Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 385601 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #710 : 30 Июля, 2020, 12:19:56 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Храме Христа Спасителя
28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных... Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #711 : 02 Августа, 2020, 22:11:57 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве
2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником!

Всякий раз, собираясь приехать в какой-то храм совершить богослужение, я готовлюсь к тому, что мне следует сказать. Но сейчас, слушая отца настоятеля, я подумал: мне уже и сказать нечего, все, что я готовил, он сказал, и сказал очень хорошо.

Остановлюсь на одном, как мне кажется, важном обстоятельстве. На том, что пророчество, которое в религиозном сознании иногда воспринимается как способность предвидеть будущее, в действительности таковым не является. Пророк может прозревать будущее, но не в этом смысл его служения. Он может и не прозревать будущее, а быть пророком. Пророк — тот, кто передает людям Божию правду, а Божественная правда — это великая сила. Одних она привлекает, и они навсегда становятся учениками Господа, других раздражает, у третьих провоцирует агрессию против тех, кто эту правду провозглашает. Другими словами, Божия правда, как и Божие слово, — это оружие обоюдоострое, и без этого оружия Церковь потеряла бы свою силу.

Церковь всегда теряет силу, когда перестает возвещать Божию правду. А почему это происходит? Чаще всего от страха. В свое время, когда были прямые гонения на Церковь, многие боялись проповедовать, уходили далеко-далеко в пустыни, в катакомбы, только чтобы словом своим не навлечь на себя и на свою общину гнев гонителей. В другие времена остерегались говорить Божию правду, потому что она не совпадала с общественным мнением. Нам порой кажется, что в дореволюционные времена Церковь была свободна, но и в то время мало кто отваживался говорить ту правду, которая была особенно важна для нашего народа. Кто говорил правду о тогдашней интеллигенции или о тогдашней власти, не говоря уж о том, как разрушалась на глазах благочестивого народа Святая Русь? Да, были пламенные проповедники, такие как отец Иоанн Кронштадтский, но их было совсем немного. И люди в сане молчали — не потому что не знали, что происходит, а потому что не могли, не были готовы, не были способны обращать к людям Божию правду с огромным риском для своего благополучия.

Сегодня Церковь наша по милости Божией провозглашает Божию правду. Может быть, не так, как всем бы нам хотелось, ведь провозглашают ее от лица Церкви все-таки люди, и каждый сам налагает на себя определенные ограничения, связанные со своими интеллектуальными, культурными возможностями, с тем, как проповедник понимает окружающий его мир, насколько ему кажется целесообразным сказать то, что он собирается произнести. Но, тем не менее, даже если сделать все поправки на частные случаи, Церковь сегодня не боится говорить Божию правду. И правильно только что было сказано: когда вы читаете самые ужасные вещи о Патриархе, об архиереях, о священниках, помните, что даже капли правды там обычно не бывает, но все это направлено на то, чтобы скомпрометировать тех, кто правду Божию провозглашает. Так, чтобы народ перестал нас слушать и доверять: «Ну что ты нам говоришь? Ты посмотри, что о тебе пишут!»

Кстати, этому искушению подвергаются не только миряне. Однажды я был просто поражен общением с одним из владык — сейчас он на заслуженном отдыхе, человек уже пожилой. Мы летели с ним из одной страны в другую — он в то время работал за границей, а я был председателем Отдела внешних церковных связей. И он мне так по-братски (а мы давно с ним были знакомы) говорит: «Владыка, ну помогите, пожалуйста, деньгами, нам очень трудно». Я сказал: «Ну, мы же вам перечисляем деньги». «Да нет, Вы из своих помогите». Я поднапрягся, говорю: «Что значит из своих?» «Слушайте, у Вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и говорю: «Ты не шутишь?» «Да нет». Значит, этот бред достиг сознания архиерея, и он в него поверил.

Так вот, все, что говорят и пишут, — это чаще для того, чтобы мы перестали говорить Божию правду. Как только мы станем говорить то, что приятно слышать сильным мира сего, никакой критики в адрес Церкви не будет. Все моментально исчезнет, на руках носить будут. Но тот факт, что Церковь сегодня на руках не носят, — хоть она существует в условиях свободного государства, по милости Божией нет никаких гонений или ограничений нашей деятельности, — это и есть свидетельство того, что Церковь, подкрепляемая силой Божественной, стремится и сегодня тихим голосом обращаться к людям со словом, исполненным Божественной правды. И дай Бог, чтобы так было до скончания века, потому что, если Церковь умолкнет, не будет больше пророческого слова в мире.

Пророков гнали, и Церковь на протяжении всей истории гнали, потому что она совершала пророческое служение. Критика в адрес Церкви напрямую связано с тем, что Церковь говорит Божию правду. Вот хочется сегодня запустить страшный эксперимент с продажей младенцев от суррогатного материнства, а Церковь говорит: «Нет, это грех, этого делать нельзя». То же самое нам говорят про аборты — мы отвечаем: «Нет». Мы принимаем тех, кто совершил этот грех, женщин и мужчин, их мужей, мы проводим их через таинство Покаяния, но мы никогда не скажем, что это норма жизни. Мы никогда не скажем, что нормой является нарушение целостности брака, нарушение супружеской верности, как бы эту истину ни разрушала современная культура — в виде кинематографа, литературы и так далее. Мы будем говорить так, какими бы старомодными, устаревшими, неграмотными нас ни называли.

Поэтому пророческое служение, которое совершали древние пророки, совершается и сегодня. Как доставалось тем, так и ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни, но свидетельствует правду Божию, даже когда эта правда не очень приятна слушающим.

Пусть Господь сохранит нашу Церковь способной провозглашать Божию правду, способной осуществлять пророческое служение. Пусть новое поколение духовенства также будет способно продолжать то, что совершали предшествующие им поколения. И надеемся, что миссия Церкви продолжится, как Господь благословит, дабы до скончания века свидетельство Единой Святой Соборной Апостольской Церкви было свидетельством пророческим для спасения рода человеческого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5672310.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #712 : 03 Сентября, 2020, 18:26:13 »
Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

19 августа 2020 г. 16:20

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Старайтесь делать твердым ваше звание и призвание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1:10). Эти слова из послания апостола Петра мы сегодня слышали во время Божественной литургии.

Послания апостола Петра читаются редко — в основном за Литургией звучат послания апостола Павла. Но неслучайно сегодня мы слышали именно Петровы слова — потому что Петр был вместе с Иаковом и Иоанном на горе, на которой перед ними преобразился Спаситель. Сегодня мы слышим слова очевидца Преображения. Будьте тверды, говорит он, — тверды в ваших убеждениях, в ваших делах, в ваших словах. Такой человек никогда не постыдится ни самого себя, ни перед Богом, ни перед окружающими его людьми.

Неслучайно Господь призвал к ви́дению Его Преображения ближайших апостолов. И еще раз нужно сказать, что неслучайно мы слышали слова именно апостола Петра, который вспоминает об этом событии. Ведь, наверное, Петр не был бы соучастником этого священного события, если бы не то, что совершилось буквально накануне восшествия на гору Фавор — когда Спаситель, обращаясь в Кесарии к ученикам, спросил: «А за кого почитают Меня люди?» Ученики стали перечислять, за кого, — за одного из пророков, за Моисея, за Илию… Тогда Спаситель спрашивает: «А вы за кого меня почитаете?», и Петр говорит в ответ: «Ты — Христос Божий». Другими словами, Ты — Спаситель, Ты — Мессия. Невероятный ответ. Надо представить, как иудеи ждали и надеялись на пришествие Мессии — прежде всего как великого Избавителя израильского народа от внешних угнетателей, как Царя, который сделает этот народ великим. И Петр исповедует свою веру в то, что Иисус, его Учитель, и есть Мессия и Спаситель мира. Великое исповедание словно перечеркнуло все слабости человеческой жизни Петра и тех апостолов, которые были вместе со Спасителем, потому что это исповедание веры открывало новую эпоху в отношениях Бога и человека. Люди в лице Петра и других апостолов признали Иисуса Спасителем, Мессией.

Чтобы утвердить веру Петра, Иакова, Иоанна, чтобы они еще раз поняли, что исповедание Петрово было действительно отображением Божественной истины, Господь призывает Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую — по преданию, на гору Фавор, — и перед ними преображается. Господь являет то, что они исповедовали и без всякого Его преображения, взирая на Него как на Человека, разделявшего с ними повседневную трапезу, шествовавшего с ними по пыльным дорогам Палестины, страдавшего от жары и от холода и вообще уязвимого по Своей человеческой природе. Вот для того чтобы окончательно утвердить веру апостолов, Господь и преображается перед ними.

Для чего это было нужно? Почему надо было утвердить веру апостолов? Да потому что не за горами были Его крестные страдания, когда в истязаниях Его тела, в распятии Его плоти на кресте люди могли видеть только слабость, только уничижение, только поражение. Чтобы у креста апостолы не усомнились, чтобы их вера была несокрушимой, и преображается Господь пред Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Мы знаем, что Преображение не уберегло Петра от страха, но мы знаем, что Преображение, видимо, легло в основу его глубокой веры и привело к покаянию, ведь Петр лицезрел прославленного Иисуса, Учителя, Спасителя мира.

В нашей жизни мы тоже часто нуждаемся в каких-то особых знаках, которые бы поддержали нашу веру. Мы часто ищем чудес, а иногда доверчиво относимся к рассказам о чудесах, даже не будучи в полной мере уверенными, действительно ли это свидетельство о чуде, или просто человеческая фантазия, плод больного воображения. Мы часто желаем видеть знаки Божественного присутствия в нашей жизни, в жизни рода человеческого, но Господь не насилует нашей воли и не заставляет силой в Себя верить. Он рядом с нами. Он являет Свою милость, но только эта милость является нам не в громе и молнии, не в потрясающих воображение чудесах, но в легком дуновении ветра, как об этом говорит слово Божие (см. 3 Цар. 19:12). То есть Господь касается нас, не надламывая нашу волю, не порабощая наше сознание, но Его благодать действительно подобна легкому дуновению ветра, которое, касаясь разгоряченного человеческого тела, приносит ослабление, прохладу и здравие. Вот так действует сила благодати Божией.

День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще раз осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам. Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Наверное, каждый из нас так или иначе, в той или иной мере нечто подобное переживал — посещая святые места, причащаясь Святых Христовых Таин, прикладываясь к святыням. И даже когда мы бескорыстно совершаем добрые дела, мы ведь чувствуем, как просветляется наше сердце.

Многие неверующие, общаясь с людьми религиозными, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Недавно по телевидению я видел диалог одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный диалог о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном — для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше. Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет. Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», — то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.

Сегодняшний великий день учит нас многому. Господь избрал Петра, Иакова, Иоанна, чтобы преобразиться перед ними, чтобы укрепилась их вера, чтобы они увидели славу Его. Мы верим, что и нам, верующим людям, Господь также дает знаки Своего присутствия в нашей жизни. И как важно не просмотреть эти знаки, сложить их в своем разуме и своем сердце, почувствовать Божие присутствие в жизни своей и с еще большей радостью и дерзновением идти навстречу Господу и Спасителю, имеющему власть преобразить весь мир и, что для нас особенно важно, преобразить наши собственные души! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5678989.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #713 : 03 Сентября, 2020, 18:28:33 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

23 августа 2020 г. 15:06

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.

Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.

Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.

Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!

Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.

Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5680915.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #714 : 03 Сентября, 2020, 18:29:16 »
Патриаршая проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре

23 августа 2020 г. 15:06

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня действительно великий день для всей нашей Церкви, потому что эта древняя обитель святого Саввы Сторожевского — царская обитель. Именно сюда чаще всего приезжали на богомолье цари и царицы, здесь даже были дворцы царские, и вся эта дорога, которая сегодня называется Рублево-Успенским шоссе, называлась Царским путем, Царской дорогой. Это был главный царский путь на богомолье, а Саввино-Сторожевская обитель — главной царской обителью, где царь участвовал в богослужениях и молился чаще, чем в какой-либо другой. Поэтому значение Саввино-Сторожевского монастыря совершенно особое — в первую очередь для Московской земли, но поелику Москва стала столицей всего нашего Отечества, то и для Отечества нашего и для всей Церкви. Вот почему с особым чувством мы совершали сегодня Божественную литургию и вспоминали преподобного Савву Сторожевского, великого угодника Божия, ученика преподобного Сергия, по примеру которого ученики его создавали монашеские общины по всему лицу нашей Руси.

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о прощении господином своего должника (Мф. 18:23-35). Некий господин, человек очень богатый, может даже особа царствующая, простил долг своему рабу. Это была огромная сумма, целое состояние, но господин прощает этот долг. В свою очередь раб тоже дал кому-то в долг — сумму ничтожную по сравнению с той, что взял в долг у богатого господина. Встретив должника, раб потребовал вернуть долг, а тот не смог это сделать. Тогда он стал его бить и сказал, что посадит в долговую тюрьму, так что должнику придется продать все свое состояние, отдать в рабство жену и детей, — только чтобы вернуть долг. И мы знаем, что злой раб был наказан своим господином.

Сегодняшняя притча, конечно, не о том, чтобы мы правильно распоряжались материальными средствами. Разумеется, нужно помнить, что долг потому и называется долгом, что человек обязан вернуть взятые деньги. Иногда бывает, что по каким-то причинам вернуть все сразу невозможно, и люди просят об отсрочке, просят о милости. Вот пусть те, кому должники не могут в полной мере вернуть долги, вспомнят об этой притче. Может, и не всегда нужно требовать немедленного исполнения всех обязательств, — в случае, если по какой-то причине должник действительно не может в данный момент вернуть все.

Но опять-таки эта притча не о том, что нет необходимости в финансовой дисциплине, не о том, чтобы в банке брали заем и его не отдавали, не о том, что можно нарушать обязательства и не возвращать деньги. Совсем не о том! Притча эта — не о дисциплине, не о прощении долгов в обществе и в государстве, а о человеческой милости, о доброте и прощении. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «забудь и пост, и молитву, если ты не прощаешь ближнему твоему». Почему «забудь»? А потому что и пост, и молитва не достигают небес, в ответ на пост и на молитву Господь не дает и не даст просимого, если ты не прощаешь другому человеку его согрешений, его долгов, а иногда просто его несовершенства, которое раздражает тебя и создает напряжение в отношениях с этим человеком.

Другими словами, сегодня Евангелие учит нас милости друг ко другу и прощению. Ведь каждый знает, что происходит, когда прощаешь другого. На сердце становится легче. Вроде как ты прощаешь, а не тебя прощают, но даже это прощение снимает тяжесть с сердца. Действительно, это испытывают многие из тех, кто с чистым сердцем прощает другому грехи, обиды, разного рода неприятности. Чистосердечное прощение облегчает душу того, кто прощает, но дело не только в этом. А когда мы в семье прощаем друг другу? Нет семьи, которая бы не проходила бы через трудные моменты в жизни, когда нарушается взаимопонимание супругов, когда возникают трудности с детьми, когда возникают напряжение и даже скандалы. Как ужасно, если после такого люди не просят прощения и не прощают, а с этой тяжестью и живут! Казалось бы, как просто после неурядицы взять да и попросить прощения, как просто простить своих родных и близких, и не было бы конфликта, который разрушает семью и наносит вред каждому из его участников!

Но то, что справедливо в отношении семьи, справедливо и для трудовых, и для иных коллективов. Ведь конфликты разрушают солидарность, а значит, коллектив теряет собранность, теряет способность к свершению дел, и узы, связывающие членов коллектива, становятся все слабее. А если продвигаться далее по этой лестнице, восходя ко все большим и большим масштабам, а если говорить о народе, о государстве? Ведь если мы и в обществе научимся прощать друг друга, то это светлое состояние души, которое мы испытываем, прощая близких, будет присутствовать в и народе нашем.

Этим ведь и отличался наш русский народ — способностью прощать. Иногда приезжавшие к нам с Запада люди недоумевали и воспринимали способность русского человека — прощать — как некую слабость. Это не слабость! Это великая духовная сила, которая способна преображать жизнь народа. Поэтому сегодняшняя притча учит нас о том, что прощение — это такое деяние, которое исправляет к лучшему жизнь — личную, семейную, коллективную и жизнь всего народа. И дай Бог, чтобы мы дошли до осознания этой великой истины, чтобы мы научились прощать друг друга, а через прощение — исцелять язвы и недуги как в личной, семейной, так и в общественной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5680915.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #715 : 03 Сентября, 2020, 18:30:22 »
Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 августа 2020 г. 15:49

28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы торжественно прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную. Но прославляем в особый день — в день Ее кончины, успения, в день Ее смерти.

Мы знаем, что силой Божественной Дева Мария была восхищена на небо. Но это мы знаем сейчас, об этом узнали апостолы спустя определенное время, а тогда, когда перестало биться сердце Матери Господа и Спасителя, все воспринимали это как реальную смерть. Сегодня действительно день кончины Божией Матери — почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, никакого воспоминания о кончине и о погребальной пещере — и это совсем не случайно! Ибо Царица Небесная силой Божественной была выведена из состояния смерти и восхищена в Царство Сына Ее и Бога нашего.

Вот почему Церковь не празднует кончину Божией Матери. Мы празднуем кончину Ее Сына, Спасителя, в Великую Пятницу. Мы оплакиваем плащаницу, произносим особые слова молитв и песнопений, которые выражают нашу скорбь в день умерщвления Спасителя, именуемый Великой Пятницей. А в день Успения у нас нет никакой скорби — одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение — наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном.

Но ведь слово «успение» мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, — мы и о всяком покойнике говорим «усопший». Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово «успение» как обозначающее человеческую смерть, а покойника — как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, — это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти — в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери.

Нерелигиозное, безбожное сознание не оперирует всеми теми понятиями, которые я сейчас попытался сформулировать. Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая если не в сознание, то в быт современных людей, так и говорит: смерть — это конец, небытие, когда больше ничего нет. Но сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия.

А если не размышлять глубоко о смерти, но принимать, в силу общей инерции, представление о смерти как о конце, кончине, гибели? Что происходит с такими людьми, когда они становятся свидетелями смерти? Им очень тяжело. Чаще всего они стараются избегать всяких мыслей о кончине, не говоря уже об участии в церемониях, связанных со смертью.

Мне приходилось наблюдать в западных странах, как по вновь установившейся практике гроб приносят на кладбище. Чаще всего гроб сжигают, а если не сжигают, то совершается некая церемония, религиозная либо нерелигиозная. Произносятся речи, затем люди начинают расходиться, и лишь тогда гроб медленно опускают в могилу. Так делают, чтобы люди не видели, как их близкий уходит под землю, — ведь это травмирует современного человека, это провоцирует его на глубокие размышления! А этого не надо! Надо, чтобы человек думал только, как удовлетворять свое желание потреблять, стремиться к удобству и удовольствию.

Стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. В самом деле, если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? В Советском Союзе нас учили, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще все то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Так что, наша жизнь — во имя чего-то, о чем мы не знаем? Почему нужно жить для будущего, о котором ничего не известно?

Исключая перспективу вечности, мы действительно превращаем в кошмар человеческую смерть. Поэтому заботливая современная цивилизация, обслуживающая наши потребительские устремления, старается сделать так, чтобы человек поменьше соприкасался с умершим телом. И если в России еще сохраняются традиции отпевания в храме, при открытом гробе, то в странах, с которых многие хотели бы брать пример, ничего подобного нет.

Вспоминаю случай из собственной жизни. Я был очень дружен с одним выдающимся математиком, который был наполовину русский, наполовину швейцарец. Родился он в 20-е годы в Советском Союзе, потом с матерью уехал в Швейцарию. Нас как-то жизнь свела, мы подружились. Он был православным человеком и уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, попросил и получил от меня некое особое благословение. Когда этот человек умер, его по моему настоянию отпевали в нашей русской православной церкви в Цюрихе. Пришли все его знакомые, в основном либо протестанты, либо неверующие, из научной среды, людей собралось достаточно много, а посредине храма — закрытый гроб с рабом Божиим Георгием. Я облачился в алтаре и говорю служителю: откройте гроб. Они так и сделали, и весь храм ахнул. Такое впечатление, будто произошло что-то невероятное — гроб открыли! Лицо покойника открыли! Когда я вышел ко гробу, я увидел смятение на глазах людей. Так не принято! Нельзя травмировать современного человека, упивающегося комфортом, живущего во имя благополучия и комфорта!

Действительно, для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы. Но с этой гибелью не соглашается наша душа, поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности.

И вот еще о чем нам следует помнить. Откуда такой страх и такое неприятие смерти? Одна возможная реакция на смерть — исключить всякую мысль о ней, стараться уйти, ничего не видеть. Другая — превратить смерть в шоу. Ведь нет, наверное, ни одного боевика без множества смертей, иногда десятков и сотен, — валятся сраженные пулей люди, умирают идущие в атаку солдаты, горы трупов в одном фильме... В первом случае, о котором я сказал, реального человека пытаются избавить от созерцания смерти. Во втором мы видим попытку превратить смерть в захватывающее шоу. Какой же боевик без смертей? Но опять-таки все направлено на то, чтобы человек утратил возможность задуматься о том, что есть смерть.

И последнее — самое важное — о чем можно и нужно сказать сегодня. Можно ли не иметь страх смерти, не прибегая к шоу и прочим средствам, которые использует современная безбожная цивилизация? У нас есть ответ, как это можно сделать, нам об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти».

Это главный вывод из всего того, о чем сегодня, в связи с великим событием Успения Пресвятой Богородицы, нужно подумать всем нам. Как не было страха смерти ни у святых апостолов, ни у всех тех, кто окружал Богоматерь, а была радость, — так следует и нам, изгоняя грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, обретать силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Силу победы над страхом смерти, силу, превозмогающую человеческий инстинкт, силу, которая открывает наше сердце навстречу бессмертию. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5684243.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #716 : 03 Сентября, 2020, 18:32:31 »
Патриаршая проповедь после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

1 сентября 2020 г. 15:47

1 сентября 2020 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Сегодня очень важный день для города Москвы и для всей православной Руси — мы прославляем Донской образ Царицы Небесной и молимся здесь, в этой исторической обители, вспоминая то многое, что здесь совершалось.

Удивительным образом наиболее важные события в истории Руси были связаны с появлением чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что чудесным образом была обретена Смоленская икона Одигитрия, Путеводительница, которая сопровождала наш народ в защите его западных рубежей. Мы также знаем, как в XVI веке была обретена икона Божией Матери Казанская, которая воспринималась народом нашим как оградительница земли Русской с востока. Наконец, Царица Небесная Донская всегда воспринималась как спасительный меч и защита наших рубежей с юга. Вот таким образом, по трем главным направлениям, с которых враги наступали на нашу землю, защищался народ наш — не только огнем и мечом, не только совершая удивительные подвиги самопожертвования, но уповая на помощь Царицы Небесной, явленной через замечательные чудотворные иконы.

История этих икон была овеяна поклонением и молитвой на протяжении столетий. Когда же началось лихолетие, когда в стране нашей стали закрываться монастыри и храмы, когда стали конфисковываться святыни, тогда многие святыни были утеряны. К счастью, Донской образ Божией Матери был взят на государственное хранение как замечательной образец иконописи, принадлежащей, как считают ученые, Феофану Греку. Это спасло сей образ, который сегодня находится на хранении в Третьяковской галерее, но по соглашению с властями и руководством галереи всякий раз в день праздника переносится в сию святую обитель и дарует нам великую радость от соприкосновения с ним.

Многие считают, что другие иконы, которые оберегали наше Отечество, в том числе Казанская икона, великая святыня, исчезли безвозвратно. Не знаю, насколько то, что я скажу, соответствует действительности, но все чаще и чаще появляются свидетельства о том, что эти иконы не исчезли. Все чаще и чаще появляются сведения о том, где эти иконы могут сегодня находиться, — и Одигитрия Смоленская, и Казанская. А если есть сведения о том, где они находятся, то это уже залог того, что в какой-то момент времени, когда будет угодно Царице Небесной, эти иконы будут установлены в местах, где и должно им совершаться поклонение. Надеемся, так и будет, потому что общенациональные святыни не могут храниться в частных коллекциях, как не могут бесконечно храниться в музеях без всякой возможности поклониться им. А уж если хранятся, то, по крайней мере, по каждой просьбе Церкви такие чудотворные иконы должны снова быть там, где перед ними возносится горячая молитва. Так и будет, ведь прошло то время, когда не было у нас никаких надежд иметь прославленный чудотворный образ в храме Царицы Небесной, с тем чтобы этому образу можно было поклониться и совершить перед ним молитву. Сегодня мы имеем такую радость, и я хотел бы поблагодарить всех — и светские власти, и руководство Третьяковской галереи, и всех других, от кого зависело принятие решения о возможности помолиться сегодня перед этим образом.

Царица Небесная, Владычица, святыми Своими образами ограждает Отечество наше и всех нас приглашает к тому, чтобы мы верили в Ее заступничество, чтобы не пресекалась наша молитва, чтобы никакие, даже самые тяжелые, жизненные обстоятельства, личные или общественные, не разрушали нашей связи с Богоматерью, Той, Которая является Покровом и Заступлением земли нашей Русской. Именно Ее силой, Ее ходатайством пред лицом Божиим и ограждается народ наш и Церковь наша от последствий страшных исторических событий, которые, казалось бы, не должны были оставить никакой надежды на сохранение веры и благочестия. Но мы, народ Божий, народ русский, поклоняясь святым иконам, свидетельствуем вновь и вновь о том, что жив Господь, жива сила Его, препобеждающая всякую человеческую силу. И покуда будет возноситься пред чудотворными образами наша молитва, искренняя и сердечная, до тех пор Господь не отнимет милости Своей от земли Русской. И не только по нашим молитвам, но по молитвам поколений и поколений святых людей, которые жили на Русской земле, которые хранили веру православную и сегодня пред лицом Божиим молятся о нашем Отечестве, об ограждении его от врагов внешних и внутренних, от всякого рода разделений и соблазнов, от потери веры и благочестия. Надеемся, что предстательством Богородицы пред лицом Сына Ея и Бога нашего Спаситель будет оберегать землю нашу, сохранять веру и благочестие в народе нашем, без которых пресечется подлинная национальная жизнь народа нашего, а, может быть, историческое бытие страны. Потому наша непременная обязанность и ответственность — молиться Господу, молиться пред чудотворными иконами Его Пречистой Матери о защите и сохранении Отечества нашего, о здравии и спасении нашего народа, особенно в годину испытаний, связанных, как ныне, с тяжелой болезнью. И верим, что, Господь, приклонив милость, услышит наши смиренные молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5685760.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #717 : 06 Сентября, 2020, 17:56:20 »
Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

6 сентября 2020 г. 14:51

6 сентября 2020 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где находим такие слова: «Братья, бодрствуйте и будьте тверды в вере» (см. 1 Кор. 16:13).

Нужно понимать, для какого места эти слова были сказаны. Коринф был цветущий город в южной части Греции, в ту пору — на востоке Римской империи. Богатый торговый город, исполненный многих искушений и соблазнов, как это всегда бывает в больших городах, славящихся своим экономическим могуществом. Именно к жителям этого города Павел обращает свои слова, точно зная: все то, что окружало жителей Коринфа и первенствующую общину коринфских христиан, работало против их веры, против их новых религиозных убеждений. Вот для того чтобы они не потеряли веру, апостол и призывает их бодрствовать.

Бодрствование — это состояние человеческой природы, которое противоположно сну. Со словом «бодрствуйте» связан определенный призыв к некой внутренней динамике человеческой личности. Не стойте на одном месте — стояние на одном месте губительно! Бодрствуйте, развивайтесь, причем апостол имеет в виду в первую очередь духовное состояние человеческой личности. Прошло две тысячи лет и, конечно, многое изменилось, но слова апостола остаются удивительно актуальными для нас, людей современных, тоже живущих в больших городах, тоже окруженных множеством соблазнов, куда превосходящих соблазны древнего Коринфа.

А что для нас означает «бодрствовать»? Это означает никогда не привыкать к своему духовному состоянию. Мы верующие люди, мы знаем, как важна вера в нашей жизни. Однако если мы привыкнем к тому, что мы верующие, и каждое воскресенье в храм ходим, и вроде даже делаем то, что нам следует делать, но при этом потеряем критический взгляд на самих себя, — то отсутствие бодрствования будет означать не пребывание в одном и том же состоянии, не статику, а медленную деградацию человеческой личности в ее главном, духовном измерении.

Поэтому слово апостола для нас сегодня актуально не меньше, чем для тогдашних жителей Коринфа. Дай нам Бог откликнуться на призыв апостола, не пропустить его, как часто бывает, мимо ушей, когда многое из сокровищницы Священного Писания не касается нашей внутренней жизни, — слова знаем, но они перестают возбуждать наше сознание, перестают влиять на состояние нашего сердца и нашего ума.

Бодрствование есть постоянная актуализация нашего христианского призвание. А это означает, что мы должны соотносить Божии заповеди, всё, чему мы научены через Евангелие, с тем, как мы живем, как мы отвечаем на проблемы сегодняшнего дня. Это касается очень узкого пространства личной жизни, когда речь идет об отношениях с членами семьи, с соседями, знакомыми, но это же касается очень высоких уровней человеческого бытия, когда речь идет о нациях, о народах. Мы должны бодрствовать как христианский народ Святой Руси и в России, в Украине, Белоруссии — везде, где через Крещение в Киевской купели, через труды таких выдающихся светильников, каким был Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, наши предки были научены христианской вере.

Нередко бывает так, что вся наша религиозность заканчивается, когда мы выходим из храма. Здесь мы чувствуем особое состояние души, радость, присутствие Божией благодати. Но вот мы вышли, сели в общественный транспорт или за руль своей машины, и мысли наши уже далеко-далеко, мы погрузились в каждодневную суету... А когда нашим христианским убеждениям бросается некий вызов извне, когда нам нужно ответить на него по-христиански, мы обо всем забываем и отвечаем не как христиане, а как язычники.

Именно об этом сегодняшнее послание. Бодрствуйте, братья, помните, что вера ваша — это не далекий-далекий фактор культурной жизни человечества, который по наследству перешел к нам, людям XXI века. Вера — это то, что должно органически принадлежать человеческой жизни, то, что должно проходить через сознание, через сердце, то, что должно оплодотворять всю нашу жизнь.

Пусть слова апостола Павла о бодрствовании помогают нам не заснуть, не успокоиться, не потерять внутреннего самоконтроля. А чтобы было так, существует некое правило, если хотите, некая технология. Каждый из нас должен уметь замерять свое текущее духовное состояние. А как это сделать? Ведь нужна какая-то точка отсчета. Есть такое правило. Проходя через ту или иную ситуацию в жизни, которая требует от нас соответствующего ответа, можно вспомнить: а не проходили ли мы раньше через подобные ситуации? как мы раньше отвечали на сходные жизненные вызовы? И если мы почувствуем, что отвечали совсем иначе, чем сегодня, то есть куда более мудро, спокойно, то это будет означать, что за минувшие годы мы духовно деградировали. И осознать это очень важно, потому что от того, что собой представляет нынешнее актуальное состояние нашего духа, нашего сердца, зависит и то, куда мы дальше будем двигаться. И если мы поняли, что стали хуже, то нужно непременно постараться исправить свою жизнь. Ну, а если почувствуем, что не стали хуже, — поблагодарить Господа за помощь и испросить у Него благословения на то, чтобы в будущем, сталкиваясь с той же жизненной ситуацией, мы могли бы отвечать на нее с еще большей силой христианского духа.

Бодрствование — это действительно особое состояние человеческого духа, это постоянное памятование о своем христианском призвании, это постоянная, как я уже сказал, актуализация евангельских ценностей применительно к нашей конкретной жизни, это то, без чего вера превращается в обрядоверие, в некий благочестивый обычай. Нужно в воскресенье в храм пойти — схожу, хотя, даже находясь в храме, думаю больше о том, что вне храма, а не о том, чем должно быть озабочено сердце христианина, предстоящего пред Господом. Другими словами, призыв апостола Павла, обращенный к коринфянам, а через них — к нам, является и сегодня очень важным. И дай Бог, чтобы сегодняшнее чтение этого апостольского текста помогло нам еще и еще раз осмыслить, что означает быть христианином, и не просто в неких философских категориях, а применительно к каждому из нас и по отношению к той жизни, которой мы живем.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5688014.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #718 : 12 Сентября, 2020, 23:00:15 »
Патриаршая проповедь в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

12 сентября 2020 г. 14:12

12 сентября 2020 года, в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вспоминаем сегодня имя замечательного правителя земли Русской — преподобного отца, святого и чудотворца Даниила, князя Московского.

Святой благоверный князь Даниил — уникальная личность в русской истории. В ту пору Русь была раздроблена на феодальные уделы, правитель каждой части Руси являлся сувереном, государем, и возглавлять государство и стать преподобным означало соединить в одной личности как бы несоединимое. В самом деле, что такое власть? Власть — это сила; во многих европейских языках для обозначения этих двух понятий используется одно и то же слово. Не может быть власти без приложения силы. А что такое сила? А сила — это способность принуждать других людей к исполнению воли правителя, и мы знаем, как в истории осуществлялось это принуждение. И через смерть, и через пытки, и через заключение — через какие только страдания власть ни принуждала подчиненных к тому, чтобы они исполняли ее волю! Это было особенно очевидно в средние века, когда еще не было правовых норм, ограничивающих произвол власти, и каждый властитель имел право поступить так, как он желает, с любым своим подчиненным. И в этом историческом контексте возникает поразительная личность — князь Даниил Московский, который вошел в историю не как сильный и грозный правитель, а как преподобный отец, как человек святой, смиренный, сочетавший в себе монашество и княжество.

Действительно, уникальная историческая личность! И как замечательно, что именно князь Даниил проявлял особую заботу о граде Москве, будто предвидел его будущую славу. Он заботился о Москве, вкладывал в ее процветание материальные средства, обеспечивал безопасность, но в первую очередь он заботился о духовной жизни жителей сего града. Именно он на месте, на котором мы сейчас стоим, создал первый в Москве монастырь. А потому всякий раз, когда мы приходим в эту обитель, мы обращаем к благоверному и преподобному князю свои молитвы, и многие молятся — а так и нужно молиться — и о столице нашей Москве, и о всем Отечестве.

Князь Даниил явил нам удивительный пример сочетания смирения, великодушия, кротости и государственных властных полномочий. Наверное, второй такой пример в истории Руси вспомнить невозможно — это удивительное сочетание несочетаемого связывается в первую очередь с именем благоверного и преподобного князя Даниила Московского.

Сколь многому может научить пример одного человека! Князь Даниил служит примером и для власть имущих, и для нас, церковных людей, — иерархов, клириков, мирян, потому что это образ подлинной святости, который доказывает всем нам, что никакие отсылки на служебные обязанности и положение в обществе не могут оправдать неготовность устремляться к христианскому нравственному идеалу. Святой Даниил — яркий пример того, что никакая власть, никакие материальные средства, никакое господство над другими людьми не в силах воспрепятствовать тому, кто всем сердцем воспринял Христа, кто глубоко и искренне поверил Ему, кто принял решение жить по Его великому и спасительному закону.

Пусть воспоминание о святом благоверном князе Данииле Московском помогает каждому из нас в тот момент, когда мы сами себе скажем: «Как же трудно спастись! Как же это возможно в условиях современной жизни, особенно в моем положении!» Ответ на эти вопрошания и дает нам пример святого благоверного и преподобного князя Даниила, молитвами которого да укрепляется Отечество наше, да сохраняется вера православная и благословение Божие да привлекается к Первопрестольному граду Москве и сей святой обители. Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5690194.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Гражданин Аура Русы
  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2049
  • Репутация: +378/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #719 : 13 Сентября, 2020, 21:04:19 »
Патриаршая проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы

13 сентября 2020 г. 15:19

13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если вдуматься в сегодняшний евангельский текст (Мф. 22:1-14), то главные слова, которые в нем содержатся, вызывают много вопросов у любого недостаточно подготовленного человека. А слова такие: «Много званых, а мало избранных».

Давайте и мы зададим некоторые вопросы вместе с людьми, стремящимися понять смысл этого текста. Если много званных в Царство Небесное, а мало избранных, что это означает? Предопределение? То, что Бог заранее определил, кто будет избран? Ведь не сказано, что человек сам себя избирает. Много званых, но мало избранных — кем? Богом мало избранных? Вот на основе подобного неправильного понимания текста и возникло в истории богословской мысли заблуждение, а именно учение о предопределении, согласно которому все заранее решено на небесах. Рождается человек, и один предопределен к Царствию Небесному, а другой — к погибели.

Церковь отвергла это учение. В самом деле, если все предопределено, то зачем мучиться, зачем напрягать себя? Все предопределено — так пускай все по рельсам и катится! Но ведь это совсем не так! И в нюансах, в деталях сегодняшнего евангельского чтения мы можем увидеть подлинный смысл слов Спасителя «много званых, но мало избранных».

Какие же это детали? Одежда. Помните, как только что было сказано в притче, — одежда, которая не подходит для участия в брачном торжестве. В самом деле, если грузчик, едва закончив работу, придет на брачный пир в грязной замасленной одежде, его попросят: «Помойся, переоденься, и тогда приходи». Что же означает одежда в притче? Она символически представляет участие человека в деле его спасения. Господь призывает всякого человека ко спасению, но самому человеку нужно решать, в какую одежду он оденется, то есть как он будет жить.

Одежда — это наши с вами дела. Господь призывает всех, не делая различий, Он не предопределяет жизнь человека и его загробную участь, вопреки известному богословскому заблуждению. Предопределение не есть непреоборимая сила, нет никакой заранее определенной программы, а есть необходимость правильно одеться, направляясь на брачный пир, то есть правильно жить, совершать правильные дела, и только тогда Божие предопределение приведет человека к бессмертию в Божественном Царстве.

Действительно, от Господа зависит все. Он Творец мира. Он может изменить судьбу каждого человека, Он может вторгаться в нашу повседневную жизнь. Разве молитва, которую мы обращаем к Богу, — это не просьба к Нему вторгнуться в нашу жизнь? Если мы заболели, мы просим: исцели, то есть войди в нашу жизнь Своей силой, помоги нам, восполни нашу ограниченность, нашу слабость, наше несовершенство. Мы молимся перед экзаменами, даже подготовившись: Господи, помоги! Там, где я могу по-человечески сорваться, что-то забыть — поддержи! Мы молимся перед важными событиями в нашей жизни, просим у Господа помощи — не для того чтобы Он за нас что-то делал, но чтобы в тот момент жизни, когда наша слабость и несовершенство могут привести к роковой ошибке, Господь был вместе с нами.

Божественное предопределение тесно взаимодействует с человеческой свободой. Это не безусловное предопределение, это не стрелка на железнодорожном пути. Если перевести стрелку, поезд пойдет только в том направлении, куда она ему укажет. Но в жизни не так. Господь не управляет стрелками — мы сами выбираем на распутье движение вперед, вправо или влево. Мы определяем свою жизнь, но Господь всегда остается с нами. Своей благодатной помощью, в ответ на молитву, Он может удержать нас от неправильного поступка. Он может помочь нам избрать правильный жизненный путь. Он может помочь нам войти на брачный пир — при условии, что мы будем в правильной одежде, то есть если мы будем совершать правильные дела.

Так сочетаются человеческая свобода и Божественный промысл, и в сочетании этих двух факторов огромную роль играет человек, его личность, его воля, ибо он, созданный по образу и по подобию Божию, обладает священным даром свободы. Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение должно помочь нам понять: от Господа зависит, пустить нас на пир или не пустить, пригласить или не пригласить; а вот в какую одежду нам одеться — зависит от нас. Давайте изберем чистые и светлые одежды, которые и откроют нам путь в Царствие Небесное! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5690686.html