Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 385588 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #650 : 25 Декабря, 2019, 22:48:50 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Мирликийского в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы
19 декабря 2019 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с праздником в честь святителя и чудотворца Николая — престольным праздником для этого святого храма, одного из самых почитаемых в Москве. Храма, который никогда не закрывался, — даже в самые трудные годы сюда стекались москвичи, чтобы помолиться под его священными сводами.

Мы вспоминаем сегодня великого угодника Божия. Почти 1700 лет — огромный промежуток времени — отделяют нас от святителя Николая, архиепископа Мирликийского. И возникает вопрос: почему же мы так торжественно прославляем его память? В самом деле, за это время было огромное количество выдающихся деятелей, внесших неоценимый вклад в жизнь всего человечества, но мы не вспоминаем их так, как архиепископа Мирликийского Николая. Даже чудесами из его жизни невозможно объяснить такое почитание. Избавление тех, кто был по ложному обвинению приговорен к казни, спасение девиц от бесчестия — вот некоторые из этих чудес, но разве они определили память о святителе на протяжении 1700 лет? Конечно, нет! Открываем жития святых — с каждым связаны те или иные деяния по милости Божией. Поэтому же мы почитаем святителя Николая? Да потому что в нашем народе сохраняется особая духовная связь со святителем и чудотворцем Николаем. Мы обращаемся к нему с молитвами не как к исторической личности, не как к выдающему иерарху, жившему задолго до наших времен, но как к живому, мы обращаемся к нему с нашими просьбами, с нашими мольбами, потому что он слышит эти молитвы и реально отвечает на наши сердечные воздыхания. Вот на чем основывается почитание святителя и чудотворца Николая — на нашем реальном опыте общения с ним. У многих людей есть личная история отношений со святителем, когда на свои молитвы они получали ответ, и потому так бережно сохраняется молитвенная память о святителе в нашем народе и в жизни многих из нас.

Святитель и чудотворец Николай явил нам образ веры и правило веры. Он запечатлел себя как человек, преданный Господу, непоколебимый в своей вере, способный сопротивляться лжи, ересям и всему, что представляло угрозу для Церкви. И потому мы должны не только просить святителя и чудотворца о милости к нам, о вспомоществовании нам в наших делах, но и о том, чтобы он дал нам частицу своей ревности, своей веры, своей способности бороться за то, чтобы не было разрушено Тело Церкви, чтобы ересь не помрачила сознание верующих людей. Верим, что святитель и чудотворец Николай и сегодня вместе с нами — в тех непростых обстоятельствах, которые мы сейчас проходим. Я имею в виду трудности, которые стоят и перед страной, и перед Церковью, и перед каждым из нас, ибо каждый из нас нуждается в помощи Божией. А потому наша молитва к святителю Николаю сегодня должна быть особенно горячей, сердечной и искренней, чтобы он сохранил Церковь Православную от ересей, расколов, разделений, от помрачения церковного сознания, от готовности сдать церковные позиции под натиском нерелигиозных сил.

Мы видим, что сейчас происходит в православном мире, как те, кто несет особую ответственность за сохранение благочестия и за единство Церкви, сегодня склоняют свои главы перед неправдой, опасаясь сильных мира сего. Но верим, что эта полоса пройдет, и те, кто дрогнул в минуту испытаний, принесут покаяние. А святителя и чудотворца Николая мы просим, чтобы он нас укрепил, чтобы мы не дрогнули как Церковь, как народ православный, призванный сохранять Православие в современном мире. И верим, что святитель и чудотворец Николай не оставит нас своей милостью и своими молитвами.

Да поможет Господь исполнять свой христианский долг каждому из нас на своем месте. И да помогут нам великие угодники Божии, имена которых мы призываем на нашем жизненном пути, в том числе великий чудотворец святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5550590.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #651 : 25 Декабря, 2019, 22:52:12 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 27-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы
22 декабря 2019 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы чествуем сегодня память великого угодника Божия святого Феодора — адмирала Ушакова, который был прославлен в лике святых относительно недавно. А мое первое соприкосновение с Федором Ушаковым произошло, когда на экраны Советского Союза вышел один из первых цветных фильмов — «Корабли штурмуют бастионы». Помню, как завороженно я смотрел на сцену победы русского оружия под водительством адмирала Ушакова, освободившего Корфу. Мы знаем, какую огромную роль сыграло русское оружие в освобождении всей Греции, и это было признано всеми — и друзьями, и врагами. Неслучайно, что первым греческим премьер-министром стал министр иностранных дел Российской империи Каподистрия, грек по национальности. Почему я говорю об этом так подробно? Потому что недавно я получил письмо от Предстоятеля Элладской Православной Церкви, где он в ответ на мои исторические ссылки, свидетельствующие об особых отношениях России и Греции, утверждает, что все было совсем не так, а как именно — не говорит. Но как же можно спорить, когда наша правда подтверждена историческими документами и занесена в учебники истории — не только российские, но и мировые? Не была бы освобождена Греция, если бы не сила русского оружия.

Почему же нужно именно сейчас об этом говорить? А говорить нужно потому, что силы зла ополчились на Русь Святую и на Церковь Православную. Оторвать Русь от греческого мира — это стратегическая задача антихристианских сил, центр которых находится далеко от Европы. Вот для того чтобы ослабить православную солидарность, а по возможности еще и столкнуть православные страны, и возникают такие лжеисториософии и лжеполитики.

Сегодня мы с вами живем в контексте этой греховной политики, которая стремится оторвать русский православный мир от греческого православного мира. Сомневаюсь, чтобы все это сработало так, как добиваются политические центры далеко за пределами Европы, потому что вера людей православных пронизана теми историческими фактами, о которых я сказал. И сегодня, вспоминая святого Феодора, великого адмирала Ушакова, разве мы можем вычеркнуть из нашей исторической и духовной памяти подвиг этого выдающегося человека, несомненно святого, который даже семьей не сумел обзавестись, будучи полностью посвящен своему служению морехода и полководца? В ущерб личному счастью он восходил на капитанский мостик и вел русские корабли, чтобы они освобождали наших братьев от иноземного и иноверного ига.

Святой праведный Феодор Ушаков занимает совершенно особое место на небосклоне, усеянном звездами русской святости. Он не был ни священником, ни монахом, хотя был человеком одиноким. Он не был ни юродивым, ни мучеником. Он принадлежал к русской элите. Но как же верно он служил своему народу, какие замечательные личные качества — скромность, самопожертвование, любовь к людям — были им явлены! И потому мы с полной ответственностью и великой радостью прославляем сегодня его святое имя и в честь него освящаем храмы на Руси, в том числе и этот храм, первый в нашем Первопрестольном граде.

Хотел бы выразить сердечную благодарность всем, кто потрудился, поддерживая его строительство. Храм этот находится в месте, где время от времени собираются представители наших спецслужб, люди, которые защищают Родину в мирное время. Мы можем сидеть у письменных столов, посещать свои офисы и заводы, водить транспорт, летать на самолетах, просто наслаждаться радостью семейного очага, а кто-то постоянно стоит на страже нашего мира, нашего благополучия и нашего спокойствия. И наверное, неслучайно, что установилась замечательная связь между храмом, посвященным великому русскому флотоводцу Феодору Ушакову, и Федеральной службой безопасности нашей страны. Пример святого Феодора Ушакова не может не вдохновлять тех, кто в мирное время более всех рискует своей жизнью и более всех несет ответственность за мирную жизнь нашего народа.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5552419.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #652 : 04 Января, 2020, 22:33:31 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
3 января 2020 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день блаженной кончины святителя Петра, митрополита Киевского, ставшего Московским, митрополитом всея Руси. Его кончина последовала в 1326 году — святитель пробыл в граде Москве меньше года. Его предшественник, митрополит Максим, не смог долго жить в Киеве и отбыл во Владимир на Клязьме, куда до того была перенесена политическая столица Киевской Руси. Святитель Петр также был вынужден покинуть Первопрестольный град и перебраться во Владимир, чтобы в окружении лесов, в местности, защищенной от нападений разбойников и набегов монголо-татар, мирно управлять Русской Церковью. Но и во Владимире святитель не знал покоя, ведь ему было хорошо известно, что происходит на просторах Святой Руси. А там происходили страшные события — с одной стороны, набеги кочевников, с другой, междоусобная брань. Удельные князья, забыв наставления своего прародителя князя Владимира, стали воевать друг с другом, с тем чтобы расширить свои уделы, и братоубийственные войны настолько ослабили Русь, что она стала легкой добычей Орды.

Святитель Петр, сознавая всю тяжесть положения, в котором находились его народ и Церковь Русская, изо всех сил стремился сохранить связи между русскими людьми, между князьями и одновременно добиться благорасположения владыки Руси — ордынского хана. Ему пришлось поехать в Орду и встретиться с ханом. Будучи до того язычником, хан первым из правителей Орды принял ислам. Святитель Петр понимал: если прежних ханов-язычников интересовали только подати, то хан, принявший новую веру, может попытаться духовно поработить русских людей. И то, что святитель сумел расположить хана к себе, стало важной победой, предотвратившей стремление ордынцев ввергнуть Русь в духовное рабство.

Не менее тяжким испытанием, которое надрывало силы святителя, была междоусобная брань, особенно между Москвой и Тверью. В ту пору князь Тверской был более сильным и могущественным, чем князь Московский Иван Калита. Но как бы вопреки политической логике митрополит Петр в споре между двумя князьями становится на сторону князя Московского, и мы знаем, как важен был этот выбор, потому что тем самым святитель укрепил положение нашего Первопрестольного града, и Москва постепенно стала столицей всея Руси. Иными словами, митрополит Петр, еще при жизни почитавшийся святым, одновременно был прозорливым политиком, способным увидеть будущее Русской земли. А иначе никак не объяснить, почему он оказал поддержку именно Москве, которая в то время ничем не выделялась и даже была слабее своих соседей. Невозможно до конца понять, чем руководствовался святитель Петр, но если бы не он, не стояли бы мы с вами в этом соборе и Москва не была бы столицей Руси. Я говорю об этом очень громко, чтобы меня услышали и светские люди, и московские власти. Не было бы святителя Петра, и Москва не была бы столицей Руси. А потому в день памяти святителя Петра не только нам с вами, церковным людям, но и всем, кто с любовью и уважением относится к граду Москве, следует вспоминать имя того, благодаря кому Москва стала столицей.

Слава Богу, в Церкви сохраняется память, и не просто память человеческая, но память особая, ведь мы обращаемся к святителю Петру с просьбами и молитвами, потому что он был не только выдающимся церковным и государственным деятелем, содействовавшим, как я уже сказал, переносу столицы из Владимира в Москву, но чудотворцем, великим угодником Божиим, обладавшим огромной духовной силой. К святителю Петру тянулись и удельные князья, и архипастыри, и духовенство, и народ, видя в нем подлинного духовного вождя всея Руси.

Замечательно, что по его указанию здесь, в Кремле, стал строиться Успенский собор. Святитель Петр понимал, что Москва должна стать духовной столицей, иначе ей никогда не быть политическим центром страны; в то время эти два понятия были тесно связаны. И для того чтобы возвеличить град Москву, он приступил к строительству Успенского собора. А когда святитель почувствовал себя плохо, то завещал похоронить себя в стенах строящегося храма. Его воля была исполнена: в 1326 году святитель Петр скончался и был погребен в стене Успенского собора.

Таксформировался духовный центр Москвы, Московский Кремль, — молитвами и духовной силой святителя Петра. Кремль стал не только центром политической жизни Московского княжества, но и духовным центром всея Руси. И потому память о святителе Петре должна сохраняться в сознании не только людей благочестивых, верующих, но и наших политиков, историков. Удивительный жизненный путь святителя должен быть хорошо известен нашим школьникам. Вот о ком нужно говорить, чтобы воспитывать настоящий патриотизм, чтобы всем стало ясно: прежде всего по воле святителя Петра Москва стала духовным центром, притягательным для всех людей, а благодаря этому — столицей всея Руси.

Памятуя о жизненном подвиге, о трудах и страданиях святителя Петра, сердце которого надрывалось, видя междоусобную брань русских князей, размышляя о духовной силе, которую святитель являет на протяжении всей последующей истории, будучи покровителем нашего града, также и мы, люди XXI века, с благодарностью вознесем молитвы о Первопрестольном граде нашем Москве, об Отечестве нашем Российском и о всей Святой Руси. Чтобы молитвами святителя Петра сохранялось духовное единство исторической Руси и никакие силы зла не могли это единство разрушить; чтобы там, где не хватает политической или интеллектуальной силы, приходила на помощь сила Божия; чтобы восстановилось в полной мере духовное единство братских народов Святой Руси; чтобы семена разделений, противостояния и вражды не смогли прорасти на благодатной почве, удобренной подвигом святителя Петра. Его молитвами да сохранит Господь Церковь Русскую и всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5557628.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #653 : 06 Января, 2020, 00:05:26 »
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

5 января 2020 г.
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).

Сбылись удивительные пророчества великих провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества Пресвятой Богородицы) — и херувим, огненным мечом ограждающий вход в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).

Непостижимо смирение Господне: будучи Всемогущим Владыкой, Он является людям беспомощным младенцем, будучи Богом, приемлет бренную плоть и терпит тяготы земной жизни, будучи Бессмертным, вольно идет на смерть, мучительную и позорную. И делает это не ради избранных — пророков, праведников и Своих верных служителей. Христос приходит ради каждого из нас, Он желает спасения всех без исключения — грешников и преступников, равнодушных и нерадивых, трусливых и гневливых, даже Своих убийц!

Никого не отвергает Господь, никем не гнушается, но напротив — приемлет нашу человеческую плоть, обновляет ее боговоплощением, крестными страданиями и живоносным Воскресением, возносит ее в недра Святой Троицы, освящает пребыванием одесную престола Бога. И этого Животворящего Тела Христова, Его Пречистой Крови, излиянной за каждого из нас, причащаемся мы в Таинстве Евхаристии — и становимся единотелесными и единокровными не только Спасителю, но и друг другу.

Однако, к сожалению, сегодня мы видим, как волны нестроений раскачивают корабль Церкви, как шторм раздоров и противоречий колеблет единство православных верующих, как омраченные врагом и искусителем люди предпочитают Источнику воды живой мутный и не пригодный для питья источник злочестивых ересей (канон святым отцам I Вселенского Собора). В такое сложное время мы все должны помнить, что для каждого из нас родился, распялся и воскрес Господь, что Он основал на земле Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Принадлежа Церкви, мы призваны к преодолению нестроений, противостояний и конфликтов, к уврачеванию расколов, к помощи тем, кто переживает ужасы войны, страдает от притеснений и несправедливости.

Господь рождается не в царских чертогах, а в убогой пещере, в последней нищете. Казалось бы, что может быть хуже вертепа и беднее яслей для скота? Но есть такое место — это выжженная грехом пустыня сердца человека, удалившегося от Бога, теплохладного, опустошенного, порабощенного страстями. Однако в наших силах соделать свою душу вместилищем Божиим, вспомнить, что Господь близ, при дверех, и Он смиренно ждет, когда мы наконец узрим Его очами веры, впустим Его в свою жизнь, услышим Его слова, ответим на Его любовь — и дадим Ему Самому действовать в нас.

Весь мир ликует о преславном рождестве Спасителя: ангелы воспевают хвалебные гимны, пастухи торжествуют, волхвы поклоняются Ему и приносят дары, и лишь озлобленное и исполненное зависти сердце Ирода не хочет принять божественной правды, не радуется — но трепещет, не от страха Божия — но от трусости. Вдумаемся, не уподобляемся ли ему мы своими делами, не ставим ли на первое место собственное благополучие и комфорт, не боимся ли мы, что кто-то будет лучше нас, талантливее и добрее, не творим ли мы зло такому человеку, стараясь уязвить его или опорочить перед другими, свергнуть с пьедестала, дабы возвести на высшую ступень себя? Не получается ли так, что источником истины становится для нас не Господь и Его святые заповеди, а мы сами? Не соблазняем ли мы других, выдавая за правду свои собственные выгодные нам измышления, не раздираем ли мы хитон Христов своими амбициозными действиями, не сеем ли семена раздора и ропота среди братьев по вере?

Взирая ныне на Богомладенца Христа, поставляя себя лицом к лицу с божественной истиной, отринем бремя страстей и запинающий нас грех (Евр. 12:1), вознесем теплые молитвы о укреплении единства Православия и умножении любви, памятуя о том, что любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде; все покрывает и всему верит (1 Кор. 13:4-7).

В богослужебных праздничных текстах прославляется не только родившийся ради нашего Спасения Господь, но и те, благодаря которым стало возможным Его воплощение — Пречистая Дева Мария, праведный Иосиф Обручник, святые праотцы. Вспомним и мы в этот торжественный день своих близких: навестим родителей и друзей, уделим им внимание, найдем добрые слова, поблагодарим за все, что они для нас делают. Пусть в нашем сердце, исполненном любви к Богу и ближним, будет обитать Всемилостивый Христос, Превечный и Непостижимый, Соприсносущный невидимому Отцу (седален на вечерне праздника). Аминь.
<p style="text-align: right;" class="text]+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
<p style="text-align: right;" class="text]Рождество Христово
<p style="text-align: right;" class="text]2019/2020 гг.
<p style="text-align: right;" class="text]Москва

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/5552948.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #654 : 06 Января, 2020, 22:08:34 »
В Рождественский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Утром 6 января 2020 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».

После входа с Евангелием были прочитаны паримии праздника.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Михаила Голубкова, клирика храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес священник Илия Шелаев, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы.

В завершение Литургии перед рождественской свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:


  • «Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с наступающим великим праздником — с Рождеством Христовым!
  • Мы прославляем Христа в этот день как свет разума, явившийся миру, в котором не хватало подлинного разума, — хотя и при Христе Спасителе и даже до Него мир достиг огромных успехов в развитии многих сфер человеческой деятельности, требовавших приложения сил разума. Античный мир отличался возвышенной философией, замечательными достижениями в области строительного дела, в области наук, это был просвещенный мир, но этому миру не хватало самого главного — разума Божественного. Ибо античный мир преклонял свой разум пред ложными богами, языческими истуканами, и потому в самой главной сфере человеческой деятельности — в сфере отношения человека к Богу — он находился в бездне греховной.
  • Господь принес свет подлинного разума — разума, связанного с истинным откровением о Боге. Именно великая весть о Боге, Который полюбил мир настолько, что послал ради его спасения Сына Своего Единородного, действительно преобразила род человеческий. С пришествием в мир христианской мысли, христианского благочестия, христианского искусства, науки, развивавшихся на основе христианских ценностей, мир мало-помалу преобразился настолько, что его уже нельзя было и сравнить с античным миром, в нравственном отношении безумным, а в религиозном отношении — совершенно бессмысленным.
  • Господь принес свет истинного разума, веры, благочестия и страха Божия. Через Свое пришествие Он установил для всех нас систему ценностей, живя в которой, человек способен безгранично совершенствовать свой разум  и свое сердце. Последствия пришествия в мир Спасителя настолько велики, что их невозможно сравнить с какими бы то ни было важными цивилизационными изменениями, которые происходили до или после Спасителя.
  • Мы празднуем пришествие в мир света разума и молимся родившемуся Господу, чтобы каждого из нас Он сделал способным усваивать эти великие последствия Боговоплощения и самим проникаться разумом веры и благочестия — той силой разума, которая способна преобразить нашу жизнь в соответствии с божественным замыслом о мире и человеке. Пусть свет Рождества Христова прикоснется к нам, к нашим сердцам, к нашему разуму и поможет нам укрепиться в вере и в сознании правильности того пути, который мы избираем, причисляя себя к Церкви Христовой и вступая на путь истинного Богопознания.
  • С праздником Рождества Христова всех вас, мои дорогие, поздравляю!»

В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

На российских телеканалах и портале Патриархия.ru состоится прямая трансляция Патриаршего богослужения.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5558818.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #655 : 07 Января, 2020, 18:58:40 »
Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям
7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы празднуем Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В чем же непреходящий смысл этого события? Ответ на вопрос дает нам Церковь, и заключается он в том, что Бог, совершенный и всесильный, являет себя кротким и смиренным в Вифлеемской пещере. Бог, невидимый и непознаваемый, дает Себя почувствовать и увидеть, Он входит в одиночество каждого человека и помогает опытно познать, что мы свои, а не чужие Богу, что все мы — Его дети, а значит, в Нем и через Него — родные и близкие друг другу.

Голос любящего Отца мы слышим, когда внимаем Благой Вести, которая на языке Церкви именуется Евангелием, и этот зов Божий, обращенный ко всем и каждому, — «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы», как о том свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 2:4).

Каждый человек, однажды принявший Спасителя и ставший христианином в таинстве Крещения, в глубине сердца ощущает эту благодатную силу. И когда мы перестаем бояться, начинаем больше доверять Богу, чаще ходим в храм, стараемся жить в согласии с совестью, эта сила возвышает нас над обыденностью, наполняет каждый день непреходящим смыслом и радостью. Именно эта сила помогает нам противостоять греху и неправде, любить ненавидящих и обидящих нас, оставаться с Господом и Его Церковью даже тогда, когда, кажется, весь мир пытается нам противодействовать. Сегодня жизненно важно сохранять верность Евангелию, ведь его сила за минувшие две тысячи лет ничуть не уменьшилась.

В этот праздничный день я обращаюсь к вам, дорогие братья и сестры: пусть в наступившем Новом году чтение Евангелия станет обязательной частью нашей духовной и интеллектуальной жизни. Возьмите в руки эту книгу — книгу Божественной любви, силы и правды, и если у ваших друзей или соседей нет Евангелия — подарите им. Чтение Священного Писания — это спасительная возможность преодолеть отчужденность и одиночество, которые столь характерны для наших современников. Читая Священное Писание, мы слышим голос Божий; воспринимая его всем сердцем и душой, обретаем благодатное утешение и получаем ответы на многие важные для нас вопросы. И да поможет нам в этом добром делании Родившийся ныне Господь.

С праздником, дорогие мои! С Рождеством Христовым!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5558787.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #656 : 07 Января, 2020, 19:00:33 »
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»
7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, в эти дни мы отмечаем праздник Светлого Рождества, но, тем не менее, даже праздничная атмосфера не умаляет злободневности проблем, которые стоят перед нами, перед Церковью. Поэтому позвольте поговорить сегодня еще и о заботах. Прав ли я буду, как Вы думаете, если скажу, что нынешние времена — это времена испытаний для Русской Православной Церкви и в целом для Православной Церкви? Испытаний на способность быть едиными? Патриарх Иерусалимский предлагает Предстоятелям Поместных Церквей собраться и поговорить о будущем Церкви, о возможном сохранении православного единства; с такой же инициативой выступает и Предстоятель Албанской Православной Церкви. Как Вы смотрите на перспективу всеправославного единства? Возможно ли, сохранится ли оно?

— Православная Церковь оказалась в условиях беспрецедентного вмешательства внешних сил, которые к Церкви не имеют прямого отношения. Значительное политическое давление оказывается на целый ряд Поместных Церквей. Все это связано с небезызвестными событиями на Украине, все это связано с попытками локализовать и ввести в семью Православных Церквей раскольнические группировки на Украине. Если бы все это осуществлялось путем неких консультаций внутри Поместных Православных Церквей, то это не носило бы такого характера, как сейчас, и виной тому, конечно, вмешательство внешнеполитических сил. Поэтому мы можем сказать, что Церковь оказалась в условиях беспрецедентного давления. Кто-то это давление отражает, у кого-то хватает сил отстаивать свою автономию, ну, а кое-кто прогибается. Потому что условия, в которых существуют Поместные Православные Церкви, очень различаются. Некоторые Церкви напрямую зависят от власти, например, как Церковь Эллады. Священники получают зарплату, они являются чиновниками, с точки зрения источника их финансирования. Естественно, у такой Церкви ограничены возможности проявлять свою автономию. В некотором ряде Церквей есть другие факторы давления, которые, к сожалению, сегодня задействованы. Поэтому конфликт, который существует в семье Поместных Православных Церквей, не носил бы такого жесткого характер, если бы не вмешательство извне. Мы очень сожалеем об этом и еще раз благодарим Бога за то, что сегодня наша Церковь может смело, чистосердечно, не отводя глаз в сторону, сказать: мы ни от кого не зависим.

— Раз уж мы затронули тему Украины. Как Вы считаете, Ваше Святейшество, что там будет дальше по части взаимоотношений общества и Церкви? После президентских выборов гонения открытые, почти официальные, которые наблюдались на Украине, на каноническую Русскую Православную Церковь вроде как прекратились. Но, тем не менее, постоянно поступают сообщения о том, что храмы все-таки продолжают захватывать. Как Вы думаете, будет ли там вновь обострение, или все идет на спад?

— Сокрушительное поражение господина Порошенко, который, как известно, ездил с константинопольским томосом по всей Украине, желая таким образом обеспечить себе поддержку, является свидетельством того, что украинский православный народ не принял государственное вмешательство в дела Церкви, которое господин Порошенко олицетворял. Его философия — жизненная, политическая — оказалась битой. Народ не принял ни его, ни его взглядов на урегулирование церковных отношений, и это, конечно, замечательно. Это свидетельствует о мудрости православных украинцев, об их способности оставаться самими собой и выдерживать натиск со стороны.

Ну, а господин Зеленский ведь и стал президентом в первую очередь потому, что людям не нравилась политика Порошенко. Поэтому было бы очень странно, если бы президент продолжал тот курс, который вел его неудачливый предшественник. Действительно, с приходом господина Зеленского многое меняется в лучшую сторону. Конечно, есть кое-где определенная инерция. Остается непримиримым отношение к Православной Церкви со стороны целого ряда националистически ориентированных организаций. Но в общем я должен сказать, что мало-помалу ситуация на Украине меняется к лучшему. Дай Бог, чтобы это происходило по всем направлениям, как в отношениях Церкви и государства, так и в плане положения наших верующих на Украине. Конечно, хотелось бы, чтобы и в сфере российско-украинских отношений наметившаяся положительная динамика становилась все более и более мощной и приводила ко все более и более конкретным положительным последствиям.

— Теперь позвольте снова обратиться к нашим делам. Российское общество в последнее время заметно всколыхнула законодательная инициатива, касающаяся семейно-бытового насилия. Законопроект получил огромную массу негативных отзывов. А как Вы сами считаете, актуальна ли вообще проблематика семейного насилия?

— Само понятие «семейно-бытовое насилие» — это нечто заимствованное со стороны, из-за рубежа. Принятие соответствующих законов в зарубежных странах, видимо, создает в сознании наших законодателей некую зависимость от этих иностранных новаций, желание привести наши российские законы в соответствие с тем, что существует в других странах. Моя точка зрения такова: в первую очередь мы должны защищать семью. Всякое вторжение извне в семейные отношения несет в себе очень большие негативные последствия. Ведь и в советское время мы проходили через нечто подобное: были различные домовые комитеты, партийные организации, было активное участие участковых. Но разве все эти хорошо организованные инициативы помогали восстановить любовь в семье? Помогали снимать открытые конфликты, который чаще всего заканчивались разводами и несчастьем? При помощи милиционера, при помощи общественных активистов невозможно восстановить любовь между супругами. Поэтому корень проблемы лежит не вовне, а внутри, в той самой сфере, которой занимается Церковь. Одна из задач Церкви и заключается в том, чтобы укрепить в сердце человека любовь, будь он женатый или неженатый. Особенно важно, конечно, укрепить любовь в сердцах супругов. И ведь мы обращаемся с очень простым посланием: для того, чтобы любить другого, нужно другому что-то отдавать от себя. Нет любви без жертвы. Ну, «жертва» — громкое слово; нет любви без отдачи. Если супруг ничего не отдает жене, то нет любви. Если жена ничего не отдает супругу, тоже нет любви. Это удивительная тайна самоотдачи себя во имя другого; это и есть не только проявление любви, но и сама природа любви. Вот представьте: может ли в семье, где люди привыкли отдавать себя друг другу, жить интересами друг друга, произойти физическое насилие? Абсолютно невозможно! Вот где корень проблемы, вот чем сейчас очень взволнована наша Церковь. Мы обращаем внимание на большие проблемы, связанные с воспитанием детей, молодежи. Мы с тревогой наблюдаем за тем, что происходит сегодня в средних учебных заведениях. Мы видим, что даже очень добрые усилия со стороны родителей часто сходят на нет в той атмосфере, которая существует в детских и юношеских коллективах. Однако эта проблема выходит за рамки того, что мы с вами обсуждаем. Это проблема, во-первых, молодежной культуры: как молодежь проводит свое время, как складываются отношения в их среде, особенно когда они находятся вне всякого контроля родителей. Это огромная проблема, касающаяся темы воспитания и, конечно, ответственности родителей за поступки, да и за жизнь своих детей.

— Давайте еще о семье поговорим. Где должно помогать государство, а где — Церковь? Например, я знаю, что у Вас лично есть целый ряд инициатив по поддержке многодетных семей, и знаю, что не все получается. Каков сегодня статус этих инициатив, что мешает их реализации?

— Уже пару лет назад я, выступая в нашем парламенте, сказал о том, что необходимо принять закон о многодетных семьях. Вот удивительно — закон о насилии готовы принимать, а закон о многодетных семьях отставили.

— А что в этом законе должно быть, по-Вашему?

— Это очень важно. Должен быть прописан статус многодетных семей. Должны быть обозначены параметры поддержки многодетных семей, определенные льготы. Все хорошо знают, что мы категорически нуждаемся в увеличении количества нашего народа, в том, чтобы население выросло. Но не растет население, если в семье один ребенок; даже два ребенка в семье выводят лишь на нулевую отметку. Значит, как минимум три ребенка. А для того чтобы подтолкнуть родителей к многочадству, нужны в первую очередь шаги со стороны государства. Нужно принять законы, которые бы поддерживали такие семьи. Непременно нужны льготы, нужно подумать, чем должна заниматься женщина, у которой много детей: должна ли она продолжать работать или ей можно как-то доплачивать за то, что она перестает сама зарабатывать деньги, отдавая здоровье и время своему ребенку, а значит, совершая очень важное дело с точки зрения государственной пользы. Вот если бы нам удалось сдвинуть с места закон о многодетных семьях, то, думаю, в какой-то степени это подвигло бы наших людей к тому, чтобы заводить не только одного, двух, трех, но и больше детей.

— Ваше Святейшество, наступающий год будет большим юбилейным годом для нашей страны. 75 лет Великой Победе, много торжественных мероприятий по всей стране, не только у нас, но и за рубежом, особенно в странах ближнего зарубежья. Слава Богу! А для Церкви юбилей Победы — это что?

— Это очень большое событие. Позвольте Вам сказать о том, что наш народ одним вступил в Великую Отечественную войну, а другим ее закончил. Ведь предвоенные годы были годами репрессий, гонений на Церковь, тотального безбожия. Вообще трудно сказать, что было бы с нашим народом с духовной точки зрения, если бы народ не прошел через эти испытания. Когда я разговаривал с фронтовиками, как в юности, так и в более позднее время, многие на вопрос, «а в Бога-то военные верили?», отвечали: «в окопах безбожников не было». Никому на линии фронта в голову не приходило говорить: «не верю я ни в какого Бога, а теперь давайте встанем и пойдем навстречу морю огня». Люди крестились, молились, даже, может быть, не всегда вкладывая в это тот смысл, который вкладывает обычный верующий человек. Но вера присутствовала в сердцах людей, и, конечно, со взятием Берлина эта вера никуда не исчезла. Поэтому религиозное возрождение после военных лет, свидетелем которого я был, конечно, обусловлено страшным опытом, через который прошел наш народ, и тем реальным опытом веры, который был почерпан людьми в огне этих страданий, как на фронте, так и в тылу. Поэтому для нас все, что связано с Великой Отечественной войной, то, что связано с Победой, имеет, помимо общеисторического, еще и глубокое духовное значение. И трудно сказать, каким был бы наш народ, если бы не всеобщее возрождение веры в тяжелые военные и послевоенные годы.

— Бог помогал нашим солдатам на поле брани…

— Бог помогал солдатам. Зашивали родители текст 90-го псалма «Живый в помощи» в гимнастерочки солдат. Я еще помню, как мне пожилые женщины показывали гимнастерки своих сыновей и говорили: «Видите, а здесь, около кармашка, поближе к сердцу, «Живый в помощи», и сын говорил, что всегда прикасался рукой, когда шел в атаку». С верой мы прошли эту войну, и еще раз хочу сказать: одним народом мы вошли в эту войну и другим — закончили ее.

— Ваше Святейшество, 2019-й год был юбилейным для Вас лично. Ровно 50 лет с того дня, как Вы стали священником, монахом, и в уходящем году Вы встречались со священниками, которые уже Вами были рукоположены. Я видел этих людей, сам был на этих мероприятиях — люди всех национальностей, всех возрастов. Вот Вы, глядя им в лица сегодня, продолжаете чувствовать за них какую-то ответственность, или Вы их отпустили?

— Само предназначение, призвание Патриарха — чувствовать, сознавать и реализовывать ответственность за всю Церковь. Ну, а те, кто получил рукоположение от Патриарха, конечно, всегда занимают и будут занимать особое место в моей жизни. Встречаясь с этими молодыми священниками, я очень порадовался. Вспоминаю годы своего обучения в духовных школах, общение с тогдашним молодым духовенством, — конечно, мы формировались в особо трудных условиях. Но то поколение не сравнить с нынешним — нынешнее поколение лучше. Мы иногда говорим: вот, молодежь у нас плохая, и все у нас плохо. Так вот, я, прожив достаточное количество лет, могу сравнивать разные поколения, которые выпали на мою сознательную церковную жизнь. Сегодня хорошее молодое поколение! Конечно, люди лишены опыта скорби, переживаний, всего того, под тяжестью чего человек растет; жизнь молодых людей сегодня гораздо проще, комфортабельнее. Но я думаю, что каждый в своей жизни, несомненно, будет проходить через скорби, которые будут его закалять, в том числе наши священники. Но не скорбей я им желаю, а все-таки радостной жизни. А сегодня отмечаю их здоровый оптимизм, их искреннюю веру и стремление служить Церкви, их интерес к общецерковным проблемам. Конечно, очень возрос уровень общего и специального образования. Большой, если не больший процент московского духовенства — это люди с двойным высшим образованием, те, кто окончил и высшие светские, и богословские школы. То есть это люди, полностью готовые к тому, чтобы нести служение современному человеку. Дай только Бог, чтобы количество призваний не сокращалось, чтобы было достаточно священников, в том числе для пастырского окормления града Москвы.

— Ваше Святейшество, 4 ноября 2019 года стало знаковым днем для Русской Православной Церкви. Не только потому что это День народного единства и праздник Казанской Божией Матери, а еще и потому, что в этот день закончился великий процесс объединения приходов Западноевропейской архиепископии с Матерью-Церковью. Сегодня не всякий понимает разницу: «ну хорошо, была церковь, но она и была русской, что же изменилось?» Каково истинно значение, объясните, ведь это великое событие с точки зрения Церкви?

— Это действительно великое историческое событие. Революция и гражданская война разорвали не только тело российского народа, так что одна часть народа противостояла другой с оружием в руках. Это драматическое разделение в полной мере прошло и по телу Русской Православной Церкви. Церковь разделилась на три части: Церковь Московского Патриархата, находившаяся в то время в тяжелейших условиях на Родине, Русская Зарубежная Церковь и та часть Русской Церкви, которая находилась в Западной Европе. По политическим соображениям в эмиграции образовалось два церковных центра — в Сремских Карловцах, в Югославии, куда выехала значительная часть русских эмигрантов, и в Париже. Неслучайно образовались два центра. К Парижу тяготела интеллигенция, Париж стал интеллектуальным центром русской эмиграции, и мы все это знаем, по крайней мере те, кто интересовался произведениями авторов, живших тогда в Париже, и может об этом судить. А Сремские Карловцы стали центром духовным, и возникло некое напряжение между Парижем и Сремскими Карловцами — настолько, что евхаристическое общение было порой затруднено, а иногда и невозможно. То есть Церковь разделилась на три части, и, конечно, первым величайшим событием в новейшей истории стало объединение с Русской Зарубежной Церковью — той, которая имела свою первую столицу в Сремских Карловцах. Второе воссоединение оставалось на повестке дня, однако по многим причинам это невозможно было сделать так же быстро и динамично, как то произошло с Русской Зарубежной Церковью. Но вот настало время — как говорится, лучше поздно, чем никогда. Поэтому мы с особым чувством пережили это воссоединение. Во главе Парижской архиепископии был владыка Иоанн Реннето, француз по национальности, которого я лично очень хорошо знаю еще со времени своего служения в Женеве. У него всегда были симпатии к Русской Церкви Московского Патриархата, и то, что сегодня под его водительством весь этот церковный удел воссоединился с нашей Церковью, является, конечно, большим духовно значимым событием.

— То есть целый век нам потребовался, чтобы перевернуть эту страницу?

— Целый век. У таких событий, как революция, война, связанных со многими жертвами, страданиями, большая инерция, которая изживается очень медленно. Но по милости Божией мы являемся сегодня свидетелями полного исцеления всех разделений Русской Православной Церкви, которые были порождены революционными событиями.

— Ваше Святейшество, вот и Рождественские дни. Традиционная атмосфера праздника, веселья — как в этой суете не забыть главного? В чем смысл этого праздника, напомните всем нам.

— Смысл праздника в том, что Господь дарует нам спасение через пришествие в мир Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына человеческого. Церковным людям объяснить слово «спасение» легко, но для людей малоцерковных сделать это с экрана общероссийского телеканала непросто. Но я постараюсь сказать, что такое спасение. Не может быть никакого положительного содержания в этом слове, если оно оторвано от слова «счастье». Однако настоящее счастье не может быть приходящим. Нельзя до смерти смеяться, допустим, просматривая какую-нибудь кинокомедию, и, выйдя из кинотеатра, почувствовать себя полностью счастливым. Потому что ты можешь во мгновение соприкоснуться с тем, что твое состояние полностью омрачит. Однако пришествие в мир Спасителя дает нам основание преодолевать любые скорби, потому что мы наследники самого главного — нас Господь спас, Он стал одним из нас. Мы можем к нему обращаться словами из Библии: «Авва, Отче!», то есть «Отец наш Небесный!» Эта близость человека к Богу, сокращение той дистанции, которую не могли преодолеть даже древние пророки, является наследием Рождества Христова. С нашей стороны нужно только в это верить и нужно открывать свое сердце Богу. Как только это произойдет, как только с нашей стороны будет сделан шаг, мы немедленно почувствуем встречный шаг к нам со стороны Господа и Спасителя нашего.

— Ваше Святейшество, поздравляю Вас, спасибо.

— Спасибо Вам.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5558823.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #657 : 07 Января, 2020, 19:03:47 »
В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений ― великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

Рождественское Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый» и «Россия 1». Трансляцию, организованную Информационным агентством Русской Православной Церкви, комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин. 

В эфире и на сайте телеканала «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru трансляция осуществлялась с сурдопереводом.

По традиции перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире обратился к телезрителям с Рождественским поздравлением:


  • «Дорогие братья и сестры!
  • Обращаясь к вам из главного храма русской столицы — из Храма Христа Спасителя — я хотел бы всех вас сердечно поздравить с великим событием пришествия в мир Господа и Спасителя.
  • Это событие является самым значительным в человеческой истории, и главное молитвословие праздника Рождества, которое именуется тропарем, так говорит об этом событии: Рождество Твое Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума. То есть, через Рождество Христово миру воссиял свет разума.
  • У многих может возникнуть вопрос: а что, до пришествия в мир Спасителя не существовало разумное начало в человеческой цивилизации? А как же великие творения рук человеческих, великие достижения человеческой мысли? Конечно, разум существовал. Но вот свет, который является синонимом добра и правды, не всегда был присущ человеческом разуму. И мы знаем, как непросто развивалась человеческая цивилизация.
  • Тем удивительнее феномен христианства, потому что через пришествие в мир Спасителя свет, то есть добро и правда, соединился с человеческим разумом. Конечно, не у всех, не всегда и не во все времена, но Господь открыл возможность соединить человеческий разум с добром и правдой.
  • Очень важно, чтобы в нашу рациональную эпоху, когда разум является движущей силой прогресса, люди, опирающиеся на силу разума, помнили, что разум — это сила, которая может приносить и добро, и зло. И как важно, чтобы свет разума присутствовал в нашем сознании, в нашей жизни, и чтобы действия человеческого разума приносили добро и правду как в личной, общественной жизни, так и в жизни всего человеческого рода.
  • С этим мы связываем надежду на само существование рода человеческого, потому что злом и неправдой разрушается личность человека, разрушаются человеческие судьбы, человеческие семьи. Но если добро и правда пронизывают нашу жизнь, то это не что иное, как сила, оберегающая нас от гибели, от распада, от уничтожения. Нет разума там, где люди убивают друг друга, — там нечто иное, там злая сила, там никакого света. Там, где люди доставляют печаль друг другу, скорбь, страдания, там нет света разума.
  • Для того чтобы изжить из нашей жизни все эти тяжелые обстоятельства, мы и просим Господа, родившегося в Вифлееме и явившего нам свет разума, даровать этот свет каждому из нас.
  • От всего сердца желаю всем вам, мои дорогие братья и сестры, чтобы свет Божественного разума присутствовал в каждом из нас, чтобы этим светом преодолевались человеческая скорбь, человеческая боль, человеческая неправда, и чтобы силой Божией в мире утверждались мир и справедливость. Еще раз сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова!»

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Праздничное богослужение посетил председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой С.В. Медведевой.

Среди гостей в храме присутствовали руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков, апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил клирик Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Марущак.

В алтаре Святейший Патриарх Кирилл и председатель Правительства России Д.А. Медведев обменялись поздравлениями.

По окончании Литургии Святейший Владыка вновь поздравил верующих с праздником:


  • «Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!
  • Всех вас сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа Иисуса Христа!
  • Пришествие в мир Спасителя открыло новую эру в человеческой истории — и совсем не потому, что люди непременно все стали лучше тех, кто жил до Христа Спасителя, совсем не потому, что грех исчез из человеческой жизни — он остался, но потому, что с пришествием в мир Христа Спасителя мы получили реальную надежду на спасение, на освобождение от греха, от зла в человеческой жизни и особенно в своих собственных сердцах, в своей внутренней жизни.
  • Мы действительно живем в иную эпоху, отличную от той, в которую жили люди до пришествия в мир Христа Спасителя, потому что мы имеем особую надежду на спасение. Не просто мечтательную надежду о том, что будет или не будет, а надежду, связанную с уверенностью в том, что по милости Божией, живя в Церкви, принося искреннее покаяние, причащаясь Тела и Крови Христовой, мы можем войти в жизнь будущего века. И еще мы имеем надежду на то, что и земная наша жизнь по милости Божией может оплодотворяться силой Его благодати, испепеляя грех и неправду из этой жизни.
  • Пусть родившийся Христос прикоснется ко всем нам Своей силой, Своей благодатью и поможет нам перезагрузить свое сознание, осознать то, что Бог с нами! А если Бог с нами, то какая же сила может нас победить? Его благодатью спасемся, Его милостью обретаем надежду, Его любовью способны изменить мир, в котором мы живем, к лучшему. И да поможет нам во всем этом родившийся в Вифлееме Христос Спаситель! Аминь.
  • С праздником Рождества Христова!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5559344.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #658 : 11 Января, 2020, 23:00:50 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова
Вечером 7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Ювеналий! Дорогие отцы, братья и сестры, представители православной молодежи!

Я хотел бы сердечно поблагодарить за добрые слова, которые здесь прозвучали. Доброе слово, сказанное вовремя и правильно, способно помочь человеку, поддержать его морально и духовно. Поэтому я всегда с большой благодарностью отношусь к тем, кто обращает слова поддержки в адрес Патриарха, особенно в непростое для него время.

Минувший 2019 год был очень и очень непростым, причем не только для Церкви. Год вообще был непростым, и, наверное, он так и будет отмечен в человеческой истории. Но Церковь наша претерпела много скорбного в течение этого года, и Патриарх в силу его ответственности был вовлечен в большинство сложных обстоятельств, в которых находилась Церковь наша в том или ином регионе России, в ближнем или дальнем зарубежье. Однако можно свидетельствовать, что Церковь наша, пройдя через непростые обстоятельства, достигла по милости Божией новолетия, никак не пострадав от этих обстоятельств. Оценивая все, что имело место, можно сказать: путь Церкви, ее историческое движение определяется не только участниками этого движения — духовенством, мирянами, — но и промыслом Божиим, Божественным присутствием в жизни Церкви. Для меня как для Патриарха это присутствие было настолько зримым, что хотелось говорить об этом на весь мир. Естественно, сказать о многом не представляется возможным, и потому в этот святой вечер я бы и хотел поделиться с вами общим впечатлением от сложного 2019 года.

Господь был с нами. Он был с нашей Церковью. Он был с нашим верующим народом. Там, где принадлежность к нашей Церкви до сих пор сопровождается рисками, испытаниями и даже гонениями, наши православные люди эти испытания выдержали. Сегодня мы с благодарением Господу можем сказать, что замысел тех, кто стремился ослабить нашу Церковь, разделить ее, отнести за поля общественной жизни, не удался. Церковь выстояла и продолжает свое служение. В первую очередь это относится к братской Украине, но, конечно, не только к ней. Весь этот конфликт, искусственно созданный вокруг канонической Церкви на Украине, представлялся грозным испытанием, но по милости Божией, благодаря мудрости епископата, верности духовенства, благочестию нашего народа мы как Церковь прошли и через эти испытания. Когда человек проходит через испытания, он либо надламывается и становится слабее, либо, напротив, испытания закаляют его и умудряют. Это относится не только к личности — это относится и к народам, и к Церкви Божией. И я чувствую, как опыт минувшего года, несомненно, помог нам — иерархам, священнослужителям и всем верующим людям — с большей мудростью оценивать все, что происходит в этом мире, особенно когда происходящее направляется на ослабление церковной жизни, на подрыв христианских устоев бытия.

Но не только печальное было в минувшем году — было и много светлого. Я получал информацию из всех епархий Русской Православной Церкви и могу сказать, что этот год сопровождался активным строительством и открытием новых храмов, появлением значительной части молодого епископата в нашей Церкви. Там, где люди не могли себе представить, что встретятся с архиереем, такая возможность появилась. Хотел бы выразить благодарность тем владыкам, которые трудятся в сложных климатических условиях, в местах, отдаленных от центров, в районных городах, о которых и помыслить было нельзя, что в них появятся архиерейские кафедры. Там действительно начинается очень важное для нашей Церкви движение. Через реформу церковного управления мы достигли того, что архиерей стал ближе к своей пастве, к своему духовенству, а духовенство, находясь в постоянном общении с архиереем, несомненно стало более ответственным и более целеустремленным.

Поэтому нам следует возблагодарить Господа за то, что происходит сегодня в Русской Православной Церкви, за тот опыт жизни, за тот опыт трудностей и радостей, через которые мы проходим. Мы устремляемся в год 2020-й с надеждой на милость Божию, и эта надежда укрепляется дивными словами великого прокимна, который мы только что слышали: Ты еси Бог, творяй чудеса. Действительно, там, где не хватает человеческих сил, но сохраняется вера и благочестие, Господь входит в нашу жизнь, входит в нашу историю и исправляет кривизну исторического пути — личного, общественного, народного. Мы знаем, что неоднократно так происходило в истории нашей страны. Верим, что по милости Божией и предстоящий год явит нам эту милость, и Господь будет в нами и в радостях, и в возможных скорбях, укрепляя нашу веру и наше осознание того, что Он — Тот, Кто творит чудеса. И по вере нашей да будет так, чтобы и мы стали сопричастны тем великим деяниям, которые промысл Божий творит в истории и творит в настоящем.

Пусть благословение Божие пребывает над народом нашим, над всеми народами Святой Руси, над теми народами, над которыми простирается духовное пастырское водительство нашей Церкви. Пусть Господь благословит Отечество наше, оградит от внешних и внутренних потрясений и различного рода опасных вызовов. Будем молиться и о том, чтобы Господь приклонил милость Свою ко всем нам, помогая достойно совершать то служение, к которому мы призваны. Еще раз всех вас, мои дорогие, благодарю за поздравления и поздравляю с праздником Рождества Христова! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5559834.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #659 : 11 Января, 2020, 23:02:39 »
Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
8 января 2020 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сердечно поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова, который мы по обычаю встречаем в Успенском соборе Московского Кремля. Мы прославляем в этот день не только Христа Спасителя, но и Божию Матерь — Деву Марию — и всех родственников по плоти Господа и Спасителя, то есть ту большую семью, которой Младенец Иисус принадлежал по родству через Свою Пречистую Матерь. Совершенно неслучайно Церковь прославляет имена этих людей, — потому что они оказались святыми, и совсем не потому, что они были родственниками. Мы знаем, что слово Божие никогда не избегает называть зло злом и порицать людей за это зло. Иначе разве был бы осужден за предательство один из двенадцати апостолов — Иуда? И если бы кто-то из ближайших родственников Девы Марии не соответствовал по духу семье, если бы он был далек от добродетелей, если бы он был духовно чужим человеком, то его имя никогда бы не было вписано в книги, которые с глубокой древности свидетельствуют о принадлежности близких родственников Христа Спасителя к особой семье, потому что это была семья Богородицы, родственники Пречистой Преблагословенной Девы Марии.

Всякий раз, когда мы говорим о семье, о ее значении, мысль невольно обращается к современности. Во-первых, к тому, как важно, чтобы и в современной культуре, в современных обычаях присутствовало понятие большой семьи. Я еще помню времена, когда существовали эти большие семьи, включавшие двоюродных, троюродных братьев, сестер, тех родственников, которые сейчас считаются далекими и с которыми мало кто поддерживает связь. Большая семья, не говоря уже о малой семье, объединяющей родителей и детей, играет особую роль и имеет особое значение в сохранении духовных и нравственных ценностей, потому что семья есть школа добродетели. Нигде ребенок не научится добру так, как он обучается этому по примеру своих родителей и близких. И сегодня, вспоминая большую семью Девы Марии, мы молимся о том, чтобы современные семьи, большие и даже малые, оказались способными хранить веру. Но что самое главное, чтобы они оказались способными воспроизводить веру и благочестие в каждом последующем поколении. Чтобы и дети, и внуки, несмотря на очень сложные обстоятельства современной жизни, сердцем и умом приобщались к вере, к Слову Божию, проникались силой веры.

Поэтому наша сегодняшняя молитва — о семьях. О православных семьях, где отец и мать — православные люди; о тех семьях, где один из супругов — верующий, а другой еще не осознает своей причастности к Церкви и к Богу; и даже о семьях, где оба родителя не считают себя верующими. Мы должны молиться за всех и просить Господа помочь тем, кто веры не имеет, обрести эту веру. И если кого-то не очень интересует загробная жизнь — а я встречался с теми, кто говорит: «я не верю, потому что не верю в загробную жизнь», — то я хотел бы сказать, что есть еще один сильный аргумент. Верить в Бога нужно не только для того, чтобы обрести загробную жизнь в славе Божественной, но и для того, чтобы земную жизнь сделать светлой, красивой, безопасной и счастливой. Знаем, что законы — даже самые разумные и строгие — не оберегают людей от преступлений. А вот внутреннее состояние души человека, состояние его совести является огромной силой, ограждающей не только от преступлений, но и от плохих дел.

Дай Бог, чтобы наши люди ограждались этой духовной силой от всяких злодеяний. Чтобы укреплялись наши семьи, чтобы в последующих поколениях воспитывалась способность продолжать духовные традиции нашего народа.

В день Собора Пресвятой Богородицы я призываю особое благословение на все наши семьи, на родителей, на дедушек и бабушек, на детей, на всех тех, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, за сохранение веры и сильного нравственного начала в жизни нашего народа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5560768.html