Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

			

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 451780 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2795
  • Репутация: +484/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели 7-й по Пасхе после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска

4 июня 2022 г. 21:36

4 июня 2022 года, в канун Недели 7-й по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, дня памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка!

Благодарю Вас за эти добрые слова и за то, что Вы, находясь не так уж продолжительно на Минской кафедре, уже многое успели сделать. И сердце мое, сердце Патриарха, радуется тому, что церковная жизнь на этих замечательных просторах, церковная жизнь, которая объемлет трудолюбивый и мужественный народ Белоруссии, не стоит на месте.

Когда что-то не стоит на месте, мы употребляем слово «движение». «Движение», «двигаться» — эти слова имеют общий корень с другим словом, хорошо известным каждому церковному человеку, — «подвижник». Мы говорим «подвижник благочестия». Почему же мы называем тех, кто отличается благочестием, кто работает над собой так, как не работают обычно люди, словом, в котором тот же корень, что и в слове «движение»? Да потому что подвижник подвигает себя к более высокому уровню духовной жизни, он двигается, а движение есть необходимейшее измерение духовной жизни человека, да и вообще очень важный показатель развития человеческой личности. Нет движения — наступает застой, а застой означает движение вспять. Это хорошо известно из истории, в том числе истории нашего Отечества, когда движение вперед сменялось застоем, а затем большими трудностями в политической и экономической жизни.

Там, где нет движения вперед, там застой или же движение вспять. Но, вспоминая подвижников благочестия, мы свидетельствуем о том, что вся их жизнь была движением вперед и вверх. Вперед, по горизонтали, — это материальное, интеллектуальное, культурное развитие человека. А по вертикали — это движение навстречу Богу. И очень важно, чтобы вектор развития нашей личной и общественной жизни всегда включал в себя эти два измерения — движение вперед, к новым свершениям в материальной жизни, и одновременно движение вверх, по линии, которая идет к вершине, к небу, к Богу.

Но это непростой путь. Каждый знает: для того чтобы достигать вершин в учебе, в образовании, в профессиональной деятельности, нужно непременно напрягать силы. Если же говорить о движении общества или государства к вершине, о которой только что было сказано, требуется напряжение сил — и общества, и государства.

А если говорить о Церкви? Она ведь тоже идет вверх и вперед, а если не идет вверх и вперед, то это означает, что она стоит на месте. А если Церковь стоит на месте, то превращается в неплодную смоковницу. И потому каждый священник, да и каждый ответственный мирянин должен помнить об этой линии духовного развития вверх и вперед. И нет никаких оснований останавливаться в нашем развитии или тем более топтаться на месте, потому что каждая эпоха обращает к Церкви свои вопрошания или, как теперь принято говорить, свои вызовы, то есть нечто, что требует ответа от Церкви. И наш ответ на современные проблемы человеческой личности, общества, государства должен быть таким, чтобы в результате этого ответа и личность, и общество, и даже государство, в той мере, в какой мы способны воздействовать на его развитие, устремлялись вперед и вверх.

Но ведь идти вверх всегда трудно. Проще же постоять, подышать воздухом, водички попить, чем постоянно идти вверх к вершине. А некоторые чуть отдохнули и говорят: «Да хватит, пойду я домой, что тут надламываться?» Так вот, очень важно, чтобы в нашем жизненном движении — и личном, и общественном, и государственном — было непременное и непреоборимое стремление идти вперед и вверх. А почему нельзя только вперед? Если мы говорим о развитии техники, о комфорте — это движение куда? Несомненно, вперед. Люди обогащаются новыми знаниями, новым опытом, становятся более благополучными, живут в более комфортных условиях. А почему это развитие нельзя связать с движением вверх? А потому что показатель движения вверх — это состояние человека, его души, его нравственной природы.

Мы знаем, что человек может превратиться в зверя; и здесь, на героической белорусской земле, хранится память о том, как люди превращались в зверей, пытая и мучая тех, кто оборонял эту землю от иноземных захватчиков. Человек очень легко может превратиться в зверя, примеров тому множество. Это происходит всякий раз, когда движение человека, общества, государства не идет по направлению вперед и вверх. А за то, чтобы движение шло вверх, ответственность несет в первую очередь Церковь. Это наше слово, наш образ жизни, наше участие в делах людей и в делах народа нашего. И если мы действительно способны как пастыри увлечь за собой людей в этом движении вверх и вперед, то Церковь становится действительно плодоносящей и добродеющей, потому что если следовать по пути, который она предлагает, то качественно меняется жизнь человека, общества и государства.

Эти мысли пришли мне в голову во время богослужения. Сегодня я имел возможность поклониться памяти героев, принести цветы к известному монументу, и, стоя у этого памятника, я задал себе вопрос: а что означает великий подвиг людей, которые жизнь свою отдали за Родину, которые в большинстве ушли в безвестность, ихже имена только Ты, Господи, веси? Неужели он не имеет сейчас никакого значения, кроме исторического? Конечно, имеет, потому что те, кто был способен жизнь свою отдать за Отечество, стали сильнейшим примером того, что означает подвиг. Потому что без вдохновения, без убеждений люди не могли отдавать свою жизнь ради того, чтобы кто-то после них жил в мире и благополучии. То был действительно подвиг, в том числе духовный подвиг.

И дай Бог, чтобы мы помнили, что без этого движения вверх и вперед мы не будем благоуспешны в этой жизни и не достигнем Царствия Божия. Поэтому по молитвам великих подвижников, тех самых, в наименовании которых тот же корень, что и в слове «движение», великих подвижников, которые двигались вверх и вперед, да устрояется жизнь каждого из нас, при нашем активном и сознательном участии.

Верим, что в ответ на эти усилия Господь приклонит Свою милость каждому и поможет в личной жизни, в семейной жизни, которая тоже является подвигом — подвигом любви, разделения своих ресурсов с другими, разделения своего времени и своих сил с другими. И так же Господь поможет тем, кто отказался от семьи и полностью посвятил себя служению Господу и Церкви, — чтобы и в их жизни спасительное движение вперед и вверх реализовывалось через, не убоюсь сказать, подвиг, который каждый священнослужитель, особенно отказавшийся от всего земного, обязан приносить на алтарь Божественной правды и милосердия, чтобы по его молитвам и трудам милость Божия простиралась на всех, кому и служит пастырь.

И да поможет всем нам Господь — светским людям, начальствующим, простым труженикам, пастырям и благочестивому нашему народу — помнить о том, что в слове «подвижник» тот же корень, что и в другом слове — «движение», и что у нашего движения есть конкретная цель — идти к Богу вверх и идти вперед, чтобы помогать другим благополучно и спасительно шествовать по своему жизненному пути.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником и очень рад, что Господь меня привел на героическую белорусскую землю, отмеченную великим подвигом нашего народа, вставшего на защиту Отечества в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5933728.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2795
  • Репутация: +484/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Пятидесятницы после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

12 июня 2022 г. 14:31

12 июня 2022 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в день Святой Троицы, с особым чувством мы совершаем богослужение, Литургию и молимся в пределах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она была основана святым преподобным Сергием в один из тяжелейших моментов отечественной истории, когда Русь разделилась на множество княжеств и каждый из князей, движимый властолюбием, подстрекаемый к тому другими силами, стремился в войне со своими братьями добиться господства над остальными. Страна погрязла в междоусобной брани, племя восстало на племя, город восстал на город, и вот именно в то время, в самый, может быть, опасный момент нашей истории, святой преподобный Сергий и произнес такие слова: воззрением на Святую Троицу препобеждать ненавистную рознь мира сего. И создал эту лавру — конечно, тогда еще не лавру, а маленький монастырь в честь Святой Троицы, нераздельной, неразлучной Троицы.

Тайна Святой Троицы не открыта людям в полной мере. Мы знаем, что Бог един, и одновременно знаем, что три лица Святой Троицы — это Божественная реальность. Мы не знаем и никогда не сможем узнать, как живет Бог в Своей Полноте, абсолютно недоступной для человеческого разума. Но что-то одно нам открылось — а именно то, что законом жизни Бога является любовь. Внутренний закон Божественной жизни — это любовь. А потому, когда Преподобный говорил: воззрением на Троицу препобеждать ненавистную рознь мира, он, конечно, имел в виду препобеждать не мечом, не оружием, не силой, не властью, а тем, что скрепляет Божественную жизнь воедино, что превращает в Единицу Святую Троицу, неразлучную и нераздельную, — любовью. Из праздника Святой Троицы, особенно совершаемого здесь, в обители Преподобного, каждый из нас должен вынести этот дивный урок: рознь препобеждается воззрением на Святую Троицу; а законом бытия Святой Троицы является любовь.

Конечно, кто-то скажет: а как же войны? А как же иные общности людей, которые основаны вовсе не на любви, а на общих интересах? В каких-то случаях это законные объединения людей, и они поощряются государством, но есть ведь и беззаконные, и преступные объединения! Какая же там любовь? Любви нет. А когда люди объединяются без любви, такие объединения не могут быть прочными.

В первую очередь это должны усвоить те, кто вступает в брак: только любовь сохранит ваши отношения. Все то, что привлекает людей, когда они знакомятся или вступают в совместную жизнь, с годами пройдет. И когда пройдет влечение одного человека к другому, обусловленное и возрастом, и определенными силами организма, что сможет удержать людей до гробовой доски? Только любовь!

Особенно те, кто избрал путь служения Церкви, кто считает возможным для себя стать священником, должен помнить: для того чтобы брак был крепким, а через это и пример людям был очевидным, а через это и служение Церкви было благополучным, никакие иные причины, кроме искренней и сердечной любви, не должны связывать тех, кто вступает в брак. Я говорю это именно потому, что здесь присутствуют молодые люди и девушки, которые учатся в стенах лавры. Всякое ведь бывает под влиянием современной массовой культуры, люди, что называется, с тормозов спускают свою волю, и разные обстоятельства влияют на решение о совместной жизни, о браке. Так вот, запомните слова Патриарха: только любовь способна сохранить брак, только любовь способна сохранить единство двух людей! А для того чтобы было так, возгревайте в себе это чувство любовью к ближним. Если же у нас нет любви к ближним, если мы проходим мимо тех, кто страдает, если нам в голову не приходит помочь другим из своих средств, если мы вообще не заботимся о других, — то и с любовью в семье почти наверняка ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва. Нет любви без жертвы. В любви один человек отдает себя другому, что и скрепляет брак до гроба, до самого конца, вне зависимости от того, что происходит с нашей внешностью, с нашим положением, с нашим материальным состоянием. Вот это чувство любви и способно пройти сквозь всю жизнь, соединяя двух в одно.

Пусть Господь всех нас укрепит в том, чтобы сохранить способность любить другого человека. И еще раз хотел бы подчеркнуть, что эту способность можно очень легко протестировать. Спросите себя: а что я делаю для других? Что я делаю доброго? Учусь, работаю, получаю стипендию или зарплату, трачу ее... Честно спросите: а для других что делаю? И если ничего не делаю, то это очень опасный симптом. В таком случае, наверное, и с любовью ничего не получится. Потому что любовь — это всегда жертва, это отдача одного человека другому человеку. И это должны хорошо понимать и те, кто вступает в брак, и те, кто живет в браке, и те, у кого семейная жизнь не очень складывается. Тогда подправьте что-то в этой жизни через такое простое дело, как доброе дело для человека, с которым вы живете, и для других людей.

Всеми этими мыслями пронизано сегодняшнее празднование, потому что преподобный Сергий не видел никакой другой силы, которая могла бы преодолеть ненавистную рознь мира сего. Он был проповедником любви. Он призывал к ней наших князей, которые в самое опасное для страны время, находясь под внешней оккупацией, ссорились друг с другом, интриговали, пытались выторговать для себя больше полномочий у иноземной власти и, конечно, ненавидели друг друга, готовые в любой момент столкнуться в братоубийственной схватке. И вот именно из этого места, где мы с вами стоим, была произнесена заповедь: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего, а значит, устроять жизнь в благополучии, мире, спокойствии, любви и счастье.

И да поможет каждому из нас святой преподобный Сергий и словами своими, и служением своим, направленным на спасение Отечества нашего, следовать на нашем жизненном пути его великой заповеди: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5936237.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2795
  • Репутация: +484/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее обращение к участникам торжественного принесения ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви

12 июня 2022 г. 14:45

В 2022 году Русская Православная Церковь отмечает 600-летие со дня обретения честных мощей преподобного Сергия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь при поддержке ряда общественных организаций в ближайшие месяцы будет реализована масштабная программа принесения ковчега со святыми мощами Игумена земли Русской во многие епархии Русской Православной Церкви. Святейший Владыка обратился к верующим по случаю торжественного принесения святыни.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас и еще раз поздравляю с днем Святой Пятидесятницы.

Сегодня, в престольный праздник обители преподобного отца нашего Сергия Радонежского, мы собрались, чтобы положить начало всероссийскому крестному ходу с его честными мощами, 600-летие обретения которых Русская Церковь торжественно отмечает в этом году.

Замечательно, что в принесении мощей примут участие по меньшей мере 50 епархий. Крестный ход охватит не только Россию, но и Беларусь, и Казахстан. А это значит, что миллионы людей смогут поклониться великой православной святыне, вознести свои молитвы к игумену Радонежскому, одному из самых почитаемых на Руси угодников Божиих.

Преподобный Сергий удивительно сочетал строгий аскетический подвиг с активной просветительской деятельностью. Монах, примирявший князей и с кротостью служивший братии. Заботливый духовный отец и мудрый наставник для множества иноков. Устроитель Свято-Троицкой обители, ставшей важнейшим центром духовной жизни нашего народа, и основатель целой школы монашеского жительства, взрастившей плеяду православных подвижников.

Авва Сергий не оставил потомкам письменных трудов. Его главное наследие — это жизнь, посвященная Богу и людям. Жизнь, исполненная любви к своему народу.

Игумен земли Русской — так именует наша Церковь Радонежского подвижника. 630 лет минуло со дня кончины святого, но народная тропа к его честным мощам не зарастает и поныне. Казалось бы, столько времени прошло с тех пор, как жил Преподобный, столько поменялось в странах исторической Руси, но и в наши дни он близок и дорог каждому русскому человеку. Почему так? Думаю, ответ на этот вопрос кроется в том, что, пожалуй, ни в ком так ярко не выразилась идея русской святости, как в личности преподобного Сергия Радонежского. Преподобный, соединявший в себе необычайную простоту и христианское смирение, глубокую мудрость и мужество, стал своеобразным олицетворением Святой Руси, символом духовной красоты нашего народа.

Сквозь века до нас дошли слова наставления преподобного Сергия:
Только любовью можно победить несовершенства мира сего, разделения и вражду.
Я призываю всех вас к сугубым молитвам о всех странах исторической Руси, о Церкви нашей. Крепко будем молиться преподобному Сергию о том, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость, даровал народу нашему и Церкви Своей непреложное единство и
Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5936220.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2795
  • Репутация: +484/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Спасском кафедральном соборе г. Пензы

19 июня 2022 г. 15:34

19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в возрожденном Спасском соборе г. Пензы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 10:32-33, 37-38; 19:27-30) мы слышим такие слова Самого Господа: «Кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред лицом Отца Моего Небесного». А что же такое исповедание? О каком исповедании идет речь в этой цитате из Священного Писания? Здесь напрашивается другое слово, которое может прояснить смысл слова «исповедание», — слово «верность». Кто Мне верен, тому и Я буду верен пред лицом Отца Моего Небесного. Верность Господу — вот что такое исповедание.

В эпоху гонений на христианство, которые в первые три века отличались особой жестокостью, исповедниками называли тех, кто подвергался мучениям на допросах и не предал Христа, но не был умерщвлен. Тех, кого убивали, называли мучениками, а тех, кто в полной мере проявил верность Спасителю, но по каким-то причинам не погиб от пыток и истязаний, называли исповедниками. И это замечательное понимание слова «исповедник» как того, кто явил верность, прошло через всю историю Церкви.

Мы знаем, что в недавнем прошлом, когда и в Пензе, и по всей нашей стране разрушали храмы, когда безбожие стало некоей государственной религией, силой навязываемой народу, адепты этой новой религии очень часто умерщвляли тех, кто не принимал их убеждений. Жертвы гонений становились мучениками, а те, кого истязали, но не убивали, становились исповедниками. Сегодня эти мученики и исповедники земли нашей — как яркие звезды на Божественном небосклоне. И, подобно тому как в плохую погоду, при отсутствии всяких навигационных систем опытный мореплаватель может по звездам определить верный курс, так и эти звезды, сияющие на Божественном небосклоне, помогают нам, современным людям, избирать правильный курс или, как теперь говорят, правильную жизненную траекторию — как идти и куда идти.

Подвиг исповедников есть самое яркое свидетельство того, что христианство и вера неистребимы. Какие страшные гонения в древности! Какие попытки тотального уничтожения веры в нашей стране, силой могучего государства! И что же? На этом самом месте, где стояло некое изваяние, провозглашавшее «светлое будущее», вне всякой веры в Бога, сегодня величественный кафедральный собор. И когда я переступил его порог, осенил себя крестным знамением, я сказал: это Божие чудо! А ведь как много таких чудес совершилось на нашей земле! Разве это не доказательство того, что Бог есть? Могущественные силы сверхдержавы были направлены на то, чтобы навсегда искоренить всякую веру, и не только словом, не только убеждением, но и ссылками, казнями, репрессиями. Да и когда эпоха репрессий миновала, разве мог высокий начальник вслух сказать, что он в Бога верит? Его бы немедленно сняли с работы! И вот после всех этих испытаний мы с вами молимся во вновь построенном величественном кафедральном соборе вашего замечательного города Пензы. Разве это не знак Божиего присутствия в человеческой истории? Какие еще нужны свидетельства? Какие доказательства? Всякий ныне построенный храм — это свидетельство верности Господу и Спасителю, той самой верности, которой были привержены святые апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники. Но и сегодня, хоть и без всяких мучений, от нас требуется верность Господу, которую мы должны проявлять, в первую очередь, в своих взглядах на жизнь.

Мы должны понять, что заповеди, которые дает Бог, — это не просто запреты, не какие-то неприятные ограничения, стесняющие нашу свободу, а условие нашего благополучия и счастья. Например, заповедь «не кради» — она сейчас очень актуальна. Многие берут то, что им не полагается, но кражей это не считают, мол, ничего особенного, взял и взял, кому я что-то плохое сделал? А заповедь-то говорит: не кради! Это значит, что на украденном никогда никакого благополучия не построишь, как бы ты ни пытался объяснить правомерность своих поступков. Это Божий закон: не кради, и точка. И давайте скажем прямо: какой была бы наша жизнь, если бы мы все четко и последовательно, с полным пониманием важности исполнения этой заповеди, по ней жили!

Ну, или другая заповедь: «не прелюбы сотвори». Что это значит? Не изменяй ни мужу, ни жене, живи в чистом и светлом браке. Но современная массовая культура исключает эту заповедь, иронизирует над ней, предлагает другие модели отношений мужчин и женщин, и уже только поэтому такая культура становится опасной для человеческого общежития. Как нарушение заповеди «не кради» разрушает жизнь общества, так нарушение заповеди «не прелюбы сотвори» разрушает брак. И тот, кто совершает этот грех тихонько, так, чтобы вторая половина ничего не узнала, и тот, кто в открытую это делает, — каждый должен помнить, что нарушение этой заповеди к счастью не ведет.

Многие опять скажут: «Да что это такое Патриарх сегодня говорит? Все же так живут! Посмотрите: практически во всех фильмах есть подобные сцены, которые никак не укладываются в эту заповедь». Ответ простой: а что творилось во времена апостолов? Языческие культы провоцировали человеческий разврат, и Римская империя погрузилась в стихию, где никакие нравственные принципы не работали. Великая империя владела всем цивилизованным миром, на высочайшем уровне наука, культура, искусство, армия, организация жизни, внутренняя и внешняя политика… Казалось, у этой империи не будет конца, но внутри была червоточина — червоточина человеческой греховности. Именно она и погубила великий Рим, а не нападения варваров. С легкостью империя отражала бы всех варваров, если бы жизнь людей была консолидированной, если бы народ был консолидирован. Но без внутренней целости человеческой личности консолидация может появиться только в ответ на приказ сверху и никогда не происходит от искреннего стремления быть вместе с другими для достижения важных целей.

Еще раз хочу сказать, что мои слова могут показаться кому-то непонятными, странными, но ведь это не мои слова! Я говорю вам слова Божии, это Божий закон, а я как Патриарх обязан об этом законе говорить для того, чтобы целостной была жизнь личности, чтобы крепкими были наши семьи, а отсюда чтобы крепким был весь наш народ. А как мы нуждаемся сегодня в этой консолидации, в сосредоточении всей нашей нации перед лицом огромных внешних опасностей! Мы должны быть сильными, но сильный человек не может быть слабым в личной жизни. Все связано, одно с другим, с самого детства и до гроба. Вот потому, наверное, Господь, приклонив к нам милость Свою, и дал сегодня возможность строить храмы. Нигде, ни в Европе, ни в Америке, новые храмы не строятся, они людям больше не нужны. Они закрываются, перепрофилируются, причем иногда вместо храмов появляются площадки для танцев и прочие увеселительные учреждения. А мы, к ужасу того самого мира, который нас понять не может, строим Божии храмы. Мы — это Россия XXI века. Разве это не Божие чудо? Мы, прошедшие через все эти гонения, через всю эту безбожную идеологию, мы как народ воспряли и строим храмы, и растет в нас чувство любви к Отечеству. И мы видим, как сейчас наши молодые ребята защищают Россию на поле боя. Наши священники, которые опекают наших воинов, рассказывают мне о удивительных примерах мужества, самопожертвования, способности жизнь свою положить за друга своего. Откуда это? Не от высокой зарплаты, не от поощрений начальства, не от желания продвинуться по службе, но от внутреннего нравственного чувства, воспитанного православной верой.

Да поможет всем нам Господь сохранить нашу веру. Не просто как часть фольклора, как говорят некоторые, или даже, более возвышенно, часть народной культуры. Нет, это не фольклор и не культура, но это самое главное измерение жизни человека, потому что именно это измерение соединяет человека с Богом, а через это соединение укрепляет нашу связь — бескорыстную, способную на жертву — с другими людьми, идеалом которой является Богом заповеданная любовь. Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, в любви, в способности помогать друг другу, в способности преодолевать наши грехи и наши плохие поступки. И уж если что-то произошло, ни в коем случае не надо себя оправдывать, да оградит нас Господь от этого опасного самооправдания. Дайте совести свободу, и она вас научит, если только вы не будете заглушать ее голос своими рассуждениями, алкоголем или еще чем-то. Совесть всегда вынесет свой суд, и если будем жить по совести, по Божественным заповедям, если будем укреплять любовь друг к другу, а в общественном пространстве солидарность (используя не церковное, но правильное слово), то есть взаимную поддержку и способность вместе решать важнейшие задачи, которые сегодня стоят перед Россией, то, действительно, жизнь наша будет меняться к лучшему. А если не будем забывать Бога, то Господь будет с нами.

Призываю благословение Божие на всех вас, на ваши семьи, на ваши родных и близких. Да хранит вас Господь в вере православной, в мудрости, в любви, в чистоте и, самое главное, в способности совершать добрые дела, без которых разваливается любое человеческое общежитие, будь то семья, общество или даже государство. Живя так, мы, несомненно, исполним то, что требует от нас Господь, и будем иметь надежду, что по окончании нашей земной жизни будем оправданы великим и абсолютно справедливым Божиим судом. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5937993.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 2795
  • Репутация: +484/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских г. Новороссийска

25 июня 2022 г. 16:20

25 июня 2022 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении содержатся такие слова: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Если вдуматься в эту фразу — не автоматически воспринять, а попытаться самому себе растолковать, что она означает, — сразу возникает очень много вопросов. Не судите? Но ведь институция суда присутствует в роде человеческом с самого начала существования человеческой цивилизации! Суд — это непременное условие восстановления справедливости в отношениях между людьми; ради этого суд и был учрежден еще на заре, как я уже сказал, человеческой истории. Почему же Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не смели судить других? Более того, говорит еще и о наказании: если судите другого, то и сами будете судимы, и не только на Страшном Суде, но и в каких-то иных жизненных обстоятельствах. Почему так? Да потому, что суд, который мы с вами нередко творим над ближним и который в обиходе называется осуждением, меньше всего связан с поиском справедливости. Иногда так бывает, но чаще всего это поиск той справедливости, которая кажется справедливостью нам самим. Мы сами на этом суде определяем, что хорошо, а что плохо; мы не ссылаемся ни на Божественный закон, ни на законы государства, а просто говорим «он мерзавец», и всё тут, вот наш суд и свершился, а если так, то не буду иметь с этим человеком никакого дела.

Так вот, подобный суд является грехом, потому что от нас сокрыто то, что происходит в сознании и душе другого человека. Нам кажется, что он плохой, а на самом деле он может быть очень хорошим, только хорошей стороны его жизни мы не знаем, она от нас сокрыта, потому что человек не делает добрые дела напоказ. В своей жизни мне приходилось встречаться с удивительно добрыми людьми, которые внешне не были похожи на добрых, — они нечасто улыбались, не были очень компанейскими, но как много добрых дел они творили! Среди них героические люди, представляющие нашу медицину, которые не считаются ни со временем, ни со своим здоровьем, которые часами стоят у операционного стола, но никогда не выпячивают свою добродетель, — о ней знает лишь узкий круг людей. Попробуйте осудить такого человека — да тут же Бог и накажет! Не судите, да не судимы будете. Поскольку нам неведомы сокровенные стороны человеческой личности, то судить — это грех. А уж если кто-то вас очень раздосадовал, скажите так: предаю тебя суду Божию. Я тебя не сужу, но мне кажется, что ты сделал что-то очень плохое, и пусть Господь тебя судит.

Сказанное, конечно, не относится к суду как очень важной институции общества и государства. Но ведь и в судебном производстве, которому все призваны доверять, часто бывают ошибки, а нередко совершается страшный грех, когда за деньги или по звонку неких властных и могущественных людей суд принимает несправедливое решение, и страдает невинный человек… Даже представить себе трудно, как такой судья предстанет пред судом Божиим, если он погубил кого-то не по справедливости, не по закону, а в силу иных привходящих обстоятельств. Равно как и те, кто повлиял на судью, чтобы он совершил несправедливый суд, — даже страшно представить, как они предстанут пред судом Божиим.

Господь милостив, Он простирает Свою милость и Свое прощение на всех; но для того чтобы обрести это прощение, мы должны, во-первых, осознать свою греховность и сказать: «Я виноват, я неправильно судил» или «Я неправильно поступил, прости меня, Господи». Это первый шаг на пути избавления от последствий греха. А второй шаг — очень тяжелый, но тоже необходимый — попросить прощения у того, кого несправедливо обидел. И если будем жить по такому Божиему закону, то первое, что у нас быстро нормализуется, — это семейная жизнь. Ведь бывает, что люди живут вместе, иногда в достаточно стесненных условиях, да и привходящие обстоятельства не всегда благоприятные, — а потом нервы не выдерживают, начинаются ссоры, которые перерастают в семейную драму, и если люди вовремя не останавливаются, то семьи распадаются. Это, конечно, большой грех и большое преступление пред Господом. Поэтому всякий, кто сам совершил суд над ближним своим, в результате чего произошло нечто греховное и опасное, должен помнить, что это тяжелый грех, в котором нужно каяться и, осознавая его, никогда больше к нему не возвращаться.

Сегодня мы освятили этот Божий храм, и я хотел бы выразить сердечную благодарность владыке Феогносту, правящему архиерею, отцу настоятелю, приходскому активу и всем добрым людям, которые помогали возводить этот замечательный храм Божий в таком прекрасном месте. И то, что я сегодня упал, ничего не значит, — просто пол прекрасный. В него смотреться можно, такой он блестящий и гладкий, но когда на него падает вода, даже святая, работают законы физики. Поэтому я сегодня так неудачно прокатился по этому прекрасному полу, но, по милости Божией, без всяких последствий. Зато все вы запомните сегодняшний день, как и я его запомню — с радостью, с благодарением ко всем вам за то, что вашими трудами, вашими молитвами, вашими пожертвованиями был построен этот замечательный храм. Еще раз большая благодарность владыке Феогносту, который много потрудился, чтобы эта святыня была здесь воздвигнута; еще и еще раз благодарю всех жертвователей и всех тех, кто здесь трудился.

Пусть храм в честь святых праведных Петра и Февронии, покровителей брака, всегда остается тем местом, где молодые люди, вступающие в совместную жизнь, молились бы пред лицом Божиим и получали благословение через таинство Брака. И помнили: если когда-нибудь в жизни что-то заискрит, то этот храм для них — купель, в которой родился их брак, и сюда, может быть, нужно прийти, помолиться, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин, и милостью Божией напряжение, возникшее в семье, пройдет. Хотелось бы надеяться, что человек с искренней верой в душе способен сам, без всяких третейских судей, излечивать семейные конфликты и возникающую иногда между самыми близкими людьми неприязнь.

Молитвами святых Петра и Февронии да хранит Господь брак честен, в который вступают люди, брак тех, кто уже долгие годы живет семейной жизнью. Да помогут святые Петр и Феврония своими молитвами пред лицом Божиим находить и соединять два любящих сердца и хранить любовь до самого последнего издыхания. Хотел бы в память о замечательном сегодняшнем событии преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Она называется так потому, что молящийся перед иконой сей с верой глубокой и надеждой получает скорую помощь в том случае, если грех не становится преградой между молящимся и Богом. Дай Бог, чтобы именно так развивалась наша церковная жизнь, а также христианская жизнь каждого православного человека, каждого члена нашей Матери Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5939887.html