Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 423495 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2371
  • Репутация: +427/-0
  • Пол: Женский
Видеообращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам VII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом

15 октября 2021 г. 20:32

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии VII Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом «Россия и соотечественники в меняющемся мире» (15 октября 2021 года, г. Москва).

Уважаемый Сергей Викторович, дорогие соотечественники, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников и гостей VII Всемирного конгресса российских соотечественников, собравшихся в этом зале и у экранов своих мониторов по всему миру. Рад возможности обратиться к тем, кто считает себя сопричастным великой русской цивилизации.

В этом году мы отмечаем 800-летие со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского — выдающегося государственного мужа и святого земли Русской. Тринадцать лет назад его имя всенародно, как многие, наверняка, помнят, было признано «именем России». Оно стало одним из символов не только России, но и всей русской цивилизации. Во многих странах как в ближнем, так и дальнем зарубежье православные храмы сооружены и освящены в его честь.

Удивительный пример жизни и служения благоверного князя вдохновляет нас, его потомков. Поистине, это образец русского человека, патриота, самоотверженно любившего свой народ и Отечество, который умел отстаивать самобытный путь нашей страны, и, в конце концов, жизнь свою положил за Родину. Спустя восемь веков милостью Божией наша русская цивилизация продолжает мирно существовать и развиваться на просторах, как Европы, так и Азии. Взирая ныне на жизненный подвиг святого князя, мы призваны осмыслить не только актуальность его духовного наследия, но и осознать свою личную ответственность за судьбу Отечества и народа.

Прошлое для нас — не музейный экспонат. Оно помогает нам строить день сегодняшний и завтрашний. Во все более усложняющемся информационном потоке, в пространстве фейков современному человеку весьма непросто ориентироваться, потому что в этом пространстве мы сталкиваемся с попытками лишить нас, в том числе, исторической правды посредством искаженного изложения фактов, чтобы внушить чувство ложной вины, некой ущербности, представив, к примеру, жертв Второй мировой войны агрессорами и оккупантами, героизировать предателей и пособников.

Мы не должны забывать о нашем историческом единстве Святой Руси, истоки которой берут начало от Киевской крещальной купели. Я, как и большинство из нас, глубоко переживаю сегодняшние разделения в братском народе по политическим и религиозным причинам.

На нашем историческом пути встречались не только победы, но и поражения, неудачи, сопровождавшиеся невзгодами и лишениями. Но самых выдающихся успехов наш народ достигал тогда, когда он был един духом. Можно по-разному относиться к существованию идеологии в государстве, но очевидно, что безыдейное государство неизбежно терпит цивилизационный крах. И уж тем более не должно быть безыдейного народа, общества. Что такое национальный дух? Дух проявляет себя тогда, когда люди живут нравственными ценностями, передающимися от поколения к поколению.

Поэтому живая вера, непреходящие евангельские ценности, усвоенные нашим народом на заре формирования его политической организации, сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, их доброта, гостеприимство и широта души, взаимовыручка, готовность прийти на помощь тем, кто страдает, кому тяжело, выковали наш дух и определили исторический путь, сформировали цивилизационный код.

Все эти замечательные качества воспитываются с детства и могут передаваться только в крепкой семье, где есть мама и папа, где есть старшее поколение, обладающее драгоценным жизненным опытом, которому не научишься по видеороликам в соцсетях. Нам необходимо культивировать уважение к старшим и, конечно, невозможно деятельно любить свою страну без изначально приобретенного навыка заботы о родных и близких. Апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).

Долг Русской Церкви, как и всех традиционных религиозных общин нашей страны — способствовать сохранению в обществе традиционных семейных ценностей. Пример многочисленных семей священнослужителей свидетельствует о возможности и в современных непростых условиях создавать крепкую и многодетную семью.

Наверно, все мы согласимся, что русский народ очень терпелив, умеет адаптироваться к сложным условиям жизни. Но при этом он очень свободолюбив и не терпит несправедливости по отношению к ближнему. Да, в искании правды и справедливости мы порой способны доходить до бунта, по выражению Александра Сергеевича Пушкина, «бессмысленного и беспощадного». Вот почему примиряющий голос Церкви всегда был важен для нашего народа. Таковым, я надеюсь, он остается и доныне.

Тысячелетняя история России ясно свидетельствует, что мы не должны копировать чей-либо цивилизационный путь, но при этом не следует игнорировать опыт других. Все же в эпоху глобализации нам необходимо сосредоточиться на собственной самобытности, не стесняться своей непохожести, идя собственным историческим путем и сохраняя свои ценности, где бы мы ни находились. Это требует мужества и консолидации наших усилий.

Вы не хуже меня знаете о тех сложностях, с которыми сталкиваются соотечественники за рубежом. Большой общественный резонанс вызвал случай с проявлением насилия над русским мальчиком в тренировочном лагере, произошедший этим летом в одной из сопредельных с Россией стран. Над ним издевались, его избивали, потому что он посмел свидетельствовать о своей вере. Российское государство и Русская Церковь быстро отреагировали на этот инцидент. Но есть примеры нападения на русских и русскоговорящих и в других странах ближнего зарубежья, и не всегда, к сожалению, они получают должную огласку и оценку. Очень важно за единичными случаями бытовой нетерпимости не пропустить признаки русофобских и христианофобских тенденций большого масштаба.

Сегодня существует серьезный запрос на формирование системы безопасности для наших соотечественников за рубежом. Мы должны научиться защищать друг друга, чтобы всем было ясно, что наши сограждане, наши соотечественники находятся под защитой российского государства, и что никому не будет позволено их обижать. Защита прав наших соотечественников за рубежом, их интересов, в какой бы части планеты они ни проживали, является нашим общим долгом.

Те, кто хотели бы вернуться в Россию, должны иметь такую возможность. Те же, кто хочет остаться в местах своего проживания за пределами Отечества, должны быть уверены, что в случае необходимости их защитят и окажут помощь. Кстати, при наших храмах за рубежом соотечественники нередко находят поддержку и в критических ситуациях, получают приют, продуктовую помощь, моральную и духовную поддержку. Люди, оказавшись вдали от Родины, чувствуют особую потребность в духовном утешении и пастырской заботе. Ответом на эту нужду за последние два десятилетия стало открытие в различных странах многих новых приходов, которые объединяют людей не только в церковном, но и в культурном отношении. Наши зарубежные приходы — это примеры многонациональных диаспор, которые формируются по принципу веры, где под одной крышей регулярно молятся и созидают вместе единую общину русские и белорусы, украинцы и молдаване. И в подавляющем большинстве их объединяет не только богослужебный церковнославянский язык, но и современная русская речь. Посредством русского языка они общаются и делятся своими радостями и заботами.

Сохранять русскую идентичность — это значит думать, писать и говорить по-русски. Не только как Патриарх, но и как председатель Общества русской словесности призываю вас прививать детям вкус и любовь к русскому языку, к своей исторической Родине и культуре. Пусть дети наши общаются на языке своих родителей, пусть пишут электронные сообщения своим мамам и папам, родным и близким на кириллице.

Будем помнить нашу историю, чтить наших предков и думать о наших потомках. Нам не стоит чрезмерно гордиться прежними заслугами, «почивать на лаврах», но вместе с тем мы не должны унывать в испытаниях. По словам Бориса Пастернака,

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Господь Вседержитель да пребудет всегда с нашим народом и благословит всех нас. А мы постараемся честно и добросовестно трудиться каждый на своем месте, созидая общее цивилизационное пространство с кратким названием «Русь».

Благодарю вас всех за внимание!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5853375.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2371
  • Репутация: +427/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Орле

17 октября 2021 г. 16:30

17 октября 2021 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил г. Орел, где совершил освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери в микрорайоне Наугорский. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Тихон! Уважаемый господин губернатор! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с особым чувством преступил порог этого храма. Город Орел занимает особое место в истории нашего народа. Видимо, само название «Орел» связано с тем обстоятельством, что здесь была очень важная крепость, которая защищала Москву, да и всю Русь от нашествий с юга. Может быть, ученые меня поправят, но складывается впечатление, что неслучайно этот город обрел такое замечательное имя. Орел — царь-птица, которая летает выше всех, и у нее нет врагов в небе, потому что она побеждает любого врага. Видимо, потому и крепость была основана на этом месте, чтобы никакие нашествия с юга и с юго-запада не могли угрожать столице Отечества нашего, не могли закабалить Русь и нанести непоправимый ущерб нашему народу. Но и в более поздние времена Орел проявлял себя как героический город — достаточно вспомнить события, связанные с Великой Отечественной войной. Здесь разворачивались ожесточенные бои, в лесах партизанские отряды защищали Родину, и Орел внес очень большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

Конечно, этот город не мог оставаться без духовного окормления, и я рад, что Орловская епархия в последнее время прирастает новыми храмами, здесь активно развивается приходская жизнь. Церковь стала более активной и в своем взаимоотношении со светским обществом, в сфере образования и культуры. Так и должно быть, потому что Церковь несет духовный заряд, духовную силу, которая есть сила Духа Святого, сила Божественная, а если Божественная сила оплодотворяет силу человеческую, то человеческая сила становится непобедимой, и любое дело становится по плечу.

Это хорошо знали наши благочестивые предки, которые без молитвы не начинали ни одного дела и строили храмы Божии по всему лицу земли. Потом настало другое время, когда люди решили опираться только на свою собственную силу и забыли о силе Божией. Мы знаем, что эксперимент с опорой исключительно на собственную силу не оказался успешным, и для всех нас эта история, связанная с взаимодействием духовного и материального, человеческого и Божественного в жизни нашего народа, должна быть очень поучительной.

А что значит поучительной? Это значит, что мы должны сделать некие выводы, касающиеся, в первую очередь, нашей жизни. Если мы не только опираемся на свои знания, на свое положение в обществе, на некую собственную власть, но также сознаем, что над всеми нами Бог, и сочетаем наши властные и прочие функции с молитвой, с упованием на волю Божию, то наши силы умножаются, и мы становимся по-настоящему сильными, по образу и подобию нашей великой страны, которая, как уже было сказано, укреплялась и силой своего народа, и его молитвами.

Город Орел действительно славный город, люди живут здесь прекрасные, и как хорошо, что так активно развивается здесь церковная жизнь. Я рад видеть этот храм и хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто был инициатором его строительства, кто вложил свои средства, кто создавал этот небольшой, но удивительно уютный, красивый и, я бы сказал, очень эстетичный храм, с правильными пропорциями, с очень правильным стилем росписи, — много доброго можно сказать об этом прекрасном новом православном храме в городе Орле.

В память о сегодняшнем событии я хотел бы преподнести храму особый образ святого благоверного великого князя Александра Невского. Это не простой образ — это образ драгоценный. Я долго размышлял, где можно было бы этот образ поместить, были разные варианты, в том числе связанные с главными храмами города Москвы, но я решил, что будет очень хорошо, если этот образ будет пребывать на героической Орловской земле, которая действительно обороняла Русь, которая своими воинскими подвигами прославила и народ, и Отечество наше. Пусть святой благоверный великий князь Александр, который сочетал в себе и воинский подвиг, будучи командующим русской армией, и личную святость и благочестие, помогает тем, кто будет с молитвой подходить к образу этого замечательного государственного деятеля, военачальника и святого земли нашей, испрашивая его помощи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5853714.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2371
  • Репутация: +427/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России»

19 октября 2021 г. 16:50

19 октября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к собравшимся.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Сергей Сергеевич! Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемые представители педагогического сообщества — учителя, представители школьных администраций! Дорогие братья и сестры!

Приветствую всех вас и радуюсь нашей встрече — встрече единомышленников, проходящей лицом к лицу, несмотря на все трудности, связанные с пандемией, а также открытой для удаленных участников в самых разных уголках нашего Отечества.

Хорошо, что мы собрались сегодня. Есть несколько важных вопросов, которые нам необходимо обсудить. Для начала нужно поговорить о проблемах, которые перед нами стоят. Как у врачей — сначала выявить симптоматику, а затем определиться с лечением. Все вы, уважаемые педагоги, являетесь свидетелями того, что, к сожалению, у нас немало болевых точек в процессе образования. Среди них — зависимость, погруженность подростков в социальные сети, в том числе деструктивные, а всякая зависимость дезориентирует ребенка, переключает фокус его внимания.

По оценкам президента группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, в 2019 году более 7 миллионов молодых людей школьного возраста русскоязычного сегмента Интернета присутствовали в деструктивных группах в соцсетях и на сайтах. 7 миллионов человек — давайте запомним эту цифру! При этом обращалось внимание на то, что динамика, к сожалению, плачевная — каждый год в данный сегмент входит еще примерно два миллиона новых участников. Это подростки, которые читают деструктивный контент, посвященный наркотикам, суицидам и подстрекающим к ним «группам смерти», тоталитарным сектам и многому другому. 7 миллионов!

Это проблема не какого-то региона, не какой-то отдельной возрастной группы — это проблема общества, проблема государства. И речь не о детях, находящихся где-нибудь далеко, — речь о наших детях, которые учатся в наших школах.

Все педагоги знают о трагедиях в учебных заведениях Керчи и Казани и совсем недавнюю — в Пермском университете, но подобных случаев, к сожалению, больше. Десятки атак такого типа в нашей стране были пресечены правоохранителями на начальной стадии, где-то проявила бдительность школьная охрана, но в некоторых случаях преступники смогли достичь своих целей и пролить кровь.

По мнению ряда авторитетных экспертов и на основании уже проведенных экспертиз, можно утверждать, что проблемы суицидальных «групп смерти» и проблемы страшной молодежной субкультуры, которая получила название «скулшутинга», или «колумбайна», лежат в псевдорелигиозной сфере. Речь идет об одной из форм сатанизма, новой интерпретации одного из старых языческих культов. Я не случайно употребляю термин «псевдорелигиозный». Религия — это то, что должно очищать человеческое сердце и возвышать душу, а участие в такого рода группах не возвышает, а губит душу.

Удивительно, как актуально сегодня звучат слова, сказанные более ста лет назад одним из новомучеников Российской Церкви — священномучеником Макарием (Гневушевым): «Церковь Христова и Православное русское государство, несомненно, стоят перед лицом самого страшного врага, нередко меняющего свои вид и наименование, но в существе являющегося всегда одним и тем же. Этот враг — враг христианства и всего созданного им, — это воскресающее язычество. <…> Отсутствие одухотворенности, высших неземных начал жизни, естественно, должны были и в области морали все низвести до… грубой борьбы за права… оправдать все грубое и жестокое и снять с человека ответственность за злобу и ее проявления. Мало того, эту самую злобу возвести на пьедестал геройства, подвига и фактора, творящего добро». Удивительно точное выражение мысли, которая сегодня многих из нас не покидает.

Решение вышеназванных проблем, соответственно, также находится в значительной мере в религиозной плоскости. Сколько бы противники любых упоминаний о религии в школе ни говорили о светскости, о том, что школа не должна касаться вопросов веры в Бога, в итоге мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя «богами», а всех остальных «биомусором», берут в руки оружие и идут убивать, не зная, просто не понимая, что Бог — это не поставление себя выше других, не некое горделивое право судить и приговаривать к жизни или смерти, а любовь и свет. Им просто не сказали, не объяснили, что́ находится в основании тысячелетней духовной культуры нашего народа, кого называют подобными Богу — преподобными, не дали возможности получить хоть какую-то защиту от злого влияния сил, которые, используя религиозную лексику и извращенные псевдорелигиозные механизмы, ставят перед собой конкретные цели — физическую и духовную гибель людей. Настоящие убийцы — не те, кто с оружием приходит в школы. Они тоже жертвы. Жертвы тех сил, которые заставили их поверить, что в мире нет ни любви, ни милосердия; что в людях, на которых они направляют оружие, нет образа Божия, потому что нет и Самого Бога, нет Творца, мудрого и милостивого Отца, Спасителя, любящего и приносящего Себя в Жертву ради нашей вечной жизни в Его Свете.

От трагедии американского Колумбайна до трагедий в Керчи, Казани и Перми причины, побудившие подростков взяться за оружие, лежат, как я уже сказал, в псевдорелигиозной сфере. Если мы не хотим, чтобы человек безграмотно писал, мы учим его орфографии. Если не хотим, чтобы делал математических ошибок, учим математике. Для того чтобы ребенок не попал под машину, мы учим его соблюдать правила дорожного движения. Чтобы предохранить детей от неверного или искаженного восприятия религии, нам следует предоставить им возможность познакомиться с религиозной традицией своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей, лежащих в основе общепринятых норм поведения и законов.

Человек не может быть совершенно безрелигиозен, а-теистичен. Человек так устроен. У него есть глаза, чтобы воспринимать образы, слух, чтобы различать звуки, душа — чтобы общаться с Богом. И если у человека, у ребенка есть доступ к той системе ценностей, к тем нравственным устоям, на которых основана традиционная духовно-нравственная культура народов России — подчеркну, культура религиозная, — у него есть шанс возрастать в добре, стать личностью нравственной, а значит, способной содействовать укреплению нравственных устоев в семейной и общественной жизни.

Мы очень рады тому, что сегодня школе официально передаются воспитательные функции, что в школах появились заместители директоров по воспитательной работе. Мы понимаем, что перед ними стоят очень серьезные задачи. Очень важно, чтобы эти люди обладали необходимой религиозной грамотностью, позволяющей быть компетентными, в том числе в вопросах профилактики деструктивных явлений в подростковой и молодежной среде. И очень важно, чтобы к подбору этих людей относились с очень большой ответственностью, чтобы эти должности не стали синекурой: «нужно добавить зарплату — вот тебе нагрузка, давай», — а человек неспособен заниматься воспитанием... Очень важно, чтобы на этих должностях были профессионально подготовленные люди, которые сами обладают четкой системой ценностей, которые могут говорить не только словами какого-то учебного пособия, но и от собственного жизненного опыта.

Вспоминаю годы своего обучения в семинарии — мне, к счастью, довелось слушать лекции выпускников дореволюционных духовных академий. Это были люди с блестящей гуманитарной подготовкой, обладавшие действительно энциклопедическими знаниями. Но почему их слова западали в душу? Потому что мы знали: их слова не расходятся с делами, эти люди прошли и тюрьмы, и лагеря, сохранив свою веру. Они говорили нам не только от своих знаний, но и от своего жизненного опыта, и мы верили им, потому что знали: все, что они говорят, они сами пережили. И, конечно, очень важно, чтобы сегодня в школе появились заместители директоров по воспитательной работе, способные осуществлять соответствующие функции и достигать соответствующих результатов. Перед этими людьми стоят очень большие задачи.

Уверен, что религиозные знания позволят не только учителям ОРКСЭ профессионально доносить до учащихся основы религиозных культур. Такого рода компетенции, элементарная религиозная грамотность способны дать представителям администраций школ необходимый инструментарий, чтобы предостерегать людей от вовлечения в опасные секты, субкультуры и психокульты, уметь вовремя выявить угрозы террористического характера, разоблачить мракобесные суеверия, которые заметно усилились в период пандемии.

Пытаться уврачевать следствия деструктивной религиозной жизни нерелигиозными методами — это все равно, что пытаться погасить огонь без воды, песка и прочих общепризнанных средств пожаротушения. Невозможно опровергнуть, а тем более разрушить деструктивную религиозность, используя нерелигиозные подходы. От чего отталкиваться? От неких общественных идеалов, социальных идеалов? Но у тех, кто принадлежит этим псевдорелигиозным группам, идеалы лежат в другой плоскости. Поэтому с ними нужно говорить на их языке, доказывать ошибочность их взглядов, используя аргументацию, которая произрастает из религиозных убеждений и знаний.

Слава Богу, что сегодня у школ есть, хоть и в очень скромном виде, возможность рассказать детям о традиционных для нашего народа религиозных культурах. Для этого и существует курс «Основы религиозных культур и светской этики» и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Каждый учитель призван служить нравственным примером для детей, тем более — учитель-христианин. Преподаватели Основ православной культуры своим каждодневным нелегким трудом должны совершать великое дело: передавать детям духовную культуру нашего народа. Насколько же велика ответственность этих педагогов! Ведь по ним будут судить о предмете, который они преподают, — так же, как по священнику судят о вере. Если вы кого-то учите, вы сами должны быть на высоте, ведь и в личности преподавателя или священника должен отображаться тот идеал, который преподается или проповедуется. Человек может передать другим только то, что имеет сам, и невозможно передать любовь к чему-либо, не имея этой любви. Поэтому родители, которые выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры», хотят видеть преподавателем этого модуля православного учителя, а не просто педагога, которому дали часы, чтобы поднять его заработок. Да, это курс культурологический, но выхолащивать из него ключевые для традиции идеи недопустимо. Потому что речь идет не о культурологии, а о мировоззрении, о нравственном воспитании личности.

Преподавание курса ОРКСЭ во всех регионах Российской Федерации ведется с 2012 года, уже почти 10 лет, поэтому я не буду сейчас говорить о целях и задачах курса, о его основных принципах, о которых все вы и так прекрасно знаете, хотя далеко не все важнейшие принципы, например, принцип добровольности выбора родителями того или иного модуля, повсеместно реализуются. Это вопрос постоянного взаимодействия Синодального отдела с министерством, вопрос работы в епархиях. Эта работа идет, обращения по нарушениям прав родителей рассматриваются, но не всегда есть возможность оперативно исправить ситуацию. И все же считаю крайне важным развивать рабочее взаимодействие органов управления образования и образовательных организаций на местах и представителей основных религиозных традиций на территории Российской Федерации, в том числе Православной Церкви. В целом ряде регионов уже существует многолетний положительный опыт такого сотрудничества на всех уровнях.

Сегодня преподавание ОРКСЭ ведется во всех школах России в четвертых классах. В этом году к изучению курса приступили более одного миллиона семисот тысяч детей, из них почти 640 тысяч начали изучение Основ православной культуры. Это 36,7% от общего числа четвероклассников. Но при этом одна из важнейших проблем сегодня — отсутствие у большинства педагогов, преподающих Основы православной культуры, достаточных компетенций. В связи с этим я бы просил уважаемого министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова наладить более тесное взаимодействие министерства с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, а также в регионах — работу с епархиями, чтобы на всех этапах подготовки педагогов — специалистов по православной культуре — принимали участие представители Русской Православной Церкви. Что же касается епархий, то по линии Управления делами Московской Патриархии необходимо дать соответствующие поручения епархиальным архиереям.

Также даю поручение Синодальному отделу религиозного образования и катехизации и его председателю митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению подготовить предложения по формированию общецерковной системы подготовки учителей в дополнение к существующей федеральной системе. Для этого важно, чтобы во всех вузах Министерства просвещения и во всех региональных институтах развития образования эта работа велась обязательно с привлечением представителей конфессий, в данном случае Русской Православной Церкви, специалистов — теологов, священников, церковных историков. Но с нашей стороны мы должны озаботиться тем, чтобы лица, которые будут вступать в такое сотрудничество от лица Церкви, также были достаточно подготовлены и вносили положительный вклад в достижение общих целей.

За последние два года произошло немало нового. Сочетание дистанционного и традиционного очного образования, необходимость освоения новых систем программного обеспечения и ведение уроков в условиях распределенного нахождения учеников — всё это, конечно, изменило привычный для многих уклад школьной жизни. Большинство учителей успешно прошли через эти испытания, обретя новый опыт, который, несомненно, пригодится и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В образовательном пространстве уже давно работают онлайн-платформы системы повышения квалификации и подготовки сотрудников. Это инновационная отрасль образования, однако из-за пандемии в этой области произошел кратный рост использования образовательных платформ. Поскольку это вопрос актуальный, поручаю Синодальному отделу религиозного образования начать процесс по разработке нашей конфессиональной образовательной онлайн-платформы для подготовки специалистов по православной культуре и Основам духовно-нравственной культуры народов России. Эта платформа не будет заменять систему повышения квалификации, которой занимается Министерство просвещения, но будет помогать учителю при подготовке к уроку. Благодаря образовательной платформе у учителя всегда будут под рукой методические наработки специалистов, возможность задать вопрос экспертам и священникам, обменяться друг с другом материалами. Это очень серьезная работа, владыка, и я просил бы Вас принять это поручение как приоритетное.

Отрадно, что у нас появилось новое учебное пособие по Основам православной культуры, работа над которым была организована по моему благословению. К этой работе, осуществляемой Синодальным отделом религиозного образования, подключились также Министерство просвещения, Российская академия образования, академия «Просвещение» и издательство «Просвещение». Учебник уже поступил в пять регионов для апробации, и после прохождения государственной экспертизы пособие придет во все школы.

Подробнее о новом учебнике сегодня расскажет руководитель авторского коллектива, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева. Очень рад, что Ольга Юрьевна сегодня принимает участие в нашей встрече. Я с интересом познакомился с содержанием учебника. Полагаю, что он прочно войдет в систему образования. Хотелось бы, чтобы педагоги его полюбили, чтобы он стал хорошим инструментарием для решения тех проблем, которые были обозначены в начале доклада.

Но учебник — это только часть образовательного инструментария. Современные дети ожидают красочной и интересной подачи информации. Образовательные технологии шагают очень быстро, мультимедийные форматы позволяют увлечь ребенка, облегчить усвоение материала, дать образность сложным понятиям. Всему этому должны соответствовать и пособия по православной культуре. Интересную для детей форму следует наполнить содержанием, которое будет содействовать их нравственному становлению, формированию чувства ответственности, любви к Отечеству и своим близким. Необходимо дополнить новый учебник видеоконтентом, различными пособиями, чтобы помочь учителю в работе с детьми и методически, содержательно насытить курс. Ожидаю, что Синодальным отделом будут разработаны такие материалы.

Актуальным остается вопрос расширения преподавания курса на основную школу. Воспитание человека не заканчивается 4-м классом. На решение этой задачи, в частности, направлено преподавание в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Сегодня ведется работа по утверждению концепции и написанию программы, однако среди авторского коллектива нет представителей Русской Православной Церкви. Я просил бы вас, уважаемый Сергей Сергеевич, по возможности исправить эту ситуацию. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит в сотрудничестве с Министерством просвещения, Российской академией образования продолжить работу по формированию концепции и созданию программы ОДНКНР в основной школе. Важно, чтобы в рамках этой предметной области раскрывались такие понятия, которые бы отвечали ожиданиям педагогов и родителей, абсолютное большинство которых считает себя людьми православными.

И все же никакой учебник и никакой методический инструментарий не может заменить непосредственного общения учителя с учеником. Это убедительно показал опыт удаленной работы в период пандемии. Тем более в рамках предметов, которые имеют не только обучающий, но и воспитательный характер. Дети воспитываются на примерах. Большое значение в этом смысле имеют образы наших святых, особенно же тех, кто близок нам по времени, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Их духовные наставления могут помочь ребенку найти верные ответы на сложные для него вопросы, понять, что вера укрепляет в самых тяжелых испытаниях, дает возможность пребывать в радости, несмотря ни на какие беды и лишения.

Мне нередко приходится изучать жизнь и историю страданий тех людей, которые представляются к канонизации как новомученики и исповедники Церкви Русской. Это драматическое чтение, когда понимаешь, через какие муки люди проходили буквально в наше время, в XX веке, какие физические и моральные мучения они претерпевали и как они оставались верными своим убеждениям. Это сравнимо с подвигами защитников Отечества, которые при попадании в плен подвергались пыткам и истязаниям, но не предавали Родину. Это действительно очень яркая страница нашей истории, это опыт реального подвижничества.

Из личного жизненного опыта мы все знаем, что успех преподавания во многом зависит от увлеченности предметом самого учителя. Вы наверняка помните педагогов, на уроки которых хотелось идти, потому что вам передавалось их вдохновение и любовь к предмету. С другой стороны, каждый может вспомнить предмет, который не давался в школе, потому что преподаватель вел его сухо и неинтересно, относился к своей работе формально. Никогда не забуду изучение алгебры — кажется, это было в шестом классе. Если бы я и дальше учился математике у этого преподавателя, у меня, наверное, возникла бы устойчивая ненависть к этому предмету. Более ужасный педагогический подход и представить себе трудно. Он был, видимо, убежденным атеистом и решил обратить на меня как на верующего мальчика особое внимание. Каждый урок начинался с того, что меня вызывали к доске. Он мне давал задание, я писал, а он подходил, стирал написанное и писал сам — ему не нравился мой почерк. Когда я решал задачу, он все стирал, решал сам и иногда приходил к тем же результатам. Все это было давлением на психику ребенка — только потому, что я не был пионером по религиозным убеждениям, я был верующим, а он горячим атеистом. Этот пример идеологизированного подхода педагога к обучению и воспитанию детей навсегда врезался в мою память — как пример абсолютно недопустимого поведения преподавателя.

Вот почему я из личного опыта говорю, что преподаватель может разрушить интерес к предмету, вообще отбить желание учиться. И, конечно, каждый может вспомнить педагогов, которые оставили светлый след в памяти, которые привили интерес к учебе, интерес к преподаваемому предмету.

Если уроки православной культуры будут скучными и формальными, то дети принесут эту скуку и в свою взрослую жизнь, и религиозная жизнь будет у них ассоциироваться со скукой. Поэтому уж лучше не преподавать вовсе, чем преподавать плохо. Во всех школах дореволюционной России преподавался Закон Божий, и чаще всего неудовлетворительно. В результате, как мы знаем, стали атеистами будущие революционеры, хотя все они изучали Закон Божий. Вот почему нам нельзя наступать на те же грабли. Если мы дерзаем обращаться к современным детям с посланием о вере, мы должны это делать сильно, ярко, убежденно, мы должны отражать в себе, насколько возможно, идеалы, которые мы передаем детям. Если же это будет очередной вызывающий скуку урок, то лучше его совсем не проводить. А если мы берем на себя ответственность за религиозное воспитание и образование, мы должны себе сказать: это не третьестепенное дело, а важнейший приоритет в моей педагогической работе.

Я бы очень хотел, чтобы те, кто преподает Основы православной культуры, относились именно так к своему важному делу. Действительно, если детям будет скучно, если эта скука будет доминировать в их восприятии предмета, то, проходя мимо храма Божия, они будут думать, что все это они уже изучали в школе, но не нашли ничего интересного. Дай Бог, чтобы такого никогда не случилось с вашими учениками, чтобы ни один из них не потерял интереса к Церкви, к вере, к храму Божиему потому, что Основы православной культуры преподавались скучно.

Я хотел бы от души поблагодарить всех вас, дорогие участники этой встречи, за ваше служение, часто очень самоотверженное, — до меня доходит информация и о таких замечательных примерах. За ваше несомненное неравнодушие к делу, которое вы совершаете. Не могу себе представить, чтобы Основы православной культуры преподавал человек, которому все это вообще неинтересно, потому что это преподавание не дает вам никаких привилегий. Сегодня это действительно дело энтузиастов, искренне стремящихся к тому, чтобы передать учащимся невероятно важные знания и убеждения, от восприятия которых зависит будущее молодых людей и, я бы сказал, их счастье и благополучие. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2371
  • Репутация: +427/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»

21 октября 2021 г. 13:55

21 октября 2021 года состоялась онлайн-беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации». Предстоятель Русской Церкви благословил участников форума и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников IX Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».

Годы, минувшие со времени проведения последнего фестиваля, оказались очень значимыми для осмысления роли православных СМИ, но, как вы знаете, непростыми. В первую очередь, пандемия и связанные с ней изменения в привычном укладе жизни существенно обострили целый ряд вопросов, которые ранее не представлялись существенными. Изменился не только ритм жизни большинства граждан. Впервые в новейшей истории Церкви мы оказались в ситуации, когда ограничительные карантинные меры затронули и собственно приходскую жизнь, включая участие в богослужении, то есть личную духовную жизнь православных людей. Мне хочется выразить свою благодарность всем тем, кто не растерялся в этих сложных обстоятельствах и смог оперативно организовать трансляцию богослужений, проведение различных приходских мероприятий с использованием средств удаленной связи. Способность быстро и эффективно реагировать на современные вызовы — это хороший показатель правильного настроя тех лиц, кто ответственен информационную деятельность нашей Церкви.

Но мне хотелось бы остановиться на тех вопросах, которые требуют дальнейшего общецерковного обсуждения.

Пандемия и вынужденная изоляция поставила во всей остроте вопрос: возможно ли полноценное христианство в виртуальном пространстве? Возможно ли полноценное христианство, когда каждый, сидя перед монитором компьютера, может не выходить из дома для участия в богослужении? Я со всей ответственностью могу сказать: нет! Сын Божий не для того сошел на землю и воплотился, принял человеческую природу, чтобы Его ученики через две тысячи лет превратили Его подвиг в виртуальную реальность! Преемственность благодатных даров, передаваемых буквально из рук в руки, начиная с апостолов и до сего дня, не терпит никакой виртуализации. Однако вопрос участия верных в богослужении посредством удаленной связи, особенно в ситуации самоизоляции, весьма возможно, потребует своего дальнейшего обсуждения, причем как среди пастырей, так и среди ответственных за информационную деятельность. Здесь необходимо проявить не только большую духовную рассудительность, но и снисхождение к тем, кто действительно не имеет возможности регулярно разделять радость полноценной молитвенной жизни в храме. В то же самое время мы должны четко понимать опасность подмены богослужения видимостью участия в нем.

При всей кажущейся привлекательности негативной позиции по отношению к новейшим достижениям цифровых технологий необходимо понимать: Церковь призвана помогать современным людям находить правильный подход к использованию результатов развития науки и технологий. Всякий новый вызов в этой области — это своего рода экзамен на нашу способность актуализировать христианские убеждения и на основе этих убеждений вникнуть и разобраться в самих этих явлениях, насколько они соответствуют или противоречат христианскому вероучению и нравственности.

Современное молодое поколение родилось в эпоху мобильных телефонов и Интернета. Цифровое виртуальное пространство для них стало естественной средой обитания, совершенно реальным миром со своими законами, что иногда бывает очень трудно понять старшему поколению, для которого это пространство, при всем напряжении сил и готовности его освоить, продолжает оставаться чужим. И, конечно, всего этого нельзя отрицать, ссылаясь на то, что раньше без этого «спокойно обходились». Обходилось человечество в разные времена и без других достижений цивилизации, который мы считаем в наши дни обыденностью. Ссылка на то, что «обходились, давайте и мы сейчас обойдемся», не работает, потому что новые технологии становятся важной частью жизни, особенно в области коммуникации.

Первая волна вхождения православных людей в пространство социальных сетей и другие площадки цифровых коммуникаций, на мой взгляд, завершается. Невозможно до бесконечности увеличивать число приходских сайтов, аккаунтов в сетях и блогов. Сегодня крайне важно сконцентрироваться на качестве представляемой информации, на поиске адекватного языка — как словесного, так и визуального — для свидетельства о Спасителе, о жизни Церкви, о высоком достоинстве христианина. И здесь на первый план выходят образование, профессионализм, а также внутреннее горение, желание говорить о Христе, и, может быть, именно это горение и желание говорить о Христе надо поставить как приоритет. Потому что все остальное играет служебную роль и вторично, а первично наше желание и стремление проповедовать Христа распятого и Воскресшего.

Очевидно, развивающиеся технологии виртуальной реальности могут использоваться не только для развлечений. Как в свое время кинематограф в начале ХХ века начинался в сфере досуга, но потом стал мощнейшим инструментом воздействия на общественное сознание, так и сегодня новейшие технологии при правильном подходе могут послужить делу духовного просвещения. Мы знаем, какой общественный резонанс имели художественные фильмы, посвященные церковной тематике начала XXI века, — «Остров», «Монах и бес», «Приключения Серафимы» и ряд других. Нам уже сегодня надо думать о том, что и как мы будем говорить молодому поколению, для которого смотреть на мир через экран компьютера становится делом обыденным. И в связи с этим я бы предложил воздержаться от излишне критического отношения к первым шагам в неизведанных областях: мы сможем избежать фатальных ошибок, только двигаясь вперед, постоянно анализируя удачи и провалы. Поэтому я призываю всех не только к еще большей активности, но и к осторожности в области поиска нового языка и новых подходов, относящихся к современным тенденциям развития медиапространства. Однако движение игнорировать нельзя, движение — это факт, и если мы со своей собственной позицией, со своим мировоззрением, со своим целеполаганием в этом движении не участвуем, то допускаем пастырскую ошибку.

Вопрос присутствия священнослужителей в социальных сетях — еще один из наиболее острых сегодня. Эта тема, как известно, обсуждалась в Московской городской епархии на проходивших в викариатствах конференциях в 2020 году. Еще раз подчеркну: не всякий священник может быть проповедником в социальных сетях! Здесь не только необходима определенная, я бы сказал, харизма, но и навык преодоления специфических для медиасреды искушений. Этому необходимо учиться и в семинариях, и на курсах повышения квалификации. Принятые в 2019 году «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб» помогли обозначить главные векторы развития церковных СМИ. В то же время приходским активистам и епархиальным службам необходимо на местах продолжать деятельность по осмыслению современной информационной ситуации и разработке конкретных методов.

Священник должен приводить человека ко Христу, а не к самому себе — хотел бы это еще и еще раз подчеркнуть. Я с вниманием слушаю проповеди, которые произносят священнослужители во время Патриарших богослужений, и с благодарностью Богу отмечаю возросший уровень проповеднического служения. Просто несравнимо по сравнению с тем, что было еще пятнадцать, тем более двадцать лет назад. Но я также прислушиваюсь к интонациям и к некоей манере произнесения проповедей, и то, о чем я сейчас скажу, нередко явственно присутствует в проповеди священника. И этот грех нужно исцелять и исключать из нашей жизни — когда очень способный, хорошо говорящий священник старается не столько донести до людей содержание своей проповеди, сколько представить самого себя. Часто это связано с характером человека, его воспитанием, но хотел бы обратить внимание на то, что священнику нужно всячески контролировать не только содержание своих проповедей, но и манеру их произнесения. В каком-то смысле проповедник должен быть почти невидимым. Люди не должны концентрироваться на внешности, на манере проповедника, изучать его внешний вид и определять уровень его культуры. Все должно быть сосредоточено на том, что священник говорит людям. Никого не хочу обвинить, потому что все это, может быть, происходит даже бессознательно, но нужно брать под контроль и то, как мы обращаемся к людям с амвона.

То же самое я бы хотел сказать о том, что, к сожалению, погоня за большим числом последователей, поиск привлекательных, нередко за счет провокативности, публикаций — а это тоже присутствует в нашей церковной публицистике — незаметно уводит некоторых пастырей от главной задачи — помогать человеку обрести Христа Спасителя как средоточие всей своей жизни. «Виртуальная община», какой бы большой и привлекательной она ни была, не может становиться неким гетто, ориентированным только на личность проповедника. Не может она заслонять собой заботы о реальных, живых прихожанах и подменять собой дело пастырского окормления. Кстати, когда именно такая позиция священнослужителя абсолютно вытесняет все остальные подходы, люди начинают понимать, что с ним происходит. Не буду называть имена, но есть у нас способные ораторы, которые в первую очередь заботятся о количестве лайков и менее всего обращают внимание на то, что устремление к саморекламе подрывает их реальный авторитет и доверие к их словам. А ведь самое главное, чтобы люди, к которым мы обращаемся с амвона, доверяли нам, доверяли нашему слову, потому что иначе это слово не будет служить делу спасения.

Не могу обойти вниманием тему активизации в период самоизоляции любителей критики Церкви, особенно тех, кто призывает к реформированию и в каком-то смысле даже расшатыванию ее устоев. Мы не боимся разговора о текущих проблемах Церкви, но критика, превращенная в кликушество и даже в клоунаду, обессмысливает любой диалог. В нашей Церкви есть опыт продуктивной дискуссии в рамках деятельности Межсоборного присутствия. Это не только собственно обсуждение проектов документов, но и весь процесс прорабатывания того или иного вопроса. Мы отказались от первичной нацеленности на быструю разработку проектов, поскольку никакой, даже самый выверенный и грамотный документ без широкого общецерковного обсуждения, начиная с ранних этапов, не будет иметь того результата, ради которого и создается. Должен сказать, что когда об этом нашем опыте, нашей методологии узнали собратья из других Поместных Православных Церквей, у многих это вызвало полное недоумение, потому что ничего подобного в других Православных Церквах мы пока не наблюдаем. Священноначалие нашей Церкви, епископат нашей Церкви, наши замечательные сотрудники, которые участвуют в разработке документов, готовы к тому, чтобы результаты наших общих трудов гласно представлялись широкому кругу церковной общественности. И, уверен, все мы, все те, кто создает эти документы, готовы к обратной связи, в том числе к критическим замечаниям.

В качестве примера хотел бы привести успешный опыт разработки документа «Об участии верных в Евхаристии», который, при всей сложности и тонкости вопроса, благодаря широкому обсуждению вошел органично в церковную жизнь без какого бы то ни было отторжения. Подобные дискуссии, глубокие, ответственные, с пониманием важности каждого сказанного слова, всячески приветствуются и поддерживаются, в том числе лично Патриархом. Они должны происходить не только в широких кругах православной общественности, но и быть областью интересов журналистов и публицистов, а также научного мира, получая осмысление в научной дискуссии на страницах богословских журналов, в докладах на конференциях, в издании монографий. Это и есть здоровый, правильный процесс рефлексии Церкви над актуальными проблемами. Разжигание же разделений, с какой бы стороны оно ни происходило, с правой или с левой, подрывает единство Церкви, противоречит общему служению по созиданию Церкви как Тела Христова.

Еще раз подчеркну: сегодня мы живем в мире, который благодаря цифровым технологиям стал очень прозрачным и подвижным: любая неосторожная фраза, провокационная фотография могут запустить снежный ком, а то и лавину информации, разрушающей добрый образ Церкви. Поэтому снова и снова обращаюсь к каждому из вас: помните об ответственности, которую вы несете перед Богом, Его Святой Церковью, перед народом нашим!

За последние годы благодаря вашим усилиям информационное пространство Церкви существенным образом расширилось, в лучшую сторону изменилось и качество подаваемых материалов. Я с удовлетворением знакомлюсь с такими материалами и радуюсь тому, как действительно развивается наша информационная работа, я бы сказал, информационно-просветительская работа, которая становится важным подспорьем Церкви в осуществлении ее главной миссии — учить народ и вести его ко спасению.

Господь да благословит ваши дальнейшие труды на ниве просвещения и да подаст вам силы и впредь со столь же добрым рвением и осмотрительностью нести миру свидетельство о Христе и Его Святой Церкви. Всем вам желаю успеха в работе на конференции. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5854808.html

Оффлайн Лидия Цвет.

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2371
  • Репутация: +427/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников IX фестиваля «Вера и слово»

21 октября 2021 г. 21:40

21 октября 2021 года состоялась онлайн-беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации». В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников форума.

— Диакон Михаил Степанков, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии. На открытии конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» Вы сказали, что Константинопольский Патриархат фактически идет по модели воспроизведения раскола 1054 года. Если это действительно так, если это действительно их цель, то к чему мы придем? Что нас ожидает?

— Это не может быть целью для Константинопольского Патриархата. Он, конечно, не стремится к расколу, разрушить единство Православия не входит в его цели. Но стремление утвердить свое первенство не как первого среди равных, а как первого без равных — то, что уже сейчас декларируется Константинополем, — конечно, несет в себе совершенно определенно страшный заряд, бациллу разрушения церковного единства. Именно в этом смысле я постоянно напоминаю о том, что произошло в 1054 году. Римский епископ стремился распространить свою прямую юрисдикцию на всю Вселенскую Церковь. Но, подождите, а что сейчас происходит? Сегодня Константинопольский Патриарх, по-новому трактуя свое первенство, заявляет, что это первенство без равных, что это Богом определенное его место, которое предполагает реализацию властных полномочий в отношении всех других Поместных Православных Церквей. Так это та же самая позиция, которая привела к разделению в 1054 году! А тогда возникает вопрос: когда же эта доктрина возникла в Константинополе? Мы не помним этой доктрины еще 30 лет тому назад. И если бы это был просто теоретический дискурс — можно было бы поспорить на конференциях. Но ведь это не только теоретический дискурс — это практические действия Константинополя, связанные в первую очередь с Украиной. Константинополь вторгся в каноническое пространство другой Православной Церкви, более того, возникшее на этой территории самочинное раскольническое объединение он как бы авторизовал своей властью и подчинил себе.

Неужели Константинополь, предпринимая эти искусительные и действительно необъяснимые с точки зрения исторической реальности действия, не понимал, что они приведет к разделению? Но признать законным то, что совершил Константинополь, значит признать восточного Папу. Если мы остаемся православными, мы признаем, что Церковь Православная управляется соборно, что в Церкви Православной есть первый среди равных и что у этого первого очень ограниченная функция, не связанная никак с управлением Поместными Православными Церквями, а чисто представительская — он первый во время богослужений. Мы даже согласились на то, чтобы предстоятель на общих православных совещаниях не избирался, а таковым был Константинопольский Патриарх, — хотя первоначально мы настаивали на том, что надо избирать. Мы всегда шли по пути созидания благоприятной атмосферы для общеправославного диалога, потому и сняли свои требования, чтобы председатель избирался, согласились — ну давайте, пускай будет Константинополь. Но это не значит, что мы согласились с тем, что у Константинопольского Патриарха есть особые, отличные от других Патриархов властные полномочия, тем более касающиеся всего мирового Православия.

— Черепанов Александр Владимирович, специалист информационного отдела Новороссийской епархии. Ваше Святейшество! Председатель Правительства России Михаил Мишустин назвал «большие данные» новой нефтью и золотом XXI века. Он уверен то, что благодаря анализу этих массивов информации удастся вывести на более качественный уровень систему управления всеми рабочими процессами внутри государственных структур. Считаете ли Вы допустимым в ближайшем будущем использование этих массивов информации, «больших данных», для оптимизации работы каких-либо церковных структур? Благодарю.

— То, о чем сказал наш премьер, — это создание некоего инструментария, а инструменты могут использоваться, в том числе, и в церковной действительности. Но всякий раз, решая вопрос о том, следует ли нам идти в фарватере светской логики, мы должны подумать, насколько это соотносится с Преданием Церкви, насколько это соотносится с нашим миропониманием и с нашими пастырскими целями в отношении тех людей, которые составляют Русскую Православную Церковь. Поэтому ничего бездумно мы делать не будем. Если принимать какие-то решения, то на основании соборного осмысления, и в том числе такое собрание, участником которого Вы сейчас являетесь, может быть частью этого процесса.

— Большое спасибо!

— Ваше Святейшество, благословите. Эдуард Худяков, агентство «UP Монитор». Я из Екатеринбурга, и всем известен раскол, который мы пережили в прошлом году. Много чести, конечно, говорить об этом раскольнике, но он увел за собой малое стадо к пропасти. Какое-то количество людей соблазнил — людей, которые ему поверили и не смогли отличить подделку от истины. В связи с этим, как Вы считаете, не назрел ли пересмотр системы катехизации, особенно с учетом развития Интернета, социальных медиа, социальных сетей?

— Если говорить о пересмотре, то надо говорить о чем-то конкретном. Я не знаю, что мы сейчас должны пересмотреть в результате этой безумной деятельности господина на Урале. Не хочу сейчас квалифицировать, но, думаю, есть что-то не совсем нормальное в его поведении. Такого рода люди время от времени появляются — одержимые манией величия, с повышенными требованиями к окружающим в отношении собственной персоны, со стремлением непременно лидерствовать, причем это стремление иногда сопровождается требованиями тоталитарного характера. На мой взгляд, это духовное заболевание, поскольку речь идет о священнослужителе. Не знаю, может быть, медики скажут еще что-то, но не думаю, что мы должны сейчас об этом много говорить.

Самое главное, что у нашей Церкви есть прививка от всех таких курьезов, от всех этих искривлений церковной жизни. Мы ведь действительно прошли тяжелейшую историю. Мы справились с расколами, с разделениями, мы стали едиными и консолидированными. И потому, конечно, поддаваться на искушения такого местечкового разлива уж совсем стыдно. Благодарю всех тех, кто дал твердый отпор этому господину и радуюсь, что конкретного урона Церкви его деятельность практически почти не принесла. Может быть, есть урон на уровне личной жизни некоторых людей, которые поддались его пропаганде, его некоему обаянию и попали в сети этого искушения.

— Ваше Святейшество, благословите. Я протоиерей Андрей Туров, представляющий Томскую епархию, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, преподаватель Томской духовной семинарии, и мой вопрос затрагивает как всестороннее свидетельство Церкви, каждого из нас, для внешних, для всего мира, так и внутреннее устройство жизни православного христианина. Дело в том, что в современной жизни наблюдаются кризисные явления в семьях, и этим кризисным явлениям подвержены не только люди нецерковные, но также семьи православных христиан и даже семьи священнослужителей. Нападкам подвергаются наши современники, стоящие перед выбором между подлинными ценностями и альтернативами, которые предлагает сегодня либеральная повестка, секулярный мир. Каких первостепенных, важнейших принципов стоит придерживаться тем, кто желает созидать христианскую семью, в том числе семьям священнослужителей?

— Мне сложно их перечислить, потому что это принципы христианской жизни, но в первую очередь речь идет о христианском отношении к браку. И будут двое плоть едина; то, что Бог соединил, человек да не разлучает (см. Мф. 19:5-6). Поэтому самая главная установка православных людей, вступающих в брачные отношения, заключается в том, что даже мысли о разводе быть не должно. А когда начинаются искушения (а искушения начинаются у всех, в большей или меньшей степени, в том или в ином возрасте), когда ослабляются чувства любви, привязанности, когда возникают греховные мысли (так случается, и мы не можем изменить греховную человеческую природу), когда возникают вызовы семейному благополучию, единству семьи, — им нужно давать моментальный отпор. В первую очередь на уровне своего сознания, на уровне своих чувств и ни в коем случае не поддаваться ни на какие искушения, потому что хранение брака — это Божественная заповедь: кого Бог сочетал, того человек да не разлучает. А если в этом разлучении участвует священнослужитель, — это просто горе.

Знаю, что вступить в брак для семинариста, для человека, готовящего себя к священническому служению, очень непросто. Знаю это еще как ректор духовной семинарии и академии, которому приходилось и исповедовать ребят, и беседовать, и помогать в выборе жизненного пути. Всегда есть большие трудности. Допустим, выбор между вспыхнувшими чувствами (а в молодости это яркие чувства) и некой подсознательной мыслью: а тот ли это человек, который может разделить со мной предстоящий путь? Вот здесь, конечно, было бы очень полезно и важно, чтобы наши священники, духовники неформально относились к подобного рода случаям, Чтобы они находили правильные слова, убедительные для современных людей, чтобы не ограничивались формулами, почерпнутыми из курсов нравственного богословия, а простым человеческим языком объясняли, что такое брак, что происходит с человеком, когда брак распадается, может ли быть счастье человека там, где он идет против Божией заповеди «что Бог соединил, человек да не разлучает».

Конечно, то, что я сейчас говорю, не покрывает всех случаев, например, если муж — алкоголик, или жена вступила на путь нарушения брачных обетов, или, наоборот, муж загулял. Много всего может быть такого, что даже с канонической точки зрения является основанием для развода. Но если говорить языком церковной правды, основанной на опыте Церкви, то нужно еще и еще раз сказать, что разрушение брака является огромной ошибкой и, конечно, большим грехом. И потому работа священнослужителей с молодежью, с теми, кто вступает в брак, кто обращается на исповеди за соответствующими советами, ни в коем случае не должна сопровождаться передачей словесных штампов. Всегда нужно стараться войти в понимание той драмы, которую переживает человек, обратившийся за советом. Надо постараться в каком-то смысле поставить самого себя в его ситуацию и спросить: «А как бы я поступил?» Наши советы должны быть очень человечными, искренними, я бы сказал, сердечными, так чтобы в них выражалась наша солидарность с людьми и они бы видели, что мы разделяем их скорбь; но одновременно эти советы должны нести в себе Божию правду.

Мне приходилось давать такие советы. Иногда они не соответствовали настроениям тех, кто за ними обращался, например, когда я говорил, что не могу благословить на развод: «Да, у вас что-то произошло, но то, что Бог соединил, человек да не разлучает. Как же вы просите меня вас развести?» Люди верующие, сочетались браком, а теперь надо, чтобы их развели? В то время я еще не был патриархом, я был архиереем. Меня просили: «Вы нас разведите», но я никогда не разводил. Иногда мои разговоры имели добрые последствия — люди восстанавливали свои отношения, а некоторые до сих пор, насколько я могу отслеживать, живут в браке и, полагаю, счастливы.

Другими словами, мы должны стоять на страже заповедей, Божиих законов, но при этом мы никогда не должны и не имеем права отвечать на обращенные к нам вопрошания формально. Нужно всегда пытаться войти в ситуацию и по-человечески, с большой сердечностью, с соучастием давать совет. Для этого священнику всегда необходимо сознавать и свою собственную ограниченность, свою греховность и никогда не поставлять себя выше тех людей, которые пришли со своей просьбой. Наши слова убедительны лишь тогда, когда мы говорим с людьми их языком и реально понимаем, что с ними произошло. Упаси, Боже, отвечать штампами — они нежизненны, они не приводят к положительным результатам. В этом-то и заключается подвиг пастыря: он должен вникнуть в ситуацию, он должен отождествить себя с пришедшими к нему людьми, поставить себя на их место, понять, что происходит, и потом из глубины этого, хотя бы мысленного опыта передать правильные слова, основываясь, конечно, на каноническом праве и на наших вероучительных позициях.

— Сердечно благодарю Вас, Ваше Святейшество. Испрашиваю Ваших Первосвятительских молитв о сибирской пастве нашей Церкви. Ис полла эти, деспота!

— Помогай Бог всей сибирской пастве. Очень люблю и всегда любил посещать отдаленные районы нашей страны, нашей Церкви. Могу с удовлетворением сказать, что я, уделяя особое внимание Сибири, Дальнему Востоку и Крайнему Северу, побывал практически во всех городах и крупных населенных пунктах на побережье Ледовитого океана, Берингова пролива и далее до Владивостока. И это не просто желание путешествовать. Посещение самых отдаленных районов, в которых вообще редко бывают большие начальники, давало мне огромную пищу для размышлений, а самое главное, помогало увидеть реальную жизнь нашей Церкви. Кстати, такие путешествия привели меня к мысли о необходимости создать большее количество епархий. Потому что когда я спрашивал: «А у вас владыка бывал?», люди даже не всегда понимали, о чем речь. А теперь, когда мы создали почти в два раза больше епархий, у епархиальных архиереев появилась возможность посещать отдаленные места, встречаться с людьми. Я очень надеюсь, что владыки сейчас слышат то, что я говорю. Я готов всячески поощрять такого рода действия и, наоборот, воздействовать, в том числе церковно-канонически, на тех архипастырей, которые уклоняются от посещения отдаленных городов и сел. Епископ должен быть со своим народом. Архиерей должен быть со своим народом, и это не просто красивые слова. А для того чтобы быть со своим народом, к народу надо приехать. Надеюсь, что сегодня все владыки мне слышат.

— Благодарю Вас.

— Ваше Святейшество, благословите! Священник Павел Островский, Одинцовская епархия. Я занимаюсь миссионерством в социальных сетях, на меня подписано более полумиллиона человек. Большая часть аудитории — это люди, далекие от Церкви; около 100 тысяч человек — это старшеклассники, студенты. Они выросли в совершенно нецерковной среде и не знакомы с нашими традициями. Многие даже внешне выглядят непривычно для нас — татуировки, пирсинг, одежда и так далее. Слава Богу, многие из них начинают интересоваться Христом, Евангелием, у них появляется искреннее желание прийти в храм исповедоваться, причаститься. Мы всегда отправляем их в местный храм, и вдруг оказывается, что в некоторых храмах их не то чтобы не ждут, но они встречаются с такой, как мне кажется, необоснованной строгостью, когда от них требуют и мгновенной перемены внешнего вида, и того чтобы они мгновенно научились молиться так, как мы научены, поститься и так далее. Как Вы считаете, должно ли оказываться снисхождение, и не только к молодежи, но и к тем, кто совсем не знаком с нашими традициями, хоть они и родились в России?

— Ответ односложный: конечно, да! Конечно, должно быть снисхождение, ведь и в Писании сказано, что новоначальным не нужно давать твердую пищу (см. Евр. 5:12). А если вы на новоначального христианина будете сразу возлагать устав афонского монастыря, то ничего же не получится. Даже городской житель не может жить по уставу монастыря, а значит, мы признаем альтернативность: для монахов — одно, для белого духовенства и мирян — другое. А вот в приходской практике, как Вы правильно заметили, мы не всегда, к сожалению, чувствительны к особенностям тех людей, которые только переступили порог храма. К ним нужно очень бережно относиться. В первую очередь не надо никого сразу перевоспитывать, не надо говорить: «Как ты так жил? да что же ты творил?» и так далее. Нужно, чтобы вы, во-первых, стали для этого человека авторитетом, а не раздражителем. Тот факт, что он пришел в церковь, — это уже полдела. А дальше нужно относиться к нему с любовью, но и с осмотрительностью. Любовь не должна быть прекраснодушием, потому что всякое может быть в жизни этого человека, в том числе такое, что потребует проявления пастырской принципиальности и строгости. Но все это надо увязывать с главной целью — не оттолкнуть человека, а закрепить его в церкви. Он должен почувствовать, что он пришел туда, где ему помогают. Почему люди очень почитают тех, кто оказывает им материальную поддержку? Например, когда благотворитель помогает приходу, к нему всегда доброе отношение, и это естественно — в ответ на добро люди отвечают добром. Так и должно быть в Церкви — в первую очередь мы должны нести добро, любовь. Но при этом, еще раз хочу сказать, проявлять также пастырскую осмотрительность, с тем чтобы не быть соучастниками развития совершенно неправильного мировоззрения у того или иного человека.

Этому не научишь, отец Павел. Это приходит, во-первых, от личного опыта священника и, конечно, от образования. Но под образованием я понимаю не только формальное образование по школьной программе, но то образование, которое мы получаем в течение жизни. А самое главное, это происходит от присутствия должного пастырского отношения к человеку. Поэтому священник в первую очередь должен сознавать, что он пастырь. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (см. Ин. 10:11). Вот если пастырь недобрый, то он разгонит овец, что и происходит. Если приходит какой-нибудь пьяный пастух, то стадо разбегается. Поэтому необходима любовь с нашей стороны. Ну, а если не хватает сил для любви — не всегда же любовь возникает к людям, это слово нельзя впустую употреблять, — то, по крайней мере, внимание и пастырская ответственность за человека. Вот я бы так прокомментировал. Помогай Вам Бог в Ваших трудах.

— Спасибо большое.

— Ваше Святейшество, благословите! Дзерасса Биазарти, пресс-секретарь Владикавказской и Аланской епархии. Вопрос будет, конечно, посвящен Кавказу. В 2022 году мы будем отмечать 1100-летие Крещения Алании на государственном уровне. Скажите, как празднование этого юбилея должно отразиться на духовно-просветительской деятельности Церкви в регионе? Хотелось бы узнать, на Ваш взгляд, есть ли какие-то духовные ключи от Кавказа? И служение в нашем регионе — отличается ли оно от служения в других регионах России, скажем, в центральной полосе? Спасибо.

— Конечно, есть особенности — это и менталитет кавказских людей, темперамент, их либо горячая вера и любовь к Церкви, либо такое же горячее неприятие. Вы не холодны и не прохладны — вы горячи. И этот темперамент Кавказа играет как положительную роль, очень часто, так и в каких-то случаях может играть роль отрицательную, если человек увлечен ложной идеей или преследует какие-то опасные цели. Ведь и экстремизм, к сожалению, тоже присутствует в кавказской реальности.

Нужно сказать, что Кавказу нужно уделять особое внимание. Пастырская работа священников нашей Церкви на Кавказе, в тех епархиях, которые окормляют, в том числе, кавказские народы, должна обязательно учитывать их историю, менталитет, психологию. Для этого пастыри должны быть достаточно просвещенными, причем не только богословски. Пастыри, особенно приезжие, должны знакомиться с жизнью людей, их историей и обычаями. Потому что неправильные слова, неправильные действия, даже сказанные или сделанные неумышленно, случайно, из-за незнания ситуации, могут приводить, с учетом опять-таки кавказского темперамента, к очень неприятным последствиям.

Кавказ — это очень особенный регион России, где живут замечательные люди, активные, способные на подвиг. Дай Бог, чтобы и в вере православной жители Кавказа проявляли все эти качества самым лучшим образом. И дай Бог, чтобы пастыри, работающие на Кавказе, в полной мере принимали во внимание и учитывали огромный духовный, эмоциональный потенциал, который существует на Кавказе. Прежде всего ради духовного преуспеяния самих кавказских народов, но и во благо всей нашей страны и Церкви.

— Благословите, Ваше Святейшество! Протоиерей Дионисий Фокин, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Ахтубинской епархии. У меня такой вопрос. В Ахтубинске в сентябре текущего года сменился архиерей. Подскажите, пожалуйста, как в рамках деятельности информационного отдела епархии рассказать о необходимости кадровых перестановок в Церкви и как подготовить информационное поле к встрече нового архипастыря? Спасибо.

— Отец Дионисий, не совсем понял, о чем речь. Вы хотите повлиять априори на кадровую политику нового архиерея? Звучит так…

— Верующие восприняли с неким переживанием приезд нового архиерея. Это, наверное, естественно, но как правильно объяснить им необходимость таких действий?

— То есть озабоченность вызывает смена архиерея? Вы знаете, это, к сожалению, не первый и не последний случай. Нередко люди переживают, когда их архипастыря переводят на иное место послушания, с осторожностью относятся к его преемнику. Психологически все это понятно. Я сам был в роли такого архипастыря, когда меня перевели в Смоленск. До меня там был владыка, которого люди любили, почитали, поэтому мои первые шаги воспринимались с настороженностью, с некоей отчужденностью, а некоторые относились ко мне даже враждебно. Никогда не забуду: ко мне приехала группа студентов из Ленинградской духовной академии. Ведь до того я был ректором, и студенты приехали, чтобы поддержать меня, помолиться вместе со мной. И вот идут они по храму, а какие-то бабушки собрались и говорят: «Кирилловцы идут! Кирилловцы идут!» То есть, студенты воспринимались как враги, и совсем не потому, что верующие в Смоленске были плохие, — потом все они стали для меня очень близкими. Но смена архипастыря вызвала у них глубокое эмоциональное переживание.

Об этом нужно все время помнить. Думаю, владыка, который сейчас направлен к вам в Ахтубинск, человек способный, одаренный, сумеет правильно построить отношения с паствой. А Вас и в Вашем лице всех верующих я бы попросил, чтобы его приняли с открытым сердцем и без всяких подозрений. Полагаю, он будет достойно совершать свое служение, по крайней мере, на предыдущих местах он себя проявил с положительной стороны.

— Ваше Святейшество, благословите! Священник Вячеслав Клюев, Глазовская епархия. Не первый год участвую в деятельности общественных отцовских объединений — от общероссийского до местного уровня. Наша епархия имеет положительный опыт совместного с отцовскими объединениями участия в конкурсе «Православная инициатива», получения грантов, разработки и реализации общественно-педагогических проектов. 4 октября Президент России подписал указ об общероссийском ежегодном праздновании Дня отца. Очевидно, что социально активные и вовлеченные отцы, отцовство в целом является одним из столпов Церкви и государства и общества, гарантией сохранения преемственности поколений. Но сегодня в наших храмах, в целом по стране, мужчин мало. Как нам сделать так, чтобы отцовство стало важным фактором развития церковно-приходских общин, защиты семейных ценностей? Может быть, имеет смысл поставить перед Патриаршей комиссией по делам семьи задачу организации взаимодействия с отцовскими сообществами на общецерковном уровне, а не только на уровне отдельных приходов и епархий? В принципе, мы бы могли помочь в решении такой задачи, если бы Вы ее поставили и благословили.

— Конечно, благословляю, и нужно делать все для того, чтобы развивать то, о чем Вы говорите. Но если хотите знать мое мнение, женщин в храмах всегда будет больше. Это касается не только православных храмов — это касается религиозной жизни людей вообще. Потому что женская психология, ответственность за себя, за своего ребенка, за семью, делает женщину более чувствительной, более открытой к религиозному измерению жизни. Она больше нуждается в молитве, она не такая сильная, как мужчина. Мужчина опирается на свои силы, а женщина, часто осознавая свою слабость, нуждается в помощи свыше и чувствует необходимость молитвы. Может быть, существуют еще какие-то причины, почему религиозность среди женщин более развита, чем среди мужчин, но это факт. Еще раз хочу сказать: факт глобального масштаба. Хорошо это или плохо? Я считаю, что это хорошо, потому что женщина — хранительница домашнего очага. Конечно, мужчину мы называем главой семьи, но благополучие семьи в значительной мере зависит от матери, от жены. Она хранитель, она у очага, а если она уходит в сторону, очаг гаснет. Мужчина постоянно куда-то уходит — командировки, работа и так далее. Конечно, сейчас права мужчин и женщин сравнялись, что на самом деле совсем не плохо, но ведь на женщин легла ответственность, в том числе, за материальное обеспечение семьи, которой раньше не было, и большинство женщин работают. Конечно, это нарушает определенные балансы в семейной жизни. но, с другой стороны, это данность, и многие женщины с удовольствием идут на работу, делают карьеру. В этом я не вижу ничего плохого. Вижу плохое только в том случае, если работа женщины, ее карьера строится без учета заботы о семье — тогда это, несомненно, грех. Ведь женщина несет особую ответственность за детей и за сохранение семейного очага, и если она, увлекаясь карьерой, забывает о семье, о муже, то это обычно приводит к самым печальным последствиям.

Поэтому я бы в первую очередь сказал о том, что сохранение семьи — это в большей степени ответственность женщины, хотя, конечно, при отсутствии должного отношения мужа к семье тоже ничего хорошего быть не может, и семья может распасться. Но сама идея вовлечения отцов в более активную заботу о семье — через участие в церковных программах, через участие в приходской активности — несомненно, заслуживает внимания. Не скажу, что это просто осуществить, но если у нашего духовенства есть желание и возможность заниматься развитием особых отношений с мужской частью прихода, то здесь ничего плохого нет. Однако нужно находить правильные инструменты для такой работы. Нужно вовлекать мужскую часть прихода, даже если это не очень активные прихожане, в такую деятельность, которая раскрывала бы значение церковной жизни. Например, ремонт, строительство, благотворительная деятельность, организация поездок — везде, где мужчины могут и должны сыграть свою роль, и не надо все это перекладывать на плечи наших прихожанок.

Другими словами, отцовство — это очень важное служение. Из-за вовлечения во множество других дел мужья и отцы нередко уделяют недостаточно внимания семье, и Церковь, конечно, должна побуждать мужчин к реализации своей ответственности как отцов. И еще раз хочу сказать: очень важно, чтобы приходские наши общины вовлекали мужскую часть прихода в более активную церковную жизнь. Думаю, это одинаково злободневно и для отдаленных приходов, и для городских приходов, и для кафедральных соборов. Это одно из важных направлений нашей пастырской деятельности, и благодарю Вас за то, что Вы подняли этот вопрос.

— Ваше Святейшество, благословите! Диана Кудзагова, пресс-служба Владикавказской и Аланской епархии. Вопрос у меня такой. На протяжении последних десятилетий статус Православной Церкви очень изменился — из гонимой Церкви она превратилась в один из столпов государства. Скажите, с какими задачами нам, Православной Церкви, еще предстоит столкнуться в ближайшее время? Спасибо.

— С задачами в какой плоскости, в какой области?

— В принципе, наше дальнейшее развитие, как все это будет происходить?

— Развитие Церкви или государства, общества?

— Да, есть ли у нас какие-то цели, задачи?

— У нас полно целей и задач. Но я хотел бы знать, что Вас, собственно, интересует. Готов ответить, но задайте вопрос поконкретнее, пожалуйста.

— Меня интересует в принципе всё…

— Всё в принципе? Молодец! Тогда я отвечу общими словами: конечно, всё надо развивать, всё надо совершенствовать. Никогда не надо останавливаться на достигнутом и считать, что этого достаточно, будь то в церковной жизни, в приходской жизни, в личной жизни, даже в семейной жизни. Надо постоянно поднимать планку тех задач, которые мы перед собой ставим, — тогда и обеспечивается развитие. Поэтому дай Бог, чтобы все мы были способны постоянно ставить себе новые задачи, устремляться к этим задачам и совершать их во благо. На общий вопрос — общий ответ. Помогай вам Бог в трудах ваших.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5854961.html