Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533067 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #765 : 14 Марта, 2021, 16:15:11 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя

14 марта 2021 г. 15:39

14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день исполнилось 45 лет служения в архиерейском сане Его Святейшества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий!

Сердечно благодарю Вас за добрые слова, которые Вы сказали и от себя, и от всех членов Священного Синода. Слагаю все это в моем сердце — именно в таких добрых словах я черпаю силу, когда обстоятельства становятся очень непростыми и требуется принимать сложные, а порой и судьбоносные решения. Потому что понимаю: мои немощные руки, мой разум, мои физические и духовные силы зависят не столько от того, насколько мой организм физически способен справляться с этими нагрузками, но в первую очередь от того, насколько сила Божия споспешествует во всех делах. И то, что я говорю сейчас, — не от книжности, не пересказы других людей; это проистекает из моего личного жизненного опыта, и я с радостью готов им делиться со всеми.

Замечательные слова из Послания апостола Павла к Филиппийцам: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). Если ограничиться только первой частью этой фразы — «все могу», то это была бы декларация лжеименного человеческого знания, декларация человекобожия, декларация тех, кто считает, что высочайшей ценностью является человек, его жизнь, и нет больше ничего, с чем следовало бы считаться. Но эти слова никогда не стали бы частью Священного Писания, неся в себе лишь часть правды об огромных возможностях человека — его разума, его физических и духовных сил. Поэтому эти слова восполняются Божественным смыслом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, то есть могу все, если со мной Бог.

Этим христианское послание отличается от человеческого, от того, что совершенно несправедливо, на мой взгляд, называют гуманистическим взглядом на жизнь. Слова святого апостола Павла все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе наполнены не человеческой мудростью, но мудростью Божественной.

Что же это означает? Каков смысл этих слов? Господь дал человеку огромные силы — силу разума, силу воли, силу чувств. Природа человека способна на очень многое; однако если бы эта природа не вдохновлялась Божественной силой, если бы человек не оплодотворялся Божественной благодатью, то утверждение «все могу» повисало бы в безнадежном отсутствии реальных доказательств этих слов. Но когда мы слышим слова апостола все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, то становится ясно: человек действительно может все, когда он вместе с Богом, когда его разум, его физические и духовные силы поддерживаются силой Божественной благодати.

А почему я говорю об этом сегодня, в день 45-летия своей архиерейской хиротонии? Не только потому, что эти слова удивительным образом соответствуют сегодняшнему дню, но в первую очередь потому, что на опыте своей жизни, в том числе на 45-летнем опыте архиерейского служения, могу уже не только повторить слова Священного Писания, но и от себя сказать: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Хотя моя жизнь и мое служение начались после Великой Отечественной войны и я, как и большинство здесь стоящих, принадлежу к поколению, не знавшему страха войны, тем не менее нельзя сказать, чтобы это были очень простые годы. Всякое было. Было благополучное (конечно, относительно благополучное) для Церкви время, начиная с 1945-го или 1946 года и до года 1955-го. Потом потихоньку начались заморозки, ударившие лютой стужей по церковному организму в 60-х годах — новым, страшным гонением, которое вошло в историю Церкви как хрущевское гонение, когда одержимый совершенно безумными мыслями государственный лидер решил, что к 1980 году не должно остаться никаких следов религиозности в нашем народе. Он грозился показать последнего священника по телевизору, потому что в 1980 году — люди моего поколения хорошо помнят, даже плакаты такие в школах висели, — нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А при коммунизме не может быть никакой веры.

Все это я говорю к тому, что даже на примере жизни одного человека можно свидетельствовать о величайшей милости Божией, о том, что Господь в нас и вместе с нами проходит наш жизненный путь и никакие бесовские силы, никакая власть неспособны победить Бога, то есть поставить непроходимое средостение между Богом и человеком. Вот почему слова апостола Павла все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе наполняют нас твердой убежденностью в том, что если Бог с нами, то ничто не может нас победить.

Действительно, годы моего архиерейского служения не совпали со временем кровавых гонений, но это были трудные годы, и бороться нужно было буквально на каждом шагу. Еще будучи ректором тогдашних Ленинградских духовных школ, я должен был бороться — с риском если не для жизни, то, несомненно, с риском для своего положения — за каждого студента, точнее, за каждого абитуриента, который подавал прошение о поступлении. Никто не мог быть принят без согласия власти, а если бы такое произошло, то несчастный студент все равно никогда бы не получил ленинградской прописки и не смог бы учиться. Поэтому волей или неволей надо было согласовывать каждого абитуриента и доказывать тогдашним властям, что этого человека надо принять. Это был тяжелейший опыт борьбы за каждую человеческую душу, за каждого, кто хотел вступить на путь служения Господу, но я благодарю Бога за то, что Он провел меня через этот опыт.

Конечно, сегодня мы живем в совершенно иных условиях, и нынешнее поколение духовенства, как и большинство верующих, не помнит тех времен, но Церковь является хранительницей памяти, и это очень важно, потому что из памяти вырастает опыт, а из опыта — мудрость. Наша Церковь, которая сегодня находится в совершенно иных, очень благоприятных условиях, никогда не должна забывать опыт предыдущих поколений, опыт борьбы Церкви Русской за каждую человеческую душу. Именно поэтому память о моей архиерейской хиротонии для меня сопрягается с памятью о всем том, что было связано с сохранением и укреплением веры православной в жизни нашего народа.

Я благодарю всех своих наставников, своих благочестивых родителей, дедушку и бабушку. Мой дед был исповедником, прошел десятки тюрем и ссылок только за то, что боролся против обновленчества, тогдашнего раскола, инспирированного властью; за то, что бескомпромиссно отстаивал свою личную веру и вообще право русского человека оставаться православным. С благодарностью вспоминаю благочестивых родителей — протоиерея Михаила и матушку Раису, которые воспитали меня и всех детей в глубокой вере, в доверии Господу, в готовности и в желании служить Ему. Особенно вспоминаю в этот день приснопамятного митрополита Никодима, моего учителя, который не только сделал очень многое для того, чтобы укрепить мою веру и мое желание служить Церкви, но и приложил немало усилий к тому, чтобы это служение было направлено на последовательное утверждение веры в сердцах наших людей. Потому испытываю особое чувство благодарности к моему духовному наставнику, совершенно несправедливо оклеветанному, — к счастью, осталась безрезультатной попытка вычеркнуть его из числа подлинных исповедников веры православной в советское время. Благодарю покойного владыку митрополита Никодима и верю, что он сегодня пред Господом и молится и за меня, недостойного, и за многих, в сердцах которых он посеял веру православную в тяжелейшие годины искушений и гонений. Вспоминаю многих добрых людей, с которыми встречался на жизненном пути, — это были светские люди, представители тогдашней ленинградской, точнее сказать, еще петербургской интеллигенции, люди верующие, благочестивые, хорошо образованные, которые, конечно, также оказали влияние на мою душу.

Благодарю не только тех, кто был в прошлом, но и тех, кто в настоящее время остается со мной, — членов Священного Синода, моих единомышленников, которые поддерживают мои инициативы и начинания и своим единомыслием в значительной степени определяют сегодня единство всей нашей Церкви. Сердечно благодарю епископат и клир города Москвы и, конечно, всех вас, мои дорогие, за вашу любовь и за вашу молитву. Прошу и впредь не оставлять меня, недостойного, в своих молитвах, потому что только опираясь на силу Божию, как уже было сказано сегодня, можно совершать те дела, к которым призывает каждого архипастыря Господь, поставляя его на свешницу совершенно особого служения Церкви и людям.

В завершение хотел бы сказать, что время, в которое мы живем, внешне благополучное, тоже исполнено многих опасностей, и нужно иметь достаточно острое духовное зрение, чтобы видеть опасности, которые происходят не столько в стране нашей, сколько во всем мире. Совершенно очевидно, что вера в Господа и Спасителя является действительно преградой для наступления антихриста, для наступления последних времен, связанных с господством зла. А потому все те, кто борется, защищая веру, защищая Божию правду, вступают на поле брани с темными силами зла. Но Господь учит нас, чтобы не устрашалось сердце наше, чтобы мы, с упованием на Его помощь, на Его благую совершенную волю, укрепляясь верой, совершали то, что должны совершать как православные христиане и в своей личной, и в общественной жизни. А покуда будет так, Господь непременно будет приклонять милость Свою и к Церкви нашей, и к народу нашему.

Еще раз всех вас сердечно благодарю за ваши молитвы и за вашу духовную поддержку. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5788096.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #766 : 15 Марта, 2021, 21:14:55 »
Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Храме Христа Спасителя

15 марта 2021 г. 13:38

15 марта 2021 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По милости Божией мы достигли святых дней Четыредесятницы, времени особого. Как говорили многие святые отцы, Четыредесятница — это весна духовная, а весной как бы раскрывается вся природа, распускаются цветы, поднимается трава, зеленеют деревья, обновляется жизнь. И если эти образы, заимствованные из природы, отнести к духовной жизни, то точно так же во время Святой Четыредесятницы должно произойти обновление наших духовных сил. Мы должны укрепиться в благочестии, в правильном целеполагании, связанном в первую очередь со стремлением к спасению души, потому что это и есть единственная цель, достижение которой простирается в вечность. Все другие цели ограничиваются земной жизнью человека, а забота о душе простирается в вечность.

Святые дни Четыредесятницы, как и многие другие дни, посвященные особой заботе человека о своей душе, соединяются в святоотеческом сознании с таким понятием, как покой. Покой — это не праздность. Кстати, славянское слово «праздность» на русском языке звучит очень убедительно — «пустота». Праздный человек — это человек пустой, лишенный внутреннего содержания. И когда мы в молитве святого Ефрема Сирина просим: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то на первом месте — особая просьба к Богу оградить нас от праздности, от пустоты.

Почему же так? А потому что праздность никогда не остается праздностью. Подлинной праздностью, пустотой в физическом мире является вакуум. Вакуум — это пространство, в котором нет даже воздуха, это абсолютная пустота, праздность. Но мы знаем, что это состояние противоестественно для физического мира, и достаточно нарушить преграду между этим объемом праздности и окружающим миром, как вакуум немедленно наполняется воздухом, и никакая сила не может этому помешать, потому что праздность впитывает в себя окружающую среду. И когда мы просим Господа оградить нас от праздности, мы просим Его оградить нас от величайшей опасности, которую праздность таит в себе, — от способности вбирать в себя все, что нас окружает, часто без всякого разбора. Не сама по себе праздность опасна — опасность заключается в том, что вместо праздности появляется нечто воспринятое из окружающей среды, чаще всего греховное. Праздность — это и есть некий синоним греха, потому что на место праздности, место пустоты немедленно приходит грех как некое вещество духовное, способное заполнять пустоту человеческой души.

Ну, а что же нам делать для того, чтобы никогда не поддаваться праздности? Как соблюдать себя, чтобы душа не сделалась пустой? Необходимо наполнять душу таким содержанием, которое поглощало бы душу, захватывало ее; а для того чтобы это содержание имело спасительный смысл, мы должны душу свою наполнять прежде всего Божественными истинами, Божественными глаголами, потому что только Слово Божие несет нам абсолютную истину и есть величайшая ценность.

Именно время Великого поста предоставляет нам такую возможность — находясь в храме, стараться, несмотря на сложности славянского текста, проникать в смысл читаемого. Понятно, что невозможно следить все время за чтением; даже самый сосредоточенный человек — и тот неспособен в течение нескольких часов полностью погружаться в слушание текста. Но, может быть, потому и богослужения у нас с вами не такие уж короткие, чтобы дать возможность в течение этого времени все-таки приобщиться к тому, что произносится в храме, к тем спасительным мыслям, которые содержатся в богослужебных текстах и Священном Писании.

Действительно, для того чтобы преодолеть праздность, нужно наполнять себя положительным содержанием. Это имеет отношение ко всей жизни человека, но в первую очередь к его духовной жизни. Поэтому так важно чтение Священного Писания, а если есть возможность, то и житий святых; также, если есть навык чтения святоотеческих текстов, очень полезно читать святых отцов. Другими словами, нужно находить, особенно во время Великого поста, эту возможность, это окошечко в нашей повседневности, в нашей жизни, загруженной многими, хоть и не всегда значимыми событиями, — для того чтобы погружаться в священные мысли, доносимые до нас словом Божием, в мысли святых отцов. Как я уже сказал, богослужения дают нам такую возможность, хотя многим из-за незнания славянского языка затруднительно понимать все, что читается и поется в храме Божием. Может быть, это следует восполнять домашним чтением житий святых, но в первую очередь — чтением Священного Писания.

Мы должны жить действительно богатой духовной жизнью. Вот тогда никакого вакуума внутри нас не будет, и никакая праздность не заполнится греховным содержанием. Но нужно еще и еще раз уразуметь, осознать, прочувствовать, может быть, даже выстрадать то, что пустота и праздность, то, что иногда так желанно и что мы по ошибке отождествляем с отдыхом, таковым вовсе не является. Господь, создав человека, предназначил его к труду и дал ему заповедь об отдыхе: шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:9). В новозаветной истории этот седьмой день стал воскресеньем, первым днем недели, который мы обязаны посвящать мыслям о вечности. Мы должны посвящать этот день уразумению того, чему Господь через слово Свое учит нас. И тогда мы действительно окажемся способными изгонять праздность из своей жизни, не создавать внутренний духовный вакуум, не пускать в свою жизнь все то греховное, опасное, погубляющее душу, что немедленно проникает в душу, если она пуста, если там вакуум, если там ничего нет.

Великий пост учит нас многим важным смыслам, познание которых открывает нам путь к спасению. И если молитва святого Ефрема Сирина начинается с просьбы к Господу о том, чтобы Он избавил нас от праздности, то всякий раз, когда мы слышим эту молитву, давайте молиться Господу, чтобы Он оградил нас от этой опасности и не дал возможности злым началам заполнить то пространство в душе, которое возникает, когда она пребывает в праздности. Умудренные великими словами молитвы святого Ефрема Сирина, постараемся сохранить их и в уме, и в сердце своем. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5788412.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #767 : 15 Марта, 2021, 22:10:12 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

14 марта 2021 г. 22:23

Вечером 14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь произнес при жизни Своей слова, которые многие затем с недоумением повторяли, особенно после Его смерти, Воскресения и Вознесения. А слова такие: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Люди прожили жизнь, а Царство Небесное, пришедшее в силе, не увидели — так и возник у многих вопрос, что же означают эти слова.

Многие в первом поколении христиан, отталкиваясь от слов Спасителя, ожидали Его скорое пришествие, и этим ожиданием была проникнута вся их жизнь. Но мы знаем: те, кто ожидал скорое пришествие так, как они его себе представляли, совершенно неверно понимали миссию Христа. Ибо Господь пришел не для того, чтобы спасти только одно поколение людей, которые имели возможность видеть Его, быть Его современниками. Господь принес спасение для всего мира и для всех человеческих поколений до скончания века.

Мы живем с полным пониманием того, что слова Господа «стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», исполняются, и исполняются постоянно. О каком же Божием Царстве идет речь? В прямом смысле о том мире, о той системе духовных ценностей, которые Господь принес в мир; и последующий опыт церковной жизни, опыт святых угодников, подвижников, людей просветленных, одухотворенных, иногда возлагавших на себя тяжелейшие условия бытия и через преодоление этих трудностей достигавших огромных духовных высот, свидетельствует об истине слов Христа Спасителя.

Слова «некоторые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», относятся и к нашему поколению, и к каждому из нас. Но от нас зависит, будем ли мы способны увидеть Божие Царство или не заметим его, не поймем, в чем оно и как Господь являет Свое Царство роду человеческому.

Великий пост, который погружает нас в атмосферу воздержания, молитвы, определенных ограничений, связанных с приемом пищи, и предназначен для того, чтобы вывести нас из тяготения повседневности, наших забот, нашей суеты, чтобы мы максимально сосредоточились на том едином, что дает человеку возможность спасения, чтобы нам, земнородным, в меру наших сил, в ответ на наши скромные, но искренние усилия была приоткрыта тайна Божественного Царства.

И ведь все это возможно, потому что если бы не открывалось Божие Царство людям, то положительного религиозного опыта вообще бы не существовало и не к чему было бы стремиться. Но это Царство открывало себя многим и многим, тысячам людей — по крайней мере, всем, кого мы называем святыми, всем мученикам, которые не убоялись физической смерти, только чтобы не предать это Божие Царство; всем преподобным и богоносным людям, и прославленным Церковью, и неизвестным Церкви. Царствие Божие открывается огромному количеству людей — конечно, не как постоянная данность, но как некое просветление, как радость на сердце, которую мы обретаем и в момент богослужения, и в момент причащения Святых Христовых Таин, и тогда, когда мы бескорыстно совершаем добро, когда жертвуем собою или от себя во имя ближних. Это духовное состояние, которое посещает верующего человека и которое никак не обусловлено логикой повседневной жизни и напротив, приходит к нам вопреки этой логике, — это состояние и есть не что иное, как прикосновение к нам Божиего Царства.

Великий пост дает нам возможность вырваться из притяжения повседневности и хотя бы на мгновение прикоснуться к иной жизни, чтобы уловить эти сигналы вечности, которые Господь несомненно направляет на всех нас. Вот только с нашими приемниками беда — не всегда мы способны настроить свой внутренний приемник ума и сердца так, чтобы улавливать эту Божественную и спасительную волну. Великий пост и дается нам для того, чтобы мы починили свои приемники, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы мы научились делать добро, чтобы мы укрепились в вере, чтобы почувствовали красоту и радость богослужения и молитвы в храме.

Конечно, все это потребует усилий, но если бы не было усилий, то, наверное, и результат не был бы таким вожделенным. Все, что легко дается, быстро проходит, но то, что человек зарабатывает трудом, то, что он обретает, прилагая большие усилия, навсегда становится частью его жизни. Вот Господь и дает нам возможность, через незначительные усилия, связанные с воздержанием от определенного рода пищи, с более частым посещением храма, с более частым принесением исповеди, более частым причащением Святых Христовых Таин, отрегулировать свое естество, починить свой приемник, чтобы он хотя бы на какие-то мгновения улавливал волну Божественной благодати. Переживая эти великие мгновения жизни, человек навсегда их сохраняет в своей памяти, и эти переживания формируют то, что мы называем нашими религиозными убеждениями, — теми, что проистекают не от человеческих рассуждений, не от некой логики, не от неких доказательств, а от реального опыта, который мы переживаем, соприкасаясь с силой Божественной благодати, которая способна изменить нас, способна открыть нам двери Царства Небесного.

Великий пост — это не мрачное и скучное, как некоторые считают, и недостойное современного человека времяпрепровождение. Это замечательное время, время духовного опыта, время особых духовных упражнений, особой духовной тренировки, без которой мы не сможем усваивать силу Божественной благодати и преломлять ее в конкретные поступки нашей жизни. Великий пост открывает нам двери рая, и на пути к этой Божественной жизни, для которой каждый из нас предназначен и которая от каждого от нас ускользает по нашим грехам, мы должны сделать первый и самый главный шаг — примириться с нашими ближними. Мы должны испросить прощения, как бы тяжело для нас это ни было. Даже если наше прощение повиснет в воздухе и не получит ответа, что бывает крайне редко, — не нужно корить себя за то, что сделано, потому что если человек не простил в ответ на вашу искренность и готовность покаяться пред ним, то Бог вас прощает вместо этого человека. Господь дает нам много способов, возможностей, инструментов, если хотите, для налаживания нашей духовной жизни, а одним из важнейших инструментов и является покаяние.

Сегодняшний день мы называем Прощеным воскресеньем, потому что в канун Святой Четыредесятницы мы по обычаю церковному испрашиваем друг у друга прощение, как бы трудно это ни было. И вне зависимости от того, прощает нас человек или не прощает, принимает он нас или с удивлением пожимает плечами, мы всегда должны проходить свою часть пути, а если нет движения к нам навстречу, то Господь к нам приближается и дарует Свою благодать.

В этом и заключается тайна прощения, тайна принесения покаяния. Мы должны пройти свою часть пути, и начинается этот путь с сегодняшнего святого вечера. Испросим друг у друга прощения — у наших родных, близких и, может быть, не очень близких, а даже дальних людей. И давайте помнить: чем тяжелее у кого-то попросить прощения, тем больше нужно приложить сил, чтобы это сделать. Ведь там, где легко, там обмен словами «прости Христа ради — Бог тебя простит» происходит почти автоматически, а вот там, где действительно конфликт, где люди еще не исцелились от ожогов взаимной неприязни, там испрашивание прощения и прощение того, кто просит прощения у нас, и является хоть небольшим, но реальным подвигом, реальным шагом навстречу Воскресшему Христу Спасителю, Который явится нам во всей силе и радости в день Его Светлого Воскресения.

Да поможет нам Господь именно так — со смирением и упованием на волю Божию — пройти поприще Святой Четыредесятницы, начав это поприще с испрашивания прощения у наших ближних и дальних. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5788243.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #768 : 17 Марта, 2021, 14:59:52 »
Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

17 марта 2021 г. 14:32

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #769 : 27 Марта, 2021, 18:38:49 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года

26 марта 2021 г. 17:53

26 марта 2021 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.

Мы проходим через непростое время пандемии, которая, несомненно, накладывает свой отпечаток на жизнь нашего народа, нашей страны и на жизнь Церкви, в том числе на работу центрального церковного управления. Тем не менее, держа руку на пульсе, постоянно получая оперативную информацию о происходящем в Церкви, могу свидетельствовать о том, что пандемия не нарушила мирное и созидательное движение церковной жизни. Конечно, нам не удается сделать все, что мы запланировали, не удается продолжать некоторые программы с той же интенсивностью, как это было ранее, но тем не менее наш епископат, духовенство, монашествующие, активисты из числа мирян осуществляют все то, что должны осуществлять, — с полным пониманием ответственности за то служение, на которое Господь их благословил.

Хотел бы сказать несколько слов о нашей сегодняшней работе. Один из вопросов, которые нам предстоит рассмотреть, — это вопрос об Экспертном совете при Патриархе по взаимодействию с исламским миром.

Многие десятилетия Русская Православная Церковь активно участвует в межрелигиозном диалоге, и важнейшим направлением в этой работе остается диалог с исламским миром. Мы солидарны с представителями ислама по многим вопросам, в первую очередь таким, как защита традиционных ценностей, в том числе семейных, укрепление начал милосердия и справедливости в жизни общества. Однако подчас начинает казаться, что все правильные слова уже сказаны, все декларации приняты, и возникает вопрос: а что дальше? Вот почему нужно постоянно отслеживать все, что происходит в сфере церковных отношений с исламом, и вносить коррективы в эту траекторию, наполняя, если требуется, наши отношения новым содержанием. Пока сохраняется религиозная мотивация поступков людей, наши недруги, не разделяющие религиозных убеждений, будут пытаться использовать естественно существующие разногласия, чтобы стимулировать более глубокие разделения. Но вера призвана давать людям силы к созиданию, как то и происходит на протяжении тысячелетий. Поэтому мы имеем большой потенциал — говоря «мы», я имею в виду людей религиозных, — чтобы укреплять, несмотря на различия в наших традициях, ту систему сотрудничества и взаимодействия, которая уже существует и должна набирать силу. Мы должны быть добрыми, открытыми к общению собеседниками не только во время проведения межрелигиозных форумов. Перед лицом всё возрастающих вызовов со стороны секулярного мира важно укреплять нашу солидарность в отстаивании права исповедовать свою веру и жить в соответствии с ней. Наполнение может быть разным, но сами рамки приемлемы для всех традиционных религий, — думаю, в этих рамках мы и должны работать.

Развитие отношений с исламским миром сегодня приобретает особую важность еще и потому, что попытки навязывания ложных ценностей, особенно в семейной сфере, являются общим вызовом и для нас, и для них. У нас много тем для совместной работы, и мы должны использовать общность интересов, возникающую из социального, политического, культурного контекста, в котором мы все сегодня находимся. Поэтому представляется необходимым развивать взаимодействие с исламом как в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, так и во всем мире. Мы создали Экспертный совет по взаимодействию с исламом, и я рассчитываю, что сегодня мы сможем обсудить более детально все то, что касается наших отношений с миром ислама.

Конечно, вызовом для межрелигиозного согласия являются международные конфликты. Они не могут не отражаться на межрелигиозных отношениях, и нередко возникает угроза перенесения этих конфликтов в религиозную плоскость. Не могу не упомянуть в связи с этим эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе, где пролилась кровь, но благодаря действиям религиозных лидеров удается не допустить того, чтобы этот конфликт из политического и межэтнического был перенаправлен в межрелигиозное русло. Я находился в постоянном контакте и с Католикосом всех армян, и с Верховным муфтием Азербайджана, и должен сказать, что этот живой, естественный контакт содействовал тому, что религиозные лидеры настолько, насколько это было для них возможно (ведь и они находятся под сильным прессом окружающей их среды), все-таки вступили в определенный контакт, и по милости Божией вновь удалось предотвратить наполнение политического конфликта религиозным содержанием. Все это стало возможным в результате многолетних миротворческих усилий при участии Русской Православной Церкви. Конечно, все эти действия не разрешили конфликт, но поставили преграду на пути его превращения в религиозную войну. Наша максимальная цель — остановить всякий конфликт, вдохнуть мирный дух в людей, но не всегда это возможно сделать в короткий промежуток времени. А вот конкретная цель — не допустить перерастания конфликта в религиозную войну, — была поставлена и по милости Божией достигнута.

Верю и надеюсь, что религиозные лидеры Азербайджана и Армении еще внесут свой вклад в прекращение противостояния, в примирение между народами, и представители религиозных групп как Азербайджана, так и Армении будут несомненно участвовать в этом процессе, движимые общим желанием прекратить конфликт и восстановить мир. Дружба и понимание между верующими людьми, живущими своими убеждениями, являются силой, которая дает надежду на преодоление разногласий и построение справедливого и прочного мира, и каждый из нас, религиозных лидеров, обязан привносить в это свой вклад. Радуюсь, что я, осуществляя это служение как Патриарх Русской Православной Церкви, имею очень добрых, мудрых сопереговорщиков как в лице религиозного лидера Азербайджана, так и в лице Патриарха и Католикоса всех армян. Я неслучайно коснулся темы межрелигиозного напряжения, которое возникло в связи с Карабахом, чтобы еще раз подчеркнуть, что у нас есть, может быть, ограниченные, но все-таки реальные возможности использовать религиозный фактор и особенно мудрую, осмотрительную, я бы сказал, пастырскую позицию как Католикоса всех армян, так и главы мусульман Азербайджана, для того чтобы содействовать укреплению мира и стабильности в этом регионе. Мне хотелось сказать об этом, начиная заседание Высшего Церковного Совета, и, может быть, мы еще вернемся сегодня к этой теме.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5791727.html