Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 527818 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в Андреевском кафедральном соборе г. Геленджика

26 июня 2022 г. 16:32

26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Андреевского кафедрального собора г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 2:10-16) мы находим слова, которые заставляют задуматься об их смысле. Апостол говорит о язычниках, о тех, кто был лишен Божественного Откровения, кто жил вне русла духовности и веры, определяемых законами Ветхого Завета, то есть словом Божиим. И вот, размышляя об участи язычников, апостол написал нечто совершенно неожиданное для всех тогдашних последователей Спасителя. Он пишет, что добрые дела, которые хранятся в сердцах этих язычников, вот они-то и помогут им оправдаться пред Господом. В самом деле, было бы, наверное, какой-то космической несправедливостью, если бы все люди, жившие до Христа, не наследовали Царства Божия и вообще были обречены на духовную гибель. Ведь многие поколения людей не сподобились жить после прихода Спасителя, не сподобились быть в Его Церкви, но они совершали добрые дела, и этими добрыми делами они, по слову апостола, и оправдались пред Господом.

Но мы, христиане, помимо добрых дел, которых у нас набирается не так уж много, имеем совершенно особую силу, которая нас спасает. Мы верим, что в ответ на нашу веру и, очень желательно, в ответ на добрые дела, нас спасают не сами дела (потому что они ничтожны пред лицом Божиим, даже если нам кажется, что они велики), но нас спасает благодать Божия: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Вот эту силу благодати через Спасителя, через Его крестную смерть, через Его страдания, через искупление Им вины человеческой пред Богом мы и обретаем. Именно эта благодать, а не что иное, нас спасает.

Мы получаем благодать в Церкви и через Церковь, через общину верующих, которая связана непрерывной цепью иерархического рукоположения с самими апостолами. В этой апостольской общине сегодняшнего дня, которая содержит в себе все спасительные духовные характеристики общины первых христиан, мы с вами и получаем спасение. Ну, а где же собирается христианская община? Когда в Римской империи были гонения, верующие собирались в катакомбах, в подземельях, точнее в подземных кладбищах, для того чтобы никто не видел, не слышал, не мог донести. Потому что христиане подвергались жесточайшим гонениям, каждый должен был доносить на христиан, а всякий правитель должен был подвергать их пыткам, чтобы они отказались, от своих, как считали тогдашние правители, заблуждений, а если они не отказывались, — очень жестоко убивать. Не просто отсечением главы, так казнили только римских граждан, но подвергать чудовищным пыткам и умерщвлять за Христа. В той самой Церкви — Церкви, которая восприняла слово Божие от Самого Спасителя, которая передает это Божественное слово и Божественную благодать из поколения в поколение, — мы с вами и присутствуем через Таинство крещения, а через Таинство причащения Тела и Крови Господней соединяемся с Самим Господом и становимся по благодати Его Телом.

Где же собирается ныне эта община верующих? Где Тело Христово являет Себя, когда совершается Таинство Евхаристии? Это Таинство совершается в Божиих храмах. Конечно, во времена гонений где только ни совершали это святейшее Таинство наши благочестивые предки. А сегодня для того, чтобы его совершить, строятся прекрасные великолепные храмы, которые являют видимым образом торжество веры Христовой. Веры, которая дошла до нашего времени, несмотря ни на какие исторические перипетии, несмотря ни на какие жертвы и страдания. И как же замечательно, что и сегодня мы совершили Божественную Евхаристию в этом новом прекрасно построенном храме, который является в первую очередь свидетельством веры всех вас, но особенно тех, кто принял на себя инициативу построить храм Божий, кто вложил свои материальные средства, кто оказывал всестороннюю поддержку, для того чтобы храм был во благовремении построен и явил всем нам свою неземную красоту.

Если сегодня где-нибудь в странах так называемого просвещенного Запада сказать, что в России мы строим храмы, то люди, не знакомые с нашей жизнью, не поверят. Потому что сегодня христианские храмы там, на просвещенном Западе, закрываются или перепрофилируются. Например, в мечети, поскольку мусульманские общины хранят веру, и им нужны места для молитвы; вот тамошние христиане и продают мусульманам свои храмы. Но и это не самое худшее, потому что храмы иногда продают городским властям, а потом там устраивают разного рода пиршества, собрания, не имеющие ничего общего с Церковью, все то, что пожелает светское обезбоженное общество и что никак не касается духовной жизни. Мы никого не осуждаем, Бог с ними. Но это очень плохой признак, когда человек, общество и государство отказываются от веры, когда вместо веры навязывается некий эрзац, подделка, чтобы создать видимость благополучия и счастья. Говорю это не для того, чтобы кого-то осудить, но хочу, чтобы мы все поняли, какое же благословение над нашей страной и над нашим народом, что мы, пройдя путем страшных, не имевших места в истории гонений, многократно превосходивших гонения первых веков, сохранили веру. А далее явилось чудо Божие — дети вчерашних атеистов, став людьми зрелыми, о многом поразмыслив, нашли путь к храму Божию и сегодня воспитывают в вере своих детей и внуков. И нам нужны Божии храмы. Мы — один из немногих народов, у которых осталась эта потребность. Вот мы и будем сохранять эту потребность, будем сохранять нашу веру, потому что без веры не может быть никакой потребности в Божиих храмах.

Хотел бы поблагодарить всех, кто здесь, на Кубанской земле, многое делает для того, чтобы возводились Божии храмы. Поблагодарить духовенство, которое многое делает для того, чтобы сохранялась вера в людях. Вообще, духовный климат Кубани во многом служит примером, потому что здесь по мере возможности сохраняется, с опорой на замечательную культурную традицию кубанского казачества, тот уклад жизни, в котором центральное место занимает вера в Господа. И, обращаясь к вам, дорогие жители Кубани, хочу еще и еще раз сказать: храните это сокровище, завещанное вашими героическими предшественниками, вашими предками, — веру православную, воспитывайте в ней своих детей и внуков и помните, что именно вера есть сердцевина всех других добродетелей, в том числе любви к Отечеству и к родному краю. Хотел бы еще раз поблагодарить владыку Феогноста и всех, кто трудился над строительством сего нового храма. Призываю Божие благословение на землю Кубанскую, на всех вас, на местные власти, на приходских активистов, вообще на всех тех, кто сознательно хранит веру и замечательные традиции благочестивого народа Кубани.

А сейчас хотел бы в память о сегодняшнем богослужении преподнести для этого святого храма образ преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим жил в XVI веке на древней Смоленской земле, с которой связаны почти 25 лет моей архиерейской жизни. Покидая Смоленск, я взял с собой этот образ с частицей мощей. Хотел подарить в какой-нибудь храм, но как-то рука не поднималась — все-таки значительная часть жизни была связана со смоленскими обителями, с преподобным Герасимом. Но когда узнал, что есть возможность прибыть в этот храм, то подумал, что этот преподобный ликом своим будет действительно на подобающем месте, потому что такие выдающиеся угодники Божии, как Герасим Болдинский, реально соединяют нас со Святой Русью, со всей великой традицией нашего русского православного благочестия. И пусть каждый, кто приходит и прикладывается к образу преподобного Герасима в этом новом храме, помнит, что нам с вами не десять, не двадцать, не пятьдесят и даже не сто лет — мы из той глубины, в которой жили, трудились и молились великие подвижники земли Русской, и мы — их наследники. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца, да хранит Господь сей град и сей вновь построенный храм — свидетель веры русских людей XXI века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5940126.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после вечернего богослужения в соборе Христа Спасителя г. Калининграда

2 июля 2022 г. 23:11

Вечером 2 июля 2022 года, в канун Недели 3-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным вечером, который для меня сопровождается очень теплыми и радостными воспоминаниями. Да и всякий раз, когда вхожу под своды этого величественного собора, вспоминается многое. И то, что было связано с большими трудностями, поскольку начало церковной жизни в Калининграде проходило в очень и очень сложных условиях; и постепенное развитие церковной жизни, ставшее необратимым после того, как был заложен кафедральный собор и стали подниматься его стены.

Действительно, для многих строительство собора стало причиной глубоких размышлений. Люди задумались, почему в городе, лишенном всяких православных символов, воздвигается в самом центре православный пятикупольный храм; почему здесь, несмотря на гонения и тяжкие обстоятельства предшествующих десятилетий, возрождается православная вера. С материалистической точки зрения еще можно было как-то объяснить, почему теплится вера в деревнях, — мол, люди необразованные, что с них взять; но этот православный храм стал строиться в европеизированном городе на порубежье, вблизи Западной Европы, и действительно явился символом возрождения православной веры в нашей стране и в этом янтарном краю.

Вот и сегодня, взирая на иконостас, я вспомнил, как непросто все было. Сейчас вы видите прекрасные иконы, а все начиналось с того, что мы их трижды переписывали. Я давал задание написать иконы, приезжал через месяц или два и видел, что написали совсем другое. Поручал переписывать, и так было трижды. И вот, наконец, мы видим эти прекрасные изображения — яркие, светлые, возвышенные. Так непросто созидался собор, но он действительно впитал в себя веру людей, их надежду на будущее, и эта надежда не была посрамлена, потому что со строительством собора изменился духовный облик Калининграда, началось подлинное возрождение Церкви здесь, в достаточно непростых для существования Православия в то время условиях.

Благодарю всех священнослужителей, активных мирян, кто поддерживал мои немощные руки и помогал мне в свершении дел, которые, в совокупности с делами духовенства и при большой поддержке народа, привели, в конце концов, к очень добрым последствиям. Ярким проявлением этих добрых перемен явился замечательный пятикупольный православный собор в центре Калининграда.

Конечно, для молодого поколения все то, о чем я говорю, — какая-то давнишняя история. Но многие из тех, кто сегодня здесь присутствует, помнят, как на этом месте стояло нечто совсем другое — клумба, а перед ней, ближе к мэрии, некое изваяние. И надо было не только собор построить, но и убедить людей, что изваянию следует найти другое место. И люди поверили мне, в то время еще архиепископу, и власть поверила. С благодарностью вспоминаю всех, кто помогал в подготовке этого замечательного места в центре города, а затем и в созидании сего Божиего храма.

Но для Господа самым главным храмом является наше сердце, душа человека. Это самый главный храм, потому что в сердце человеческом происходят перемены, которые способны приблизить его к Богу. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50:12), говорит Псалмопевец. Только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5:8). И если мы хотим быть уверены в том, что в наших рукотворных храмах наша молитва к Богу услышана, мы должны заботиться о самом главном храме — о своем сердце, о его чистоте. Только чистые сердцем Бога узрят, но быть абсолютно чистым невозможно. Грех прикасается к человеку, оскверняет его душу, его сердце. Поэтому очень важно каждому из нас наблюдать за своим внутренним состоянием. Для этого даются очень правильные, мудрые святоотеческие советы. Когда проходит день и человек вечером отходит ко сну, хорошо бы, помолившись, вспомнить все, и не только прокрутить еще раз в своем сознании все события минувшего дня, но и обратить внимание на то, что было сделано хорошо и что было сделано плохо, неверно, противно Богу. В каком состоянии мое сердце? С легкой ли совестью я завершаю минувший день, или какие-то моменты угрызают мою совесть, мысли нехорошие приходят в голову? Такая личная исповедь человека перед самим собой, которую вообще-то полагается приносить каждый вечер, подводя итог дня, очень помогает нравственно и духовно совершенствоваться. Если мы держим под контролем наше сознание, состояние нашего сердца, если мы отдаем отчет в том, что с нами происходит, куда мы идем — поднимаемся вверх или катимся вниз, — то это и есть непременное условие того, чтобы идти по пути спасения. Сознаешь, что плохо день прожил, — принеси Господу покаяние, не жди исповеди в храме, не жди, когда тебе удастся на исповеди раскаяться. В этот же день кайся пред Господом, чтобы с чистой совестью лечь в постель и не быть обремененным грехом, а уж потом, придя в храм, можно принести покаяние перед крестом и Евангелием. Такой контроль над своим духовным состоянием очень важен, особенно в наше время, когда так много факторов и сил воздействует на сознание человека, на нашу психику, на нервную систему, отвлекая от самого главного. И если у нас нет опыта работы над самим собой в каждодневном режиме, нам очень и очень трудно следить за состоянием своей души, своего сознания, а отсюда и строить правильно отношения с окружающими людьми. Все начинается с человеческого сердца. И злые помыслы, и радость любви, мир, тишина, покой — все оттуда. Поэтому и заповедь такая: чистые сердцем Бога узрят.

И да поможет нам Господь бдительно относиться к своему внутреннему состоянию, контролировать свое внутреннее духовное движение, следить, куда идем — вверх или вниз. А храм Божий — это место молитвы и школа благочестия. Дай Бог всем нам подвизаться в этом благочестии, и если внутренняя работа над собой станет частью нашей жизни, войдет в наш быт, то перемены будут разительными, и каждый их ощутит. И не надо ждать никаких чудес. Чудо само придет; только очень важно, чтобы мы были открыты Божественной благодати и черствость нашего сердца не становилась для нее преградой. Да поможет всем нам Господь идти этим путем спасения, освящая свои сердца молитвой, покаянием, устремляться к Тому, в Ком только и есть полнота жизни и подлинное счастье.

Радуюсь, еще раз скажу, возможности быть сегодня вместе с вами. В моей жизни Калининград занимает совершенно особое место, как и этот собор, с которым связаны очень важные переживания и не менее важные дела. А самой большой наградой для меня является то, что спустя десятилетия этот собор не опустел, и с каждым разом, когда я сюда приезжаю, я вижу все больше и больше людей, больше и больше молодых лиц. Это значит, что собор построен не втуне, это значит, что храм Божий помогает людям идти по пути спасения.

Всех вас еще раз поздравляю с этим святым вечером. И пусть Божия помощь и благословение Господа пребывает над Калининградом и над всеми вами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5941633.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Калининградской митрополии

2 июля 2022 г. 21:10

2 июля 2022 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам заседания со вступительным словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы и братья!

С особым чувством искренней радости я вступил на Калининградскую землю после более чем двухгодичного перерыва и сегодня имею возможность встретиться с вами, обменяться мыслями, послушать тех, кто будет выступать, и очень надеюсь, что собрание наше будет всем на пользу.

Вот о чем мне хотелось бы сказать несколько слов. Мы прожили достаточно непростое время, связанное с необходимостью изоляции. Это было продиктовано пандемией очень опасной болезни, которая унесла жизнь многих людей, в том числе значительного количества духовенства. Теперь по милости Божией эта напасть уходит, но, как вы знаете, возникают другие сложности, другие проблемы. Думаю, здесь, в этом российском анклаве, особенно чувствуется, что общая атмосфера, в том числе политическая, не становится спокойнее. Но такова вообще история человечества: одна эпоха сменяется другой, одни вызовы сменяются другими, а Церковь Божия продолжает свое спасительное служение. Что только ни произошло за две тысячи лет христианства! Какие только режимы ни сменились, какая только власть ни сменилась, какие политические силы ни сменились, включая те, что господствовали над миром! Вспомните могущественную Римскую империю. Казалось, ничто не может сокрушить эту империю, которая основывалась на очень сильной языческой культуре, возвышавшей Рим над всеми остальными народами за пределами империи. Но она исчезла, а вера Христова сохраняется в народе нашем. Конечно, самым тяжким испытанием стало для Церкви время безбожия, когда борьба с верой, с религией была провозглашена политической задачей государства. Народ наш прошел через тяжелейшие годы испытаний, но вера православная сохранилась. Все это свидетельствует о том, что Господь есть Господин истории, что Он ведет Свой народ, что никакие силы не могут одолеть Церковь Христову, если только сама Церковь не подтачивает себя изнутри человеческим грехом, недостатками, проблемами, конфликтами. Поэтому вопрос о внутрицерковной жизни, о характере этой жизни, вопрос о духовной силе нашего духовенства, которое призвано передавать эту силу всему народу, является самым главным с точки зрения сохранения Церкви.

На духовенстве лежит огромная ответственность, и потому я всегда с особым чувством обращаюсь к собранию священнослужителей, понимая, что от каждого из тех, кто меня слышит, многое зависит. Вы передаете свои мысли, свое настроение, свою веру, свою убежденность вашей пастве, и то, что происходит в сердцах людей, прямо зависит от того, что в наших сердцах. Потому что если наше сердце пусто, если наше религиозное сознание ослаблено, то мы неспособны передавать сильные, обогащающие других духовные импульсы. Еще и еще раз хочу сказать, что от духовного состояния каждого священнослужителя зависит духовное благополучие его паствы.

Ну, а какие вызовы этому духовному состоянию? Как уже было сказано, когда-то нам мешали неблагоприятные внешние обстоятельства. Сегодня ничего этого нет, сегодня существует только одна сдерживающая сила — это мы сами. Значит, тем больше ответственности пред Богом за все то, что мы делаем, братия. Нас сейчас никто не сдерживает, нет никаких сил, которые были бы способны ограничить нашу церковную миссию, кроме нас самих. А в этом-то и есть главная проблема. Есть такое явление, когда пастырские силы как бы затухают, затухает ревность в служении. По-разному это явление обозначается, некоторые его называют «пастырское выгорание». Потенциал священника как бы выгорает. Но, как бы ни назвать это явление, каждый священнослужитель, наверное, проходит в той или иной степени через такое испытание. Все начинается с привыкания, с вопроса «ну что мне каждый раз к проповеди готовиться? Я и так все знаю. Что там говорить? Все равно «спаси Господи» скажут». Начинается с того, что мы не всегда готовы идти к тем, кто слушает нас без особого благоговения и трепета. Не всегда мы готовы защищать нашу веру, в том числе публично. Все это во многом зависит от нашего внутреннего духовного состояния, от нашего внутреннего горения, от силы нашего пастырского призвания. Говорю это, потому что знаю: каждый священнослужитель проходит в своей жизни, на своем пастырском пути через такие периоды, но, слава Богу, когда все это заканчивается, священнослужитель, осознав радость своего служения, осознав, что служение Богу является его призванием, с новыми силами продолжает свое дело. Тогда все возвращается на круги своя, и человек, обогащенный этим опытом истощания духовного, становится еще более сильным. Но иногда, что ж греха таить, это истощание становится как бы нормой, и тогда ослабевает пастырское чувство, ослабевают стремление молиться и готовность совершать богослужения, и пастырское служение превращается в некую профессию, которая приносит материальный достаток, а все остальное исчезает.

Не дай Бог, чтобы такого рода состояние присутствовало в нашей жизни, особенно сейчас, в очень непростое время. Вообще, простых времен не бывает, но наше время требует особой пастырской ревности. Многие из вас помнят, вы уже были в сане на излете советского времени, что сама возможность пойти в храм, помолиться, послушать проповедь была тогда чем-то новым, необычным, очень вдохновляющим, и огромный поток людей устремился в храмы. Не всех мы в храмах удержали, что греха таить, многие пришли и опять ушли в мир, а кто-то остался. Сейчас ничего подобного не происходит, но это не значит, что мы должны привыкать к тому положению, достаточно благополучному, в котором мы находимся. Мы должны постоянно помнить, что состояние души людей, нашей паствы меняется в зависимости от различных факторов, от влияния псевдокультуры, от разного рода соблазнов, которые на них обрушиваются. Поэтому так важно, братья, не терять этот внутренний, если хотите, огонь, эту силу внутреннюю, которую Господь дает нам через рукоположение, эту пастырскую ревность. Вот что самое главное. Нельзя потухнуть, нельзя превратиться в маленький фитилек, от которого больше копоти, чем света. Знаю, большинство из вас ревностные пастыри, и вы достойно совершаете свое служение, но иногда привыкание к благополучию снижает нашу ревность. Дай Бог, чтобы у нас с вами такое не происходило.

И вот еще о чем, я думаю, надо сказать. Степень влияния духовенства на общество во многом зависит от того, насколько мы себя сознаем ответственными за дело Божие. Ведь можно служить в храме, совершать требы и жить в достаточно уютном и спокойном мире. У нас всегда есть паства, прихожане, и некоторые говорят: ну, а что еще нужно? Но на самом деле мы постоянно должны ставить перед собой задачи, о которых, может быть, не очень-то и задумываемся. Вот едешь на машине по городу, видишь людей — спроси самого себя: а какой процент из них в воскресенье в храм приходит? Вот и все, вот наши задачи и обозначатся. Мы не задаем себе этих вопросов, мы привыкаем к тому, что у нас есть, особенно если имеющееся материально нас обеспечивает. А народ, который по улицам ходит, а молодежь, которая заполняет стадионы и танцплощадки? Это наш народ, это наши люди, в основном по происхождению русские православные люди. Поэтому я бы хотел, чтобы пастырская ревность никогда в нас не угасала, чтобы мы постоянно ставили перед собой задачи: что я делаю как священник, чтобы в храме было больше людей, больше молодежи? Чтобы мой приход занимал более важное место в жизни тех, кто живет рядом?

Знаю, что в нашей Калининградской митрополии дела идут неплохо, и хотел бы огласить статистику, которая свидетельствует о том, что ситуация достаточно благополучная. Но еще раз хочу сказать: за этими благополучными цифрами мы не должны терять критического взгляда на самих себя и на ситуацию, и должны постоянно ставить перед собой новые задачи.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5941595.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь после Литургии в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде

3 июля 2022 г. 15:39

3 июля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим слова, которые человека, незнакомого с Евангелием, могут настолько озадачить, что если это единственные слова, которые человек прочитает, то скорее всего он закроет Евангелие и больше никогда к нему обращаться не будет — настолько эти слова противоречат здравому смыслу, всей логике человеческой жизни. А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см. Мф. 6:31-32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом, жизненной доминантой. А иначе человек мало чем отличался бы от животного. Правда, животным не нужно думать о том, во что одеваться, — Господь позаботился; и в отношении жилья у них в порядке — Господь и об этом позаботился, но без еды-то животное не проживет! И слова Спасителя бросают вызов, особенно современному человеку, у которого все крутится именно вокруг того, как поесть, попить, дом построить, в отпуск съездить, пожить в свое удовольствие. А Господь говорит: не думайте об этом — Господь, Отец ваш Небесный, позаботится о вас.

Конечно, в строгом соответствии с этим повелением никто не поступает. Наверное, Господь и не требует, чтобы мы так поступали, но Он выстраивает систему ценностей, Его слова определяют приоритеты жизни. И если приоритетом становится во что одеться, что поесть, что попить, как поехать в отпуск, повеселиться, посмеяться, погулять, то это не те приоритеты, которые Бог предлагает нам. Они мало отличаются от приоритетов, существующих в животном мире. Конечно, человек — высокоразвитое существо, и все это несоизмеримо с животными приоритетами, но более или менее всё это явления одного порядка, это забота о физическом существовании. Даже если речь идет о некоей эстетической составляющей, это опять-таки забота не столько о духе, сколько о земной жизни.

И ведь слова эти сказаны потому, что Господь знал, что говорил. Он знал, что для всех людей, которые Его окружали, именно эти заботы — о еде, о питье, о жизненных условиях — являются приоритетными. И Он подчеркивает, что все это не может быть подлинным приоритетом жизни человека. А почему? Если бы наша жизнь заканчивалась гробовой доской, то, конечно, было бы невозможно принять слова Божии. Но мы верим и даже знаем из опыта человечества, из опыта святых, из опыта тех, кто одной ногой был за гробом, а потом вернулся, что там — другая жизнь. И в перспективе той жизни наши земные приоритеты перестают быть жизненно важными. И что же тогда собой представляют приоритеты жизненно важные? В первую очередь нужно жить по Божиему закону — вот самый главный приоритет. Не надо в детали входить, в деталях запутаться можем, сколько голов — столько умов, сколько мудрствующих, столько и толкований. Жить надо строго по Божиему закону, который мы все хорошо знаем: не кради, не прелюбы сотвори, не свидетельствуй против друга своего, люби отца и мать свою, не буду перечислять все заповеди. Современному человеку все более и более трудно понять эти приоритеты. А о чем это свидетельствует? О том, что происходит некоторый духовный регресс в жизни общества. Развитие науки и техники, совершенствование условий жизни, повышение уровня знаний, уровня комфорта переводит мысль человека, его целеполагание в горизонтальную плоскость, в плоскость земной жизни. И это происходит повсеместно — что греха таить, и среди нас, верующих людей, даже среди некоторых представителей духовенства.

Сегодняшние слова — это вызов всем нам, и мирянам, и духовенству. Подумайте о том, как жить. Подумайте, что должно быть вашим приоритетом. А приоритетом, несомненно, должна быть вера, которая возвышает человека над обыденностью. Это крылья, которые помогают нам взметнуться в небо. Это сила, которая поднимает нас над повседневностью, дает подлинную способность прозревать то, что происходит в мире, с самим собой, с людьми, в каком-то смысле с обществом, в котором мы живем, и даже с государством.

Слова Божии, которые доносит до нас Священное Писание, — это не человеческие слова, это Сам Бог с нами говорит. Поэтому слово Божие должно быть для каждого из нас абсолютной истиной и абсолютно определять приоритеты нашей жизни. Собственно говоря, об этом сегодняшнее чтение, об этом мысли, которые возникают вокруг этого замечательного Евангельского чтения. И все это усугубляется еще и тем очень приятным обстоятельством, особенно для меня, носящего имя святого равноапостольного Кирилла, что мы слышали эти слова, что мы молились сегодня в этом замечательном храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в строительстве, — Владимира Ивановича, Антона Андреевича; не могу всех перечислять, потому что обязательно кого-то не назову, и будет обидно. Благодарю всех вас, мои дорогие, кто вносил свои средства, кто действительно отождествил себя с этим великим и святым делом строительства святого храма. Господь никогда не бывает поругаем, поэтому нельзя Бога гневить, но никогда Бог не бывает у нас в долгу, и вы в своей жизни это почувствуете. Когда в какой-то момент вы скажете: «Ох, пронесло» или «Господи, откуда это?» — это может быть от сегодняшнего дня, от ваших трудов по строительству и созиданию этого Божиего храма.

Я всякий раз особенно радуюсь посещению Калининградской земли, с которой у меня связана бОльшая часть моей архиерейской жизни. Вспоминаю, с чего мы начинали, каков был этот путь. Вчера в соборе я кратко об этом говорил, но могу вспоминать и говорить очень часто и много. Сегодня не буду вас утомлять своими воспоминаниями, но посещение Калининграда для меня действительно очень значимое духовно событие, потому что я вижу сегодня процветающую Церковь на самом западном порубежье России. Вижу строящиеся храмы, вижу молодое образованное духовенство, вижу представителей властей, светских и военных, представителей нашей интеллигенции. Вот это и есть весь наш народ — в этой группе людей отражается как в капле воды все наше общество.

И если мы все будем с Богом, если мы будем жить по Божиему закону, если мы будем находить в себе силы бороться со своими страстями, пороками, греховными мыслями и не очень-то хорошими делами, то Господь действительно будет с нами. А сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы Бог был с нами, и здесь, на западном порубежье России, это особенно чувствуется. Многие восстают сегодня на Отечество наше, но знаем, что Отечество не сделало никому ничего плохого. И восстают не потому, что мы плохие, а потому что мы другие. Эта инаковость России и возбуждает чувство ревности, зависти и негодования, но мы не можем изменить самих себя. Конечно, очень многие хотели, как сейчас говорят, нас переформатировать, но ведь не получилось, хотя такие огромные силы и средства были вложены в переформатирование Руси. А она как была, так и есть в сути своей Святая Русь, удел Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы так было и впредь, и мне особенно важно сказать обо всем этом вам, мои дорогие, живущим на западном порубежье Святой Руси.

Пусть Господь хранит землю Калининградскую, народ наш и всю землю Русскую от всякого врага и супостата. Но самое важное — чтобы Господь хранил в чистоте сердца наши и веру в наших сердцах. Если будет так, то никакие враги нам не страшны, и в первую очередь не страшен наш внутренний враг, который склоняет нас к греху, пороку и отступлению от Божиего закона. Пусть Господь хранит Россию, землю Калининградскую, Церковь, зде пребывающую, и всех вас, мои дорогие калининградцы.

В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Это петербургская икона Скоропослушницы, которая была духовно очень важна в моей жизни. В самые трудные моменты, живя в Петербурге, я непременно приходил к этой иконе и горячо молился. И сейчас могу сказать: все то, о чем молился, все исполнилось. И от трудностей меня Господь избавил, и от опасностей избавил, и Царица Небесная под Покровом Своим определила мой дальнейший жизненный путь. Еще раз хочу сказать: это самый для меня почитаемый образ Пресвятой Богородицы —Скоропослушница Санкт-Петербургская, и я хотел бы его оставить в этом новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Калининградской земле.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5941811.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее обращение по случаю 15-летия установления празднования Дня семьи, любви и верности

8 июля 2022 г. 09:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю 15-летия установления празднования Дня семьи, любви и верности.

Обращение по случаю 15-летия установления празднования Дня семьи, любви и верности

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с Днем семьи, любви и верности.

Этот замечательный праздник, приуроченный к церковной памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, вот уже в 15-й раз отмечается нашими соотечественниками, свидетельствующими о важности сохранения традиционных семейных ценностей в жизни общества.

Идеалы крепкой и дружной семьи, брака как благословенного союза мужчины и женщины, уважения к старшим, святости материнства и любви к детям значимы для миллионов граждан России вне зависимости от их религиозных взглядов, национальной принадлежности и политических предпочтений. Семья — это опора общества, залог его благополучия и духовного здоровья: именно в семье человек, окруженный заботой родных, начинает познавать окружающий мир, получает нравственное воспитание и первые навыки добро делания. Семья призвана стать школой любви для ребенка, который затем, войдя во взрослую жизнь, передаст этот опыт и своим детям.

Сознавая важность защиты института традиционной семьи и противостоя попыткам навязать российскому социуму ценности, разрушительные для нашей культуры, Русская Православная Церковь в активном взаимодействии с общественными организациями и представителями иных религий неизменно выступает с различными законодательными инициативами, направленными, в частности, на помощь многочадным родителям, защиту семьи от неоправданного вмешательства извне и борьбу с абортами. Надеюсь, что эти и многие другие значимые шаги по укреплению нравственных основ в жизни соотечественников будут иметь успешное продолжение.

Желаю участникам нынешнего празднования полноты телесных сил и душевного мира. Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы да хранит Господь страну и народ наш во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:2).

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5939245.html