Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 534705 раз)

0 Пользователей и 8 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #755 : 31 Января, 2021, 20:39:13 »
Патриаршая проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

31 января 2021 г. 14:03

31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Всех вас приветствую с воскресным днем и днем памяти святых схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского!

Совершенно очевидно, что память этих святых угодников, которые по плоти являлись родителями святого преподобного Сергия, вновь и вновь обращает нашу мысль к тому, что означает родительский подвиг и что означает воспитание в семье детей. Действительно, в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4). Это означает, что если душа человека сформировалась греховно, то в эту душу очень трудно войти Святому Духу и разум такого человека очень трудно поддается просвещению свыше.

А когда формируются и разум человека, и состояние его души? В первую очередь в детстве, и самое большое влияние на формирование человека оказывают его родители. Неслучайно и отец, и мать преподобного Сергия причислены к лику святых — не только потому, что они были родственники ему по плоти, но прежде всего потому, что они были родственниками ему по Духу Святому.

Поэтому, говоря о жизни преподобного Сергия, вспоминая его жизнь, нужно вспоминать и о его родителях, и еще и еще раз обращать свой мысленный взор на то великое значение, которое несет в себе воспитание в семье благочестивыми родителями детей, подрастающего поколения.

Как мы знаем, сегодня имеет место так называемый кризис молодого поколения. Мы видим, как нередко молодежь наша буквально впадает в безумие, теряя всякие жизненные ориентиры, что может проявляться вовне и становиться известным и обществу, и миру. Но ведь такое состояние человека, которое приводит к тяжелейшим последствиям для его личной жизни, а нередко разрушительно влияет и на жизнь общества, не сваливается откуда-то неожиданно — оно формируется в недрах души. На подрастающее поколение огромное влияние оказывают сегодня средства массовой информации, прежде всего телевидение, и особенно Интернет; и положение дел таково, что родителям трудно конкурировать с этой информационной средой.

Вот для того чтобы доброе влияние в семье превозмогало весьма сложные, противоречивые, а иногда и разрушительные влияния извне — со стороны общества, со стороны знакомых, со стороны так называемых друзей — очень важно, чтобы в душе ребенка с самого детства формировался тот мир, который было бы трудно разрушить. А это значит, что в первую очередь должны формироваться правильные мысли, правильные убеждения, которые могли бы дать достойный отпор всяким разрушительным влияниям.

Конечно, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов то влияние, которое оказывается, еще раз хочу подчеркнуть, средствами массовой информации, телевидением, кинематографом. Когда мы вдруг осознаем, что в молодежной среде происходит нечто опасное, нужно задаться вопросом: а откуда исток? Что формирует сегодня сознание молодого человека?

Если мы хотим иметь по-настоящему светлое будущее для нашего народа, для Отечества нашего, мы должны о многом подумать в эти особые дни. Подумать о том, как формируется сознание нашей молодежи, какие силы влияют на сердца и души, как выстраивается информационный поток, который сегодня поглощает современного человека, какими идеями наполнен этот поток и какими силами — светлыми, добрыми или темными, способными погубить человеческую душу.

Настало такое время, когда обо всем этом нужно не просто подумать, а задать себе вопрос: что мы все должны делать, чтобы изменить течение жизни? Слово Божие говорит нам о том, что пред концом света наступит власть тьмы, власть антихриста, власть диавола, — но эта власть может наступить в любой момент, а вслед за тем наступит конец истории. Но ведь пока не наступил! Это означает, что добра в мире больше, чем зла, потому что диавол победит только тогда, антихрист придет только тогда, когда зла будет несоизмеримо больше, чем добра, когда человеческое общество перестанет быть жизнеспособным — вот тогда и конец.

Но мы видим, что пока это совсем не так. Мы видим замечательные примеры героических поступков людей. Мы являемся свидетелями того, что во множестве семей по-доброму воспитываются дети. Мы видим, что добро и способность отличать добро от зла не ушли из человеческого общежития, не ушли из личной жизни людей. А это значит, что еще есть время, которое нужно использовать для того, чтобы в личной, семейной и, конечно, общественной жизни укреплялось добро и давался совместный отпор всякому злу, всякому губительному воздействию на человеческую душу, дабы эти воздействия действительно не похитили души наших молодых людей, да и, собственно, людей любого возраста.

Обо всем этом мы молимся нашим святым угодникам Божиим. Вспоминая сегодня святых преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия, мы молимся и о всех родителях, чтобы Господь помог им, вразумил, помог осознать ответственность не только за свою семью и за детей, но и за наш народ, за наше общество. По примеру святых Кирилла и Марии воспитывайте детей в вере православной, прививайте им основы нравственности, которая помогает человеку отличать добро от зла, чтобы, когда дети ваши столкнутся с искушениями и соблазнами, в их душе вовремя прозвучал сигнал тревоги, дабы силы зла не похитили их души, не только сделав несчастными в этой жизни, но и погубив для жизни вечной.

Пример святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия, пусть поможет сегодня всем родителям понять, что и плод их любви — дети — могут быть такими же, как преподобный Сергий, а то и превосходить угодников Божиих прошлого, если в сердцах детей будут заложены вера православная, сильное нравственное чувство, принципиальность в различении добра и зла, дабы никакая злая сила не могла погубить их души.

Молитвами святых Кирилла и Марии, родителей святого преподобного Сергия, да укрепит Господь семейную жизнь нашего народа, да вразумит и благословит родителей и да укрепит на спасительном пути детей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5763399.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #756 : 01 Февраля, 2021, 20:09:36 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в двенадцатую годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

1 февраля 2021 г. 14:15

1 февраля 2021 года, в двенадцатую годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Хотел бы всех вас сердечно поблагодарить за то, что вы, несмотря на стесненные обстоятельства нашего нынешнего общественного бытия, пришли в этот день в Храм Христа Спасителя, чтобы помолиться вместе со мной.

Каждый, кто посвящен в архиерейский сан, знает, что день хиротонии — это самый, наверное, главный день в жизни наравне с днем рождения, а для монашествующих и особенно архиереев — превышающий всякий день рождения, потому что призываемый к архиерейскому служению священнослужитель возлагает на себя, через Божественный промысл, величайшую ответственность. Невозможно нести груз этой ответственности, опираясь только на свои собственные силы. Вот почему те, кого Господь сподобил архипастырского жребия, хорошо знают: если бы не благодать Божия, ниспосылаемая по молитвам всех верующих людей, то было бы невозможно нести это служение, ибо восстает враг рода человеческого на каждого, кто отдает свою жизнь Господу, но особенным образом создает средостение для тех, кому вручается наивысшая ответственность за дело Божие в своем народе.

Нести крест служения, особенно Патриаршего, без молитвенной поддержки епископата, духовенства, верующего народа невозможно. В уединении, в схиме, в затворе можно спасать свою душу, но нести ответственность за спасение народа Божиего в уединении невозможно, как невозможно совершать этот подвиг, опираясь только на собственные силы. Поэтому если что и удается совершить мне, недостойному, на пути моего Патриаршего служения, то без всякой ложной скромности скажу: все это я отношу к величайшей Божественной милости, которая излита на меня и изливается, в том числе через молитвы и поддержку братьев-архипастырей, духовенства и всех вас, мои дорогие, всего нашего верующего народа.

Сердечно благодаря всех, кто сегодня вместе со мной молился в этом храме, и всех, кто сегодня по всему лицу земли нашей возносит о мне, недостойном, свои молитвы, я бы просил еще и еще усилить эту молитву. Потому что время, в которое мы живем, не становится более легким и спокойным; и даже постигшая всех нас пандемия вирусной инфекции является знаком этого неблагополучия и этих трудностей. Это лишь один материальный знак, но как много существует духовных, скрытых знаков неблагополучия, которое действительно прикасается к жизни огромного количества людей! И если добраться до первопричины этого неблагополучия, то это отнюдь не материальные факторы, которые с годами не становятся хуже, — хотя во время пандемии и это испытание выпало на долю нашего народа. В первую очередь это не столько материальные искушения и трудности, сколько искушения чисто духовные. Мы понимаем, видим — когда я говорю «мы», я имею в виду всю Церковь, — что испытания, через которые проходит Церковь XXI века, носят, несомненно, апокалиптический характер. Это испытания, связанные в первую очередь с нашей верой, с нашей верностью Господу, с нашей способностью жить по Божиему закону, не на словах исповедовать веру и не по привычке ходить в храм, а следовать основам нашей веры, Божественным заповедям в своей собственной жизни, через что и достигается спасение благодатью Божией и подлинное благополучие человеческой жизни — и уже здесь, на земле, и, конечно, в Царствии Небесном.

Еще раз прошу вас поминать меня в ваших святых молитвах, дабы Господь дал сил духовных, физических, чтобы достойно нести служение, к которому я призван. Еще раз благодарю сердечно собратьев-архипастырей, моих ближайших собратьев — членов Священного Синода, а также весь епископат нашей Церкви за поддержку, за ревностное осуществление всего того, что решениями Священного Синода во главе с Патриархом определяется в качестве направлений церковной жизни, всего того, что было поддержано Поместным и Архиерейскими Соборами, всех тех многочисленных программ, которые осуществляются ныне в сфере пастырского, учительного, духовнического и прочих служений нашей Церкви.

Опираясь на вашу поддержку, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на ваши молитвы, буду со смирением и упованием на помощь Божию взирать в будущее, дабы, покуда дана мне возможность совершать здесь это земное служение, восполнять и укреплять свои немощи Божией силой, ниспосылаемой на всех, кто принимает Таинство крещения, кто причащается Тела и Крови Христовой и кто в меру сил своих стремится исполнять Божественный закон. Еще раз сердечно прошу вас о молитвах за меня, недостойного, и о вашей духовной поддержке. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5764275.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #757 : 07 Февраля, 2021, 22:19:48 »
Патриаршая проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля 2021 г. 16:15

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:35-43) мы встречаемся с удивительной человеческой трагедией, которая была разрешена силой Божией. Некто слепой неотступно следовал за Спасителем, зная о Его чудодейственной силе, и кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» Он просил Господа об исцелении от страшного недуга; и можно себе представить, какой силы была эта мольба, когда слепой точно знал, что перед ним Тот, Кто может его исцелить. И слепой сознавал: если он упустит эту великую для себя возможность, то уже никогда не увидит Божий свет. Тогда Господь говорит ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя».

Эти слова доносят до нас величайший смысл того, что есть вера в Бога, какой огромной силой исполняется человек, который верит в Бога. А почему? А потому что вместе с верой открывается и ведение; вера вводит человека в живое соприкосновение с Господом, и каждый, кто обращается к Богу с верой, обретает особый жизненный опыт.

Вся атеистическая работа с верующими людьми, направленная на то, чтобы разрушить их веру, сводилась в нашей стране к тому, чтобы рационально, опираясь якобы на некие научные достижения, доказать, что Бога нет. Несчастные пропагандисты просто не понимали, что используют совершенно иной способ убеждения, чем тот, через который люди приходят к вере в Бога. Ссылаясь на некие достижения науки, на некие логические рассуждения, атеисты стремились убедить верующих в том, что вера в Бога ничтожна, потому что Бога нет.

Почему же все это не достигло цели? Да потому что вера людей основывается не на человеческих знаниях, но на реальном духовном опыте — опыте соприкосновения с Божественной силой. И это не самовнушение, ведь никакое самовнушение не могло дать людям силу идти навстречу мучениям, смерти, вставать у расстрельной стены. Им надлежало ответить на вопрос, быть или не быть: если ты остаешься верующим — не быть, или сохранить жизнь, если отрекаешься от веры. Какое здесь могло быть самовнушение? Все отходит на второй план, наступает момент истины, главный момент человеческой жизни, — и в этот главный момент люди не через логические доказательства, а через реальный опыт общения с Богом заявляли о своей вере и не предавали Господа.

Вера не только соединяет человека с Богом. Вера возвышает человека, вера дает ему некие крылья, помогающие взлететь над обыденностью, над человеческими предрассудками и предубеждениями, над некими штампами мыслей и слова, над всякой модой — имеется в виду не мода одеваться, а мода на мысли, на политику, на определенные образцы поведения. Вера вооружает человека таким знанием, что он воспаряет над всякой повседневностью и становится неуязвимым. Все, что легко порабощает человека, все, что вводит его в плен чужих мыслей или чужих действий, искренне верующего человека поработить не может.

Вот почему всякие революции, которые стремились поставить человека в центр бытия, всегда были связаны, так или иначе, с отрицанием Бога и в первую очередь направляли острие своей борьбы против веры. Взять хотя бы наши революционные события начала XX века. Вроде как борьба была направлена против эксплуататоров — помещиков, капиталистов, но когда после 1920 года помещиков и капиталистов уже и в помине не было, борьба с верой и Церковью только нарастала. И даже в 50-е и в начале 60-х годов — какие уж тогда эксплуататоры, какие классовые враги? Никого не осталось, все позади, — а война с верой продолжалась.

И возникает вопрос: а почему так? А потому что вера приносит подлинную свободу от всякого плена человеческого, будь то плен идеологический, политический или какой-либо другой. Вера возвышает нас, приближает к Богу и помогает оценить с Божественной высоты все то, что происходит в человеческой жизни, увидеть суету этой жизни, — особенно тогда, когда в очередной раз кто-то призывает к великим героическим свершениям во имя справедливости, во имя благополучия, во имя человеческого счастья. Но мы, взирая на происходящее с остротой зрения верующего человека, должны не терять способность различать духов и оставаться свободными от всякого приражения чужими мыслями и идеями, от всякого плена идеологий и политических концепций, потому что мы пребываем только в одном плену — в плену Божественной благодати.

Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сравнительно недавно был учрежден этот замечательный праздник: в связи с том, что первой жертвой безбожного террора стал владыка митрополит Киевский Владимир, погибший у стен Киево-Печерской лавры, было принято решение поминать в этот день всех убиенных Христа ради, всех святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Предыдущие героические поколения русских православных людей не убоялись страданий и смерти, сохранили верность Христу, а вместе с этой верностью — и способность различать духов. Вот и мы должны, обращаясь к нашим новомученикам и исповедникам, просить у них помощи, чтобы не терять способность различать духов. Помолимся и о том, чтобы Отечество наше никогда более не проходило через бунты, междоусобные брани, через страшные перемены, подобные тем, что отбрасывали страну и народ наш на десятилетия назад и мешали мирному поступательному совершенствованию всех сторон общественной жизни.

Молитвами святых новомучеников и исповедников Российских да хранит Господь страну нашу от всякой междоусобной брани, да хранит народ наш от всяких соблазнов, могущих поколебать веру, а значит, привести к утрате жизненных ориентиров. Пусть Господь укрепляет нас в вере православной, которая действительно дает возможность воспарить над повседневностью и, взирая с небесной высоты на происходящее в нашей личной или общественной жизни, сохранить правильную систему ценностей, которую мы воспринимаем через слово Божие и подлинный религиозный опыт людей, живущих в Церкви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5768793.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #758 : 13 Февраля, 2021, 20:17:04 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 11 февраля 2021 года

11 февраля 2021 г. 23:05

11 февраля 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

Мы открываем первое в нынешнем году заседание нашего Совета. К сожалению, из-за эпидемии нам не удалось провести все заседания, как это планировалось, но сегодня мы проведем с вами очередное заседание Высшего Церковного Совета, используя уже отработанную модель дистанционного взаимодействия. Надеюсь, уже в ближайшее время, по милости Божией, мы все-таки вернемся к традиционному способу общения, лицом к лицу. Именно с таким общением часто бывают связаны самые важные и значительные моменты жизни, и этот способ общения ничем не возможно заменить. Полагаю, каждый из нас, пройдя через опыт пандемии, связанный с ограничением возможностей общаться друг с другом, еще и еще раз оценил, что означает быть вместе, что означает лицом к лицу обсуждать проблемы, передавать непосредственно друг другу свои мысли и свой опыт.

Сегодня мы проанализируем ряд вопросов церковно-общественной повестки дня. Если говорить о церковно-общественном контексте, в котором развивается наша религиозная жизнь, то необходимо отметить всё возрастающее влияние Церкви на жизнь общества. Согласно социологическим опросам, Церковь входит в тройку институтов, которым общество доверяет больше всего. Но если увеличивается влияние Церкви на общество, то возрастает и сопротивление этому влиянию. Чаще всего это выражается через социальные сети, в которых представлено достаточно много материалов, направленных на понижение уровня доверия к Церкви. Все это очень логично: чем сильнее действие, тем сильнее противодействие; так ведь и было на протяжении всей истории.

Конечно, сегодня нет гонений, подобных тем, от которых страдали древние христиане или наш народ в первой половине ХХ века. Тем не менее, никто не отменял тот факт, что не все люди, не все организации с энтузиазмом воспринимают возрастающую роль Церкви, в том числе ее присутствие в информационном пространстве. Вот почему, если мы трезво оцениваем все то, что происходит в сфере церковно-общественных отношений, особенно реакцию средств массовой информации и Интернета на жизнь Церкви, то понимаем: не вся критика в адрес Церкви, с которой мы сталкиваемся, заслуживает того, чтобы к ней прислушиваться. Значительная часть критики провоцируется негативным отношением к самому факту нашего свидетельства в информационном пространстве.

Кроме того, следует сказать, что возникает все больше и больше центров влияния на аудиторию, на общество. Если раньше такими центрами влияния были организации или отдельные выдающиеся люди, то сегодня доступ к Интернету имеет практически каждый, и естественно, что помимо признанных, ярких представителей общественности, творческой интеллигенции, в информационном пространстве присутствуют тысячи и тысячи других умных, образованных людей, и очень часто в обсуждение темы Церкви вовлекается множество участников, по-разному относящихся к Церкви, — в том числе тех, кто обладает даром слова и способностью к письменному и устному выражению своих мыслей. Другими словами, открытое информационное пространство дает Церкви новые возможности, которыми мы в той или иной мере пользуемся; но в том же информационном пространстве присутствуют и другие участники. Стало быть, новые способы коммуникации предоставляют возможности не только для церковной проповеди, но и для ответной негативной реакции на наше присутствие в обществе, в информационном пространстве. Поэтому мы, братья, должны оставаться спокойными в том смысле, что не происходит ничего такого, что выходит за границы логического развития событий. Еще раз подчеркну: чем сильнее наше свидетельство, тем сильнее будет и сопротивление.

Можно сказать и о том, что в современном обществе реанимируются, к сожалению, некие стереотипы атеистической пропаганды, пришедшие из прошлого. Это тоже естественно; но сложность ситуации заключается в том, что не только оживают рудименты старой атеистической пропаганды, но и возникают новые идеологические штампы, порождаемые секулярной философией и секулярным образом жизни, которые подчас становятся орудием борьбы с Церковью.

Совершенно очевидно, что в условиях фрагментации общественного сознания и медиа большое значение имеет сегодня публичная деятельность каждого священника, каждой церковной структуры. Противостоять весьма значительному распространению негатива в адрес Церкви в информационном пространстве довольно сложно, если ограничиваться только центральными информационными органами Церкви, будь то периодические издания, телевидение или радио. Прямо скажу, что большую положительную роль в формировании реального образа Церкви — надеюсь, привлекательного — играют наши синодальные учреждения. Хотел бы особенно поблагодарить наш Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению за активную социальную деятельность, волонтерскую работу, которая осуществляется в условиях пандемии и очень благожелательно воспринимается нашим обществом, что находит свое отражение в СМИ. Я неслучайно отметил роль нашего социального отдела, хотя, конечно, свой вклад вносит практически каждый синодальный отдел. Но наибольший вклад вносят наше духовенство, наш верующий народ, наши православные активисты.

Развивая христианское свидетельство в нынешних условиях, следует придать особое значение нашей миссии в социальных сетях. Сегодня мы будем об этом говорить, но я просто скажу, резюмируя все, что увидел, почувствовал, знакомясь с участием духовенства в социальных сетях. Очень непросто дать усредненную оценку нашего участия в этой сфере деятельности. Наравне с блистательными примерами работы в социальных сетях и Интернете мы имеем также опыт очень неумелого присутствия. В результате на те или иные заявления священнослужителей обрушивается мощная критика; порой образ священнослужителя, заявленный в интернет-пространстве, не соответствует идеалу, который сформировался в культурной традиции нашего народа.

Но в любом случае мы должны помнить, что духовенство так или иначе присутствует в этом пространстве, и, думаю, наша задача заключается в том, чтобы помочь священнослужителям не делать ошибок, удержать их от тех действий и слов, отрицательное влияние которых на аудиторию очень хорошо заметно всем, кроме, к сожалению, самих «говорящих голов» в камилавках или клобуках.

Отчего это происходит? От завышенного самомнения, которое формируется, в том числе, в нашей церковной среде. Ведь священник — это тот, кто проповедует. Хорошо или плохо, но он обращается к аудитории, большой или малой, его слушают, и в храме никто ему не возражает. Священник привык глаголать ex cathedra, то есть с кафедры, что не предполагает дискуссии и возражений. В сознании священника формируется некий принцип «я говорю — остальные слушают», и потому бывает столь болезненной реакция некоторых наших священнослужителей на отрицательные отзывы в Интернете. Мы должны помнить, что христианская проповедь, даже идеальная, примером которой было апостольское слово (не говоря уже о проповеди несовершенной с культурной, богословской или эстетической точки зрения), всегда встречала сопротивление и неприятие, поэтому рассчитывать исключительно на аплодисменты не следует.<br>И вот еще о чем нужно сказать. Когда Церковь вышла в общественное пространство после долгих лет пребывания в атеистической среде, после долгих лет молчания, многие с вниманием, с огромным доверием слушали слово Церкви, — потому что это было в новинку, потому что это была альтернативная точка зрения, потому что это выпадало из навязчивой, надоевшей всем идеологической системы. Это был действительно свежий голос, поэтому к Церкви прислушивались, предоставляли любые аудитории, приглашали выступать и перед молодежью, и на телевидение, и на радио и так далее. Но не могу сказать, что первая волна присутствия Церкви была абсолютно положительной. В каком-то смысле она дезориентировала некоторых священнослужителей, которые выступали от лица Церкви, — потому что не все выдержали соблазн популярности. А когда популярность начала снижаться, у некоторых стали возникать комплексы, стремление вернуть себе популярность всеми средствами и способами. Болезненное восприятие того, что аудитория сокращается, порой приводит людей в рясах к не совсем правильному поведению, в том числе в информационном пространстве.

И вот еще какой темы хотелось бы коснуться. Все, что мы говорим как служители Церкви, будь то в храме или в каких-то аудиториях, все, что мы адресуем людям через информационное пространство, должно иметь только одну цель — спасение людей. Поэтому мы должны сохранять некое бодрствование и способность критически оценивать свои слова, в том числе с точки зрения возможного влияния на духовное состояние нашей аудитории. Когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы, когда он теряет понимание того, на чем должен быть сделан акцент в его обращении к людям, и превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы.

Еще и еще раз хотел бы сказать о том, что наша Социальная концепция до сих пор не устарела; в частности, не устарели сформулированные в ней принципы участия Церкви в политическом процессе. Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг — подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например, среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми. Выступая на одной стороне баррикады как бы от имени Церкви, мы отталкиваем от Церкви тех, кто по другую сторону баррикады. А и там, и там — наш народ; и там, и там — наша паства. Поэтому то, о чем я говорю, — это не уклонение от проблемы, не попытка спрятать голову в норку или под крыло, не проявление страха, а чувство пастырской ответственности за наш народ. Церковь несет ответственность за всех — за правых, за левых, и мы должны находить правильные слова, которые ни в коем случае не должны разжигать конфликт.

Революции начала XX века должны были нас многому научить. Вообще, поколение духовенства, к которому я принадлежу, было научено этим опытом, потому что по возрасту мы ближе к тем событиям, чем нынешнее молодое поколение. Церковь не должна отказываться от пастырской работы с людьми, которые стоят по другую сторону конфликта. Церковь не должна переставать быть и для них Матерью. Конечно, мы не должны добиваться такого отношения к Церкви как к Матери за счет опасных компромиссов, тем более за счет измены истине, но мы должны научиться нести православную христианскую истину в общество таким образом, чтобы не усиливать разделение, чтобы работать на преодоление разделений, а самое главное — работать на то, чтобы люди пришли ко Христу. Потому что если люди придут ко Христу, то они сами преодолеют те разделения, которые могут быть опасны для их духовной жизни и для жизни общества.

Мне хотелось сказать все эти слова, потому что я что-то видел, что-то слышал, что-то ранило мое сердце. И я очень надеюсь, что мы все, осознавая нашу общую ответственность за пастырскую работу с гражданами России и не только с ними, но и вообще с нашей паствой, будем делать всё для того, чтобы помогать людям сохранить себя в условиях политических турбуленций, не разрушить свою веру, но, наоборот, укрепиться в вере, чтобы наше участие позволило снизить градус конфронтации.

Еще раз хочу сказать: в какую страшную бездну были обрушены наша страна и наш народ в результате конфронтации начала XX века! Поэтому, оставаясь самими собой, оставаясь способными говорить правду, оставаясь теми, кто обязан сохранять пастырское отношение к происходящему, мы должны, мои дорогие братья, сознавать огромную ответственность Церкви в нынешнее время и делать все для того, чтобы преодолевались конфликты, которые сегодня присутствуют в нашем обществе, чтобы люди, придерживающиеся разных политических точек зрения, не теряли способность жить и работать вместе.

На этом я закончу свое вводное слово.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5770804.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #759 : 15 Февраля, 2021, 16:28:00 »
Патриаршая проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице

14 февраля 2021 г. 13:41

14 февраля 2021 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день открывает перед нами путь подготовки к Святой Четыредесятнице. В это воскресенье мы слышим евангельское повествование о Закхее (Лк. 19:1-10) — мытаре, то есть сборщике податей, который относился к разряду людей презираемых. Свою должность Закхей получил из рук римлян — тех, кто захватил Израиль, кто поработил еврейский народ. Выражаясь современным языком, Закхей работал в пользу оккупационной власти, и свободолюбивые израильтяне, болезненно переживая все то, что с ними произошло, то, что язычники захватили власть над народом избранным и над святыми местами, с презрением и негодованием относились к тем, кто добровольно служил римским властям, собирая подати со своего собственного народа. Вот почему в сознании тогдашних израильтян мытари были наравне с самими великими грешниками.

Но вот один из этих мытарей, Закхей, настолько возжелал увидеть Спасителя, что, будучи небольшого роста, влез на дерево, чтобы оттуда Его увидеть. Сам по себе поступок — из ряда вон выходящий, ведь Закхей относился к числу тех, кому дана власть, а взрослые люди, имеющие власть, обычно по деревьям не лазают. Если им нужно что-то увидеть, у них есть возможность подойти поближе — растолкать толпу, заставить народ расступиться. Но Закхей влез на дерево, уничижая самого себя, только для того чтобы увидеть Спасителя. И Господь, видя этот реальный духовный подвиг Закхея — подвиг самоуничижения, смирения, — говорит ему: «Сойди, Закхей, сегодня Я буду в твоем доме».

Этот евангельский сюжет многому нас учит в преддверии Святой Великой Четыредесятницы. Он учит нас тому, что, несмотря на человеческие грехи и даже преступления,  подлинное стремление к Богу, запечатленное смирением и неким отказом от самого себя, открывает дорогу к покаянию и спасению.

Пример Закхея — удивительный пример. В этой истории все так просто и так неожиданно. Все человеческие условности разрушаются силой смирения, и готовность увидеть то, что Господь в личности Своей принес миру, побуждает Закхея на этот удивительный поступок, с которым Евангелие знакомит нас именно в преддверии Святой Великой Четыредесятницы, Великого поста, который мы должны будем провести таким образом, чтобы и смирение стяжать, и веру укрепить, и в подвигах воздержания закалить свою волю к спасению.

Молитвами святых угодников Божиих, в том числе тех, кого мы сегодня поминали, да благословит Господь наш жизненный путь и да поможет нам, отказываясь от самих себя, приносить плоды покаяния.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5772318.html