Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527721 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #680 : 06 Марта, 2020, 09:16:48 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном монастыре
Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В течение последних дней мы рассуждаем о способах и средствах, которые надлежит употребить православному христианину для того, чтобы поприще Святой Четыредесятницы оказалось плодоносным, чтобы произошли те изменения в нашей жизни, в нашем сознании, в нашей воле, в наших чувствах, которые приблизили бы нас к Господу, и чтобы мы могли эту близость почувствовать, что крайне необходимо для укрепления нашей веры, для формирования подлинно христианского взгляда на жизнь и в первую очередь на самих себя.

Мы говорили, что средства, которые предлагает Церковь во время поста, — покаяние, воздержание в пище, молитва, милосердие — могут быть очень эффективными, если их применять реально, а не останавливаться на полпути. Но как же можно исказить все эти замечательные требования, которые Церковь предъявляет к постящимся? Достаточно просто! Пост: можно поститься, можно более или менее поститься, можно вообще не поститься. Молитва: можно молиться, отдавая этому делу все свои силы духовные, напрягая ум и волю, а можно с ноги на ногу переступать, не вслушиваясь в произносимые слова и теряя всякую связь с молитвой собранной в храме общины. То же самое можно сказать и о милосердии, то есть о добрых делах: можно действительно совершать их — конечно, в меру своих возможностей, ни от кого не требуется восшествия на Голгофу; а можно отдать в гуманитарную помощь какую-нибудь негодную вещь, которую лучше было бы в утиль отправить. Точно так же все иные аспекты духовной жизни могут превратиться в профанацию. Поэтому необходим некий контроль над тем, как мы, люди верующие, используем средства и способы духовной работы над самим собой. Святые отцы называли этот контроль мысли над нашими чувствами сохранением ума в сердце.

Вчера вечером в Даниловом монастыре я постарался подробно разъяснить, что означает контроль мысли над человеческими чувствами. Поэтому сегодня я не буду повторяться, а скажу лишь то, что мне хотелось бы добавить к сказанному вчера. Святые отцы четко понимали, что чувства человеческие могут легко меняться на противоположные, поэтому столь необходим контроль со стороны разума, со стороны мысли. Но мы ни в коей мере не можем игнорировать другую опасность. Если с умом все хорошо, если человек обладает твердыми убеждениями, в том числе религиозными, если он хорошо образован, начитан, многое знает, если его не свернуть с пути истинного, — тогда, конечно, его ум может и должен управлять чувствами. Ну, а если человек недостаточно образован, мало читал, мало знает о духовной жизни? Ведь религиозные знания зачастую опираются в основном на пересказы, многие никогда в жизни не прикасались к христианским первоисточникам и слово Божие знают плохо. Так вот, если такой непросвещенный разум будет контролировать чувства, приведет ли это к правильным последствиям? Не будет ли разум, напротив, подталкивать человека к деяниям, которые никак не совместимы со стяжанием основ духовной жизни? Другими словами, разум может и должен играть важную роль в контроле над нашими чувствами, но для этого необходимо воспитание разума. Разум должен питаться истинами непоколебимыми — в первую очередь истинами Божественного слова. Поэтому если мы хотим, чтобы наш разум управлял нашими чувствами, мы должны знать Божие слово, мы должны его читать. Евангелие, Деяния апостолов должны быть нашей настольной книгой. Нельзя раз в жизни прочитать, да и то не полностью, Евангелие и сказать, что мы его знаем. Евангелие нужно читать от корки до корки столько раз, сколько возможно, в течение всей жизни, потому что каждое чтение открывает грань, которая не была видна при предыдущем чтении. Не может быть сознательной жизни православного христианина без чтения Священного Писания, потому что именно слово Божие питает разум, а разум способен повлиять на чувства, как только что было сказано.

К сожалению, не всегда знание даже самых возвышенных истин сохраняется в памяти, тем более не всегда оно остается неким руководящим жизненным началом. Тогда наступает очень большая опасность, ведь если истины слова Божия перестают играть решающую роль в определении человеком того, что правильно, а что неправильно, что есть истина, а что ложь, что откровение, а что соблазн, то верующий человек может оказаться легкой добычей врага.

Не это ли произошло в XX веке с нашим благочестивым народом? Почти все изучали тогда в школах Закон Божий, но, наверное, чтение священных книг не сопровождалось правильными, умными и соответствующими времени пояснениями преподавателей. Наверное, слишком много формализма было как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Все это привело к тому, что знание слова Божиего не вошло в сердца большинства людей, не сформировало их убеждения. А если нет убеждений, то сознание и воля легко порабощаются другими идеями, привнесенными со стороны.

Мы знаем, как вчерашние гимназисты, изучавшие слово Божие, надели на себя красные банты и пошли крушить церкви; как то же самое делали солдаты, еще вчера шедшие навстречу врагу со священным для России того времени призывом «За веру, царя и Отечество!» Но наступили другие времена, и новые учителя пленили сознание православных людей, потому что вера так и не сформировала в них подлинные убеждения. А ведь ни одна, даже самая великая книга не поможет, если не станет частью убеждений человека.

И сегодня мы не застрахованы от повторения тех же ошибок. Мало того, что мы редко читаем слово Божие, — разве мы над ним размышляем? Спрашиваем ли мы систематически у священнослужителей или у других просвещенных людей, что означает тот или иной текст? Меня радует, что в последнее время на нашем телевидении, в том числе на церковных каналах «Спас» и «Союз», идут прекрасные передачи, в которых просвещенное духовенство объясняет Священное Писание, многое делает для укрепления веры в нашем народе. Но те, для кого эти телепередачи недоступны, несомненно, должны находить возможность побеседовать с просвещенным человеком, лучше всего со священнослужителем, особенно если внешний мир привносит тревоги, сомнения. А как много таких ложных и опасных сигналов обрушиваются на сознание православного человека, неся в себе ложь, клевету против Церкви, против ее служителей, — именно для того, чтобы сформировать недоверие к словам, которые Церковь обращает к своему народу!

Еще раз скажу: в этом нет ничего нового. Точно так же, по тем же лекалам разрушалась в начале XX века православная Россия. Ничего нового никто не изобрел. Читая те или иные выдумки в адрес Церкви, наполненные злобой, клеветой, иногда задаешься вопросом: неужели все это может быть усвоено сознанием нормальных людей, тем более верующих, после всей страшной истории XX века? Неужели снова мы поскользнемся на этом специально разлитом масле, подобно тому, как поскользнулся и погиб один из героев известного произведения Булгакова?

Я говорю всё это к тому, что живем мы во время непростое, и мы должны не только обладать ясным православным мировоззрением, но и уметь его защищать. Во-первых, перед самими собой, в ответ на те вызовы, которые обращаются к нам; но также помогать тем, кто неспособен сам защититься. Мы должны становиться очень сильной, солидарной православной общиной, исполненной искренней веры, обращенной духом своим к тем святым угодникам, которые пали жертвой страшной борьбы с нашей Церковью, — первым из них является патриарх Тихон, мощи которого покоятся в этом святом храме.

Пусть Господь молитвами наших мучеников, исповедников поможет нынешнему поколению православных людей не просто хранить веру, но и быть способными отвечать на всю ту ложь, клевету, нападки, которые сегодня обращаются на Церковь, — так же, как они обращались в начале века XX-го. Мы ни с кем не ищем войны, по-христиански мы всех прощаем, у нас не должно быть зла в сердце. Ведь если в полемике с недоброжелателями мы почувствуем прилив злой энергии, если мы вдруг возненавидим наших оппонентов, — то нам следует немедленно остановиться, ведь это означает, что зло нас победило. Но если зла нет в нашем сердце, если мы чувствуем снисхождение и даже любовь к людям заблуждающимся, то у нас действительно есть возможность и сила защитить слово Божие, Церковь Святую, народ свой. Наш долг — делать это со смирением и доверием Господу, Который ведет наш народ и Церковь нашу только Ему известными путями; нам же остается надеяться, что это и есть Божественный путь, истина и жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5602712.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #681 : 07 Марта, 2020, 18:50:53 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии в Троице-Сергиевой лавре
6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пост предлагает нам определенные средства, с помощью которых мы действительно имеем возможность прикоснуться к реальной духовной жизни. Не к той духовной жизни, о которой люди часто говорят, не понимая, что она собой представляет, не к той духовной жизни, которая в массовом сознании связывается с культурой, просвещением, знанием, успехом, но к подлинной духовной жизни, которая приводит человека еще здесь, на земле, в соприкосновение с иным миром. И это соприкосновение с иным миром, с миром подлинных ценностей радикально, до неузнаваемости, меняет человека.

Иногда в житиях святых мы читаем, как некий богач вдруг раздает имение, бросает все и уходит в пустыню или в обитель, уезжает на Афон или спасается в лесах. У многих людей, особенно невежественных, возникает вопрос, а все ли в порядке с психикой такого человека. Ответ на этот вопрос может быть только один: ни один душевнобольной не уйдет от людей, потому что без опоры на них он жить не сможет. Он будет мучить людей, будь то в коммунальной квартире, общежитии или палате, но от них никогда не уйдет, а если уйдет, то немедленно умрет. От людей в пустыню уходили те, кому пустыня была нужна как оптимальное место духовного возрастания, которое вело их к общению с Богом.

На этой неделе я говорил о том, что подвиг поста, включающий воздержание от пищи, молитву, покаяние, дела милосердия, помогает людям приблизиться к духовной реальности. Пришлось говорить и о том, какую важную роль играет во всем этом разум человеческий, потому что чувства, в том числе религиозные, могут выйти в нашем сердце из-под контроля, и мы знаем, как иной благочестивый человек впадает в состояние, именуемое в народе кликушеством, — теряет сознание, нарушает привычные нормы общения с другими. Ему самому кажется, будто он возносится на небеса, но на самом деле он оказывается в числе тех, кто нуждается в помощи психиатра. Вот и возникает вопрос: как должен работать наш ум, погружаясь, как учили святые отцы, в сердце, чтобы мыслью контролировались чувства? Мысль никогда не должна уходить в сторону, ум никогда не должен покидать свой «командирский пост». Разум должен контролировать человеческие чувства, и если в чувствах происходит что-то неладное, ум должен давать соответствующий сигнал. То, что я объяснил на языке достаточно понятном современному человеку, на языке святоотеческом называется трезвением ума. Ум никогда не должен терять трезвость. Для чего? А для того чтобы контролировать чувства и поведение человека.

Ну, а если ум человека поврежден? Разве мы с вами не встречали, в том числе в этой обители, людей благочестивых, практика благочестия которых оказывалась очень странной и даже недопустимой? Их религиозные чувства контролирует нездоровый ум. К таким людям нужно относиться с любовью, никак их не обижая, но понимать, что это не образец для подражания, а объект духовного и медицинского воздействия.

Помимо ума, который может быть здоровым и не совсем здоровым, есть еще нечто, что Господь вложил в нашу природу и что дает силы управлять человеком, — это наша воля. Воля как способность не только передавать сигналы всему организму, определяя его действия в соответствии с нашими замыслами, но и осуществлять контроль в течение протяженного времени. Воля есть величайший Божий дар — именно потому, что воля свободна. Господь не запрограммировал нас на добро, и диавол неспособен запрограммировать нас на зло. Воля — это сила, которая управляет и умом человека, и его чувствами, и эта сила дана нам совершенно свободной. Мы действительно имеем возможность самостоятельно распоряжаться и действиями своего ума, и потребностями своего тела, а регулятором, этим «капитанским мостиком», откуда идут сигналы, и является человеческая воля.

Вот почему воспитание воли есть важнейшее дело в христианской традиции. Ум может быть просвещенным, а воля — дряхлой, слабой, ветром колеблемой. Что же тогда станет с умом? Он может оказаться под воздействием пьяной компании, компании блудников, компании сумасшедших, в компании тех, кто неспособен внести никакой положительный вклад в жизнь людей.

Воля может воздействовать на человека со скромными способностями, например, такого, у кого что-то не получалось в начальной школе. Смотрел он на соседа, который легко решал задачки, и думал: «Вот какой счастливый человек, как быстро ему все дается!» И говорил себе: «Но я постараюсь», напрягал свою волю и, хоть не так быстро, как сосед, но задачки решал. На протяжении всей жизни этот человек, у которого, может быть, интеллектуальные способности были не так сильно развиты, достигал напряжением воли все большего и большего. И как часто мы видим таких людей на вершине человеческой славы! А люди талантливые, легко обучаемые, образованные нередко гибли на жизненном пути, не имея силы воли, — ветры, противные их движению, сбрасывали их на обочину. Воля есть великое чувство и великая сила. И мы должны просить Господа, чтобы Он укреплял нашу волю и помогал нам свободно и разумно употреблять ее для достижения важных и спасительных жизненных целей.

Поскольку слово мое обращается не только к благочестивым паломникам, но и к студентам, я хотел бы еще и еще раз сказать, что именно от вашей воли во многом зависит ваш жизненный успех. Воля — это то, что нам дает Бог, одному больше, другому меньше. А вот наше использование воли либо обеспечивает движение в правильном направлении, либо, если воля слабая, разрушает, к сожалению, даже самые яркие таланты.

Великий пост дает нам возможность тренировать нашу волю в аскетическом смысле этого слова. Во-первых, силой воли мы должны научиться по-настоящему молиться. Что нам мешает прочитать правило, что нам мешает лишние десять минут постоять перед иконой, чтобы обратиться к Господу со словами молитвы? Слабая воля. Потому что есть нечто, чем бы мы непременно хотели заняться. Один телевизионную программу не досмотрел, другому спать хочется, третьему соседка позвонила, и все эти раздражающие факторы толкают нас к тому, чтобы мы побыстрее закончили свое молитвенное правило. Но мы должны противостоять всем этим искушениям.

Я взял навскидку пример молитвы, однако существует множество других примеров, когда человек растет именно потому, что силой воли преодолевает свою слабость. Один известный вождь XX века сказал удивительные слова: «Человек растет под тяжестью ответственности». Казалось бы, как можно расти под тяжестью, ведь тяжесть придавливает! Однако тяжесть ответственности действительно стимулирует рост — именно потому, что воля работает под тяжестью ответственности.

У нас с вами величайшая ответственность пред Богом. Наш с вами путь не ограничивается земными годами, не ограничивается земной карьерой. Он простирается в вечность, и сила нашей воли является одним из тех факторов, которые способны открыть нам врата вечности. Будем помнить, что дни Святого Великого поста учат нас воздержанию, молитве, милосердию; учат тому, как воспитывать свою волю, чтобы силой воли обретать по благодати Божией спасение и жизнь вечную. Аминь. С пятницей первой седмицы всех вас поздравляю.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603387.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #682 : 07 Марта, 2020, 18:52:23 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения в Новоспасском ставропигиальном монастыре
Вечером 6 марта 2020 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Покровском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В конце первой седмицы православные люди, особенно те, кто каждый день посещал храм, подходят к исповеди. Суббота — это день, когда покаяние приносится огромным количеством верующих, а вслед за покаянием мы подходим к Святой Чаше, и причащение в субботу или воскресенье завершает поприще первой седмицы Великого поста. Сегодня мы с вами как раз подошли к этому дню, когда покаяние — это самая главная тема, потому что множество православных сегодня и завтра, склонив главу свою пред крестом и Евангелием, принесут покаяние за грехи, которые соделали.

Святому Ефрему Сирину принадлежат слова: «Если бы не было покаяния, то перестал бы существовать род человеческий». Это правильные слова, но давайте вдумаемся: во времена преподобного Ефрема Сирина значительная часть людей принадлежала к Православной Церкви, но ведь не все! Было и большое количество язычников, да и кого только не было! Почему же преподобный Ефрем говорит, что если бы не покаяние, погиб бы род человеческий — а не только те, кто принадлежит к Православной Церкви?

Преподобный Ефрем не сделал никакой ошибки. Потому что покаяние — это не только таинство Православной Церкви, очень важное таинство, без которого мы не подходим к Святой Чаше. Покаяние есть непременное условие выживания человеческого сообщества.

Удивительное слово — «прости». Бывает так, что конфликт в самом разгаре, все возбуждены, а если это не простые люди, а те, кто обладает властью, то они готовы продолжать вплоть до полного истребления противника! Ведь именно так начинались войны — когда ни у кого не хватало силы сказать оппоненту «прости»; а если бы хватило, то и войны бы не было, как не было бы тысяч убиенных. Что потеряли бы политические лидеры, которые сказали бы друг другу «прости» вместо того, чтобы обнажить меч? Ничего бы не потеряли — только выиграли бы, потому что решили бы мирно все те проблемы, которые стали причиной войны…

А если рассмотреть конфликты не в глобальных, международных масштабах, а в нашем человеческом общежитии? Как часто слово «прости» останавливает самое страшное развитие событий, особенно в семейной жизни! Многие проходили через семейные конфликты и хорошо знают, как нарастает порой отчуждение, даже взаимная ненависть. В результате люди, неспособные сказать друг другу «прости», навсегда расстаются и только по истечении времени осознают, какую же ошибку они допустили. А если бы в критический момент кому-то хватило бы разумения и сил сказать «прости», то, может, не было бы разделенной семьи, не было бы сирот при живых родителях, не было бы калечащего душу разделения имущества. Не было бы лавинообразного нарастания злобы, ненависти, жизнь была бы проще, светлее, если бы у хоть одной стороны хватило силы сказать это удивительное слово «прости».

Великий пост учит нас покаянию. Он учит нас способности просить прощения и прощать, и мы должны хорошо запомнить, что прощение есть не признак слабости, а, напротив, большой внутренней духовной силы. Если вопреки условностям, вопреки риску быть неправильно понятым кто-то говорит «прости» своему противнику, своему врагу, порой производя на последнего ошеломляющее впечатление, то это слово буквально взрывает целые баррикады ненависти, злобы и отчуждения.

Сегодня и завтра мы будем подходить к исповеди, просить прощения у Господа. Мы снова должны, как в Прощеное воскресенье, испросить прощения у тех, с кем мы находимся в конфликте, памятуя об этом исцеляющем и вдохновляющем слове «прости». Произнося его в адрес тех, кто нас обидел, мы и сами сподобляемся получить прощение от нашего Господа и Спасителя в день Страшного суда, ведь Господь прощает тому, кто умеет прощать своих ближних. Этот великий урок мы и должны вынести из поприща первой седмицы Великого поста, особенно после сегодняшнего богослужения и нашей общей молитвы.

Мы вспоминаем имя святой Матроны Московской, великой старицы, житие которой известно большинству из нас. Казалось бы, именно про таких говорят «Богом обиженная» — она была слепая, почти обездвиженная, то есть находилась в самой бездне человеческого страдания. Но вот что удивительно — никто из современников не видел страдания на ее лице. Это свидетельствует о том, что страдание — это то, что происходит от нас самих. Бог не посылает страдания, Он дает испытания. А в испытаниях мы можем закалять себя, становиться мудрее, обретать дух мирный; или же, проходя через испытания, озлобляться и приносить беду и себе, и окружающим. Пусть и память о святой праведной Матроне Московской сегодня умудрит нас и поможет справляться с нашими скорбями, по милости Божией и Его святой воле. Пусть Господь хранит всех нас, укрепляя в нас мирный дух и готовность к прощению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603472.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #683 : 10 Марта, 2020, 14:57:41 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя
8 марта 2020 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — с Торжеством Православия. Этот праздник был установлен, когда многим казалось, что период нестроений и разномыслий, терзавших Церковь Христову на протяжении столетий, завершился, и Византийская империя вошла в свою силу.

Как нередко бывает, когда в церковные дела вторгается светская власть, государственные деятели начинают мыслить своими категориями, пренебрегая Преданием и чувствами верующих людей. В свое время император и византийские власти приняли, как им казалось, единственно правильное решение и запретили иконопочитание. А поелику решение было принято государственной властью, оно приобрело силу закона, а потому каждый, кто отказывался принять так называемое иконоборчество, становился врагом светской власти.

Мы знаем, к чему привело это опаснейшее развитие событий. Светские силы, силы государственной власти обрушили прямое гонение на тех, кто почитал святые иконы. И это было особенно страшно потому, что гонение было не от язычников — оно было от своих, и не для того, чтобы искоренить веру, а якобы для того, чтобы веру укрепить.

Всё, что произошло тогда в Византийской империи, стало важным примером того, как нельзя действовать внутри Церкви. Того, что не должна государственная власть вмешиваться в то, в чем она некомпетентна, потому что власть преследует в первую очередь политические цели. Поскольку достижению поставленных политических целей противостояло иконопочитание, власть приняла решение бороться с иконами, и многие люди, сохранив верность Православию, лишились жизни. И как тяжко сознавать, что гонения были воздвигнуты православными императорами, православными чиновниками, православной властью — якобы во имя самых добрых и возвышенных целей!

История иконоборчества — это важное свидетельство того, что власть никогда не должна вторгаться в священное пространство Церкви. И одновременно того, как не должна поступать и церковная власть, подчиняясь решениям власти государственной, если эти решения разрушают Церковь и наносят колоссальный духовный вред верующему народу.

По милости Божией Церковь вынесла из иконоборческой истории очень важные выводы, которые помогли и нашей Русской Церкви устоять от соблазнов в веке XX, когда власть боролась не только с иконами, но и с самой верой православной. И то, что в Византийской империи верность Церкви превзошла лояльность власти, помогло и нашему благочестивому народу, не вступая в конфликт с государством, сохранить верность Православию. А когда власть безбожная настаивала на своем, история победы иконопочитания давала силы нашему верующему народу жизнь свою положить за Господа и Спасителя, оставаясь верными Его Церкви.

События далекого VIII века отозвались тяжелым эхом на последующей истории Церкви, но одновременно помогли осознать людям церковным, что никакие политические силы не должны господствовать над верующими, склоняя их к богоотступничеству, к впадению в ересь или уход в раскол. И сегодня, вспоминая эти события, еще и еще раз прославим Господа за непоколебимое мужество предшествовавших поколений — не только за тех, кто боролся с иконоборчеством, но и за всех тех, кто мужественно сохранял верность Церкви, не идя ни на компромиссы, ни на предательство, но в полной мере сознавая, что если спасение превыше всего, то нет такой силы, которая могла бы оторвать искренне верующего человека от верности Христу.

Наученные тяжелым историческим опытом, будем хранить веру православную, будем просить Господа о том, чтобы никогда не повторялись тяжелые времена, подобные иконоборчеству или безбожию, постигшему наш народ. Будем просить Господа, чтобы Его милость всегда пребывала с Церковью Его и с народом нашим. Аминь. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5603863.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #684 : 22 Марта, 2020, 18:42:35 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре
14 марта 2020 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию иерейским чином в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. В этот день отмечалась 44-я годовщина архиерейской хиротонии Его Святейшества. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех благодарю за участие в этой почти келейной молитве. Сперва я намеревался отслужить сегодня Литургию при практически закрытых вратах, но потом подумал, что так было бы неправильно. Желающие должны были иметь возможность присоединиться, и я благодарю всех, кто пришел. Верю, что наши общие молитвы дадут мне сил для продолжения того послушания, которое Господь мне поручил.

Не мне подводить итоги 44 годам моего служения. Об этом будут говорить другие, а я могу только благодарить Господа за всё. Во-первых, конечно, за семью, в которой я родился. За деда-исповедника, прошедшего тюрьмы и лагеря, большую часть своей жизни несшего исповеднический крест, не сломленного никакими жизненными обстоятельствами и воспитывавшего меня, еще младенца, в этой силе — передавая силу духа и укрепляя во мне веру. За родителей моих — благочестивых, скромных, воспитанных. За атмосферу послевоенного православного Петербурга. Все это, конечно, очень сильно повлияло на мое становление, но более всего — личность покойного владыки митрополита Никодима, который круто развернул мою жизнь, мои мысли и помог мне понять, что должно случиться в моей жизни, чтобы с детства имевшееся желание посвятить себя Богу могло принести реальный плод. Именно через его внушение сформировалось у меня желание стать на тот путь, который я избрал.

Поэтому сегодня я благодарю Господа за все эти пройденные годы. Они не были и не могли быть легкими, особенно годы Патриаршего служения. Ведь Патриарх — это тот, кого Господь поставил предстоять пред Его Престолом Его в качестве главы Поместной Церкви, тем самым давая многие полномочия и одновременно невероятно поднимая планку ответственности. Ясно понимаю, и об этом я неоднократно говорил: крест, возложенный на меня как на Предстоятеля, невозможно нести, опираясь только на свои силы. Но в ответ на покаяние, на молитву, на смиренную оценку своего собственного вклада Господь дает помощь. Во-первых, Свою благодатную помощь, а во-вторых, посылает замечательных помощников, которые разделяют со мной ответственность и совершают достойно служение, к которому их призвал Господь.

Поэтому единственное слово, которое я вознес сегодня Господу, — это слово благодарения. Все остальное должно проистекать из благоволения Божия. Если такое благоволение будет, то Господь даст сил и разумения, а также укрепит моих ближайших помощников в чувстве ответственности за дело Божие, которое мы все совместно совершаем. Тогда все будет складываться к славе Божией — только чтобы грех наш не препятствовал действию благодати. Вот, наверное, главное, о чем мы должны просить Господа, — чтобы наше несовершенство, наша человеческая слабость не мешала Божественной благодати действовать в нашей жизни, в нашем сознании, в нашем сердце, преобразуя наше естество так, чтобы мы были действительно достойны того, к чему Господь нас призвал.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить всех, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня присутствовал. Знаю, что вы испытываете добрые чувства к Патриарху, и в ответ на это хотел бы просить вас лишь об одном — никогда не переставайте крепко молиться о Патриархе. Это главное выражение ваших чувств, вашей преданности; это выражение подлинно религиозного взгляда на жизнь, без которого мы, верующие люди, не можем осуществлять свое служение, да и просто не можем жить. Пусть Господь Своей благодатью пребывает над Церковью нашей, над Отечеством нашим, народом, над всеми нами — Его смиренными служителями.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5607230.html