Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527720 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #730 : 18 Октября, 2020, 19:49:40 »
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

18 октября 2020 г. 13:05

18 октября 2020 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святителей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:


  • «Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Евангелия (Лк. 6:31-36), в котором содержатся самые важные, наверное, слова, реально наставляющие на путь спасения. А звучат они так: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними.
  • Вот такая простая фраза, одно предложение, а в нем — весь нравственный смысл Нового Завета. Но не просто вся христианская этика в концентрированном виде — в этих словах действительно указание единственного пути ко спасению. И если мы вдумаемся в слова «<span>как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними»[/size], то поймем, что путь ко спасению не так уж труден<span>. [/size]
  • Почему же Господь предлагает нам через самих себя посмотреть на свой жизненный путь? А потому что мы воспринимаем мир через самих себя — через наш разум, память, зрение, слух, обоняние, осязание. Мы являемся главным инструментом, посредством которого наша душа наполняется содержанием. Мы впитываем все, что дает нам окружающий мир — и правильные мысли, и порой неправильные, и возвышенные, и самые что ни на есть низменные. Человек все впитывает, все воспринимает, и от него зависит, насколько он способен отделять добро от зла и насколько он способен усваивать доброе и отвергать злое.
  • Вот если каждый из нас попытается запомнить слова сегодняшнего Евангелия и применить их в первом же конфликтном случае, при решении первой же проблемы во взаимоотношениях с людьми, то мы почувствуем великую благодатную силу Божественной заповеди <span>«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними»[/size]. И да поможет нам Господь не только запомнить эту простую истину, которая открывает нам дверь спасения, но и попытаться осуществить в нашей повседневной жизни. Аминь».
  • [/ul_li]
    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5706888.html

  • Оффлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3004
    • Репутация: +552/-0
    • Пол: Женский
    Re: Слова Патриарха Кирилла
    « Ответ #731 : 04 Ноября, 2020, 23:06:56 »
    Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту

    4 ноября 2020 г. 14:22

    4 ноября 2020 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня мы вспоминаем историческое событие, которое связано с явлением народу нашему милости Божией через икону Божией Матери, названную Казанской.

    Событие это хорошо известно большинству православных людей, как и всем, кто знаком с историей нашего Отечества. Страна оказалась в тяжелейшем положении: враг не просто дошел до столицы, но и вступил в Кремль. Казалось, что нет уже больше надежды на освобождение, потому что в военном отношении противник был сильнее, лучше организован, лучше вооружен, за его плечами были победы, и мало кто мог ему противостоять.

    Но вот по милости Божией народ проявил великую инициативу ради освобождения Москвы и Отечества и создал народное ополчение, которое возглавил нижегородский гражданин Минин, призвавший в помощь князя Пожарского, известного воеводу, дабы тот мог управлять ополчением и победить врага. И знаем, что победа пришла — не только потому, что народ этого захотел и даже не потому, что были правильно организованы военные действия, которые, несомненно, показали врагу способность нашего народа обороняться. Самое главное, народ, разделенный будто бы навсегда, — так что отец восставал на сына и сын на отца и люди убивали не врагов, пришедших извне, а собственных соотечественников, — по милости Божией объединился.

    Вот в чем смысл сегодняшнего празднования. Царица Небесная не просто принесла победу русскому оружию, но явила милость Божию, и народ наш, объединившись перед лицом общего врага, действительно став единым, оказался способным его победить. Поэтому сегодня мы празднуем не военную победу, но удивительное событие единения нашего народа, до того разделенного на непримиримые, казалось бы, враждующие группы. Народа, который, осознав свою ответственность за судьбу Отечества, стал единым и явил грозную силу, так что противник, почувствовав эту силу, покинул и стольный град, а через достаточно короткое время — и пределы нашего Отечества.

    Замечательно, что именно этот день был объявлен и гражданским праздником, поскольку события, связанные с освобождением Москвы по молитвам Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, явили народу силу того, что есть единение и согласие. На этом историческом опыте мы все должны научиться тому, что самый страшный враг — не внешний, но внутренние разногласия, порой приводящие людей к взаимному уничтожению. Каждый на собственном опыте знает, какие страдания и горе приносят разногласия в семьях, между родными и близкими, когда между ними пролегают непреодолимые границы, препятствующие единению, любви. И вот сегодняшний день напоминает о величайшей ценности единения и любви, о способности быть всем вместе для того, чтобы решать задачи, которые стоят перед личностью, перед семьей, перед обществом и перед государством.

    И да поможет Господь всем нам, вдохновляясь великим примером, явленным в день Казанской иконы Божией Матери, в день, явивший единение нашего народа, в день, принесший нам свободу, и независимость, и спасение Отечества нашего от иноземного врага, — особенно осознать важность единения и согласия, молиться Господу о том, чтобы там, где это единение нарушено, где согласие исчезло, чтобы все это было восстановлено и явило нам ту силу, которая помогает справляться и с самими собой, с нашими недостатками, с нашими грехами, которые разрушают мир и спокойствие в жизни людей.

    Молитвами Царицы Небесной да пребывает мир и согласие над нашим народом, да оградит Она Своим Покровом землю Русскую, да укрепит веру православную в людях наших и вместе с этим — любовь и согласие. Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5714866.html

    Оффлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3004
    • Репутация: +552/-0
    • Пол: Женский
    Re: Слова Патриарха Кирилла
    « Ответ #732 : 04 Ноября, 2020, 23:11:52 »
    Стенограмма встречи Президента России В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и руководителями религиозных организаций России

    4 ноября 2020 г. 18:15

    4 ноября 2020 года, в День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин по традиции побеседовал со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями религиозных организаций России. В этом году встреча прошла в режиме видеоконференции.

    В. Путин: Добрый день, дорогие друзья!

    Я всех вас приветствую на нашей встрече, приветствую всех представителей традиционных религий России!

    И прежде всего, конечно, хочу поздравить вас и всех граждан России, нашей большой, многонациональной страны, с Днем народного единства!

    Этот государственный праздник приурочен к героическим событиям начала XVII века, когда народ России положил конец трагедии Смутного времени.

    Среди тех, кто поднялся против внутренних распрей и унижения своей страны, были представители разных национальностей и вероисповеданий. Они были едины в борьбе с иноземными захватчиками, с вероломством и предательством и потому победили, восстановили целостность державы и сильную власть, спасли, сберегли Отечество.

    Мы знаем, что такой великий гражданский подвиг совершают люди, преданные Отчизне, убежденные в том, что их единство — это мощная, непреодолимая сила.

    В нашей истории немало примеров, когда за родную землю вставал весь народ. Так было и в 1812 году, и в небывалых испытаниях Великой Отечественной войны. Мужество защитников Родины не знало национальных различий. Их вдохновляла любовь к своей семье, к детям, к родному дому, чувство братского товарищества — те нравственные ценности, которые лежат в основе культуры, обычаев всех наших народов, наших традиционных религий.

    Патриотизм и сплоченность граждан, общие нравственные идеалы и сегодня объединяют наше общество, нашу огромную, многонациональную, многоконфессиональную страну.

    Все ее народы вместе переживали трудности и радости, добивались грандиозных побед, проходили через тяжелейшие испытания, исторически доказали свой выбор жить в мире и согласии.

    Традиции доброго, уважительного отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий завещаны нам нашими предками. Но этим живым духовным наследием, опытом создания уникальной цивилизации мало просто гордиться. Конечно, мы вправе и должны гордиться этим. Но этого недостаточно. Их надо беречь, укреплять и развивать. Это наш общий долг перед нынешним, да и перед будущими поколениями.

    Важно понимать, что в мире происходят глубочайшие перемены. С серьезными вызовами сталкиваются традиционные ценности. Сложнейшие, крайне чувствительные вопросы межнациональных и межрелигиозных отношений становятся, к сожалению, подчас предметом спекуляций, нечистоплотных геополитических игр. На них пытаются паразитировать экстремисты и радикалы, разжигая взаимную ненависть и вражду.

    Повторю, для нашей большой, огромной страны межнациональный и межрелигиозный мир — это основа основ. Эта сфера нуждается в постоянном внимании органов власти, гражданского общества, средств массовой информации. Работа здесь должна быть тонкой, содержательной и кропотливой. И мы стараемся действовать именно так — максимально деликатно и конструктивно.

    Тем более что ситуация в ряде стран, мы видим это, сложная, и видим, к чему приводят действия разного рода провокаторов, тех, кто, прикрываясь свободой слова, оскорбляет чувства верующих, и тех, кто использует это как повод, чтобы оправдать насилие и нетерпимость. Результат здесь один: в обществе как снежный ком нарастают конфликты, и они могут тлеть годами и десятилетиями.

    Мы вместе должны, обязаны делать все возможное, чтобы в принципе исключить подобное развитие событий у нас в стране.

    Особая роль в гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, в предупреждении экстремизма и терроризма принадлежит духовным лидерам России. К вашему мнению, слову люди прислушиваются. И когда звучит ваша солидарная позиция, четкая приверженность ценностям мира, добра и милосердия, — это имеет огромное значение.

    Отмечу и колоссальный потенциал религиозных организаций в деле социального служения. Представители всех религий вносят свой вклад в нашу общую борьбу с распространением опасного заболевания.

    Вы объединяете вокруг себя неравнодушных людей, которые вместе с духовенством, порой рискуя жизнью, ведут благородную волонтерскую работу, поддерживаете тех, кто нуждается в помощи и заботе, независимо от их этнической и религиозной принадлежности.

    Священнослужители, хочу это вновь подчеркнуть, трудятся, находятся непосредственно рядом с больными коронавирусной инфекцией и порой рискуют своей собственной жизнью, чтобы поддержать ближних. Есть, к сожалению, и трагические случаи — сами погибают, и делают это, исполняя свой пасторский долг, бескорыстно, именно бескорыстно, а не за деньги.

    Уже неоднократно подчеркивал, что главное для нас — это безусловная ценность каждой человеческой жизни. И этот выбор в огромной степени продиктован теми ценностями, которые лежат в основе всех традиционных религий России, — это Православие, другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм.

    И не случайно рядом со мной на столе, здесь, слева от меня, лежат четыре священных текста: Библия, Коран, Тора и Ганчжур. В каждом из них заложены непреходящие истины. И ключевая, определяющая среди них — это любовь к человеку, к ближнему, причем независимо от расы, национальности и традиций. И когда в священных писаниях говорится о ближнем, о брате, то понимать это нужно так, что речь идет не только о единоверцах, а именно о человеке вообще. Потому что во всех мировых религиях все люди равны перед Всевышним.

    И сегодня я хотел бы обратиться к словам из этих книг. Позволю себе процитировать некоторые.

    Библия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Или: «Кто говорит: «Я люблю Бога», — а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?»

    А вот Коран: «Скажи, Мухаммад: «Не прошу я награды у вас за то, что возвещаю вам веру истинную, а зову лишь любить ближнего». «Тому, кто добро творит, воздадим мы добром вдвойне». «Воистину Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».

    Тора: «Не питай в сердце ненависти к брату твоему. Снова и снова увещевай ближнего, и не будет на тебе греха из-за него. Не мсти и не держи злобы. Люби ближнего, как самого себя».

    И наконец, слова Будды: «В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти. Победить ненависть может только любовь. Это вечный закон. Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра — радость».

    Уважаемые друзья! Еще раз поздравляю вас с Днем народного единства. Глубоко символично, что этот праздник был учрежден по инициативе Межрелигиозного совета России. Это является еще одним свидетельством, что исторический путь России как великой державы определило мирное, плодотворное взаимодействие разных народов и религий.

    Позвольте всем вам пожелать успехов на пути духовного служения.

    Пожалуйста. Хотел бы предоставить слово Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Прошу Вас.

    Патриарх Кирилл: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

    Дорогие участники встречи и руководители централизованных религиозных организаций России!

    Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с Днем народного единства. Для нас, православных, это еще и праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, перед которой молились и Минин, и Пожарский, вступая в борьбу с врагом у стен Московского Кремля.

    Само по себе событие, которое лежит в основе празднования и которое мы отмечаем, не имело большого военного значения. И в каком-то смысле даже не имело большого политического значения. Что произошло? А произошло то, что ополчение Минина и Пожарского отбило у врага часть Москвы — Китай-город. Это даже не вся Москва, это район Москвы.

    Но почему же с такой, по масштабам как будто бы не очень значимой, победой связаны такие героические воспоминания? И почему это событие легло в основу создания, утверждения в нашем народе особого почитания этого дня, что вылилось в установление праздника народного единства? Да именно потому, что этой победе у стен Московского Кремля предшествовало нечто очень важное.

    Ведь что представляло тогда русское общество? Разделение на партии, на кланы, на различные противоборствующие группы. Смутное время — оно и называлось смутным и называется, потому что была смута в головах, что привело к столкновению людей друг с другом. И вдруг перед лицом противника у этих стен Кремля, у Китай-города, происходит объединение тех, кто еще вчера считал себя противником. Вот что мы празднуем.

    Мы празднуем не маленькую, такую почти незаметную историческую военную победу в масштабах одного городского района, мы празднуем великое событие — объединение людей, которые ранее были разъединены.

    И как хорошо, что в наше время, устанавливая праздник народного единства, те, кто принял такое решение, дали возможность еще и еще раз подчеркнуть, что единство народа — это проявление его силы. В единстве — подлинная сила нашего народа.

    Мне кажется, что в формировании этого единства сегодня важную роль играют представители религиозных общин, потому что сами по себе религии могут начертить и линии противостояния, и даже конфронтации, так ведь бывало в истории. Но по милости Божией наш народ, пройдя через многие внутренние гражданские конфронтации, сегодня ясно осознал необходимость единства. И религиозные руководители, и стоящие за ними общины активно участвуют в сохранении и преумножении этого единства.

    Я хотел бы пожелать Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, руководству страны, всему нашему народу всегда быть вместе. Конечно, между людьми всякое бывает: и симпатии, и антипатии никто не отменял. Но перед лицом общих задач, которые сегодня стоят перед народом, мы должны быть вместе. Не в мелочах, не в каких-то вопросах, определяемых вкусом, а в том, что важно для всего нашего народа и для всей нашей страны.

    Поэтому в этот день мы особенно молимся о единстве нашего народа. И замечательно, что имеем возможность все вместе встретиться, для того чтобы поговорить друг с другом, еще раз самим фактом нашей встречи подчеркнуть нашу приверженность единству нашего народа и, конечно, еще раз подтвердить нашу готовность к межрелигиозному взаимодействию и сотрудничеству.

    Благодарю за внимание.

    В. Путин: Благодарю Вас, Ваше Святейшество.

    <…>

    Полный текст стенограммы опубликован на сайте Президента России.

    Kremlin.ru/Патриархия.ru

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5715029.html

    Оффлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3004
    • Репутация: +552/-0
    • Пол: Женский
    Re: Слова Патриарха Кирилла
    « Ответ #733 : 08 Ноября, 2020, 17:05:15 »
    Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

    8 ноября 2020 г. 14:24

    8 ноября 2020 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    За сегодняшней Литургией читалось Евангелие от Луки, повествующее в форме притчи о загробной жизни людей (Лк. 16:19-31). Нам, людям ограниченным, неспособным воспринимать многое от божественной мудрости в силу земного притяжения и принадлежности физическому миру, не дано понять до конца то, что принадлежит вечности. Поэтому Господь Иисус Христос, желая приоткрыть тайну загробной жизни, предлагает некую притчу, то есть иносказание.

    Господь говорит о богатом человеке, который жил, не заботясь о своей душе. У него были средства, он пиршествовал, весело проводил свою жизнь и менее всего думал о том, что будет после смерти. А около его дома лежал нищий Лазарь, который питался от крох, падающих со стола господина. И вот умер богач, умер Лазарь, и богач оказался на темной стороне загробной жизни, в месте, именуемом адом, а Лазарь — на светлой стороне, в Царствии Божием. Из притчи известно, как взмолился богач и просил Лазаря, чтобы тот спустился к нему в бездну и хотя бы омочил его уста водой, потому что богач жаждал и изнемогал.

    Все это, конечно, физические образы, но через них Господь ясно свидетельствует нам о том, что праведники будут с Богом — в мире, в радости, в покое, а грешники окажутся вне общения с Богом и будут страдать. Никто, конечно, не знает, что означают эти страдания, но Священное Писание в понятных для нас образах говорит о том, что ждет в загробной жизни человека, который жил не по Божиему закону.

    Это повествование — одно из немногих, которое обращает наш взор за горизонт земной, человеческой жизни. Больше, наверное, и сказать невозможно — в силу ограниченности наших возможностей воспринимать весть о вечности; но этого достаточно, чтобы помочь нам всем понять, что загробная участь человека определяется тем, как он живет в этом мире. Ведь для того чтобы войти в Царствие Божие, надо исполнять очень немногое — куда меньше, чем требуют человеческие законы и обычаи, которых многие из нас в полной мере и не знают. А слово Божие такое ясное и понятное, и существует одна двуединая заповедь, исполняя которую, человек наследует Божие: люби Бога и ближнего своего, как самого себя. В этих двух заповедях — весь закон и пророки, как Господь сказал (Мф. 22:35-40). В этих заповедях — ключ от вечной жизни с Богом, и чем скорее мы, обремененные многими заботами сей жизни, уразумеем, насколько важна эта заповедь для нашей загробной участи, тем ближе к нам будет радость вечности в общении с Господом.

    Притча не пугает, но помогает понять: то, что ждет нас в вечности, формируется сегодня, в нашей повседневной жизни, через наше отношение к Богу и через наше отношение к друг ко другу. И если мы сконцентрируем свои усилия на достижении этих целей, то не только наследуем Царствие Божие, по слову Самого Господа, но и здесь изменим жизнь до неузнаваемости, потому что в этих заповедях — закон, который определяет человеческое благополучие и в жизни земной, и в жизни вечной. И да поможет нам Господь, уразумев спасительные слова сегодняшнего евангельского чтения, в меру сил своих стремиться осуществить все то, чему мы сегодня научены. Да хранит вас Господь! С праздником!

    <span style="font-size: 11pt;]Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси [/size]

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5716228.html

    Оффлайн Лида

    • Откровенные
    • Патриарх форума
    • *****
    • Сообщений: 3004
    • Репутация: +552/-0
    • Пол: Женский
    Re: Слова Патриарха Кирилла
    « Ответ #734 : 15 Ноября, 2020, 19:51:59 »
    Патриаршая проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

    15 ноября 2020 г. 15:47

    15 ноября 2020 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали слова апостола Павла, сказанные им в Послании к Ефесянам: «Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, да никто не похвалится» (см. Еф. 2:8-9). Эти слова несут в себе, может быть, самую важную идею, которая была открыта Новым Заветом, — о том, что человек спасается не своей собственной силой, не своими подвигами, не силой разума, не силой воли и даже не силой веры, а только благодатью Божией.

    Что же такое благодать? Как мы не можем, в силу своей ограниченности, увидеть, почувствовать, понять до конца, Кто есть Бог, и познаём Господа лишь настолько, насколько Он Сам пожелал Себя открыть через слово Свое, через Божественное откровение, так никогда мы не поймем и того, чтО есть благодать. Как Бог непознаваем для нас во всей Его полноте, так и благодать Божия не может быть до конца понята человеком.

    Но ведь и в физическом мире мы не видим многие вещи, но знаем, что они существуют, — чаще всего по их последствиям. Например, никто не видит электрический ток, но даже самый неверующий в электричество человек может его почувствовать. Коснувшись провода, по которому идет ток, человек немедленно почувствует страшный удар и поймет, что невидимое существует. Вот так же и благодать Божия — она познается нами не по сути своей, ибо природа благодати от нас сокрыта, но по тем следам, которые благодать оставляет в нашей жизни.

    Размышляя на эту тему, преподобный Марк Эфесский говорит: благодать там, где разум, благодать там, где святость, благодать там, где добрая воля. То есть, благодать осуществляется таким образом, что приносит человеку добро, благость, мир, утешение, любовь. Именно по этим признакам присутствия Божественной благодати люди опознают, чтО есть благодать, а тем самым опытно познают, как Бог открывает Себя людям.

    Другими словами, Божественная благодать — это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и человеческой истории; это сила Божия, это свет Божий, восприятие которого даруется нам через наш духовный опыт. А где и как мы можем этот опыт обрести? В первую очередь, мы обретаем его тогда, когда обращаем свое сердце к Богу и когда Господь Сам идет нам навстречу. Это происходит всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, когда мы, преломляя и благословляя хлеб и вино по заповеди Самого Спасителя, творим в Его воспоминание Таинство Его Плоти и Крови. И Господь, через прикосновение к Его Телу и Крови, дарует нам Божественную благодать, которая должна несомненно отзываться в нашем сердце, преобразуя наш разум, нашу волю, наши чувства. А когда это происходит, тогда мы и чувствуем Божественное присутствие в своей жизни.

    Каждый верующий человек, в той или иной мере, переживает особое душевное и духовное состояние, когда он приобщается Тела и Крови Спасителя, когда он с искренней молитвой обращается к Богу и когда Господь отвечает ему на молитвы. Каждому по-разному дано все это почувствовать и понять, но именно этот живой религиозный опыт, живой опыт веры, и дает нам возможность увидеть, почувствовать Божественную благодать, а значит, и присутствие Божие в нашей жизни.

    А если бы люди были лишены такого чувства, то и веры бы никакой не существовало, потому что вера основывается на реальном опыте людей. Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, — это совершенно очевидно. Как бы ни объясняли люди, далекие от веры, сам феномен веры в Бога, вера, вне зависимости от этих зачастую совершенно ложных и ограниченных объяснений, есть реальность нашей жизни. И как важно, чтобы мы, верующие люди, никогда эту реальность не утратили! Как важно, чтобы все большее число людей сомневающихся, а то и отвергающих по тем или иным причинам веру, в какой-то момент почувствовали присутствие в их жизни Божественной благодати, почувствовали прикосновение к ним Самого Бога — ведь только тогда и возгорится в них пламень веры!

    Но Господь являет нам Себя не в громе или молнии, но в легком дуновении ветра (см. 3 Цар. 19:11-12). Он являет Себя в легком прикосновении к нам Божественной благодати. Поэтому очень важно так настроить свой «приемник», то есть свой разум и свое сердце, чтобы иметь возможность воспринять этот тихий, но жизненно важный сигнал с Неба, чтобы мы могли действительно узреть Бога чистотою своего сердца (см. Мф. 5:8), почувствовать прикосновение Его Божественной благодати.

    Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати.

    Как же добиться того, чтобы сколь можно больше людей пережили этот опыт встречи с Божественной благодатью и уверовали? На этот вопрос, наверное, нет простого ответа. Каждого Господь ведет своим путем, и здесь ключевое слово — «каждого». Однако не каждый улавливает сигналы свыше, и не каждый откликается на Божий призыв. Один по жестокосердию и по ограниченности разума своего не почувствовал Божий сигнал, другой заранее вбил себе в голову, что никаких сигналов быть не может, потому что Бог не существует. И волны, которые идут от нашего Творца и обнимают собой всю вселенную и каждого человека, проходят мимо таких людей, потому что поймать такую волну, почувствовать ее можно только в том случае, если мы настраиваем на нее свой внутренний «приемник».

    В нынешнее время большинство людей постепенно обретают то понимание хода истории, которое способно помочь достичь того, о чем я только что сказал, — увидеть Бога в своей жизни. Мы живем в трудное время, время очень серьезных испытаний. Человечество на протяжении последних двухсот, а то и трехсот лет жило верой в прогресс. Люди были убеждены, что по мере возрастания знаний, образования, науки все, что связано с верой, будет вытесняться на обочину жизни, а потом и вовсе исчезнет. Почему? А потому что человек будет всемогущим и сможет, опираясь на свой разум, творить чудеса, решать любые проблемы. Так люди думали и в XVIII веке, и в XIX, и в XX, пока опыт жизни не показал абсолютному большинству внимательных наблюдателей: как бы ни развивалась наука, как бы ни развивались человеческие знания, всегда остается пространство, где человек неспособен определять порядок вещей и порядок событий, где отступают и знания, и власть, и сила.

    Может быть, и мы сегодня переживаем то время, когда становится очевидной неспособность рода человеческого справляться с пришедшей к нам напастью. Конечно, разум и воля человеческая помогут найти ответ на постигший всех нас вызов пандемии, так что в конце концов она прекратится. Верим, что так оно и будет. Но ведь это не означает, что впереди род человеческий не ждет множество иных проблем, на которые наш разум неспособен будет ответить так, чтобы избежать новых больших проблем, трудностей, опасностей. А потому опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум — с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью. Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    http://www.patriarchia.ru/db/text/5720151.html