Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Не получили письмо с кодом активации?
rss

Автор Тема: Слова Патриарха Кирилла  (Прочитано 528241 раз)

0 Пользователей и 12 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных 1160-летию российской государственности

21 сентября 2022 г. 10:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств в Великом Новгороде, посвященных 1160-летию российской государственности.

Организаторам и участникам торжеств, посвященных 1160-летию российской государственности

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас и поздравляю со знаменательной датой — 1160-летием российской государственности.

Немало значимых и судьбоносных изменений в жизни нашей страны произошло со времени, когда, согласно летописным источникам, состоялось «призвание варягов» — событие, с которого отечественная историческая наука традиционно ведет отсчет государственного бытия русского народа.

Способность к государственному строительству, несомненно, свидетельствует о внутренней зрелости и одаренности народа, который осознает себя единым целым и стремится к созидательному творчеству. В известном смысле общественная реальность есть отражение духовного состояния людей и плод их совместных усилий. И этот принцип неоднократно подтверждался самой историей, беспристрастно свидетельствующей о том, что упадок духовной жизни народа неизбежно приводил и к нестроениям в жизни государственной.

Процесс государственного развития России нельзя назвать простым: в прошлом были и славные периоды расцвета, и тяжелые периоды смуты и упадка. Но важно отметить, что даже в переломные моменты, когда порою решалась судьба всей страны, русский народ, невзирая на сложности, находил в себе силы противостоять опасным вызовам времени, проявлял твердую волю, сплоченность и невероятную крепость духа, убедительно показывая, что жизнь и благополучие государства не есть сфера ответственности лишь одних политических лидеров, но общее дело всего народа.

Выдающийся отечественный мыслитель Иван Ильин верно писал о том, что здоровая государственность невозможна без чувства собственного духовного достоинства. Духовное достоинство нашего народа неразрывно связано с православной верой, в которой предки черпали вдохновение и мужество преодолевать трудности и идти вперед наперекор всем испытаниям. Здоровая государственность непременно проистекает из особенностей народного менталитета и служит их своеобразным продолжением.

Христианство сформировало лучшие черты нашего национального характера: отзывчивость и милосердие, правдолюбие и великодушие. С принятием православной веры преобразилась духовная жизнь народа, обновилось и его государственное самосознание, которое отныне старалось устроять общественное бытие на евангельских ценностях. Стремление к отношениям, основанным на справедливости и взаимном уважении, готовность защищать слабых и помогать угнетенным, миролюбие и верность данному слову — эти и другие нравственные принципы во многом определяли проводимую государством политику на протяжении более чем тысячелетней истории России.

Россия держалась и строилась памятью о Боге. Пусть эти исполненные глубокой внутренней правды слова Ильина всегда находят подтверждение в нашей жизни и трудах на пользу Отечества. Молюсь о том, чтобы мы никогда не забывали о духовных истоках русской цивилизации, хранили верность Христу и Его Церкви, чтобы Господь, видя нашу крепкую веру и любовь к земной Родине, благословил народ России миром и посетил его многими милостями и щедротами.

Державный Покров Царицы Небесной да пребывает над страной нашей, над Церковью и над каждым из нас.

http://www.patriarchia.ru/db/text/5956778.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы

21 сентября 2022 г. 13:33

21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день в истории нашего Отечества был отмечен многими событиями, но, наверное, самое яркое и значительное — это Куликовская битва в 1380 году. Конечно, враг не знал, что в этот день Русь прославляет Пресвятую Богородицу, что к Ней особенно возносятся молитвы. Он начал эту битву в полной уверенности, что победа будет одержана. Но мы знаем, что этого не случилось. Непобедимый враг был остановлен, и по прошествии ста лет враг ушел, осознав, что невозможно победить этот народ и эту державу.

Вот какие замечательные события связаны с праздником, который мы сегодня отмечаем. Почему же Русь стояла так твердо? Потому что Россия сохранила свой язык, свою веру, свою культуру, и даже под иноземным владычеством продолжала развиваться наша национальная жизнь.

А теперь давайте спросим: а почему так? Ответ только один: вера православная, Церковь Православная была хранителем духовной жизни народа. Люди понимали, что отступить можно от чего угодно, но только от веры никогда нельзя отступать. Потому что, если предашь в этом Господа, ничего другое не получится и никаких успехов не будет. И эта наша верность Господу и Спасителю, в условиях иноземной власти, была угодна Всевышнему настолько, что в течение десятилетий враг не предпринимал никаких усилий, чтобы напасть на столицу. Враг стоял на реке Угре, напротив стояло наше войско, и это стояние, без видимой битвы, и стало нашей тихой победой над врагом.

Конечно, все это было связано с глубочайшей верой нашего народа. Потому что вера делает человека очень сильным, ведь она переводит его сознание от повседневности, от материальных забот к заботе о душе, о вечности. И когда в человеке сильно это измерение, связанное с вечностью, то он становится непобедимым, потому что перестает бояться смерти. А именно ведь страх смерти гонит воина с поля битвы, толкает слабого на предательство и даже на то, чтобы брату восстать на брата.

Но подлинная вера истребляет страх смерти, а значит, и всякую человеческую подлость и предательство, и является великой опорой людей в созидании их общей жизни. Вот почему вера так важна для созидания жизни и общества, и государства. И если люди отказываются от этой силы и уповают только на силу юридического закона или на силу политических групп и партий, то такого рода единство всегда временное: проходит вкус на партии и политические идеалы, и все начинает разваливаться. И потому важно, чтобы в основе нашей национальной жизни, как великий приоритет, была вера, а вместе с ней — система христианских ценностей, которые возвышают душу и ведут человека, убежденно верующего, в вечную жизнь, а потому и непобедимого.

Сегодня Отечество наше, Русь, историческая Русь проходит через тяжелые испытания. Мы знаем, что происходит на Украине. Мы знаем, какая опасность нависла над украинским народом, который пытаются переформатировать, сделать государством, противным Руси, вражеским по отношению к России. Очень важно, чтобы в наших сердцах не возникало чувства, что там враг. Мы должны молиться сегодня о том, чтобы Господь укрепил братские чувства народов Святой Руси, чтобы еще более и более крепким становилось единство нашей Церкви, которое действительно является залогом мира на просторах Руси, — почему и развал нашей страны начался с попыток разорвать Церковь, создать расколы и разделения. Враг знал, что в эту точку надо ударить. И хотя мы понесли потери и возник опасный, греховный безблагодатный раскол на Украине, но одновременно там сохраняется вера православная, и наши братья и сестры, архипастыри и пастыри едины и, верю, вместе с нами продолжают молиться вокруг престола Господня и за прекращение междоусобной брани, и за восстановление мира на просторах исторической Руси.

Сегодняшний день связан с воспоминанием великой победы нашего народа, его духовного подвига, с воспоминанием того, как духовный авторитет влиял на формирование мужества и героизма. Я имею в виду, в первую очередь, благословение преподобного Сергия Радонежского, данное Дмитрию Донскому. Как все это формировало подлинную духовную силу нашего воинства, которое одержало победу в историческом сражении.

Это экскурс в историю с нашей, церковной точки зрения. Эта точка зрения не присутствует в светской исторической науке, а напрасно, потому что именно этот подход к истории высвечивает самое главное — духовное измерение в жизни людей и государства, без которого победы, в условиях угасания веры и духа, становятся невозможными. Поэтому сегодня мы еще и еще раз молимся Господу, чтобы Он умирил Русь, остановил междоусобные брани, чтобы воссоединилась Русь Святая — в том смысле, чтобы никакие раздоры и разделения не терзали наследников той самой единой Святой Руси. И сегодня, когда мы вспоминаем победу нашего народа в Куликовской битве, мы просим о том, чтобы без особенных битв и кровопролитий пришла подлинная победа, которая бы вернула нам духовное единство, мир, благополучие и взаимную любовь.

Пусть Покров Царицы Небесной простирается над Ее уделом — над Святой Русью. Пусть святые угодники Божии, одинаково прославляемые и почитаемые в России, на Украине, в Беларуси и других уголках исторической Руси, молятся сегодня за нас, недостойных, и вооружают нас правильными мыслями, нужными словами, но, самое главное, праведными делами, через которые могли бы прийти мир и благополучие на землю Святой Руси. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5961645.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Кириллу, епископу Звенигородскому

21 сентября 2022 г. 15:53

21 сентября 2022 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Кирилла (Зинковского), ректора Московской духовной академии, во епископа Звенигородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Кирилла на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Кирилл!

Неизреченно сильный и всесильный Всесвятой Дух, всех обновляющий и просвещающий (трипеснец в пяток Пятьдесятной недели), почил ныне на тебе по молитвам Церкви и чрез возложение рук архипастырей. Почил, дабы ты, преисполненный Его богатых даров, приступил к новому высокому служению и, укрепляясь силой Господней, привлек к познанию Истины жаждущих спасения людей, а слово Божие росло и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7).

Под сводами сего храма с душевным трепетом принес ты ныне Создателю торжественные обеты, и Сердцеведец Бог был Свидетелем обещания твоего (чинопоследование архиерейской хиротонии).

За свою жизнь всякий христианин, а наипаче же архипастырь, берет на себя множество обязательств пред Господом. Придя в этот мир, ты в таинстве Крещения через своих восприемников пообещал вероватьТворцу как Царю и Богу, а более двадцати лет назад, облекшись в монашеские одежды, — не предпочитать ничего, кроме Него, и отречься от всего мирского. Принимая священный сан, ты клялся проходить свое служение во всем согласно слову Божию, с усердием и благоговением, а ныне — назирать паству по обычаю апостолов, соблюдать и твердо держать церковный мир, не творить ничего вопреки божественным и священным правилам, аще и смертию тебе воспретят (чинопоследование архиерейской хиротонии). Какие же это огненные слова, какие славные обетования и как страшно их нарушить! Сколь высока ответственность, сколь страшна власть, даруемая тебе ныне, но и сколь могущественна сила Божия, нашедшая на тебя для осуществления этой власти!

Вступая на многотрудный и тернистый путь епископского служения, всегда помни слова архиерейской присяги, произнесенной тобой сегодня. Однако не только человек дает Богу обещания. Свои обетования людям изрекает и Создатель, Который никогда не уклоняется от истины и не нарушает Своих слов, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23). Сам Господь обещает верующим в Него вечную жизнь, обещает услышать в день печали (Пс. 19:1) и исполнить все прошения (Пс. 19:6), дать Своим людям крепость и благословить их миром (Пс. 28:11). Он свидетельствует, что скорее мать забудет свое дитя, нежели Он забудет Свой народ (Ис. 49:15), и заверяет, что не оставит нас сирых (Ин. 14:18) и пребудет с нами до скончания века (Мф. 28:20).

Не забывай об этих дивных обетованиях Божиих, запечатлей их в своем сердце и приводи на память на всякое время — не только в минуты испытаний, но и в исполненные радости мгновения. Пусть благодарение Создателя станет нормой твоей ежедневной жизни, чтобы, взирая на тебя, будущие служители алтаря Господня вдохновлялись твоей ревностью и искренним желанием со тщанием трудиться во славу имени Христова.

Вот о чем нужно особенно помнить архипастырю. Церковь воздвигает его на высокий свещник, но с того высокого свещника все хорошо видно тем, кто вокруг, и потому особые требования — к жизни архиерея, к его мыслям, к его словам, к его служению.

Именно об этом предстоящем тебе делании хотел бы сказать несколько подробнее. Священноначалием тебе доверено быть ректором Московской духовной академии. Это ведущее и старейшее учебное заведение нашей Церкви, чья история восходит к знаменитой Славяно-Греко-Латинской академии. За многовековой период бытия этой духовной школы здесь сложились свои воспитательские, образовательные и богословские традиции, которые тебе следует познавать, беречь и уважать. Будь внимателен к богатому духовному наследию Большой кельи преподобного Сергия. Неразумное усердие способно в короткое время разрушить то, что создавалось трудами целых поколений, и о таких неразумных руководителях, в том числе на церковной ниве, потом с сожалением вспоминают в течение долгих лет. Но помни и о том, что консерватизм, то есть сохранение традиций, сохранение веры,должен быть направлен не только на сохранение, но и на то, чтобы все эти ценности, запечатленные в слове Божием и передаваемые Церковью, усваивались Божиим народом.Старайся делать всё от тебя зависящее, чтобы приумножать лучшее, что было в истории этой школы.

Особым предметом твоей заботы должна стать подготовка учащихся к вступлению в клир. Академия — это не просто место получения глубоких богословских знаний, но и пастырская школа. Непрестанно имей попечение о том, чтобы у учащихся сохранялось и усиливалось желание воспринять священный сан. Сегодня, как и две тысячи лет назад, по-прежнему актуальны слова Христа Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Будь же ревностным соработником Самому Господу, посылающему делателей на ниву Свою.

«Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля!» — говорит святой Иоанн Златоуст (Беседа 59 на Евангелие от Матфея). Внимай этим словам и помни, что православное богословие — это не отвлеченная философия. Оно, конечно, неразрывно связано с историей человеческой мысли, но более всего среальной духовной жизнью человека, ибо, согласно принципу, сформулированному еще древними подвижниками, если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты богослов. А посему прилагай усилия к тому, чтобы богословствовать в соответствии с великими назиданиями предшествовавших нам поколений богословов и, более того, святых отцов. К сожалению, сегодня нередко бывает так, что некоторые так называемые «прогрессивные теологи», богословы, коих множество за пределами нашего Отечества, пытаются приспособить богословие под свои немощи и слабости, а подчас и вовсе оправдывают явные грехи и пороки. Мы являемся свидетелями этого апостасийного богословия.

Как любящий отец, наставляй вверенных тебе воспитанников в том, что, по слову Златоустого учителя, «Богу угодны в нас не уста, лепечущие о богословии, но желание и расположение, когда мы проповедуем с верою и воспеваем с любовью» (Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа). Чаще напоминай им слова и святителя Филарета, митрополита Московского: «Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера» (Сборник мыслей и изречений).

Опираясь на личный десятилетний опыт ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии, могу с уверенностью свидетельствовать, что очень многое зависит от должного устроения внутренней духовной жизнишколы. Будь мудрым архипастырем, справедливым наставником, старайся, чтобы Большая келья Преподобного Сергия стала для студентов не просто учебным заведением, но настоящей дружной семьей, где все совместно трудятся и молятся для единой цели и каждый готов помочь и оказать поддержку ближнему, дабы этот опыт братства, духовной и интеллектуальной жизни сохранялся в памяти выпускников на многие и многие годы.

Для того чтобы деятельность твоя была благоуспешна, ни одну из твоих обязанностей не почитай маловажной. Стремись по-отечески заботиться как об учащих, так и об учащихся, заботиться и вникатьне только в вопросы образования и воспитания, но даже в бытовые проблемы и нужды. Старайся обеспечить достойные условия и для эффективной деятельности профессорско-преподавательской корпорации, и для обучения и проживания студентов. В жизни духовной школы нет мелочей, потому что иногда и мелочь может очень сильно ранить человеческую душу.

У тебя есть и собственный ценный опыт преподавательской, административной и научной работы, который, надеюсь, будет помогать тебе на новом поприще трудов.

Как некогда ученики Христовы, восприняв дары Святого Духа в день Пятидесятницы, с радостью и дерзновением устремились на проповедь Евангелия даже до края земли (Деян. 1:8), так и ты, восприняв ныне апостольский жребий, гряди на место своего служения с радостью и дерзновением и помни о неложных обещаниях Господних.

Прими же сей жезл и, укрепляясь помощью Того, Кто призывает тебя ныне к трудам и взирает на дела и мысли твои, преподай благословение верным, молившимся ныне вместе с нами о том, чтобы Дух Святый нашел на тебя и сила Вышнего осенила тебя (Лк. 1:35).

Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/text/5961581.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (23 сентября 2022 года)

23 сентября 2022 г. 20:45

23 сентября 2022 года в Москве состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дорогие Преосвященные архипастыри, досточтимые игумены и игумении, всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствую на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. Это уже наша третья встреча и, вспоминая прошлые встречи, должен сказать, что они произвели лично на меня — знаю, что не только на меня, но и на большинство участников — самое доброе впечатление. В том смысле, что они явились действительно важным вкладом в координацию наших общих усилий по устроению монашеской жизни — не только решению каких-то административных вопросов, но и духовной жизни монашеского сообщества. Надеюсь, и эта наша встреча будет плодотворной и полезной.

С момента нашего предыдущего собрания прошло уже шесть лет. За это время многое изменилось, эти годы были наполнены важных событиями. И, конечно, надо обсудить, что произошло за эти шесть лет. Проблемы, которые возникли, недоумения или, наоборот, радостные свидетельства о том, что в тех или иных обстоятельствах наши монастырские общины, наши братства и сестричества достойно решали вопросы и проблемы, с которыми приходилось сталкиваться.

Очень важно, что наши собрания всегда связаны с совместной молитвой. Но вообще так и должно быть в жизни монашествующих, которых в первую очередь объединяет общая молитва, взаимопомощь, духовное общение. И чем крепче эти духовные связи, тем убедительнее наш возможный совместный ответ на те проблемы, с которыми сталкивается и Церковь, и наше монашеское братство и сестричество.

Соблазны современного мира таят в себе значительные опасности, и, думаю, многие из вас, избравших монашеский путь, путь духовного совершенствования, ведущий человека в Божие Царство, это чувствуют и понимают. И самое, может быть, главное для монашествующих — не потерять этот основной жизненный ориентир. Каждая эпоха наполнена теми или иными вызовами, проблемами, страстями, борьбой. И, хотя монашествующие удаляют себя от клокочущего жизненного контекста, в который погружены люди светские, тем не менее отзвуки скорбей, проблем, борений, конечно, прикасаются и к тем, кто живет за монастырской оградой.

Теперь несколько слов о статистике. На данный момент в Русской Церкви 947 монашеских обителей, из них 458 мужских монастырей и 489 женских. Из этого количества монастырей 570 — на территории Российской Федерации. В России 277 мужских и 293 женских обители. Среди всех монастырей — 36 ставропигиальных (17 мужских и 19 женских), в которых подвизается 2073 насельника.

Отрадно, что и в мегаполисах, и в самых отдаленных епархиях зарождаются монашеские общины. Это свидетельствует о непобедимой силе Божией, о привлекательности пути, который Господь предлагает для особо избранных, для тех, кто находит в себе силы по нему идти. Это действительно свидетельствует о непобедимой силе Христовой, о том, что люди откликаются на любовь Спасителя и желают посвятить Ему свою жизнь.

Всякий раз, когда мы видим человека, избирающего монашеский путь, мы являемся свидетелями Божиего чуда. Действительно, не чудо ли это в то время, когда идеология легкой и комфортной жизни, стремление к потреблению все большего числа благ становятся весьма распространенными, а для некоторых легкая и комфортная жизнь — их единственная цель. Сегодня все это расширяется, и чуть ли не главным направлением развития человеческой цивилизации становится достижение того положения, когда человек может удовлетворять свои всё возрастающие потребности. И если богословски мудро посмотреть на ход человеческой истории, то понимаешь, что искаженная грехом человеческая природа без помощи Божией, без Божественного водительства не может быть сама по себе защищенной от тех темных сил, которые борются с человеком, желая направить его в сторону от Бога и спасения.

Мне бы хотелось сказать о том, что для многих людей, которые со стороны смотрят на монашествующих, избранный ими путь представляется достаточно странным. Потому что монахи отказываются от того, что для человека, особенно современного, является чуть ли не главной целью в жизни. Ведь цели жизни большинства людей не связаны с перспективой вечности. Комфорт, деньги, благополучие, удовольствия становятся одной из целей земного бытия человека, но насколько отличен от такого понимания целей жизни образ жизни монашествующих!

Казалось бы, для чего нужны миру монахи, которые удаляются от него и видимым образом никак на мир не влияют? Зачем они нужны, со своим особым целеполаганием и с практикой осуществления этого целеполагания? Зачем вообще такие люди нужны? И вот как я скажу: они нужны как часовые, которые стоят на страже. Их стража — это трезвение и молитва в монастырях, которые не прекращаются ни на минуту. Это тяжелейший труд и великая ответственность, ибо, как свидетельствует святой Силуан Афонский, «молиться за людей — это кровь проливать». И сегодня миру как никогда нужна молитва, поэтому обращаюсь к вам, а через вас — ко всем монашествующим: в усердии не ослабевайте, духом пламенейте (Рим. 12:11) и будьте верными своему призванию.

Хотел бы предостеречь вас, дорогие мои, от погружения в мирскую суету, водоворот событий, который отвлекает от Бога и мешает молитве, которая есть главное оружие монаха. А суета отвлекает от молитвы, по себе могу сказать. Когда работаешь по 12 часов в сутки, а потом думаешь: все-таки и помолиться как-то надо, на эту самую молитву сил иногда не хватает. А встаешь на молитву — внимание рассредотачивается. И оказывается, что самое главное — на периферии, потому что главным становится твоя повестка дня. Конечно, она полностью связана со служением Церкви, никаких посторонних целей и задач не может быть. Но молитва даже в этом потоке жизни, направленной на служение Церкви, у многих из нас занимает очень небольшое место. А нужно научиться тому, чтобы сопрягать исполнение служебных обязанностей — честное, жертвенное — с молитвой. И в наше особо беспокойное время, я думаю, что это всенепременное условие успеха нашего служения. Поэтому хотел бы предостеречь всех нас от погружения в мирскую суету, в водоворот событий, отвлекающих от Бога. И без молитвы, которая в таком случае уходит на периферию жизни, монах становится неспособным вести невидимую брань и неизбежно подпадает страстям, нередко становясь соблазном для мирян, желающих видеть в жизни иноков образец для подражания.

Смиренномудрие и терпение, сострадание и жертвенность, которые должны взращивать в своем сердце монашествующие, — необходимые составляющие духовной жизни наравне с молитвой. Смиренномудрие, терпение, сострадание и жертвенность. Всё трудно, но особенно трудно сострадать и жертвовать. Смиренномудрие — это то, что мы считаем благом для самих себя. Мудрый человек — это сильный человек. А вот сострадание и жертвенность — это то, что мы отдаем; а отдавать всегда труднее, чем получать или хранить. Все церковные люди так или иначе молятся, однако молитва молитве рознь. Она не должна ограничиваться вычитыванием келейного правила и присутствием на богослужениях. Молитва, к которой мы призваны, — это ум и сердце, устремленные к Богу, мысленное предстояние пред Ним и памятование о том, что все наши дела и помышления открыты Господу. Это хождение пред Богом, как говорили святые отцы и как в слове Божием сказано — и в Ветхом, и в Новом Завете. «Праведник ходил пред Богом» значит постоянно себя поставлял под Божий суд, контролировал свои мысли и действия, понимая, что эти мысли и действия видны Господу, и за них человек будет отвечать пред Богом.

Преуспеяние инока не измеряется, конечно, внешними достижениями. Можно исполнять все правила и ежедневно ходить на службы, но монахом по сути так и не стать. Потому что монашество — это прежде всего реальное исполнение Божиих заповедей, это неосуждение, долготерпение, несение тягот друг друга и, наконец, через незлобие и полный отказ от осуждения — стяжание заповеданной Спасителем любви к ближнему.

Любовь начинается с неосуждения, мне часто приходится об этом говорить. Многие люди не понимают, что такое любовь к ближнему. Любовь к мужу, к жене, к детям, к родителям, к друзьям — да, понятно. А что такое любовь к ближнему? Так вот, любовь начинается с сострадания, и только человек, способный сострадать, может достигнуть любви к ближнему.

Результат наших трудов, принесенных Господу, — это духовные плоды, которые перечислил апостол Павел в Послании к Галатам: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Монашеская жизнь дает замечательную возможность стяжать эти плоды. А в чем проявляет себя любовь? В добром и искреннем отношении к ближнему, готовности пожертвовать для него тем, что тебе самому дорого. А радость подлинная и духовная? Что это, как не умение радоваться за ближних и утешаться не чем-то земным и внешним, а познанием Бога?

А кротость что такое? Это опять же не что-то внешнее, не глаза, опущенные долу, а способность переносить всё неприятное без ропота и озлобления. Это внутреннее глубокое делание, основанное и на силе веры, и на силе воли. Не это ли важнейшая забота монаха и предмет его духовных размышлений? Соблюдая себя от соблазнов, храня в чистоте веру, непрестанно подвизаясь в борьбе с грехом, инок обретает реальную силу — душевный мир, мир Христов, побеждающий всякую вражду и ненависть.

Монах, стремящийся принести духовные плоды, созидает вокруг себя благодатную атмосферу радости, умиротворения и тишины, почему люди и любят приезжать в монастыри. Ведь там они сердцем чувствуют умиротворение и покой, а оттуда возникает и радость. Рядом с монахом, с монашеской общиной люди обретают веру и встают на путь спасения. Таким образом, не только сам монах, но и его ближние приходят к цели христианской жизни — к стяжанию Духа Святого, к чему призывал и великий угодник Божий преподобный Серафим. Все вы, конечно, знаете эти слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Именно этим монашествующие могут и должны служить миру, именно этого ждут сегодня те, кто приходит в святые обители.

Всякий верующий, а наипаче инок, должен внутренне всегда предстоять перед Богом. Непрестанное духовное бодрствование — это наука из наук, и в ней все мы и вверенные нам монашеские общины должны обретать реальный навык.

Преподобные отцы оставили нам великое наследие — многочисленные творения, в которых отражен богатый опыт их духовной жизни, и эта сокровищница открыта для нас. Когда-то русские монахи могли только мечтать о таких книгах, которые сейчас доступны каждому. Во времена преподобного Антония Печерского книг святых отцов было совсем мало и стоили они очень дорого, а поучения аввы Дорофея или слова преподобного Исаака Сирина вообще не были переведены.

Вспомним и недавнее прошлое. Всего лишь несколько десятков лет назад в нашем Отечестве Священное Писание и книги святых отцов были под запретом, и с большим трудом можно было найти перепечатку дореволюционной книги. Сравните всё это с тем, что мы имеем сейчас. Книги святых отцов издаются в больших количествах — не только ранее известные, но и те, которых ранее на русском языке не существовало. Сегодня весь этот золотой фонд открыт для нас, и каждый имеет возможность читать и учиться науке монашеской жизни.

Конечно, недостаточно просто прочитать книгу — думаю, на это надо обратить особое внимание. Чтение должно сопровождаться размышлением и стремлением осуществить прочитанное в своей жизни. То, что мы читаем в таких замечательных текстах, мы должны пропускать через самих себя: а где я в системе ценностей, которая описана на этих страницах? Какова моя реакция на то, что автор характеризует как опасное или соблазнительное? Пропуская через себя прочитанное, мы актуализируем текст, он становится живым, действенным, он становится частью нашей жизни.

Еще хотел бы сказать о том, что преподобный Симеон Новый Богослов сравнивает подобные труды с сундучком, полным золота и драгоценных камней. Кто просто читает книги, тот завладел сундучком, однако пока сундучок заперт, и пользы от него нет. И нужно открыть этот сундучок, проникнуть внутрь, в самую глубину святоотеческих творений. Как это сделать? Для этого нужно стараться на деле исполнять написанное, обретая через это делание и познание Бога, и духовную мудрость, и бесстрастие, и другие дары.

Это делание должно быть деланием всей жизни. Это то, что я ранее сказал, употребив иное сочетание слов. Я говорил, что надо пропускать написанное через себя, пытаясь его актуализировать и в сознании, и в чувствах, и задавать себе вопрос: а насколько это меня касается? Насколько я готов все это исполнять? Исполняю ли я то, что здесь написано? А если не исполняю, то почему? И что я должен сделать, чтобы попытаться идти тем путем, который предлагают святые отцы?

А начинается всё с простого, о чем в этих книгах тоже говорится. Какую ни открой, увидишь два основных наставления: проявляй послушание и твори молитву, в том числе молитву Иисусову. Вот краеугольные камни, на которых всё строится.

В послушании красота и сила монаха. Иной раз спрашивают: зачем уходить в монастырь, ведь можно и в миру молиться, трудиться, исполнять заповеди? Да, всё это можно делать в миру. Но полностью сконцентрироваться на достижении поставленной цели, отсечь свою волю, предавшись воле Божией, можно только в монастыре, и в этом кардинальное различие между духовной жизнью мирянина и монашествующего. Если стремишься к совершенству, это стремление должно сопровождаться полной концентрацией мысли и воли. Сделать это в миру очень трудно, практически невозможно, но это можно и нужно совершать, находясь за монастырской оградой, в монастырской общине.

Сила преподобных отцов — не в особом избранничестве. Например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с юности любил послушание и до конца дней (а прожил он 95 лет) охотно подчинялся, не претендуя на первенство, не стремясь завоевать авторитет и не считая свое мнение истиной в последней инстанции. Когда к нему приходили братья монастыря за благословением на какое-то дело, он всегда сначала спрашивал, благословил ли это наместник. Хорошо помню отца Иоанна (Крестьянкина) еще не монахом, а священником. Он находился в дружеских отношениях с моим отцом, они часто общались, и мне также доводилось встречаться с отцом Иоанном, когда он еще был простым священником. Но встреча с ним всегда оставляла очень светлый, мирный след в душе, и чувствовалось, что это человек с каким-то особым духовным потенциалом. И этот потенциал потом развился, и мы сегодня почитаем отца Иоанна как подлинный образец монашеской жизни.

Послушание — это основа трезвения и умного делания, ведь Сам Спаситель сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16:24). Это отвержение себя исполняется как раз через послушание, проявляя которое, инок отказывается от своей воли и вверяет себя Богу и духовному наставнику.

Все преподобные отцы, достигшие высоких молитвенных состояний, начинали именно с этого. Преподобный Серафим Саровский, например, получил такую заповедь от старицы Досифеи, подвизавшейся в мужском образе: «Старайся приобрести память о Боге. А для этого непрестанно призывай Его имя: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!" Ходишь или сидишь, или работаешь, или стоишь в церкви, непрестанно произноси эти слова устами, умом и сердцем». Преподобный Серафим послушался ее — и стал великим подвижником.

Сейчас речь идет не о таких деяниях, которые находятся за гранью сил и возможностей. Мы говорим не о сверхчеловеческих подвигах, например, о стоянии на столпе, или о том, чтобы спать один час в сутки, как святой Паисий Величковский, или о том, чтобы есть только сухари, как египетские пустынники. Всё это не является обязательным для соответствия высокому монашескому призванию. А что же является обязательным? Для нас очень важно ответить на этот вопрос, потому что он затрагивает самую суть нашего монашеского делания. Обязательно то, что доступно всем: послушание и понуждение себя к молитве и делам любви. Требуется малое, но на это малое необходимо направлять, как известно, огромные усилия, и тогда это малое становится великим.

Знаю многих ревностных монахов и монахинь, которые любят Христа и Его Церковь, проявляют послушание и преуспевают в молитве и доброделании. Дай Бог, чтобы всякий принявший ангельский образ всегда хранил огонь любви ко Господу и ближним и старался, чтобы никакие земные ветры не потушили это пламя.

В наши дни появилось опасное искушение, которое может угасить самый сильный духовный огонь. Хотел бы сказать несколько слов об этом искушении. Это многочисленные информационные потоки, со всех сторон обрушивающиеся на человека, и поэтому от монахов ныне требуется особый вид аскезы, который можно определить как воздержание от избыточной информации, от частых посещений медиапространства, от чрезмерной вовлеченности в виртуальную жизнь. Несколько лет назад мы и представить не могли, что может быть такое искушение, что виртуальная жизнь ворвется в наше внутреннее пространство, что в каком-то смысле человек окажется незащищенным. Потому что он использует все эти гаджеты для того, чтобы совершать огромное количество дел, без этих приборов современная жизнь уже немыслима; но через эти удобные приборы внешний мир вторгается в нашу внутреннюю жизнь.

Преподобный Андроник (Лукаш), глинский старец, говорил: «Монах, вышедший из монастыря даже на короткое время, уже не вернется таким, каким вышел». Сейчас иноку, чтобы выйти в мир, достаточно взять смартфон и нажать одну кнопку. И в какой мир попадаешь сразу — в мир, исполненный страстей, столкновений, коварства и всего того, что очень легко может разрушить духовный мир инока. Взявший в руки смартфон попадает во «всемирную паутину» и возвращается из нее чаще всего не таким, каким вошел. Вот это нужно помнить. Мы не отдаем себе отчет, что произошло за это время нашего пребывания в виртуальном пространстве, но оно воздействовало на нас, и степень этого воздействия оценить невероятно трудно, может быть, даже невозможно. Часто все это подспудно, где-то в глубине сознания или даже в подсознании, но это воздействие осуществляется. Тысячи образов запечатлеваются в сознании от соприкосновения с этим пространством, и внутреннее состояние человека становится другим — пусть на какие-то миллиметры или миллиграммы, условно говоря, но другим. Интернет — вещь, как известно, отнюдь не безобидная, и даже немонашествующим не стоит там слишком долго находиться, а монаху тем более нужны определенные рамки. Не говорю, особенно тем, кто по послушанию должен присутствовать в этом пространстве, что вообще не надо туда входить. Не надо входить тем, кому там делать нечего, кто живет спокойно без того пространства, о котором я говорю. Но некоторые в силу обязанностей входят в это пространство, и очень важно иметь некоторые определенные рамки, в первую очередь, временные.

Хотел бы вспомнить здесь случай, рассказанный преподобным Силуаном Афонским. Он говорит, что лично знал инока, который два часа смотрел на мир — и полюбил всё мирское. Он прожил в монастыре тридцать пять лет и старательно обходил мирские селения, чтобы не смотреть ни на что соблазнительное. «Из этого видно, — говорит святой Силуан, — как надо бояться, чтобы не потух в нас огонь, который понудил нас бросить мир и возлюбить Господа». Даже во времена преподобного Силуана все это было, и без всяких гаджетов, а сейчас тем более.

Когда монах посещает интернет-пространство, даже за послушание, он должен отдавать себе отчет в том, что оказывается в волнах житейского моря, в бушующем мире, который во зле лежит (1 Ин. 5:19). А я бы еще добавил: входит на тонкий лед. Прежде чем коснуться экрана, нужно очень хорошо подумать, так ли необходима содержащаяся в сети информация, которая чаще всего разрушает умиротворение и вносит смущение в сердце. Если чтение и просмотр интернет-материалов провоцирует греховные помыслы, то может возникнуть опасность стать пленниками страстей — как грубых, плотских, так и менее заметных, как например, тщеславие, самомнение, ложь, превозношение над другими и так далее.

Монашествующие, конечно, могут с благословения священноначалия выходить в интернет-пространство, в том числе для проповеди слова Божия, для участия в неких дискуссиях, направленных на защиту Церкви и наших идеалов. Но если эта проповедь сопровождается тщеславием и самолюбованием, то, несомненно, может навредить душе. Замечали, наверное? Вроде как батюшка Церковь защищает, а на самом деле пиарится. Знаю, что люди умеют отличать духов, и сразу видно, где защита, где жертвенное служение, а где желание хлесткой фразой напомнить о себе так, чтобы люди сознавали, что это не простой автор и вот как он отличается от других. Но, кроме того, у пользующихся интернетом нередко возникает иллюзия, что они «невидимы» и могут посещать какие угодно сайты и площадки. Сидишь вечером, ночью, тыкаешь пальцем — тебя вроде никто не видит, никто тебя не отслеживает. На самом же деле в Интернете каждый на виду, и это нужно помнить. Интернет — абсолютно прозрачная информационная сфера, только пользуется этой прозрачностью не каждый, а тот, кто управляет этой системой.

Если иноки говорят и действуют вразрез с данными Богу обетами, то не только причиняют вред своей душе, но и наносят урон делу проповеди, являя миру вовсе не тот образ жизни, который заповедан в Евангелии. Поэтому нужно помнить, что у монахов иной способ воздействия на мир, иная стража, которую мы несем. Даже если есть острая необходимость, чтобы монах пользовался интернетом, — опять возвращаюсь к этой теме, — то время такого пользования должно быть строго ограничено и не иначе как по благословению игумена, игумении или духовника.

Пользование интернетом по возможности должно быть вне монашеской кельи. Как всем известно, преподобный Сергий Радонежский после повечерия обходил кельи и смотрел, что делают монахи. Если видел, что они молятся, читают святых отцов и занимаются рукоделием, то радовался. А если заставал за чем-то посторонним, то был огорчен и стучал в окошко. Если бы он увидел монаха, который в стенах кельи выходит в мир и живет духом этого мира, как вы думаете, обрадовался бы Преподобный или в окошко постучал? Ответ очевиден. Поэтому желаю всем вам в кельях совершать свое молитвенное правило, читать Священное Писание, Псалтирь, святоотеческие творения, жития святых. И не только читать, но потом и исполнять то, чему вы поучаетесь в уединении, преуспевать в добродетелях. От этого миру будет бóльшая польза, чем от самых блестящих интернет-дискуссий. Словом можно ранить человека, а вот любовью и примером добродетельной жизни — обратить к Богу.

Вообще всякое блуждание мыслей, все фантазии и чувственные представления, навеянные внешними впечатлениями или порождаемые страстями и греховными наклонностями, также отрывают инока от Бога и «обесточивают» его сердце.

Будем продолжать прилагать усилия к духовному возрастанию и творить добрые дела. Какие бы трудности и испытания ни встречались на нашем пути, будем твердо уповать на Господа, зная, что, если Он что-то вверил нам, то Сам даст силы для совершения этого.

Сегодня за Литургией читалось Евангелие о том, как ученики страшились шторма во время плавания и как Господь пришёл к ним по водам. Бушующая стихия, среди которой на помощь человеку идет по волнам Христос, — это образ всей нашей жизни. Что бы ни происходило, будем верить: Спаситель с нами — Живой, избавляющий от всякой опасности, утишающий любую бурю.

Будем же внимать наставлению святого апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14). Этому призыву необходимо следовать всем христианам, наипаче же монашествующим, так как именно от насельников монастырей, от их благочестия и умения любовью побеждать вражду и нестроения во многом зависит духовное благополучие тех, кто в посещении обителей стремится прикоснуться к молитвенному опыту носителей многовековой монашеской традиции русского Православия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5962213.html

Оффлайн Лида

  • Откровенные
  • Патриарх форума
  • *****
  • Сообщений: 3004
  • Репутация: +552/-0
  • Пол: Женский
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

23 сентября 2022 г. 21:00

23 сентября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. В ходе мероприятия Святейший Владыка ответил на вопросы присутствующих.

— Благословите, Ваше Святейшество! Сейчас Преосвященнейший владыка Порфирий напомнил нам о словах преподобного Сергия Радонежского, о том, что нам нужно взирать на Святую Троицу, созидать единство и побеждать ненавистную рознь мира сего. Мы хотели бы также услышать и Ваш Первосвятительский совет, чтобы Вы из Вашего опыта подсказали нам, как создать в монастыре такую атмосферу. Мы были бы очень благодарны!

— Очень трудный вопрос…

— Ваше Святейшество, а Вы на самом деле на все вопросы ответили в своем докладе. Ответ уже был.

— Ну, если был, то слава Богу. А вот так навскидку… Не хотелось бы говорить какие-то общие пустые слова. Этот вопрос содержит в себе некий вызов каждому из нас, кто вступил на этот путь. Думаю, в первую очередь хорошо было бы, чтобы каждый подумал и сам для себя ответил на этот вопрос. Я не дерзаю в данном случае предлагать вам экспромтом свои мысли, потому что хотелось бы, чтобы на этот вопрос каждый нашел правильный, мудрый и подходящий именно для него, соответствующий его жизненным ориентирам, его жизненным установкам, его целеполаганию ответ. Давайте лучше займемся такой «лабораторной работой» у себя в келиях.

— Благодарим, Ваше Святейшество, и почтительно просим Вас преподать Ваше отеческое наставление — возможно, из личного опыта. Как при множестве ежедневных дел и попечений сохранить молитвенный настрой и как во время богослужения не рассеиваться, думая о делах обители?

— Опять-таки все это очень трудно. Начну говорить — вроде какое-то бахвальство, очень сложно для меня. Это затрагивает, знаете, некое глубинное, духовное измерение. Единственное, что хотел бы сказать монашествующим пресвитерам: никогда нельзя привыкать к совершению Божественной службы, особенно Божественной литургии. Никогда! Если совершение Литургии нас не тронуло, если в течение всей службы мы постоянно отвлекались мыслями на что-то другое, если не пережили какой-то опыт, ясно свидетельствующий о прикосновении Божией благодати в момент совершения Евхаристии, значит, мы недостойно совершили эту службу. В том смысле, что мы не пережили нечто такое, что действительно оздоровило бы наше духовное состояние, укрепило нас в вере, благочестии, чистоте.

Невозможно дать ответ, который удовлетворил бы каждого, потому что у каждого собственный опыт молитвы, собственный опыт духовной жизни. И какие-то общие правила для одного будут приемлемы, а другой отнесется к ним безразлично. Поэтому в первую очередь нужно иметь ясное целеполагание — чего мы хотим достичь? Вот мы облеклись в монашеские ризы — чего мы ищем? Не беру, конечно, сейчас в расчет и даже не хочу обращаться к тем, кто с облачением в монашеские ризы связывает карьерный рост. К сожалению, это тоже бывает. Но иногда Господь действует так, что по каким-то карьерным соображениям человек принял монашество, а потом прикоснулся к этой жизни и, если это серьезный человек с верой и способностью к самоанализу, то монашеский опыт его очень исправляет. И когда, наконец, наступает момент и ему предлагают более высокий сан, такой человек нередко от этого сана отказывается — а ведь начинал с помысла о высоком сане.

Поэтому, конечно, Господь творит с нами чудеса, если мы способны их воспринимать. Но, самое главное (опять-таки опасаюсь каких-то общих слов, потому что общие слова никогда не могут быть убедительными для всех), хотел бы сказать так: мы должны в первую очередь каждый день контролировать свое духовное состояние.

Допустим, хирург каждый день совершает операции, но не извлекает уроков из сделанного, особенно сталкиваясь с трудными случаями. И если он не подвергает анализу все то, что совершил у операционного стола, он никогда не достигнет высоты. Знаю, я общался с такими врачами, как сделанные операции иногда становятся огромной внутренней драмой для человека, сознающего, что он не сумел что-то сделать. Что-то не доделал или не сумел, и он понимает, что это отразится на здоровье его пациента.

Вот если применить сказанное сейчас к нашей жизни, к нашей духовной жизни, то, несомненно, становится очевидно, что нам необходим самоанализ. Не самоуспокоение, не самооправдание, особенно если мы вступаем в конфликт с другим человеком. Напряглись отношения, поссорились — и что потом происходит? Мы начинаем проигрывать с ним диалоги, оправдывая себя, да еще и подыскивая новые и новые аргументы, чтобы при встрече добить его еще и этими новыми аргументами. А может, надо подходить к нашим конфликтам с другой стороны и думать не о том человеке и не о том, как его добить, а о том, что я в этой ситуации совершил? Правильно ли я поступил? Правильно ли употребил те слова? И какая у меня цель: усугубить конфликт или его исцелить?

Говорю вам, дорогие мои братья и сестры, опять-таки не как всеобщую рекомендацию, а просто немножко делюсь своим личным жизненным опытом. Не могу сказать, что этот опыт такой уж богатый и всесторонний; наверное, у многих из вас он более глубокий. Но всегда и при любых обстоятельствах нам нужно избегать самооправдания, особенно когда совесть нам подсказывает, что не всё хорошо мы сделали.

А самооправдание — сплошь и рядом. Рассорились два брата или две сестры. Не скажу, чтобы я был свидетелем ссор между сестрами, а вот конфликты между братьями наблюдал. Ну и потом каждый (и ко мне нередко так обращались) начинает давать свою интерпретацию конфликта, и всегда виноватым оказывается другой человек. Сейчас-то у меня редко возникают такие духовнические возможности, а раньше, когда я еще не был Патриархом, я имел возможность общаться с братией на совсем простом уровне. Так вот, всякий раз участник конфликта говорил мне только о том, как он обижен, какой плохой тот, другой, и как несправедливо тот поступил. Чаще всего такого человека нужно остановить и сказать простую фразу: «Рцем и о себе самех. Не надо о другом — о себе говори». Ты вступил в конфликт, ты понимаешь, что кто-то поступил неправильно, но ты в первую очередь оценивай свою позицию, свои слова. Потому что за свои слова ты будешь пред Богом, а не за действия другого человека. Господь не спросит у тебя: «А как ты оценил поступок брата?» Нет! Он спросит, как ты себя чувствовал, себя вел и говорил в этой ситуации. Поэтому фокус нашего внимания в духовной жизни должен быть в первую очередь на нас самих.

Но здесь есть исключения. Когда к духовнику приходит человек кающийся, тогда фокус должен быть направлен на него. Надо очень внимательно слушать, что говорят люди, и в данном случае соотносить то, что происходит с человеком, и свой личный опыт может быть опасно. Ведь ты же не проживал его жизнь, он в совершенно другом положении, он живет в другом измерении, а ты его оцениваешь или осуждаешь со своей позиции. Вот это самый неправильный подход, и духовничество не заключается в том, чтобы выносить суд тем, кто к нам подходит. Духовничество заключается в том, чтобы вместе с человеком страждущим (потому что к нам подходит больной, духовно больной человек) помолиться вместе, поразмышлять вместе. Не проповедовать ex cathedra — это самое ужасное, а просто порассуждать. Сказать, если возможность: «Слушай, давай посидим, поговорим. Ты мне расскажи», и подвести человека к пониманию того, что и он, если речь идет о конфликтах, особенно семейных, несет часть ответственности.

Другими словами, если подытожить то, что я сказал, может быть, не так гладко и убедительно, нам нужно избавляться от эгоцентризма, когда мы смотрим на мир через самих себя, когда мы главное действующее лицо, когда мы выносим суд. Для пастыря, для духовника, это очень опасно. Он должен стать всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых.

— Ваше Святейшество, Вы говорите с нами на классическом святоотеческом языке, но язык этот не из книг, а из прожитого опыта, и мне это очень дорого. И даже когда Вы что-то не договариваете, предлагая нам самим ответить на этот вопрос, в этом — великое доверие. Вы открываете свободу, но в то же время даете правильную тональность. Ваше Святейшество, в наше время люди ослаблены духовно и физически, но вместе с тем жизнь монашеская не мыслится без подвига, без определенной внутренней работы. Каким Вы видите подвиг монашествующих сегодня?

— Это очень общий вопрос. У каждого монаха свой подвиг. И есть, конечно, общая аскетическая традиция, в рамках которой мы все живем как монахи. Но вопрос, конечно, не касается самой традиции, а на это каждый человек, наверное, ответит по-своему. Поэтому у меня нет общего ответа.

— Ваше Святейшество, мы Вас сердечно благодарим за Ваши вот ответы. Нужно иметь такое мужество, чтобы не уйти в рассуждения, а предоставить другим подумать и сказать иногда: «Возьми на себя ответственность и ответь на этот вопрос». Ваше Святейшество, сердечно благодарим за эту встречу, столь неформальную, духовную.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5962229.html