Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 533268 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре

1 сентября 2022 г. 16:37

1 сентября 2022 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братия, сестры, сердечно поздравляю с великим для града Москвы и Церкви нашей праздником. Мы молимся сегодня перед Донской иконой Божией Матери, вспоминая дивные события, которые связаны с молитвой наших благочестивых предков перед этим образом. И особенно памятны два события в истории нашего народа, когда молитва перед Донской иконой спасла нашу страну.

Первый раз это произошло в 1380 году на Куликовом поле, когда предстояло дать решающее сражение тем, кто оккупировал землю Русскую, кто использовал ее ресурсы, разоряя материальную, и не только материальную, жизнь народа. Потому что бедность очень часто сопровождается пороками, и долгие годы иноземного ига, несомненно, отразились на жизни людей. И вот князь Дмитрий Донской решается сразиться на Куликовом поле с теми, кто столетиями господствовал над нашей землей. Как свидетельствуют историки, сила была на другой стороне и риск был огромный, потому что если бы Русь не победила, то она была бы просто обречена на уничтожение. Речь шла о том, быть или не быть стране нашей и народу нашему.

Тогда, в 1380 году, донские казаки привезли на Куликово поле ту самую икону, перед которой мы с вами молимся, и Дмитрий Донской, все воинство наше склонили колена своя пред этим образом. Да, наверное, и весь народ наш горячо молился тогда, предстоя мысленно или физически пред этой иконой, чтобы решающая битва принесла победу Руси. И, несмотря на превосходящие силы противника, битва была выиграна — несомненно, силой Божией, как и мужеством наших воинов. Для Орды это было первое поражение, а для Руси — свидетельство о том, что мы можем бороться с иноземным игом и имеем силу его победить.

А второе событие связано уже с городом Москвой. 1591 год, крымский хан Гирей стоит на Воробьевых горах. Силы защитников Москвы несопоставимы с этой крымской ордой, и, наверное, хану Гирею и в голову не могло прийти, что предстоящий его взору город сможет как-то сопротивляться, тем более нанести ущерб его могучему войску. Но что же происходит здесь, на этом месте, где мы с вами сейчас стоим? Было совершено особое молебное пение пред Донской иконой Божией Матери. Все, кто только мог, пришли, чтобы помолиться и испросить помощи Пресвятой Богородицы, ведь и москвичи сознавали, сколь могущественны те, кто смотрел с презрением на наш град и кто имел все возможности разрушить Москву, изничтожить людей и на долгие столетия вновь погрузить наше Отечество в рабство. Давайте поставим себя на место москвичей того времени. С какой силой веры они пришли к этому образу! Как они просили избавить город, а значит, и всю страну от нашествия иноплеменников, от разорения, от насилия, от грабежей, от пожаров, от смерти, от уничтожения! И что же произошло? Произошло чудо, в которое, наверное, никто из посторонних наблюдателей в то время не верил.

Да и сегодня люди, далекие от веры, не могут рационально объяснить нашу победу над ханом Гиреем в 1591 году. Сейчас большинство людей руководствуется в своей жизни не верой, не Божиими заповедями, а рациональным подходом: если выгодно, значит, так и надо поступать. Нравственные критерии — совсем не дело современной политики. Но разве что-то изменилось с тех давних времен? Изменились вооружения, военная стратегия, но по-прежнему великой силой остается молитва, при одном только условии: если мы верим. А если мы сомневаемся, тем более если недоумеваем по поводу самой возможности веры в Бога, то никакого чуда не произойдет. Потому что Бог входит в человеческую историю, изменяет ее течение, входит в личную и общественную жизнь людей только тогда, когда мы с глубокой верой просим Его об этом.

Сегодня наступили такие времена, когда мы должны особенно просить Господа о помощи Отечеству нашему. Действительно, идет борьба добра с космическим злом. Почему мы так говорим? А потому что оправдание греха есть дело диавольское. Диаволу нужно разрушить средостение между добром и злом, смешать понятия, и ведь сегодня так и происходит! Люди не различают, что есть добро, а что зло, потому что во всем мире работают мощные пропагандистские силы, формируя такое мировоззрение. На это и делается ставка темной силы: если люди перестанут различать добро и зло, то они будут принадлежать злу, без всяких компромиссов.

Что же мешает окончательной победе зла? Ему противостоит Господь Иисус Христос, Его Божественная сила, являемая в вере Его последователей, Его учеников. И покуда среди Его учеников и последователей хранится непоколебимая вера в то, что Господь есть господин истории, что в Его руках судьбы вселенной, что вера в Бога есть непременное условие выживания человеческой цивилизации, — до тех пор будет сохраняться и род человеческий.

В этом смысле особая миссия сегодня у нашей страны. Мы одни из немногих, кто называет зло злом, а добро добром, кто не дает возможность могущественным пропагандистским силам смешать эти понятия, с тем чтобы человек не различал добро и зло. В самом деле, нам навязывается страшное представление о том, что нет добра и зла, а есть модели человеческого поведения, и каждый имеет право избирать ту модель, которая ему подходит. А если эта модель противоречит Божией воле, Божиему нравственному закону, тому, который Израиль обрел на горе Синай, тому, который был принесен миру Христом Спасителем, — как тогда поступать? На такой вопрос люди воспитанные, интеллигентные не отвечают, а менее воспитанные и интеллигентные прямо говорят, что они о нас думают. Поэтому то, что сегодня происходит, — это действительно часть очень важной борьбы, космической борьбы добра со злом. И дай Бог, чтобы молитвами святых угодников, в земле нашей просиявших, народ наш, несмотря ни на какие соблазны, искушения, влияния, сохранил веру православную, веру в Господа и Спасителя, в Покров Его Пречистой Матери, а значит, способность отличать добро от зла, способность быть по-настоящему свободными людьми. Ибо к свободе вы призваны, братья, говорит апостол (Гал 5:13).

Памятуя о всем этом, будем хранить веру православную как величайшую святыню и драгоценность. А к тем, кто еще не в полной мере уверовал, обращаюсь с призывом: наступили времена, когда нельзя делать вид, что ничего не происходит, когда нужно сделать мировоззренческий выбор, от которого зависит не только личная жизнь того, кто этот выбор делает, но само существование нашего Отечества.

Молясь перед чудотворным образом Донской Божией Матери, вспоминая великие героические события нашей национальной истории, связанные с борьбой нашего народа за свободу и независимость, будем достойны наших великих предков. Будем и в нынешних условиях так же крепко надеяться на Покров Пречистой Богоматери, так же возносить к Ее образу свою горячую молитву, так же любить свое Отечество и так же быть готовыми защитить его, если это потребуется. И верим, что Господь будет с нами, потому что на нашей стороне правда. Кто-то может удивиться и сказать: а почему так? Ответ простой: потому что мы стараемся жить по правде Божией, по Божиему закону, по заповедям; а если по-человечески, по слабости их нарушаем, то не отказываемся от этих заповедей как основного закона человеческой жизни. И покуда будет так, будет сохраняться Отечество наше, сохраняться независимость и свобода нашего народа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5955921.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршая проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

4 сентября 2022 г. 15:56

4 сентября 2022 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 19:16-26) содержится повествование о богатом юноше. Некий богатый молодой человек подошел ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Господь перечислил ему заповеди, на что юноша сказал: «Все это с юности своей я делаю, я живу по этим заповедям». И тогда, зная, что юноша богат, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным — не просто спастись, но быть совершенным (а об этом совершенстве и думал юноша, когда спрашивал у Спасителя, что же еще нужно сделать), — пойди, продай свое имение, раздай все нищим и приходи ко Мне; и будешь иметь сокровище на небе». И юноша отошел в печали, поняв, что не может избавиться от имения, которое наверняка получил от своих состоятельных родителей и в которое сам, может быть, вкладывал какие-то труды, чтобы его приумножить. Как это пойти и раздать нищим?! И не смог он, видимо, ни понять до конца слова Спасителя, ни тем более их исполнить.

А ведь эта история о богатом юноше имеет отношение не только к богатым. Богатство — понятие относительное. То, что для большинства из нас богатство, для богатых никакое не богатство, а для сверхбогатых это вообще нищета. Материальное положение человека всегда относительно, потому что оно обусловливается не только наличием материальных средств, но и многими другими обстоятельствами. И потому богатому иногда трудно понять, богат он или не очень, потому что сосед за забором живет богаче; а богатство соседа может угнетать человека хуже всякой нищеты. Вот и получается, что само по себе богатство не является залогом человеческого счастья; поэтому Господь и сказал: «Если хочешь быть совершенным (то есть не только обрести спасение, но и достичь огромной высоты как личность), то применительно к тебе, богатый юноша, нужно сделать самое главное: пойти и отдать свое имение; и тогда ты будешь совершенным».

В этой евангельской истории речь идет о двух проблемах, с которыми человек очень часто сталкивается. Во-первых, здесь несомненно, хоть и имплицитно, затрагивается тема отношения человека к жизни. Если человек смотрит на окружающий мир сквозь призму достижения силы и могущества (ведь богатство дает такую силу, а сверхбогатство дает могущество), если он полагает, что подлинное счастье заключается в том, чтобы быть над другими, быть не таким, как все, — то он никогда не откажется от богатства и вообще от любой возможности возвыситься над окружающими. И поэтому в этих словах, в этой истории евангельской Господь осуждает всякое стремление человека к силе, если эта сила есть не что иное, как желание быть выше и сильнее других.

Но, кроме того, и нечто иное сокрыто в этом повествовании. Очень часто человек, не имеющий того, что хотел бы иметь, завидует другим. Господь потому и говорит: «Легче верблюду пройти через игольные уши, чем богатому войти в Царствие Небесное». «Игольные уши» — это узенькая калитка для паломников в иерусалимской стене, где и человек с трудом протискивался, а уж какой там верблюд! И этот образ был совершенно понятен тем, кто слушал Спасителя: легче верблюду пройти через такую щель в стене, чем богатому войти в Царствие Божие. Прежде всего потому, что богатый поставляет себя выше других и потому что богатый значительную часть своего упования связывает именно с богатством. А Господь говорит, что богатство мимолетно, оно может в любой момент исчезнуть, и с чем тогда останется человек?

Большинство из нас не такие уж богатые, но богатыми хотят стать очень многие, да и современная философия экономической жизни предполагает накопление богатств. Многие считают, что богатство непременно приносит пользу и что стремление к богатству есть правильный курс жизни. Может, оно и так, если бы только богатый мог сделать то, чего не сделал богатый юноша. Если богатый способен отдать значительную часть своих средств тем, кто нуждается, тем, кто страдает, тогда богатство становится оправданным. И человек, научившийся отдавать из своих богатств значительную часть нуждающимся, будет пополнять свое состояние, ведь Господь будет ему помогать, покуда его материальные возможности служат другим людям, особенно находящимся в критической жизненной ситуации. Мы знаем, что есть такие богатые люди, и мне приходилось с ними встречаться, которые от своего богатства дают так много другим, что от этого часто зависят и здоровье, и жизнь последних. Вот дай Бог, чтобы наши богатые люди, родившиеся в православной стране и так или иначе связанные с Церковью, всегда помнили, что оправдание богатства здесь, на земле, выражается в том, что тебе перестают завидовать, тебя перестают считать врагом, а в будущем веке это богатство может обратиться во благо, если здесь служит благу других людей. Но ведь сказанное относится не только к богатым людям. У каждого есть какие-то материальные средства, и даже самая малая милостыня тому, кто критически нуждается в материальной помощи, может быть соизмерима с даром самого богатого человека. Потому что речь идет не об объеме помощи, а о самом факте разделения своих ресурсов с другими людьми.

Вот чему учит нас эта история о богатом юноше, который не сумел отказаться от своего образа жизни, от своего достатка, с тем чтобы пойти за Христом. Юноша поверил Господу, ведь иначе он бы не стал обращаться к Нему, он хотел идти за Ним, но главное требование, которое было обращено к нему Спасителем, — раздать свое имение и пойти по иному пути, — оказалось для него невыполнимым. Еще раз, переводя эту евангельскую историю на язык нашей повседневности, хотелось бы сказать, что не каждый имеет много средств, но ведь проблема заключается не столько в наличии средств и не в их объеме, а в отношении к этим средствам. Если из большого количества денег человек не может помочь другому, — это путь в ад, и говорить тут не о чем. Если богатый человек не видит скорби другого, не помогает ему, то это путь, уводящий от Бога, от Христа и от Его Царства. Нередко таких богатых людей окружают и зависть, и злоба, — достаточно вспомнить революционные события в нашей стране. Такой человек и здесь не будет окружен уважением, я уж не говорю о любви, и там его ждет наказание от Господа. Поэтому наличие материальных средств — это и ответственность за земной отрезок жизни богатого человека, и, конечно, оно имеет отношение к жизни вечной. Трудно богатому войти в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. И по мере того как возрастает материальное благополучие во многих странах, в том числе, мало по малу, и в нашей стране на глазах многое меняется, каждый человек, который начинает получать средств больше, чем получал ранее, и больше, чем ему нужно для самого себя, должен помнить эти евангельские слова. Ведь самое главное — это обрести Царство Божие, и дай Бог, чтобы те, у кого есть средства, помнили о сегодняшнем евангельском чтении и творили добрые дела.

Еще раз хочу подчеркнуть: речь идет не только о людях богатых, но и о каждом из нас. Каждый обязан помогать другому, если тот находится в трудных жизненных обстоятельствах. Это Божий завет, это Божия заповедь, это условие нашего спасения. Вот об этом нас и учит сегодня Святая Церковь, и дай Бог всем нам воспринять этот призыв Церкви, эти замечательные спасительные слова Божиего закона, Христова Евангелия, с тем чтобы обрести мир, спокойствие, радость в этой жизни и Царство Небесное в жизни вечной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5956500.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Патриаршее слово в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 г. 15:40

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости

11 сентября 2022 г. 08:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Всероссийского Дня трезвости.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем мученическую кончину святого Иоанна Предтечи, который был по приказу царя Ирода усечен мечом. Сей день Церковь призывает проводить в строгом посте, поскольку именно невоздержание стало причиной произошедшего трагического события. Роскошная трапеза с обилием вина так изменила сознание правителя, что он решил казнить пророка Божия, которого, будучи в трезвом состоянии, «боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его» (Мк. 6:20).

Дабы мы не потеряли духовной бдительности, Русская Церковь, как любящая мать, установила особый День трезвости, возродив замечательную дореволюционную традицию. Опираясь на Божественное Откровение и огромный святоотеческий опыт, Она неустанно свидетельствует о том, что излишества в пище и невоздержанность в употреблении хмельных напитков не могут иметь добрых последствий, что мы и видим на примере царя Ирода.

Любые смущения и тревоги, заботы и трудности, с какими бы людям ни приходилось сталкиваться в жизни, успешно преодолеваются не с помощью алкоголя и других одурманивающих средств, но крепкой верой и преданием себя воле Создателя. Только так в сердце воцаряются мир и радость, которые позволяют человеку адекватно оценивать все происходящее, делать верные выводы и принимать правильные решения.

Итак, «будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6), дабы жизнь наша протекала во всяком благочестии и чистоте, в чем да поможет нам Милостивый Спаситель по молитвам Своего Предтечи и Крестителя Иоанна.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5955430.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3009
  • Репутация: +553/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Усекновения главы Иоанна Предтечи после Литургии в Храме Христа Спасителя

11 сентября 2022 г. 14:18

11 сентября 2022 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии было оглашено Патриаршее послание по случаю Дня трезвости, после чего Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

К этим словам я бы хотел добавить еще что-то, что мне кажется важным. Сам Господь и Его апостолы употребляли вино, и недаром именно вино было избрано Спасителем для совершения Таинства Святой Евхаристии. Одно это позволяет понять, что само по себе вино не является ни опасным, ни греховным. Грех проистекает не от продукта, а от человека. Умеренное употребление вина сопровождает самые радостные события в человеческой жизни. Крестят младенца — собираются за стол и, конечно, употребляют вино. Ни одна свадьба не проходит без вина. Даже такие тяжелые жизненные моменты, как похороны, тоже не проходят без употребления вина. И Церковь не осуждает это, не называет эти обычаи греховными, пагубными. Пагубным является злоупотребление вином, как, собственно говоря, и любое другое злоупотребление.

Злоупотребление вином несет за собой тяжелейшие последствия — в первую очередь для человеческого сознания, для человеческой психики. Вино как бы раскрепощает человека. В небольших дозах это приводит к вдохновению, к тому, что человек, может быть, более ярко проявляет свои таланты. Но если чуть-чуть эту норму превысить — а что греха таить, чаще всего норма превышается не чуть-чуть, — то вино превращается в страшный яд, который губит человеческое сознание, психику, который стимулирует человека на отвратительные поступки, потому что всякие табу разрушаются и человек начинает верить в то, что он все может. Абсолютное большинство преступлений происходит именно потому, что человек под влиянием алкоголя не управляет самим собой.

Вообще все, что Бог дал человеку, может быть обращено и на добро, и на зло, — в том числе пища. Без пищи человек жить не может, но объядение приводит к тяжелейшим заболеваниям и даже может закончиться трагически. Но ничто так ярко не обнаруживает эту двойственность Божественных даров, как алкоголь. Господь дает человеку возможность употреблять вино и не порицает за это, но чрезмерное употребление несет в себе невероятную опасность, и, действительно, большинство правонарушений и ужасных жизненных ошибок человек совершает под воздействием алкоголя.

По милости Божией употребление спиртных напитков в нашей стране за последние годы резко сократилось. Еще недавно в это было невозможно поверить, но по милости Божией произошли действительно замечательные перемены, и потребление спиртных напитков, особенно крепких, заметно уменьшилось. И дай Бог, чтобы эта тенденция закрепилась, чтобы опасность злоупотребления спиртным, опасность алкоголизации населения навсегда исчезла даже из самой отдаленной перспективы нашей национальной жизни. Ну, а для того, чтобы было так, нужно, чтобы у человека были возможности направлять свое сознание на нечто более значимое; и одним из замечательных способов избегать употребления алкоголя является занятость человека. Я не говорю о рабочем дне, но если после рабочего дня человек занят добрым, то у него просто не будет ни возможности, ни времени травить себя алкоголем.

Вот почему борьба за преодоление этого пристрастия лежит не только в медицинской сфере, но и, конечно, связана с воспитанием людей, особенно нашей молодежи. Надо прививать людям с раннего возраста вкус к трезвому образу жизни. Ведь пьяный человек — это тот, кто потерял драгоценное время, не говоря уж о здоровье. А сегодня молодежь у нас очень динамичная, она хочет много знать, многого добиться, и уж совсем не к лицу нашим молодым людям злоупотребление спиртным, которое действительно поражает сознание, нарушает психику, ослабляет способности и губит время.

Дай Бог, чтобы наметившаяся очень добрая и важная тенденция к сокращению употребления спиртных напитков закрепилась в нашем народе, в нашем обществе. Чтобы умеренное употребление, подконтрольное самому человеку, а если он не способен контролировать, — обществу и государству, действительно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Верим, что так и будет, потому что, как уже было сказано, мы имеем добрые положительные знаки того, что радикально меняется к лучшему само отношение молодежи, мужской части нашего общества, да и женской тоже, к употреблению или, лучше сказать, к злоупотреблению спиртными напитками.

Я всех вас поздравляю с этим замечательным днем, который, как и многое другое, что предлагает Церковь через свою литургическую жизнь, заставляет нас задуматься о важном. Будем просить Господа, чтобы эта замечательная тенденция в жизни нашего народа и общества продолжалась и чтобы результатом было интеллектуальное и духовное развитие всех сторон нашей общественной и личной жизни.

Молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да поможет Господь тем, кто еще находится под бременем алкогольного воздействия, оставить этот порок, а всем нам — созидать такой образ жизни и такой образ межличностных и общественных отношений, который поставил бы за пределы возможного и допустимого злоупотребление спиртными напитками. Да хранит всех нас Господь в трезвой жизни, в мудрости и в способности изгонять из своей жизни пороки, в том числе тот, о котором сегодня говорим. Молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да хранит Господь народ наш и землю нашу от этого порока и да укрепляет всех в трезвенной мирной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5958060.html