Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 407397 раз)

Лидия Цвет. и 4 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2171
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #785 : 06 Мая, 2021, 21:13:59 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг Светлой седмицы после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 мая 2021 г. 14:00

6 мая 2021 года, в четверг Светлой седмицы, день памяти великомученика Георгия Победоносца, праздник Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кадеты, все, кто сегодня присутствует в храме! Всех сердечно поздравляю с праздником памяти святого великомученика Георгия и, конечно, с прекрасным Пасхальным днем.

День памяти святого великомученика Георгия совпадает с первой неделей Пасхи, тем более с первым днем Пасхи, не так уж часто. Но эти совпадения обычно имели место тогда, когда народ наш очень нуждался в некоей победе. Известно, что 22 июня, в воскресенье, которое было Неделей Всех святых, в земле Российской просиявших, Гитлер напал на тогдашний Советский Союз, вступил на нашу землю. Я абсолютно уверен, что он не знал об этом совпадении, а может быть, даже если бы узнал, то не придал бы никакого значения. А вот православные люди всегда придавали значение тому, что именно в день Всех святых, в земле Российской просиявших, врагом были попраны священные рубежи нашего Отечества. И потому, несмотря на отступление в первые месяцы, несмотря на тяжелые кровопролитные сражения в течение всей войны, вера в победу нашего народа никогда не иссякала. И для православных людей залогом этой веры было то самое совпадение 22 июня, а также совпадение, связанное с сегодняшним днем. Мы празднуем победу 9 мая, Европа празднует 8-го, из-за разницы в двух часах по времени, но реально победа свершилась именно в день святого великомученика Георгия Победоносца. Эти совпадения, связанные с судьбоносными событиями в жизни и истории нашего народа, невозможно игнорировать. Как не игнорировали верующие люди совпадение 22 июня с днем празднования Всех святых, в земле Российской просиявших, так и нам, кто в большинстве своем родился после войны, никогда не нужно забывать, что победа над страшным врагом произошла в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Святой Георгий Победоносец — покровитель российского войска. Высший военный орден дореволюционной России — это орден святого Георгия Победоносца, и замечательно, что сегодня возрождается чествование святого великомученика в российской армии. К сожалению, ввиду непростой эпидемиологической ситуации я не имел возможности совершить сегодня, по сложившейся традиции, богослужение на Поклонной горе и затем участвовать в параде кадетов. Но особенно рад видеть здесь представителей кадетов, хоть и в небольшом количестве, — взирая на них, сразу вспоминаешь о кадетском параде, который так украшал этот день.

Памятуя о святом Георгии Победоносце как святом нашей Победы, мы должны осознавать, что все эти совпадения не случайны. Даже то, что Жуков, маршал Победы, вошедший с русскими войсками в Берлин, носил имя Георгий, тоже неслучайно, тоже знак того, что Георгий Победоносец был с нами в тяжелейшие моменты смертоносной войны, от исхода которой зависело, быть или не быть русскому народу, быть или не быть России, быть или не быть всем народам, составлявшим и составляющим сегодня историческую Россию. Поэтому, совершая богослужение в день святого Георгия Победоносца, особенно когда этот день приближен к празднику Святой Пасхи, мы прославляем Господа, принесшего нам избавление от страшного смертельного врага, мы прославляет Георгия Победоносца, который является символом победы не только над врагом видимым, но и над врагом невидимым. И молимся святому Георгию, чтобы он ходатайствовал пред лицом Божиим о защите нашего народа, нашего Отечества, всей исторической Руси, чтобы никогда не ослаблялась и тем более не исчезала из душ наших людей вера православная, но чтобы удивительные события, связанные с Божиим присутствием в нашей истории, такие как победа в Великой Отечественной войне, укрепляли нашу веру и мы нам не поддавались на легковесные заявления тех, кто игнорирует присутствие веры в человеческой жизни. За нами великая история, великие чудеса, дивные совпадения, и только слепой не может из всего этого выстроить совершенно конкретную систему, в которой духовное начало, несомненно, присутствует в нашем историческом бытии. У нас есть основание благодарить Господа, особенно сегодня, в день прославления святого Георгия Победоносца, за победу, которая была явлена нам при жертвенном участии всего нашего народа, и за многое другое, что ограждало и ограждает нашу страну от всяких напастей, бед и зол, несущих в себе угрозу разрушения народной жизни.

Будем хранить в памяти великое чудо святого великомученика Георгия Победоносца, связанное с окончанием Великой Отечественной войны. Будем помнить великую жертву наших воинов, тех, кто оставался в тылу, но не дожил до победы, потому что изнурял себя тяжелейшим трудом во имя Победы. Никогда не забудем наших героев и простых граждан, которые в тяжелейшие годы войны работали на то, чтобы враг не разрушил жизнь нашего народа и не одержал над нами победу. Память святого Георгия Победоносца, соединяющаяся с праздником Святой Пасхи, — это замечательный символ, который в завершение Великой Отечественной войны стал реальным историческим фактом. А для нас это день, наполненный великими духовными смыслами, который требует от нас еще более сильной веры и доверия ко Господу, осознания того, что означает молитва в нашей жизни, и требует от всех нас не декларативной, а реальной любви к своему народу и своему Отечеству, готовности по примеру наших благочестивых предков вставать на защиту Отечества всякий раз, когда возникает угроза самому бытию нашего народа.

Молитвами святаго великомученика Георгия Победоносца да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь державу Российскую и наши победоносные Вооруженные силы, да ограждает народ наш и всю историческую Русь от врагов внешних и внутренних, да благословляет нас на мирную и созидательную жизнь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5806495.html

Онлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2171
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #786 : 14 Мая, 2021, 21:51:47 »
Патриаршее обращение к участникам VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров

14 мая 2021 г. 10:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил видеообращение участникам VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Этими жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех делегатов VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров.

Сегодня информация о нормах веры и жизни Церкви широко представлена в медийном пространстве, поэтому современным миссионерам нет необходимости идти с проповедью о Христе даже до края земли (Деян. 1:8), как то было в апостольские времена. Очевидно, что в просвещении, в слове истины нуждаются наши сограждане, люди, живущие с нами в одном городе, ходящие по одной улице. Именно они зачастую не в состоянии разобраться в информационном потоке или преодолеть навязанные заблуждения, поэтому современный миссионер должен уметь эффективно работать, общаться, вести диалог не только с теми, кто проявляет интерес к вере, но и с теми, кто, пребывая в плену ложных знаний, уклонился от истины или сознательно ей противится.

Убежден, что успех миссии во многом зависит от внутреннего состояния тех, кто вступает на путь сего ответственного служения. А что означает внутреннее состояние? Это в первую очередь состояние ума. Человек должен быть образован, он должен владеть соответствующими знаниями — но не только, ведь миссия очень далека от чтения лекций, где требуются в первую очередь знания и сила ума. Каждый миссионер должен обладать личным духовным опытом. Личное стремление к святости, искреннее желание нести свет евангельской истины, дабы люди видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного, по слову Евангелия (Мф. 5:16), — это важнейшая основа христианской проповеди.

Отрадно, что многие проекты Миссионерского отдела, задумывавшиеся как разовые и точечные, — я хорошо помню это время, — ныне реализуются на постоянной основе, а некоторые стали масштабными и программными. Хотел бы с удовлетворением отметить усовершенствование научно-теоретической базы православной миссиологии; выражаю надежду на расширение и актуализацию этого курса в духовных учебных заведениях, но при этом хотел бы сделать вот какое важное замечание. Миссиология — это теоретический курс, но если этот теоретический курс отрывается от практики, то его реальное усвоение практически невозможно. Поэтому в наших учебных заведениях должны быть практические занятия по миссиологии, наших студентов нужно выводить на так называемое миссионерское поле. Очевидно, что работа в этих направлениях очень важна и должна стать частью нашей практики, дабы деятельность Миссионерского отдела приобрела системный характер.

Одним из значимых направлений миссии, наряду с антисектантской и апологетической работой, в нынешнем политическом и социальном контексте является укрепление церковного единства и разъяснение особой важности сплоченности, единодушия и единомыслия среди верующих. К этому делу призваны все верные чада Церкви, наипаче же те, кто посвятил себя миссионерскому служению. Потому что разделение Церкви — это вызов, который сегодня требует ответа, иначе разделение будет терзать тело Церкви, ослаблять нашу церковную жизнь. Я призываю всех миссионеров близко к сердцу принять тему единства Церкви и направлять свою миссию на ситуации, которые угрожают нашему церковному единству.

Желаю всем вам плодотворной работы и призываю на вас и ваши труды благословение Воскресшего Христа Спасителя.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5808488.html

Онлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2171
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #787 : 16 Мая, 2021, 20:58:26 »
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

16 мая 2021 г. 16:23

16 мая 2021 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Патриаршее богослужение предварило работу XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, участники Рождественских чтений, сердечно приветствую в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Выражаю глубокое удовлетворение в связи с возможностью собраться всем нам, несмотря на непростые обстоятельства, связанные с эпидемией, — во-первых, чтобы поддержать замечательную традицию Чтений; во-вторых, чтобы еще и еще раз вместе прочувствовать важность единства — единства в вере, единства в Святой Евхаристии, единомыслия по многим важным вопросам. Чтения как раз и позволяют нам убедиться в этом единомыслии. Конечно, даже среди самых близких людей бывают разномыслия, и они допустимы во второстепенном, но никогда не допустимы в самом главном. Недопустимо разномыслие в основах веры; недопустимо разномыслие в понимании того, что означает христианская нравственность; недопустимо разномыслие в самых фундаментальных принципах, определяющих бытие нашей Церкви.

Замечательно, что сегодняшнее богослужение совпало с памятью святых жен-мироносиц. Если вдуматься в жизненный подвиг этих женщин, то, наверное, весь смысл, весь драматизм и все богатство их служения определяет одно слово — «верность». Казалось бы, кто должен быть верным Христу даже до смерти? Кто не должен был убояться никаких страхов, которые естественным образом возникли, когда Спаситель подвергся аресту, пыткам, а затем и крестной смерти? Кто был рядом с Ним, кто был ближе всех? Ближе всех были апостолы — и где же они? Даже в Гефсиманском саду — и то заснули. Господь молится, предвидя, предчувствуя, переживая приближающиеся страдания и крестную смерть; Он нуждается, по человеческому естеству, в поддержке, — а апостолов нет, они спят, и даже когда Господь пробуждает их, они снова засыпают… А где апостолы, когда Спасителя пригвоздили ко кресту? Остается лишь Иоанн, а кто еще окружал крест? Жены-мироносицы, которые сохранили верность Господу, невзирая на страх смерти. Можно представить, что происходило у креста: распятый, поверженный Учитель, о Котором все говорили, что Он великий, что Он чудотворец, — и вот Он беспомощно висит на кресте вместе с разбойниками, и потому разочарование, возмущение, гнев людей, которые, проходя мимо поверженного Учителя, плевали, оскорбляли, ругались... А кто же стоял у креста? Кто не убоялся кричащей толпы? Вместе со Спасителем был жены-мироносицы. Все боялись, а они не убоялись, потому что любили Спасителя, а любовь преодолевает всякий страх. Где любовь, там и верность; а если нет верности, то нет и любви.

Эти слова можно применить не только к страшной картине распятия, но и к каждому из нас. Любовь изгоняет страх. Подлинная любовь не может быть без верности, и эту любовь к Спасителю в первую очередь проявили жены-мироносицы. Именно поэтому в Пасхальные дни мы торжественно прославляем их святые имена, а вместе с ними — множество жен, угодивших Господу святостью жизни, не убоявшихся гонителей, ставших мученицами и исповедницами, жен, посвятивших свою жизнь Христу либо в монашеском звании, либо в бескорыстном делании добра в отношении ближних своих. Мы прославляем сегодня тех, кто не на словах, а на деле не убоялся страха, не убоялся даже гибели своей, но остался верным Спасителю.

Эта верность каким-то особым образом проявилась в жизни женщин-христианок. Я, как и многие из вас, помню советское время, когда ходить в храм означало подвергнуть себя риску — потерять работу, лишиться карьеры, попасть в список тех, к кому с подозрением относилась власть. И кто же тогда наполнял наши храмы? В абсолютном большинстве — женщины. Женщины-христианки, те самые жены-мироносицы, которые и у Голгофского креста XX века не побоялись быть рядом со Спасителем. Они посещали Божии храмы, они, часто втайне от мужей, крестили детей, благословляли их на ночь, пытались привить им самые основы православной веры. И все это делалось в условиях полного неблагополучия и даже риска, в том числе связанного с непредсказуемой реакцией самых близких для них людей, их супругов, которые по большей части не разделяли христианских убеждений. Поэтому женщины-мироносицы — это не только явление новозаветного времени. Это удивительное явление в жизни Церкви, это способность сохранять верность Христу, мужественно идти до конца, давая пример своим мужьям и братьям, и даже всему народу.

Вот и сегодня женщин в храме больше, чем мужчин, и, наверное, так будет до скончания века. А это означает, что у женщин особое служение — быть мироносицами, быть продолжателями дела святых апостолов, нести весть о Христе, воспитывать в вере своих детей, внуков, воздействовать на знакомых, близких, родных, которые еще далеки от Христа. Великая миссия — свидетельство о Христе Воскресшем — до сих пор лежит на наших женщинах, которые и несут это служение за пределами храмов Божиих. Поэтому поздравляю сегодня наших православных жен-мироносиц и хотел бы пожелать вам, дорогие сестры, сил, крепости сохранять верность Христу, воспитывать в этой верности Господу своих детей, влиять на то, что происходит в семье, особенно когда возникает опасность отхода от веры, разрыва с христианской жизнью. Вы на передовой линии в борьбе за Христа Воскресшего, ведь именно в семье нередко проходит этот фронт между верой и неверием, между Божией правдой и желанием эту правду разрушить. И дай Бог, чтобы наши женщины, православные христианки, в полной мере были сегодня готовы — и духовно и, я бы сказал, интеллектуально — служить Воскресшему Спасителю.

Думаю, эти слова очень уместны и в том смысле, что адресуются участникам Рождественских чтений. Мы проводим эти замечательные собрания верующих людей, для того чтобы поразмыслить о нашей церковной жизни, о направлениях современной приходской работы, в которой опять-таки женщины играют ведущую роль. Чтения дают нам замечательный импульс для развития внутрицерковной жизни, и дай Бог, чтобы и предстоящие ваши выступления, ваши дискуссии, ваши беседы помогали учиться друг у друга, возрастать в вере и верности Господу и в понимании тех задач, которые сегодня стоят перед Церковью и которые мы обязаны решать для того, чтобы сохранялась и умножалась вера православная в нашем народе.

Приветствую собратьев-архипастырей, духовенство, еще раз всех вас, мои дорогие. И пусть Воскресший Господь Спаситель через пример жен-мироносиц нас всех укрепит в готовности служить Ему, отвергая всякие страхи и опасения, как служили Ему жены-мироносицы — бескорыстно, с полным сознанием важности совершаемых ими трудов, в полном понимании того, что эти труды могут и не встречать поддержки со стороны родных, близких, общества. Пусть пример святых равноапостольных жен-мироносиц поможет всем нам достойно совершать наше служение во благо Церкви Божией, во славу Воскресшего Спасителя. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5809702.html

Онлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2171
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #788 : 19 Мая, 2021, 20:21:16 »
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам XXIX Международных образовательных чтений

17 мая 2021 г. 16:37

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил видеообращение участникам XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Уважаемые участники XXIX Международных образовательных чтений! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Этими пасхальными словами я сердечно приветствую всех вас, кто собрался сегодня в этом зале, и всех, кто присоединился к нам благодаря трансляции из других аудиторий Москвы и из иных городов России и зарубежья.

Наверное, никогда еще в почти 30-летней истории образовательного форума не было такой ситуации, когда год, прошедший между Чтениями, внес столь значительные изменения в жизнь нашего общества.

Промыслительно сложилось так, что прошлые Чтения, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, предварили испытания минувшего года. Вспоминая жертвенный подвиг народа в тяжелейший военный период, мы имели возможность осознать, что нынешнее испытание пандемией не идет в сравнение с той бедой, а терпение, которое нам надлежало проявить, — лишь легкий отзвук огромного напряжения душевных и физических сил, пережитого нашими предками.

Конечно, терять близких и волноваться за их здоровье всегда тяжело. Но все же постигшее мир испытание преподало людям немало важных уроков. Мы смогли в полной мере прочувствовать, сколь важны солидарность, взаимная поддержка и помощь, какое значение приобретают в этих непростых условиях такие добродетели, как послушание, жертвенная любовь к ближним, самоотречение, терпение и смирение. Человечество увидело, что нельзя полагаться на кажущуюся стабильность и безопасность мира, на достижения технического прогресса, которые вдруг оказываются бессильными перед новой бедой. Но думаю, особенно важно то, что мы осознали и прочувствовали ценность того, к чему уже стали, увы, нередко относиться с привычкой: к возможности свободно посещать богослужения и приобщаться Святых Христовых Таин.

Скажу больше. Парадоксально, но во время самоизоляции мы стали в чем-то даже ближе друг к другу и почувствовали ценность общения. Большим утешением для многих стали организованные трансляции храмовых богослужений. И священнослужители, и миряне делали все для того, чтобы не разрушилось молитвенное общение между людьми, чтобы не было утрачено духовное единство. Уверен, что пережитый ценный опыт войдет в историческую память нашего народа, и надеюсь, что мы сможем извлечь из него немалую пользу на будущее.

Однако мы стали, к сожалению, и свидетелями разделений. К мерам, предпринимаемым государством и Церковью ради сохранения жизни и здоровья людей, порой относились как к посягательству на личную свободу и едва ли не отступлению от канонов. Некоторые даже отрицали само наличие нового вируса вплоть до тех пор, пока не встречались с болезнью и смертью лицом к лицу. Мне приходилось убеждать людей, что вирус — это реальность, и, можете себе представить, даже слова Патриарха не вызывали немедленного согласия. В глубине души некоторые продолжали считать, что все это миф, что все это специально кем-то подстроено, для того чтобы ограничить нашу свободу и сделать более трудными условия нашей жизни. При этом опасения верующих, связанные с введением в обиход цифровых идентификаторов и различных систем автоматизированного принятия решений, безусловно, вполне оправданы. А почему мы говорим об этом именно сейчас? Потому что в сознании некоторых людей введение идентификаторов связывается с реальным опасением, что посредством такого рода механизмов может быть значительно ограничена человеческая свобода. И когда вирус привел к тому, что свобода стала ограничиваться, в сознании некоторых тема идентификаторов и тема неожиданно свалившейся на нас пандемии связались воедино.

Обработка личных данных — сфера, требующая особого контроля со стороны общества. Однако Церковь напоминает своим верным чадам, что никакие технические средства не могут установить всесторонний контроль за человеком. Существует сфера, в которую ни при каких обстоятельствах нельзя проникнуть извне, — это наша духовная жизнь. И позвольте вспомнить исторический опыт Церкви в нашей стране. Опыт, связанный с оказанием огромного психологического и политического давления на верующего человека, свидетельствует о том, что никакое давление неспособно проникнуть в глубину нашей духовной жизни, неспособно поработить наш разум и наше сердце.

В годы испытаний мы вспоминаем истинных воинов духа. Их деяния и через века остаются примером, укрепляющим нас духовно, призывающим быть верными Богу и Отечеству. Именно такой личностью является святой благоверный князь Александр Невский, 800-летию со дня рождения которого посвящен наш нынешний форум. Выдающийся российский историк Сергей Михайлович Соловьев так оценил деятельность святого князя: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории» (История России с древнейших времен. Т. 3 // Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. II. Т. 3-4. М.: Мысль, 1988. — С. 155). И, наверное, неслучайно, когда возникла идея определить историческую личность, которую можно было бы отождествить с Россией, назвать именем России, был выбран именно Александр Невский, хотя предлагалось много других достойных исторических имен. Я участвовал в этой захватывающей процедуре, и могу свидетельствовать, как менялось отношение даже тех, кто отстаивал иные имена, в пользу Александра Невского. И ведь никто никого не принуждал, но образ князя, святого и полководца, государственного деятеля и действительно великого патриота, не мог оставить безразличным никого, кто участвовал в этом конкурсе, и голоса были отданы именно за святого благоверного великого князя Александра Невского.

Не буду повторять многократно сказанные слова о жизни и подвигах святого Александра. Образ князя, жертвенно послужившего своему народу и увенчавшего свой жизненный путь принятием монашества, стал примером для подражания для многих последующих поколений наших соотечественников. Масштаб личности святого благоверного князя и величие его исторической миссии заключается не столько в одержанных им победах, сколько в том выборе, который он сделал для своей страны и в русле которого протекала дальнейшая история, развивались культура и национальная жизнь России. Он сумел утвердить наш цивилизационный путь как путь особый, не сливающийся ни с Западом, ни с Востоком. Это своего рода средний, «царский» путь, основанный на традициях православного мировоззрения, которое соединено с жизненным укладом и национальной культурой русского народа.

Храня благодарную память о подвигах святого князя, наш народ посвящал ему монастыри, храмы и часовни в России и других странах мира. И сегодня в рамках Программы строительства православных храмов в Москве уже возведено три храма в честь Александра Невского, еще один храм строится.

Полагаю, что особое внимание государственных структур и общественных институций должно быть обращено к местам, неразрывно связанным с именем великого князя: Переславлю-Залесскому, Великому Новгороду, Владимиру и Городцу, где он завершил свой земной путь. И, конечно, одним из важнейших центров, к которому обращены наши сердца с молитвой к святому, является Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, где с 1724 года почивают его святые мощи, торжественно перенесенные из Владимира, как все мы знаем, императором Петром Первым.

Хотел бы поблагодарить Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за его внимание к нуждам Лавры — одного из важнейших не только духовных, но и культурно-исторических, просветительных центров России. Александро-Невская лавра — это место, с которого начался Петербург. И ведь это тоже символично — со святого места, с места почитания великого князя стала созидаться Северная столица России.

С течением времени народное почитание святого князя не угасало, а только росло. Особенное отношение к Александру Невскому у российских военнослужащих, считающих его своим небесным покровителем. В прошедшем году икона благоверного князя, написанная специально для главного храма Вооруженных Сил России — собора во имя Воскресения Христова, — была принесена в десятки храмов в городах по всей России, и тысячи верующих военнослужащих смогли поклониться почитаемому образу. Убежден, что активная деятельность военно-просветительского центра при главном храме Вооруженных Сил принесет благие плоды в деле воспитания защитников Отечества, и дай Бог, чтобы эти плоды были достойны великого святого.

Говоря о защитниках Отечества, нельзя не обратить внимание на наше казачество с его самобытной культурой. Находясь на рубежах великой страны, они своей жизнью свидетельствовали о верности Православию и о любви к России, к Родине, а оказавшись на чужбине после трагедии ХХ века (напомню, что сегодня потомки казаков проживают более чем в 40 странах мира), казаки стремились сохранить свои традиции, строили храмы, воспитывали детей в православной вере. Тем более и в наших странах важно всемерно способствовать воспитанию казачьей молодежи как верных защитников веры и Отечества.

А теперь я хотел бы произнести несколько слов о чем-то другом. Казалось бы, не имеющем прямого отношения к теме, над которой мы размышляем, но не сказать об этом нельзя — я имею в виду события, которые произошли в Казани. Без преувеличения, эти события потрясли страну и вызвали, как все мы знаем, болезненную реакцию в обществе. В последовавших многочисленных комментариях справедливо подчеркивалась необходимость обратить внимание на усиление охраны школьных зданий, на недопустимость проникновения в школы незнакомых лиц, на обеспечение школ необходимым оборудованием, которое помогало бы осуществлять контроль за происходящим как внутри, так и снаружи. Но, кажется, недостаточно внимания было обращено на самое главное: на тот нравственный климат и на ту систему ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи.

В биографии молодого преступника не содержится даже намека на какие-то особые обстоятельства, которые могли бы объяснить тот цинизм и ту жестокость, с которыми было совершено злодеяние. И действительно, откуда же эта бесовщина в душе ребенка? Да оттуда же, откуда в душе соответствующего героя Достоевского. «Если Бога нет, то всё дозволено». Если Бога нет, то очень часто это место занимает другая могущественная сила, способная бросить и на совершение преступлений, и на самоубийство, и на все то, что губит не только тело, но и душу человека.

Сказанное не означает, что нерелигиозный человек потенциально опасен, — совсем нет. Но сказанное означает, что если нет сдерживающих религиозных факторов, если молодой человек не получил религиозного воспитания, то, во-первых, необходимо, по крайней мере, хотя бы познакомить его с присутствием таковых факторов в истории и культуре своего народа и, во-вторых, — и это гораздо более сложная задача — ограничить влияние на детей и молодежь, не побоюсь этого слова, тлетворного воздействия извне. Кстати, это воздействие может быть не только секулярно-атеистическим, но и псевдорелигиозным, и мы знаем, в какие страшные путы попадают люди, связывающие себя с разного рода мистическими культами и сектами. Время от времени телевидение показывает нам зловещие кадры того, как  псевдорелигиозное воздействие на человека приводит к умопомешательству, суициду, многим правонарушениям.

Затронув тему воспитания и образования, хочу призвать всех, от кого это зависит, оказать всю возможную поддержку школе. Мы все прекрасно понимаем, что от школы — и не в последнюю очередь от ее дошкольного, начального и среднего звена — зависит формирование личности, а значит, будущее Отечества. Поэтому в фокусе внимания всех, кто ответственен за образование и воспитание молодежи, должна быть не только подготовка молодежи к профессиональной деятельности, о чем сейчас много говорится, но и культура и здоровье детей, без чего невозможно решение демографических проблем, а значит, развитие городов и сел, выживание наших умирающих деревень, особенно в российском нечерноземье.

Хочу обратиться к православным педагогам, традиционно составляющим наибольшую часть аудитории наших Образовательных чтений. Сегодня основная задача педагога, будь то преподавание Основ православной культуры в школе, работа в православной гимназии или воскресной школе, — сформировать у детей прочные духовно-нравственные ориентиры, руководствуясь которыми, наши молодые сограждане могли бы усваивать героические примеры из прошлого, подобные примеру святого князя Александра Невского, достойно отвечать, как мы теперь говорим, на вызовы современности.

Безусловно, важной в связи со сказанным становится полноценная подготовка учителей православной культуры. К сожалению, до сих пор этому препятствует целый ряд причин. Среди них и продолжение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальном формате, и отсутствие возможности полноценно представить этот предмет на всех ступенях образования, а не только в течение одного года в начальной школе, и отсутствие каких-либо иных возможностей системно ознакомить школьников с духовными основами богатейшей культуры нашего народа. Все это до сих пор ограничивало возможности полноценной подготовки педагога-предметника. Считаем, что ситуация должна измениться. К этому призывает и родительское, и педагогическое сообщество. Это позиция Русской Православной Церкви и, как мне известно, других традиционных религий России.

Еще раз подчеркну: подготовка учителей религиозных культур должна осуществляться при участии религиозных организаций. Понимание культуры немыслимо без понимания духовных корней, питающих эту культуру, а значит педагог, в том числе учитель начальных классов, должен обладать и необходимым объемом богословских знаний, и желательно собственным опытом соприкосновения с религиозной традицией.

Убежден, что многие актуальные проблемы можно разрешить во взаимодействии, в открытом и доверительном диалоге Церкви, родительско-педагогического сообщества и органов государственной власти.

Так, в частности особое место среди таких вопросов занимает озабоченность возможностью перевода системы образования едва ли не полностью в дистанционный формат. Со своей стороны полагаю, что дистанционный формат, возможный в качестве исключительной меры в условиях ограничений, связанных с пандемией, не может быть признан нормой в обычной жизни.

Важными являются и вопросы реализации нового «Закона о воспитании», вступившего в силу в начале этого учебного года. Выражаю сердечную благодарность Президенту Владимиру Владимировичу Путину за эту законодательную инициативу, нормативно закрепляющую важность воспитания на основе традиционных культурных и духовно-нравственных ценностей. Разработанная Российской академией образования примерная программа воспитания представляет пространство для взаимодействия традиционных религиозных организаций и органов управления образования в регионах.

За минувшие годы Образовательные чтения зарекомендовали себя как одна из важнейших площадок церковно-государственного и церковно-общественного диалога. Отрадно, что в конце прошлого года, несмотря на тяжелые условия, вызванные пандемией, в большинстве российских епархий, а также за рубежом в том или ином формате состоялись мероприятия регионального этапа Рождественских чтений. В рамках регионального этапа во многих епархиях прошли местные парламентские встречи. Сердечно благодарю епархиальных архиереев и руководителей законодательных собраний регионов за усилия по укреплению взаимодействия и сотрудничества в этой важной сфере Церкви и государственной власти.

В этом году мы отметили 30-летие Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Совсем недавно работу Отдела возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Хотел бы пожелать ему помощи Божией в трудах на этом поприще и поблагодарить его предшественника владыку митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, приложившего немало усилий для развития системы православного образования. Благодарю также всех работающих ныне и работавших прежде сотрудников Отдела.

За 30 лет был пройден непростой, но весьма важный путь по организации и управлению в общецерковном масштабе системой религиозного образования. Вспоминаю, с чего все начиналось — с самых крохотных шагов. Однако, несмотря на многие добрые и важные свершения на этом пути, принятые документы, рекомендации, методические пособия, некоторые вопросы остаются все же нерешенными. Вновь и вновь хотел бы обратить внимание на важность открытия в епархиях православных детских садов. Об этом говорю регулярно, но, к сожалению, не все Преосвященные откликаются на эти призывы. Вынужден отметить невнимание в ряде епархий к вопросам аттестации действующих школ и гимназий, позиционирующих себя как православные, но саботирующих требование федерального законодательства о необходимости аттестации. Очень важно формировать на приходах систему просвещения детей и взрослых с учетом актуальных рекомендаций, которые даются Отделом, не цепляясь за ставший для многих привычным урочный формат воскресных школ. Хотел бы призвать епархиальных архиереев обратить особое внимание на эти вопросы.

С радостью хотел бы отметить возросшую активность молодежи в церковно-общественных проектах. Десятки тысяч молодых волонтеров, в том числе в рамках церковных инициатив, оказывали и оказывают помощь нуждающимся, особенно в социальной сфере, — многодетным семьям, старикам, инвалидам и больным.Сердечно благодарю всех — и молодых, и опытных — медицинских работников, которые самоотверженно исполняют свое служение в тяжелейших условиях пандемии.

Примечательно, что многие молодежные, военно-патриотические, спортивные организации, действующие в епархиях, избирают своим покровителем именно святого благоверного князя Александра Невского. Проводится немало спортивных мероприятий, посвященных памяти благоверного князя. Это способствует утверждению среди молодежи традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризации здорового образа жизни.

Коснувшись темы социальной деятельности, замечу, что важными аспектами этого служения Церкви по-прежнему остаются помощь беременным женщинам и матерям с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, а также профилактика абортов, поддержка детей-сирот и людей с инвалидностью.

В настоящее время в разных епархиях Московского Патриархата действуют 209 церковных центров гуманитарной помощи и 75 приютов для мам. Особенно востребованной эта помощь оказалась в период пандемии, когда людям порой не хватало средств даже на продукты питания. Такие центры и приюты должны быть в каждой епархии, именно они стали точкой опоры для людей, оказавшихся в период кризиса в стесненных условиях, особенно в маленьких городах и поселках. Прошу в рамках профильных мероприятий нынешних Чтений рассмотреть вопросы организации необходимой помощи инвалидам, людям, страдающим от вредных зависимостей, а также бездомным и детям-сиротам. Очень важно сформулировать рекомендации по поддержке прихожан, которые участвуют в семейном устройстве детей, в наставничестве, в организации гостевого режима, в опеке и в усыновлении. Попутно отмечу, что в настоящее время активно работающих, аккредитованных и лицензированных государством школ приемных родителей пока всего две: в Москве и Санкт-Петербурге, готовится к открытию таковая в Екатеринбурге, но этого, согласитесь, крайне мало.

Важным направлением социального служения становится сопровождаемое проживание людей с инвалидностью. К сожалению, у волонтеров и всех, кто заботится об инвалидах в интернатах, нет никаких правовых оснований для того, чтобы отстаивать интересы и права этих людей, которые нередко нарушаются. Достаточно давно в Государственной Думе находится законопроект о распределенной опеке, разработанный сообществом благотворительных организаций в сфере помощи людям с инвалидностью и Русской Православной Церковью, которая его всячески поддерживает. Мы надеемся, что этот законопроект все-таки будет принят.

Нуждается в правовом регулировании и такая сфера церковно-государственного взаимодействия, как миссия тюремного служения. В учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют свыше 640 храмов и часовен и более 390 молитвенных комнат. В стадии строительства находятся еще 40 храмов. Благодаря соглашениям, подписанным на федеральном и региональном уровнях, для осужденных действуют регулярные программы духовного просвещения, включая дистанционные формы, проводятся культурно-просветительные и иные мероприятия, организованные при участии епархиальных отделов тюремного служения.

Ежегодно проводимый конкурс — Всероссийский смотр религиозной деятельности осужденных под названием «Не числом, а смирением», в рамках которого в 2020 году прошел конкурс православной живописи, посвященный 800-летию святого Александра Невского, — позволил сотням его участников более глубоко осмыслить роль и значение личности благоверного князя в истории нашей страны.

Работу с заключенными надо развивать, обращая особое внимание на вторичную профилактику правонарушений. Забота о человеке может проявляться в разных формах: молитва, посильная материальная помощь, участие в духовно-просветительных мероприятиях и т.д. В Русской Православной Церкви наработан большой опыт помощи тем, кто в узах, и при желании каждый может принять участие в этом направлении церковной работы.

Еще одним важным направлением деятельности Церкви является попечение об укреплении института семьи. Мы являемся свидетелями глобального кризиса семейных ценностей. В жизнь внедряются технологии, которые могут уничтожить человеческое достоинство, превратить семейные отношения и ребенка в товар, который можно купить, продать, подарить. Не может не вызывать беспокойство рост числа технологий, которые предусматривают модификацию природы человека, трансгуманизм, искусственное размножение и т.д. — все это требует взвешенной правовой, нравственной, богословской и социологической оценки. Любая технология, какой бы полезной, совершенной и умной она ни была, может стать опасной в том случае, если люди, владеющие ею, не имеют моральных ограничений.

С каждым годом давление на семью растет. В минувшем 2020 году исполнилась печальная дата — 100 лет со дня легализации абортов, сперва в СССР, а затем и во многих других странах, что привело к миллионам жертв и страшным демографическим потерям. Происходит либерализация законов по разводам, однополым «союзам». Давление на семью направлено не только на то, чтобы допустить то или иное отклонение от традиционных норм, но и на то, чтобы сделать нормой эти отклонения, в первую очередь в сознании молодежи. Общество загоняет себя в ловушку правовых противоречий: если мы отказываемся от смертной казни, признавая неприкосновенность жизни, то почему считаются допустимыми аборт и эвтаназия, ведь и там, и там уничтожается человеческая жизнь?

Церковь многократно высказывалась по так называемой ювенальной юстиции и борьбе с семейно-бытовым насилием. Хочу и сейчас сказать несколько слов. Мы не отрицаем необходимости защиты слабых, принятия государством мер по их защите, но считаем недопустимым создавать государственные и общественные структуры, которые под этим предлогом получают право и возможность контролировать личную жизнь человека, грубо вмешиваться в семью. Необоснованное отобрание детей есть красная черта, которую нельзя переступить. Несправедливо, что законы и инициативы в этой области продвигаются без учета мнения и участия родительских организаций, родительской общественности и обществ многодетных семей.

В то же время мы наблюдаем рост интереса к сотрудничеству и объединению усилий со стороны разных конфессий по отстаиванию традиционных семейных ценностей в жизни общества. Это не может не радовать, и мы открыты к дальнейшему взаимодействию с теми, кто готов защищать семью. При этом хотел бы отметить вот какое специфически российское явление. Такие вопросы на уровне международного, так называемого экуменического диалога часто сопровождаются непониманием сторон, ожесточенными дебатами, а вот в России люди, принадлежащие не только к разным христианским конфессиям, но и к разным религиям, имеют определенный консенсус. И это не случайное явление, оно проистекает из нашей истории, из течения нашей народной жизни, и мы должны благодарить Бога, что сегодня нет непреодолимых проблем в социальной и политической плоскости, которые не могли бы совместно обсуждать и осмыслять представители монотеистических религий и христианских конфессий Российской Федерации.

Добрым помощником Церкви в укреплении нравственных основ жизни людей является литература. И речь не только о положительных образах семьи в произведениях современных писателей, которые находят духовную опору в православной вере. Положительным явлением стало возрождение традиций семейного чтения, которое, как мне известно, помогло многим семьям в период карантина.

Современный уровень развития православного книгоиздания дает возможность открыть для себя многообразный мир православной культуры и веры любому человеку. Помогают в этом такие общецерковные проекты, как Патриаршая литературная премия, конкурсы изданий «Просвещение через книгу» и «Новая библиотека», литературный конкурс для детей и юношества «Лето Господне», а также межрегиональная книжная выставка-форум «Радость Слова». Важно, чтобы и сотрудники церковных книжных лавок стремились повышать уровень своей осведомленности в этой важнейшей сфере духовного просвещения, а педагоги и родители не упускали возможности направить своих детей к участию в творческих конкурсах, которые проводятся Церковью.

Отмечая славный юбилей со дня рождения Александра Невского, мы должны помнить о его любви к Церкви Христовой и к земному Отечеству. Стремление соблюдать правду Божию, быть честными по отношению к себе и к окружающим, нести в мир добро и милосердие — это то, что проистекает из нашей веры и без чего вера мертва есть (Иак. 2:26). Для того, чтобы наша вера была живой и действенной, она должна включать в себя реальные проявления любви — от личного участия в тех или иных важных гуманитарных проектах до хорошо организованных кампаний. Самое главное, чтобы мы были готовы делать добро.

Благодарю за внимание. Желаю всем вам душевного и телесного здравия и призываю на вас Божие благословение.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5810099.html

Онлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2171
  • Репутация: +407/-0
  • Пол: Женский
Re: Слова Патриарха Кирилла
« Ответ #789 : 19 Мая, 2021, 20:24:25 »
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

18 мая 2021 г. 15:09

18 мая 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии IX Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты, участники и гости Рождественских чтений! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение тем фактом, что устанавливается добрая традиция, в контексте проведения Рождественских чтений, предоставлять возможность для Патриарха, и не только для Патриарха, иметь общение с депутатами, вступать в деловой атмосфере в живой контакт с избранниками народа, задавать друг другу вопросы и слышать голоса друг друга. Чисто организационно это, пожалуй, единственная такая возможность для Церкви, поэтому мы ценим проведение Рождественских чтений в том числе в пространстве нашего парламента, как верхней, так и нижней палат.

Все мы проходим непростое испытание тяжелой инфекцией, которая называется пандемией, потому что охватила весь мир. Хорошо известны разного рода эпидемии и в средние века, и в иные эпохи — достаточно вспомнить вспышку чумы в Европе в XIV веке, другие эпидемии, опасные для жителей того или иного региона. Но, конечно, никогда ничего подобного не было — весь мир охвачен инфекцией, и это в момент, когда человеческая цивилизация осознавала себя находящейся на вершине прогресса! Всё можем, летаем Бог знает куда, расщепили атом, работаем на уровне молекул и атомов, делаем и одно, и второе, и третье, что представлялось бы нашим предшественникам абсолютной фантазией — вершина человеческого господства и силы! И вдруг болезнь, которая изменяет психологию людей, ставит не только медицинские, санитарные, но, думаю, и философские вопросы.

Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.

Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом. В Церкви было открыто более ста горячих телефонных линий для людей, нуждающихся в духовной поддержке, желающих поговорить со священником; открылись новые церковные центры помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях или живущим за чертой бедности, и с июня прошлого года более 50 тыс. человек получили через наши гуманитарные центры конкретную помощь.

Государство, в том числе в лице представителей Федерального Собрания Российской Федерации, смогло увидеть потенциал добровольческой и социально значимой деятельности в условиях пандемии и поддержать ее, за что выражаю большую благодарность. Внесенные изменения в закон и нормативно-правовые акты позволили многим общественным организациям получить существенную государственную поддержку для воплощения и развития своих инициатив. Это помогло в кратчайшие сроки организовать по всей стране эффективную работу сотен светских и религиозных социальных проектов, найти новые формы заботы о тех, кому в эти дни особенно непросто.

Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы — это, на мой взгляд, авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся. Думаю, наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.

Врачи и сотрудники медицинских учреждений, ежедневно подвергаясь риску заражения, испытывая физические и психологические нагрузки, самоотверженно исполняли свой долг. Честь и хвала им за это подвижническое служение, спасшее тысячи жизней! Их пример достоин подражания и признания.

Хочу подчеркнуть, что именно служение ближнему разрушает страх перед болезнью, не позволяет впасть в уныние и апатию. А ведь так всегда и бывает. Например, во время военных действий, когда один защищает другого, отступает страх, и уж тем более нет никакой апатии. Эти опасные душевные состояния — уныние, апатия — способны привести человека к утрате личной свободы и самостоятельности, потере способности к совершению добрых дел. Человек по своей природе социален, и государство и общество должны создавать все условия для реализации этого потенциала. В противном случае возрастает фрагментация, а как ее следствие — недоверие между людьми, возникновение разного рода страхов и ослабление социальных связей.

Что бы ни вызывало чувство тревоги — пандемия, терроризм, международные конфликты, другие потрясения и испытания, — мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными. Церковь призывает человека спокойно и трезво оценивать сегодняшние события в контексте всей истории человечества (в которой бывали события и пострашнее нынешней пандемии) и без боязни, без лишней спешки и суеты принимать взвешенные и обоснованные решения. Когда человек испытывает страх, Церковь вслед за Христом говорит ему: «Не бойся!» — и укрепляет словами апостола: ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). Переводя на секулярный язык: ничто, никакие силы не смогут отлучить нас от самых высоких идеалов, если мы сами не захотим этого отлучения, сами не отдадимся в плен искушениям и соблазнам, которые отлучают нас от высших ценностей.

Хотел бы сказать несколько слов об Александре Невском, который остается, на мой взгляд, актуальным примером добродетели. Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?

Несколько лет в нашей стране шла активная дискуссия о возможности внесения поправок в Конституцию. Если помните, в 2017 году в начале работы нынешнего VII созыва Государственной Думы, выступая с этой же трибуны, я обращался к теме культурных и духовных оснований нашего общества, тех идейных принципов, которые заложены в законодательстве страны. И сегодня я с особым чувством отмечаю, что принятые в прошлом году поправки к Конституции Российской Федерации создают условия для дальнейшего совершенствования законодательства страны с учетом базисных традиционных ценностей. В новую Конституцию внесено духовное измерение, и сам этот факт имеет, я бы сказал, историческое значение.

Так, одна из важнейших поправок закрепляет упоминание Бога в Основном законе, при этом не нарушая принципов светскости государства. В Конституции провозглашается также, что Российская Федерация — социальное государство, и эта норма Основного закона (ст. 7) предполагает особое внимание законодательной и исполнительной власти к теме социальной справедливости, вне зависимости от партийной принадлежности ее носителей.

Отрадно, что в Основном законе закреплены ценности традиционной семьи, любви к Отечеству, уважения к старшим, образования и воспитания детей и молодежи.

На многих высоких трибунах, в том числе на площадке Организации Объединенных Наций, неоднократно отмечалось, что пандемия особым образом усугубляет проблему социального неравенства и усиливающегося расслоения общества. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня мир стоит на пороге изменений, которые могут перевернуть привычные представления о жизни.

Государственная власть призвана использовать имеющиеся у нее ресурсы для борьбы с нищетой. Считаю, что хорошим шагом в этом направлении служит введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая начала действовать с 1 января текущего года и позволит обратить часть сверхдоходов в пользу детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями.

Хотел бы отметить необходимость выработки и новых мер, способных уменьшить разрыв между доходами малоимущих и состоятельных граждан нашей страны. Выражаю надежду на то, что законотворческая работа в этом направлении будет продолжаться и послужит созданию более справедливой экономической системы, дабы колебания в мировой экономике в меньшей степени сказывались на материальном положении небогатых российских семей. Нужно помнить, что экономическая нестабильность наносит удар по самой материально уязвимой части населения, и нужно заботиться об удовлетворении их базовых потребностей, уменьшая разрыв между богатыми и бедными, который вносит пагубные разделения в общество и подрывает доверие людей к власти и друг к другу.

Несколько слов о цифровизации. Сегодня в нашей стране проводится большая работа по освоению новых технологий и цифровой трансформации ряда сфер общественной жизни. Любая технология, столь радикально меняющая жизнь людей, требует, несомненно, общественного обсуждения, в том числе тотальная цифровизация.

Хочу напомнить, что Церковь рассматривает государственное управление как сферу отношений между людьми, в которых технология не может подменять человека, облеченного властью. Цифровизация государственного управления не может превращать власть в бездушный технический алгоритм. Окончательное решение по любому делу, начиная с простой технической государственной услуги, должно всегда оставаться за живым человеком, а не за высокотехнологической машиной.

В законах, утверждающих новые технологические принципы, нужно учесть интересы и права тех наших сограждан, которые отказываются пользоваться любыми электронными системами. Таких людей в нашей стране достаточно много. Случаи утечки в Интернет персональных данных только усиливают обеспокоенность общественности, поскольку свидетельствуют о нашей большой уязвимости. Мы видим готовность государства учитывать мнение тех, кто не готов принять как общеобязательные новые технологии, в том числе реализующие услуги для широких слоев общества.

Важно не допустить дискриминации, возникающей по принципу «не хочешь пользоваться новой технологией — жизненно важная государственная услуга не будет оказана». Такой подход неминуемо приведет к отключению человека от возможности вести профессиональную деятельность или получать материальные блага, если он не согласится в полной мере с условиями их предоставления. Для тех, кто дорожит правом на конфиденциальность, тайну частной жизни и не желает делать личные сведения предметом коммерческого анализа и торга, это существенный вопрос. Прошу законодателей отнестись со вниманием к высказываемым опасениям. Хотел бы особо подчеркнуть, что наша обеспокоенность не является специфически религиозно мотивированной, но лежит в области соблюдения прав человека.

То, что я сейчас сказал, уже не воспринимается столь критически, как год или два назад. Потому что мы уже начинаем убеждаться в том, что тотальное включение цифровых технологий в жизнь человека может действительно иметь опасную оборотную сторону. Это не значит, что нужно сказать машинам «стоп» и идти громить новые технологии в прямом или переносном смысле слова. Но это означает, что государство, в первую очередь законодательная власть, не должно упускать из-под своего контроля все те последствия, которые, несомненно, будут иметь место в жизни общества в условиях тотальной цифровизации.

Теперь несколько слов о защите жизни нерожденных детей. Как известно, тема спорная, горячая, проблемная, и Церковь подвергается критике за свою позицию. Но, тем не менее, я осмелился бы еще раз обратить на нее внимание законодателей.

Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности. Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» — беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.

Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.

Хотел бы остановиться на критике, которая обрушилась на меня, после того как я сделал подобное заявление, посещая в прошлый раз Государственную Думу. Стали возражать: «Что значит вывести из страховки? Так пойдут к бабкам делать аборт, и чем это обернется?!» Слушайте, а бабки бесплатно делают аборты, принимая на себя все риски? Конечно, берут деньги, да еще неизвестно, больше или меньше того, что берет государство. Поэтому опасения, что выведение этой «услуги» из обязательного страхования приведет к росту количества нелегальных абортов, абсолютно нелогичны. Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность — это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.

Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.

Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.

Убежден, что задаче сбережения народа не соответствует доступность так называемых услуг российских суррогатных матерей для иностранцев. При том, что само суррогатное материнство не благословляется Церковью, тем более безнравственно использование материнства «на экспорт». Безнравственно продавать за рубеж родительский потенциал женщин, когда мы видим сокращение численности населения нашей страны. Призываю Государственную Думу положить предел использования «услуги» суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России. Ведь и в нашей стране оно разрушает семейное единство, становится формой эксплуатации нуждающихся женщин.

Хотел бы отметить, что в вопросах изменения норм семейного законодательства необходим общественный консенсус, опирающийся, прежде всего, на мнение семей с детьми. Глубоко убежден, что какое-либо вмешательство в жизнь семьи, попытки регулировать законом отношения между супругами, родителями и детьми крайне опасны. Обусловленные благими намерениями неосторожные и поспешные действия третьих лиц в семейных конфликтах могут привести к распаду семей, усугублению проблемы социального сиротства, формированию в обществе нездорового отношения к браку как заведомо временному союзу двух самовлюбленных эгоистов.

В прошлый раз я говорил о необходимости закона о статусе многодетной семьи. Трудно понять, почему эта тема всегда получает поддержку, а закона до сих пор нет. Сегодня государство оказывает таким семьям значительную материальную поддержку, однако из-за отсутствия единого подхода их положение в разных регионах отличается, в связи с чем родительская общественность уже много лет добивается разработки и принятия отдельного закона. Надеюсь, что эта тема будет находиться в фокусе внимания законодателей и получит в ближайшее время свое решение.

Призываю российские власти, законодателей и все благонамеренные общественные силы к совместной работе над обозначенными сегодня проблемами, а, может, и другими актуальными темами, которые нередко возникают совершенно неожиданно, представляя вызов и личности, и обществу. Мы живем в эпоху, когда от нас зависит, будет ли человек соучастником Божественного творчества, найдет ли разумные пределы потребления или же станет рабом своих страстей и объектом использования технологий, и это во многом зависит от инициативности и решимости власть имущих. Свидетельствую, что Церковь неизменно рассчитывает на диалог и сотрудничество с вами и теми, кто вступит на путь законотворчества по итогам очередного электорального цикла.

Желаю всем вам крепкого здравия, мудрости, рассудительности и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах на благо нашего возлюбленного Отечества. Благодарю за внимание, и Божие благословение да пребывает со всеми вами. Спасибо.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5810582.html