Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 531997 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #745 : 02 Января, 2021, 17:21:54 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед молебном на новолетие

31 декабря 2020 г. 22:23

Вечером 31 декабря 2020 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В преддверии Нового года по сложившейся традиции мы совершаем молебен. Мы благодарим Господа за все, что произошло в предыдущий год, и простираем свой взор в будущее, прося у Господа помощи в нашей жизни и в наших делах в грядущем лете Его благости.

Но в этот раз, когда весь мир подвержен страшному заболеванию, когда многие из нас осознали близость смерти, видя гибель родных, близких, знакомых, друзей, кто-то может усомниться в необходимости возносить благодарение Богу. Но это неверная мысль, потому что мы не в состоянии понять пути Божиего Промысла. «Мои мысли — не ваши мысли, — говорит Господь, — и Мои пути — не ваши пути» (см. Ис. 55:8). Неспособен человек своим ограниченным разумом постичь премудрость Божественного замысла о мире и о человеке.

Сегодня многие задают вопрос: что же с нами происходит? Действительно, очень странно, что на пике человеческого могущества, когда так развиты науки и технологии, когда огромных высот достигли науки о человеке, в том числе о человеческом здоровье, мир не смог отреагировать на эту напасть так, чтоб и следа от нее не осталось. Это свидетельствует о том, что мы столкнулись с очень грозным врагом — с болезнью, которая недостаточно изучена и преодоление которой еще не стало обычной практикой в здравоохранении. Мы находимся в переходном периоде, когда уже многое о ней известно и создаются лекарственные средства, но люди продолжают страдать и умирать, и мы называем пандемией такое распространение инфекции, действительно опасной для каждого человека, для всей вселенной. Несомненно, будут найдены медицинские средства и люди будут исцеляться от этой болезни, но сегодня необходимый уровень сопротивления злой инфекции еще не достигнут, и мы являемся свидетелями страданий и смертей на фоне огромных достижений человечества.

Все это стечение обстоятельств должно помочь нам понять: каким бы могущественным ни был человек, каких бы достижений он ни стяжал в своей жизни, всегда есть нечто, что обнаруживает человеческую слабость и уязвимость. Видимо, это пространство человеческой незащищенности будет существовать, покуда мир существует, и, наверное, именно в этом пространстве человеческой незащищенности может развиваться и укрепляться религиозное чувство человека. Ведь если посмотреть на историю рода человеческого, в частности на Ветхий Завет, — когда народ с особой верой обращался к Богу? Когда и в новой, и даже в новейшей истории рода человеческого сердца людей открывались навстречу Богу? Именно тогда, когда человек чувствовал свою ограниченность, неспособность управлять ходом событий. А всплеск веры православной, огромный рост религиозности во время Великой Отечественной войны — ведь и он происходил именно в том пространстве, в котором человек осознает свою уязвимость, неспособность спастись от беды. Именно в годину испытаний возрастает религиозное чувство, и это свидетельствует о том, что люди остаются способными верить в Бога.

И сегодня для многих наших соотечественников наступил момент истины, когда перед лицом смертельной опасности есть возможность почувствовать на себе силу Божественного присутствия. А Господь входит в нашу жизнь, не порабощая нашу свободу, а откликаясь на нашу просьбу. Человек разумный и свободный, свободно верующий в Бога, с верой обращает к Нему свою молитву, и благодать Божия нисходит на человека в ответ на эту молитву и на эту веру. Это и есть проявление великой милости и любви Божией, и это должно служить для нас доказательством самого бытия Божия, фактором, укрепляющим нашу веру, когда мы, обращаясь с молитвой к Господу, получаем по нашему прошению.

Вот и сейчас мы совершим молебен и возблагодарим Господа за тяжелый минувший год — и за радости, и за скорби, и за уроки всем нам. И одновременно обратим к Нему горячую молитву о том, чтобы Он милостью Своею, благодатью Своею остановил распространение страшной болезни, защитил нас, наших родных и близких, народ наш, Церковь нашу от страшного врага — невидимого вируса, который убивает человеческие жизни. Помолимся Господу и о том, чтобы трудности, через которые проходит наш народ, да и весь род человеческий, не приводили к утрате веры, к разочарованию, к пессимизму, но чтобы все, что сегодня с нами происходит, помогло нам возрастать в вере и в осознании того, что Бог есть Господин истории. От Него зависит само существование всего человечества, и в Его силе прекратить любые скорби, болезни и пандемии в ответ на нашу молитву и на нашу действенную любовь.

Входя в Новый год, хотелось бы с благодарностью вспомнить наших почивших братьев и сестер, в том числе клириков города Москвы. Будем хранить память о наших братьях, которые перешли от земной жизни к жизни вечной в это лихолетье. Будем благодарить Господа за мужество и силу духа, которая была явлена в героических поступках наших врачей, добровольцев, медицинского персонала, которые, не щадя жизни своей и рискуя многим, оставались на своих боевых постах, спасая страдающих от страшной болезни. Возблагодарим Господа за все то, что Он явил нам, и испросим у Него помощи свыше, дабы, опираясь на эту Божественную помощь, мы могли достойно противостоять болезни, которая так тяжко сказалась на жизни всего человеческого рода.

Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывают над всеми нами в грядущем лете божественной благости. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5744385.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #746 : 05 Января, 2021, 22:25:01 »
Патриаршая проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством

3 января 2021 г. 15:07

3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Последнее воскресенье перед Рождеством Христовым именуется на языке церковного устава Неделей святых отец. О каких отцах идет речь? Речь идет о святых Божиих угодниках, которые предшествовали Господу и Спасителю, то есть о святых Ветхого Завета.

Кто же были эти святые? Ведь Господь еще не пришел в мир, и еще не совершилось искупление человеческих грехов. Кто же сподоблялся тогда святости, кто сподоблялся общению с Самим Богом? Были такие святые мужи, которых называли пророками, то есть те, кто возвещал Божию правду. Они хранили веру в единого истинного Бога и веру в то, что придет Избавитель всему миру, Спаситель, Мессия.

Насколько же трудно было сохранять эту веру в древнем мире! Нам просто невозможно представить, какой была культурная и тем более религиозная атмосфера в то время. Люди поклонялись идолам, истуканам, явлениям природы, предкам — множеству богов, которых сами создавали и назначали быть богами. Во имя этих ложных богов возводились величественные храмы, остатки которых и сейчас поражают путешественников по Нилу. Трудно себе представить, какой развитой была тогда цивилизация, как должна была работать инженерная мысль, как хорошо люди знали математику, чтобы возводить столь величественные сооружения. Древность вовсе не была темной и непросвещенной — действительно, наступил расцвет наук, в том числе точных наук. Люди стремились познать окружающий мир, изучали светила, многое другое совершалось в области человеческого разума, и достоянием цивилизации стали выдающиеся материальные памятники, дошедшие до нас. Можно себе представить, как величие Древнего Египта и других стран делало человека маленьким, незначительным; и единственное, что оставалось людям, это сознавать: поскольку все великие мыслители того времени верили в истуканов-богов, то и всем надо жить по этой вере.

Это было время, когда свет Божественной истины не просвещал род человеческий, это было блуждание в духовных потемках, это был бесконечный поиск людьми Бога, — потому что ни совесть, ни религиозное чувство, ни разум человека не могли мириться с языческими культами, которые к тому же сопровождались порой кровавыми жертвоприношениями и были так далеки от проповеди человеческого совершенства. Это был действительно духовный мрак — при всем том, что он сочетался с огромными успехами в области науки и техники. Взирая на совершенные произведения человеческого разума, люди соглашались с верой в языческих богов, которая была верой большинства. Не верить в то время в богов, отрицать языческую мудрость значило быть изгоем, отсталым человеком, потому что передовая мысль глубокой древности предполагала поклонение ложным богам.

Можно себе представить, какой же колоссальный духовный подвиг совершали те, кто отказывался поклоняться богам, кто хранил веру в Единого Бога, Творца мира. Этих людей, которые, несмотря ни на какие испытания и угрозы, сохраняли веру в Единого Бога в море многобожия, мы и называем святыми праотцами и святыми отцами, то есть теми, кто сохранял Богоданный идеал человеческой святости и веру в Единого Бога до пришествия в мир Христа Спасителя.

Сегодняшнее воспоминание о святых отцах, этих удивительных героях духа, людях невероятной духовной силы, хранивших веру в Единого Бога в море язычества, заставляет нас подумать о том, что вера, которая нам сегодня дана, не требует огромных усилий к тому, чтобы ее принять, и даже не требует огромных усилий, чтобы по ней жить, потому что со времени пришествия в мир Христа Спасителя стала формироваться церковная община, сильная духовно и интеллектуально. Достаточно вспомнить о величайших прозрениях святых апостолов и отцов Церкви, которые были выдающимися мыслителями и действительно могли прозревать своим духовным взором будущее. Но нужно и сегодня подумать вот о чем: как отцы умели сохранять веру в этом безбрежном море язычества, как они могли идти против течения или, как принято сейчас говорить, против мейнстрима, так и сегодняшним христианам нужно помнить о подвиге святых отцов и никогда не отдавать себя без всякого духовного сопротивления тем силам, которые ныне образуют основной поток и влекут к ложным целям и к поклонению ложным ценностям. В каком-то смысле этот подвиг сегодня облегчен тем, что существует Церковь Христова, Ковчег спасения, в котором даруется нам сила Божественная, сила благодати Божией, исправляющая наши жизненные пути, дающая нам силы сопротивляться греху и действительно спасающая человека, как говорит Священное Писание устами апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8).

Этим даром веры и даром спасения мы обладаем в Новом Завете через искупительную жертву Господа и Спасителя, через Его крестное Воскресение, через сошествие Святого Духа на апостолов. И сегодня Дух Святой, который касался пророков древности и помогал им провозвещать Божию правду и предвидеть будущее, касается всех нас, кто крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, кто составляет Церковь Божию. Мы не единичные субъекты, по какой-то особой воле Божественной принимающие дар Духа Святого, — мы община веры, мы Церковь Христова, которая пронизывается силой Божественной благодати. А потому всякое отрицание этой благодати и этой реальности Божественной, будь то на уровне мыслительном или на уровне бытовом, или просто на уровне наших греховных привычек, есть во времена Нового Завета особый грех пред Богом.

Не напрасно в мир пришли святые праотцы, святые отцы, а затем святые апостолы, мученики, преподобные; недаром они явили всем нам величайший образец святости — именно для того чтобы мы, взирая на их пример жизни, и сами становились сильными, способными совершать добрые дела и жить по закону Божиему.

Всему этому учит нас сегодняшний замечательный день, последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, когда мы вспоминаем святых ветхозаветного времени — святых, которые пришли в мир до Рождества Христова и особой силой своей воли и, несомненно, помощью Божией, изливаемой на этих одухотворенных мужей и жен, сохраняли веру в пришествие Господа и Спасителя. Их молитвами да укрепит всех нас Господь в вере православной, благочестии и чистоте, в жизни в соответствии с Божиим законом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5745555.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #747 : 06 Января, 2021, 15:41:20 »
Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 января 2021 г. 15:03

6 января 2021 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этим богослужением мы открыли двери для вхождения в великий светозарный праздник Рождества Христова. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — слова тропаря открывают нам самый смысл того, что произошло. И возникает вопрос: а разве до пришествия в мир Христа не было человеческого разума? Конечно, каждый, кто хотя бы поверхностно знает историю, не говоря уже о специалистах, скажет: это совсем не так! Величайший человеческий разум оставил замечательные памятники. Даже сейчас мы поражаемся египетским пирамидам, развалинам античных городов, и понимаем, как хорошо были развиты науки, как прекрасно люди знали математику, законы природы, механику, какие поразительные сооружения они строили. Другими словами, разум присутствовал в человеческой жизни не менее, чем после пришествия в мир Спасителя.

Тогда о каком же разуме идет речь, когда мы говорим «воссиял миру свет разума»? Тропарь доносит нам великую Божественную тайну: через пришествие в мир Спасителя роду человеческому дано было увидеть, почувствовать, осознать и всегда иметь Божественный разум. Разум, который принес нам Господь Иисус Христос. Разум, который запечатлен на страницах Евангелий и всех новозаветных писаний. Разум, который содержит в своем Священном Предании Церковь Вселенская.

Чем же вооружил этот разум род человеческий? Он всех нас вооружил самым главным — способностью отличать добро от зла. Не так, как это произошло в раю, когда, вкусив от древа познания добра и зла, люди осознали, что есть добро и зло, и тут же пошли по пути зла. Но во исправление грехов рода человеческого начиная от Адама, нам дана, вместе с ведением о том, что есть Божественный разум, и сила Божественная, Божественная благодать, которая помогает хранить этот разум в своем разуме и, более того, вооружает нас возможностью сопротивляться множеству притягательных предметов, мыслей, идей и всего прочего, что обрушивается на человека, и сохранять доверие Божественному разуму.

А как же иначе объяснить удивительное существование Церкви Христовой — общины Его апостолов, которая умножилась посредством Его других учеников и которой принадлежим и мы с вами в XXI веке благости Божией? Как можно все это объяснить? Это было бы невозможно, если бы не было способности отличать злой разум от доброго знания, если бы все было смешано так, как это было в языческой жизни, в языческом обществе, в языческой философии, и как того пытаются добиться и ныне далекие от Бога философы, да и просто люди могущественные, обладающие доступом к средствам массовой информации, — те, кто, влияя на человеческое сознание, стремятся разрушить границу добра и зла, правды и лжи.

Но и сегодня мы можем преодолеть все искушения, как их преодолевали наши предшественники, начиная с Рождества Христова, потому что с нами — Божественный разум. Этот Божественный разум содержится в Священном Писании, в учении Церкви. Именно Божественный разум часто заставляет нас идти против общего течения. Как часто бывало в истории, те, кто шел против течения, не просто чувствовали на себе силу давления мутной воды, но еще и оставались в меньшинстве. Однако мы имеем возможность, обладая Божественным разумом, который содержится в Слове Божием, в великом Предании Православной Церкви, отличать добро от зла, правду от лжи. И покуда будет так, будет существовать мир, — потому что будут жить праведники, будут жить те, кто хочет жить по Божественной правде, как бы ни склоняли людей жить по лжи.

Сегодня великий день, когда мы вспоминаем явление Бога во плоти, а через него — явление Божественного разума, Божественной силы, Божественной воли. И как же радостно должно быть для всех нас, что в 2021 году по Рождестве Христовом мы прославляем Того Самого новорожденного Младенца, Которого прославляли пастухи у Вифлеемской пещеры, Которому поклонялись древние мудрецы, вера в Которого как в Спасителя мира содержится в Церкви от тех древних дней даже до дня сегодняшнего! И пусть Господь Своей милостью, Своей благодатью сохраняет в нас эту веру — веру святых апостолов, мучеников, исповедников. Да сохраняется сия вера, которая дает нам возможность отличать добро от зла, в наших сердцах, в нашем разуме и, что самое главное, в сердцах следующих поколений, чтобы до скончания века человечество, опираясь на великую милость Божию, явленную через рождение Спасителя мира, могло сохранять надежду на спасение.

Мы сегодня в небольшом, хоть и в достаточном, количестве; я ожидал, что будет меньше. Благодарю вас за то, что вы пришли в этот святой день в Храм Христа Спасителя. Но во многих храмах людей совсем мало, потому что очень опасная болезнь коснулась всего мира и нашего народа, и, мы, конечно, должны соблюдать все предписания медиков — носить маски, стараться сохранять дистанцию друг от друга, не делать многое из того, к чему мы привыкли, потому что наша неосторожность может послужить причиной страшного заболевания. Призываю всех вас, мои дорогие, вести себя в соответствии с требованиями, которые сегодня предъявляет каждому из нас, ко всем роду человеческому современная медицина. Не следует пренебрегать всеми этими требованиями и предписаниями. Знаю, есть люди, которые ни во что не верят, ни в болезнь, ни в опасности, которые пренебрегают медицинскими предписаниями; но мы, верующие, знаем, что в мире есть не только эти глупые люди (а их можно так назвать), но есть еще и множество тех, кто и в Бога не верит. Феномен неверия существует, и он всегда опасен. Очень опасно, когда люди не верят в Бога, смертельно опасно, так же как сегодня опасно, если люди не верят в распространение инфекции и не предохраняют себя от нее.

Господь дал нам свет разума для различения добра и зла. И в данном случае мы должны преломить Божественный разум в своем сознании, в том числе для правильной оценки того, что происходит сегодня со всеми нами. Нужно оберегать себя, своих родных и близких, нужно укреплять свою веру, нужно никогда не забывать о молитве, по возможности причащаться Святых Христовых Таин и вести, может быть, особо напряженный религиозный образ жизни.

Что нам мешает быть по-настоящему верующими людьми? В первую очередь соблазны мира. А сегодня Господь показал нам тщетность всех этих соблазнов, хрупкость всего того, что для многих людей, не признающих Бога, является главной ценностью жизни. Господь показал хрупкость человеческой цивилизации, слабость человеческую и Свое могущество, но мы верим, что силой Божией мир будет спасен. А для того чтобы было так, мы должны укреплять свою веру, укрепляться в молитве и в том религиозном образе жизни, который мы с вами ведем. Нужно чаще посещать храм Божий, соблюдая медицинские предписания, нужно больше времени уделять домашней молитве, нужно больше внимания уделять детям и внукам, с тем чтобы они выросли в вере православной. Сегодня нужно делать очень многое, чтобы укреплялась вера в нашем народе и в нас самих, чтобы мир становился лучше.

Господь явил нам свет разума. Не потеряем этот свет и не откажемся от всего того, что Божественный свет открывает нам для лучшего понимания мира, самих себя, но, самое главное, для того чтобы каждый из нас совершил в своей жизни и наследовал возможность вечно пребывать в Божественном свете. Аминь. С праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5746791.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #748 : 07 Января, 2021, 17:57:35 »
Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова!

На протяжении тысячелетий Церковь воспринимает этот праздник как явление в мир <span style="font-style: italic;]Света истинного, который просвещает каждого человека (см. Ин. 1:9). В мир холода и тьмы Господь приходит светом и теплом, чтобы просветить и согреть людей Божественной любовью.

Минувший год всем нам запомнился непростыми испытаниями. С особой ясностью мы почувствовали хрупкость и уязвимость цивилизации, которая многим до того казалась незыблемой и прочной. Однако гораздо более крепкой оказалась любовь к ближнему. Эта любовь простиралась от жертвенного подвига врачей и медицинских работников до нелегкого труда волонтеров и ежедневной заботы каждого из нас о тех, кто рядом.

Находясь в изоляции, мы остро ощутили, что значит остаться без привычного живого общения, которого никогда в полной мере не сможет заменить общение виртуальное.

Евангелие донесло до нас очень яркие, сильные слова Иисуса Христа: <span style="font-style: italic;]«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49). Как понимать эти слова? О каком огне может идти речь? Огнем Спаситель называет любовь, которую погасил диавол в человеке после грехопадения и которую Христос вновь возжигает в сердцах людей. Любовь есть самый верный признак Христа. Неслучайно и своим последователям Он говорит: <span style="font-style: italic;]«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). На протяжении веков мы, ученики Спасителя, стараемся руководствоваться Его словами. В жизни Церкви это означает, что каждый из нас призван преображать окружающий мир, преображать любовью и добротой, нести свет радости и утешения людям. Для этого ведь и не нужны какие-то особые условия и обстоятельства. В любой ситуации — будь то карантин или же нормальная повседневность — можно найти возможность сделать благое дело: отогреть сердце близкого человека добрым словом и вниманием, выслушать и посочувствовать страждущему или же победить в себе раздражение и не ответить на резкость и грубость.

Мне хочется верить, что в новом году, помня об уроках прошлого, мы с еще большим трепетом и внимательностью будем относиться друг ко другу. Пусть же свет рождественской звезды, теплый и согревающий свет явления Бога в мир, всегда пребывает с нами. С праздником, дорогие мои! С праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5746282.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3008
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #749 : 07 Января, 2021, 17:59:48 »
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

7 января 2021 г. 11:55

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за возможность пообщаться традиционно с Вами в день Рождества Христова.

— Благодарю Вас. Спасибо.

— Позвольте сразу первый вопрос. Трудный, необычный выдался нам прошедший 2020 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано?

— Совершенно справедливо это явление называть пандемией. Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит.

К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы. Можно себе представить страшную картину, этот ужас, кошмар, через который прошла Москва. Но прошла, сделав соответствующие выводы, и эти выводы не только запечатлелись в памяти москвичей, но, видимо, вошли и в государственную политику. Когда в 1837 году в Одессе вспыхнула чума, губернатор граф М.С. Воронцов и владыка Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический, совместно приняли решения, которые мы сейчас пытаемся повторить. Представляю себе, каково было владыке Гавриилу — в то время, когда храмы играли центральную роль в жизни людей! — издать распоряжение о том, что храмы закрываются. На два месяца храмы были закрыты, затем доступ в храмы был ограничен: у каждого храма стоял наряд полиции и не допускал такого количества людей, чтобы между ними не было достаточной дистанции. Ну и, кроме того, было запрещено прикладываться к кресту, к образам. Всё это запечатлено на страницах истории, и мы знаем, что всё это было санкционировано церковными властями и поддержано властями государственными.

Поэтому то, что сегодня мы принимаем противоэпидемические меры, которые иногда вызывают смущение, в том числе среди благочестивых людей, — это не какая-то новация. Мы следуем в русле наших благочестивых предков. И как введенные ими действия ни у кого не вызывали подозрения в том, что Священноначалие действует, стремясь достичь каких-то недекларируемых и опасных целей, так, надеюсь, и сегодня народ с доверием относится ко всем тем указаниям, которые, в том числе, и мне пришлось сделать и которые направлены на то, чтобы ограничить саму возможность заболевания, в том числе через участие в богослужениях.

— Вообще коронавирус, конечно, совершил титанические сдвиги в нашем привычном жизненном укладе. И общество поделилось: кто-то потерял ориентиры, стал паниковать, вообще избегать людей, боясь заразиться и умереть; и появился такой термин, как ковид-диссиденты — эти люди напрочь игнорируют все санитарные нормы. Ваше Святейшество, а каким должно быть христианское отношение к коронавирусному вызову, если можно так сказать?

— Сейчас наступают Рождественские дни, и в праздник Рождества мы будем слушать в храме такие слова: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся». Не должно быть страха. Страх — это вообще очень негативное чувство. Страх сковывает человека и нередко может полностью его поработить, лишить свободы действий. Поэтому страх — совершенно негативное понятие, за исключением такого очень важного понятия, как страх Божий. Но страх Божий — это не эмоциональный страх, а осознание нравственной ответственности за свои поступки перед лицом Божиим.

Поэтому призывать к тому, чтобы люди боялись, чтобы возникала паника в связи с распространением этого заболевания, — это совершенно неправильный путь. А что следует делать? Конечно, надо воспитывать людей, прививать такой образ мысли и такой образ действий, которые минимизировали бы возможность заразиться. Но и в данном случае, обращаясь к людям верующим, хотел бы сказать: не надо искушать Господа Бога своего, как сказано в заповедях. Некоторые считают: я же верующий человек, я причастился Святых Христовых Таин, я пришел в храм с добрыми намерениями, ничего меня не должно смущать, никакая инфекция ко мне не прикоснется. Но ведь точно так же Господь ответил на искушение диавола, когда тот предложил Ему броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, чтобы, не разбившись, доказать Свое Божество, Свою Божественную силу. Что Господь ответил? «Не искушай Господа Бога своего» (см. Втор. 6:16; Мф. 4:5-7). Поэтому никогда и никто из искренне верующих людей не может искушать Господа, утверждая: поскольку я верующий, поскольку я пошел в храм, поскольку я приложился к святыне, я точно не заболею.

Пусть этот евангельский пример поможет понять, что искушение Господа — это стремление грешного человека к тому, чтобы Господь следовал нашей, простите, дурной логике. Невозможно привлечь Вседержителя мира к участию в наших мелких, часто очень неправильных, а иногда и просто дурных поступках.

— Ваше Святейшество, помните, как еще во время первой волны пандемии с Вашего благословения службы в церквях проходили при минимальном количестве людей, там были только клирики, хор, служащие. На Ваш взгляд, не оставил ли этот опыт какой-то травмы как для священнослужителей, так и для паствы? Ведь храмы Русской Православной Церкви на самом деле всегда были открыты для всех — и вдруг такое?

— Скажу о чем-то сугубо личном. Для меня сопровождалась реальной травмой и очень тяжелым переживанием необходимость призвать людей — публично, через телевидение — не посещать Божии храмы. Вся моя жизнь, я уже об этом говорил, посвящена тому, чтобы, наоборот, приглашать людей в храмы, приводить людей в храмы, приводить людей к Богу. Другой цели в моей жизни нет…

— И тут такое…

— И вот вынужден Патриарх сказать: не ходите в храмы. Тяжело было даже, знаете, не просто морально, духовно — физически тяжело было произнести эти слова. Но мне помог пример преподобной Марии Египетской, великой подвижницы V века, которая ушла в пустыню и всю свою жизнь, десятки лет, прожила в пустыне, не посещая храма, и стала великой святой, угодницей Божией. То есть в каких-то экстремальных условиях непосещение храма возможно, но что не должно происходить? Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру, понижать уровень нашего воцерковления, а тем более подрывать нравственные основы христианской жизни. Вот если вместе с непосещением храма мы перестаем быть хорошими христианами или даже просто перестаем быть христианами, — это великий грех. Ну, а перетерпеть, переждать тот период времени, когда посещение храма может сопровождаться весьма опасными последствиями для здоровья, — это тоже долг христианина. Он должен сохранить себя и для дальнейших добрых дел, и для помощи ближним, и вообще сохранить свою жизнь, потому что забота о жизни есть непременная обязанность каждого человека. Вот почему самоубийство является непрощаемым грехом. Жизнь и здоровье — это дар Божий, и ответственность за этот дар несет сам человек. Поэтому всякое действие, которое может разрушить человеческую жизнь, подорвать здоровье, — если это действие является производным нашей доброй или, в данном случае, злой воли, — это, несомненно, грех.

— Мне кажется, мы должны быть благодарны пандемии за то, что она явила миру совершенно новых героев. Очень скромных, ранее незаметных людей, на которых никогда не фокусировалось наше внимание. Понимаете, о ком я говорю…

— Да.

— Это, естественно, медики, волонтеры, священнослужители. Те люди, которые, наверное, и сейчас, когда мы с Вами разговариваем, работают где-то в «красной» зоне.

— Да.

— Что бы Вы сказали этим людям, которые, не щадя свои жизни, находятся на передовой в борьбе с инфекцией?

— Я испытываю чувство искренней благодарности и радости за то, что замечательная традиция жертвенного служения во имя блага и здоровья жизни ближних сохраняется в жизни современных людей, в том числе молодежи. Ведь если вспомнить эпидемии прошлого, такие имена, как доктор Гааз, доктор Пирогов, — это же действительно удивительные примеры того, как во времена, когда не было таких мощных лекарств, как сейчас, врачи шли к больным. Пирогов 16 раз посещал смертельно больных людей, — а это была чума, — и не заразился, Господь хранил его. И то, что сегодня наши добровольцы и особенно наши врачи, медперсонал, рискуя своей жизнью, своим здоровьем, осуществляют свой долг с таким энтузиазмом, дерзновением, без всякого хныканья, без всяких требований «нет, вы нам дайте то-то и то-то, потому что мы делаем такие важные дела», — всё это встречает глубокую благодарность со стороны народа. А в моем сердце — и благодарность, и радость, потому что в тяжелый момент нашей жизни оказалось множество людей, способных на подвиг и на жертвенность. И покуда это будет в нашем народе, мы действительно будем непобедимыми, потому что победа всегда связана с жертвой.

— Ваше Святейшество, такой вопрос. Очень часто Вы говорите о том, что есть много потенциальных рисков от всеобщей цифровизации в нашей жизни; вот и сейчас Священный Синод в своем послании отметил обеспокоенность христиан, да и не только христиан, тем, что дистанционное образование может и после пандемии остаться с нами навсегда. Как Вы считаете, какие области, сферы цифровизации требуют отдельного осмысления?

— Я не буду говорить о цифровизации в принципе, а хотел бы сказать об отдельных применениях цифровых технологий. Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель.

— А если этот человек сам рад быть таким «всемирно наблюдаемым»? Как сейчас со смартфоном — смотрите, какие возможности, от геопозиции до всех фотографий…

— Да.

— …причем люди идут на это сами.

— В том-то и дело. Диавол же является не в виде злодея, кощея бессмертного, а в виде ангела света (см. 2 Кор. 11:14); и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало. Этот человек и предложит: чтобы всякая преступность ушла из нашей жизни, давайте руководствоваться тем, чтобы каждый человек имел некий ключ ко всему, что ему потребно. Например, это может быть карточка — прикладываете и получаете доступ к продуктам питания, доступ к образованию, а если этой карточки нет, то все теряется. Мы с Вами сейчас рассуждаем о том, что развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью. Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью.

— Будем надеяться, что хоть дистанционное образование отменится и очное образование вернется в нашу жизнь…

— Ну, дистанционное образование — это не самое страшное, что есть. Конечно, сейчас есть необходимость в том, чтобы не допускать заражения опасной инфекцией большого количества учащихся. Но дистанционное образование имеет другие негативные последствия — не те апокалиптические, о которых я говорил, а более приближенные. Например, когда люди обучаются вне общения с другими, — это, я думаю, тоже очень опасно. Потому что ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании.

— Ваше Святейшество, можно, спрошу Вас о Белоруссии, ведь это территория пастырской ответственности Русской Православной Церкви? Там с некоторого времени наблюдается некоторая напряженность между властями и частью общества; сейчас идет на спад, но, тем не менее, сохраняются какие-то моменты. Белорусский экзархат призвал к прекращению насилия и к проведению диалога. Вот скажите, как Русская Православная Церковь в целом реагирует на гражданское нестроение такого рода и как можно в Белоруссии достичь национального примирения, согласия?

— Ну, во-первых, мы полностью поддержали владыку Вениамина, нового главу Белорусского экзархата, Белорусской Православной Церкви, и весь белорусский епископат, которые обратились к народу с призывом прекратить насилие и пойти по пути примирения. И ведь это обращение было направлено ко всем. Со стороны властей были случаи неоправданного насилия, чрезмерного употребления силы; но и со стороны протестующих тоже были проявления радикализма.

Мы свидетели того, что произошло на Украине, — сейчас слово «майдан» стало нарицательным. Совершенно очевидно, что опыт Украины должен научить всех нас, что преобразования в обществе должны проходить таким образом, чтобы они не сопровождались нарастанием внутренней напряженности и особенно радикализацией отношений между людьми. В самом деле, сколько революций уже было, сколько разного рода переворотов, но где, кто и когда посредством насильственных действий достигал мира, покоя, благополучия в обществе? Всегда после революции должен быть долгий период восстановления. Поэтому нужно стремиться к лучшему, не разрушая того, что есть, а развивая в лучшую сторону, модернизируя в хорошем смысле этого слова, улучшая и общественные отношения, и вообще жизнь страны.

Поэтому наш призыв к Белоруссии, близкой моему сердцу Белоруссии, с которой я лично связан еще по своему служению в Смоленске, очень люблю белорусский народ, люблю город Минск и вообще чистоту и порядок этого края… И вот такой пастырский призыв и пастырский совет: все вопросы нужно решать мирно, но, если вопросы существуют, их нужно решать, и это уже обращение и к белорусским властям. Нельзя откладывать в долгий ящик то, что вызывает несогласие и напряжение в обществе. Нужны инструменты разумного, делового обсуждения проблем с выходом на конкретные решения. Дай Бог, чтобы прекратились попытки силовыми способами решать эти вопросы в Белоруссии, и пусть по милости Божией стал бы развиваться диалог между властью и народом, властью и обществом, с участием всех сил, включая представителей религиозных общин, направленный на стабилизацию положения и на всестороннее развитие братской Белоруссии.

— Ваше Святейшество, всем известно, что долгое время Вы принимаете участие в мирном процессе между Баку и Ереваном, причем делаете это вместе с религиозными лидерами как Азербайджана, так и Армении. Вот сейчас случился конфликт, новое обострение конфликта в Карабахе; слава Богу, теперь там наши миротворцы. Перспективы какие, будет ли мир, как Вы считаете?

— У меня есть надежда на то, что мир будет, и я отталкиваюсь от позиции церковных и религиозных властей как Армении, Карабаха, так и Азербайджана. Вы знаете, что Русская Церковь инициировала обсуждение карабахской проблемы с участием Католикоса всех армян и с участием Верховного муфтия, верховного мусульманского лидера Азербайджана Паша-заде. Мы провели несколько туров таких переговоров и о многом договорились. И я думаю, главный итог этих переговоров заключается в том, что два религиозных лидера, за которыми стоит большинство народа, говорили друг с другом, и этот разговор был очень спокойным в том смысле, что не было никаких обвинений, никакого напряжения. Хотя у каждого были свои аргументы и эти аргументы честно высказывались, но они не сопровождались тем, что называется скрежетом зубовным, когда эмоции захлестывают и когда диалог превращается практически в словесное сражение. Ничего подобного никогда не было, и происходило это потому, что именно религиозные лидеры несут в полной мере ответственность за духовное состояние своего народа. А что такое духовное состояние? Какая сила возьмет верх — сила мира, любви, спокойствия или сила зла — от этого и будет зависеть поведение людей.

Поэтому роль религиозных лидеров важна — мы ее не преувеличиваем, но и не преуменьшаем. И ведь во время этих переговоров достигались совершенно конкретные результаты — обмен пленными, неиспользование религиозных символов, религиозной фразеологии, религиозной мотивации для того, чтобы вдохновить противоборствующие стороны. Выведя религиозный фактор из этого противостояния, мы, конечно, значительно понизили возможный градус этого конфликта со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, не преувеличивая роль религиозных лидеров, ни в коем случае не следует и игнорировать эту роль.

Церковь Русская готова также участвовать в этом процессе, чтобы вносить свой миротворческий вклад в решение очень непростой проблемы, которая, к сожалению, в настоящий момент могла быть приостановлена только присутствием российских миротворцев. Дай Бог, чтобы миротворческий потенциал религий заменил присутствие людей с оружием, которые разделили противоборствующие стороны.

— Вы уже упомянули майдан, после которого наступил глубокий общественный раскол внутри самой Украины. Но потом последовал церковный раскол — вовремя, конечно же, Фанар в Стамбуле подсуетился, да и пошло… Теперь мы видим, насколько глубок раскол в Церкви. Вообще, как Вы считаете, Ваше Святейшество, можно ли и каким образом достичь православного единства?

— Фанар не допустил ошибку, а совершил преступление, я говорю это с горечью. С чужих мыслей и с чужих слов Константинопольский Патриарх совершил то, что совершил. Я неслучайно подчеркиваю: с чужих, потому что обладаю информацией о том, что Патриарх Варфоломей находился под давлением могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав. Его положение в Турции, мы знаем, очень сложное, непростое. Всегда молимся за Патриарха Константинопольского, понимая, что непросто ему осуществлять свое патриаршее служение. Но, тем не менее, в какой-то момент — я ничему не хочу учить своего собрата, но в какой-то момент, может быть, нужно набраться силы, чтобы и самым могущественным силам сказать «нет». Думаю, этого Патриарх Варфоломей не сказал и включился в конфликт. А какова была логика тех, кто стоял за Патриархом Варфоломеем, кто, собственно говоря, инспирировал этот конфликт? А логика заключалась в том, чтобы оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Потому что, по мнению этих стратегов, уж слишком большую роль играло и играет Православие в формировании духовной, культурной общности и, не разорвав православные связи, невозможно было какими-то внешними факторами разрушить эту духовную общность. Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции, арабского мира, Ближнего Востока, с тем чтобы послабее стало Православие.

— То есть попытки еще будут?

— Попытки будут и дальше. Опять-таки, не хочу произносить никакой критики в адрес своего константинопольского собрата, но, несомненно, все то, что произошло потом в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божием. Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую святыню, в киевскую Софию, и потерял Софию константинопольскую — она стала мечетью. Вот мне хотелось бы, чтобы люди задумались, что же произошло. Ты отобрал Святую Софию в Киеве у православных людей, у Православной Церкви, ты вошел туда и привел туда раскольников, и ты потерял свою собственную Софию… Думаю, более очевидные последствия, исходящие от Божиего повеления, представить себе сложно, и последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик. Ну, а выходить из этого мы должны все вместе. Нужно молиться друг за друга, по крайней мере в личных молитвах, если это сейчас затруднительно в богослужении, поскольку мы не поминаем Константинопольского Патриарха в диптихах. Но молиться нужно друг за друга и делать все для того, чтоб этот кризис в Православии, навязанный извне, как можно быстрее прошел. Русская Церковь готова пройти свою часть пути для того, чтобы достичь этой цели.

— Ваше Святейшество, очень хочется все-таки закончить это интервью на праздничной Рождественской ноте, хотя, конечно, в этом году и Новый год, и Рождество у нас без массовых гуляний по понятным причинам, ради эпидемиологической безопасности все мы будем лишены больших и шумных праздников. А вот как эту радость, которая традиционно выходит за пределы божественных богослужений, не растерять в своем собственном сердце? Как быть праздничным?

— Вообще праздник сопровождается проявлением двух эмоций — веселья и радости. Казалось бы, одно и то же, однако это совсем не так.

— А чем отличаются?

— Веселье — это внешние эмоции. Вот рассказал человек что-то смешное, и люди засмеялись, им весело. А радость — это состояние души. Вот когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, нас никто не веселит, а мы выходим из храма с радостью в сердце. Когда мы делаем добрые дела, когда добровольцы, жертвуя своим временем и рискуя здоровьем, делают добрые дела, у них в сердце радость, но не веселье. Веселье формируется в ответ на веселые передачи по телевидению, в ответ на разные смешные истории, — ну и дай Бог, пускай люди посмеются, повеселятся, но давайте помнить о том, что веселье пройдет очень быстро. Выключили телевизор, потушили свет, закончилось застолье, — и веселье закончилось. А вот радость важно сохранить в сердце, ведь радость — это дар Божий. Радость, о которой я говорю, невозможно сформировать никакими внешними факторами — ни культурными, ни научными, ни деловыми; это состояние формируется силой благодати Божией, которая изливается не только на людей православных и даже не только на людей верующих. В ответ на все то доброе, что люди делают, даже в ответ на их добрые мысли, в ответ на готовность отказаться от того, что омрачало их сердце и доставляло скорбь другим, Господь посылает эту радость. Я желаю именно эту Рождественскую, Божественную радость сохранять в сердце как можно дольше.

— Спасибо Вам большое, Ваше Святейшество.

— Благодарю Вас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5746352.html