Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 410873 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #775 : 18 Апреля, 2021, 22:59:32 »
Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста

18 апреля 2021 г. 15:22

18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 10:32-45) посвящено очень важной теме — первенству власти, стремлению быть первым; а если не первым, то, по крайней мере, быть во власти, то есть над теми, кто вокруг тебя, а, может, и над теми, кто далеко от тебя, — все зависит от человеческих амбиций. Одному хочется быть первым в небольшом коллективе, в семье, кому-то — уже в большей группе людей, ну, а кто-то стремится быть первым над многими и многими. И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы находим такие слова Господа: кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугой, а кто хочет быть первым между вами — страшные слова! — да будет всем рабом.

Слова Спасителя раскрывают подлинный смысл того, чем должны быть человеческая власть и первенство между людьми; и чем выше и значительнее эта власть, тем бо́льшие обязанности и бо́льшую ответственность возлагает этими словами Господь. Ведь что такое слуга? Это тот, кто работает на другого, но, конечно, у него еще есть какое-то время и для себя: отработал, отслужил, пришел домой и там более или менее свободен. Но уж если ты хочешь быть действительно первым, то должен стать для всех рабом, а это значит, что даже придя домой, ты не имеешь права освободиться от той огромной ответственности, к которой Господь тебя призвал, и всех тех обязанностей, которые Господь на тебя возложил.

Чем выше по лестнице власти поднимается человек, тем большая на нем ответственность. А чем большая ответственность, тем ýже пространство всего, что касается личности. Сокращается пространство личной жизни, интересов, удовольствий, свободного времяпрепровождения — все это поглощается поразительными словами Спасителя «больший, будь как раб». То есть, ни свободы тебе, ни свободного времени, ни удовольствий, — ты должен весь отдать себя тому служению, к которому Бог тебя призвал, и только тогда будет нравственно и духовно оправдана твоя власть над другими людьми. Более того, только тогда люди будут воспринимать твое участие во власти с уважением, благодарностью и послушанием.

Было бы хорошо, если бы сегодняшнее евангельское чтение или, по крайней мере, отрывки, которые я сейчас процитировал, все начальники повесили бы у себя над кроватью либо поставили на письменный стол, и задумались над тем, что призыв быть слугой и быть рабом — это не человеческие, а Божии слова, и только так человек во власти оправдывается перед Богом и становится авторитетом и любимым лидером для народа. Кстати, это хорошо известно из прошлого. Не буду сейчас перечислять известные персоналии из нашей отечественной истории, но совершенно очевидно — чем больше царь или полководец отдавал себя делу, которому служил, чем более беззаветным и преданным этому делу был весь его образ жизни, тем больше любви стяжал такой царь или полководец среди народа.

А уж если называть по крайней мере одну историческую личность, то я бы хотел вспомнить Александра Васильевича Суворова. Генералиссимус, достигший самого высокого воинского звания — но каким же простым он был среди солдат! Его любили, как отца, он ел из миски ту же похлебку, что и рядовые военные, он был вместе с ними. Замечательная картина — «Переход Суворова через Альпы». Он не спускается по уютной дороге — он с кручи летит вместе со своими воинами. Конечно, это художественный образ, но он впитал в себя знания о жизни великого полководца.

Кто хочет быть бо́льшим, пусть будет слугой, а кто хочет быть первым — да будет рабом. И это не гипербола, не притча — это прямое указание и прямое обращение ко всем, кто во власти. Вот тогда власть становится близкой народу и поддерживается народом, а носитель такой власти становится любимым руководителем и даже национальным героем.

То же касается и Церкви, ведь и здесь власть. Власть духовная, но под этой духовной властью — многие люди. И когда священнослужитель призывается к особенно высокому служению, когда он призывается стать епископом Церкви и поднимается выше по иерархической лестнице, — как важно, чтобы с каждой новой ступенькой все отчетливее и отчетливее утверждалась мысль о том, что каждая новая ступенька, по которой человек поднимается, в том числе служа Господу в Церкви, — это новая ступенька к новым подвигам и новым трудам, вплоть до полной отдачи себя тому делу, к которому Господь нас призвал.

Конечно, эти слова имеют отношение не только к тем, кто во власти. Под властью мы обычно понимаем руководство значительными коллективами людей, но ведь то же самое — и в семьях. Когда муж с женой борются за власть, они должны понимать: тот, кто одерживает победу и становится первым, несет всю ответственность за семью, за дело, которое он решил возглавить. Ведь главный в семье — это не тот, кто переговорит другого, не тот, кто громче кричит на кухне, и не тот, кто может стукнуть кулаком по столу. Власть в семье — это в первую очередь отдача того, кто ею обладает, полная отдача себя во благо мужа или жены, детей и всех тех, кто в семье.

Если именно таким образом мы будем воспринимать власть — как служение, даже как рабство во благо других людей, — то резко сократится количество карьеристов. Человек, стремящийся только подниматься по служебной лестнице, неблагонадежен для Царствия Небесного, ведь на нем не исполнятся сегодняшние слова Господа и Спасителя, а значит, и участие во власти не принесет благо ни самому человеку, ни тем более тем, над кем он поставлен.

Пусть сегодняшнее евангельское чтение вразумит и успокоит всех тех, кто стремится к большей власти, особенно тех, кто одномоментно этой власти не обретает. Успокойтесь, мои братья и сестры, подумайте. Подумайте о сегодняшних словах Господа и Спасителя, и, может быть, уже не будет такой невероятной ревности о том, чтобы вступить на еще одну ступень, которая будет возвышать вас над окружающими.

Вразумленные Божественными словами Господа, обращенными к Его ближайшим апостолам, будем и мы стараться именно таким образом относиться к тому, что есть власть или первенство в любом коллективе, от самого малого до самого большого. Тогда власть будет прочной, и узы, соединяющие людей в общности, над которой тот или иной человек поставлен, будут крепкими и нерушимыми. Может быть, от правильного понимания власти зависит и единство народа. Дай Бог, чтобы единство в нашем народе постоянно укреплялось, и чтобы власть, в том числе в нашей стране, всегда помнила те великие слова, которые сегодня Господь всем нам сказал через Свое евангельское повествование. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5800015.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #776 : 24 Апреля, 2021, 19:28:06 »
Патриаршая проповедь в Лазареву субботу

24 апреля 2021 г. 14:04

24 апреля 2021 года, в Лазареву субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особенный день — Лазарева суббота, когда Церковь вспоминает великое чудо, совершенное Христом, — воскрешение умершего человека. О Лазаре невозможно было сказать, что он находился в летаргическом сне или в обмороке, или страдал от какой-то болезни, которая как бы прекратила на время его связь с внешним миром, — это был реально умерший человек, погребенный во гробе, то есть в пещере. Вход в пещеру был закрыт камнем — так делалось для того, чтобы инфекция от разлагавшихся тел не выходила наружу и не приносила вреда людям. Все было сделало в соответствии с законом, гроб был запечатан; но вот на четвертые сутки Господь силой Своей изводит из гроба смердящего умершего человека — в пеленах, с признаками тления, то есть с совершенно необратимыми последствиями реальной смерти, которая начала разрушать все человеческое естество.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», — вот какими словами мы прославляем сегодняшний день. Мы связываем чудо воскрешения Лазаря с общим воскресением всех умерших. И когда люди рационально мыслящие, не принимая факта всеобщего воскресения, задаются вопросом, как же может Господь телесно воскресить умерших, когда от них даже праха не осталось, — то ответ простой: а какая разница между подвергшимся тлению человеческим естеством, которое уже четыре дня как переступило границу жизни и смерти, и теми, для кого переход этой границы произошел более продолжительное время назад? Действительно, воскрешение Лазаря есть великий акт, свидетельствующий о силе Божией, способной воскресить весь человеческий род. Именно так: весь человеческий род будет изведен из гроба во времена Второго пришествия Господа и Спасителя на Страшный Его Суд.

Воскрешение Лазаря имеет огромное историческое значение, когда мы, оборачиваясь вспять, всматриваемся в это дивное свершение Господа нашего Иисуса Христа. Но сегодняшний день имеет также эсхатологическое значение — он показывает нам, что произойдет с каждым из нас, что произойдет с родом человеческим по Втором пришествии Господа и Спасителя, когда Господь явится во славе, чтобы судить живых и мертвых. Мы все воскреснем телесно, и те, кто будет достоин, выйдут в сретение Господа и Спасителя.

Совершенно не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы, потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о Его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя.

Пусть предстоящие дивные дни Святой Страстной седмицы помогут укрепить нашу веру в жизнь вечную, в воскресение, в бессмертие. Помогут задуматься о том, с чем мы выйдем в сретение Господа и Спасителя по своем воскресении из мертвых. Да укрепит Господь нашу веру через эти дивные воспоминания евангельских событий и да поможет нам еще и еще раз подумать о самих себе, о нашей жизни, о наших грехах, о наших суетных заботах. О том, что на пути решения этих маленьких и больших человеческих проблем мы совершаем не только доброе и хорошее, но и злое, плохое. И пусть Господь поможет нам как бы со стороны взглянуть на свою жизнь и провести дни Святой Страстной седмицы, не забывая и о том событии, которое мы сегодня воспоминаем, то есть в памятовании о всеобщем воскресении, а значит, и о нашей смерти и о нашем воскресении. И да не будут эти мысли овеяны страхом смерти, но да сопровождаются они стремлением достойно выйти в сретение Господа по нашем воскресении из мертвых. А это значит, что эти мысли должны сопровождаться нашим твердым желанием изменить жизнь к лучшему, оторваться от суеты, посмотреть с высоты на нашу жизнь, дабы, исправив ее, иметь надежду на воскресение и жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5802114.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #777 : 25 Апреля, 2021, 19:52:33 »
Патриаршая проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

25 апреля 2021 г. 16:29

25 апреля 2021 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δόξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.

И вот о чем нам следует теперь подумать. Как Церковь Божия, Церковь Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы должны жить так, как Он жил, — по крайней мере, стремиться к этому. Но на этом пути существует множество преград и соблазнов, в том числе соблазн властью. Мы знаем, что в какой-то части христианского мира этот соблазн оказался настолько велик, что власть Церкви стала отождествляться с властью государственной и даже превосходить ее. Не будем вспоминать сейчас хорошо известные примеры из духовной жизни Западной Европы, где церковная власть боролась со светской за первенство и в течение веков утверждалась мысль о том, что власть Церкви должна быть больше, чем власть светская.

В нашей отечественной истории, в новейшей истории, были события, в которых я принимал непосредственное участие. Старшее поколение помнит, какой реальный гражданский конфликт разворачивался вокруг Белого дома. Тогда ко мне — а я был постоянным членом Священного Синода и председателем Отдела внешних церковных связей, которому было поручено взаимодействие и с Правительством, и с общественными организациями, — пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. И я не нашел никаких слов, кроме того, чтобы сказать: весь опыт Церкви Вселенской и Русской свидетельствует о том, что если Церковь становится частью политической борьбы, то у нее сразу появляются политические противники, а ведь среди них могут быть люди православные. Значит, Церковь, борясь за власть, непременно становится фактором разделения народа. И возникает вопрос: если Церковь, отождествив себя с той или иной политической силой, становится фактором политической борьбы, то разве может она оставаться и авторитетом, и домом, и духовной Матерью для всех? Да никогда! Потому что, подходя к храму, тот или иной человек самого себя спросит: «А здесь мои политические друзья или мои политические противники?» А вот сегодня никто не сможет самому себе задать этот вопрос, подходя к дверям православного храма, — они открыты для всех, для всего народа нашего.

Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ.

Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению.

Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5802355.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #778 : 28 Апреля, 2021, 20:43:37 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 апреля 2021 г. 14:12

28 апреля 2021 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня последний день, когда мы прочитали великопостную молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», и на этом как бы завершается Великий пост. Собственно, он завершился на прошлой неделе, но по богослужебному уставу в каком-то смысле продолжается до сегодняшнего дня; а завтра начинаются дни воспоминаний о страданиях Господа — особые, ни с чем не сравнимые дни, которые вводят нас в совершенно удивительное состояние сопереживания всему, что произошло со Спасителем нашим, пришедшим в мир, чтобы через страдания и смерть всех нас спасти.

А в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 26:6-16) мы находим повествование, очень важное для нашей жизненной ориентации, для определения всей нашей системы ценностей. Мы встречаемся с двумя лицами: во-первых, с женщиной, которая возлила на Спасителя драгоценное миро, имевшее огромную цену. Трудно сказать, сколько бы это было в перечислении на наши деньги, но согласно некоторым толкованиям их бы хватило на проживание человека в течение целого года. И вот эта женщина, не будучи богатой, отдает все средства, которые могла бы тратить в течение года, чтобы купить драгоценное миро и помазать им Спасителя. Ясно, что это действие никак не могло улучшить ее материальное существование; это не было ценное вложение, которое вернулось бы с процентами, — это была отдача от сердца, может быть, всего того, что она имела. Вот одна личность, с которой нас сегодня знакомит Евангелие.

А вторая личность — это ученик Спасителя, один из Двенадцати, особо приближенных к Господу. Что же произошло в душе этого ученика, когда он увидел, что женщина потратила огромные деньги, чтобы купить миро и возлить на главу и тело его Учителя? Он вознегодовал и сказал, — наверное, чтобы оправдать перед Спасителем свою реакцию, — что было бы лучше продать это миро и раздать деньги нищим. Но евангелист замечает, что не о нищих пекся Иуда, а сказал так, потому что был вор и похищал деньги из общей казны святых апостолов, у которых не было своих имений и которые питались от того, что жертвовали Господу люди, — все это складывалось в общую казну, а Иуда был ее держателем.

И вот этот человек не смог выдержать того, что увидел, и сорвался, обнаружив всю свою суть. Иуда понял, что ему нечего делать ни с Учителем, ни с тем, кто рядом с Ним, потому что его внутренний мир абсолютно не соответствовал их миру. Именно после того как Иуда увидел возлияние драгоценного мира на тело Спасителя, он идет к первосвященникам и говорит: «Что вы мне дадите, чтобы я предал Его?» Известно, что ему дают тридцать сребреников.

Два человека и два мира. А разве не так происходит и в нашей жизни? И эти два мира никогда не пребывают в мире между собой, как Иуда не мог находиться в мире с апостолами и с той женщиной, которая возлила драгоценное миро на Спасителя. Эти миры всегда находятся во вражде, в открытой войне, и несет агрессию мир Иуды — мир стяжания, мир денег, мир, в котором всякое благосостояние связывается исключительно с могуществом, основанном на деньгах. Эти два мира находятся во вражде, и, наверное, так будет до конца человеческой истории. А потому сегодняшний евангельский рассказ, который обращен к нам с вами, требует и от нас ответа на вопрос: а в каком мире хотим жить мы? В мире женщины, которая отдала все Спасителю и обрела, несомненно, святость бытия и в этом мире, и в мире грядущем, — или в прагматическом, направленном на обогащение мире Иуды?

Этот вызов стоит перед всеми нами. А ведь сколько бы ни было материальных средств у человека, он может распоряжаться ими по-разному — либо в спасение, либо в погибель себе. Поэтому неслучайно сегодняшний день, который предшествует дням воспоминаний о страданиях и смерти Господа и Спасителя, посвящен этой теме — теме материальных ценностей и отношения к ним людей. А отношение людей к материальным ценностям совсем не связано с уровнем благосостояния — человек может быть состоятельным и вместе с тем добрым, от сердца помогающим другим; а человек с ограниченными средствами может никогда не делиться с другими, ссылаясь на свою материальную недостаточность. Другими словами, нам сегодня предлагаются два пути: путь, который ведет к общению с Богом и который пролегает через совершение добра ближним своим, — и путь, который направлен исключительно на собственное материальное благополучие и никогда не приведет к Богу. И мы знаем, как много людей избирают сегодня второй путь, не зная, что он ведет к погибели.

Нам дается возможность соприкоснуться с Божественной тайной, в которой содержится нечто очень важное для всей нашей жизни и для всего нашего спасения. И, приоткрывая эту тайну, мы можем видеть, что ключ к Царствию Небесному в наших руках, когда мы способны отдавать от себя другим, когда мы способны жертвовать; и он никогда не будет в наших руках, если мы живем для самих себя и создаем свое материальное благополучие преступным и греховным путем. И да поможет нам Господь укрепиться, преодолевая тяготение сребролюбия и всего того, что препятствует нам на пути ко спасению. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5803466.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2196
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #779 : 29 Апреля, 2021, 17:31:33 »
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 апреля 2021 г. 14:55

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5803830.html