историей, причем с историей в ее самом важном аспекте, не с историей конфликтов, переворотов, трагедий и войн, но в первую очередь с историей святых. Мы должны помнить о Владимире Святом не просто как о выдающемся историческом деятеле прошлого, но как о человеке, жизнь и деяния которого остаются закваской, меняющей нашу жизнь здесь и сейчас.

Еще раз всех вас сердечно поздравляю с великим для всех народов Руси праздником — с нашим общим Крещением, совершенным по милости Божией святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, которого мы прославляем сегодня с полным пониманием величия того, что совершил этот князь для наших народов, для наших стран. И да сохранится навсегда в благодарных потомках его имя, и да возносится оно всегда в храмах Божиих как имя святого и равноапостольного Крестителя Руси. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5478767.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #611 : 02 Августа, 2019, 20:34:48 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Успенском соборе Саровской пустыни
31 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и возглавил служение Литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые высокие представители государственной власти, представитель Президента в Приволжском федеральном округе, господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении!

Для меня сегодня особая радость войти под своды этого величественного храма и совершить его освящение. Совсем недавно мы закладывали его основание, и так быстро и в таком великолепии этот храм возведен. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что очень многим людям нужны храмы Божии, нужно восстановление исторической справедливости, нужна правда Божия в жизни.

Когда я подходил к этому храму, я сказал господину губернатору: «А стоило ли разрушать все, для того чтобы потом воссоздавать?» И вспомнил, что точно такие же слова были адресованы президенту Ельцину в день закладки Храма Христа Спасителя. Эти же слова я вспомнил и в день освящения Храма Христа Спасителя — то было малое освящение, которое мы совершили 31 декабря 1999 года, потому что уж очень всем нам хотелось войти в следующее тысячелетие с возрожденным Храмом Христа Спасителя.

Что же означал этот государственный исторический катаклизм? Что означают разрушенные и потом в еще большем великолепии восстановленные храмы? В этом открывается подлинное действие Божественного промысла. Ведь Господь не насилует человеческую волю, и Он мог не допустить ни взрыва этого храма, ни взрыва Храма Христа Спасителя, ни уничтожения многих иных храмов на земле. Своей Божественной силой Он мог мгновенно остановить вандалов. Как говорит Слово Божие, из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), и все гонители послушными овцами выстроились бы в очередь, чтобы войти в храм и приложиться к святыне. Но это бы означало, что сила Божия подавляет, а Господь создал нас свободными и ждет от нас свободной веры, свободной любви без всякого принуждения.

Когда народ наш во множестве оступился и стал взрывать храмы, Господь Своей волей не остановил эти деяния. Это не значит, что Господь Своим неучастием в тех исторических злодеяниях попустил им совершаться до скончания века. Но Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему, когда снова люди захотят иметь храмы. И такое время наступило. Народ наш, пройдя через тяжелейшие испытания ХХ века, в конце того столетия начал мало по малу обращаться к Господу. Последующие 20 лет были периодом реального возрождения церковной жизни, и не только в плане строительства храмов и открытия монастырей, но и в плане изменения сознания людей. Ведь храмы никогда не строятся по приказу сверху, храмы никогда не строятся просто так, лишь потому, что кому-то так захотелось. Конечно, бывают инициаторы строительства, в том числе во власти сущие, но храм поднимается тогда, когда воскрешение храма или его создание поддерживается молитвой, духовной силой благочестивого народа.

И вот сегодня мы видим возрождение Успенского храма в Серафимовой пустыни. Казалось бы, уж где-где, но в этом месте такого нельзя было себе представить. Даже в относительно благополучные послевоенные годы, когда прямые гонения на веру и уничтожение храмов прекратились, никто и мечтать не мог, что когда-то в Сарове будет снова звучать Слово Божие и возродится монастырская жизнь.

Мой отец родом из мест совсем поблизости отсюда. В детстве, а родился он в 1907 году, вместе с благочестивыми родителями он пешком паломничал сюда из нынешнего Ичалковского района, который сейчас находится на территории Мордовии. Они шли несколько дней пешком в Саров, чтобы помолиться. Отец рассказывал мне о духовном состоянии, которое переживали сотни паломников, простых людей, которые преодолевали многие и многие километры, иногда босиком, чтобы войти под сень этого святого храма и помолиться святому преподобному Серафиму Саровскому.

Ну, а сегодня все то, о чем даже мечтать не могли, осуществляется — по милости Божией, в ответ на вашу веру, мои дорогие. Не было бы возрождения веры — не было бы этих замечательных строек, потому что храмы никому бы не были нужны. Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу. Это наш главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее снова в 20-е — 30-е годы, когда храмы уничтожались, когда запрещались внешние проявления всякой религиозности. Хотел бы сказать этим храмоборцам: ничего у вас не получится, потому что невозможно дважды вступить в один и тот же исторический процесс. Сегодня у нас другая страна, другой народ, поэтому, пожалуйста, не мешайте нам. По сути, вы и не сможете помешать, но я бы сказал больше: себе не мешайте, не закрывайте для себя путь к Богу, как сумел наш народ, силой оторванный от Бога, не закрыть себе путь к тому, чтобы обновиться духом и снова стать православным.

Великие знаки Божиего присутствия, Божией милости мы наблюдаем в нашей стране. Некоторые задаются вопросом, почему так, — особенно те, кто живет за рубежами нашего Отечества. И когда кто-то пытается объяснить процесс духовного возрождения — социологически, исторически, философски, — то непременно говорит о самом главном: никакого духовного возрождения не могло бы быть, если бы Сам Господь не излил Свою благодать на наш народ в ответ на подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской, всех тех, кто во времена лихолетья не забыл Христа, исповедовал Его, сохранил веру православную и передал ее последующим поколениям.

Мы никогда не забудем монахов, которые в старые времена совершали здесь свое служение. И крест, который был явлен столь чудным образом, становится символом соединения нынешнего торжества с теми торжествами, которые происходили в этом соборе до его разорения. Ведь это тоже знак Божиего присутствия в наших нынешних событиях, это весточка из прошлого, от тех монахов и благочестивых людей, которые некогда наполняли этот храм, от самого преподобного Серафима Саровского.

Нечто подобное я пережил, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, когда открывал Герасимо-Болдинский монастырь — древний, XVI века. Никаких построек в обители не сохранилось, потому что немцы, отступая, взорвали монастырь целиком, опасаясь, что партизаны могут создать там свой центр управления. Это один из немногих случаев, когда монастырь был уничтожен весь — храмы, стены до нуля. Мы взялись возрождать этот монастырь, и первое, что сделали, — восстановили маленькую часовенку. Приехал я эту часовенку освящать, подходят ко мне местные жители, открывают какие-то тряпочки, а в них — примерно такой же крест и еще евхаристические сосуды. И женщина сказала: «Все эти годы мы хранили всё это, чтобы передать тем, кто откроет сей святой монастырь».

Как та семья хранила веру, так, в конце концов, и весь наш народ эту веру хранил. А результатом этого является, в том числе, и великое событие, которое мы сегодня все вместе торжественно празднуем.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5480128.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #612 : 02 Августа, 2019, 20:36:22 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики в Сарове
31 июля 2019 года во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики в Сарове состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учеными, государственными и общественными деятелями на тему «Построение новой реальности: передовые технологии и духовное обновление». Святейший Владыка обратился со словом к участникам встречи.

Уважаемые участники встречи, хотел бы сердечно вас приветствовать. Это не первая моя встреча с коллективом ученых в Сарове. Я вспоминаю очень непростые для нашей страны 90-е годы, когда именно здесь, в Сарове, при активном участии ученых и при участии Церкви возникла идея соединить наши усилия и сделать все возможное, чтобы остановить тяжелейшие процессы, которые происходили в нашей стране. Почти все секторы национальной жизни подвергались тогда деградации, но, наверное, самая страшная деградация угрожала научному сообществу. Хорошо помню те времена, когда людям не платили зарплату, когда наши выдающиеся ученые находились в тяжелейшем положении, и склоняю свою главу перед вами и перед теми, кто был до вас, кто в самое тяжелое время не покинул своего боевого поста. Трудно представить, что было бы с нашим государством, с нашей безопасностью, если бы ученые — замечательные, выдающиеся, великие ученые, работавшие над обеспечением безопасности страны, — покинули свой пост лишь потому, что есть было нечего. А ведь в таких условиях мы и жили. Поэтому опыт, который я получил во взаимодействии с вашими коллективами в то самое тяжелое время, навсегда останется в моей памяти.

Именно с ученым сообществом и, в частности, со специалистами ядерного центра в Сарове Церковь установила тесное взаимодействие в тяжелые 90-е годы. Наверное, это неслучайно, потому что ученые сознавали свою особую ответственность за безопасность страны, за само ее существование, как и Церковь сознавала свою особую ответственность за сбережение народа, за сохранение страны, за духовную безопасность Отечества.

Российский федеральный ядерный центр — это, без преувеличения, один из наиболее значимых, ключевых центров нашей страны, активно принимающий, наряду с другими научными учреждениями, непосредственное участие в обеспечении безопасности России. О ваших впечатляющих успехах в области создания новых средств обороны известно не только в нашей стране, но за ее пределами — ровно в той степени, в которой эта известность не может нанести ущерб нашей безопасности.

Рад сегодня обратиться к такому представительному и высокому собранию деятелей науки и поделиться некоторыми своими мыслями. Как правило, от публичных выступлений первых лиц любого уровня ожидают глобальных ответов на не менее глобальные вопросы. Мне бы хотелось несколько отойти от этого стереотипа, и сегодня я собираюсь не рассказывать вам, уважаемые академики и профессора, о том, как все должно быть, а просто поделиться болью своего сердца — так, как я делился с вами в 90-е годы.

Когда люди давно не виделись и вдруг встретились, они обычно задают вопрос: а как дела, все ли в порядке? И мне сегодня хочется обратиться с этим вопросом к каждому, кто сидит сегодня в зале, — все ли у нас в порядке? И это не ритуальный знак проявления вежливости, а вопрос содержательный, я бы даже назвал его экзистенциональным. Все ли в порядке с нами как с людьми? Все ли в порядке с нами как с гражданами России?

А что значит порядок? Есть очень простое определение: порядок — это когда все на своем месте. Порядок в принципе невозможен там, где место для каждой вещи, явления, события жизни не определено.

На протяжении веков одной из важнейших функций религии в обществе было именно утверждение того или иного принципа, исходя из которого и определялось, что уместно, что правильно, что допустимо, что неуместно, что неверно и греховно. Именно религия, утверждая незыблемые истины веры, выступала в качестве доктринального института, на который затем опирались и наука, и философия, и политика, и культура в целом.

Что же мы сегодня имеем? Мы имеем разрушение традиционного уклада общественной жизни, начавшегося на рубеже XIX и XX веков. На данный момент, похоже, это разрушение достигло своего апогея. Уклад как принятый обществом принцип упорядочивания бытия окончательно отвергнут. Чтобы в этом убедиться, достаточно пройтись по любой улице любого современного города и увидеть пеструю многоликость стилей, подходов, авторских видений. Какой разительный контраст, например, с любой древней архитектурой, с укладом Русского Севера! Но ведь наши дома — это овеществленные идеи, умы и сердца людей. Точно ли все с нами в порядке? Можно долго рассуждать о том, в какую эпоху мы живем — постмодерна, пост-постмодерна, нового консерватизма или чего-то другого. Но несомненно одно — доктринального института больше нет. И не потому что он куда-то исчез — дело в другом. В общественном сознании катастрофически уменьшилось количество однозначных и общепринятых истин. Относительно едва ли не любого утверждения — будет ли оно связано с историей, образом жизни, идеологией, да с чем угодно — можно услышать: «Есть и другое мнение». И я как Предстоятель Русской Церкви с горечью свидетельствую: с каждым годом становится все сложнее говорить о вечных истинах, именно потому, что пропускная способность канала слышания у нашего современника становится все меньше и меньше. Казалось бы, сегодня перед нами открыты широчайшие возможности разными способами доносить до людей живительные слова Божественных истин, которыми тысячелетиями вдохновлялись писатели, художники, мыслители, да и самые простые люди. Плоды технологической, информационной революции предоставили невиданные ранее возможности. Это действительно так. Это совершенно новые возможности. Но почему-то люди не стали лучше слышать. Лучше говорить — да, а слышать стали хуже. И самое, может быть, сложное и опасное в том, что люди стали хуже слышать о самом главном.

Не виноваты ли мы, каждый в своей области, в том, что мы почему-то проглядели какой-то очень важный поворот, за которым наши сани стали неуправляемыми и понеслись с горы? Как сказал наш современник профессор С.С. Хоружий, человек сдвинулся, но случаен ли этот глубинный сдвиг? Есть ли у нас надежная шкала, по которой можно было бы оценить и, оценив, исправить?

Еще в первой половине XX века известный философ Алексей Федорович Лосев, рассуждая в своей работе «Диалектика мифа» о смысле религии, заметил: «Религия есть, прежде всего, определенного рода жизнь. Она не есть ни мировоззрение, хотя бы это мировоззрение было максимально религиозным и мистическим, ни мораль, хотя бы это была самая высокая и притом самая религиозная мораль, ни чувство и эстетика, хотя бы это чувство было самым пламенным и эстетика эта была бы совершенно мистической». Что же тогда религия? «Религия есть осуществленность мировоззрения, вещественная субстанциальность морали, реальная утвержденность чувства, причем эта осуществленность — всяческая и, прежде всего, чисто телесная, субстанциальность — всяческая и, прежде всего, ощутимо физиологическая. Религии нет без тела, ибо тело есть известное состояние души, как душа есть известное состояние духа; и судьба духа есть судьба души, а судьба души есть судьба тела» (А.Ф. Лосев «Диалектика мифа». Раздел 8) . Вот такое размышление предлагает нам великий философ. Резюмируя эту мысль применительно к нашей теме, скажу так: все те неоднозначные процессы, связанные со скачкообразным развитием информационных и других технологий, всего лишь отражают особое состояние человеческого духа, пытающегося реализовать себя, нередко вопреки религиозности как таковой, да и вообще вопреки всякой идее.

Мы с вами живые свидетели рождения нового мифа — мифа трансгуманизма, который отражает веру в самоценность научно-технического прогресса. Этот миф захватывает все больше умов, эта идеология просачивается во все пласты культуры — в кинематограф, литературу, компьютерные игры. Идея о том, что только благодаря технологиям мы сможем победить смерть и болезни, социальную несправедливость и голод, даже душевное неустройство, оказывается слишком привлекательной для людей, в первую очередь тех, для кого не существует веры в Бога. Люди готовы поверить в самые нелепые фантастические предложения — вот какова цена этой глубинной расстроенности, дезориентации, потери вкуса к истинности, к настоящему.

Я говорю это вовсе не для того, чтобы каким-то образом принизить значимость научных открытий, технологического развития, технологических достижений, — вовсе нет. Ведь неслучайно именно европейская христианская цивилизация стала колыбелью научно-технического прогресса, плодами которого сегодня пользуется весь мир. Речь вот о чем. Не очевиден ли сегодня трагический сдвиг фокуса внимания с сущностных вопросов в сторону увлеченности технологиями? Не превращаемся ли мы из субъекта процесса в его объект, от которого лишь требуется соответствовать просчитанным машинами алгоритмам поведенческих реакций для эффективной поддержки общества потребления? Не надорвали ли мы, увлекшись манящими горизонтами новых перспектив, ту самую страховочную нить, которая связывала нас с нами же, с просто людьми?

Я хотел бы обратиться к вам, людям науки, вот с каким вопросом: насколько хорошо мы осознаем границу между реальностью этого мира и реальностью искусственной? Между миром живого слова и миром двоичных цифр? Насколько отчетливо мы понимаем последствия всей этой, с позволения сказать, цифровой интервенции в нашу жизнь?

Да, сегодня мы одним нажатием клавиши можем получить сотни, тысячи фотографий. Но почему старые, аналоговые, существующие в единственном экземпляре фотоснимки бесконечно дороже цифровых — те самые, которые лежат у нас в шкатулках и альбомах, которые хранились в домах наших родителей и к кому-то из нас перекочевали? Да, электронная почта и мессенджеры превратили мир в одно большое цифровое пространство без границ. Ну, а куда исчезла радость, когда приходит долгожданный конверт с желанным письмом? Да, сегодня даже обычная почтовая открытка — уже раритет. Но какую память о нашей нынешней жизни мы оставим потомкам? В виде архивов электронной почты, сотен тысяч сделанных между делом и неразобранных фотоснимков? Когда я вижу людей, которые фотографируют самих себя, мне страшно делается. Такого же никогда не было! Что за этим стоит? Я в центре мира, вокруг меня ничего нет? На этой палке я фотографирую себя, а сзади, допустим, Исаакиевский собор. Исаакиевский собор — это декорация, я — самое главное!

Так вот, эти самые сотни тысяч сделанных между делом и неразобранных фотографий, замершие с нашим уходом аккаунты социальных сетей — лукавая, уродливая подмена прежних дневников. Нет больше никаких дневников, есть социальные сети. Современные дети искренне не понимают, зачем читать книги, когда обо всем есть ролики на YouTube. Предложение написать письмо от руки способно ввести в глубокий ступор. «А это как вообще делается?» — спрашивает ребенок маму или папу. Главное, о чем беспокоится человек, выходя из дома, не забыл ли он свой смартфон, Боже упаси!

Все эти примеры я привожу только с одной целью — напомнить, насколько сильно изменился мир за последние десятилетия. Интенсивность этих перемен постоянно растет. Можем ли мы честно признаться самим себе, что эти изменения нас не настораживают и не пугают? Многие изменения являются результатом технического прогресса, но все ли в этом прогрессе мы должны так прекраснодушно воспринимать и всему ли мы должны аплодировать? Не стоит ли нам критически оценивать некие последствия этого прогресса?

Мы, люди веры, без вас, людей науки, уже не можем ответить на этот ставший жизненно важным вопрос: почему и как технологии превращаются из помощников в оккупантов? Почему и как технологии начинают играть не свойственную для технологий роль? Нам необходимо не официальное, не формальное, а глубокое взаимодействие между религией и наукой. Не с целью упразднения мнимого противоречия, что было главным в повестке дня на протяжении XIX и особенно XX века, — как наука соотносится с религией и так далее. Мы в этих помещениях в свое время об этом говорили, и, думаю, все это ушло в прошлое.

Сегодня перед нами стоит новая задача: совместными усилиями помочь человеку сохранить свою человечность в стремительно изменяющемся техногенном мире. Вы как люди передового отряда науки лучше меня знаете, что будет происходить с технологиями, а значит, со всеми сферами нашей жизни в ближайшие десятилетия. Могу предположить, что это даже слишком далекий горизонт планирования и существенные изменения ждут нас гораздо раньше. Давайте вместе, каждый со своей стороны, задумаемся над тем, что сегодня помогает нам сохранить человеческое лицо, что напротив, лишает нас этой возможности, что помогает нам сохранить нашу душу, наше действительно внутреннее, сокровенное, то, что до сих пор живет не по законам, которые определяет внешний мир, а по каким-то внутренним законам, главным из которых является не объяснимое наукой понятие нравственного чувства.

Где пролегает грань между необходимостью контроля государства за жизнью граждан и нарушением конституционных прав на свободу? На примере других государств мы сегодня уже имеем ясное, не фантазийное представление о том, как быстро можно внедрить систему тоталитарного контроля за каждым жителем, создать его цифровой профиль и получить в руки практически безграничный контроль за его жизнью. Но повышает ли это градус человечности в обществе, или, напротив, обрушивает его до критически низкого уровня? Все это очень сложные вопросы, на которые у нас сегодня нет готовых однозначных ответов. Не хочу быть алармистом, но без ответов на эти важные, сложные, быть может, главные сегодня вопросы чрезвычайно затруднительным будет осмысленно двигаться в будущее.

В завершение позвольте поделиться несколькими мыслями, вокруг которых, как мне кажется, можно было бы вести разговор между наукой и христианской верой. Первое. Современные открытия нейрофизиологии подталкивают некоторых интерпретаторов к утверждению, что найден некий отдел мозга, в котором и рождаются религиозные представления. Готовы ли мы признать, что все самое высокое, вдохновенное, прекрасное, созданное человеком за всю свою историю — не более чем результат случайных электрохимических процессов лимбической системы и височной доли коры головного мозга? Что нет никакой ни любви, ни жертвенности, ни предательства, ни чести, ни бесчестия — все это лишь постоянно меняющаяся конфигурация мозговой деятельности? Где личность? Только внешнее отражение этой конфигурации? Что же тогда представляют собой вся наша культура, все искусство, все наши страдания, радости, переживания? Это что, все на уровне химии, как теперь говорят? Я вздрагиваю от того, как люди, полюбившие друг друга, говорят: «Между нами возникла химия». Не любовь, а «химия» возникла.

Более ста лет тому назад Петр Евгеньевич Астафьев, малоизвестный философ-славянофил (для нас очень известный, для общества — совсем неизвестный) писал: «Чем более дается современному человеку всё, чего он ищет, чем он ни озабочен, чем ни поглощены все интересы его души, — тем он недовольнее. Чем больше скопляется в его руках средств достижения того счастья, которого он добивается и чем эти средства становятся более доступными, тем он несчастнее. Чем более растет его богатство, тем тягостнее ощущается им самим его убожество».

В чем причина такого противоречия? В недостаточном осуществлении поставленной задачи прогресса или неправильной постановке самой задачи? Быть может, уже пришло время радикального пересмотра места и значения ориентированных прежде всего на самого человека гуманитарных наук, религии, искусства, без вовлеченности которых в осмысление происходящих сегодня процессов катастрофа расчеловечивания неизбежна? Вот от этого самого традиционного разговора «наука — религия», «совместимы — несовместимы», «есть Бог или нет Бога», «можем мы говорить на одном языке или не можем» — настало время переходить к осмыслению, совместному осмыслению других процессов и других проблем. Действительно, неизбежна ли катастрофа расчеловечивания человека?

Вот здесь поле нашего взаимодействия сегодня. Можно проследить, как исторически менялось представление человека о себе самом, начиная с появления письменности до наших дней. Это само по себе интересно и познавательно. Но важно, что именно христианство показало людям, что думает о настоящей человечности Тот, Кто создал человека, то есть Бог, как Бог вообще смотрит на человека. Это не какая-то красивая идея или удачная формула — это весть о жизни, которая была у Бога и явилась нам, как мы находим у апостола Иоанна Богослова в его Первом послании. Христос входит в погрязший в пороках мир не как революционер, не как законодатель, а как победитель греха. Святые отцы называли Его новым Адамом, родоначальником обновленного человечества. Веками именно на Его, Христов образ равнялось человечество.

Сегодня же идеал общества скорее полный антипод Христу — этакий супергерой, наделенный сверхспособностями, интегрированный в электронную среду обитания. Но зададимся вопросом: как можно не предавать Христа, будучи увлеченными идеями преодоления человечности? Не приведут ли разработки нейроинтерфейса к глубинному коллапсу наших глубинных представлений о границах человеческого?

«Все мне позволительно, — говорит апостол Павел, — но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Многоразличные зависимости, среди которых появилось немало нехимических, — одна из важнейших тем актуальной психотерапии. Но ведь лучшее лечение — это профилактика. Почему бы нам вместе — ученым и богословам — не разработать своего рода кодекс безопасности, который просто и доступно, но при этом обоснованно описал бы здоровый, неразрушительный уклад жизни для современного человека? Не пора ли применить весь богатый арсенал христианской аскетической практики в реалиях сегодняшнего дня? И показать, как можно не растерять человечность в дебрях виртуальных пространств, сетевых игр, социальных сетей и мессенджеров? Может, пришло время переходить к рутинной, но очень нужной работе по осмыслению и упорядочиванию всех тех плодов, которые нам принесли технологии последних десятилетий?

Возможно, я поставил слишком много вопросов. Но уж простите, не каждый год мы с вами встречаемся. Я очень ценю возможность встретиться с ученым сообществом Сарова, поэтому вот так и выплескиваю все, что накопилось, ведь не в каждой аудитории обо всем этом можно сказать так спокойно, как здесь. Но все эти вопросы — на поверхности, и если мы не приложим усилия, каждый со своей стороны, мы рискуем оставить потомкам дурное наследство. Смогут ли они самостоятельно с ним справиться — вопрос открытый.

В завершение хотел привести одну мысль крупнейшего богослова Православной Церкви IV столетия святителя Афанасия Великого, Александрийского. Еще задолго до открытия нейрофизиологии он сравнивал человеческий мозг с лирой, на которой, если она расстроена, не сможет сыграть никакой даже гениальный музыкант. Святитель Афанасий, описывая свойства души человека, убеждал, что ум человеческий и телесные чувства — не одно и то же: «Это можно уподобить хорошо настроенной лире в руках музыканта. Каждая струна издает свой звук, но судить об их согласии, настроить их не может никто, кроме знатока. Подобное бывает с чувствами, настроенными в теле, как лира, когда ими управляет духовный разум». Если мы окончательно разучимся настраивать струны души на верный лад, никакие виртуальные пространства, нейроинтерфейсы и самые современные роботы нашу человеческую партию вместо нас не сыграют. Это не дано никакой машине. Искренне надеюсь, что диалог Церкви и научного сообщества, которое вы сегодня здесь представляете, продолжится и в дальнейшем не только на благо нашего Отечества, но и вообще на благо человека. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5480260.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #613 : 02 Августа, 2019, 20:39:06 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре
1 августа 2019 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию под открытым небом на Преображенской площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова: «Если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Неслучайно эти слова были оглашены сегодня за Божественной литургией, потому что они, как, может быть, никакие другие, говорят о самом главном, что было присуще святому преподобному Серафиму и многим другим преподобным отцам — духе кротости.

Когда мы встречаем кроткого человека, то у большинства из нас он вызывает не самые лучшие чувства и часто воспринимается как нечто выпадающее из общего ряда привычных лиц. Когда наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский решил создать художественный образ кроткого человека, он назвал свой роман «Идиот». И это было очень правильно подобранное название, потому что никто не мог понять главного героя — человека, в полной мере являющего окружающим смирение и кротость. Казалось бы, князь, представитель образованного класса, а ведет себя как сумасшедший… Настолько непривычным, удивительным, вызывающим было явление кроткого человека в среде русской аристократии, что его называли идиотом, а на самом деле он был кротким.

Действительно, кротость и у нас нередко вызывает разные чувства. Кто-то с недоверием относится к такому человеку, пытаясь понять, что же у него на уме, не личина ли это, которая скрывает иную сущность. Другие просто не понимают таких людей, сторонятся от них. Вообще, кротость никогда не оставляет людей безразличными, и через то, как мы реагируем на кротость, явленную тем или иным человеком, обнаруживается наша способность самим быть кроткими. Если же мы, встречая кроткого, его осуждаем, с недоумением пожимаем плечами, а то и крутим пальцем у виска, значит, мы сами неспособны быть кроткими людьми.

А кротость — это не слабость, это не чудачество. Это великая сила. Иоанну Лествичнику принадлежат замечательные слова о том, что кротость делает нашу душу недвижимой, сохраняющей одно и то же состояние и в чести, и в бесчестии. Мы знаем: когда мы в почете, когда мы в благополучии, все вроде как спокойно, но стоит каким-то обстоятельствам вторгнуться в нашу жизнь, разрушить это благополучие, душа приходит в смятение. Об этом и говорит Иоанн Лествичник. А если внешние обстоятельства вводят нас в смятение, значит, у нас нет кротости. Поелику так, кротость есть действительно сила, помогающая человеку выходить из самых трудных жизненных обстоятельств, сохраняя свой внутренний мир.

Преподобный Серафим явил такую кротость. Мы знаем его житие. Удивительное житие человека, который в детстве едва не стал инвалидом, с трудом передвигался, был физически слабым. Но этот физически слабый человек оказался сильнее жизненных обстоятельств, даже сильнее суровой природы. Мы знаем, что он жил здесь, в лесах, в местах, где мы сейчас находимся. Он не боялся ни холода, ни голода, ни одиночества, ни отсутствия тепла. Этот согбенный, физически слабый человек, сердце которого было исполнено кротости, явил великую силу. Мало кто, особенно имея столь болезненную физическую природу, может повторить подвиг святого преподобного Серафима. В его образе нам явлен блистающий идеал христианской кротости.

Все, чему учит нас Слово Божие, чему учит нас пример преподобного Серафима, нам следует постараться в своей жизни осуществить. А для того чтобы наша кротость не была наигранной, искусственной, кротостью сквозь стиснутые зубы, мы должны научиться терпению. Терпение, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, — это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное или даже опасное. Давайте попытаемся — в своей жизни, в своих мыслях, в своих словах — хотя бы минимально отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим Саровский и о котором сегодня свидетельствует нам апостольское чтение.

Пусть никогда в нашем сознании дух кротости не связывается со слабостью, с убогостью, но всегда с великой духовной силой, опираясь на которую, мы становимся способными преодолевать самые трудные обстоятельства нашей жизни, не разрушая внутреннего мира, сохраняя внутреннюю целостность. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, учителя кротости, да укрепит всех нас Господь в стремлении обрести эту добродетель для спасения душ наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5480534.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #614 : 21 Августа, 2019, 21:41:05 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга

18 августа 2019 г. 21:22
18 августа 2019 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы выразить чувство особой радости в связи с очередным посещением родного для меня города — Санкт-Петербурга, северной столицы нашего Отечества. Радуюсь, что это посещение совпало с праздником, который мы сегодня отмечаем; и то, что именно в Казанском соборе я совершил первое в дни этого визита богослужение, также наполняет мое сердце и радостью, и особыми воспоминаниями.

Мы празднуем Преображение Господне. Господь преобразился, явив ученикам, а через них всем миру не только свою Божественную силу, но и удивительную способность человеческой природы преображаться под действием благодати Божией. Ведь не иные тела получили апостолы на горе Фавор, но таким образом изменились, что увидели Божественный свет, который невозможно было видеть обычными человеческими глазами. Поэтому в лучах Преображения Христа Спасителя особое откровение было даровано Его ученикам, святым апостолам, и явлена способность людей через восприятие Божественной благодати видеть иной мир, прикасаться к иному миру, преображать свое естество силой и действием Святого Духа.

Все, что открывает нам событие Преображения, имеет отношение не только к человеческой личности, но и к человеческой истории, к жизни рода человеческого. Изучая историю, каждый может увидеть, как менялись эпохи, как страшные катаклизмы, кризисы, разрушения, войны сменялись мирной жизнью, как, казалось, из невозможного обреталась некая новая реальность, а разочарование и страх сменялись надеждой и радостью. Вот таким образом и реализуется человеческое бытие, осуществляется человеческая история.

Находясь в этом храме, люди старшего поколения не могут не вспомнить, какие мерзость и запустение были в этом храме в самом сердце Санкт-Петербурга. Словно в насмешку над религиозными чувствами здесь был устроен атеистический музей, но мы приходили в этот храм не для того, чтобы знакомиться с его безумными экспонатами, а для того, чтобы увидеть красоту Божиего дома, временно оккупированного темной силой. И ведь ничего не получилось у тех, кто стремился через экспозицию этого музея оторвать людей от веры, — в определенный момент нашей истории произошло преображение духовной жизни, а вместе с тем началось и преображение нашего народа.

Символом такого изменения жизни, преображения, символом могущества Божественной силы является, в том числе, Казанский собор — некогда оскверненный, преданный поруганию, а ныне представший пред нашим взором в своей первозданной славе и красоте. И каждый, кто входит в этот собор, в том числе тот, кто не видел, как он был осквернен, должен помнить и знать его историю, и, пребывая в его стенах, сознавать силу Божественного присутствия в человеческой истории. Господь из камей сих может создать детей Авраама, как учит нас Слово Божие. Из камней, лишенных духовной жизни, силой благодати Божией возродилась духовная жизнь нашего народа, возродилась Русская Православная Церковь.

Сегодня, когда мысли наши на Фаворе, там, где Господь явился преображенным пред Своими учениками и апостолами, нам следует в сознании своем и в своем духовном опыте соединить Евангельское событие со своей собственной жизнью и с той частью истории, свидетелями которой мы являемся, с тем чтобы стало ясно: милость Божия, благодать Божия способна преобразить человеческое естество таким образом, что оно воспринимает действие Божественной благодати и может измениться настолько, чтобы войти в вечное Божественное Царство.

Праздник Преображения — это великий праздник надежды. Праздник, который укрепляет нашу веру, праздник, который помогает нам понять, чем для рода человеческого явилось пришествие в мир Спасителя — великой силой, преображающей человеческую жизнь и помогающей человеку, несмотря на его слабость и греховность, обрести спасение и жизнь вечную.

Всех вас еще раз сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня! И дай Бог, чтобы каждый из нас почувствовал благодать Божию, прикасающуюся к его естеству, и прошел через преображение, которое так необходимо для укрепления веры и обретения сил, дающих возможность спасительно проходить жизненный путь.

В память о пребывании в этом святом храме я бы хотел преподнести старинный Владимирский образ Божией Матери. И прошу тех, кто будет к нему прикладываться, вспоминать в своих молитвах и вашего Патриарха, который нуждается в этих молитвах, потому что через них он обретает силы для несения своего жизненного креста.

Храни вас всех Господь! С великим праздником поздравляю вас!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/5486664.html