Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533673 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Пасхальное телеобращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

24 апреля 2022 г. 03:00

24 апреля 2022 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

В праздник Святой Пасхи рад обратиться ко всем вам с этим приветствием, которое на протяжении двух тысяч лет победно звучит в нашем мире.

Пасха — самый радостный и главный праздник для всех христиан. Мы прославляем Спасителя, Который, пережив страдания и мучительную казнь на Кресте, воскрес на третий день из мертвых, победил смерть и разрушил власть диавола над людским родом.

Пасха — это победа жизни над смертью, света над тьмой. Пасха — безусловное торжество любви Бога к человеку. Своим Крестным подвигом и славным Воскресением Христос даровал нам самое важное и ценное, чего только может искать душа, — единство с нашим Творцом, возможность быть и называться Его детьми, как о том говорит нам Священное Писание (1 Ин. 3:1).

Из Слова Божиего мы знаем, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Господь желает, чтобы и мы — Его чада — старались подражать Ему в этом, были всегда милостивы, добры и великодушны. Христос призывает каждого из нас стать свидетелем миру о Божественной Правде и делиться теплом нашей любви с ближними и дальними, особенно же с теми, кто страдает и нуждается в помощи, внимании и заботе.

Для этого сейчас имеется немало возможностей. Многие священнослужители, сестры милосердия, монашествующие, добровольцы принимают активное участие в помощи пострадавшим от боевых столкновений. Сердечно благодарю тех, кто несет это важное служение, и призываю всех, кто может, мои дорогие, принять посильное и многообразное участие в этих трудах.

В Пасхальную неделю будет проводиться специальная общественная акция «Фестиваль дарения». Этот проект позволит каждому желающему поделиться своей пасхальной радостью с другими людьми и помочь нуждающимся.

Радость о Воскресшем Спасителе — это светлое чувство не только одного или нескольких дней в году. Из духовного опыта многие христиане знают, что пасхальная радость способна наполнить смыслом каждый день жизни. Тогда в свете Воскресения меркнут все печали и скорби земного пути. Тогда из души уходят страхи, тревоги и уныние, ведь Господь действительно близок (см. Флп. 4:5), по слову апостола.

В эти святые дни желаю вам неиссякаемой духовной радости, здравия, мира и укрепления в вере. Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи Божией, свидетельствуя, что

Воистину Воскресе Христос!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5919149.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед началом трансляции Пасхального богослужения из Храма Христа Спасителя

24 апреля 2022 г. 02:09

В ночь с 23 на 24 апреля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное Пасхальное богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На российских телеканалах шла трансляция праздничного богослужения, перед началом которого Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире поздравил зрителей с праздником Светлого Христова Воскресения.

Всех вас, дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю с наступающим праздником Святой Пасхи!

Этот праздник, который мы так торжественно отмечаем, установлен в честь совершенно особенного события — в честь Воскресения Иисуса Христа. В отличие от всех тех, кто приходил до Него и кто осмеливался учить людей тому, как им следует строить свою жизнь, Господь отказался от сложных философских систем и сказал очень простую вещь: любите друг друга. В основу межличностных отношений Он положил закон любви, и трудно даже представить, какой была бы жизнь, если бы этот закон мы все исполняли.

Но любовь — это не только самое прекрасное человеческое чувство. Любовь всегда несет в себе ответственность по отношению к тому, кого ты любишь. Вернее, любовь непременно должна сопровождаться осознанием ответственности, и если бы было так, — и дай Бог, чтобы было так у большинства людей! — то замечательным образом изменились бы наши отношения в семьях, в трудовых коллективах, в обществе, в государстве. Потому что любовь есть Богом установленная основа человеческих отношений; а Воскресение Христово утверждает тот факт, что учение Спасителя не может быть уничтожено никакими человеческими силами, оно не может быть демонтировано, оно не может исчезнуть, хотя на протяжении истории огромные силы бросались на то, чтобы от христианства не осталось камня на камне. Но никто из тех, кто ставил своей целью уничтожение наследие Спасителя, не добился успеха. А почему? А потому, что преодолеть силу Божию человеческая сила не может.

Сегодня мы празднуем Воскресение Христово — событие, которое действительно подтвердило всю правоту того, что Господь сказал людям. Оно подняло учение Спасителя на совершенно особенную высоту, показав, что основоположником этого замечательного учения о любви явился не просто выдающийся человек, а Сам Господь, Сын Божий. Хотя все силы зла обрушились на Него, стремясь умертвить вместе с Ним и Его учение, ничего не получилось. Две тысячи лет назад все это было, а сегодня мы, люди XXI века, в центре современного мегаполиса празднуем это событие так же, как праздновали его люди и сто, и двести, и триста, и тысячу лет назад. Это свидетельствует о милости Божией, о силе Божией и, конечно, призывает нас к тому, чтобы мы восприняли слово Божие как действительно руководящее указание. Чтобы мы постарались строить свою жизнь в соответствии с законом любви, в соответствии с тем, чему мы научены Воскресшим из гроба Господом и Спасителем нашим.

Я хотел бы всем вам, мои дорогие, пожелать сил душевных и телесных, способности преодолевать трудности с упованием на волю Божию. Я хотел бы пожелать всем любви, мира, благополучия в семьях, в трудовых коллективах, в любых общественных объединениях, чтобы люди, общаясь друг с другом, обогащали друг друга, радовались общению и по мере возможности исключали из этого общения все то, что может ранить друг друга. Да поможет нам Воскресший Господь, принесший в мир закон любви, именно таким образом строить свою жизнь, чтобы осуществлять этот закон и наслаждаться удивительными плодами, которые приносит верность вечному неизменному Божественному закону любви. Всех вас поздравляю с Праздником Святой Пасхи! Благословение Божие до пребывает над всеми вами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5920347.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник Светлой седмицы после Литургии в Патриаршем Успенском соборе

25 апреля 2022 г. 14:15

25 апреля 2022 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю со спасительным праздником Воскресения Христова, с Пасхой Божией!

Всякий раз во второй день Пасхи мы по милости Божией совершаем Божественную литургию в этом историческом кафедральном соборе всея Руси — в Успенском соборе Московского Кремля. Когда молишься в этих стенах, мысль невольно обращается в прошлое. Оно никогда не было легким для нашего народа и для нашей страны. И в далеком уже XV веке, когда великий князь Иван III, сделав очень многое для объединения всех земель вокруг Москвы, решил, что стольным градом великого государства должна стать Москва, он начал воплощать свою мысль в первую очередь со строительства кафедрального собора всея Руси — Успенского кафедрального собора. Можно себе представить, какими трудными были те времена. Нашествие иноплеменных, междоусобица, смятение мыслей, потеря национального самосознания — все это прикоснулось к жизни нашего народа. Но по милости Божией именно в XV веке, при великом государе Иване III, закончились междоусобные брани. Возникла новая столица единого Русского государства — город Москва, и возникла эта столица на месте сем именно потому, что был здесь построен Успенский собор всея Руси. И сегодня, когда мы как народ сталкиваемся со многими проблемами, связанными с осложнением обстановки вокруг нашей страны, мы должны, несомненно, просить Господа о сохранении мира, об укреплении нашего Отечества, о единстве всея Руси. Особенно такая молитва должна звучать в этих исторических стенах. Мы в храме, который является общенациональной святыней и одновременно храмом-памятником, созданным в знак объединения всех русских земель. Правда, еще оставался Новгород, но там сложилась совершенно особая ситуация, связанная с пограничным характером этого города, а Русь была объединена.

Вот и сегодня наш народ особенно нуждается во внутреннем единстве. Непросто все складывается вокруг нашего Отечества, вы осведомлены об этом не хуже меня. И потому народ наш сегодня должен особенно сплотиться вокруг исторического центра всея Руси — вокруг града Москвы, понимая, что только в единстве наша сила. И покуда будем едины и сильны, покуда будем сохранять веру в сердцах, покуда будем вдохновляться великим примером наших предшественников, до тех пор и будет Россия непобедима. Победа — это всегда не только победа физическая, не только победа оружия, с которым воин встречает врага, но это всегда победа духа. И сегодня очень многие хотели бы, чтобы этот дух исчез. А для того чтобы было так, нужно посеять смуту, создать новых идолов, привлечь внимание к новым псевдоценностям. Но мы должны сохранить наше, если хотите, особое призвание — беречь веру православную, беречь единство нашего народа, не поддаваться ни на какие соблазны и посулы.

Наши благочестивые предки-герои, в том числе те, кто строил этот собор, всё хорошо знали и понимали, а потому и соборы строили как крепости, сознавая, что в какой-то момент, может быть, придется за их стенами вести оборону, что и бывало неоднократно в истории нашего Отечества. Достаточно вспомнить героическую оборону Смоленска, когда враг прошел через крепостные стены, и остался только один собор как последняя крепость и убежище защитникам города. И они не пожелали сдать собор — храм был взорван и похоронил под сводами своими защитников, которые остались непобежденными. Пусть все эти замечательные героические примеры и сегодня вдохновляют нас на защиту Отечества, на защиту нашей подлинной независимости от могущественных центров власти, что существуют сегодня на земле. Пусть Господь хранит нас в подлинной свободе.

Все это непосредственно связано с сохранением веры православной в сердцах и умах нашего народа, а потому мое слово обращено сегодня не только к тем, кто стоит в этом храме, и даже не только к чадам нашей Церкви. Мое сегодняшнее слово обращено ко всему нашему народу, особенно к тем, кто по традиции, по вере предков принадлежит к Православной Церкви: пора возвращаться в свой духовный дом, чтобы иметь силу, которая способна содействовать нам, в том числе в борьбе за нашу подлинную независимость и за нашу свободу. Пусть Господь хранит нашу землю, пусть Господь хранит наш народ, пусть Господь благословит путь тем нашим братьям и сестрам, которые крещены, но еще не вошли реально в ограду Церкви. Да хранит Господь воинство наше, власти наши и всех тех, от кого сегодня особенно зависит защита нашего Отечества.

В этом историческом соборе всея Руси мы, укрепляемые дивным примером наших предков, сегодня возносим особую молитву о вере православной, о сохранении единства нашей Церкви, о сохранении единства нашего народа, о свободе и независимости нашего Отечества. И да поможет нам Господь таким образом жить, устроять свои отношения друг с другом, чтобы ничем не омрачать Господа, но чтобы наша жизнь споспешествовала нашим молитвам, дабы они были услышаны и дабы милость Отца Небесного простерлась над нашей землей, над нашим Отечеством, как она простиралась на протяжении тысячелетней истории, особенно в наиболее опасные, критические моменты этой истории. Да хранит Господь землю нашу, народ наш, Церковь нашу, властей и воинство на многая и благая лета!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5920989.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

29 апреля 2022 г. 14:06

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры!

Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции.

Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина.

И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»... Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

И вот сегодня я пережил особую Пасху в своей жизни здесь, в Троице-Сергиевой лавре, когда после двухлетнего перерыва мог помолиться в этом замечательном соборе вместе с братией, владыками, с вами, мои дорогие, и вновь войти в эту духовную колею. И дай Бог, чтобы она никогда более не прерывалась на столь продолжительное время!

То, что произошло с народом, со всей страной, — это, конечно, напасть, болезнь, но ведь Господь, как учит Церковь, посылает нам болезни и скорби для нашего исправления. Очень важно, чтобы все мы сделали правильные выводы, вынесли нужные суждения из того, что с нами произошло за эти два тяжелых года. А если забудем, если скажем, что это очередная случайность, мало ли чего не бывает, то потеряем очень важное, не сделав из произошедшего нужный духовный, мировоззренческий вывод. А вывод для нас, верующих, такой: мы живем благодатью Божией, это не фантазия — это реальность; и когда пресекается возможность прикасаться к источнику благодати, тогда человек оскудевает и духовно, и физически.

Можно себе представить, что замыслили в свое время те люди, которые, производя политические перевороты в нашей стране, намеревались навсегда оторвать русский народ от веры, от благодати, от святыни, и во что бы мы все превратились. Но силой благодати Божией, несмотря ни на какие человеческие ухищрения, вера возродилась, храмы и монастыри открылись, и множество людей обратилось к Богу, — особенно это стало зримым в два года тяжелых испытаний пандемией.

Вот мое впечатление о Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя: за все годы моего Патриаршества никогда такой Пасхи не было, так много было народа, такими радостными были лица! И совершенно очевидно, что это результат того, что люди были оторваны от храма, в том числе от участия в Пасхальных богослужениях, в течение двух лет. А что было бы, если бы действительно была разрушена религиозная, церковная жизнь в нашем Отечестве? Какая бы была страшная пустыня и какими были бы люди — наверняка, тоже страшные, лишенные духовных и нравственных ориентиров. Но Господь не допустил свершиться этому страшному эксперименту над Россией — построению нерелигиозного, безбожного общества. Вот и сегодня небольшой двухгодичный перерыв в регулярном посещении храмов на мгновение ввел нас в соприкосновение с этой реальностью, отделенной от обычной регулярной церковной жизни; и как же чувствуется недостаток участия людей в этой регулярной церковной жизни, в регулярном посещении храмов, причащении Святых Христовых Таин! Но есть надежда, что все мы возвратимся, как говорит пословица, на круги своя. Посещение воскресных богослужений, посещение монастырей, храмов, участие в паломничествах — все это должно вновь возродиться и, может быть, с новой силой, с тем чтобы укрепились вера и благочестие в нашем народе.

Хотел бы поблагодарить владыку наместника, владыку ректора, всех вас, насельники дорогие святой обители, за то, что не умолкало богослужение, не потухали лампады, творилась молитва и сохранялся монастырский порядок. Обитель, несмотря на внешние скорби, сохраняла свою духовную жизнь, оставаясь великим центром благочестия и молитвы для всего нашего народа. Дай Бог, чтобы мы, вразумленные тяжелыми внешними испытаниями, еще и еще раз осознали важность нашей принадлежности Церкви, жизненную необходимость регулярного посещения храма, причащения Святых Христовых Таин, исповедования грехов наших. И если сохраним благочестие, присущее нашему народу, если еще более укрепимся в вере, если еще больше осознаем необходимость жизни в Церкви, то, несомненно, будем иметь силу отражать и физические, и духовные напасти, в чем бы они ни выражались и как бы они не осуществлялись.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой, благочестием и благоговением входит под своды ея святых храмов. Пусть благословение Божие, сила Духа Святого пребывает над всеми нами, укрепляя нас в вере и благочестии и помогая, несмотря ни на что, идти по выбранному нами пути жизни в Церкви, который, верим, приведет нас к Божественному Царству. Пусть благодать Святого Духа, излившаяся через освящение воды в сей святой пасхальный день, каждого из нас укрепит в благочестии и чистоте, в правильном духовном и умственном устройстве, чтобы никакие испытания, соблазны и искушения не могли повредить нашему духовному состоянию и сдвинуть нас с единственно правильного пути — пути в Царствие Божие через участие в жизни Святой Церкви, через принятие Святых Христовых Таин, через принесение покаяния и исповедание своих грехов. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да хранит Господь всех нас на этом спасительном церковном жизненном пути. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5922089.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

1 мая 2022 г. 15:34

1 мая 2022 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье посвящено событию, которое именуется уверением Фомы (Ин. 20:19-31). Известно, что апостол Фома не был с учениками, когда воскрес Иисус, и, услышав об этом, сказал: «Не поверю! Пока не прикоснусь к Нему, пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, не поверю!» И потом Христос является и говорит Фоме: «Вложи свои пальцы в язвы Мои, осяжи ребра Мои и будь не неверен, но верен».

Какие же две важные для человека стороны жизни сталкиваются здесь в конфликте? С одной стороны — вера, а с другой стороны — знание. Мы знаем, что знание, в том числе научное, основывается на опыте. В науке нельзя ничего доказать, пока предположение не подтверждено опытом. Конечно, Фома всего этого не знал, но он интуитивно чувствовал: пока он опытно не ощутит факт Воскресения, ни о какой вере и речи быть не может, ведь требуется принять на веру то, что лежит вне всякого человеческого опыта, — воскресение умершего. Вот Фома и провел эту черту между верой и знанием. С точки зрения науки Фома был прав: надо потрогать, пощупать или вычислить путем математических формул, а если что не сходится, значит, это не реальность — это ошибка, заблуждение. И Фома потребовал такого доказательства через опыт, а Господь ему говорит: осяжи, если хочешь, потрогай, убедись, но не будь неверен, живи верой.

Эти две реальности, вера и знание, на протяжении всей истории нередко входили в конфликт. Церковь, верующие люди убеждены, совершенно точно и бескомпромиссно убеждены в существовании Бога, в существовании вечной жизни, в существовании загробной жизни. Но все то, в чем мы, верующие люди, убеждены, не дается в физическом опыте, и те люди, которые основывают свою убежденность в том или ином факте только на основании физического доказательства, не верят. И сейчас так же, как и во времена апостола Фомы, ничего нового: вы мне формулу дайте, на компьютере покажите, на бумажке напишите или в лаборатории покажите, как там элементы сочетаются и что в результате получается — вот тогда поверю.

А для чего же нужна вера? Может быть, действительно достаточно опыта, достаточно науки, достаточно научного знания? Зачем нужен духовный опыт? По одной простой причине: сфера рационального знания, науки ограничивается физическим миром, она не работает вне пределов этого мира. А вера дает нам и знание, и опыт иного бытия, которое является таким же реальным, как физическое бытие. Но мы его познаём не через опыт в пробирке, не через математическую формулу, не через вычисления компьютера — мы познаём эту реальность своим сердцем, познаём абсолютно достоверно. Если бы этого не было, если бы не было такого опыта соприкосновения с духовной реальностью, достоверного опыта, то мы с вами здесь бы не стояли, и этого храма бы не было, и религиозность давно бы исчезла, ушла как не соответствующая реальному опыту человека.

Две тысячи лет мы верим в то, в чем усомнился апостол Фома, — мы верим в Воскресение Спасителя. Кому-то, как и Фоме, это кажется странным, и сейчас много людей говорят: а вы докажите, а вы покажите; будто если бы показать, поверили бы. Совсем нет! Потому что познать Бога невозможно путем физических или математических доказательств — Его можно познать только собственной душой. Так Господь восхотел, чтобы никто со стороны не вмешивался в Его личные отношения с каждым человеком и чтобы эти отношения не зависели от образования человека, от занимаемого им положения, от способности апеллировать к научным знаниям. Господь с каждым имеет свой личный контакт, и есть только одно условие: мы сами должны хотеть иметь эти отношения с Богом. И когда мы принимаем Таинство крещения, когда мы входим в Церковь, когда мы оказываемся среди наших единомышленников, когда мы питаемся дивными и спасительными словами Евангелия, Нового и Ветхого Завета, когда через молитвенный опыт в Церкви мы соприкасаемся с жизнью святых угодников, так что их опыт входит в наше сознание и в наше сердце, тогда перед нами и открывается ведение иных миров. Мы сердцем чувствуем Божие присутствие, мы верим в то, что Бог есть, что Он явил Себя через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир и принес дивное учение, помогающее людям найти подлинный смысл жизни, помогающий людям во благо устроить отношения — межличностные, межгосударственные и любые другие. Потому что евангельский закон есть закон любви, и, живя по этому закону, мы действительно устрояем на земле Царствие Божие. В полноте оно не может явиться на земле, но знаки присутствия этого Царствия познаются нами через веру — и во время Святой Евхаристии, во время общей молитвы, во время трудов, которые мы полагаем ради ближних своих, во время защиты Родины, которой угрожает опасность, и особенно когда кто-то душу полагает за други своя.

Все сказанное помогает нам понять, что же означает сегодняшнее евангельское чтение: «Не будь неверен, но будь верен». Ведь для того чтобы быть верным, необязательно ощупать, как я уже сказал, вычислять или проводить опыты. Подлинная вера принадлежит человеческому сердцу, хотя, как утверждает в том числе православный катехизис, может начинаться и в уме: через размышления, через логику, через сопоставление фактов люди, особенно умственного труда, нередко приходят к пониманию того, что Бог есть. Вера может прийти от ума, но сама вера от ума уже не зависит. Потому что это особая Божия сила, которую Господь дарует тем, кто стремится к Нему, и которая подлинно соединяет человека с его Творцом. Всему этому учат нас сегодняшний день и рассказ об уверении Фомы, которому непременно нужен был опыт, нужна была наука — потрогать, убедиться. А Господь сказал ему: «Не будь неверен, но верен», поставляя веру как способ познания Бога выше всякой науки. Люди могут прожить без науки, и пример тому афонские старцы, подвижники, монахи, затворники, а вот без веры человек высыхает. Он теряет свое нравственное чувство, он теряет способность отличать добро от зла, и жизнь для него самого становится невыносимой: грех за грехом, ошибка за ошибкой, расставание за расставанием — только Бог знает, что претерпевает человек, у которого в сердце нет веры. Но если есть вера, то она помогает и видеть свои грехи, свои ошибки, и молиться Богу, и каяться, и сохранять тем самым великую жизненную связь с Творцом.

Наученные великой Божественной мудростью, которая даруется нам через рассказ об уверении Фомы, будем крепко держаться веры и помнить, что это великая сила, которая только и способна соединить нас с Богом. Еще раз скажу: ни опыт, ни формулы, ни науки, ни искусства — ничто неспособно соединить нас с Богом, хотя своими усилиями человек может приближаться к познанию Бога. Поэтому Церковь и благословляет науку, культуру, искусство, но утверждает, что все это не открывает для человека возможность увидеть Бога и жить вместе с Ним. Пусть Господь, явивший великую Свою милость апостолу Фоме, научивший через вразумление Фомы всех людей, не оставит своей милостью и нас, людей XXI века, и поможет осознать, что именно вера соединяет человека с Богом, а через это соединение дает полноту жизни, то есть подлинное, а не преходящее, не призрачное человеческое счастье. И да поможет Господь нам, получившим дар веры, сохранять его во все дни жизни нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5922422.html