Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533283 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

27 сентября 2021 г. 17:35

27 сентября 2021 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преподобному Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Крест есть заблудшим помощь и немудрым вспомоществование». Вообще, о кресте в святоотеческих произведениях написано очень много, целые поэмы, в большинстве своем восхваления креста; и многое в наших литургических текстах гимнографы заимствовали из творений святых отцов. Конечно, есть немало глубоких богословских размышлений о кресте, но в том святоотеческом изречении, которой я сейчас процитировал, — «крест есть помощь заблудшим» — сконцентрировано всё.

Что такое заблуждение? Каждый знает, что можно заблудиться на местности, и потому люди ходят в неизвестные места группами, чтобы их мог вывести кто-то знающий, — то есть должен быть вожак, поводырь. А вот святой Ефрем называет крест силой, которая помогает человеку выйти из заблуждения. Заблудился человек в жизни, перепутал добро со злом, наделал массу ошибок, разрушил свою личную жизнь, поссорился с детьми и, наконец, впал в отчаяние, — и может ли такому человеку помочь крест Господень? По слову святого Ефрема — конечно, может! Крест помогает всем, кто заблуждается.

Но для того чтобы крест стал путеводителем, компасом, нужно понять саму сущность креста. Что произошло на Голгофе? Что означает крест? В русской иконографической традиции принят крест восьмиконечный, в его нижней части изображается планка, правая сторона которой поднята, а левая опущена. Обычно мы объясняем это тем, что справа от креста разбойник, получивший оправдание, а слева — осужденный. Это правильное, но неполное объяснение, ведь в изображении креста не может быть ничего неактуального. Крест животворящий — а мы его так называем — может быть только актуальным, он действительно воздействует на сознание современного человека, его душу, его разум; и эта нижняя планка означает очень многое — крест как критерий истины, как мерило правды.

Потому и текст, который я процитировал, ложится на это иконографическое изображение. Если человек впадает в заблуждение, то крест помогает ему из этого заблуждения выйти. А почему? А потому что в кресте открываются Божественная справедливость и правда. Ведь что больше всего сокрушает человека в жизни? Неудачи, болезни. Рождается здоровым, в молодости сильный, а с возрастом здоровье начинает ухудшаться, возникают недуги, болезни, и человек считает себя совершенно несчастным — ушли силы, молодость, красота… Однажды я пришел совершить соборование над женщиной, которая в молодости была очень красивой. И она сказала мне: «А зачем мне жить? Все позади, впереди ничего нет, я потеряла все». Тогда я не нашелся, что ей сказать, но теперь, зная замечательный текст Ефрема Сирина, я бы ей сказал: а ты посмотри на крест! Крест — мерило правды, крест — наш компас, крест указывает точное направление нашего движения и в молодости, и в расцвете сил, и в пожилом возрасте, и на краю смерти. Крест говорит нам, куда идти, как мыслить и что делать. Крест свидетельствует о том, что человек может жить практически безошибочно, что он может быть действительно очень счастливым вне зависимости от своего материального достатка и общественного положения, может иметь богатейший внутренний мир, если его компасом является крест Господень.

Крест являет нам, что физическое страдание и смерть сами по себе ужасны. Кто же не боится страданий? Кто не боится смерти? Ведь и то, и другое связано с болью, часто невыносимой, и в самые тяжелые моменты человеческой жизни мы сталкиваемся с тяжелыми болезнями, страданиями и смертью. Но и в этих обстоятельствах мы, взирая на крест, видим Господа и Спасителя, воплотившегося Бога, — страдающим. Зачем это было нужно Богу, Который создал вселенную, Который одним мановением может изменить течение человеческой жизни — личной, общественной, политической, планетарной? Он содержит в деснице Своей всю вселенную, и зачем ему было нужно Самому прийти в мир и пострадать? И не просто пострадать, но пройти через чудовищные страдания, взойти на крест и умереть жестокой смертью. Господь все это совершает и дарует нам Свой крест — как маяк, как компас, который указывает, как нам жить в этом мире, куда нам идти, от чего нужно в любых обстоятельствах отказываться, а от чего никогда нельзя отрекаться, — от того, что является самым дорогим, самым великим, самым спасительным.

Крест Христов учит нас, что самым дорогим и самым спасительным является наше общение с Богом. «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» — страшный возглас Спасителя на кресте. Состояние богооставленности — это глубочайшая мука, и даже для Сына Божия это была мука, потому что по плоти, по человеческому естеству Он был один из нас, такой, как мы.

А что происходит сегодня? А Господь и сегодня не желает оставлять нас и род человеческий, но люди сами отказываются от Бога: «Ты нам не нужен, мы без Тебя проживем! Мы год от года становимся богаче, у нас современные технологии, и вообще наука говорит, что никакого Бога нет и все появилось само собой». И ведь умные люди верят во все это; вот где настоящее безумие — в признании существования вселенной без Начала, без Бога.

Откуда же происходят все эти заблуждения? Эта тема требует специального осмысления и специального изложения, а мы вернемся к главному — ко кресту как путеводителю, как компасу для нас. Взирая на изображение Распятого Спасителя, мы должны сказать: перед нами измученный, истерзанный Человек, абсолютно ни в чем не повинный ни перед людьми, ни перед судом синедриона. И действительно, зачем Господь допустил все это? Именно потому, что последующим поколениям, вплоть до окончания века сего, непременно нужен путеводитель, нужен компас, нужно мерило правды. Этим мерилом является крест Христов, и если Неповинный был распят, то за высочайшее свидетельство, которое Бог через Него даровал миру и от чего нельзя отрекаться ни при каких условиях.

Вот и мы с вами, взирая на крест Христов, должны понять, что величайшее сокровище, которое нам вручено, — это наша вера. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отрекаться от веры, ее нужно защищать перед самим собой, перед своими мыслями и сомнениями, ее нужно исповедовать, если нужно, перед другими. Но, самое главное, мы должны в жизни проявлять эту веру, чтобы, взирая на наши добрые дела, люди прославляли Отца нашего Небесного, ведь ради этого Господь и принял смерть на кресте.

Сегодняшнее событие, которое мы прославляем, — Обретение креста. Однако в первую очередь мы прославляем не столько историческое событие, но сам крест Господень. Мы прославляем великую тайну Божественной любви, Божественного снисхождения, Божественной мудрости, которую даровал нам Господь через Свой животворящий крест, и да будет он для нас мерилом правды, мерилом истины. Да будет крест для всех нас силой, ограждающей нас от соблазнов, от физических и духовных нападений, от всего того, что грозит нашей жизни, нашему здоровью, но, самое главное, нашей вере и верности Христу. Крестом оградясь, будем хранить веру православную! Будем идти за этим крестом, как за великим путеводителем, по нашей жизни, взирая всегда на нижнюю планку, которая показывает, что наш путь — не налево, не вниз, а к небу. И да поможет нам Господь силой животворящего Его креста идти достойно, никогда не теряя веру, и да оградит Господь землю нашу, страну нашу, народ наш, Церковь нашу и каждого из нас силой животворящего Своего креста. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5847713.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского

8 октября 2021 г. 14:28

8 октября 2021 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Святого, который в ряду всех русских преподобных стоит на первом месте. Именно преподобный Сергий заложил, собственно говоря, основу того русского монашества, к которому принадлежит и нынешнее поколение иночествующих. Этой монашеской традиции уже сотни лет, и она выдерживает испытания временем, даже самые суровые. Мы знаем, что во времена тягчайших гонений, которые выпали на долю Церкви нашей и народа нашего в суровом XX веке, многие теряли жизненные ориентиры, многие отказывались от веры страха ради, но монашествующие в абсолютном своем большинстве сохраняли верность Господу даже до смерти.

Мы почитаем преподобного Сергия Радонежского совершенно особым образом. Он действительно заложил традицию русского монашества, живущую до сего дня, и к нему стекается множество народа. И возникает вопрос: а почему к святым, которые отделены от нас столетиями, народ продолжает идти, а к самым выдающимся героям, к самым выдающимся государственным деятелям народ не приходит? А происходит это вот почему. Преподобный Сергий в жизни своей совершил много дивных дел, но ведь и другие совершали! Однако самое великое дело, которое он и сегодня совершает в жизни наших современников, — это то, что они, приходя к гробнице преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре, встречаются с чудом.

Что же это за чудо? А это чудо заключается в особой духовной связи верующего человека, притекающего к гробнице Преподобного, с великим угодником Божиим. Чудо заключается и в том, что мы, несмотря на самые трудные исторические обстоятельства, сохранили веру в Господа и Спасителя, — несомненно, и по молитвам преподобного Сергия, заступника за землю нашу. А ведь многие чудеса совершались и при жизни святого по его молитве. Разве не чудом была Куликовская битва, в которой со всех точек зрения русские должны были потерпеть сокрушительное поражение, и земля наша должна была полностью покориться иноземной силе? Но Преподобный благословляет Дмитрия Донского, и русское воинство наносит первый сокрушительный удар по той военной мощи, которой покорились огромные пространства Евразии. Можно как угодно объяснять то, что произошло на Куликовом поле, но неслучайно святой Дмитрий Донской пошел к преподобному Сергию, чтобы испросить у него благословения на эту битву, и, конечно, молитвами Преподобного, которые соединились с величайшим воинским подвигом наших ратников, и была одержана эта историческая победа.

Вот и сегодня люди приходят к Преподобному. Давайте попытаемся назвать хоть одно имя политического деятеля, военачальника, деятеля культуры, к которому приходили бы тысячами люди, чтобы поклониться его останкам, чтобы приложиться к его гробу, чтобы помолиться у этого гроба за себя, за своих родных и близких. А что такое слабый, тихий инок, живший в лесу, перед лицом князей, царей, величайших полководцев? Но до сих пор к святому Старцу земли Русской мы притекаем с молитвой и с уверенностью, что в ответ на искреннюю молитву он поможет, — и помогает! Потому и люди идут. Как говорит пословица, к пустому колодцу за водой не приходят, и если бы не было помощи от Преподобного, то не было бы и тысяч паломников, которые стекаются к лавре преподобного Сергия.

Обычно в этот день я совершаю Божественную службу у Преподобного, но нынешние обстоятельства помешали мне это осуществить. Конечно, говорю об этом с большой скорбью, но ввиду эпидемии мне, по категорическому требованию врачей, предложено в этом году воздержаться от посещения Преподобного.

Прошу всех вас помолиться обо мне, чтобы Господь укрепил мои силы физические и духовные, но более всего я прошу всех вас и вообще всех православных христиан земли нашей молиться о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера православная укреплялась в наших сердцах, чтобы никакие жизненные обстоятельства, искушения и соблазны не поколебали веры нашего народа в Господа и Спасителя, в предстательство пред Ним святых угодников. И одним из ярчайших в числе таковых был и остается для всех нас преподобный богоносный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец.

Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш от соблазнов, от разделений, от искушений, да помогает всем нам хранить веру православную, через которую и сохраняется историческое самосознание нашего народа. И пусть эта вера, несмотря на множество вызовов со стороны современного мира, укрепляется в наших сердцах и помогает нам достойно и праведно идти по своему жизненному пути, — с тем чтобы достойным и праведным был исторический путь нашего народа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5850774.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

10 октября 2021 г. 14:03

10 октября 2021 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение о чудесном лове рыбы (Лк. 5:1-11) помогает нам очень многое понять. Давайте посмотрим на эту историю с современной точки зрения. Опытные рыбаки, которые прекрасно знали, когда рыба ловится, а когда не ловится, видимо, связывая ловлю рыбы с определенным временем суток и климатическими факторами, говорят Спасителю: сейчас ничего не поймаешь. И ведь не от ветра головы своея они это говорили, а от опыта. А что такое опыт? Опыт — это те границы, те рамки, через которые формируется современное научное знание. Не может быть науки без опыта, и любое научное умозаключение подтверждается опытом.

Но то, что произошло тогда на Галилейском озере, конечно, выпадает из этой логики человеческой жизни. Господь повелевает бросить сеть, — и великий улов, невероятный, чудесный, так что две лодки наполнились рыбами! Для чего это было нужно? Для того чтобы апостолы научились мыслить в иной системе координат, чтобы они поняли, что есть не только опыт и знания, но что-то еще очень важное, что помогает человеку познать тайну жизни. И это самое главное было рядом с ними — Господь Спаситель, Всемогущий. Он показал, что перед Его силой отступают все законы бытия, все то, что представляется незыблемым в сознании самых просвещенных людей, в том числе ученых, которые создают научную картину мира. Господь в деснице Своей содержит весь мир, все материальное бытие, весь космос. Все в Его руке, потому что Он Творец, Он Начало начал, Он положил в основу развития всей вселенной те законы, которыми сегодня эта вселенная управляется, и в Его силе отменить все эти законы, что и произойдет в конце бытия физического мира, когда никакие законы не будут работать и физический мир исчезнет или, лучше сказать, преобразится творческой Божественной силой в иное бытие, и тому миру, тому бытию не будет конца.

Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам увидеть силу Божию, которая способна преодолевать все границы, очерчиваемые человеческим разумом. Там, где Бог, там нет границ: из камней сих могу создать детей Авраама (см. Мф. 3:9). Почему? Да потому что все творение — в деснице Божией.

Поэтому сегодняшнее евангельское чтение — о Божественном всемогуществе. И неслучайно эта история произошла на Галилейском озере с апостолами, потому что им предстояло пройти через чрезвычайные искушения, когда они увидят Спасителя уничиженным, распятым и убитым. Ну, как тут не усомниться? Говорил, что Он Сын Божий, проповедовал о вечности, и вдруг по наущению предателя Его взяли, распяли, и Он умер, а ведь не знали апостолы, что Он воскреснет в третий день. Но апостолам даны были знаки во время земной жизни Спасителя, что Он не подчинен физическим законам бытия, и даже в таком, казалось бы, бытовом событии, как ловля рыбы, Он показал, что Он вне всяких законов бытия и то, что Он хочет, Он творит, и Его воля — всемогущая.

Это было явлено ученикам, но в силу естественной человеческой ограниченности они не могли в то время рассуждать так, как мы с вами сегодня рассуждаем, зная всю историю Спасителя от Рождения до Воскресения. В Церкви Божией мы встречаемся с Воскресшим Спасителем через силу благодати, которую Он нам дает, и потому наше знание о Спасителе — не только из воспоминаний о евангельских событиях, но также из нашего реального жизненного опыта, и как важно, чтобы ничто не могло поколебать нашей веры!

К сожалению, очень часто люди, отрицающие Бога, ссылаются на науку, и говорят: с научной точки зрения это невозможно! Мы не всегда умеем ответить на это, потому что не всегда обладаем достаточными научными знаниями. Но даже если мы не можем ответить, давайте вспомним об истории с ловлей рыб, когда Господь вопреки всяким законам совершил чудо. А это значит, что и мы, все те, кто в Его деснице, кто признает над собой Божественную силу Господа и Спасителя, можем быть объектами Его спасительной, жизнеутверждающей, Божественной силы, воздействующей на весь космос, на весь мир, а значит, и на всех нас.

Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам с вами возвыситься над многими жизненными обстоятельствами, которые иногда как бы свидетельствуют о том, что Бога нет, так что люди злонамеренные говорят: «А где же ваш Бог? Вот какие бесчинства творятся!», и прочие искушающие словеса. Но мы должны помнить, что Господь — превыше всего. В Его деснице — бытие всей вселенной, всего космоса и каждого из нас. И сегодняшнее повествование о чудесном лове рыб, которое было призвано утвердить веру апостолов, и нашу веру должно утвердить в том, что над всем — Господь, и нет никакой другой силы выше Господа Бога, Творца мира, и посланного Им Иисуса Христа, Спасителя мира, Искупителя наших грехов.

Да помогает нам Господь через вдумчивое чтение евангельских и прочих библейских писаний, через молитву укрепляться в вере, а вместе с этим укреплением в вере правильно выстраивать приоритеты нашей жизни, главные из которых — это вера и жизнь в Церкви, ибо именно эти факторы определяют нашу участь как в этой жизни, так в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5851347.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Заявление Святейшего Патриарха Кирилла по итогам трехсторонней встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России

13 октября 2021 г. 13:42

13 октября 2021 года в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Религиозные лидеры Армении и Азербайджана прибыли в российскую столицу по приглашению Предстоятеля Русской Православной Церкви для обсуждения путей урегулирования конфликта, порожденного проблемой Нагорного Карабаха. По итогам встречи Святейший Патриарх Кирилл зачитал заявление.

Только что мы завершили трехстороннюю встречу духовных лидеров России, Азербайджана и Армении, которая продолжает более чем 30-летнюю традицию миротворческих переговоров при посредничестве предстоятелей Русской Православной Церкви.

Я благодарю досточтимых Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II и председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде за их готовность встретиться и обсудить лицом к лицу столь сложные проблемы, волнующие жителей и религиозные общины двух братских для нас народов.

Мы убеждены, что наши религии обладают уникальным миротворческим потенциалом, особенно в такой тонкой и чувствительной сфере, как межэтнические отношения. Сколь бы сложными ни были на данном этапе армяно-азербайджанские отношения, мы считаем, что именно вера в Бога и любовь могут помочь уврачеванию ран, нанесенных многолетним трагическим противостоянием. Это очень трудный путь, он требует духовной мудрости и прозорливости.

Кавказ всегда славился огромным многообразием народов, языков и культур. Для азербайджанского и армянского народов не существует иного будущего, кроме совместного проживания. Сегодня особенно важно восстановить доверие людей друг к другу, вновь научиться воспринимать соседа с уважением и готовностью к взаимопомощи.

Залог такого обращения — уважение к религиозным святыням, историческим памятникам и кладбищам, уважение к религиозным чувствам людей иной веры, бережное сохранение памяти об усопших. Религиозные лидеры призваны использовать свой авторитет, чтобы созидать и поддерживать атмосферу добрососедства между религиями и народами.

Призываем прояснить судьбу без вести пропавших, способствовать процессу освобождения военнопленных и недопущению несанкционированного применения оружия, несущего угрозу жизни мирных граждан.

Необходимо в будущем всеми силами стремиться избегать языка ненависти, воздерживаться от призывов к военным действиям в зоне конфликта. Призываем молодежь не поддаваться духу агрессии и радикализма, искать прежде всего мира.

Религиозные лидеры готовы содействовать примирению народов Азербайджана и Армении ради блага и процветания нынешнего и будущих поколений.

Русская Православная Церковь со своей стороны молится о примирении двух близких ей народов и готова и впредь всемерно содействовать тому, чтобы на Южном Кавказе воцарился прочный и справедливый мир.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5852405.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя

14 октября 2021 г. 15:28

14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную, вспоминая явление Ее Покрова как символа заступления, защиты и материнской любви. Это явление произошло не на территории России — это произошло во Влахернском храме в Константинополе. Тогда жители Константинополя восприняли явление Богородицы, простиравшей над ними Свой Покров, как пророчество, как свидетельство о том, что Константинополь не будет разрушен и что превосходящие силы противника не одолеют православной столицы тогдашнего мира. Так оно и случилось, и потому вошло в православную традицию вспоминать этот день как явление особой милости Божией и милости Царицы Небесной, как свидетельство о том, что предстательство Богоматери пред Ее Сыном дает Ей великую силу быть защитницей рода человеческого.

Тогда на Константинополь наступали россы, наши с вами языческие предки. Это они хотел разгромить Константинополь и осквернить его святыни. Это для того, чтобы их остановить, молился народ Пресвятой Богородице, и именно заступничеством Царицы Небесной язычники-россы не смогли взять Константинополь. А теперь получается так, что потомки этих язычников-россов, русские православные люди, празднуют событие чудесного избавления города Константинополя, которое не имеет никакого отношения к территории Руси.

Почему же так происходит? Я могу точно сказать, почему в России Покров является таким важным днем, почти равным, по богослужебному уставу, двунадесятым праздникам. Да потому что русские люди многократно подвергались нападениям разных врагов, от чего порой зависело само существование нашего народа. Невозможно даже перечислить все случаи агрессии — прямой, из-за рубежа, или косвенной, когда враг разжигал междоусобную брань на территории Руси или России, в том числе в XX веке. Знаем, что и сегодня не все так спокойно, и мы обращаемся к Царице Небесной с молитвой о том, чтобы Она Свой Покров, то есть Свою милость, Свою защиту не отнимала от нашей земли, от нашего народа.

У нас есть грехи, за многие из которых мы пострадали, в том числе страшное богоотступничество, которое совершили наша православная страна и наш православный народ в веке XX. Знаем, как сурово мы были наказаны Господом, — не потому что Бог жесток, а потому что случившееся преступление, связанное с изменой Православию, с изменой вере, не могло остаться безнаказанным. Если взглянуть на историю нашего Отечества в XX веке, становится совершенно очевидным, что мы проходили через тягчайшие испытания именно за то, что отступились от Господа, — будучи народом, над которым изливалась благодать Божия, над которым простирался Покров Пречистой Царицы Небесной.

Исторический опыт учит нас тому, что мы никогда не должны изменять нашей вере, какие бы искушения, соблазны, псевдонаучные доказательства или заявления известных людей ни побуждали нас предать веру, отказаться от «пережитков прошлого». Мы ни на пядь не должны отступать, помня, что через нашу молитву сохраняется Покров Пречистой Царицы Небесной над нашей землей. И не только ради самих себя, верующих людей, но и ради всех людей, в том числе неверующих, принадлежащих к другим национальностям и религиям, мы должны сохранять нашу веру и нашу молитву к Пречистой Царице Небесной, чтобы Она твердо держала в Своих руках Покров, простирающийся над Русской землей.

Сегодня день, действительно исполненный многих смыслов. И самым, может быть, главным является то, что предстательство Царицы Небесной, Ее особая миссия по защите Русской земли, многими отрицаемая и вызывающая недоумение, есть реальность. Не фантазия, не гипотеза, не робкое предположение, а факт, подтвержденный многими историческими событиями, в которых мы видим руку Божию. И самым убедительным тому доказательством является сохранение нашей страны в веке XX. По всем законам нас не должно было быть. Вначале мы сами взорвали собственную страну революцией, затем добивали ее гражданской войной, потом сопротивлялись нашествию иноплеменников — тех, что покорили всю Европу, и страшный враг был побежден нами. Конечно, велика заслуга военачальников, великую доблесть и самопожертвование явили наши воины и весь народ, но можно ли утверждать, что исключительно собственными силами мы преодолели все страшные перипетии века XX? Если кто и скажет так, я свидетельствую: мы победили потому, что Отечество наше — под Покровом Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. В ответ на наши смиренные молитвы Она простирает и, верим, будет простирать Свое заступление над нашей землей. А от нас требуется немногое: хранить веру в сердце, не поддаваться искушениям, когда у нас вдруг не хватает времени пойти в храм, когда мы самих себя спрашиваем, стоит ли крестить детей или нет, стоит ли венчаться или нет. В такие моменты мы должны вспоминать, кто мы. Мы — наследники православной Руси, над которой простирается Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. И покуда будет так, будут несокрушимы границы внешние. Покуда будет так, будет храниться вера православная. И, несмотря на трудности, которые бывают в истории любого народа, для нас открыта перспектива духовного и материального развития, ведущая не только к доброй и благополучной жизни нашего народа, но и к сохранению той самой веры, в ответ на которую Дева Мария простерла во Влахерне Свой Покров над византийцами и спасла их от внешнего врага.

Пусть молитвы Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывают с народом нашим, со страной нашей, со всей Русью, со всем миром христианским, дабы войны, разделения и всякие скорби, сокрушающие человеческую личность, жизнь обществ и государств, отошли в сторону и дали простор для той жизни, в которой присутствуют вера, благочестие и человеческий подвиг. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5852758.html