Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 835319 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2022 года в связи с событиями на Украине

16 марта 2022 г. 15:30

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине.

Возлюбленные собратья-архипастыри!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы переживаем сегодня непростой исторический период: все наши мысли, тревоги и молитвы связаны с происходящими событиями на Украине. Но даже в самые трудные времена испытаний наш народ искал помощи у Пресвятой Богородицы, которая всегда была усердной ходатаицей и заступницей Святой Руси.

Во дни Великого поста, когда Церковь в покаянии предстоит Господу, обращаюсь ко всем вам, мои дорогие, с призывом читать ежедневно «Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» с прибавлением к нему утвержденной ранее молитвы о восстановлении мира.

Обратим же наши взоры и воздыхания к усердной Заступнице рода христианского, дабы по Ее неотступному материнскому ходатайству Человеколюбивый Господь приклонил Свою милость к нашим народам и даровал крепкий и необоримый мир.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5908958.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побеседовал с Папой Римским Франциском

16 марта 2022 г. 17:28

16 марта 2022 года при помощи средств удаленной связи состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском.

Со стороны Русской Православной Церкви в разговоре принял участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

От Римско-Католической Церкви присутствовал глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох.

Его Святейшество сердечно приветствовал Предстоятеля Римско-Католической Церкви, выразив удовлетворение в связи с возможностью организации разговора.

Далее состоялось детальное обсуждение ситуации на украинской земле. Особое внимание было уделено гуманитарным аспектам текущего кризиса и действиям Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви по преодолению его последствий. Стороны подчеркнули исключительное значение продолжающегося переговорного процесса, выразив надежду на скорейшее достижение справедливого мира.

Папа Франциск и Святейший Патриарх Кирилл также обсудили ряд текущих вопросов двустороннего взаимодействия.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909076.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 18 марта 2022 года

18 марта 2022 г. 13:45

18 марта 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.

Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.

После нашей последней встречи прошло достаточно много времени, произошло большое количество событий. Сегодня нам предстоит принять ряд решений по повестке дня, но, кроме того, обменяться мнениями по поводу происходящего. В первую очередь, того, что происходит на Украине, и как это отражается на межправославных и межконфессиональных отношениях. Поделюсь информацией о своих встречах по видеосвязи с Папой Римским и с Архиепископом Кентерберийским, когда был очень детально обсужден, в первую очередь, вопрос безопасности людей на Украине, а также связанные с украинской темой отношения между православными и католиками. Все это важно в плане наших отношений с Католической Церковью, с англиканским сообществом и, конечно, важно в плане двусторонних отношений Патриарха с Предстоятелями этих Церквей. Полагаю, что встреча — хотя и по видеосвязи, но реальная встреча лицом к лицу — имела положительное значение и для сохранения добрых отношений между нашими Церквами, и с точки зрения формирования общего, насколько это возможно, подхода к ситуации на Украине.

Хотел бы также сказать, что происходящее на Украине требует от нас не только серьезного анализа с церковной точки зрения, но и наших молитв. И еще раз подчеркнуть, что Русская Церковь, несмотря на очень негативный политический контекст, призвана сегодня сохранять духовное единство нашего народа — русского и украинского народов — как единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения. Это единство, несомненно, подвергается определенным опасностям в условиях военных действий, а если говорить о внешнем факторе, то интернет-пространство, информационное пространство также стало полем битвы, и в этом пространстве присутствует очень много дезинформации, прямой лжи, провокационных заявлений, которые способны возбудить негативные чувства людей, препятствуют скорейшему разрешению конфликта и примирению. И в этом контексте я считаю особенно важным то, что происходит сегодня в нашей Церкви — в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, других странах. Полагаю, что позиция Церкви может стать реальным миротворческим фактором, положительно воздействующим на то, что происходит в братской для нас Украине. Мы должны особенно ревностно возносить молитвы о мире и, конечно, сопровождать нашу молитву конкретными делами. А самым конкретным и важным делом сегодня является оказание помощи тем, кто пострадал от этого конфликта, — в первую очередь беженцам, которые находятся, в том числе, и на территории Российской Федерации.

Помощь людям, страдающим от конфликта, встречает широкую общественную поддержку, и мы намерены умножать наши усилия, служа ближнему и внося тем самым вклад в примирение между нашими народами. Но в любых исторических условиях следует со тщанием нести наши обычные труды, к которым я всех и призываю. Это в первую очередь труд молитвы и непременные усилия к сохранению добрых отношений между народами, которые оказались вовлеченными в этот конфликт. Церковь не может нести никакого другого сигнала, кроме миротворческого, потому что везде наша паства — и по одну, и по другую сторону баррикад.

Теперь несколько слов по повестке сегодняшнего заседания. Мы обсудим целый ряд вопросов, в частности, тему внедрения системы дистанционного образования для семинарий. Данный проект реализуется по линии Учебного комитета в рамках реформы системы духовного образования и является сквозной темой для Высшего Церковного Совета. Сегодня мы снова обратим внимание на эту тему, которая действительно является одной из важнейших в нашей повестке дня в течение уже длительного времени. Полагаю, что дистанционный формат, который стал внедряться в систему духовного образования, повысит доступность нашего образования в семинариях, академиях и, конечно, позволит увеличить охват, т.е. направить работу на более широкую аудиторию.

Технически сейчас все очень совершенно, качество телевизионной картинки замечательное, так что действительно возникает иллюзия соприсутствия. Но при всем том очевидно, что дистанционный формат не является достаточным, и он возможен только в контексте понимания, что это лишь дополнительный инструмент образовательного процесса. Ни в коем случае, как бы это ни было соблазнительно, дистанционный формат не должен становиться главным, основным, ведущим — он может рассматриваться только как вспомогательный и дополнительный.

С повышением квалификации священнослужителей связан следующий пункт повестки дня. У нас уже накоплен определенный опыт в этой сфере, и система повышения квалификации дает положительные результаты. Мы побеседуем сегодня и об этом системе, попрошу отца Максима представить свои соображения.

Еще раз хочу сказать, что, конечно, большое внимание было уделено и уделяется тому, что происходит на Украине. Еще раз хочу подчеркнуть важность того, что в моих личных контактах по видеосистеме и с Папой Римским, и с Архиепископом Кентерберийским обнаружился высокий уровень согласия и понимания. И, может быть, самое важное впечатление, которое я вынес: наши собеседники не отдалились от нас и не стали нашими врагами, а это значит, что политический контекст, по милости Божией, не разрушает те связи, которые мы создавали с нашими собратьями, или, как теперь говорят, партнерами, несмотря на сокрушительную критику со стороны определенной части нашего церковного сообщества. Вы помните все эти призывы выйти из Всемирного совета церквей, прекратить двусторонние отношения; нам говорили, что это предательство Церкви и т.д. и т.д. Вот сегодня мы убеждаемся в том, что если бы всего этого не было, то наша Церковь была бы в полной изоляции и у нас не было бы ни малейших возможностей передать наше понимание ситуации, наш взгляд на происходящее нашим партнерам. И, что самое главное, у нас не было бы шансов видеть в этих партнерах людей, которые с пониманием относятся к позиции Русской Православной Церкви. Поэтому мы получили из жизни убедительное подтверждение правильности того курса на развитие отношений с православными и неправославными христианами, который наша Церковь взяла в послевоенные годы. Конечно, наше участие в работе Всемирного совета церквей было очень важным фактором развития этих отношений и создания определенной атмосферы доверия, которая сегодня, в этих условиях, нам очень помогает.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909544.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня православной книги

18 марта 2022 г. 20:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня православной книги.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с Днем православной книги.

История этого праздника связана с изданием первой печатной книги на Руси. В далеком 1564 году трудами диакона Ивана Фёдорова на Московском печатном дворе была выпущена книга, в которой рассказывалось о деяниях учеников Иисуса Христа и были собраны их послания, адресованные различным христианским общинам того времени. На церковном языке такая книга называется «Апостол». Появление книгопечатания оказало огромное влияние на распространение книжной культуры на Руси, на развитие образования и духовное просвещение народа.

Способность человека выражать свои мысли словами — великий Божий дар, к которому надлежит относиться очень внимательно и ответственно. Словом, как мы знаем, можно утешить и приободрить человека, помочь и поддержать его, а можно обидеть, ранить, даже довести до отчаяния. Эта ответственность, разумеется, возрастает в несколько раз, когда речь идет о слове печатном, которое способно воздействовать на умы и сердца многих людей.

Высокая культура слова всегда была свойственна русской литературе, стремившейся ориентироваться на евангельские идеалы добра, любви, милосердия и правды. В значительной степени благодаря бережному отношению к слову сложился замечательный язык русской литературы в XIX столетии, который вошёл в историю как «золотой век» отечественной словесности. Преемственность литературных традиций продолжает и сегодня определять богатство современной русской культуры.

Мы вспоминаем многих выдающихся писателей, живших в XX веке, чьи памятные даты отмечаются в нынешнем году: Константина Георгиевича Паустовского, Валентина Григорьевича Распутина, Василия Ивановича Белова. Этим писателям пришлось жить в суровое время, испытать различные трудности, связанные с отстаиванием личных, в том числе, религиозных убеждений в условиях государственного атеизма. Однако несмотря на все сложности они стремились являть в творчестве верность Христу и Евангелию и свидетельствовать о своей вере в Бога. Приверженность высоким идеалам русской литературы сделали их произведения поистине драгоценными жемчужинами отечественной культуры.

Чтение такой литературы духовно обогащает человека, помогает ему лучше узнать, понять и полюбить историю и традиции народа. К сожалению, сегодня, когда все мы находимся под воздействием сильного информационного шума, непросто бывает разобраться в происходящем, определить, где правда, где зерно истины, чтó представляет собой настоящую ценность, а где — обман и пустота. Для того чтобы научиться отделять зёрна от плевел, отличать шумы от сигналов, необходим крепкий нравственный стержень и глубокая укорененность в добре.

Воспитание себя начинается, конечно, с чтения правильной, качественной литературы, которая ставит перед человеком нравственные вопросы, учит его различать правду ото лжи, быть честным и добрым. Самым важным чтением, бесспорно, является Евангелие. Священное Писание вдохновляет нас становиться лучше, бороться с грехом. «Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24), — свидетельствует Сам Христос. Чтение Евангелия имеет огромное значение для нравственного возрастания и духовного развития каждого человека.

Добрая нравственная книга помогает и священнику, и учителю, служит подспорьем родителям-христианам, которые заботятся о воспитании своих чад. Вспоминаются слова замечательного русского писателя Михаила Пришвина, говорившего о том, что «...натуральное богатство русского языка и речи так велико, что, не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем». И не только отличным писателем, скажу я, но и хорошим человеком.

Желаю всем вам замечательных литературных открытий, духовного возрастания и помощи от Господа в добрых делах и начинаниях.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909809.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3157
  • Репутация: +598/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

20 марта 2022 г. 16:04

20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом и даже когда священники в этот день проповедуют, акцент делается на расслабленном — на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, — о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие.

Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Нет подлинных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явившийся в теле человеческом, все делает для рода человеческого как Богочеловек, соединяя Божественное и человеческое, Божественную благодать с человеческой волей, с человеческой энергией. А без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда.

А если посмотреть на историю Церкви или, несколько сузив масштаб, на историю нашей Русской Православной Церкви, то сочетание Божественной воли, Божественной силы и воли человека становится совершенно очевидно и ощутимо. Вспомним, например, страшное нашествие монголо-татар. Они покорили пол-Европы, так что Русь оказалась внутри огромной территории, которую ордынский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-политическую силу, контролировавшую необъятные пространства Евразии. Но что же произошло? Преподобный Сергий, смиренный старец, благословляет Дмитрия Донского, мужественного князя и воина, идти и дать бой этой непобедимой татаро-монгольской рати. Наверное, если бы ситуацию оценивал кто-то из современных аналитиков, то он бы сказал так: «Ну что ж, благословил на верную смерть». Потому что никаких шансов на победу не было — настолько могущественной была армия оккупантов; но по молитвам немощного, но святого старца, по молитвам Церкви Дмитрий Донской одерживает победу. И ведь одерживает не чудом, не ангелы с мечами спустились с неба, но одерживает победу благодаря мужеству, силе, смелости своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним — и вся Церковь.

А страшное Смутное время, когда народ впал в беспамятство, когда были потеряны все жизненные ориентиры, так что страна была готова признать любого сильного внешнего правителя, даже оккупанта? Всерьез говорили о том, что надо польского короля привлечь на русский престол, и ведь значительная часть русской аристократии склонялась к такому решению проблемы! Стоят поляки в Москве, захватили столицу — а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они западный, просвещенный народ — стоит ли нам сопротивляться? Давайте пригласим Сигизмунда на царство, или его сына Владислава, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопасности и мире с Европой!

Может быть, так бы и произошло, но был Патриарх Гермоген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от иноплеменного гнета Русскую Церковь и русский народ. И молитвой этого человека, приумноженной молитвами многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупации, но и предотвратил роковой разворот в истории нашего народа, который, несомненно, привел бы к цивилизационным изменениям, страшным для нашей культуры и нашего самосознания.

Перечень подобных испытаний можно продолжить. Произошло страшное событие на Руси — революция, попытка смести всю духовную жизнь народа. И как новый гимн звучал: всё разрушим, а затем… Что затем? Построим новый мир? А на каком фундаменте? Разве можно построить здание без фундамента? Снести легко, а вот построить без фундамента новое здание невозможно. Но ведь взбудоражили лжеучителя народ наш этой идеей до основания всё разрушить, а потом построить новый мир, и Бог знает, что бы произошло, ведь в первую очередь удар наносился по Русской Церкви как хранительнице веры и национального самосознания. Именно Церковь — в основе русской культуры, история Церкви — в сердце истории русского народа. И тогда Патриарх Тихон при поддержке духовенства и народа Божиего делает выбор в пользу сохранения Церкви и благочестия. Его заключают в темницу, но он не отступает от своей линии, и, хотя ему приходилось находить слова, которые помешали бы опуститься руке с занесенным над Церковью мечом, эти слова никогда не расходились с его совестью и совестью православного благочестивого народа.

Мы видим, как актуализируется в нашей истории рассказ о парализованном, которого люди принесли к Спасителю. Во всех этих исторических сюжетах, на которых я сегодня остановился, несомненно присутствовала благодать Божия. Но ведь присутствовали и конкретные люди, чьи имена мы вспоминали.

Вот и сегодня, когда Церковь наша переживает тяжелейший период, по крайней мере в новейшей истории, когда многие силы пытаются разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страдают люди на Украинской земле, — мы должны, как преподобный Сергий, как Патриарх Ермоген, как Патриарх Тихон, в первую очередь молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира. О том, чтобы, несмотря на политические границы, которые пролегли на теле исторической Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опознавали друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разрушалась система общих ценностей, чтобы никогда не поднимался меч одного брата против другого.

Сегодняшнее евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, — не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: «Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ». А Патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой исторической правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего национального самосознания. А применительно к нашему народу скажу: мы не теряли и единой православной веры.

И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населяют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, представителей этих трех народов, связывает также единая славянская культура и практически единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молиться друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата. А потому мы все должны молиться за мир, за благостояние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Крещения, который соединен общностью веры и общностью исторической судьбы.

Молитвами святых угодников Божиих, начиная с князя Владимира, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благоверных Бориса и Глеба, преподобых Киево-Печерских и всех святых, которые включены в дивную единую традицию Русского Православия, да хранит Господь в духовном единстве народ наш и Церковь нашу, великую хранительницу духовной культуры и веры православной, которая и сформировала единый народ единой Святой Руси.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909901.html