Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527809 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #750 : 10 Января, 2021, 18:34:52 »
Патриаршая проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

10 января 2021 г. 14:32

10 января 2021 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь вспоминает имена близких по плоти Господу и Спасителю, его родственников. Во-первых, Иосифа Обручника, который для внешнего мира был Его отцом, — в действительности, как мы знаем, Его отцом Иосиф не был, но жил в семье, в которой возрастал Младенец Иисус. А поскольку первоначальное научение каждый ребенок получает в семье, а мальчики прежде всего от отца, то и Божественный Младенец, возрастая в человеческом разуме, получал первое научение от Иосифа Обручника.

Кроме святого Иосифа Обручника, мы вспоминаем сегодня Иакова, брата Божиего, первого епископа Иерусалимского. Иаков был назван так не потому, что был по плоти братом Господа и Спасителя, — он был Его двоюродным братом, сыном сестры Божией Матери Марии Клеоповой.

Этих людей, по плоти близких Спасителю и Его Пречистой Матери, мы сегодня вспоминаем. И, задумываясь о родственных отношениях, образец которых был явлен этой благочестивой семьей, мы, православные христиане, и сегодня должны задать себе вопрос: а как устрояется наша семейная жизнь? Действительно ли в нашей семье отец может прививать ребенку, кроме жизненных и трудовых навыков, как это делал благочестивый Иосиф, также навыки веры и благочестия?

Огромная ответственность ложится на отцов, особенно если в семье есть мальчики. А если отец самоустраняется от воспитания, то он предает свое призвание, он отказывается от самого главного. Нередко именно отцы, погруженные в каждодневные заботы, находясь на ответственной работе, относят воспитание детей на периферию своего внимания. Так вот, сегодняшний день учит нас: какими бы заботами ни был обременен отец, будь то государственные, производственные, научные, да и всякие другие, — никогда нельзя ставить на периферию своего внимания воспитание детей, потому что в детях отображается сам родитель или сама родительница. Все то доброе, лучшее, что есть, надо вкладывать именно в воспитание детей.

Если же этого не происходит, то родители предают самое важное свое дело — дело воспитания подрастающего поколения. В первую очередь именно в детстве, в юности человек более всего нуждается в родительском совете, в родительской поддержке, в родительской любви и одновременно в родительской строгости. Другими словами, сегодняшний день, когда мы прославляем еже по плоти семью Господа и Спасителя, напоминает нам об огромной ответственности, которую каждая семья несет за воспитание детей.

Мощное воздействие на сознание ребенка оказывают сегодня Интернет, телевидение, другие средства массовой информации и, конечно, общение вне дома. И если ребенок в младенчестве, в отрочестве воспитывается под контролем и особым вниманием родителей, то затем молодой человек или девушка оказывается вне дома, проводит много времени со своими знакомыми, с теми, с кем учится, с теми, с кем встречается, и, отдаваясь этому новому состоянию определенной свободы, нередко совершает непоправимые ошибки, которые очень часто оскверняют совесть и пятном ложатся на всю последующую жизнь — настолько, что с этими тяжелыми воспоминаниями долгие годы никак не возможно разделаться.

Вот для того чтобы это не происходило, родители и в последующие годы не должны отказываться от своей ответственности — правда, средства воспитания должны быть другими. Если в детстве и отрочестве требуется определенная дисциплина, а нарушение дисциплины влечет за собой некое наказание, меру которого определяют сами родители, то в старшем возрасте остаются лишь два средства. Первое — это сильная молитва родителей Господу о том, чтобы Он управил жизненный путь детей. А второе — это напряжение всех сил, умственных, нравственных, духовных, с тем чтобы без принуждения, правильными словами, а главное, любовью воздействовать на своих детей таким образом, чтобы оградить их от очень опасных, иногда смертельно опасных жизненных ошибок.

Воспитание Младенца Иисуса, Господа и Спасителя, в благочестивой семье Иосифа Обручника и Матери Его Марии, несомненно, отразилось на Его человеческом характере, на Его человеческих мыслях, на Его человеческом облике. Мы знаем, что в Господе Иисусе природа Божественная и природа человеческая соединяются неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно, то есть Человек остается Человеком, но никак не отрывается в личности от Божественного начала. И ведь человеческая природа Спасителя была прекрасна, как мы видим из Евангелия. Если говорить обыденным языком, Он был замечательным, чудным Человеком. А если бы этого не было, то какими бы сильными Божественными словами Он ни обращался к людям, вряд ли эти слова были бы усвоены.

Все, что закладывается в детстве, так или иначе проявляется в дальнейших годах жизни человека. Поэтому, наученные сегодняшним днем, родители в первую очередь должны еще и еще раз поставить перед собой вопрос: а все ли они делают правильно, все ли они делают для того, чтобы свое настроение, свой опыт жизни, свою веру в полной мере передать детям? И да поможет Господь всем нам, в первую очередь родителям, а также и детям, никогда не сходить с указанного Им жизненного пути — ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы, ни в старости. Пусть молитвы тех, кого мы называем родственниками Христа Спасителя, помогут укреплению любви и единомыслия в наших семьях, особенно в тех, которые хранят в сердце и в уме веру православную.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5748715.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #751 : 15 Января, 2021, 21:28:02 »
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского

15 января 2021 г. 15:50

15 января 2021 года, в день предпразднства Богоявления, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2) перечисляются плоды Святого Духа, то есть плоды прикосновения к человеку Божественной силы, плоды, которые обретает человек через общение с Богом; и первым таким плодом называется радость. Нужно вдуматься в эту величайшую истину. Всё остальное занимает свои важные места, но первый плод Духа есть радость.

Радость — совершенно особое состояние человеческого духа. На обычном языке мы называем это состояние счастьем, но у слова «счастье» есть много оттенков и разного рода приземлённых измерений, а в слове «радость» нет ничего от материального мира. Подлинная радость — это состояние духа, которое невозможно сформировать чем-то земным, даже если оно представляется нам важным и необходимым; и никогда не следует путать радость с весельем, с приподнятым настроением, с прочими положительными эмоциями, которые присутствуют в человеческой жизни.

Радость может быть даже в самых трудных жизненных обстоятельствах. Святые мученики, идя на казнь, испытывали радость. Преподобный Серафим Саровский, тысячу дней и ночей молившийся на камне в лесу, в сердце своем испытывал радость, и словом «радость» он встречал каждого, кто к нему приходил. Радость как плод Святого Духа, радость, которая формируется не под влиянием каких бы то ни было приземленных внешних обстоятельств, — это и есть величайшее благо для человека и самая возвышенная цель его бытия.

Мы знаем, что радость о Господе, радость как дар Святого Духа будет вечно сопровождать в небесных обителях тех, кто сподобится в них войти. Но уже здесь, на земле, эта великая милость Божия доступна и для нас, грешных и недостойных людей. Доступна, когда мы молимся всем сердцем за Божественной литургией, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда прикасаемся к святыне, когда наше сердце неожиданно меняется и мы чувствуем эту перемену, когда в нашем сердце обретаются мир и покой.

Преподобный Серафим Саровский явил нам пример жизни в радости о Господе. Удивительно: он испытывал радость в лесу, вдали от людей, в невероятно тяжелых физических условиях. Попробуйте в одиночестве прожить в глухом лесу — а как же пропитание? а дикие звери? Но мы знаем, что и дикий медведь приходил к преподобному Серафиму, и тот кормил его хлебом из собственных рук. И это не миф, не сказка, ведь преподобный Серафим жил сравнительно недавно, в ту самую эпоху, которая вошла в историю нашего Отечества как эпоха расцвета культуры, искусства, литературы. Он жил в просвещённое время, и потому не может быть никаких кривотолков и превратных толкований всего того, что связано с его жизнью, ведь свидетелями тому были многие люди, которые и донесли до нас замечательные слова преподобного Серафима «Радость моя», обращенные к каждому, кто к нему приходил. И дай Бог, чтобы и на нас, людей грешных, немощных, приземленных, так далеких от образа жизни святого преподобного Серафима, Господь в меру наших возможностей (ибо не всё мы можем вместить по нашей греховности) излиял Свою благодать и даровал нам радость Святого Духа.

Преподобный Серафим Саровский — это особый светоч на небосклоне русских святых. Он так близок русской душе и русскому пониманию святости. Он наш родной и близкий нам угодник Божий, и к нему сегодня должны быть обращены наши особые молитвы, потому что не всё просто в современной жизни — в жизни народа нашего, страны нашей и в жизни каждого из нас. Во-первых, мы проходим через тяжелейшие испытания, связанные с распространением смертельной инфекции. Кроме того, многим испытаниям подвергается нравственное чувство человека, многие вызовы бросает нашей совести окружающий мир, и так влияют на наши поступки многие внешние обстоятельства, что нужно действительно иметь несокрушимую волю и силу, чтобы избегать искушений, соблазнов и идти по пути спасения.

Но ведь несокрушимая воля и сила — это сверхспособности, это сверходаренность человека, а если мы обычные люди, откуда же нам взять эту сверхсилу? Она даруется только через прикосновение к благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Молитвами преподобного Серафима Саровского да поможет и нам Господь, обретая дар благодати, сопротивляться искушениям, соблазнам и всему тому, что отвлекает человека от спасения. И да поможет нам Господь идти по пути, который ведет в Царствие Божие, начинающееся уже здесь, в сердцах людей, в этой земной жизни, и обретающее свою полноту там, в ином мире, в котором окажется каждый из нас. И дай Бог, чтобы для каждого из нас, кто хранит веру в сердце, кто призывает помощь Божию, тот мир был Божиим миром, исполненным радости и благодати. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5751489.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #752 : 18 Января, 2021, 17:33:16 »
Патриаршая проповедь в Крещенский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

18 января 2021 г. 15:42

18 января 2021 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим праздником, который мы, особенно в России, называем Крещением Господним, но который на языке Устава церковного именуется Богоявлением.

Действительно, на Иордане во время Крещения Иисуса Христа, Сына Божия, явилась Троица. Голос Отца, свидетельствующий о том, что Крещаемый есть Его Сын, и явление Духа Святого в виде голубя дали возможность апостолам и евангелистам, вдохновляемым Святым Духом, запечатлеть это величайшее событие на страницах Евангелия. И мы возносим благодарение Господу за великий дар, который Он явил миру через Сына Своего Господа Иисуса Христа.

Этим даром было нечто, что можно сравнить с сотворением мира. В акте творения был создан материальный мир и, конечно, создан человек. А в акте Богоявления роду человеческому через Сына Божия дарована возможность иметь Божественную силу, Божественную энергию, Божественную благодать. Ничего подобного не было в Ветхом Завете, но через искупительные заслуги Спасителя, Его служение роду человеческому, Его крест, Его страдания нам был дарован после Его вознесения дар Духа Святого.

Другими словами, Бог не оставил Свое творение. Он не отошел от рода человеческого, не покинул материальный мир, но остается с нами силой Своей энергии, силой Своего Духа. А это означает, что существует реальная связь между человеком и Богом, потому что по обетованию Божиему Дух не просто присутствует в мировом пространстве, но на всяком, кто крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа и помазывается святым миром, запечатлевается дар Святого Духа.

Ну, а теперь следует задать самый важный вопрос: а что дает печать дара Духа Святого тем, кто ее получил? Они становятся сверхчеловеками? В них обретаются некие особые способности? Они могут прекрасно учиться, делать карьеру, завоевывать высокие позиции в мире? Совсем нет! Потому что если бы было так, то печать дара Духа не могла бы нести свою спасительную миссию — всё бы ограничилось временным и человеческим. Святой Дух не превращает человека в сверхчеловека, но дает нечто большее — Он открывает человеку возможность быть в общении с Богом, опираться на силу Божественной энергии, Божественной благодати и тем самым обретать спасение, избавляясь от грехов в этой жизни и обретая Божественную вечность как свой настоящий, подлинный и вечный дом.

Благодать Святого Духа — великая сила, и мы знаем, что она дождит и на праведных, и на грешных (см. Мф. 5:45). Но это не означает, что каждый человек получает и усваивает этот Божественный дар, потому что благодать никого не лишает свободы. Хочешь принять благодать — принимай и живи по этой благодати, не хочешь — не принимай. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (см. Прем. 1:4), как учит нас слово Божие. Благодать не силой берет человеческое естество, его разум, его волю, его чувства; она прикасается к нам подобно легкому дуновению ветра, но в этом дуновении — живительная сила. И если мы обретаем эту благодать, то получаем прощение грехов, а значит, способность обрести общение с Богом в вечности.

Сегодняшний день свидетельствует о величайшей милости Бога к человеку, о величайшей силе, которую Бог дал человечеству через искупительные заслуги Своего Сына, через страдания, крест, Воскресение и вознесение Господа Иисуса Христа. Этот день посвящен замечательному исповеданию нашей веры в то, что Бог присутствует с нами силой благодати Божией. И мы, имея эту веру, должны сопровождать ее таким образом жизни, чтобы наши грехи, наши преступления, наши злые мысли, наши злые поступки не становились средостением, бетонной стеной между благодатью Божией и нашей жизнью.

Вот почему дар благодати Святого Духа не только дарует нам способность обрести спасение, но и заставляет нас ответственно относиться к своей жизни. Он заставляет нас думать о том, что означает быть избранниками Божиими, на которых излился Божественный дар, и через эти размышления осознать свою собственную личную ответственность за то, чтобы, получив этот дар, хранить его и, опираясь на силу Божественной благодати, обретать способность достойно идти по жизненному пути. Идти, исполняя Божии заповеди, распространяя вокруг себя добро и уходя от всякого зла и в мелочах (а ведь мы ох какие мастаки совершать зло, осуждая, допуская так много лишних слов, не задумываясь о том, что обижаем ближних своих), так нередко и в серьезных проступках, когда забываем о Боге и своей ответственности и реально — не словами, а жизнью — отказываемся от того, чтобы быть сынами и дочерями Божиими, а значит, по собственной воле исторгаем из души дар Божественной благодати.

Поэтому сегодня наша молитва о том, чтобы дар, ниспосланный нам, всегда был с нами, чтобы мы были достойны этого дара и способны удерживать Божественную благодать в своем естестве, чтобы, опираясь на Божественную силу, преодолевать зло, неправду в своей жизни и таким образом вносить великий вклад во вселенскую борьбу правды с ложью, добра со злом. И да поможет нам Господь через спасительное действие Его Божественной благодати! С праздником Святого Богоявления, с великим праздником снисхождения на всех нас Божественной благодати! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5753804.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #753 : 19 Января, 2021, 18:41:47 »
Патриаршая проповедь в праздник Крещения Господня

19 января 2021 г. 16:52

19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, — второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя — третье Лицо Святой Троицы — присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому.

Совершенно особым образом Бог явил Себя в Сыне Своем. Нашим ограниченным умом трудно представить, как всемогущий Творец Вселенной принял человеческую плоть, стал одним из нас — и плоть человека не знатного, обладающего властью, но лишенного всякой власти. Иисус из Назарета являет Себя как человек в самом низу общественной лестницы, лишенный всякой человеческой поддержки и всякой человеческой силы; и, конечно, в этом — величайший Божий замысел, ведь Господь, несмотря на гонения, муки, страдания и крестную смерть, силой Своего Божества не мог быть побежден ни людьми, ни диаволом.

Господь выходит великим победителем из этой миссии спасения, которую осуществил, явившись роду человеческому. Потому что Он — Бог Всемогущий, и именно тогда, явившись на берегу реки Иордан в образе обычного бедного человека, Господь всем нам указывает на то, что любая человеческая сила есть сила относительная. Единственная сила, имеющая абсолютное значение, то есть простирающаяся на все сферы не только человеческой жизни, но и на всё существование Вселенной, есть сила Божия. Но эта Божия сила неслучайно явилась роду человеческому во плоти смиренного, бедного, скромного человека. Это действительно великий знак всем нам; и это явление подтверждает другую истину, запечатленную в слове Божием: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Подлинное спасение, то есть обладание полнотой жизни и бессмертия, являет нам только Бог.

Вот и сегодня многим, кто опьянен успехами человеческого разума, кто высокомерно думает, что человеческие достижения полностью ниспровергают идею Бога, невозможно понять, почему Бог пришел в этот мир, приняв образ слабого, уязвимого человека. Более того, этот слабый уязвимый Человек на протяжении всей своей земной жизни отрекается от того, чтобы опираться на какую-то человеческую или даже сверхчеловеческую силу, как предлагал Спасителю диавол во время искушения. Но в одном Лице Господа и Спасителя роду человеческому и всему миру были явлены две природы, Божественная и человеческая.

День Богоявления учит нас очень многому. Он учит нас, что Господь, явивший Себя миру, в том числе через Богоявление на реке Иордан, не ушел из этого мира, потому что ныне Он присутствует здесь Духом Своим Святым. И Богоявление, которое мы сегодня торжественно прославляем, не закончилось и никогда не закончится, потому что Бог во Святом Духе вместе с нами. Осознание того факта, что Бог не оставил мира, не оставил рода человеческого, не оставил ни одного из нас, должно укреплять нас в вере и благочестии, в желании благодарить Бога и молиться Ему, в стремлении жить по закону, который Господь принес в мир, потому что, только следуя этому закону, человек может обрести полноту жизни или, выражаясь обычным языком, подлинное счастье.

Сегодняшний день являет нам — действительно, физически — присутствие Божественной благодати. Мы верим, что в освященной воде эта благодать присутствует. Мы вкушаем эту воду, мы окропляем ею наши жилища, мы сохраняем ее в своих домах и в тяжелые моменты жизни прикасаемся к ней и снова вкушаем ее, зная, что через это водное естество рядом с нами, буквально в наших руках — Божественная благодать.

Пусть наша вера в Бога, Творца мира и всей Вселенной, Бога, явившего Себя во Иисусе Христе, Сыне Своем, Бога, дарующего нам великую силу через действие Святого Духа, будет несокрушимой и помогает нам идти по жизненному пути. И есть только одно условие, чтобы этот путь завершился полным благополучием: мы должны идти по нему так, как мы научены Господом, и пусть никакие человеческие соблазны, никакие ложные учения, никакая мода, никакие временные, преходящие идеалы не сбивают нас с этого пути. Мы должны отвергать все то человеческое, что входит в противоречие с Божественным законом; но с благодарностью Богу принимать все то, что помогает нам укрепиться в вере, благочестии, мудрости и силе, столь необходимых для достойного прохождения жизненного пути.

Да пребывает благодать Божия над всей вселенной, над каждым из нас. Пусть благодать Господа, явленная на берегах Иордана, будет сопутствовать нам во все дни нашей жизни. И тогда, укрепляемые этой силой, мы достойно пройдем жизненный путь, но, что самое главное, достойно пересечем границу земной и вечной жизни и обретем и Божественное Царство, и жизнь вечную. Пусть сегодняшний день всех нас укрепляет в вере, благочестии, чистоте и верности Господу, явившему Свою милость нам, в том числе через явление Самого Себя на берегах Иордана — в голосе Отца, в погружающемся в иорданские воды теле Господа и Спасителя и в действии Святого Духа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5754824.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #754 : 24 Января, 2021, 19:47:23 »
Патриаршая проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

24 января 2021 г. 14:35

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждому из нас дана благодать по мере дара Божия, благодать по мере того, как Бог нам этот дар передает (см. Еф. 4:7). В том же Послании к Ефесянам, отрывок из которого мы сегодня слышали и которое я только что процитировал, святой апостол Павел говорит: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто не похвалится (см. Еф. 2:8-9).

Эти две фразы из Послания апостола Павла к Ефесянам помогают нам очень многое понять. Во-первых, то, что ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией, — никакие труды, никакие усилия. Мы знаем, что люди употребляют огромные усилия, чтобы сделать карьеру, чтобы выучиться, чтобы достичь чего-то в своей жизни. И достигают, но достигают временных целей, которые имеют лишь относительное значение для жизни будущего века. Но если говорить о достижении подлинной цели бытия, то эту цель, именуемую спасением, то есть полноту жизни в общении с Богом, невозможно достичь никакими средствами, кроме как силой благодати Божией.

Благодать дается нам даром, это великая милость Божия. Через сошествие Святого Духа на апостолов, которому предшествовали страдания Спасителя, Его крестная смерть и Воскресение, через все то, что Бог во Христе сотворил для рода человеческого, нам дана особая Божественная сила, особый дар благодати, который только и спасает нас.

Но возникает вопрос: если человек спасается только Божественной силой, Божественной благодатью, где же тогда сам человек? Где его место в этом малопонятном для ограниченного человеческого разума процессе? И апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: благодатью вы все спасены через веру (Еф. 2:8). Вот где мы.

Сама по себе благодать не может спасти человека, если мы не воспринимаем эту благодать своей верой, если мы не замыкаем особую цепь между Богом и собой посредством веры. Поэтому вера — не только то, что относится к человеческому мировоззрению, не только то, что принадлежит нашему разуму и даже нашему сердцу, но это сила, которая привлекает благодать Духа Святого, и через веру мы получаем Божественную благодать, которая нас реально спасает.

Эти отрывки из послания апостола Павла действительно открывают нам тайну того, что есть человеческое спасение. Но как сочетается Божественная сила, Божественная благодать и, более сказать, промысл Божий с нашей личной свободой, которой Господь украсил каждого человека? Как взаимодействуют то, что имеет непреодолимую силу в отношении к человеку, то есть сила Божия, с человеческой силой, с человеческой свободой? Над этим вопросами бились в прошлом, да и сегодня еще размышляют философы, но они находят свое разрешение только в тех замечательных словах, которые сегодня мы слышали за Божественной литургией и которые говорят о спасающей силе Божественной благодати, подаваемой нам через веру.

Да поможет всем нам Господь хранить веру в сердце, дабы обретать через нее Божественную благодать. По милости Божией, по человеколюбию Сына Божиего благодать даруется нам всякий раз, когда мы совершаем Святую Евхаристию, всякий раз, когда мы окропляем себя святой водой, всякий раз, когда мы участвуем в церковных Таинствах. Эта благодатная сила даруется нам, почему она и называется в Священном Писании «даром». За эту силу не нужно вносить никаких пожертвований, не нужно ничем жертвовать — только нужно иметь сильную веру, потому что никакие человеческие усилия, никакие духовные упражнения, никакое напряжение воли не поможет нам привлечь к себе Божественную благодать, которая дается даром в ответ на нашу веру.

Наученные этой великой спасительной мудростью, будем помнить, что вера есть непременное условие человеческого спасения. Без веры ничего не получится, никакая цепь с Богом не замкнется, никакая благодать не прикоснется к нашему сердцу. Вот, наверное, поэтому враг рода человеческого и делает все для того, чтобы разрушить в людях веру. Ведь если вера разрушается, то и цепь между Богом и человеком разрушается. Небо не соприкасается с земным, физическим миром, если нет веры. Поэтому так много сил работает на то, чтобы отнять у людей веру; а задача Церкви заключается в том, чтобы постоянно напоминать людям, что вера является непременным условием спасения, потому что в ответ на веру мы получаем Божественную благодать, которая только и может спасти человека.

В самом деле, кто же еще может помочь нам, людям ограниченным, прикоснуться к Божественной жизни? Кто может помочь нам войти в Божественное Царство — какие герои, какие силы человеческие? Но вера открывает перед нами Божие Царство и является той силой, которая помогает наследовать это Царство, и будем помнить, что именно через веру мы обретаем спасительный дар благодати.

Благодатью вы все спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился — пусть эти замечательные слова апостола Павла сохраняются в нашей памяти и в наших сердцах. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5757392.html