Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527796 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #670 : 24 Февраля, 2020, 13:03:01 »
Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде после Литургии в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы
23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу.

Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

Повествование о Страшном суде дает нам полное понимание того, что произойдет в конце человеческой истории, когда люди предстанут пред лицом Божиим. Никакая человеческая хитрость, никакая дипломатия, никакая человеческая власть, будь власть государства, власть денег, власть общественного мнения, никакие газеты, журналы, телевизионные программы не смогут более определять, прав человек или виноват, хороший он или плохой. Ведь любая попытка определить степень вины человека, причислить его к праведникам или грешникам, осуществляемая по законам греховного человеческого общежития, не может явить абсолютную правду, мы должны это твердо усвоить. Когда все в один голос говорят о ком-то, что он плохой, не спешите присоединяться к их мнению других, пока на собственном опыте не убедитесь, что человек действительно плохой. Очень просто не только обидеть человека, но и уничтожить его, сформировав в обществе то или иное о нем представление, нередко абсолютно не соответствующее истине. В таком случае те, кто распространяет ложь, несут ответственность пред Богом и людьми, а когда и мы к ним присоединяемся, повторяя с чужого голоса, а сами не имея личного опыта общения с этим человеком, мы берем на себя грех обличителей, которые очень часто используют молву в своих узкокорыстных целях. Поэтому не следует с легкостью принимать на веру так называемое общественное мнение, которое одних возвышает, а других опускает. Не нужно с легкостью воспринимать все, что мы сегодня встречаем в средствах массовой информации, когда одни вдруг превращаются в героев, а другие становятся нерукопожатными лишь потому, что некий человеческий суд вынес такое суждение. Когда речь идет о личности человека, мы никогда не должны бездумно, нерассудительно следовать мнению других. Лишь когда убедимся сами, на собственном опыте, что тот или иной человек не выполняет своих обещаний, обманывает, представляет себя другим, нежели есть, тогда мы имеем право для себя лично и, может быть, для узкого круга своих близких вынести о нем свое собственное суждение. Да и то с большой осторожностью, дабы не впасть во грех.

Но о чем же пойдет речь на том последнем суде, когда Господь соберет народы от востока до запада, со всего мира? Пойдет ли речь о том, что в нашем обществе является значимым, о чем говорят по телевидению, пишут в газетах? Или о чем-то другом? Сегодняшнее Евангелие говорит: суд будет о другом, суд будет о нравственном состоянии человека. И как важно нам — еще раз хочу подчеркнуть — никогда не повторять слова осуждения, если сами не имеем на то оснований, для того чтобы и нас Господь не осудил на том великом и страшном суде. Не судите, да не судимы будете. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление о том или другом человеке. Если этот человек не являет нам свои положительные черты, мы имеем полное право — без всякого осуждения, дабы не подавать никому повода, — не участвовать в его делах. Не принимать его как друга, но просто отойти от него, оставляя все на суд Божий. Вот это и есть христианский ответ на присутствие зла в человеческом общежитии.

Ну, а что же суд Божий? Суд Божий — благой и совершенный. Господь знает о каждом из нас больше, чем мы сами о себе знаем, и, конечно, гораздо больше, чем мы знаем о других. Поэтому результаты этого суда могут показаться совершенно неожиданными и не соответствовать нашей оценке того или иного человека. Для того чтобы суд Божий не посрамил нашу самонадеянность, нашу гордыню, мы должны еще и еще раз пропустить через разум и сердце великие Божии слова: Аз есмь истина и жизнь. Только Господь как единственная абсолютная Истина имеет возможность по-настоящему судить людей и выносить над ними Свой приговор. Тот самый, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда Он отделит овец от козлищ и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую. И это будет окончательное Божественное слово о каждом, кто когда-то пришел на эту землю и оставил на ней свой след.

Углубляясь в тему суда в преддверии Великого поста, мы должны еще и еще раз переосмыслить свое отношение к людям, раскаяться в том, что порой выносили суд поверхностный, определяемый нашим личным отрицательным отношением к тому или иному человеку. В том, что омрачали свою душу, а может быть, доставляли скорбь другим своим неправедным судом. И если с этой темы начнется наше вхождение в поприще Великого поста, начнется наш подвиг покаяния, то Господь сподобит нас подойти ко дню Светлого Его Воскресения реально освобожденными от многих греховных наслоений, от многих греховных мыслей, слов и действий, которые препятствуют каждому быть ближе к Господу и Спасителю.

Пусть предстоящие дни Святого Великого поста помогут всем нам, мои дорогие владыки, отцы и братья, освободиться от груза греховного, который налипает на человеческом теле, на человеческой душе, подобно тому как налипает грязь на упавшего в нее человека. Да поможет нам Господь освободиться от всякой духовной грязи. Да поможет нам Господь предстать пред Ним с чистой совестью и с искренней верой, уповая на Его милость и любовь, освобождающие нас от греха и наполняющие нашу жизнь великим непреходящим Божественным смыслом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5595793.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #671 : 29 Февраля, 2020, 15:29:06 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на объединенном заседании Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета
28 февраля 2020 года состоялось объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. К участникам заседания обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые участники нашего заседания — члены Межрелигиозного совета России!

В связи с общенациональной дискуссией, касающейся внесения поправок в нашу Конституцию, хотелось бы поделиться с вами своими мыслями. Считаю важным, чтобы сегодня высказались многие, с тем чтобы у нас сложилось общее представление о том, каким бы мог стать вклад религиозных общин нашей страны в формирование ее Основного закона.

В России, как известно, идет конституционная реформа, провозглашенная Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию. Полагаю, что столь активное участие общественности в конституционном процессе свидетельствует о зрелости и гибкости отечественной общественно-политической системы. Действительно, общество приглашается к участию в обсуждении поправок к Конституции, и это является определенным знаком тех изменений, которые произошли в последние десятилетия в нашей стране.

Не сомневаюсь, что наши сограждане способны выразить свое отношение к предложенным изменениям трезво, ответственно и осознанно. Участие в процессе волеизъявления мы, представители традиционных религий, всегда рассматривали как исполнение гражданского долга и проявление небезразличия к происходящему в государстве.

Нельзя согласиться с утверждениями, что изменение Конституции является заведомо чем-то опасным для жизни общества. Напротив, общественные отношения изменяются, и законы тоже подлежат естественному изменению. Неприкосновенен только один закон — нравственный, который мы призваны отстаивать своим свидетельством, в том числе в рамках диалога с государственной властью.

В Послании Президента справедливо говорится, что «сбережение и приумножение народа России должно стать высшим национальным приоритетом». Для того чтобы из политической декларации этот тезис превратился в лейтмотив конституционного строя, уже предложены ряд заслуживающих поддержки поправок, среди них необходимость закрепления статуса брака как союза мужчины и женщины. Для традиционных религий это положение представляет мировоззренческую ценность. Ведь мы нередко встречаемся с попытками на уровне международных учреждений пересмотреть ценность семьи, заменить ее на формы сожительства, что нравственно недопустимо по своей природе.

Кстати говоря, в этом контексте, важны те поправки в Конституцию, которые защищают наш суверенитет, давая гарантии против исполнения вызывающих вопросы с точки зрения нравственности решений международных учреждений. Например, известно о ряде решениях Европейского суда по правам человека, фактически принуждающих нашу страну к разрешению парадов сексуальных меньшинств, против чего Межрелигиозный совет неоднократно выступал.

Сюда же я отношу предложенную профильной группой конституционную декларацию о том, что дети являются «важнейшим достоянием Российской Федерации», а государство обязано создавать условия, способствующие их «духовному, нравственному и интеллектуальному развитию». «Сохранение традиционных семейных ценностей» также получает в силу этой поправки статус ориентира политики государства.

Возможно, стоит также подумать о закреплении права родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным или идейным убеждениям. Подобное положение содержится в Протоколе № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Россия, как известно, подписала и ратифицировала эту конвенцию).

Не только как Предстоятель Русской Церкви, но и как председатель Общества русской словесности не могу не упомянуть поправку о закреплении статуса русского языка как языка государствообразующего народа (предложение подгруппы господина Пиотровского, поддержанное Президентом, и мне очень близко). Нет никаких сомнений в том, что это положение ни коим образом не угрожает другим языкам народов России, ведь сохранение языкового многообразия также закреплено в статье.

Не менее важным является конституционное положение о поддержке соотечественников за рубежом, их права на общую с нами культурную идентичность. Последователи традиционных религий исторической России проживают во многих государствах мира, и сохранение общения и связей с ними — это общенациональная задача, заслуживающая конституционного закрепления.

Конституция 1993 года, при всем ее значении, писалась в условиях начального этапа возрождения религиозной жизни нашей страны, а также общественной нестабильности, наступившей после известных событий 1990-1991 гг. Я был участником многих совещаний, в том числе в рамках работы группы, которая готовила Конституцию. Могу поделиться с вами своими воспоминаниями о том, что эта работа была достаточно спонтанной, несколько сумбурной. Люди вносили разного рода поправки под влиянием общей атмосферы, которая царила в стране, а то была не самая лучшая атмосфера для формирования Основного закона.

Традиционные религиозные общины в те годы не обладали ни опытом, ни возможностями для полноценного участия в конституционном процессе. Может быть, каждая из религий имела определенные возможности, но еще не было опыта тесного взаимодействия и кооперации, который сложился между нами в течение последних десятилетий. Каждый говорил лишь от себя, что в отсутствие общей координации могло нанести ущерб религиозному вкладу в формирование Конституции. Поэтому ныне действующая Конституция не смогла отразить то, что столетиями было ценно для жителей нашей страны с религиозной и мировоззренческой точки зрения. Вообще, разговора о религии в то время особо не велось, поскольку участники дискуссии еще пребывали в атмосфере некоторой инерции, обретенной нашим обществом за долгие годы атеизма, и это было нормально для общества, которое только что рассталось с воинствующим безбожием. Однако теперь времена поменялись, и мы призваны к тому, чтобы сообща ходатайствовать о внесении важного для нас ценностного измерения в обновленную Конституцию.

Когда я возглавлял Отдел внешних церковных связей, мне приходилось участвовать в обсуждении проекта Конституции для Европы, который курировал ныне покойный Президент Франции Жак Ширак. Тогда христианам Европы не удалось добиться упоминания вклада христианства в историю континента, впрочем, и сама Конституция, как вы помните, не была принята; так что не только в нашей стране, но и на европейском континенте в то время не было достаточных условий для формирования верующими общих позиций.

Упоминание ценности веры в Бога в Конституции стало бы закреплением исторической и духовной преемственности народов нашей страны, не мыслящих себя вне религии. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы упоминание ценности веры в Бога действительно вошло в Конституцию. Ценность веры в Бога — это еще и дань памяти миллионам людей, наших собратьев, которые подвергались преследованиям во времена богоборчества только потому, что не хотели отречься от веры. Эта идея должна быть понятна даже людям далеким от религии.

Во многих конституциях государств во всех частях света, как с христианским, так и с мусульманским большинством, содержится упоминание Бога в Конституции и в клятвах глав государства. Это ни в какой мере не подрывает принцип светскости там, где он является основополагающим, как и в нашей стране. Наши мусульманские братья используют в молитвах слово «Аллах», как и наши православные братья, молящиеся на арабском языке, также называют Бога на своем родном языке Аллахом. Поэтому упоминание Бога нисколько не умаляет одни традиционные религии по отношению к другим.

Наконец, упоминание Бога — это свидетельство того, что никакая Конституция не в состоянии быть достаточным гарантом благополучия личности и общества, если игнорирует трансцендентное измерение в жизни людей. Отказ от этого трансцендентного измерения вносит сумбур в человеческое сознание и релятивизм в реализацию нравственного чувства человека.

Чтобы наши критики не говорили, что в России происходит клерикализация общества, сошлюсь на заявление действующего американского генерального прокурора, католика Уильяма Барра, который, в свою очередь привел слова американского президента Джона Адамса: «У нас нет правительства, вооруженного такой властью, которая способна бороться с человеческими страстями, не обузданными моралью и религией. Наша Конституция была создана только для нравственного и религиозного народа. Она совершенно не подходит для управления любым другим».

Этими словами известного американского политического деятеля, которые, как я думаю, достаточно верно отражают и наши общие намерения в связи с принятием поправок к Конституции, я и хотел бы завершить свое вступительное слово. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5598921.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #672 : 02 Марта, 2020, 08:20:18 »
Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье, последнее перед Великим постом, посвящено событию, которое свершилось в самом начале человеческой истории, когда Адам был изгнан из рая. Это событие в корне изменило течение человеческой жизни. А что же произошло? Адам, призванный жить в раю в общении с Богом, отказался от пребывания с Ним, нарушив одну-единственную заповедь. Не семь, не десять, не сорок, не сто, а лишь одну — заповедь о послушании Богу. Мы знаем, что он нарушил эту заповедь, вкусив плод от запретного древа, и нельзя сказать, что несознательно. Ведь нашел он слова в свое оправдание, когда Бог предъявил ему факт нарушения заповеди, а значит, совершенное Адамом не было совершено по неведению, — он и разумом, и волей участвовал в нарушении Божественной заповеди. Он вкусил от запрещенного древа — древа познания добра и зла.

Не ведал несчастный Адам, что такое зло. Он знал только добро, потому что жил в общении с Богом, и поелику вкусил от этого древа в нарушение заповеди, то и был изгнан из рая в мир. Он не был отдан Богом в руки диавола — он просто был отправлен в мир как бы в научение: ты хотел познать, что такое добро и зло, а раз так, ты это узнаешь, потому что в мире есть и добро, и зло. А для того чтобы не было возврата в рай, поставил Господь у входа в него херувима, дабы Адам оставался там, где есть добро и зло. Так началась драматическая история человеческого рода, исполненного противоречий, конфликтов, трагедий, потому что добро и зло не могли сосуществовать мирно, они вошли в глубочайший конфликт, следствием которого стали войны, насилие и разного рода преступления против человека и окружающего мира.

История об изгнании Адама из рая помогает нам понять, что такое следование воле Божией. Господь не наказывает нас, если мы не следуем Его воле, потому что мы свободны и можем свободно избирать свой жизненный путь, свободно выбирать между добром и злом. Если мы избрали зло, то Бог не наказывает, но Он отдает нас в руки зла, то есть в руки той силы, которой мы невольно послужили, совершая зло в своей жизни. Тогда человек, преданный самому себе, входит в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Достаточно упомянуть самые страшные проявления человеческого зла: войны, насилие, нарушение справедливости. По мере развития цивилизации люди стали стремиться к тому, чтобы установить некую справедливость. Появились законы, появились суды, появилась юридически выраженное понимание, что есть добро и что зло, но при всех этих усилиях человеческого рода зло остается в мире, и трагедия присутствия зла в человеческой истории не пресекается — в масштабах планеты, масштабах жизни рода человеческого, любого отдельного народа и каждого из нас.

Почему же мы вспоминаем об изгнании Адама из рая накануне Великого поста? А потому что грех, который и был причиной этого изгнания, грех, который положил границу между человеком и Богом и сделал невозможным присутствие человека вблизи Бога, является некой неотвратимой силой. Грех — не физический катаклизм, который человек не может остановить, подобно землетрясениям, ураганам или наводнениям. Последствия греха человек может, по крайней мере, если не остановить тотально, то ограничить в рамках своей жизни.

Наверное, не могло быть более поучительного библейского повествования в канун Великого поста, чем повествование об изгнании Адама из рая. Перед нами открывается подвиг Четыредесятницы, поприще поста и молитвы, а ведь пост и молитва направлены именно на то, чтобы победить грех в самих себе. Понятно, что победить грех полностью невозможно, но можно максимально поставить под контроль свои мысли, свои чувства, свои отношения с людьми, с окружающим нас миром, чтобы по крайней мере четко фиксировать состояние греха и понимать, что в той или иной жизненной ситуации согрешил лично я. Осознание своего собственного греха — непременное условие его прощения, а поприще поста и молитвы и направлено на то, чтобы через воздержание, молитву и покаяние испросить у Господа прощение наших грехов.

Будем помнить о том, что является условием прощения наших грехов, что является условием благополучного и спасительного прохождения постного поприща. И да поможет нам Господь именно так пройти дни спасительной Четыредесятницы, чтобы подойти ко дню Светлого Христова Воскресения духовно обновленными, более сильными, с ясным пониманием того, что произошло в нашей душе и с чувством искреннего раскаяния пред Богом за все наши большие и малые прегрешения. Аминь.

С началом поприща Святой Четыредесятницы всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5600259.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #673 : 05 Марта, 2020, 09:54:16 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
Вечером 1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этим вечерним богослужением мы открываем поприще Святой Четыредесятницы. Вступаем в благодатные святые дни, которые способны, при правильном их прохождении, изменить нашу жизнь к лучшему. Собственно говоря, это и есть цель поста. Через молитву, через воздержание от скоромной пищи, через самоограничение мы действительно можем создать в течение Великого поста благоприятные условия для важного шага в сторону изменения своей жизни к лучшему; и для того чтобы это время было использовано максимально полезно, для того чтобы мы достигли поставленных целей, мы должны стараться исполнять то, чему учит нас Церковь в отношении Святой Четыредесятницы.

Церковные предписания — это не какая-то непомерная, обусловленная обстоятельствами давних времен нагрузка на человека. Они вобрали в себя опыт бесчисленного количества православных людей, которые, исполняя предписания Великого поста, достигали значительных перемен в своей духовной жизни, и показателем этих перемен чаще всего становится особое состояние духа при встрече Светлого Христова Воскресения. Другими словами, пост — это шанс для всех нас сделать то, что в течение обычной повседневной жизни не представляется возможным, потому что мысль сосредоточена на другом. Борьба со своими пороками, страстями, укрепление себя молитвой, воспитание своей воли через невкушение пищи — все это надлежит делать во время святого поста, чтобы достигать поставленной цели.

Путь Великого поста проходит очень быстро, каждый это хорошо знает. Мы не успеваем отсчитывать дни, как они быстро летят, и когда погружаешься в атмосферу поста, исполняешь предписания, которые помогают тебе действительно изменить свое внутреннее состояние, постное поприще не создает никаких трудностей. Но самое важное — это иметь решимость поститься таким образом, чтобы ограничение в пище сопровождалось молитвой и особым жизненным укладом.

В этом укладе есть нечто, на что нужно обязательно обратить внимание. Мы должны в течение Великого поста приучить себя не осуждать людей — «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость — это и есть абсолютное проявление самой природы греха. Ведь с чего все началось? С того, что самый великий из ангелов, ближайший к Богу, противостал Ему, движимый гордыней; и если Бог есть абсолютное Добро, то противостояние Богу — это абсолютное зло. Те, кто критически относится к религии, иногда искушают верующих вопросами: «Откуда же появилось зло, если Бог всех создал добрыми и хорошими? Или Он все-таки заложил зло в саму природу бытия?» В течение истории, особенно в древности, не раз возникали дуалистические философские течения, которые предполагали изначальное наличие добра и зла. Но это глубочайшая ошибка — зло не существовало изначально. Зло возникло, когда тот, кто восхотел быть равным Богу, стал от Него удаляться. Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Чем дальше дистанция, чем дальше человек отходит от добра, тем больше он погружается в стихию зла. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла.

В нашей жизни присутствуют и добро, и зло. Каждый об этом знает, и очень часто возникает искушение совершать поступки, которые относятся к темной сфере человеческой жизни, которые определяются злым началом. Притяжение зла иногда бывает столь сильным, что ему трудно сопротивляться. Необходимо усилие воли, но и этого недостаточно. Воля человеческая не всегда способна противостоять злу, и тогда на помощь должна приходить Божия благодать, привлекаемая молитвой и причащением Святых Христовых Таинств. Если мы говорим, что гордость есть мать всех пороков и грехов, то первым шагом на пути постного поприща должен стать наш отказ от этой гордости. Именно поэтому постные богослужения начинаются вечером в воскресенье, называемое Прощеным, когда совершается чин прощения. Мы просим друг у друга прощения. Иногда это взаимное прощение, если мы никак не согрешили против человека и он против нас не согрешил, превращается в обряд, который не затрагивает нас глубоко, ведь никто никого не обидел и сказать слово «прости» не представляет никакой трудности. Но как же тяжело сказать человеку «прости», когда ты думаешь, что он виновник многих твоих проблем, когда он стал твоим врагом! Как тяжело склониться перед ним и испросить у него прощения! Но именно такое прощение является великой духовной ценностью, именно такое прощение открывает путь к прохождению поприща святого поста, которое способно изменить нас к лучшему.

Вот почему мы начинаем поприще поста с чина прощения, и давайте испросим прощения друг у друга. И у тех, с кем мы никогда не конфликтовали, ибо полагается очистить полностью свою совесть и испросить прощения у близких людей. Но более всего нужно попросить сегодня прощения у тех, с кем мы в конфликте, и чем искреннее будет это прощение, тем большее значение оно будет иметь для наших дальнейших трудов, связанных с прохождением постного поприща. Сейчас мы испросим прощения друга у друга и постараемся друг друга простить искренне и сердечно, без всяких сомнений в правильности содеянного. Как Патриарх я сознаю, что и в моей деятельности может быть то, что кого-то смущает и удивляет, вызывает вопросы и сомнения, и если таким образом соблазн приходит в души людей, то я искренне прошу у вас прощения за все, чем я мог согрешить пред вами вольно или невольно. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5600355.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #674 : 05 Марта, 2020, 09:55:19 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Сретенском ставропигиальном монастыре
2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святителю Григорию Нисскому принадлежат такие слова: грех не является существенной частью нашей природы, но уклонением от нее.

Действительно, нередко нас посещают мысли о том, что совершаемые нами грехи, особенно грехи плотские, есть не что иное, как действие некоего голоса природы внутри нас, которому тяжело сопротивляться, потому что это было запрограммировано самим существом человеческим. Это глубочайшее заблуждение. Нет такого голоса природы, который не мог бы быть побежден разумом и волей человека, — этим и отличается человек от животного мира. Вот там действительно голос природы имеет непреодолимую силу, но Бог дал человеку разум, свободную волю, силу воли для того, чтобы он умел управлять всеми другими силами.

Именно этим и возвышается человек над всем остальным творением, в этом проявляется в нем Божественный образ. Потому всякий грех, который мы совершаем, несомненно, этот образ омрачает. «Аз есмь образ неизреченныя Твоея славы», — такие слова содержатся в одной из заупокойных молитв. Действительно, человек является образом неизреченной Божественной славы, и для того чтобы поддерживать этот образ, не разрушать его, не превращаться в животное, не уподобляться бессловесным, нам и даются силы — силы разума, силы воли, силы чувств, но, что самое главное, нам дано чудо веры, которая соединяет нас с Божественной силой. И мы способны привлекать Божественную силу смирением пред Богом, в том числе постом и молитвой, для того чтобы благодать Божия управляла нами тогда, когда нашей воли и наших сил не хватает.

Собственно говоря, Великий пост и имеет своей целью, в первую очередь, через опыт молитвы, поста, через опыт воздержания и сформировать в себе некий навык, столь необходимый для нашей повседневной жизни, — навык привлекать силой молитвы помощь Божию к преодолению греховных склонностей и движений плоти, которые посещают каждого человека.

Великий пост — это действительно школа благочестия. Ни в коем случае не стоит терять ни одного дня. Не в том смысле, чтобы каждый день проходил в одном и том же предельном напряжении всех человеческих возможностей, как то бывает в отдельные дни Великого поста, но в том смысле, что поприще Великого поста должно помочь нам сдвинуть фокус нашего внимания из привычной сферы наших повседневных интересов, целей и задач на самое главное — на состояние нашей души.

А для этого нам дается замечательное средство — покаяние. Ведь покаяние есть не просто рассказ священнику о грехах и получение прощения. Покаяние есть некоторое состояние души. Если мысли о своих грехах, если стремление преодолеть их присутствуют более или менее постоянно в нашем сознании, если мы с упованием взираем на Бога, понимая, что Он обладает силой исцелить наши душевные недуги, то это означает, что мы живем подлинной религиозной жизнью, это означает, что Господь близок к нам. И дни Святого и Великого поста являются лучшим временем для того, чтобы воспитать такое отношение к самому себе и, что самое главное, особое чувство Божественного присутствия в своей жизни. А чувство присутствия Бога в нашей жизни есть не что иное, как способность воспринимать Его Божественную благодать, что даруется нам через веру, молитву и пост. И да поможет нам Господь так провести дни Святой Четыредесятницы, чтобы почувствовать Божественное присутствие в своей жизни, укрепить свою веру и, опираясь на силу веры, обретать силы для сопротивления всякому греху, всякой неправде в нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5600724.html